На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организационная культура и личность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве
Российской Федерации» 
 
 
 

Дисциплина: «Теория менеджмента. Организационное поведение»  
 
 
 

Реферат
На  тему: «Организационная культура и личность» 
 
 

Выполнил: студент группы  

Проверила:  
 
 
 
 
 

Москва-2011г. 
 
 

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………3.

1. Понятие, содержание и функции организационной культуры…….……4

 
2.  Структура организационной культуры……………………………….…11 

3. Типологии организационной культуры………………………………….15
4. Организационная  культура личности……………………………………22
 
Заключение.........................................................................................................25 

Список литературы...…………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  организационной культуры предприятия, её влияние на трудовой потенциал  предприятия и каждого работника, начиная с конца ?? столетия, одна из самых актуальных для современного управления персоналом. Организационная культура – образ действий, характерных для работников организации, и включает в себя признаваемые всеми ценности, идеалы, обычаи и ритуалы, не позволяющие предприятию поддаваться любым капризам рынка или руководства. Какова культура, таков и работник.
     Предназначение  организационной культуры непосредственно  связано с решением ключевых задач  выживания предприятия в социально-экономической  среде и внутренней интеграции поведения  персонала для достижения поставленных целей. Усвоение культуры – это процесс осознания целей фирмы и формирования соответствующих этим целям поведенческих установок работников. Человек с иной культурой может быть неэффективен, несмотря на все его таланты и старания.
     Большинству людей предстоит работать в той или иной организации. Многие уже работают, будучи включенными в систему организационной культуры. И поэтому , основная задача данной работы – показать , как организационная культура влияет на их жизнь, когда они будут устраиваться на работу, проходить адаптацию на предприятии, работать , продвигаться по службе или приобретать товары и услуги, предлагаемые той или иной организации, понять  назначение организационной культуры и стоящие перед ней задачи. Рассмотреть   содержание, структуру и типологию организационной культуры. Знать роль организационной культуры в концепции управления персоналом современной организации.  Природу организационной культуры, её значение для эффективного функционирования современного предприятия. Нет предприятия на котором не было бы организационной культуры; с той культурой, которая сложилась, необходимо считаться.
    Понятие, содержание и функции организационной культуры
 
       Организационная культура-это термин, используемый для описания комплекса  характеристик, присущих конкретной деловой организации и отличающих её от других. Разработка концепции культуры организации началась в начале 80-х годов прошлого века в США под влиянием трёх научных направлений: исследований в области стратегического управления, теории организации и исследований организационного поведения.
       Организационная культура – это система общественно прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и с организацией, перспектив развития.  
        Содержание организационной культуры целесообразно раскрыть через выделение её уровней, качественных характеристик и факторов, её обеспечивающих
        Первая рассматривает организационную  культуру как свойство, целенаправленно  формируемое субъектом. По мнению  Е.Шейна, организационная культура – интегрированный набор базовых представлений, которые данная группа изобрела, случайно раскрыла, позаимствовала и которые достаточно эффективно служили организации, что бы быть признанными и достойными закрепления, передачи новыми поколениями, членов организации. Организационная культура проявляется на нескольких уровнях.
     1. Базовые представления о характере окружающего мира, реальности,  времени, пространстве, человеческой природе, человеческой активности и взаимоотношениях людей.
     2. Ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Они осознаются в большей степени, чем базовые предположения, и нередко непосредственно формулируются в программных документах организации и становятся основными ориентирами и её деятельности. Как правило, они формируются её руководством и доводиться до сведения всех сотрудников.
     3. Артефакты, внешние проявления организационной культуры. К ним относятся: применяема технология и архитектура, использование пространства и времени, конкретные наблюдаемые действия людей(ритуалы, церемонии, форма приветствия, одежда, язык, лозунги) планировка и оформление помещения организации.
     Другой  подход - феноменологический - ближе  истинной трактовке организационной  культуры, поэтому он скорее востребован  в среде ученых. Суть его сводится к тому, что организационная культура есть система ценностей пронизывающих  все сферы деятельности фирмы - финансовую, маркетинговую, кадровую и т.д. При таком понимании организационной культурой невозможно управлять, она представляет собой некий спонтанный процесс взаимодействия чрезвычайно большого числа переменных. Сознательно изменяя одну переменную, руководитель никогда не знает к каким результатам на уровне всей организационной культуры это приведет.
     Существует много подходов к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры, выделим десять содержательных характеристик, свойственных любой организационной культуре.
       1. Осознание себя и своего места  в организации (в одних  культурах  ценится сдержанность и сокрытие  работником своих внутренних  настроений и проблем, в других—  поощряется открытость, эмоциональная  поддержка и внешнее проявление своих переживаний; в одних случаях творчество проявляется через сотрудничество, а в других— через индивидуализм).
       2. Коммуникационная система и язык  общения (использование устной, письменной, невербальной  коммуникации, "телефонного права" и открытости коммуникации варьируется от организации к организации; профессиональный жаргон, аббревиатуры, язык жестов специфичен для организаций различной отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).
       3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ, деловых стилей, нормы использования косметики, духов, дезодорантов и т.п.,  свидетельствующие о существовании множества микрокультур).
       4. Привычки и традиции, связанные  с приемом и ассортиментом пищи (как организовано питание работников в организации, включая наличие или отсутствие столовых и буфетов; участие организации в оплате расходов на питания; периодичность и продолжительность питания; совместно или раздельное питание работников с разным организационным статусом и т.п.).
       5. Осознание времени, отношение  к нему и его использование  (восприятие времени как важнейшего  ресурса или пустая трата времени,  соблюдение или постоянное   нарушение временных параметров  организационной деятельности).
       6. Взаимоотношения между людьми (влияние на межличностные отношения таких характеристик как возраст, пол, национальность, статус, объем власти, образованность, опыт, знания и т.д.; соблюдение формальных требований этикета или протокола; степень формализации отношений, получаемой поддержки, принятые формы разрешения конфликтов).
       7. Ценности и нормы (первые представляют  собой совокупности представлений  о том, что хорошо, а что –  плохо; вторые — набор предположений  и ожиданий в отношении определенного  типа поведения).
       8. Мировоззрение (вера/отсутствие  веры в: справедливость, успех,  свои силы, руководство; отношение  к взаимопомощи, к этичному или  недостойному поведению, убежденность  в наказуемости зла и торжестве  добра и т.п.).
       9. Развитие и самореализация работника (бездумное или осознанное выполнение работы; опора на интеллект или силу; свободная или ограниченная циркуляция информации в организации; признание или отказ от рациональности сознания и поведения людей; творческая обстановка или жесткая рутина; признание ограниченности человека или акцент на его потенции к росту).
       10. Трудовая этика и мотивирование  (отношение к работе как ценности  или повинности; ответственность  или безразличие к результатам  своего труда; отношение к своему  рабочему месту; качественные  характеристики трудовой деятельности; достойные и вредные привычки на работе; справедливая связь между вкладом работника и его вознаграждением; планирование профессиональной карьеры работника в организации).
       Указанные характеристики культуры организации  в совокупности отражают и придают смысл концепции организационной культуры.
           Организационная культура призвана решать две важнейшие задачи любой организации – задачи внутренней интеграции членов организации и её адаптации к внешней среде. Эти задачи наиболее полно выражаются в функциях организационной культуры.
          Ценностно-образующая. Назначение этой  функции заключается в формировании  у людей взглядов и отношений   правильного понимания тех ценностей,  которые предлагает окружающая  человека организационная среда.   Организационная культура влияет на мировоззрение работника. Организационные ценности превращаются в ценности личности и коллектива, либо вступают с ними в конфликт. Организационная культура является внутренним слоем стратегической  и тактической деятельности,  поскольку  включает в себя ценности и ориентиры персонала.
           Нормативно-регулирующая функция благодаря   своей   интеграционной направленности,   ведет   к   идентификации   работниками   себя   с   организацией,   задает регулирующие  нормы  поведения  работников,  делая  их  поведение  предсказуемым и управляемым.   Нормативно-регулируемая функция позволяет контролировать формы поведения и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной организации, т.е.  организационная культура выступает как индикатор и регулятор поведения
          Познавательная   позволяет   работнику   реализовать   в   рамках организационной культуры  такие личностные мотивы, как  склонность к познанию, желание  лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в коллективе людей, познать свое «я», свои сильные и слабые стороны.
          Коммуникационная. Через познанные  ценности, нормы делового поведения  и этики общения осуществляется  установление и использование эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке   любого   вида   информации,   любого   вида   деятельности.   Путем   разработки эффективных   коммуникаций   усиливается   вовлеченность   каждого   работника   в   дела организации,   в   решаемые   ею   проблемы.   
       Мотивирующая. Принадлежность к  сильной организационной культуре  уже сама по себе является  мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, комфортный    стиль   и   процедуры  управления,   будучи   частями   организационной культуры, имеют огромное мотивирующее воздействие па работу персонала предприятия. 
    Стабилизационная. Эта функция заключается в развитии системы социальной стабильности  в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, роста сплоченности коллектива. 
       Функция идентификации.   Она позволяет провести границу между  организацией и  внешней средой. Она обеспечивает лояльность сотрудников компании их преданность и приверженность фирме. Организационная    культура   придает   сотрудникам организационную идентичность, определяет внутригрупповое представление о      предприятии,      являясь      важным      источником      стабильности и преемственности в организации.
       Адаптивная облегчает приспособление людей друг к другу и к организации в целом с помощью участия в праздниках и изучения общих норм поведения.
      Ориентирующая корректирует направление деятельности предприятия в соответствии с установленными.
       Инновационная  помогает организации выжить в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Реализация данной функции предполагает постоянный поиск новшеств, обеспечивающих фирме конкурентные преимущества.
     Формирование имиджа создает образ организации в глазах окружающих за счет отдельных элементов культуры. Имидж фирмы оказывает огромное влияние на отношение к ней окружающих.
      Через цели, задачи и функции организационной культуры, реализуется её практическая природа, раскрываются её возможности как ресурса предприятия.
       В организациях можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные ценности, которые принимаются большинством членов организации. .
    Субкультуры получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально. Когда одно производственное отделение какого-то конгломерата имеет уникальную культуру, отличающуюся от других отделений организации, то существует вертикальная субкультура. Когда специфический отдел функциональных специалистов (такой, как бухгалтерский или торговый) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. Любая группа в организации может создать субкультуру, однако большей частью субкультуры определяются департаментской (отдельческой) структурной схемой или географическим разделением. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этого отдела.
       Особенности субкультуры каждой структурной  единицы организации влияют друг на друга и формируют общую  часть культуры организации 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура организационной культуры

 
   Организационная культура – системно образование, имеющее сложную структуру. Все структурные элементы корпоративной культуры находятся в тесном взаимодействии, дополняют и уравновешивают друг друга.. Соподчиненность различных элементов кратко можно представить следующим образом.
Каждое  предприятие выполняет свою миссию, тем самым определяя в глазах общества целесообразность своего существования.
      Ценности, нормы и цели организационной  культуры выступают средством реализации миссии организации в обществе.
        Нормы могут найти своё официальное выражение в кодексе организации, где отражены правила поведения работников, а также существовать неофициально в виде образцов поведения, практикуемых на предприятии.
      Образцы поведения формируют традиции, ритуалы, обычаи, производным от которых являются такие элементы культуры, как манера одеваться, а также язык, которым пользуются сотрудники предприятия.
      Процесс формирования миссии заставляет менеджеров пересматривать факторы, лежащие в  основе их деятельности. Осмысление корпоративной миссии позволяет менеджерам и персоналу организации получить широкую панораму бизнеса, без чего долгосрочная конкурентоспособность невозможна. Во внешних коммуникациях пропаганда миссии даёт информацию акционерам, поставщикам, потребителям и общественности. Пропаганда ценностей внутри организации мобилизует сотрудников на реализацию целей бизнеса.
       Организационные  ценности - это предметы и явления организационной жизни, существенно важные, значимые для духовной жизни работников. Ценности выступают связующим звеном между культурой организации и духовным миром личности, между организационным и индивидуальным бытием. Личностные ценности отражаются в сознании в виде ценностных ориентации, которые включают в себя также широкий круг социальных ценностей, признаваемых личностью, но не всегда принимаемых ею в качестве собственных целей и принципов. Поэтому возможно как неполное, неадекватное отражение личностных ценностей в сознании, так и ориентация в плане сознания на ценности, не являющиеся реальными мотивами поведения. Ценности могут сохраняться, даже если в организации  произошли значительные кадровые изменения. В то же время может быть осуществлена определенная смена ценностей, которые скажутся и на поведении членов организации. Организационные ценности тесно связаны с организационной мифологией, выражающейся в системе историй, мифов и даже анекдотов, в которых заключена некоторая достойная уважения характеристика какого-либо члена организации, выгодно отличающая его от многих других.
       Стили поведения, характеризующие работников конкретной организации. Сюда также относятся специфические ритуалы и церемонии, язык, используемый при общении, а также символы, которые обладают особым смыслом именно для членов данной организации. Важным элементом может стать какой-либо персонаж, обладающий характеристиками, в высшей степени ценными для данной культуры и служащий ролевой моделью поведения для сотрудников. Поведение сотрудников успешно корректируется разнообразными тренингами и мерами контроля, но только в том случае, если новые образцы поведения не вступают в противоречие с вышеописанными компонентами организационной культуры.
         Нормы — совокупность формальных и неформальных требований, предъявляемых организацией по отношению к своим сотрудникам. Они могут быть универсальными и частными, императивными и ориентировочными и направлены на сохранение и развитие структуры и функций организации. К нормам относятся так называемые правила игры, которые новичок должен освоить в процессе становления членом организации.
         Психологический климат в организации, с которым сталкивается человек со при взаимодействии с ее сотрудниками. Психологический климат представляет собой преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу, определяющую отношения членов коллектива друг к другу и к труду.
    Синтетической формой культуры являются обряды, обычаи, традиции и ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения.
    Обряды - это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание им участниками обрядового действия.
      Ритуалы представляют собой систему обрядов. Даже определённые управленческие решения могут становиться организационными обрядами, которые работники интерпретируют как часть организационной культуры. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное “культурное” значение.
    В повседневной жизни предприятия  ритуалы выполняют двойную функцию: они могут укреплять структуру  предприятия, а с другой стороны, за счёт затушевывания истинного смысла совершаемых действий - ослаблять. В положительных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих основополагающее значение. Ритуалы символизируют убеждения, играющие существенную роль на предприятии. В сочетании с выдающимися событиями ритуалы прямо и косвенно высвечивают образ предприятия и господствующие на нём ценностные ориентации.
    Обычаи - это воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и от­ношения людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки.
    В дополнение к очевидной ориентации и программам обучения культура передается работникам и другими способами. Самые эффективные – это информация, традиции, символы и язык.
    Информация содержит описание событий, связанных с образованием организации; ключевых решений, которые определяют стратегию организации в будущем; высшего звена управления. Она позволяет соизмерять прошлое с настоящим, обеспечивает объяснение текущей практической деятельности организации.
    Традиции. Соблюдение сложившихся традиций является средством для передачи культуры, так как с традициями связаны главные ценности организации.
    Символы. Дизайн и планировка территории и зданий, мебели, стиль руководства, одежда являются материальными символами, которые передаются работникам. Важна и степень равноправия в организации, обеспечиваемая высшим менеджментом, виды и типы поведения (т. е. рискованность, консерватизм, авторитарность, участие, индивидуализм, социальность), которые считаются приемлемыми.
    Язык. Многие организации и их подразделения используют язык как способ идентификации членов организации с ее культурой или субкультурой. Изучая его, члены организации свидетельствуют о своем принятии этой культуры и таким путем помогают ее сохранять. Принятая в организации терминология действует как общий знаменатель, который объединяет членов организации на основе признанной культуры или субкультуры.
    Типологии организационной культуры
 
     Существует  множество типологий организационной  культуры. Довольно распространенным приёмом является сравнение японской и американской организационных культур. Американец японского происхождения С. Йошимури провел сравнительный анализ японской и западноевропейской организационной культуры, что представляет собой попытку социологического описания буддийского и христианского менталитетов.
     За  основу анализа он принял следующие  факторы:
     · мир и его восприятие;
     · природа и судьба;
     · поведение;
     · социальные отношения.
     Используя аналогичную методологию, американский ученый социолог У. Нойман определил  американский тип организационной культуры на основе верований и ценностных ориентаций. Он разбил фундаментальные верования и ценности на шесть основных групп:
     Верования, подтверждающие возможность влияния  человека на будущее и его господство над судьбой (вера в самодетерминацию, моральная обязательность, использование реалистического анализа целей деятельности, отношение ко времени как к решающему фактору);
     Организация выступает как эффективный инструмент для реализации целей и задач  индивидов (эффективность предприятия  в качестве особого самостоятельного института, ответственность служащих перед предприятием, двустороннее право расторгнуть трудовые отношения, уважение всей системы управления, уклонение от конфликтов);
     Способ  отбора персонала на вакантные должности  на основе личных заслуг (выбор лучшего претендента на пост, увольнение сотрудника на основании низкой эффективности его деятельности, многочисленные возможности для вертикального продвижения, свобода горизонтального перемещения);
     Вера  в принятие решений на основе объективного анализа, синтеза и распространения данных внутри организации (запас данных, свобода выражения мнений, помощь в рациональном решении);
     Разделение  ответственности за принятие решений (вера в потенциал сотрудников, желательность  социального прогресса, позитивная установка на труд);
     Верования, подтверждающие необходимость и  возможность постоянного поиска прогресса (нормативность любых  изменений, установление статус-кво, значимость результата, конструктивность оценки).
   Одну из самых развитых типологий организационной культуры предложил американский учёный С.Ханди. По его мнению, в одной и той же организации по мере её эволюции можно увидеть все типы культур. На разных стадиях жизни организации преобладает свой тип культуры. 
       Первый тип  - культура Зевса (культура власти). Ее существенный момент — личная власть, источником которой является обладание ресурсами. Организации, исповедующие такую культуру, имеют жесткую структуру, высокую степень централизации управления, немногочисленные правила и процедуры, подавляют инициативу работников, осуществляют жесткий контроль над всем. Успех здесь предопределяется квалификацией руководителя и своевременным выявлением проблем, что позволяет быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих структур.
     Второй тип - культура Аполлона (ролевая культура). Это бюрократическая культура, основывающаяся на системе правил и инструкций. Ей свойственно четкое распределение ролей, прав, обязанностей и ответственности между работниками управления. Она негибкая, и затрудняет нововведения, поэтому малоэффективна в условиях перемен. Источником власти здесь является должность, а не личные качества руководителя. Такая управленческая культура присуща крупным корпорациям и государственным учреждениям.
         Третий тип - культура Афины(культура  задачи). Эта культура приспособлена  к управлению в экстремальных  условиях и постоянно меняющихся  ситуациях, поэтому основное внимание  здесь уделяется быстроте решения  проблем. Она основывается на  сотрудничестве, коллективной выработке идей и общих ценностей. Власть покоится на знаниях, компетентности, профессионализме и обладании информацией. Это переходный тип управленческой культуры, способный перерасти в один из предыдущих. Он свойствен проектным или венчурным организациям.
     Четвёртый тип - культура Диониса (культура личности). Она связана с эмоциональным  началом и основывается на творческих ценностях, объединяя людей не для  решения служебных задач, а для  достижения индивидуальных целей. Решения  здесь принимаются на основе согласия, поэтому власть носит координационный характер.
    Как было показано ранее, само предприятие выполняет культурно-творческую функцию, создает ценности, символы, значения, которыми вдохновляется и руководствуется персонал. Исходя из этих установок, французскими социологами Р. Блезом и Ж. Матетоном была предложена типология культуры предприятий на основе ценностной ориентации этой культуры. По их мнению, в культурах предприятий возможно два основных вектора ценностных ориентации: первый — ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат; второй — ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.