На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Экономические проблемы районирования страны

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
 
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
 
 
Кафедра экономической теории
 
 
 
 
Контрольная работа
По дисциплине: «Экономика региона»
 
 
На тему: «Экономические проблемы районирования страны»
 
 
 
 
                                                                 
 
 
 
 
        Выполнила: студентка 2 курса 
Факультета менеджмент 
 
                                  Гр.СМз-091 зач.кн.0922
Должикова О.Ф.
 
                                                             Проверил:
доцент
Иванов В.Н.
                                                         
                                       
 
                                                
 
 
 
Кемерово 2011 г.
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...3
 
1.      Принципы экономического районирования России ………………………..5
 
2.      Проблемы экономического районирования…………………..……………..8
2.2 Варианты будущего районирования России……………………………….12
 
Заключение……………………………………………………………………….14
 
Список литературы………………………………………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
Экономическое   районирование   является   основой    территориального управления народным хозяйством России.
     Система экономических  районов - основа  построения  материальных  и
других  балансов  в  территориальном  разрезе  при  разработке   целевых   и региональных программ.
Экономическое районирование служит предпосылкой   совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное  значение  и  для организации  регионального  управления  экономикой.  Особенно  это  важно  в настоящее   время,   когда    регионы    России    получили    экономическую самостоятельность.
Экономическое районирование, неразрывно  связанное  со  специализацией
районов на определенных  видах  производства,  является  одним  из  факторов повышения   производительности   общественного   труда,   рационального    и эффективного размещения производительных сил.
     Современный экономический район - это целостная территориальная  часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную  специализацию, прочные внутренние  экономические  связи.  Экономический  район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
      Образование экономических районов  является  объективным  процессом, выраженным развитием территориального разделения труда. В условиях становления и развития рыночных отношений для научного обоснования радикальных экономических реформ большое значение приобретает региональная экономика - область научных знаний о размещении производительных сил, экономике  регионов  (районов).
Каждый регион России имеет присущие ему природные ресурсы, особенности их размещения, национальные и исторические черты, свою структуру хозяйства, уровень экономического развития, специализацию. Каждый регион занимает определенное место в хозяйственном комплексе страны, составляя в то же время единое экономическое целое с другими регионами. Поэтому знания о стране складываются из глубоких и всесторонних знаний всех ее регионов. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном обеспечении экономических преобразований, создания единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формирования региональных рынков.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Принципы экономического районирования России.
 
 
Экономический район имеет свою отрасль специализации, обусловленную экономико-географическими факторами. Экономические районы образуются и развиваются на основе общественного территориального разделения труда. В связи с отраслевым разделением труда, расчленением производства на мелкие и более узкие отрасли, созданием специализированных производств оно ведет к расчленению хозяйственной территории на более взаимосвязанные регионы, к формированию специализированных экономических районов. Образование экономических районов является объективным процессом, выраженным развитием территориального разделения труда.
     Основные принципы районирования:
- Экономический, рассматривающий район как специализированную часть
единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом
вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу
специализацию района должны определить такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции, и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Экономическая эффективность специализации района должна осуществляться как с точки зрения установления наиболее целесообразного территориального разделения труда в масштабе всей страны, так и с точки зрения наиболее производительного использования имеющихся ресурсов района.
- Национальный, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившейся особенности труда и быта.
- Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
     Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, связанных с отраслями рыночной специализации технологическими поставками сырья, деталей, узлов, т.е. кооперацией производств. К районообразующим факторам современных экономических районов можно отнести наличие крупных месторождений полезных ископаемых, высокую плотность населения и накопленный ими трудовой опыт и т.д.
     Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Научное обоснование экономического районирования требует углубленного исследования многообразия факторов. Современный период отличается появлением новых объективных районообразующих факторов  и коренным изменениям прежних факторов.
Решающим фактором дифференциации экономических показателей на территории являются порайонные различия в затратах на выпуск продукции, экономика самого производства в разных районах, которую необходимо выявить при районировании. Наряду с техническим прогрессом возрастает роль производственного фактора. В условиях становления и развития рыночных отношений приобретает новые черты и такой важный районообразующий фактор, как территориальная комплексность хозяйства регионов. Важными показателями районной комплексности становятся соответствие хозяйства района его природным и экономическим условиям, рациональное сочетание отраслей на базе ведущих специализирующих производств и их территориальной концентрации, относительное сходство отраслевой структуры входящих в район территорий. Рыночные отношения, как и всякие иные отношения социально-экономической жизни, территориально неоднородной, т.е. в разных экономических районах они проявляются по-разному.
     Рыночные факторы, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения на макро-, мезо- и микро уровне, различны. Но все, же главные факторы в условиях рыночных отношений, это условия функционирования региональных рынков, свобода товаропроизводителей, ограничение монополий, равные условие для всех форм собственности. Важен также экономический интерес как основная движущая сила рынка при сочетании свободы производителей с государственным и внутри региональным регулированием.
     Одним из важнейших факторов являются также регуляторы рынка, т.е. цены, тарифы, налоги, кредиты, инвестиции и т.д. Все эти факторы характерны для рыночной экономике и представляют собой систему, которая отражается на принципах районирования разного значения – экономических, социальных, экологических и организационных. При этом экологические принципы районирования выражаются в территориальном разделении труда, способствующем становлению рыночной экономики и удовлетворению потребностей общества. Районообразующие факторы предполагают учет сложившихся и прогнозируемых ситуаций в размещении производительных сил. Важнейшим требованием комплексного развития хозяйства стало усиление охраны природы и улучшение использования природных ресурсов. Исключительное значение для экономического районирования приобретает учет социальных факторов - территориальных особенностей воспроизводства трудовых ресурсов, возможностей повышения жизненного уровня населения.
 
 
 
 
 
 
 
 
2.      Проблемы экономического районирования.
 
 
Оценим многоступенчатую систему  районирования, сложившуюся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза  выделялись три  экономические  зоны:  Западная  (европейская  часть   СССР   с   Уралом Закавказьем),  Восточная  (Сибирь  и   Дальний   Восток)   и   Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия  состоит  из  двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская  Россия)  и  Восточного макрорегиона (Азиатская Россия).
Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического  развития,  соотношением  ресурсов   и   их   использованием, перспективами  развития.  Территория  России   была   подразделена   на   11 экономических районов (8 - в Западном  макрорегионе  и  3 - в  Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
     Во-первых, районы не имеют  собственного  территориального  управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).
      Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы  более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика  мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в  других она ослаблена за счет истощения  ресурсов.  Сформировались  крупнейшие  базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В  целом по стране изменился географический рисунок экономики.  Многие  районы  имеют нечеткую специализацию.
      В-третьих, выделенные районы  оказались  крайне  неравноценны  как  по численности жителей, так и по экологическому потенциалу.  Естественно, что они отличаются по размерам территории. Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны  и сосредоточено 1/3 промышленного, ? научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком - огромным по территории (36%  площади  страны), но слабозаселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей). Иными словами, сетка районов  не  соответствует  огромным  изменениям, происшедшим в экономике страны, осложнены  возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики. Районирование должно способствовать  формированию  не только эффективной экономики и территориально-производственных  комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций,  холдингов) в определенных территориальных границах.
     Необходимо не одностороннее экономическое,  а  комплексное  социально экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия  жизни  людей, проблемы и географию городов и  сельских поселений, миграции населения.
     Районирование должно быть эколого-экономическим,  т.е.  способствовать
улучшению экологических условий, учитывать  местные  природные  особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов, также должно способствовать укреплению единства всех частей государственной  территории  России  и  обеспечивать  управление  ими,  т.е. решать политические задачи.
В  то   же   время   территориальное   управление,   отсутствующее   в экономических  районах,   присутствует   в  элементах   административно территориального деления (областях, краях),  а  также  в  республиках.  Само
Административно - территориальное деление устарело.
России необходимо:
1. Проведение нового комплексного общественного  районирования, способствующего решению не только экономических задач.
2. Новое  административно–территориальное  деление  –  создание единообразных (одного ранга и уровня)  субъектов  Российской Федерации.
Но пока это не осуществлено, а области,  края  и  особенно  республики
имеют   большие    права,    которые    целесообразно    использовать    для
совершенствования районирования.
В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность. Особенно угольно – металлургическая промышленность, крупными предприятиями монополистами такими как: Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула. Крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.
     В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной
напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.
Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:
1. Труда избыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и
Краснодарский края, Ростовская область.
2. Оборонно - промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская
область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.
3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.
     В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад, как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал.
В регионах третьего типа - создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.
Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, п
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.