На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы психической нормы и патологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство здравоохранения и социального развития РФ
Волгоградский государственный медицинский университет
Факультет социальной работы и клинической психологии
Кафедра общей и клинической психологии
 
На правах рукописи
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
Проблемы психической нормы и патологии
 
Выполнил(а) студент
___II__курса___1___группы
Баннова Екатерина Алексеевна
_________________________
Научный руководитель:
Ворожейкина Лариса Ивановна,
Преподаватель кафедры
__________________________
 
«Работа допущена к защите»
__________________________
Декан:
Волчанский Михаил Евгеньевич,
доктор социологических наук, доцент
_________________________________
 
 
 
 
Волгоград 2011
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….3-5
Глава I. Сопоставление понятий «норма» и «патология»…………………....6
     Параграф 1. Понятия медицинской «нормы» и «патологии»………....6-11
     Параграф 2. Понятия «норма» и «патология» в психологии…………12-16
Краткие выводы по главе I…………………………………………………....17
Глава II. Исследования нормы и патологии поведения на примере
подростков………………………………………………………………..........18
     Параграф 1. Причины отклонения подросткового поведения от
нормы (девиантное поведение)…………………………………………...18-24
     Параграф 2. Определение юношеской психопатологии……………..24-30
Краткие выводы по главе II………………………………………………..30-31
Заключение…………………………………………………………….........31-33
Список источников и литературы……………………………………34-35
 

Введение
Клиническая (медицинская) психология - раздел психологии (на стыке с психиатрией), изучающий психические явления с точки зрения их взаимосвязи с болезнями. Сфера клинической психологии включает в себя диагностику психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психофизиологических проблем и разработку, проведение и оценку психологической коррекции (психотерапия). Психотерапевтические методы клинической психологии: консультирование, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, семейное консультирование и различные формы поддержки людей, испытывающих психологические проблемы, связанные с нарушениями физического здоровья.
Разделы клинической психологии в себя включают:
психология больных людей;
психология лечения взаимодействий;
норма и патология психической деятельности;
психология девиантного поведения;
психосоматика, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;
неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.
Клиническая психология занимается проблемой определения, что же такое психическая норма и патология. В рамках нозологического подхода принято выделять два состояния человека - здоровье и болезнь.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности - от медицины и психологии до философии и социологии. Был совершён ряд попыток вывести критерии психической нормы, в число которых включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
Основная гипотеза курсовой работы - понятие «норма», как и понятие «патология» это не застывший конструкт, а динамическая система, которая изменяется с течением времени и выявлением новых граней индивидуальности человека.
Актуальность выбранной темы. Обозначенная тема не нова и исследования по ней ведутся уже довольно давно, но мы, все же, считаем, что она в наше время очень актуальна, так как окончательного ответа на вопрос «что же такое норма и патология?» психологи еще не нашли. Методологической основой данной работы послужили труды таких классиков отечественной и зарубежной психологии как Б.С. Братусь, А.Е. Личко, Б.Д. Карвасарский, Б.В.Зейгарник, К.Леонгард и многие другие. Мы не претендуем на открытие концептуально нового определения, но разобраться в уже существующих можно попробовать. Литературы, касающейся этой темы напрямую не много, но, однако, достаточно, чтобы сравнить разные точки зрения по этому вопросу. Из этого следует, что тема проблемы нормы и патологии в психологии раскрыта лишь частично и требует дальнейшей разработки. Это нужно в первую очередь для того, чтобы понять причины поступков, совершаемых людьми, в частности, подростками. Часто не разобравшись в причинах поступков, мы делаем ошибочные выводы.
Прежде всего, такой подход должен применяться в педагогике: именно в школе подростки проводят большую часть своего времени  и именно педагог обязан отличать акцентуации от психопатий. Клиническая психология это наука, призванная изучать психическую деятельность человека и давать ответы на естественно возникающие вопросы, связанные с поведением.
Объект исследования – подростковое поведение.
Предмет, соответственно нормальное и отклоняющееся (девиантное) поведение. Причем акцент сделан на отклоняющееся по каким-либо параметрам поведение подростков.
Цель работы: проанализировать основные характеристики понятия нормы, изменяющиеся во временном контексте.
Задачи: дать определения понятиям «норма» и «патология», рассмотреть, как трансформировались эти понятия в разное время, найти общее в этих определениях, применить полученные знания и представления о норме и патологии в исследовании подросткового поведения, выявить современное понимание «нормы» поведения подростков.
Структура работы: логика исследования обусловила структуру данной курсовой работы, состоящей из введения, двух глав, включающих в себя по 2 параграфа и кратких выводов по ним, заключения и библиографии. Глава 1 посвящена определению понятий «норма» и «патология» с медицинской и психологической точек зрения, рассмотрению динамики изменения трактования этих понятий с течением времени и нахождению общего звена в определении этих терминов. Глава 2 рассматривает норму и патологию подросткового поведения, способы ее определения и причины проявления отклонений. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.



Глава I. Сопоставление понятий «норма» и «патология»
Параграф 1. Понятия медицинской «нормы» и «патологии»
Понятия «норма» и «патология» столь же трудноопределимы, как и находимы. У разных авторов они разнятся, но, все же, попробуем найти в них что-нибудь общее. Далее мы приведем несколько вариантов определения понятий и в конце постараемся сделать общий вывод. Итак:
1. Понятие медицинской нормы (референтной величины) включает в себя результаты обследования репрезентативной группы практически здоровых лиц. Получаемые при этом данные имеют нередко существенные отличия, связанные как с влиянием региональных особенностей проживания обследуемых, их генетической адаптацией к этим условиям, так и с использованием различных методов исследования одних и тех же показателей. Эти обстоятельства диктуют необходимость определения каждой региональной лабораторией своих нормативов.[1]
2. Медицинская норма. Нормальным, “образцовым” с медицинской точки зрения мы называем состояние организма, при котором выполняются его физиологические функции, необходимые для его существования. Нормально работающий орган - это орган, который способен выполнять эти функции. Этот критерий вполне надежен для соматических заболеваний: все “отклонения”, что ведут организм к гибели, могут считаться “ненормальными”.[2]
3. Норма, также, может пониматься как диапазон оптимального функционирования организма. То есть норма - мера функционального оптимума.[3]
4. Норма - наиболее распространенные лабораторные и функциональные показатели, полученные в большинстве случаев унифицированными методами исследования практически здоровой части населения.
 
В изложенных выше четырех вариантах определения нормы в медицине, можно увидеть схожесть лишь в одном: каждый автор указывает, что норма есть оптимальное состояние организма для выполнения всех жизненно важных функций. Первое и четвертое определения очень схожи, но мы решили их не объединять. Причина этого решения - разные методы получения информации. В остальном же трактовка этого, казалось бы, простого и давно известного понятия у каждого автора своя. А у некоторых «оптимальных состоянием организма» она и ограничивается. Теперь же рассмотрим определение патологии в медицине.
Медицинская патология - наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исхода заболеваний и отдельных патологических процессов в организме человека и животных. Истоки медицинской патологии можно найти в древнем мире, как умозрительное учение о и солидарной патологии. Первоначально основными методами были наблюдение больного, систематизация и обобщение врачебного опыта. В начале 17 века вошёл в употребление термин «общая патология» для обозначения системы представлений о сущности и причинах болезни.[4]
Изучение причин и механизма развития отдельных заболеваний было предметом частной патологии. В процессе дифференциации медицинских знаний частная патология сохранилась в аспекте научных исследований, но как предмет преподавания включена в соответствующие клинические дисциплины (например, частная патология нервных болезней - в невропатологию).
Метод сопоставления клинических наблюдений с результатами патологоанатомических вскрытий, разработанный Дж. Морганьи, К. Рокитанским и другими, обусловил развитие во 2-й половине 18 века патологической анатомии, выявление материального субстрата многих болезней в виде макро- и микроскопических изменений органов и тканей[1; 15с].
В середине 19 веке Р. Вирхов предложил теорию целлюлярной патологии («Вся патология есть патология клетки»). Она позволила связать представление о болезни с конкретными изменениями строения клеток и органов, и привела к длительному господству анатомо-локалистического подхода к познанию сущности болезни.
Развитие общих представлений о болезни менялось на протяжении истории медицины. Гиппократ причиной болезни считал неправильное смешение четырёх основных жидкостей организма: крови, слизи, жёлчи жёлтой и чёрной (венозная кровь)[35]. Примерно в то же время на основе атомистического учения Демокрита возникло представление, что болезнь развивается вследствие изменения формы атомов и их неправильного расположения. В конце старой и начале новой эры и, особенно, в Средние века появились идеалистические взгляды на учение о болезни, согласно которым душа, или особый вид жизненной силы («архей»), определяет борьбу организма с изменениями, вызванными болезнью. Материалистические взгляды на болезнь в Средние века развивал Ибн Сина (возникновение болезни под влиянием невидимых существ, роль конституции организма). В 17-19 веках большой вклад в учение о болезни внесли Дж. Б. Морганьи (мысль о связи болезни с анатомическими изменениями в органах), М. Ф. К. Биша (описание патологоанатомической картины ряда болезней), Рудольф Вирхов (теория целлюлярной патологии), К. Бернар (болезнь — нарушение физиологического равновесия организма со средой) и др. С. П. Боткин, В. В. Пашутин, И. П. Павлов, А. А. Остроумов связывали болезнь с нарушением условий существования человека и развивали представление о болезни на основе идеи нервизма.
Несмотря на обилие работ по проблеме болезни, это понятие до сих пор не является точно детерминированным. Некоторые авторы отрицают качественные особенности болезни по сравнению со здоровьем. Так, А. А. Богомолец высказывал мысль, что болезнь не создаёт в организме ничего существенно нового[25; 40 с.]. Другие включают в понятие болезнь лишь биологические закономерности. По П. Д. Горизонтову, болезнь представляет собой общую сложную реакцию, возникающую в результате нарушения взаимоотношений организма и среды. Болезнь сопровождается развитием патологических процессов, представляющих местные проявления общей реакции организма. В трудах Давыдовского отстаивается положение, согласно которому не существует принципиальных отличий между физиологией и патологией. Патологические процессы и болезнь, по его мнению, это всего лишь особенности приспособительных процессов, сопряжённых с субъективным страданием. Согласно концепции Г. Селье об общем адаптационном синдроме, болезнь представляет собой напряжение («стресс»), возникающее в организме при воздействии на него чрезвычайного раздражителя.
Но самое, пожалуй, известное, но далеко не профессиональное определение слова «патология» - это отклонение от нормы. Соответственно «норма» - это все, что не патология. Важно отметить, что если трактовка понятия «норма» все же у каждого автора своя, то в случае с «патологией» наблюдается большая однозначностью. Однако, как показано выше, с течением времени менялись и определения. На сегодняшний день, наиболее распространенной трактовкой «патологии» является приведенное ниже определение:
- патология или патологическое состояние - это устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза).[5]
Иными словами, «патология» в медицине понимается как расстройство некоторых функций организма, в большинстве случаев отрицательно сказывающаяся на жизнедеятельности индивида, иногда приводящее к летальному исходу.
В медицине, как и в психологии, выделяются основные причины болезней[35] ( в психологии - факторы, являющиеся патогенными). Они разнообразны, но все могут быть сведены в следующие группы:
?        механические
?        физические
?        химические
?        биологические
?        психогенные (для человека).
Любой из этих факторов вызывает состояние болезни, если он неадекватен (то есть чрезвычаен, непривычен) для организма. Неадекватность может быть количественной (количество раздражителя является чрезмерным для организма), качественной (на организм воздействует фактор, по отношению к качеству которого в организме не выработано защитно-приспособительных механизмов), временной (количественно и качественно адекватный раздражитель воздействует длительно или в такие промежутки времени и в таком ритме, которые непривычны для организма) и зависящей от индивидуальных свойств данного организма (то есть определяемой индивидуальной реактивностью данного организма в виде повышенной чувствительности). Существующее в условиях капитализма социальное неравенство и национальный гнёт служат причиной ряда заболеваний и даже вымирания целых народностей, например австралийцев, бушменов, индейцев и др.
В современном представлении болезнь характеризуется следующими основными чертами[6]:
1.      В развитии болезни ведущую роль играет внешняя среда, а для человека - прежде всего социальная. Изменения внутренних свойств организма, вызванные факторами среды и стойко закреплённые (в том числе и наследственными механизмами), в дальнейшем сами могут играть ведущую роль в возникновении болезни.
2.      Большое значение в развитии болезни, кроме этиологического фактора (то есть причины болезни) и внешних условий, имеют защитно-приспособительные механизмы организма. Развитие болезни в значительной степени зависит от совершенства этих механизмов, объёма и скорости их включения в патологический процесс. У человека на развитие и течение болезни большое влияние оказывает психогенный фактор.
3.      Болезнь - страдание целостного организма. Не существует совершенно изолированных болезнью органов и тканей, то есть местных болезней. При всякой болезни в большей или меньшей степени вовлекается весь организм, что не исключает наличия основного поражения в том или ином органе или части организма. Различают следующие периоды болезни: скрытый, или латентный (для инфекционных болезней - инкубационный), - период между началом воздействия болезнетворного агента и появлением первых симптомов болезни. Он может длиться от нескольких секунд (например, при отравлении сильными ядами) до десятков лет (например, при проказе). Продромальный период - период появления первых признаков болезни, которые могут носить неопределённый неспецифический характер (повышение температуры, разбитость, общее недомогание) или в ряде случаев быть типичными для данного заболевания. Период полного развития болезни, длительность которого колеблется от нескольких суток до десятков лет. Период завершения болезни (выздоровление, реконвалесценция) может протекать быстро, критически или постепенно, литически. Осложнения отягчают болезнь, а иногда становятся причиной неблагоприятного исхода. Исходом болезни могут быть: полное выздоровление, выздоровление с остаточными явлениями, стойкое изменение органов, иногда возникновение новых форм заболевания в виде отдалённых последствий и смерть.
Стоит подчеркнуть, что приведенные выше определения терминов и факторов болезни в полной мере справедливы с медицинской точки зрения, но отнюдь не точны с точки зрения психологического знания. Однако у них есть общее звено, которое будет продемонстрируемо в следующем параграфе.
 
Параграф 2. Понятия психологической нормы и патологии
Как уже говорилось в начале данной работы, «клиническая психология есть частная психологическая дисциплина, предмет которой психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств/болезней. Сюда относятся следующие разделы: этиология / анализ условий возникновения расстройств, классификация, диагностика, эпидемиология, интервенция (профилактика, психотерапия, реабилитация, охрана здоровья, оценка)[25; 24с.].
В данном определении клинической психологии используются два понятия - расстройство и вид расстройства, психическое и соматическое, которые можно обозначить так:
- Расстройство: мы говорим «психические расстройства» вместо «психические болезни» (ср. DSM-IV, МКБ-10). Понятие «болезнь» подразумевает отчасти, что существует некое единство, обладающее специфическим набором симптомов и характером течения, которые обусловлены соответствующими биологическими процессами. Это определение до известной степени подходит к соматическим нарушениям. При психических же нарушениях подобные соответствия бывают спорны, поэтому представляется целесообразным применять более открытое понятие - психическое расстройство.
- Вид расстройства (психическое, соматическое): клиническая психология занимается в первую очередь психическими расстройствами, однако сюда можно отнести и психические феномены при соматических заболеваниях, так как многие проблемы при психических и соматических расстройствах сопоставимы. При соматических заболеваниях психические феномены часто нельзя не учитывать в рамках этиологии/анализа условий возникновения, описаний (например, физические ощущения после ампутации) или вмешательств (например, более эффективное совладание с болезнью при нарушениях слуха).
Разделяя «психическое» и «соматическое», мы тем самым подходим к вопросу об основных категориях понимания феномена человека - разных плоскостях рассмотрения. Чаще всего выделяют следующие плоскости: биологическую (соматическую), психическую, социальную и экологическую. Наличие таких понятий, как психофизиология, психосоматика и т. д., говорит о том, что разные плоскости пересекаются друг с другом. Используя понятия «психическое» и «соматическое», нельзя не коснуться проблемы души и тела, для решения которой в философии предлагаются различные онтологические и эпистемиологические подходы. Упомянем здесь только две позиции, которые являются особо значимыми для клинической психологии, а именно концепцию комплементарности Фаренберга и эмерджентную концепцию Бунге.[…] Можно сказать, что обе позиции имеют мультимодальную основу, т. е. каждое расстройство/болезнь и в плане этиологии/анализа условий возникновения, и в плане интервенции можно расположить в различных плоскостях: соматические заболевания - не только в соматической, но и в психической плоскости, а психические расстройства соответственно - в психической и в соматической; сводить те или другие только к биологической плоскости нельзя. Подразделение расстройств на психические и соматические в конечном счете произвольно, оно только акцентирует какую-то одну плоскость данных, которая представляется доминантной в настоящий момент. Несмотря на это, в структуре научной клинической психологии деление на психическое и соматическое все же соблюдается; не в последнюю очередь потому, что современные клинико-психологические знания, относящиеся к соматическим заболеваниям, слишком обширны, чтобы обсуждать последние вместе с психическими расстройствами».[7]
Из всего выше процитированного, можно вывести обобщенное определение понятия, которые нас так интересует:
- психическое расстройство (психопатология) - это есть определенный набор симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющий страдание человеку и препятствующее нормальному функционированию личности.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Этого же определения придерживается и выдающийся отечественный психиатр и психотерапевт Борис Дмитриевич Карвасарский. В своей книге «Клиническая психология» он посвятил отдельную главу такому разделу клинической психологии как патопсихология. Он указывает, что подходя к разбору дихотомии норма-патология, на его взгляд лучше придерживаться определения ВОЗ.
Однако, «самым расхожим остается для многих психологов и психиатров понимание нормы как, во-первых, чего-то среднего, устоявшегося, не выделяющегося из массы и, во-вторых (что необходимо связано с первым) - наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Такое понимание хорошо согласуется со здравым смыслом и имеет весьма глубокие корни в житейском сознании, прочно отождествляющем нормальное и общепринятое [14; 12 с].
Данный статистически-адаптационный подход к по­ниманию нормы вызывает, однако, резкую и, видимо, столь же, как и сам этот подход, давнюю критику. Отождест­вление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низ­водя его до уровня приспособления к расхожим шабло­нам поведения.
А выдающийся отечественный исследова­тель пограничных психических состояний П. Б. Ганнушкин [5; 16 c.] не раз подчеркивал относительность границ нормы. Вот, например, характерные для него высказывания:
«...в таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой - в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные, конституционально-психопатические черты»; ««гармонические» натуры по большей части есть плод воображения».»[8]
Большинство этих определений имеют некоторые общие черты - в них упоминаются отклонение от общепринятых норм, постоянные душевные страдания, которые испытывает человек, психическая дисфункция и опасность, которую данный человек представляет для самого себя или для окружающих.
В своей книге «Аномалии личности» Борис Сергеевич Братусь [5], кроме уже обозначенного нами статистически-адаптационного подхода к дихотомии норма-патология выделяет еще несколько:
- экзистенциальный подход - норма для каждого своя, внутренний мир человека уникален, подчеркивая необходимость творческого, интуитивного подхода к каждому. При этом подходе границы нормы смазываются, если не сказать, что их вообще нет;
- антипсихиатрический - как таковых понятий «норма» и «патология» нет. А функции этих слов сводятся лишь к репрессии неугодных обществу людей.
Все три подхода изложенные Братусем схожи в одном - они определенно не валидны. Об этом говорит сам Борис Сергеевич: «приведенные взгляды не есть в строгом смысле полное снятие со счетов проблемы нормы, признание ее не существующей. Представление о норме здесь остается, правда, по большей части в  скрытом, имплицитном виде».
Но на этом толкование «нормы» не заканчивается, С. Б. Семичов [34] выделил 5 уровней психической нормы, без которых она как таковая и сужествовать не может:
1) идеальная норма, или эталон - гипотетическое психическое состояние, характеризующееся гармоничной интеграцией теоретических норм, создающее условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта и соответствующее нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности;
2) среднестатистическая норма - показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной популяции; данный показатель предполагает определенный риск психического расстройства;
3) конституциональная норма - соотнесение определенных типов психических состояний здоровых людей с определенным типом телесной конституции; примером концепции, основанной на конституциональной норме, служит концепция Э. Кречмера;
4) акцентуация - вариант психической нормы, характеризующийся особой выраженностью и непропорциональностью некоторых черт характера, приводящих к дисгармоничному складу личности;
5) предболезнь - появление первых, эпизодических, разрозненных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной негрубых нарушений социальной адаптации.
О психической норме можно говорить тогда, когда физиологические и психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе психических процессов, находятся в пределах физиологической нормы, а психические составляющие личности (восприятие, память, внимание и др.) находятся в пределах статистической нормы, определяемой с помощью экспериментально-психологических методов.
Обобщая выводы по данному параграфу, можно привести цитату из книги Б.С. Братуся «Аномалии личности» [5; 21 c.]: «человек здоров настолько, насколько он избегает крайностей невроза или психопатии, на­сколько он, даже имея в себе зачатки, признаки, скры­тые процессы, относящиеся к этим страданиям, не дает им разрастись дальше положенной черты, границы».
 
 
Вывод по главе I.
Несмотря на то, что психической норме придают статус медицинского понятия, тем не менее, медицинская норма не может стать надежным источником для психической нормы. Во-первых, мы можем заметить, что так называемые психические заболевания не нарушают физиологические (телесные) функции организма, а значит, не могут считаться “нарушениями” или “отклонениями” в медицинском смысле. Во-вторых, психическая жизнь человека не может ограничиваться исключительно биологическими критериями выживания и адаптации. Такая биологическая редукция психической жизни лежит, например, в основе медицинского подхода к суицидальному поведению, которое воспринимается психиатрами как, безусловно, ненормальное.
В данный момент можно привести слова Юлии Борисовны Гиппенрейтер [5; 14 с.], определяющие саму суть данной проблемы и как нельзя более точно описывающие ситуацию, сложившуюся вокруг дихотомии норма-патология:
«Пусть «нормальными» будут считаться такие степени отклонения какого-нибудь свойства от математического среднего, которыми обладает половина популяции; тогда по ? популяции разместится на обоих полюсах «оси» этого свойства в зонах «отклонения» от нормы. Если мы теперь возьмем не одно, а два независимых свойства, то при тех же условиях в «нормальной» зоне окажутся уже ? часть всей популяции, а остальные ?  попадут в зоны «отклонения». Короче говоря, при подсчете пяти независимых свойств остается всего один «нормальный» на 32 человека, а при учете 10 свойств - один «нормальный» на 1024 человека! Так где же в таком случае норма - 1024 или 1?»



Глава II. Исследования нормы и патологии поведения на примере подростков
Параграф 1. Причины отклонения подросткового поведения от нормы
(девиантное поведение).
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали. Общепринятыми стандартами подросткового поведения считаются: ведение здорового образа жизни, соблюдение дисциплины и, так сказать, «послушание». Но, если отталкиваться от постулатов возрастной психологии, заложенных великим отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским [13; 65 c.] в его учении о кризисах в психическом развитии человека, в подростковый период ребенок может совершать несвойственные ему поступки и в дальнейшем изменять свое поведение. Ребенок растет, его психика развивается, а социальная ситуация развития вокруг него остается неизменной. Если не проявлять должного внимания к взрослению ребенка, то это может вызвать нежелательные последствия. Например, чтобы казаться более взрослым в глазах друзей и даже родителей, подросток начинает курить и употреблять алкоголь. Естественно, недостаток внимания со стороны взрослых - это не единственная причина такого поведения. Патогенными факторами здесь также являются средовое окружение («не та компания») и пропаганда нездорового образа жизни в средствах массовой информации. Еще одним фактором в формировании девиантного поведения многие исследователи считают наследственную предрасположенность, но валидных данных в нашем распоряжении нет, поэтому в дальнейшем мы будем опираться на три вышеизложенных фактора: семья, среда и СМИ. Еще одно важное дополнение: понятие нормы подросткового поведения сильно зависит от культурной принадлежности данного человека. Например, в одном из австралийских племен у юношей принято раскрашивать лицо в разные цвета и наносить узоры. Если так начнет делать российский подросток, то это вызовет у других людей, как минимум, насмешки над ним. А в Африке выбор невесты напрямую зависит от размера ее груди: чем выше она поднимется при прыжке - тем лучше сама девушка. В нашем же обществе такие критерии неприемлемы. В этом и заключаются культурные различия понятия нормы поведения. Но вернемся к девиантному поведению.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Первая категория - это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Вторая - это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые.
Юношеский возраст вообще, и ранняя юность в частности, представляет собой группу повышенного риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения юношества. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли.
Это проявляется в конкретных явлениях[2; 37 c.]:
Ранняя алкоголизация (злоупотребление алкоголем). Эта опасность распространена у нас очень широко на фоне достаточно высокой алкоголизации взрослой части населения. Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. А поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, употребление, можно даже сказать - злоупотребление алкоголя чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций.
Следующее явление - подростковая наркомания.
Существуют различные уровни наркотизации:
единичное или редкое употребление наркотиков;
многократное их употребление, но без признаков психической или физиологической зависимости;
наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но еще нет физической зависимости и прекращение приема наркотика не вызывает мучительных ощущений абстиненции;
наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость от наркотика и поиск его направлен уже не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений абстиненции;
наркомания III стадии - полная физическая и психическая деградация.
Помимо угрозы здоровью подростка, наркотизация предполагает еще и вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать все более серьезные правонарушения.
Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Нам известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.