На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Историография истории Русской Православной Церкви в XX веке

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Историография истории Русской  Православной Церкви в XX веке достаточно обширна. Вместе с тем, она является недостаточно полной и в основном даже фрагментарной по целому ряду вопросов, изучаемых в настоящем исследовании.
В настоящее время отсутствуют  отдельные работы, посвященные историографии  изучаемой в диссертационном  исследовании проблемы. В то же время  серьезные историографические обзоры содержатся во многих диссертационных  исследованиях, монографиях, а также  в некоторых статьях. Например, американский историк Грегори Л. Фриз в своей  статье дает обзор существующей историографии  по современной истории Русской  Церкви. Он в частности отмечает, что исследования по новейшей церковной  истории России даже в 1980-е годы были редкостью. Исследования 1990-х при  большем их количестве оставляли  желать лучшего с точки зрения качества. Как недостаток он отмечает чрезмерную увлеченность исследователей материалами центральных архивов  и пренебрежение региональными, без чего невозможно полноценное  изучение истории Церкви.1
Отечественную историографию Русской  Православной Церкви по изучаемой теме можно условно разделить на два  этапа: 1-й - 1940-1980-е годы, 2-й - 1990-е годы - начало XXI века. Первый этап характерен тем, что вся концепция истории Русской Православной Церкви в эти годы была выработана советской исторической наукой с позиций официальных идеологических установок Советского государства.
Внутрицерковная жизнь рассматривалась  поверхностно и предвзято, государственно-церковные  отношения изучались однобоко, это  же касалось и церковно-общественных отношений.
На первом этапе к рассмотрению проблемы государственно-церковных  отношений обратился Г. Г. Карпов. В своей книге, рассчитанной на благоприятное общественное мнение в странах Восточной Европы, он приукрашал реальное положение Церкви в СССР, завышал реальное количество православных приходов, подчеркивал ведущую роль Советского государства в нормализации отношений.2 На первом этапе отечественной историографии вышли также из печати работы М.М. Перенц, Е.С. Осиповой, П.К. Курочкина, М.П. Новикова, В.Е. Чертихина, Н.С. Гордиенко и других, в. которых были показаны взаимоотношения Русской Православной Церкви (РПЦ) и Советского государства.3
Государственно-церковные отношения  после 1943 года преподносились как идеальные; декларировалось, что Церковь в  СССР, впервые в мировой истории, получила подлинную свободу от государственного давления.  Проблемы внутрицерковной  жизни затрагивались поверхностно. Отмечалось,  что Церковь в  СССР существовала на добровольные взносы верующих, говорилось о подготовке священнослужителей в 2 духовных академиях  и семинариях, указывалось, что Церковь  издает свою литературу. Взаимоотношения  Церкви и общества не исследовались. Отмечалось только, что РПЦ не создает  своих политических организаций, но духовенство наравне со всеми  гражданами участвует в общественно-политической жизни, принимает активное участие  в движении сторонников мира, различных  международных организациях.
В целом работы были написаны односторонне, некоторые авторы подчеркивали какую-то, по их мнению, антисоветскую деятельность Церкви. Кроме того, некоторые авторы, например, Н.С. Гордиенко с сочувствием  писали о кощунственных акциях Советского правительства по отношению к  РПЦ, особенно о ликвидации мощей  святых.
В 1970-е гг. в советской историографии  были предприняты попытки критического анализа работ о положении  религии и Церкви в СССР, изданных за рубежом.4 Особенно нужно отметить монографию Э. И. Лисавцева. Характеризуя развитие государственно-церковных отношений в послевоенный период, он опроверг утверждения зарубежных авторов о «пособничестве» Русской Православной Церкви «советскому империализму», объяснив активизацию ее внешнеполитической деятельности восстановлением традиционных исторических связей с другими5 Поместными Православными Церквями.
Можно отметить также публикации председателя Совета по делам религий при СМ СССР В. А. Куроедова, в которых он, развивая идеи книги Г.Г. Карпова, отмечал лояльность и патриотизм Церкви в годы войны. Причину успешного взаимодействия власти и Церкви в послевоенный период он объяснял участием Патриарха Алексия в работе международных организаций по защите мира.6
В работах по истории Русской, Православной Церкви до середины 1980-х годов исследовались в основном государственно-церковные отношения, причем их оценка имела тенденциозный характер. То же можно сказать и о проблемах внутрицерковной жизни и церковно-общественных отношений. Считалось, что Церковь в 20 веке представляет собой отмирающий организм, который неизбежно придет к самоликвидации в связи с ростом просвещенности общества и естественным уходом из жизни небольшого количества последних оставшихся верующих. Внутрицерковная жизнь рассматривалась в основном публицистически, представлялось, что Церковь — это место, где борьба за власть и деньги ломает самые искренние порывы людей.
На втором этапе отечественной  историографии 1990-е годы — начало XXI века можно отметить, в первую очередь, докторские работы таких историков как М.И. Одинцов, В.А. Алексеев, М.В. Шкаровский, О.Ю. Васильева, Г.И. Маслова, И.Я. Шимон и других авторов, которые основательно, на большом документальном материале, изучали историю Русской Церкви XX века.7
В этих работах на большом фактическом  материале изучены различные  вопросы по истории Русской Православной Церкви, в том числе вопросы  взаимоотношений Советского государства  и РПЦ, правовые аспекты этих взаимоотношений, деятельность руководящих органов  РПЦ и отдельных священнослужителей.
Необходимо отметить, что если работы Васильевой О. Ю. и Шкаровского М.В. выдержаны в целом в благожелательном по отношению к Церкви тоже отражают глубокое понимание авторами внутри церковной жизни, оказывающей непосредственное влияние на церковно-государственные отношения, то, например, Одинцов М. И. , фактически продолжает оставаться на тех позициях, которые лежали в основе советской историографии по данному вопросу.
Несмотря на разность подходов авторов  докторских диссертаций, каждый из  них внес весомый  вклад в изучение истории РПЦ в 20 веке, ввел в научный оборот большое количество новых источников.
Некоторые из авторов при разработке проблемы фактически обходят проблемы методологии. Достаточно- небольшое  внимание уделяется им, например, в  работах Шимона И.Я., Васильевой О. Ю. Наиболее подробно на сегодняшний день методологические подходы к изучению истории РПЦ в 20 веке разработаны  Шкаровским М.В.
Работы В.А. Алексеева 8 - в своем роде первая попытка беспристрастного осмысления светским историком церковно-государственных отношений в России в XX веке. Постепенно, под влиянием рассекреченных архивных документов, а также перемен в общественном сознании взгляд светских историков на историю Русской Церкви в XX веке начал меняться.
В вышедшей в 1999 году книге «Русская Православная Церковь при Сталине  и Хрущёве» доктор исторических наук М.В. Шкаровский даёт уже достаточно объективную и беспристрастную  по отношению к Церкви оценку её положения в Советской России»9. В своей рецензии на эту работу М.В. Шкаровского доктор исторических наук Т.Г. Леонтьева отмечает, что «бесспорным является вывод, что государству не удалось установить тотальный надзор над религиозными убеждениями населения».10
М. В. Шкаровский рассматривает различные  аспекты церковно-государственных  отношений, делает пространный историографический анализ предшествующих его труду  исследований. Он делает вывод, что  «государство должно быть светским, пресекая попытки использовать религию  в  политических  целях, но  оставляя  ее в  числе приоритетных
интересов, чтобы не допустить раскола  общества по национально-религиозному признаку, обеспечить равные условия  для всех категорий граждан».11
И.И. Маслова в своем исследовании, посвященном деятельности Совета по делам религии при Совете Министров  СССР в 1965 -1991 годах отмечает, что  после 1965 года закрытие церквей уже  не носило массовый характер, но получили широкое распространение отказы в регистрации. Кроме того, верующие писали в Совет о разграблении Церквей, церковного имущества. Об этом сообщал в ЦК КПСС председатель Совета В.А. Куроедов. Русская Православная Церковь отчисляла около 16% своих средств в Фонд Мира и фонд охраны памятников культуры.12
Необходимо отметить, что в своем  исследовании И.И. Маслова во многом развивает положения М.И. Одинцова. В частности, в своей диссертации  она пишет: «современное государство  не должно забывать о необходимости  регулирования религиозной ситуации и создания компетентного специального органа, непосредственно осуществляющего  вероисповедную политику и на демократических  основах взаимодействующего с верующими и конфессиональными структурами».13
О.Ю. Васильева просматривает не только церковно-государственные, но и межконфессиональные отношения. Большую значимость имеет ее книга, посвященная влиянию на Русскую Православную Церковь ТІ Ватиканского собора, а, также другие работы.14 Автор   убедительно
показывает, как международная  политика Советского государства, проводившаяся  людьми религиозно неграмотными, оказывала  определенное
давление на внутреннюю жизнь Церкви, ее вероучение; каким сложным было положение православных деятелей в  этот период.
Значимым представляется, высказанное  Ю. В. Гераськиным положение о  том, что « исследование истории  государственно-церковных отношений  в России представляется невозможным  без осмысления процессов, происходящих в провинции, в которой было сосредоточено  большинство церковных приходов. Глубинный потенциал существования  и воспроизводства религии Церковь  черпала в провинции ».15
На сегодняшний день проблема истории  Русской Православной Церкви в XX веке вышла за рамки исторической науки. Защищаются диссертации по политическим, юридическим, социологическим, богословским, экономическим наукам и даже исторической географии.
Эти исследования, выходя за рамки  исторической науки, но в то же время  тесно с ней соприкасаясь, позволяют  исследователю более полно увидеть  весь многогообразный спектр церковно-государственных  отношений во всех их проявлениях, а  также определенные проблемы внутрицерковной  жизни. Многие из этих работ дают достаточно точную характеристику современнойфелигиозной ситуации в России.
Заярный В. В. пишет о том, что  « социологические исследования показывают, что сама религия   понимается подавляющим большинством, в
том числе и православных верующих, не с высоких нравственно-мировоззренческих  позиций, а социально утилитарно. Несомненно, что в мотивах, по которым сейчас люди стали называть себя верующими очень много от конформизма, следования за «модой». Другая тенденция состоит в том, что Россия становится все более религиозно-плюралистическим обществом».16
Гостюхин А. В. пишет о том, что  « концепция светского государства  вступает в противоречие с ориентацией  государства на православие как  на традиционную религию в России, видя в нем реальную помощь в моральном  оздоровлении нации. Формирование особых отношений с РПЦ, которые становятся параллельными, например, в международной  деятельности, приводит к формированию гражданской религии, как это свойственно для США».17
Отечественная историография в 1990-2000-егоды рассмотрела многие проблемы новейшей истории Русской Православной Церкви. Однако большинство исследований посвящено преимущественно государственно-церковным отношениям на федеральном уровне. Исследования региональной ситуации в большинстве случаев фрагментарны. Работы, посвященные состоянию РПЦ в 1990-е годы, как правило, не носят конкретно-исторического характера. Это в основном социологические, политологические или философские исследования.
Как правило, большинство авторов  уделяет внимание исключительно  государственно-церковным отношениям. Меньше исследований, посвященных внутрицерковным  проблемам, в основном это либо работы таких официальных церковных  историков, как профессор протоиерей Владислав Цыпин, либо достаточно однобокие  работы либеральных авторов.
Исследованиям последних носят, поверхностный  характер, реально происходившие  события трактуются тенденциозно, подгоняются  под избранную автором концепцию. В' особенности это касается работ, посвященных положению Церкви в  постсоветской России. Здесь можно  упомянуть, в первую очередь, исследования Л.М; Тимофеева, Н.А. Митрохина, М. Ю. Эделыптейна, М. Жеребьятьева. По сути, игнорируя данные научных исследований, однозначно свидетельствующих о позитивном отношении на этом историческом этапе болшинства населения к Русской Православной Церкви, авторы подставляют на их место собственные неподтвержденные предположения.18
Отдельно  необходимо отметить работы церковных  исследователей.
Первая попытка объективного обзора истории Русской: Православной Церкви в условиях Советского государства; была сделана; в докладе митрополита Филарета г (Денисенко)- (впоследствии раскольнический Киевский патриарх) «Тысячелетие Крещения Руси» прочитанном им на Поместном Соборе 1988 года. Необходимо; отметить, что обзор в рамках официального доклада был; сравнительно невелик по объему, формулировки носили предельно сглаженный характер. Однако даже в таком выступлении, предполагающем предельную лояльность к Советскому Правительству, подчеркивалось, что всякие попытки противопоставления религии и социализма с использованием не правовых рычагов воздействия, в конечном итоге нанесли удар делу построения и развития социалистического общества.
В 1993 году в «Журнале Московской Патриархии»  была опубликована статья священника С. Гордуна «Русская Православная Церковь  в период с
1943 по 1970 год». На основе вводимых  в, научный оборот документов  фонда Совета по делам религий  при СМ СССР; автор подробно  останавливается на примерах  сопротивления руководства Московской  Патриархии; духовенства, и прихожан: антицерковной государственной  политике.19
Имеются объемные исследования, посвященные  жизненному пути православных иерархов в изучаемый период. Из них наиболее полными являются труды митрополита  Мануила (Лемешевского) и протодиакона Александра Киреева.20
Уникальны работы протоиерея Владислава Цыпина, это фактически первая всеобъемлющая, история Русской Православной: Церкви на сегодняшний-день.3
Протоиерей Владислав Цыпин имеет перед всеми другими исследователями то преимущество что он; знает проблемы; изнутри; ему были доступны не только архивные материалы но и; сам он имеет опыт участия в описываемых событиях, опыт личного общения с ведущими церковными деятелями -XX века. Поэтому его работа представляет собой единственное в своем роде исследование, внутрицерковной жизни в советской и постсоветской России. Необходимо отметить, что в своих работах протоиерей Владислав Цыпин очень осторожен и взвешен в оценках, как это традиционно для большинства официальных церковных историков, сглаживает «острые углы» и достаточно в спокойном тоне описывает даже самые драматические события церковной истории.21 В этом сказывается влияние общих тенденций озвучивания официальной церковной позиции, сформированное за годы Советской власти.
Церковные исследователи занимаются и глубоким изучением некоторых  частных вопросов истории Русской  Церкви в XX веке. Среди историко-экономических исследований по данной проблеме необходимо отметить монографию преподавателя Московской Духовной академии О.В. Шведова «Энциклопедия церковного хозяйства» и статью протоиерея А.Н. Марченко, посвященную проблемам налогообложения духовенства в СССР в послевоенные годы.22 О.В. Шведов подчеркивает, что вопреки общепринятому мнению о религиозном законодательстве 1990 года, Российский Закон о религии был «более прогрессивным», чем Союзный. О.В. Шведов высказывает мнение, что церковные здания в России не должны оставаться в собственности государства.
Имеются также работы, посвященные  репрессиям среди духовенства. Среди  наиболее значимых можно отметить книги  и статьи иеромонаха Дамаскина (Орловского)23, протоиерея Н.Е. Стремского и другие. Достоинством их является богатый фактический материал. Необходимо отметить и то, что в настоящее время вышло немало книг и статей, посвященных жизненному пути церковных деятелей второй половины XX века, особенно по Ивановской и Костромской епархиям.24
Для наиболее полного раскрытия  темы истории Русской Православной Церкви в XX веке, ее внутрицерковной жизни и взаимоотношений с государством и обществом, очень большую значимость имеют исследования, посвященные освещению этой проблемы в том или ином регионе России, то есть краеведческие исследования. Как выше уже отмечалось, первые опыты таких исследований уже имеются.
Имеются, например работы, подготовленные на основе материалов по Ивановской области, есть работы, охватывающие несколько  областей Центральной России.25
На сегодняшний день имеется  уже значительное количество кандидатских диссертаций, посвященных Православию  в XX веке в той или иной Российской области.26
Труды церковных исследователей неоднородны. Среди них есть, как профессиональные, так и поверхностные работы, особенно на региональном
26
уровне. Общим местом для них  является некоторая скованность  мысли авторов, необходимость излагать свои мысли в рамках принятого  официального мнения. Это приводит зачастую к «сглаживанию» действительности, отсутствию самостоятельных обобщающих выводов при наличии богатого фактического материала.
Монографии и диссертации, посвященные  истории Православия в том  или ином российском регионе, в основном характерны локальными географическими  рамками, многие посвящены национальным регионам, что не позволяет полноценно проследить в этих работах взаимосвязь  центрального и регионального, для  чего необходимо изучить историю  Русской Православной Церкви на материалах не менее чем 10 областей, с традиционно  православным населением, имеющих в  основном общие тенденции развития церковных процессов.
На рубеже 20-21 вв. тема государственно-конфессиональных отношений стала предметом, как  выше уже упоминалось, широкого круга  исследователей — историков, философов, религиоведов, юристов, социологов и  политологов. В апреле 2002 года Министерство юстиции России зарегистрировало устав  общественной организации «Объединение исследователей религии». К 2005 году отделения  Объединения действовали в 51 субъекте Российской Федерации и объединяли около тысячи членов и активистов, которые регулярно публиковали  результаты своих исследований в  сборниках и монографиях.27
Много работ по новейшей истории  Русской Православной Церкви было опубликовано в рамках сотрудничества кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета с научным центром по проблемам церковной истории и церковного осмысления истории России,
который до 2007 года успешно работал при Иваново-Вознесенской духовной семинарии. Особенно необходимо отметить 7 всероссийских и международных конференций «Церковь, государство и общество в истории
России  XX века», которые изначально начали проводиться в рамках данного сотрудничества. (Председатель оргкомитета конференций и ответственный редактор сборников их материалов — доктор исторических наук, профессор А.А. Корников). Данные конференции являются серьезной площадкой для обсуждения истории Русской Православной Церкви в XX веке. Хотя по своей тематике они намного шире настоящего исследования, многие из их материалов представляют интерес для данной диссертации. За последние годы идет сближение светской и церковной исторической науки. Например, на базе Ивановского Духовного училища (с 2002 года — Духовной семинарии) в 2000 году, совместным распоряжением Учебного Комитета РПЦ и Ивановской епархии Русской Православной Церкви с Ивановским государственным университетом был создан Научный Центр по проблемам Церковной истории и церковного осмысления истории России. Центром выпускался «Церковно-исторический ежегодник», был проведён целый ряд научных и научно-практических конференций, в том числе имеющих статус общероссийских и28 международных. В 2005 году в четвертом выпуске «Церковно-исторического ежегодника» были опубликованы материалы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, видных государственных и церковных деятелей, светских и церковных историков.
Из трудов зарубежных учёных достаточно удачной попыткой написания обзорной истории Русской Церкви в XX веке, можно назвать работу Д.В. Поспеловского.29 Не со всеми оценками этого зарубежного учёного можно соглашаться. Касается это стремления к модернизму в Православии, что, впрочем, неудивительно для западного учёного. Вызывает недоумение попытка не Церковного Собора, а частного лица оценивать, какой святой был достоин канонизации, а какой нет. Но обширный фактический материал, изложенный в нём, наличие единой концепции о положении гонимой Церкви в Советской России представляют большой интерес для историка.
Известный американский богослов и  церковный историк протопресвитер Иоанн Мейендорф оценил монографию Д. В. Поспеловского «Русская Православная Церковь в XX веке», как «образцовое пособие для понимания всех аспектов новейшей истории Русской Церкви, исчерпывающий синтез громадного количества источников».30
Д.В. Поспеловский говорит, в частности, об изменении менталитета духовенства, те священнослужители, которые родились в Советской России
уже не мыслили иных форм церковно-государственных  отношений, кроме советских.
Продолжая его мысль, можно констатировать, что молодое духовенство более  быстро и легко адаптировалось к  реалиям постсоветской России, чем  священнослужители более старшего возраста.
Что касается работ русских эмигрантов по новейшей истории Русской Церкви в целом, то, они чаще всего субъективны, пристрастны и обычно затрагивают  ограниченный круг вопросов, какого-то конкретного периода времени.   Таким по существу является трёхтомник В. Степанова (Русака)».31
Сложности с интерпретацией истории  Русской Церкви в XX столетии признавали и сами зарубежные исследователи. Так, французский католический историк Ги Бедуль (Бедуелл) отмечал в этой связи: «Историку пока еще слишком трудно оценить всю меру страданий и предательства, конформизма и сопротивления или же то расстояние, которое отделяло официальное заявление представителей Церкви от внутренних убеждений ее членов».32
Свою версию взаимоотношения Церкви и Советского государства — разумеется, резко негативную по отношению к  политике власти — давали и авторы Русского зарубежья в частности  протоиерей Димитрий Константинов33 профессор А.А. Боголепов,34 Глеб Рар и другие.35 Обращает на себя внимание то обстоятельство, что подчас эти представители Русского Зарубежья старались учесть специфику церковной жизни в СССР в условиях провинции. Например, протоиерей Димитрий Константинов подчеркивал, что начавшийся в конце 50-х годов «новый нажим на религию, который особенно ярко проявился в провинции, почти не коснувшись центральных городов и церковной верхушки в лице Московской Патриархии».36
Дж. Эллис использовала имеющийся  круг диссидентских источников и  проделала огромную работу, изучая взаимоотношения государства и  Церкви и роль православных диссидентов.37 Ее книга содержит сведения о жизни православных иерархов, священников и верующих, приходов, монастырей и других церковных учреждений. В работе Н. Бодевиг изучается состояние Русской Православной Церкви в 1958-1979 годах, при этом особое внимание уделяется атеистической пропаганде.38
В первой половине 1980-х годов на Западе эмигрантами позднесоветского периода была опубликована серия работ. М. Аксенов-Меерсон, Л. Алексеева и В. Зелинский в своих книгах говорили о разрыве между интеллектуалами и основной массой «церковного народа», епископатом и рядовыми священниками, опровергая тезис о том, что все проблемы Церкви коренятся исключительно в ее взаимоотношениях с государством.39
Определенный интерес для исследования и изучение публикаций иностранных  авторов, пока не имеющих перевода на русский язык, в первую очередь, англоязычных. Среди поднимаемых в этих публикациях  проблем - положение Русской Церкви к 1943 году, причины изменения государственно-церковных  отношений в России в 1943 году, религиозная  ситуация в областях России, которые  находились и которые не находились под немецкой оккупацией в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., проблемы церковно-государственных и церковно-общественных отношений в постсоветской России на федеральном и региональном уровнях.40
В целом можно согласиться с  мнением О. Ю. Васильевой и И. И. Масловой, что отличительной чертой исследований большинства зарубежных историков  является преувеличение степени  контроля советского государства над  Церковью. Оторванные от реальностей  церковной жизни в России, пользующиеся преимущественно вторичными источниками  для своих исследований, зарубежные ученые не стесняли себя в смелых и обобщающих выводах по самым разным вопросам новейшей истории Русской Православной Церкви. В этом они были диаметрально противоположны церковным историкам, которые наоборот, обладая богатым фактическим материалом, зачастую выводы из изложенного предоставляли делать читателям.41
Таким образом, подводя итоги историографическому обзору исследуемой проблемы, можно сделать следующие выводы:
1. Историография истории Русской  Православной Церкви в 1943-2000 гг. является неполной, прежде всего  по вопросам внутрицерковной  жизни, а также церковно-общественных  отношений. На материалах центральной  России изучались лишь отдельные  частные вопросы, без показа  проблемы во всем её комплексе.  По проблемам внутрицерковной  жизни имеется очень небольшое   количество   защищенных   диссертаций,   все   они   посвящены достаточно узким вопросам.1
2. Исследования проблематики в общероссийском масштабе, как правило, практически, не учитывали региональный компонент. В данном исследовании широко использованы архивные и другие материалы, как общероссийские, так и региональные, что позволяет уверенно говорить о новизне работы.
    Имеются большие различия в изучении истории Русской Православной Церкви по отдельным областям Центральной России. Это связано в большой степени с наличием историков, которые занимались выданной проблемой. К тому же во многом мешает это делать и отсутствие, а иногда закрытость для исследователей научно-документального материала. Многие историки интересуются исключительно дореволюционной проблематикой, не касаясь истории. РПЦ во второй половине XX века». Определенную роль в решении проблемы играют научные центры по изучению церковной истории, удачный опыт работы которых имелся, например, в Иваново-Вознесенской 42и Кинешемской и Тверской-епархиях.
    Представляется целесообразным, изучая историю Русской Православной Церкви в 20 веке изучать в комплексе внутрицерковную жизнь, церковно-государственные и церковно-общественные отношения.
Как справедливо отмечал в своей  докторской диссертации В. П. Сидоров, « Церковь незримыми нитями связана  со всеми сторонами жизни общества и не может самоизолироваться  от общества и государства. Поэтому  ее практическая деятельность включает в себя целый ряд социально  значимых функций, накладывающих заметный отпечаток на общественный статус Русской  Православной Церкви. Перед Православием сегодня стоит насущная задача обретения  созвучной духу времени социально-политической парадигмы, предполагающей применение христианской шкалы ценностей к анализу различных социально-политических явлений».43 Высказанное в 1996 году пожелание философа нашло свое воплощение в принятых на Архиерейском Соборе 2000 года «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», дающих оценку многогранному спектру церковно-государственных и церковно-общественных отношений.
5. Анализ имеющихся, исследований  позволяет отметить, что ни одно из них не ставило своей целью комплексное изучение проблем, поднятых в настоящей работе. Фрагментарно их затрагивали многие авторы, однако ни один из них не решал задачи изучения одновременно центрального и регионального компонента на материалах столь сложного и большого региона, где центральное и региональное оказывается тесно переплетенным, тем более за такой большой исторический отрезок времени: Между тем, именно изучение поднятой, проблемы во всем ее многообразии позволит достаточно полно понимать процессы,, происходившие в истории Русской Православной Церкви в 1943-2000 годах, будет способствовать лучшему пониманиютого, какое место Церковь занимает в российских государстве и обществе сейчас, в начале третьего тысячелетия.
Указанные выше исследования, книги, статьи позволяют рассмотреть обозначенную тему диссертации достаточно объемно, именно в плане трех составляющих: церковно-государственных отношений, внутрицерковной жизни, взаимоотношений Церкви с советским и постсоветским обществом в период 1943-2000 гг., по материалам Центральной России.
 


ГЛАВА 1. РУССКАЯ РАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ  В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ
 
1.1. Возрождение монастырей, приходов, и религиозного образования,
социального служения Церкви
 
1990-е годы - сложнейший и противоречивый  период в жизни не только  Русской Православной Церкви, но  и России в целом. События  1991 года, закончившиеся развалом  Советского Союза и создание  новой формы государственного  управления в России в 1993 году  поставили Российское государство  и общество в совершенно новые  исторические условия. Сегодня  сложно давать объективную оценку 1990-х - слишком недалеко отстоят  они от нас. Однако это не  значит, что не нужно их рассматривать.
Для Русской Православной Церкви 1990-е  годы - время, когда дважды ей пришлось делать выбор, какую форму государственной  власти в России она поддерживает. Взвешенность и осторожность решений  Святейшего Патриарха Алексия II способствовали тому, что Церковь безболезненно пережила события и 1991 и 1993 года.
1990-е годы — также время,  когда дважды менялось Российское  Законодательство о религии - в 1990 и 1997 годах. Перемены в  законодательстве способствовали  росту числа православных приходов; начинают появляться и первые  монастыри. Поддержка Русской  Православной Церкви со стороны  первого Президента РФ Б.Н.  Ельцина обуславливала быстрые  темпы открытия новых религиозных  общин.
13 мая 1990 года скончался Патриарх  Пимен. Последние годы он, в  силу болезней, не мог уже уделять  много внимания вопросам собственно  церковного управления. Из трех  кандидатов - митрополита Киевского  и Галицкого Филарета, митрополита  Ленинградского и Новгородского  Алексия и  митрополита Ростовского  и Черкасского Владимира —  Поместный Собор Русской Православной  Церкви 1990 года избрал Патриархом  Московским и всея Руси митрополита  Алексия. Избранный Собором Святейший  Патриарх Алексий  принял  на  себя бремя управления Церковью  в трудный период. Налицо была  «неготовность сложившихся норм  церковной жизни к, разительным переменам, происходящим в государстве, сознание духовенства отставало от стремительных перемен  в  сознании общественном». 44 Все изменилось  с избранием нового Патриарха.
Еще до своего  избрания Патриархом митрополит Алексий отмечал важность перенимания опыта западных Церквей, говорил о том, что знакомясь  с социальной деятельностью Церквей  в США и в ФРГ, он с доброй завистью завидовал каждому приходу, который вокруг храма имеет множество  подсобных помещений: библиотеку, залы для вне богослужебных занятий  с различными возрастными группами; специальные помещения для заботы о пожилых и одиноких- людях.
С его избранием началась повсеместная активизация деятельности Церкви, ставшая  возможной благодаря судьбоносным изменениям в стране.
Очередным свидетельством укрепления самостоятельности  Церкви стало открытие православной классической гимназии в Москве и  письмо Патриарха Алексия Председателю Совета по делам религий Ю. Н. Христораднову  с требованием отменить регистрацию  духовенства Советом и его  уполномоченными.
31 августа 1990 года Патриарх Московский  и всея Руси Алексий Второй,  как  Предстоятель Русской   Православной  Церкви  и  народный  депутат СССР, вышел с обращением  к Председателю Совета Министров РСФСР И. С. Силаеву. С этим письмом он препровождал списки храмов, монастырей; и  церковных  строений  епархий  на  территории   Российской Федерации,  которые ссылаясь, на просьбы епископата и мирян,  просил вернуть в собственность Церкви. В этом же обращении Патриарх говорил о том,- что в связи с тем; что возвращаемые Церкви здания, как правило, находятся в аварийном состоянии, необходимо долевое участие государства и российских и зарубежных общественных организаций и фондов в финансировании восстановительных работ.45
Количество церковных, зданий, обозначенных в; приложении к обращению, было разным в различных областях России. Например, в Рязанской епархии просили: передать 20 церковных зданий (для сравнения — в Саратовской одно здание).
Уже в 1991 году Русская Православная Церковь имела более 12 000 приходов 11;7 монастырей; 2 духовные академии, 7 духовных семинарий, 72 духовных училищ, 4 регентские школы; 1 аспирантуру.46 Начался активный процесс открытия  и реставрации, поруганных  в годы  советской власти православных святынь — храмов и монастырей.
В 1993 году, с одной стороны, наблюдался приток в храмы все большего количества людей, с другой - жизнь епархий  в материальном плане становилась  все тяжелее. В своем отчете в  Патриархию, в 1993 году архиепископ Амвросий отмечал: «рабочий народ, трудящийся на предприятиях и помогавший своими пожертвованиями  восстановлению храмов, оставлен без  средств к существованию. Однако хотелось бы отметить, что, несмотря на весь трагизм ситуации, народ от Церкви не отходит, а местные власти пока изыскивают возможности как-то контролировать ситуацию и помогать обездоленным».47
Необходимо отметить, что с 1990 по 1993 год наблюдался резкий рост количества людей, желающих креститься, венчаться, отпевать своих усопших родственников. В 1989 году в храмах Ивановской епархии  было совершено: 25394 крещения, 505 венчаний, 12298 отпеваний (из них очных 4120, заочных 8278); в 1990 году 36354 крещений, 1208 венчаний, 12003 отпевания (из них очных 2496, заочных 9507); в 1991 году 34188 крещений, 902 венчания и 16390 отпеваний (из них очных 2558, заочных 13832). Для сравнения: в 1968 году в Ивановской епархии было совершено крещений 6453, венчаний 58, отпеваний надгробных 1611, отпеваний заочных 8578.48
Такое резкое возрастание числа  людей, желающих креститься и венчаться, объясняется тем, что после 1988 года и даже несколько раньше, в общественном сознании начали происходить значительные перемены во взгляде на Церковь, религию, верующих. Верующих перестали считать  неполноценными людьми, они получили возможность открыто исповедовать свои убеждения, не опасаясь того, что последствием этого будет ущемление их гражданских прав и свобод. Большая часть людей, которые боялись креститься во  время гонений на Церковь, крестились в период с 1989 по 1992 год.
Уже в 1993 году наблюдается некоторый  спад в количестве совершаемых в  храмах Ивановской области крещений - 18695, при сохранении числа венчаний (1409) и отпеваний (14056).49 Этот спад объясняется как раз тем, что большинство ранее некрещеных уже крестились к этому времени, а также, где-то с 1993 года, начали отходить от Церкви те, кто шел в нее не поселению сердца, а отдавая дань моде.
К концу 1997 года в Ивановской епархии  имелось 4 монастыря, 8 монашеских общин  и свыше 160 приходов. В 1998 году число  монастырей возросло до 10, за счет реорганизации  монашеских общин.50
Такой же процесс духовного возрождения  отмечался, например, во Владимирской и Костромской епархиях. В 1999 году в Костромской епархии было открыто 180 храмов, налаживалась монашеская жизнь  в девяти монастырях.51 Из костромских монастырей необходимо особо выделить Ипатьевский и Богоявленско — Анастасьин города Костромы. Последний стал для епархии духовным центром, в сердце которого находится великая святыня - Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. В зданиях этой древней обители, кроме самого монастыря, расположились: приют для девочек-сирот, богадельня для престарелых, службы епархиального управления, семинария, телестудия «Преображенье» и другие епархиальные структуры.52 Буквально из руин встал Чухломский Авраамнево-Городецкий монастырь.53
Быстрый рост церковной инфраструктуры требовал роста административного  аппарата в епархиях. Во Владимирской епархии на начало 1999 года имелось 18 монастырей, разделенных на 6 монастырских благочинии,54  действующие храмы были разделены на 16 благочинии, которые, в свою очередь были разделены на 5 округов.55 Впрочем, роль и значимость благочинных зависели исключительно от управляющего епархией. Например, в Ивановской епархии в 1990-е годы благочинные практически ничего не значили, их должность была ни к чему не обязывающей, «декоративной», хотя и почетной.

Необходимо также указать и  на то, что во всех происходящих в 1990-е  годы процессах реставрации православных храмов и монастырей (а в последние  годы и строительства новых), весьма значительную роль играли конкретные личности - как церковные, так и  государственные деятели.
В ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Федеральной регистрационной- службы, по Тульской области находятся сведения о зарегистрированных в период с 1998 по 2000 гг. 193 православных религиозных организациях в г. Москве за период 1990-2000 гг. было зарегистрировано 237 православных религиозных организации.

Говоря о фактах ликвидации религиозных  организаций, необходимо отметить, что  речь не шла о закрытии действующих  храмов, а о ликвидации юридических  лиц, как правило, не имеющих даже непригодного к функционированию молитвенного здания и не осуществляющих уставной деятельности, либо проводящих под  видом Православной Церкви дискредитирующую ее деятельность. Иногда инициаторами ликвидации таких религиозных организаций  выступали сами епархии.
В 1990-е годы в епархиях отмечался  процесс не только восстановления старых, но и строительство новых храмов. За 1990-е годы в Ивановской епархии  построены храмы в честь иконы  Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Иваново на месте ранее  взорванного храма, Иоанно— Богословский храм в Сухово-Дерябихском микрорайоне  г. Иваново, храм святого благоверного князя Александра Невского в г. Родники, храм преподобного Сергия в г. Кинешме, храм на территории завода в г. Фурманове, храм в честь Новомучеников Российских в мужской колонии общего режима в поселке Талицы, храм в честь  иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в мужской колонии строгого режима в поселке Талицы, храм — часовня в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы в женской колонии общего режима в г. Иваново. Построено много часовен, в том числе и в г. Иваново.
Вскоре после 1000-летия Крещения Руси Православная Церковь в России оказалась в новых исторических условиях. Российский Закон о свободе  вероисповеданий, вступивший в действие 25.10.1990 года, открыл для Церквимного  возможностей.
Широкие возможности, открывшиеся  перед Церковью, отразил Святейший  Патриарх Алексий II в. слове, сказанном в день его интронизации. В том числе говорил он и о проблемах религиозного образования и духовного просвещения: «Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во Имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и взрослых, обеспечение духовного возрастания. С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития нового духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества. Мы сознаем, что движение к этим целям потребует от нас увеличения числа духовных школ,
См.: «Нужно много молиться, много  трудиться и делать добро людям». С. 29-30. 2 См.: Благовест. Кострома. 1999. № 6 (48). С. 2. См.: Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. № 1 (1). С. 14.
227
 


углубленного  духовного образования будущих  пастырей, развития столь славной  в прошлом отечественной богословской науки»1.
Вскоре после интронизации Патриарха  Алексия ІГ началась, активизация* деятельности Церкви в сфере религиозного образования и духовного просвещения. Решением^ Священного Синода от 30-31 января 1991 года4 был образован Отдел Московского Патриархата по религиозному образованию- и катехизации, председателем которого стал игумен Иоанн (Экономцев)1. Деятельность отдела осуществляется по следующим основным направлениям: религиозное образование в воскресных школах всех типов при религиозных организациях РПЦ; дошкольное православное воспитание в детских садах и яслях; образование в православных гимназиях и лицеях (с 1998 г. действует совет' директоров, православных средних учебных заведений Москвы и Подмосковья); образование в высших православных учебных заведениях, занимающихся- подготовкой православных педагогов и катехизаторов, а таюке православных специалистов в области науки и культуры.
Проводились аттестация и- повышение  квалификации законоучителей воскресных школ на курсах, созданных при отделе в 1998 г.; осуществлялись координация  и оказание помощи епархиям в развертывании  ими образовательной деятельности, а также методическое и информационное обеспечение православных образовательных  учреждений и координация их деятельности.
Важное место занимали издательская деятельность и рецензирование православной учебной литературы. Издавались журналы  «Просветитель», «Мир Божий», «Путь  Православия».
Ежегодно с 1993 г. совместно с  государственными структурами проводятся Международные   Рождественские   образовательные   чтения   под   почетным
Слово Святейшего Патриарха  Московского и Всея Руси Алексия  II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе (10.06.1990) //Журнал Московской Патриархии. 1990. № 9. С. 20-22.
 


председательством- Святейшего Патриарха Алексия II, ставшие крупнейшим образовательным форумом страны. Лучшие доклады издавались отдельными сборниками.
В ведении отдела состоит созданный  в 1992 г. Российский Православный университет  во имя апостола Иоанна Богослова."
В Ивановской- епархии начало деятельности в сфере религиозного образования  было связано с именем архимандрита (в то время иеромонаха) Зосимы (Шевчука). С 1990 года, впервые в области, в  школах № 1 и № 12 г. Приволжска им стали  проводиться занятия по предмету «История религии» в 8, 9, 10 и 11 классах, в общей сложности для 100-120 человек. В воскресные дни в соборе Николая» Чудотворца г. Приволжска им же начали проводиться занятия воскресной школы с преподаванием Закона.Божия  для детей и их родителей (в  общей*сложности свыше 100 человек)3.
Примерно в это* же время в  г. Иваново священнослужители стали  проводить регулярные занятия по Закону Божию во Дворце Культуры Текстильщиков, Ивановском Государственном университете, текстильном институте. Для( детей впервые были организованы церковными общинами Рождественские елки в г. Иваново и в г. Плесе. Священнослужители епархии стали регулярно посещать предприятия и учреждения области, где проводили с коллективами трудящихся беседы на религиозные темы.
И в целом по стране отношение  общества к Церкви также изменилось в положительную сторону. Церковные  деятели получили широкий доступ к средствам массовой информации — в печать, на радио и телевидение. Они стали участвовать в общественном диалоге по проблемам, волнующим  людей, - о нравственном состоянии  общества и путях его оздоровления, о культурном* наследии, по национальному  вопросу, о проблемах сохранения
См.: Московский церковный вестник. 1991. № 3 (48). Февраль. С. 2. По материалам сайта http://www.rel.огд.ги/:
См.: Текущий архив Ивановского  епархиального управления. Отчет  о состоянии Ивановской епархии за 1990 год. л. 4.
229
 


мира. Архипастыри  и пастыри встречались с общественностью  в клубах, домах культуры, их приглашали в институты и школы1.
Активизировалась издательская деятельность. Теперь не только Патриархия, но и практически  все епархии, а также многие монастыри  и приходы стали иметь свои печатные издания.
Наибольшее количество периодических  изданий выходило в Московской епархии. Среди них можно отметить Московские Епархиальные Ведомости, Дмитровский  вестник (г. Дмитров), Кашира Православная, г. Кашира (приложение к газете Крупицы  мудрости), Клин Православный. Клинское благочиние, Глаголъ (Издание церкви Пресвятой Троицы г. Коломны) и другие, всего свыше 30 наименований.
При этом в данную статистику не входили  издания расположенных в Московской епархии монастырей и подворий, подчиненных  непосредственно Патриарху. Например, силами Николо-Угрешского мужского монастыря  г. Дзержинск Московской области  издается газета «Угрешские вести». Выпущено в первом издании житие прп. Пимена и воспоминания. Готовятся второе издание жития преподобного, акафист  и воспоминания.
В Тульской епархии издавались газеты «Тульские епархиальные ведомости», «Благодатный отрок Варфоломей», «Листок  Тульской духовной семинарии»; журнал «Благо».
Хорошо налажена издательская деятельность и во Владимирской епархии. В целом  же, за период своего существования, издательский отдел Владимирской епархии реализовал несколько полиграфических проектов — от отдельных изданий до тематических вкладок в областных общественно  — политических газетах2. Во Владимирской епархии выходили в свет следующие периодические издания: «Владимиро-Суздальский благовест» (1991), «Свет милосердия»   (1999),   «Православный Суздаль»   (1998-2001),   «Православная
См.: Цыпин В., прот. История  Русской Православной Церкви 1917-1990. М., 1994. С. 192-193.
См.:   Текущий   архив   Ивановского   епархиального   управления.   Дело   «Религиозное образование и духовное просвещение».
230
 


газета  для простых людей» (с 1988), «Свет  истины» (с 2001), «Монашеский листок» (издается муромским Спасским монастырем с 1999), журнал «Свет невечерний» (с 2001). Публикуются нравственно-просветительские брошюры, жития' новопрославленных  святых, переиздаются исследования владимирских краеведов XIX — начала XX в., посвященные иноческим обителям Владимирского края, публикуются новые исследования по церковной истории Владимирской земли.1
В Ивановской епархии был начат  выпуск периодических епархиальных изданий: ежемесячной газеты «Ивановский  епархиальный вестник», ежеквартального  «Журнала Ивановской епархии», ежегодного «Богословского сборника Ивановской епархии». Собственный журнал с 1997 года начал  выпускать Свято — Благовещенский приход г. Кохмы, газету «Инок» с 1998 года - Успенско-Казанский мужской монастырь  села Кузнецово. Решение о начале* выпуска с 1999 года своих периодических  изданий приняли^ Вознесенский приход г. Фурманова, приход св. благоверного князя Александра Невского г. Кинешмы, а также некоторые , другие православные религиозные организации Ивановской области2.
В Костромской, епархии издательская деятельность началась значительно  раньше, чем в Ивановской, православная газета «Благовест» стала выходить в ней с 1990 года3. Это было одно из первых периодических церковных печатных изданий выпускаемых в провинциальной России. К настоящему времени вышло уже свыше 50 номеров этой газеты. Выходят книги, брошюры, буклеты, периодика, например, православная газета «Нерехта». Костромская1 епархия имеет собственную телестудию «Преображен ье»'.
Содержание и уровень церковных  периодических изданий, появившихся  в 1990-е годы достаточно разнородны. Есть журналы и газеты,
По материалам сайта :http ://\vww. pat г iarchia. г u/ См.:   Текущий   архив   Ивановского   епархиального   управления.   Дело   «Переписка   с управляющими других епархий» 5 См.: Благовест. Кострома. 1999. № 6 (47). С. 1.
 


напечатанные  с соблюдением всех полиграфических  норм, а есть и такие, издатели которых  не имели никакого представления  ни о полиграфии, ни о журналистике. Тематика публикаций, как правило, обуславливалась  тем, кто издает печатное издание: Например, епархиальные издания преимущественное внимание уделяли официальным материалам, монастыри и приходы — духовно-нравственным статьям. Появились тематические издания, специализирующиеся, например, на церковной  истории, социальной миссии Церкви. Низкий уровень образования издателей  и отсутствие цензуры иногда приводили  к тому, что монастырские или приходские издания могли содержать материалы, идущие вразрез с официальным  учением Церкви. Однако эти случаи все же были единичны.
В преддверии 2000-летия от Рождества  Христова в международной сети "Интернет" появился новый сервер под названием* "Русское* православие"^.
Открываются практически во всех епархиях и библиотеки православной литературы.
Первая общедоступная- библиотека православной литературы в Ивановской епархии была открыта в 1993 году при  Преображенском кафедральном соборе г. Иваново. Сначала она была совсем небольшой, но, к концу 1992 года, в  ней насчитывалось уже 3000 книг и  свыше 400 читателей. Примерно к этому  же времени библиотека Преображенского  собора стала выполнять функции  общеепархиальной библиотеки и методического  центра для других православных библиотек  епархии, которых к концу 1998 года в епархии имелось свыше 303.
Во Владимирской епархии, согласно типовой программе развития социально  — благотворительной и церковно-общественной жизни крупного районного центра, практически в.каждом райцентре  создается библиотека,
1 См.: Благовест. Кострома. 1999. № 7 (49). С. 5, 8. 2http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url=http%3A%2F%2Fwww.interfax-
religion.ru%2Fprint.php%3Fact%3Darchive%26id%3D6785&text=%ED%EE%E2%EE%Fl%F2% E8%20%EF%FO%EO%E2%EE%F 1 %EB%E0%E2%E8%FF%20%E0%F0%F5%E8%E2%201998
¦з
См.: Белова Т.В. Православная библиотека. // Ивановский епархиальный вестник. 1998. Сентябрь. С. 4.
232
 


читальный зал и постоянно действующий  лекторий, к деятельности которого привлекаются^ лучшие священнослужители  и общественные деятели1.
Развиваются церковные библиотеки и в Костромской епархии. В  возрожденной Костромской Духовной семинарии хорошая библиотека была создана уже к 1996 году2.
Первая воскресная школа в Ивановской епархии, как выше уже запоминалось, была открыта в г. Приволжске в 1990 году. В г. Иваново воскресные школы  для детей и взрослых начали действовать  при Преображенском кафедральном соборе с 1993 года3. В детской воскресной школе дети учат «Закон Божий», церковно-славянский язык, читают жития святых, знакомятся с храмовой* жизнью, утварью, иконами, терминологией. Дети проводят праздничные утренники, поздравляют друг друга с Днем Ангела, ходят на. богослужения4. Воскресная школа для» взрослых ориентирована, в первую • очередь, на интеллигенцию, изучаются основы православного   вероучения.   И   для   взрослых   и   для   детей   регулярно
т
организуютсяпаломнические поездки по святым местам России.
Уже в 1991 году в Ивановской епархии  действовало 10 воскресных школ5. К 1999 году количество воскресных школ при монастырях и храмах составило около 40. Из воскресных школ особенно следует выделить школу имени праведного Иоанна Кронштадтского, основанную Макариев-Решемской монашеской обителью (ныне - мужской монастырь), которую регулярно посещали около 2000 взрослых и детей6.
См.: Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. №1 (1). С. 13. 2 См.: Благовест. Кострома. 1999. № 4 (46). С. 4.
См.:   Текущий   архив   Ивановского   епархиального   управления.   Отчет   о   состоянии Ивановской епархии за 1993 год. л. 10.
См.: Мигунова О.А. Детская.воскресная школа при Преображенском соборе г. Иваново // Ивановский епархиальный вестник. 1999. № 3-4 (10-11). Март-Апрель. С. 12.
5 См.: Текущий архив Ивановского епархиального управления. Отчет о состоянии 
Ивановской епархии за 1991 год. л. 7.
6 См.: Зосима (Шевчук), архимандрит. Религиозное образование в Ивановской епархии // 
Сборник докладов VI международных Рождественских образовательных чтений. М. 1998. С. 
179.
233
 


В Тульской епархии успешно функционировали 42 воскресные школы.
Boi Владимирской епархии также проводится большая работа по открытию воскресных школ при приходах, а также единых (центральных) воскресных школ при духовных центрах, создать которые планируется в каждом райцентре2. Уроки воскресных школ призваны запечатлеть в восприимчивой душе ребенка не столько схоластические знания, сколько научить их любить Бога И) ближних, видеть образ Божий в каждом человеке, с которым сводит их жизнь, нести свет и добро окружающим. И уроки эти не проходят даром. Об этом свидетельствуют слова Виталия Грязнова, воспитанника православной' воскресной школы^ Смоленского храма г. Суздаля: «Недавно мы ездили к болящим бабушкам и дедушкам в Торчино, поздравить. их и выступить перед ними. Они очень обрадовались, увидев нас. После поздравления. всем< им подарили* по шоколадке и игрушке. В общем, это Рождество Я'провел-отлично»3.
Особое внимание работе с молодежью  уделяется* в Костромской епархии, управляющий' которой архиепископ  Александр одновременно является Председателем  Всецерковного Молодежного Движения Московского Патриархата. Главными' целями Движения являются привлечение  детей и подростков, юношей и девушек  к активной церковной жизни, объединение  их в группы православных молодых  христиан4.
Как образцовое православное общеобразовательное  учебное заведение может быть отмечена Тульская православная классическая гимназия, которая была открыта в 1991 году.
В сентябре 1995 года в г. Иваново  уже была открыта епархиальная общеобразовательная  средняя школа. Администрация города передала в аренду епархии на 5 лет  здание бывшей 38 школы, закрытой за год  до того
По материалам сайта _Patriarchia
См.: Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. № 1 (1). С. 13.
3 См.: Грязнов В. Как я провел Рождественский праздник // Православный Суздаль. 2000. № 
2(12). С.1.
4 См.: Благовест. Кострома. 1999. № 7 (42). С. 2.
234
 


по решению  местных органов власти. Помещение  физкультурного зала на первом этаже  школы было переоборудовано под  храм1.
Переданное здание бывшей'38 школы  использовалось епархией также для  проведения в нем занятий епархиальных пастырско — богословских курсов, курсов для православных педагогических работников, а также была предпринята  попытка создания областного православного  центра.
Еще на год раньше, в 1994 году, при  Свято - Успенском женском монастыре  села Дунилово Шуйского района, был  создан детский приют, в котором  на конец 1994 года проживали 18 девочек - сирот и из неблагополучных семей. Для- них при монастыре была открыта  общеобразовательная школа2. А в 1995 году этот приют получил лицензию от областного управления образования, на свою деятельность в качестве школы—интерната гимназического типа3. С 1997 года подобный приют и школа-для девочек-сирот и из неблагополучных семей были созданы и при* Никольском женском монастыре г. Приволжска. На данный момент все эти церковные общеобразовательные школы и приюты успешно функционируют.
В г. Приволжске в приюте постоянно  проживали 5 девочек — сирот и  из неблагополучных семей, всего  же в гимназии их обучалось около 20. Здесь они также получали так  необходимую им заботу и поддержку.
Также в 1998 году в г. Кинешме была открыта общеобразовательная православная школа приходом святого благоверного князя Александра Невского. В 1998 году в г. Вичуге открыт первый в епархии  православный детский сад Воскресенским  приходом.
В Твери в 1998 году на базе ведомственного детского сада было создано   негосударственное   образовательное   учреждение   начального   и
См.: Текущий архив Ивановского  епархиального управления. Отчет  о состоянии Ивановской епархии за 1995 год, л. 24.
См.: Текущий архив Ивановского  епархиального управления. Отчет  о состоянии Ивановской епархии за 1994 год. л. 2-4.
См.: Текущий архив Ивановского  епархиального управления. Отчет  о состоянии Ивановской епархии за 1995 год.
235
 


дошкольного образования. «Русская школа», где уже  в 1999 году обучались 65 детей в возрасте от двух до 9 лет, причем имелись две  группы детского сада и три класса начальной школы. Кроме того, имелись  православный детский сад святой Анны Кашинской и муниципальный  православно ориентированный детский  сад № 108.1
В Шуйском государственном педагогическом университете с 1998 года открыта кафедра  философии» и религиоведения. ШГПУ уже не один год сотрудничал с  Ивановской епархией. Еще с 1994 года священнослужители епархии читают студентам ВУЗа курс (Философско-богословское содержание основных сюжетов Священного Писания). Широкий резонанс в стенах ШГПУ вызвали^ и первые философско-богословские чтения, состоявшиеся    благодаря,   участию    епархии    и    показавшие    широкие
ч
перспективы сотрудничества ВУЗа с Православной Церковью. Кроме того, издательством  ШГПУ выпущен в свет целый ряд  книг и сборников, связанных с  историей русского православия. Со стороны  Ивановской епархии деятельность кафедрьг философии' и религиоведения. ШГПУ курировал  секретарь епархиального < управления архимандрит Зосима (Шевчук), получивший в 1998 году ученое звание доцента этой кафедры. Звание почетного первого профессора кафедры философии и религиоведения ШГПУ получил в 1997 году архиепископ Ивановский и Кинешемский Амвросий. А в 1998 году он стал действительным членом Международной Академии гуманизации образования, открывшей свой филиал в стенах ШГПУ2. В' Шуйском педагогическом университете, наряду с курсом истории Священного Писания, читались лекции по истории религии, история Русской Православной Церкви, основам Богословия, церковно - славянскому языку3.
1 ТЕМБ. AOj Ф.З.Оп. 1, Д. 48.Л. 83-87
См.: Федотов А.А. Основные направления деятельности Ивановской епархии в 1998 году // Историко-философский сборник. Иваново, 1998. С. 33.
См.:   Текущий   архив   Ивановского   епархиального   управления.   Отчет   о   состоянии Ивановской епархии за 1997 год, л. 27.
236
 


К концу 1998 года не менее тесное сотрудничество наладилось у епархии с Ивановским государственным университетом. В  стенах этого главного ВУЗа Ивановской области неоднократно проходили  занятия с учащимися Ивановских епархиальных пастырско-богословских курсов, различные богословские факультативы. А 6 апреля 1999 года состоялось подписание договора о сотрудничестве сроком действия 5 лет между Ивановской епархией и ИвГУ. Договор предусматривал приглашение  в университет для чтения спецкурсов представителей Ивановской епархии, издание  совместных научных сборников университета и епархии по историко-религиозной  тематике, проведение совместных научных  конференций, подготовку в университете аспирантов и соискателей из числа, духовенства Ивановское епархии, открытие дополнительной подготовки по религиоведению на историческом факультете ИвїїУ. В перспективе - открытие в ИвГУ при участии Ивановской епархии межфакультетской кафедры религиоведения и университетского храма, сотрудничество сторон во взаимном формировании интеллектуального потенциала Ивановской епархии и Ивановского государственного университета. Кафедры теологии существуют в Тульском государственном университете и Тульском государственном педагогическом университете.-

21 апреля 1999 года Ивановской епархией  было подписано соглашение о  сотрудничестве и с управлением  образования администрации Ивановской  области, которое упрочило правовую  базу тесного сотрудничества  священнослужителей епархии со  многими государственными учебными  заведениями области.
Наиболее интересным примером такого сотрудничества является опыт государственной  общеобразовательной школы № 44 г. Иваново, где и было создана параллель.' православного образования, охватывающая на конец 1997 года 156-детей (51 ученик 5-6 классов, БОучащихся 1-4 классов и 25
См.:   Текущий  архив  Ивановского  епархиального  управления.  Дело   «Соглашения   о сотрудничестве с государственными структурами».
237
 


учащихся 0-го класса.)2. По 4-й класс включительно дети занимаются 2 раза в неделю, с 5-го класса кроме Закона Божия (по школьной программе именуемого «Основами православной культуры») преподаются церковнославянский язык и церковное пение. Действуют библейский кружок и кружок церковного пения. Организуются поездки по монастырям и храмам города и, области. При школе создан кабинет православного воспитания, в котором собрана православная учебная, методическая литература, периодика, которые используются учителями школы. Помимо занятий с православными классами ведется работа и с остальными учащимися школы. Разработана система внеклассных бесед с учениками 5-11 классов, с тем, чтобы в каждом классе не менее 3-4 раз в году были проведены беседы на религиозно — нравственные темы.
Вплоть до 1990 года, когда были приняты  Законы СССР и РСФСР о свободе  вероисповеданий, религиозные организации  в СССР, в том числе и Русская  Православная Церковь, были практически  лишены возможности осуществлять общественное и социальное служение, заниматься благотворительностью. Статья 24 нового Закона РСФСР дала религиозным организациям право осуществлять благотворительную  деятельность как самостоятельно, так  и через общественные организации (фонды)3. В целом оба закона позволили религиозным организациям начать осуществление общественного и социального служения, которое долгие годы было им государством запрещено.
Церковь не замедлила начать деятельность в сфере благотворительности, в  том числе и на местах. В начале 1990 года настоятель Успенского кафедрального  собора г. Владимир протоиерей Александр  Кузнецов обратился во Владимирский горисполком с просьбой о разрешении    посещения    священнослужителями    детских    домов,    домов
]_ По материалам сайта: _Патриархия
См.:   Текущий   архив   Ивановского   епархиального   управления.   Отчег   о   состоянии Ивановской епархии за 1997 год, л. 28-29. 3 Закон РЄФСР о свободе вероисповеданий 25.10.1990 // Советская Россия. 10.11.1990 г.
238
 


ребенка, интернатов и тюрем с благотворительной  целью. Просьба была удовлетворена1.
Большое внимание социальному служению уделяется в Костромской епархии-. В селе Ковалеве Нерехтского района настоятелем Преображенской церкви протоиереем Андреем Ворониным  создан детский приют для мальчиков- - сирот. Невдалеке от Нерехты, при  Свято - Троицком Пахомиевом монастыре, приют для девочек организовала игуменья Алексия (Ремизова). В самом  центре Костромы, в зданиях древней  Богоявленско-Анастасьиной обители, расположились  и приют для девочек - сирот, и  богадельня- для престарелых2. В селе Ковалево общими усилиями благотворительного фонда «Преображенье» и Костромской епархии в 1999 году готовился к введению новыйкорпус, строительство которого подходит к завершению. Новое здание примет более 40 детей. Богадельни действуют также при Пансиево-Галичском и Макариево-Унженском монастырях Костромской епархии, открыт православный медицинский центр, где оказывают бесплатную поддержку малообеспеченным; больным, работают приходские благотворительные службы3.
В 1999 году во всех епархиях Русской  Православной Церкви организовывалась раздача благотворительной помощи нуждающимся по линии американской благотворительной организации  Международного Православного благотворительного объединения, Синодального Отдела Русской  Православной Церкви по социальному  служению и церковной благотворительности.
Во Владимирской епархии действуют  благотворительные организации: братство св. Александра Невского и сестричество св. Георгия Владимирского. Проводится работа по созданию в каждом крупном  районном центре бесплатной столовой; магазина и аптеки для малоимущих,
1 См.: ГАВО. ф. р-632. Оп. 8, д. 10, л. 17-18.
2 См.: «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро людям». С. 28-20.
3 См.: Благовест. Кострома. 1990. № 6 (48). С. 12.
239
 


организации патронажной службы1. Владимирские сестры милосердия дежурят у тяжелых больных в ожоговом отделении, в психиатрической больнице, навещают дом инвалидов, ухаживают за одинокими стариками на дому. После создания приюта — убежища для несовершеннолетних взяли и его под свою опеку2.
В Ивановской епархии в 1994 году игуменьей  Ольгой (Соколовой) был создан приют  для девочек - сирот и из неблагополучных  семей при Свято -Успенском женском  монастыре села Дунилово Шуйского района, а в 1997 году архимандритом Зосимой (Шевчуком) и монахиней Евгенией (Подолещенко) - при Никольском женском  монастыре г. Приволжска.
С 1994 года в Ивановской епархии  начала активную работу епархиальная тюремная миссия, возглавляемая настоятелем  и духовником Свято — Введенского  женского монастыря г. Иваново архимандритом  Амвросием (Юрасовым). Тюремная миссия за время своего существования внесла весомый вклад в нравственное воспитание и перерождение осужденных.
Однако. 1990-е годы - время, когда  многие из вновь открытых храмов, из-за отсутствия необходимых средств  оказывались на грани выживания; были такие, где служба, едва начавшись, прекращалась, так как храм не мог  минимально содержать священника. Иногда священник для того, чтобы иметь  возможность служить в храме  в воскресенье и праздничные  дни остальное время вынужден был трудиться на светской работе или жить натуральным хозяйством; иногда государственная пенсия священника была единственным источником содержания не только самого его, но и храма.... В  это же самое время другие храмы  имели сверхдоходы. Даже в православной прессе 1990-х можно прочитать о  том, что «существуют страшные с  христианской точки- зрения разобщения между большими и материально  процветающими храмами  в  городе —  и  убогими,   бедными
1 См.: Владимирская епархия. Информационный бюллетень. 1999. № 1 (1). С 13.
2 См.: Призванные добровольцы Православия //Православный Суздаль. 2000. № 1 (11). СЗ.


240
 


сельскими церквями, а также между пастырями  тех и других приходов»1.
Возникают ситуации, когда более  бедные священнослужители завидуют более обеспеченным, при этом их воображение преувеличивает реальные размеры доходов. Так один настоятель сельского храма считает, «что у  работников Патриархии, синодальных  учреждений, епархиальных управлений личный достаток на высоком уровне. Даже если официальные зарплаты у  них невелики, там всегда есть дополнительные источники дохода. А священнослужитель  на сельском приходе живет достаточно скудно».2
Другой священник, настоятель храма  в райцентре также полагает, что  «нет никакого единого экономического положения в Церкви. Одно дело, скажем, в областном центре, где и дачи, и коттеджи, и иномарки есть у  настоятелей, старост, работников епархиального  управления. Другое дело здесь у  нас. Поэтому я понимаю тех  священников, которые работают на нескольких работах. Я знал священника, который  в одной фирме юристом работал, в другой бухгалтером, при этом еще  и служить успевал»3.
Существует мнение, что полезно, когда священник имеет вторую, светскую работу - тогда он не смотрит  на церковное служение, как на источник заработка.
Проблеме резкого разделения священнослужителей на богатых и бедных уделял пристальное  внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, делаются шаги по централизованному распределению средств, что затруднено тем, что, как правило, каждый монастырь или приход - самостоятельное юридическое лицо со своим расчетным счетом. Благосостояние конкретной религиозной организации во многом определяется активностью позиции ее настоятеля, его способностью привлечь     благотворителей,     которые,     в     свою     очередь,     зачастую
Самарина Л. Сборщик на храм // Православный Санкт-Петербург. 1999. №8 (86). С. 6.
Тимофеев Л.М., Митрохина  Н.А., Эделынтейн М.Ю. Экономическая  деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая. М., 2000. С. 133 3 Там же. С. 141
241
 


предпочитают  жертвовать   конкретному   монастырю   или   приходу,   а   не епархиальному управлению.
Широкомасштабные конференции, торжества  и другие мероприятия проходят как  в Москве, так и во многих епархиях. Например, во Владимирской епархии  в 1990 году прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Владимире  — Суздальской земли1, в Костромской епархии в 1999 году, в Макарьеве, прошли торжества, посвященные 555-летию со* дня преставления преподобного Макария Унженского - чудотворца2.
Всероссийская- научно-практическая конференция, посвященная взаимодействию Русской Православной Церкви и ведущих  научных центров России, была организована под эгидой. Всемирного^ русского народного  собора /ВРНС/ и проходила с 7 по 10 марта 2000 г. в Сарове, Дивеево и  Москве.
Как   отметил   в   интервью   корр.   ИТАР-ТАСС   председатель   ВРНС Валерий Ганичев, на этой встрече  состоялось  продолжение обсуждения* острой темы соотношения веры и знания, которая впервые поднималась  два года назад на Соборных слушаниях  в Троице-Сергиевой лавре. Сегодня, как и в 1998 году, инициаторами разговора  стали сами ученые.
На этот раз в дискуссиях приняли  участие ученые таких ведущих  научных баз, как ядерные центры в Сарове, Снежинске Челябинской  области Дубны. На конференции выступили  вице- президент РАН Владимир Фортов, митрополит Смоленский и Калининградский  Кирилл, профессор Госакадемии нефти  и газа Павел Флоренский, директор института генетики Владимир Иванов, профессор Медицинской академии имени Сеченова, председатель Общества православных врачей Александр Недоступ3.
1 См.: ГАВО. ф. р-632. Оп. 8, д. 9.
См.: «Нужно много молиться, много трудиться и делать добро  людям». С. 29. 3 http://www.pravoslavie.ni/news/l 0_03/15.html
242
 


Как один из недостатков церковной  жизни в России после 1990-го года некоторые  аналитики называют чрезмерное, на их взгляд, сосредоточение власти в  руках епархиальных архиереев, которые, по их мнению, использовали ее зачастую в целях, мешающих церковному возрождению.1
Действительно, сегодня! в России епархиальные архиереи имеют, наверное, наибольшие за последние 300 лет полномочия. Потому могли иметь место случаи, когда  бесправные в советское время  епископы, не будучи готовы к неожиданно появившейся свободе принимать  многие серьезные решения; совершали  те или иные ошибки.
Однако здесь правильно было бы. говорить о сложностях переходного  периода. Уже* сейчас усиливающаяся  централизация Русской Православной-Церкви на территории России-, ее взаимодействие с федеральными и региональными  органами- государственной власти позволяют  говорить о преодолении проблем, связанных с некомпетентностью . церковного руководства на,местах в  ближайшем будущем.
1.)' Итак, 1990-е годы - особый период  в истории Русской Православной  Церкви. С одной стороны, она  избавилась от тотального гнета  государственных структур, с другой, начала получать от них определенную  помощь в реализации общественно-значимых  программ, не став при этом  от государства зависимой. Разрушение  коммунистических идеалов способствовало  массовому приходу потерявших  жизненные ориентиры людей в  Церковь. Однако те, кто пришел  в Церковь в минуту растерянности  или, следую моде, быстро отсеялись.  Примерно к 1993 году церковная  жизнь начала выравниваться, приспосабливаясь  к новой форме своего бытия.
2.) В большом количестве открывались  монастыри и храмы, Русская  Православная- Церковь начала активную  деятельность в самых различных  общественно-значимых сферах: образовательной,  издательской, социальной
1 Felix Corley. Unsuccessful Orthodoxy in Russian Hear tlands II Religion, State & Society. Vol. 28/No 1/2000. p. 37
243
 


и иных. Деятельность Русской Православной Церкви в сфере религиозного образования  и духовного просвещения сегодня  обширная и многосторонняя. Практически  уже в каждой епархии сегодня  открыта Духовная семинария или  Духовное училище, открываются- православные общеобразовательные и воскресные школы, развивается церковная издательская деятельность, активно работают православные библиотеки и духовные центры, ведется* разносторонняя, работа с молодежью. Во время духовного кризиса, когда  общество потеряло твердые нравственные ценности и духовные ориентиры, эта  деятельность Русской Православной Церкви, являющаяся одной из немногих целостных и духовно здоровых патриотических сил российского  общества, является особо необходимой.
3.) Церковь борется против пропаганды  насилия и порока, против внедрения  в общественном сознании культа  низменных инстинктов. Особую роль  здесь играет работа с молодежью;  в первую очередь, через образование,  через школу.
4.) Попытки создания сугубо православных  общеобразовательных школ оказались  не вполне целесообразными, за' исключением тех случаев, когда  они создавались при монастырских  детских приютах. Неудачу этих  школ, с одной стороны, обуславливало  то, что детей в них привели  родители, в значительной своей  части, далекие от Церкви, а  это создавало ситуацию внутреннего  конфликта в душе ребенка. В  школе он учился одному образу  жизни, дома же воспринимал  другой, что не могло положительно  сказаться на его психике. Как  недостаток таких школ  и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.