На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Актив бухгалтерского баланса. Консолидирование бухгалтерской отчетности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание 

Введение 3
1. Актив бухгалтерского баланса……...…………………………………………4
2. Консолидирование бухгалтерской отчетности 14
3. Практическое задание по заводу «Эталон» 30
Список  литературы 69 
 

      

 

Введение:
                   Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественных и  финансовом  положении  организации  и  о  результатах  ее   хозяйственной деятельности,  составляемая  на  основе  данных  бухгалтерского   учета   по установленным формам.
      Бухгалтерскую отчетность классифицируют по периодичности составления и степени обобщения отчетных данных. По  периодичности  составления  различают внутригодовую или промежуточную и годовую отчетность. По  степени  обобщения отчетных данных различают отчеты первичные,  составляемые  организациями,  и сводные, которые  составляют  вышестоящие  или  материнские  организации  на основании первичных отчетов.
      В практической части данной  работы мы  рассмотрим  пример  составления годовой бухгалтерской отчетности на примере данных бухгалтерского  учета  за 2010 г. ООО «Эталон».
      В соответствии с приказом  Минфина РФ от 13.01.2000 г. №43н  годовая
бухгалтерская отчетность включает в себя:
• бухгалтерский  баланс — форма № 1;
• отчет  о прибылях и убытках — форма  № 2;
• отчет об изменениях капитала — форма № 3;
• отчет  о движении денежных средств —  форма № 4;
• приложение к бухгалтерскому балансу — форма  № 5;
• пояснительную  записку;
•  итоговую  часть  аудиторского  заключения  (для  организаций,  которые  в
соответствии  с Федеральным законом подлежат обязательному аудиту).
      Основной  формой  бухгалтерской   отчетности   является   бухгалтерский
баланс. Он составляется на основе данных об остатках  по  дебету  и  кредиту
синтетических счетов и  субсчетов  на  начало  и  конец  отчетного  периода,
взятых  из  Главной  книги.  Бухгалтерский  баланс  характеризует  финансовое положение организации по состоянию на  отчетную  дату.  Он  состоит  их  2-х частей:
1) актив  — показывает каким имуществом  располагает предприятие;
2) пассив  —  показывает,  за  счет  каких  источников  образовалось  данное
имущество.
      В данной работе мы рассмотрим  содержание статей и технику   составления актива баланса. Порядок формирования значений, указываемых в  строке 260 «Денежные средства», рассмотрим на примере  данных  бухгалтерского  учета ООО «Эталон», приведенных в практической части данной работы.
 
    Актив бухгалтерского баланса.
    Раздел I «Внеоборотные активы». 

Группа  статей «Нематериальные активы». 

      В этой группе статей приводится  остаточная  стоимость  нематериальных
активов, которые принадлежат организации.  Согласно  пункту  3  ПБУ  14/2000 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 81н., нематериальными считаются активы, которые:
    V не имеют материально — вещественной структуры;
    V можно отделить от другого  имущества;
    V используются в производственной  деятельности;
    V организация не планирует перепродавать;
    V могут приносить доход в будущем.
      Например, в  составе  нематериальных  активов  можно  учесть  исключительные права на:
    V изобретение, промышленный образец,  полезную модель;
    V компьютерные программы;
    V товарный знак, знак  обслуживания,  наименование  места  происхождения товаров;
    V селекционные достижения.
   Помимо этого  нематериальным  активом  является  имущественное   право  на топологию интегральных  микросхем.  Также  сюда  относят  деловую  репутацию организации и организационные расходы.
   Деловой репутацией может обладать  организация,  которая покупает  другое предприятие как  единый  имущественный  комплекс.  Деловая  репутация  равна положительной разнице между покупной  ценой  предприятия  и  стоимостью  его активов и обязательств. А  под  организационными  расходами  понимаются  все затраты  на  создание  юридического   лица,   которые   признаются   вкладом участников в уставной капитал.
   На каждый нематериальный актив  должны быть оформлены  документы,  которые подтверждают, что он действительно существует и организация  имеет  на  него исключительные права. Как правило, это патенты, свидетельства т.д.
   Согласно пункту 15 ПБУ 14/2000, амортизацию нематериальных активов можно начислять одним из следующих способов:
    V линейным;
    V пропорционально объему продукции.
    V уменьшаемого остатка.
   Чтобы  определить  сумму   амортизации,   надо   знать   срок   полезного
использования нематериального актива. Этот срок можно рассчитать исходя из:
    V времени действия патента, свидетельства и т.д..;
    V  предполагаемого  периода  использования  нематериального  актива,   в
      течение которого организация  может получать от этого актива  доход;
    V  количества  продукции,  которое   предприятие  собирается  получить  в
      результате использования нематериального  актива.
  А если срок полезного использования нематериального актива  определить невозможно, то считается, что он буду служить 20 лет.
   В бухгалтерском учете амортизацию  нематериальных активов  можно   отражать одним из двух способов:
   По  всем  нематериальным  активам  можно   отражать   амортизацию   двумя способами?
    V накопление амортизации на отдельном  счете;
    V уменьшения  первоначальной  стоимости   объекта  на  сумму  начисленной амортизации.
   Группа статей «Нематериальные  активы» заполняется следующим образом:
   Из дебетового  сальдо  счета  04  «Нематериальные  активы»   надо  вычесть
кредитовое  сальдо счета 05 «Амортизация нематериальных  активов»  и  указать результат в  строке  110  Бухгалтерского  баланса.  Допустим,  что  по  всем нематериальным  активам  амортизация   начисляется   путем   уменьшения   их стоимости. Тогда кредитовое сальдо счета 05 будет  равно  нулю  и  в  баланс попадет все дебетовое сальдо счета 04.
   Затем информация о нематериальных  активах  детализируется  по  отдельным строкам.
   По строке  111  указывается   остаточная  стоимость  таких   нематериальных
активов, как исключительные права на патенты, товарные знаки и т.д.
   По строке 112 приводится сумма  организационных расходов.
   По  строке  113   отражается   стоимостная   оценка   деловой   репутации
организации. 
 

                      Группа статей «Основные средства». 

      В  этой  группе  статей  указывается   остаточная  стоимость   основных
средств, которые находятся в эксплуатации,  на  реконструкции, модернизации или в запасе.
      Согласно пункту 4 ПБУ 6 /01  «Учет   основных  средств»,  утвержденного
приказом  Минфина России от 30 марта 2001  года  №  26,  в  составе  основных средств учитываются активы, которые:
    V используются в производственной  деятельности;
    V служат более 12 месяцев;
    V в дальнейшем будут приносить  организации доход;
    V организация не собирается продавать.
   Согласно пункту 17 ПБУ 6/01, амортизацию  основных средств можно начислять одним из следующих способов:
    V линейным;
    V уменьшаемого остатка;
    V списания стоимости по сумме  чисел лет срока полезного  использования;
    V списания стоимости пропорционально  объему продукции.
   Группа статей «Основные средства»  заполняются следующим образом.
   Из  дебетового  сальдо  счета  01  «Основные  средства»   нужно   вычесть
кредитовое  сальдо  счета  02  «Амортизация  основных  средств»  и   указать
результат в строке 120 Бухгалтерского баланса. Если организация сдает  часть своего имущества в аренду, то амортизация  этого  имущества  учитывается  на отдельном субсчете «Амортизация  имущества,  предоставленного  во  временное пользование» счета 02. Сальдо этого субсчета из дебетового сальдо  счета  01 вычитать не надо.
   По каким основным средствам  не начисляется амортизация?
   Затем информация об основных  средствах уточняется по отдельным  строкам.
   По  строке  121  отражается  стоимость   земельных  участков  и   объектов
природопользования. По  строке  122  указывается  остаточная  стоимость   зданий,   машин   и оборудования. 

                    Статья «Незавершенное строительство». 

      В этой статье баланса отражаются  капитальные вложения  организации.  К ним относятся:
    V расходы по любым строительно-монтажным работам;
    V стоимость приобретенных зданий,  оборудования,  транспортных  средств, инструмента, инвентаря;
    V  стоимость  прочих  капитальных   работ  (это могут быть  проектно-     изыскательские, геологоразведочные и буровые работы);
    V стоимость объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы;
    V расходы на формирование основного  стада.
   Кроме того, в этой группе статей  отражаются:
    V стоимость приобретенного оборудования, еще не переданного в монтаж;
    V авансы, выданные подрядчику, который  ведет капитальное строительство.
   Заполняется группа статей «Незавершенное  строительство» таким образом:
   Нужно сложить остатки по дебету  счета  07  «оборудование  к   установке»,
счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»  и субсчета  «Расчеты  по  авансам выданным по капитальному строительству» счета 60 «Расчеты с  поставщиками  и подрядчиками». Результат надо указать по строке 130 Бухгалтерского баланса. 

         Группа статей «Доходные вложения  в материальные ценности». 

      Здесь  приводится  остаточная  стоимость  имущества,   которое   будет
сдаваться в аренду или в прокат. Эта стоимость  рассчитывается так.
      Из дебетового  сальдо  счета  03  «Доходные  вложения  в   материальные
ценности» вычитается  кредитовое  сальдо  субсчета  «Амортизация  имущества, предоставленного во временное пользование» счета  02  «Амортизация  основных средств». Полученный результат записывают по строке 135.
      Затем  информация  о  доходных  вложениях  в   материальные   ценности
детализируется  по отдельным строкам.
      По   строке   136   указывается   остаточная   стоимость    имущества,
предназначенного  для передачи в лизинг.
      По строке 137 приводится остаточная  стоимость имущества, которое  будет сдаваться в прокат. 
 

              Группа статей «Долгосрочные  финансовые вложения» 

      По  строке  140  Бухгалтерского  баланса   указывается   общая   сумма
долгосрочных  финансовых вложений организации.  Например,  это  инвестиции  в дочерние и зависимые  общества,  в  уставные  (складочные)  капиталы  других организаций, в государственные ценные бумаги, займы, предоставленные  другим организациям.
      По  строке  141  отражаются  вложения  в  уставные  капиталы   дочерних
организаций.
Согласно  статье 105 Гражданского кодекса  РФ,  дочерние  организации  —  это предприятия, в которых вы владеете контрольным пакетом акций.
      Сумма, которая записывается в  этой строке, рассчитывается так:
Из дебетового сальдо субсчета  «Паи  и  акции  дочерних  обществ»  счета  58
«Финансовые вложения» вычитается  кредитовое  сальдо  субсчета  «Вложения  в дочерние общества» счета 59  «Резервы  под  обесценение  вложений  в  ценные бумаги».
      По  строке  142  приводятся  суммы   инвестиций  в  уставные   капиталы
зависимых организаций. О том, что  такое  зависимые  организации  сказано  в статье 10б Гражданского кодекса РФ. Это акционерные общества, в которых вы имеете более 20 процентов голосующих акций,  либо  общества  с  ограниченной ответственностью, в которой вам принадлежит  более  20  процентов  уставного капитала.
      Сумма, которая  указывается  в  этой  строке  Бухгалтерского  баланса, рассчитывается следующим образом.
      Из  дебетового  сальдо  «Паи  и  акции  зависимых  обществ»  счета  58
«Финансовые вложения» вычитается  кредитовое  сальдо  субсчета  «Вложения  в зависимые общества» счета 59 «Резервы  под  обесценение  вложений  в  ценные бумаги».
      По строке 143 отражаются долгосрочные  инвестиции в другие организации. Чтобы заполнить эту строку, нужно  из  дебетового  сальдо  субсчета  «Паи  и акции прочих организаций» счета 58 «Финансовые вложения» вычесть  кредитовое сальдо субсчета «Вложения в  ценные  бумаги  прочих  организаций»  счета  59 «Резервы под обесценение
вложений  в ценные бумаги».
      Сумма  долгосрочных  займов,  предоставленных   другим   организациям,
указывается в строке 144 Бухгалтерского баланса. Эта сумма равна  дебетовому сальдо субсчета «Займы предоставленные на срок более 12  месяцев»  счета  58 «Финансовые вложения».
      По строке  145  приводятся  прочие  долгосрочные  финансовые  вложения организации. 
 
 

                     Статья «Прочие внеоборотные  активы». 

      По строке 150 отражаются данные  о средствах и  вложениях,  которые  не
были  записаны по другим строкам раздела 1 Бухгалтерского баланса. 
 
 

                        Раздел II «Оборотные активов».
                              Группа статей «Запасы». 

      По строке 219 указывается стоимость  всех  материально-производственных запасов организации: материалов, готовой продукции, товаров,  незавершенного производства,   расходов   будущих   периодов   и   т.п.   Эта    информация детализируется по строкам 211-217.
      По  строке  211  приводился  фактическая   себестоимость   материалов,
комплектующих,  топлива,   тары,   запасных   частей,   а   также   покупных
полуфабрикатов.
     Сумма, которая указывается в этой строке, рассчитывается  в следующем
порядке.
      Если фактическая  себестоимость   материально-производственных  запасов выше их учетной цены, то к дебетовому  сальдо  счета  10  «Материалы»  нужно прибавить дебетовое сальдо субсчета  «Сырье  и  материалы»  счета  16  «Отклонение  в  стоимости материальных ценностей». Если же фактическая себестоимость МПЗ ниже  учетной цены, то из дебетового  сальдо  счета  10  «Материалы»  вычитают  кредитовое
сальдо  субсчета  «Сырье  и  материалы»  счета 16  «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
      По строке  212  отражается  стоимость   молодняка,  взрослых  животных,
находящихся на откорме, а также птиц, зверей, кроликов, семей пчел и т.д.
      Сумма, которая указывается в  этой  строке,  равна  дебетовому  сальдо
счета 11 «Животные на выращивании и  откорме».
      По строке 213  записывают  затраты   на  незавершенное  производство  и
незавершенные работы (услуги). Сумма, которая  указывается  в  этой  строке, рассчитывается так.
      Складываются  дебетовые  сальдо   следующих   счетов:   20   «Основное
производство»,   21   «Полуфабрикаты    собственного    производства»,    23
«Вспомогательные   производства».   29   «Обслуживающие    производства    и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» (3а исключением субсчета  «Расходы  на упаковку  и  транспортировку»),  46  «Выполненные  этапы  по   незавершенным работам».
      По строке 214  Бухгалтерского  баланса  показывается  фактическая   или
нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции,  а  также  стоимость товаров, приобретенных для перепродажи.
Сумма, которая вписывается в эту  строку, рассчитываетсч5аким образом.
      Складывается дебетовое сальдо  счета 43 «Готовая продукция» и  счета  41
«Товары». Если организация  учитывает  товары  по  продажным  ценам,  то  из полученной суммы вычитается кредитовое сальдо счета 42 «Торговая наценка».
      По строке 215 отражается стоимость  отгруженной продукции,  если  право собственности на нее еще не перешло к покупателю.
      Сумма, которая приводится в  этой строке, равна дебетовому  сальдо счета
45 «Товары  отгруженные».
      По строке 216 показывается сумма  расходов будущих периодов.  Например, к ним относят затраты на  горно-подготовительные  работы,  на  подготовку к работе в сезонных отраслях,  на  освоение  новых  производств.  Здесь  также записывают  стоимость  неисключительных  прав  на  компьютерные   программы, приобретенные после 1 января следующего года.
      Сумма, которая отражается в  этой строке Бухгалтерского баланса,  равна
дебетовому  сальдо счета 97 «Расходы будущих периодов».
      По строке 217 Бухгалтерского баланса  приводится стоимость  материально—  производственных запасов, которая  не была показана в  предыдущих  строках. Например,  организации, которые распределяют  коммерческие  расходы между реализованной и нереализованной продукцией, здесь указывают свои затраты  на упаковку и транспортировку непроданных товаров. Заполняя эту  строку,  берут дебетовое сальдо субсчета «Расходы на упаковку и транспортировку»  счета  44 «Расходы на продажу».    
 

Статья  «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям». 

      В этой статье  указываются   суммы  «входного»  НДС,  которые   не  были
возмещены из бюджета.
      Эта статья заполняется следующим образом:
      Дебетовое  сальдо  счета  19  «Налог  на  добавленную   стоимость   по
приобретенным ценностям» записывался по строке 220 Бухгалтерского баланса. 

      Группа статей «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем, через 12 месяцев после отчетной даты)» и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)». 

      В этих  статьях  приводятся  данные  о  долгосрочной  и   краткосрочной
дебиторских задолженностях. Долгосрочной  считается  задолженность,  которую погасят не ранее чем через 12 месяцев после отчетной даты.  А  краткосрочную задолженность должны оплатить в течение  12  месяцев  после  отчетной  даты. Исчисление этого срока начинается с 1-го числа месяца,  следующего  за  тем, когда задолженность была отражена в учете.
      Следует отметить, что дебиторская   задолженность,  которая  в   прошлом
году  считалась  долгосрочной,  в  этом  году  может  стать   краткосрочной.
Например, задолженность была  принята  к  учету  в  сентябре  2000  года,  а
погасить  ее должны в феврале  2002  года.  Такую задолженность организация может указать в отчетности за 2001 год  как  краткосрочную.  Об  этом  нужно сообщить в пояснениях к Бухгалтерскому балансу.
      Когда дебиторскую задолженность предприятия  отражают  в  балансе,  ее
уменьшают на сумму резерва по сомнительным долгам. Создавать  такие  резервы организации позволяет пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета.
      По  строке  230  указывается   общая  сумма  долгосрочной   дебиторский
задолженности.  A  общая  сумма  краткосрочной   дебиторской   задолженности приводится по строке 240 Бухгалтерского баланса.
      По строкам 231 и 241 отражается  задолженность покупателей и  заказчиков за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.
      Сумма, которая записывается в  игроке 231, рассчитывался так.
      К дебетовому сальдо субсчета  «Задолженность покупателей   и  заказчиков со сроком погашения более 12 месяцев» - счета 62 «Расчеты  с  покупателями  и заказчиками» прибавляется дебетовое сальдо  субсчета  «Задолженность  разных дебиторов со сроком погашения более 12 месяцев» счета 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами». Затем из полученной суммы  вычитается  кредитовое сальдо субсчета «Резервы по сомнительным долгам со  сроком  погашения  более
12 месяцев»  счета 63 «Резервы по сомнительным  долгам».
      А сумма, которая указывается  в строке  241,  рассчитывается  следующим
образом: к дебетовому сальдо субсчета «Задолженность покупателей  и  заказчиков со сроком погашения менее 12 месяцев» счета 62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками» прибавляется дебетовое сальдо субсчета «Задолженность  разных  дебиторов  со сроком погашения менее 12 месяцев» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами  и кредиторами».  Затем  из  полученной  суммы  вычитается  кредитовое   сальдо субсчета «Резервы по  сомнительным  долгам  со  срокам  погашения  менее  12
месяцев»  счета 63 «Резервы по сомнительным долгам».
      По строкам 232 и 242 приводится дебиторская задолженность предприятия, в котором оформлена товарными векселями.
      В строке 232 указывается дебетовое  сальдо субсчета «Векселя полученные со сроком погашения свыше 12 месяцев» счета 62  «Расчеты  с  покупателями  и заказчиками».
      A  в  строке  242  приводится  дебетовое  сальдо   субсчета   «Векселя
полученные  со сроком  погашения  менее  12  месяцев»  счета  62  «Расчеты  с покупателями и заказчиками».
      По строкам 233 и 243 отражается  задолженность  дочерних  и   зависимых
обществ.
      Сумма, которая записывается  в строке  233  равна дебетовому  сальдо
субсчета  «Расчеты с дочерними (зависимыми) обществами, которые  производятся после 12 месяцев» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
      А в строке 243  показывается  дебетовое  сальдо  субсчета  «Расчеты  с
дочерними  (зависимыми}  обществами,  которые  производятся  в  течение   12 месяцев» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
      По строкам 234 и  245  указываются   все  авансы,  которые  предприятие
выплатило в счет предстоящих поставок продукции.
      В строке 234  приводится  сумма,  равная  дебетовому  сальдо  субсчета
«Расчеты  по авансам, выданным на срок более 12 месяцев» счета 60 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками».
      А в строке 245  указывается  дебетовое  сальдо  субсчета  «Расчеты  по
авансам выданным на срок менее 12 месяцев» счета 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками».
      По строке  244  отражается  задолженность   учредителей  по  вкладам   в уставной капитал организации. В  эту  строку  вписывается  дебетовое  сальдо субсчета «Расчеты по вкладам  в  уставной  (складочный)  капитал»  счета  75 «Расчеты с учредителями».
      По строкам 235 и 246 Бухгалтерского  баланса приводятся суммы,  которые задолжали предприятию  прочие  дебиторы.  К  ним,  в  частности,  относятся: налоговые  органы,  работники   предприятия,   подотчетные   и   материально-ответственные лица. 
 

              Группа статей «Краткосрочные  финансовые вложения». 

      По строке  250  отражается  сумма   краткосрочных  финансовых  вложений организации. Эта сумма расшифровывается по строкам 251 — 253  Бухгалтерского баланса.
      По строке 251 указываются  краткосрочные   займы,  которые  предприятие выдало другим организациям.
      В  эту  строку   вписывается   дебетовое   сальдо   субсчета   «Займы,
предоставленные на срок менее 12 месяцев» счета 58 «Финансовые  вложения».
      По строке 252 приводится стоимость  собственных  акций,  выкупленных   у акционеров. В эту строку вносится Дебетовое  сальдо  счета  81  «Собственные акции (доли)».
      По строке 253 отражаются  прочие  краткосрочные  финансовые  вложения. Сумма, которая указывается в этой строке, рассчитывается так: складываются дебетовое сальдо  субсчетов  «Краткосрочные  облигации  и
другие  ценные  бумаги»  и  «Краткосрочные  депозиты»  счета  58  «Финансовые вложения».  Из  полученной  суммы  вычитается  кредитовое  сальдо   субсчета «Резервы под обесценение вложений в краткосрочные ценные  бумаги»  счета  59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
                     
Группа  статей «Денежные средства». 

      По  строке  260  приводится  общая   сумма  денежных  средств,  которой
располагает  предприятие.  При  этом  иностранная  валюта,  находящаяся   на валютном счете либо в кассе организации, пересчитывается в рубли  по  курсу, установленному Центральным банком РФ на 31 декабря 2001 года. Такой  порядок установлен Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и  обязательств, стоимость   которых   выражена   в   иностранной   валюте»   (ПБУ   3/2000), утвержденными приказом Минфина России от 10 января  2000  г.  №  2н.  Сумма, указанная  по  строке  260,  расшифровывается   по   строкам   261   —   264 Бухгалтерского
баланса.
      По строке 261 отражается общая  сумма  наличных,  которые  находятся  в кассе организации. В  эту  строку  вписывается  дебетовое  сальдо  счета  50
«Касса» (за исключением субсчета «Денежные  документы»).
      По строке 262 указывается, сколько  денег находится на рублевых  счетах
организации в банках. Эта сумма равна дебетовому сальдо счета 51  «Расчетные счета».
      Рассмотрим процесс формирования  данных  указанных  в  этой  строке  на
примере ООО «Эталон»..
      Для  осуществления   операций   по   расчетному   счету   организацией
заполняются следующие виды первичных документов:
    V  платежное  поручение  (для   оплаты   в   безналичной   форме   своих
      обязательств);
    V денежный чек (для получения  сумм наличных денег в банке);
    V объявление на взнос денег  наличными.
   После совершения операций банк  представляет  в  организацию  выписку,  в которой указываются: дата, количество денег на счету на начало и конец  дня, произведенные  за  день  операции  и  суммы  по  данным  операциям.  Образцы перечисленных выше документов, составленные в  000  «Эталон»  по  операциям, совершенным в декабре 2010 г., представлены в приложении.
   На основании выписок из банка  заполняется журнал — ордер  №  2  «Расчетный счет в банке». В конце месяца данных из журнала — ордера  №  2  переносят  в оборотную ведомость. Затем заполняют счет 51 Главной книги. Сальдо по  счету 51  на  конец отчетного периода записывают  в графу 260  Бухгалтерского баланса.
   По строке 263 отражается иностранная  валюта,  находящаяся  на  банковских счетах. Ее сумма равна: дебетовому сальдо счета 52 «Валютные счета».
   По строке 264 указываются прочие  денежные средства: специальные   счета  в банках, перевод в пути, денежные документы.  Сумма,  которая  вписывается  в эту строку, рассчитывается так:
   К дебетовому сальдо счета  55 «Специальные счета в банках» прибавляется дебетовое сальдо субсчета «Денежные документы» счета 50 «Касса» и  дебетовое сальдо 57 «Переводы в пути». 
 

                      Статья «Прочие оборотные активы». 

   По строке 270 записывается стоимость  прочих активов, которые не  вошли  в другие разделы «Оборотные активы» бухгалтерского баланса. 
 
 

    Консолидирование  бухгалтерской отчетности.
 
     Учет нередко называют языком бизнеса. Он является связующим звеном разнообразных видов деятельности, присущих любому бизнесу. Результатом учетного процесса являются финансовые отчеты и сметы, калькуляция себестоимости производимой продукции и оценка бюджетного дефицита, расчет налогов и оценка инвестиционной политики. Говоря иначе, бухгалтерский учет представляет собой исключительно полезную сферу деятельности в любом обществе, оказывая влияние на многие стороны его повседневной жизни.
    Интернационализация учета. Бухгалтерский учет является одним из средств международного общения. Для современного уровня экономической интеграции стран характерна интернационализация экономики, прежде всего в сфере бизнеса. Сегодня большинство крупнейших корпораций являются
мультинациональными. Мультинациональная природа современного бизнеса — свершившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких, как машины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут производиться за пределами страны окончательной сборки этих товаров.
  Вспомогательные промышленные производства такого типа существуют, в
частности, вдоль  всей американо-мексиканской границы.
    

1. Международные перспективы  финансового учета.

 
С позиции экономики  учет обычно рассматривается как  процесс подготовки
информации о  предприятии, которая может быть полезной для принятия
управленческих  решений по распределению и эффективному использованию
имеющихся ресурсов. Результатная информация, применяемая  в рамках финансового учета ориентирована прежде всего на пользователей:
а) внешних по отношению к предприятию, т. е. не участвующих непосредственно в управлении его текущей деятельностью;
б) вложивших  свои капитал в активы предприятия.
Физические и  юридические лица, желающие вложить  имеющиеся у них ресурсы в тот или иной нес, могут выбрать сферу приложения своего капитала, оставаясь прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет существует именно потому, что выполняет свое предназначение — поставляет информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей, она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их потребностям.
    

1.1. Учет и факторы,  влияющие на его  развитие.

 
Бухгалтерский учет определяется средой, в которой  он функционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система. То же самое можно сказать о бухгалтерском учете. Так, принципы бухгалтерского учета в США и других странах значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.). Интересно отметить, что определенная схожесть «окружающей среды» в двух различных странах, как правило, обусловливает и наличие многих общих черт в применяемых в них системах бухгалтерского учета.
В некоторых  странах, например в США, информация, генерируемая в рамках
финансового учета, направлена прежде всего на удовлетворение потребностей инвесторов и кредиторов, а полезность с позиции принятия управленческих решений является важнейшим критерием её качества. В других странах роль бухгалтерского учета и приоритеты, выработанные в рамках его методологий, могут быть иными. Например, это могут предоставление достоверной информации и контроль за надлежащим исполнением государственной налоговой политики. Именно это предназначение бухгалтерского учета признается основополагающим в
большинстве стран  Южной Америки.
В некоторых  странах система бухгалтерского учета реализуется исходя из
приоритета макроэкономических целей, в частности достижения заданных темпов роста национальной экономики. (Макроэкономические процессы имеют ряд особенностей, существенных для бухгалтерской практики: инфляция, безработица и др.) В этом случае на второй план могут отходить вопросы о полезности конкретной информации о налоговых ставках, общеэкономической политике для инвесторов и кредиторов. Рассмотрим в общих чертах основные факторы, оказывающие влияние на развитие учета.
Информационные связи компании и ее инвесторов. Промышленная революция в США и Великобритании привела к резкому увеличению их национального богатства. С ростом компаний увеличивались и их потребности в капиталах, при этом источником значительной их части являлся, нарождавшийся и богатевший средний класс. Этот процесс оказал существенное влияние на развитие финансового учета в обеих странах. Во-первых, росло количество инвесторов и кредиторов, их состав становился все более разнообразным, многие компании переходили в корпоративную собственность. Во-вторых, владельцы компаний (инвесторы) все
более отделялись от оперативного управления, передавая его профессиональным наемным управляющим. В этой ситуации финансовая учетная информация становится важнейшим источником данных о благосостоянии компании. Появилась практика представления акционерам управленческим персоналом финансовых отчетов для контроля за эффективным использованием ресурсов. Именно это обстоятельство предопределило нацеленность финансовой отчетности на информационные потребности инвесторов и кредиторов. Такая ориентация финансового учета в США и Великобритании свойственна ему в течение уже многих лет. Более того, в этих странах были созданы рынки и биржи ценных бумаг. Результат — финансовые отчеты компаний отличаются значительной аналитичностью, а определение рентабельности хозяйственной деятельности как одной из характеристик эффективности работы управленческого персонала,
является целью  финансового учета.
В других странах (Швейцария, Германия, Япония и др.) финансовая политика определяется небольшим количеством очень крупных банков, удовлетворяющих значительную часть финансовых потребностей бизнеса. Одновременно происходит и концентрация в акционирование компаний. Информация, необходимая для обоснования дополнительных финансовых вложений, в этом случае формируется, как правило, в процессе прямых контактов заинтересованных лиц. Этот путь является более простым и эффективным, поскольку компания имеет ограниченное число кредиторов (в частности, это может быть один крупный банк).
Правительства этих стран требуют также публиковать некоторую информацию о компаниях, поэтому последние вынуждены готовить финансовую отчетность, но в менее детализированном виде, нежели американские компании.
В этом случае отчетность нацелена прежде всего на защиту интересов банков-кредиторов. Для бухгалтерской практики здесь характерны некоторые особенности, в частности консерватизм в оценке активов, определенное завышение кредиторской задолженности, позволяющее в случае финансовых затруднений обеспечить своему банку некоторую свободу действий в исполнении обязательств, уменьшение дивидендных выплат акционерам и др.
Во Франции  и Швеции бухгалтерский имеет  несколько иную ориентацию.
Правительства этих стран играют определяющую роль в управлении национальными ресурсами, а предприятия обязаны придерживаться правительственной экономической политики, в частности, в рамках макроэкономического планирования. Правительства не только контролируют финансовые возможности бизнеса, но и выступают при необходимости в роли инвестора или кредитора.
Здесь бухгалтерский  учет ориентирован прежде всего на потребности
государственных плановых органов. Фирмы вынуждены  следовать унифицированным стандартам в области учета и отчетности, что в значительной степени упрощает и повышает эффективность работы правительственных органов.
Безусловно, сущность отношений между бизнесом и его  финансовыми кредиторами достаточно резко меняется с выходом на международные финансовые рынки. В этом случае необходимо удовлетворять информационные запросы не только отечественных, но и внешних кредиторов, что автоматически приводит к отклонениям от национальных стандартов в области учета и отчетности.
Таким образом, среди факторов, влияющих на содержание учетной практики в той или иной стране, можно выделить:
а) тип кредиторов и инвесторов как основных пользователей  учетной информации (физические лица, банки, правительственные органы);
в) число физических и юридических лиц, вовлеченных  в процесс инвестирования капитала;
в) участие инвесторов в управлении бизнесом;
г) степень развития рынка и бирж ценных бумаг;
д) степень участия  в международном бизнесе.
    

1.2. Финансовая отчетность.

 
    Компаниями периодически подготавливается финансовая отчетность в интересах потребителей этой информации. Финансовые отчеты различаются не только по форме, но и по существу и объему представляемой в них информации. Содержательная часть отчета зависит от того, кому этот отчет
предназначается: инвесторам или кредиторам, правительственным или иным
органам. Национальные традиции также влияют на структуру и содержание
отчета. Под транснациональной финансовой отчетностью понимают отчетность, предоставляемую заинтересованным физическим и юридическим лицам за пределами страны, в которой размещается штаб-квартира МНК. Формирование такой отчетности обусловливается двумя причинами общего характера. Первая может быть определена как глобальная финансовая стратегия МНК, предусматривающая:
а) регистрацию  корпорации на зарубежных фондовых биржах;
б) продажу своих ценных бумаг за рубежом;
в) получение  кредитов от иностранных банков.
Иначе говоря. МНК  и поисках материальных и финансовых ресурсов не
ограничиваются  пределами своем) страны и готовы сотрудничать с любыми
контрагентами, обеспечивающими им дополнительные финансовые ресурсы и прибыль.
Вторую причину  можно определить как транснациональное  инвестирование,
предусматривающее приобретение пенных бумаг не только отечественных, но и зарубежных корпораций. Если фирма «Сони» производит всемирно известные телевизоры, почему бы не приобрести часть ее акций с тем, чтобы в дальнейшем получить дополнительную прибыль на инвестированный капитал?
Подготовка транснациональной  финансовой отчетности предполагает решение ряда проблем, связанных с интересами как самой МНК, так и пользователей информации. Когда компания готовит финансовый отчет, предназначенный для использования только в своей стране, го подразумевается, что пользователи знакомы: а) с общими принципами бухгалтерского учета в данной стране; б) со специальными методиками, используемыми данной компанией; в) с языком, на котором написан отчет; г) с денежным измерителем, используемым в отчете. Все эти аспекты приобретают совершенно другое звучание, когда отчет направляется
зарубежным пользователям.
    

1.3. Интерпретация отчетности  зарубежных компаний.

 
Итак, мы видели, что проблемы анализа финансовой отчетности, связанные с
национальными различиями в языках, валютных системах и принципах учета, в той или иной степени могут быть решены. Однако и в этом случае зарубежный аналитик может столкнуться с еще одной, более сложной проблемой.
Дело в том, что система финансирования и  принципы принятия управленческих решений в области инвестирования также имеют национальные   особенности.
Поэтому аналитик должен понять, как эти особенности влияют на данные
финансовой отчетности. Это крайне важно, если, например, сравниваются
показатели деятельности разных зарубежных корпораций.
Одним из способов такого анализа является специальный  прием, известный как «анализ коэффициентов» (Ratio Analysis). На базе финансовой отчетности рассчитываются коэффициенты, характеризующие степень риска,
платёжеспособность  фирмы, ее рентабельность. Одним из наиболее
употребительных показателей является отношение  всех долгов компании к общей величине активов. Так как компания должна рассчитаться с кредиторами за счет собственных средств, относительно меньшее значение этого коэффициента считается более благоприятным. Иначе говоря, при прочих равных условиях инвесторы и кредиторы предпочтут иметь дело с той компанией, в которой значение этого коэффициента меньше.
Эта точка зрения является широко распространенной. Однако недавние
исследования  показали, что возможны и исключения из этого правила, т. е.
переход на международный  уровень в учетной и аналитической работе может привести к существенным отклонениям от устоявшихся стереотипов. Исследователи проанализировали финансовую отчетность нескольких японских корпораций, приведенную в соответствие с американскими учетными принципами, и отчетность аналогичных корпораций США. В результате сравнительного анализа выяснилось, что величина отношения долгов компании к ее активам в среднем на 58% выше в японских корпорациях. Можно ли на основании этого сделать вывод, что дополнительное инвестирование японских корпораций более рискованно, чем американских? Исследователи дают отрицательный ответ и поясняют, что этот коэффициент в Японии имеет совершенно другую  интерпретацию  — его высокое значение свидетельствует о степени доверия к корпорации со стороны банков.
Относительно  низкое значение этого коэффициента характеризует не степень
надежности и  платежеспособности компании, а лишь ее неспособность получить кредиты в банках. Таким образом, инвесторам следует предпочесть компанию, пользующуюся большим доверием банков.
Приведенный пример показывает, что на международном  уровне даже единообразие учетных  стандартов не всегда обеспечивает сравнимость полученных результатов. Экономическая среда в любой стране имеет свою национальную окраску, и это отражается на финансовой отчетности корпораций. Таким образом, исследуя отчетность МНК, зарубежный аналитик должен достаточно четко представлять себе социально-экономические особенности другой страны и их возможное влияние на данные, представленные в бухгалтерской отчетности.
Необходимость в подготовке транснациональной финансовой отчетности возникает тогда, когда корпорация пытается найти зарубежные источники финансирования. Но найдя такие источники, выясняется, что обычные годовые отчеты не отвечают требованиям зарубежных инвесторов.
Финансовая отчетность — основное средство коммуникации. И неэффективное его использование может привести к финансовым потерям как со стороны компаний, взаимодействующих с МНК и инвестирующих свой капитал в ее предпринимательскую деятельность, так и самой МНК, поскольку, имея претензии к отчетности МНК и не желая больше рисковать своими капиталами, инвёсторы могут просто отказаться от дальнейшего инвестирования ее деятельности. Негативные последствия для МНК могут наблюдаться на фондовых биржах, в частности снижение курса ее акций. Определяя уровень и способ информационного общения со своими зарубежными контрагентами, МНК должна исходить из принципа
экономической целесообразности, соотнося свои расходы - на это общение с
потенциальными доходами или потерями от его несовершенства.
    

1.4. Международные организации.

 
Комитет по международным  учетным стандартам (International Accounting
Standards Committee —  IASC) был создан для разработки  стандартов, которые можно было бы распространить на все страны мира.
Далеко не все  различия в учете и отчетности могут быть объяснены
Особенностями социально-экономической среды той  или иной страны. Учет в рамках конкретной страны развивается довольно медленно, а вместе с тем
крупные мультинациональные корпорации в своей деятельности выходят за рамки сложившихся национальных экономических традиций (фирма «Тойота, например, имеет гораздо больше общих черт с «Дженерал Моторс», нежели с небольшими японскими фирмами). И тем не менее большинство МНК придерживаются своих национальных систем счетоводства.
По существу, деятельность IASC сводится к выделению  и по возможности
исключению тех  национальных особенностей бухгалтерского учета, которые не могут быть объяснены влиянием окружающих социально-экономических факторов.
Международные учетные стандарты в принципе предназначены для любых компаний, но прежде всего они могут быть распространены на деятельность МНК. К настоящему времени IASC издал около 30 международных учетных стандартов.
Среди них: сегментированное представление финансовой информации (стандарт №14), информация для отражения влияния изменения цен (стандарт № 15), учет влияния изменения валютных курсов стандарт № 21), консолидированная финансовая отчетность и учет инвестирования в дочерние компании (стандарт № 27), финансовая отчетность в гиперинфляционной среде (стандарт № 29).
IASC основан в  1973 г. ведущими профессиональными  бухгалтерскими
организациями Австралии,  Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики,
Голландии, Великобритании, Ирландии и США. В настоящее время в него входят представители более 100 бухгалтерских организаций из 75 стран. В отличие от ряда международных организаций, о которых пойдет речь ниже, IASC объединяет представителей только неправительственных профессиональных организаций. В некотором смысле IASC является международным двойником американского FASB.
Работой IASC, руководит  совет, состоящий из представителей 13 стран, включая страны, основавшие комитет. В разработке международных стандартов могут принимать участие широкие слои профессиональных бухгалтеров. За 6 месяцев до издания окончательной редакции очередного стандарта совет IASC принимает и анализирует любые замечания и поправки. Получение мнений всех членов совета IASC по вновь выпускаемым стандартам является обязательным. Заседания совета
проводятся несколько  раз в году и в различных  странах, чтобы обеспечить
разнообразие  мнений по обсуждаемым проблемам. Так, последние заседания
проводились в  Копенгагене, Сиднее, Дюссельдорфе, Нью-Йорке.
Стандарты IASC носят рекомендательный характер, поэтому МНК самостоятельно решают, ориентироваться ли на них при подготовке своей отчетности. Тем не менее поддержка деятельности IASC и признание его стандартов расширяются.
Укрепляется мнение, что комитет становится все более влиятельной силой для разработки приемлемых учетных принципов «мирового класса». Так, Япония одобрила стандарт № 27 и распространила его действие на все японские МНК.
Следует признать, что если бы все МНК придерживались стандартов IASC, был бы достигнут значительный прогресс в унификации учетных методик. Можно привести следующий пример различного подхода в методиках учета, применяемых в отдельных странах и рекомендуемых стандартами IASC. Расходы по пенсионному обеспечению своих работников, а также уплата налогов на доходы фирмы могут относиться к различным периодам: либо к периоду, когда были сделаны начисления, либо к периоду, когда были сделаны выплаты. IASC рекомендует первую методику учета, тогда как во многих странах больше распространена вторая.
Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of
Accountants — IFAC)  была создана в 1977 г. для  развития и укрепления
престижа бухгалтерской  профессии. Цели этой организации в  значительной
степени совпадают  с целями IASC;  однако приоритет отдается собственно
бухгалтерской профессии. Членами IFAC являются представители  профессиональных учетных организаций из более чем 75 стран.
Действующий в  составе федерации Комитет по обобщению практики аудирования (International Auditing Practices Committee - IAPC) издает специальные руководства (guidelines), в которых обобщается и анализируется практика аудирования в различных странах мира. К настоящему времени распространено уже несколько выпусков guidelines: № 1—цели и задачи аудирования; №6 - анализ и оценка применяемой системы учета; № 8 - информационно-технологические аспекты аудирования; № 13 - подготовка аудиторского отчета; № 25 - риск и оценка надежности результатов аудирования.
Работа другого  комитета— Комитета по профессиональной подготовке (Education Committee) —направлена на унификацию квалификационных и образовательных критериев при подготовке профессиональных бухгалтеров. Комитет по этике (Ethics Committee) занимается обобщением национальных кодексов профессиональной этики и выработкой единого стандарта. Оба эти комитета также периодически публикуют guidelines по вопросам, входящим в сферу их компетенций.
    

2. Процедура консолидирования.

 
Консолидирование  должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.
При составлении  консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции. В общем виде это можно представить следующим образом:
?         затраты по инвестициям инвестора элиминируются собственным
капиталом инвестируемых предприятий;
?         остатки непогашенной задолженности  по внутрифирменным операциям,
таким, как внутрифирменные  продажи, расходы, займы, дивиденды, элиминируются
полностью;
?         нереализованная прибыль по внутрифирменным  операциям в остатках
товаров и в основных средствах элиминируются в полном объеме;
?         нереализованные убытки по внутрифирменным  операциям в остатках
активов также элиминируются;
?         чистая прибыль, принадлежащая сторонним (миноритарным) акционерам
дочернего предприятия (доля меньшинства), указывается отдельно от прибыли,
принадлежащей материнской компании;
?         в консолидированной отчетности следует также выделить долю
меньшинства в нетто-активах (или собственном капитале).
При составлении  консолидированного баланса особое значение имеет порядок объединения долговых обязательств. С правовой точки зрения концерн (группа предприятий) не может иметь долговых обязательств или задолженности по отношению к самому себе. Поэтому кредиты и прочие долговые обязательства, отчисления в резервный фонд и задолженность между предприятиями, входящими в группу, должны исключаться. Это касается прежде всего следующих статей баланса:
?         задолженности по взносам в уставный капитал;
?         расчетов по коммерческим операциям;
?         кредитов, выданных предприятиям группы;
?         долгосрочных финансовых вложений;
?         векселей;
?         прочей задолженности;
?         краткосрочных финансовых вложений.
Элиминируются инвестиции материнской компании в  дочерние предприятия и доля, принадлежащая материнской компании в акционерном капитале дочерних предприятий.
Статьи собственного капитала дочернего предприятия, подлежащие консолидации, следующие:
?         уставный капитал;
?         резервный капитал;
?         резервы, образованные из валового дохода;
?         нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
?         чистая прибыль (чистый убыток) текущего года.
Можно выделить этапы консолидирования баланса в зависимости от наличия или отсутствия взаимных операций:
?         первичная консолидация (при составлении впервые
консолидированной отчетности ранее независимых предприятий) связана с
приобретением инвестируемого предприятия;
?         последующая консолидация (при составлении
консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции).
Техника и методы составления консолидированной  отчетности в разных странах различны.
В зависимости  от характера сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два метода составления первичной консолидированной отчетности:
метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти  методы
различаются процедурно и оказывают большое влияние  на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.
    

2.1. Метод покупки.

 
В соответствии с этим методом на дату приобретения определяется
справедливая рыночная цена приобретенных материнской компанией
идентифицируемых активов и обязательств. Стоимость таких активов отражается в учете материнской компании по статье «Инвестиции».
Следует иметь  в виду, что покупаются не собственно активы инвестируемой
компании, а доля в ее акционерном капитале, эквивалентная  нетто-активам по стоимости. Покупка активов, например, недвижимости, земельного участка и т.д. коренным образом отличается от покупки акций или доли в уставном капитале на аналогичную сумму. Покупка активов не влечет за собой необходимость составления консолидированной отчетности, а приобретение более 50% акций с правом голоса потребует консолидации.
При покупке  и установлении контроля достаточно сложно определить дату, на которую необходимо составлять консолидированную отчетность, поскольку дата приобретения доли в капитале и дата переоценки активов могут быть разными.
Прибыль приобретаемого предприятия, полученная до даты приобретения, не включается в консолидированную отчетность.
Разница между  ценой, уплаченной за приобретенные  нетто-активы действующего предприятия, и их справедливой рыночной ценой представляет цену фирмы (гудвилл) или резервный капитал (отрицательный гудвилл, возникающий при покупке по цене, меньшей справедливой рыночной оценки).
     Цена фирмы (гудвилл):
цена покупки
справедливая  рыночная цена приобретенных  идентифицируемых активов
цена фирмы (гудвилл)
Таким образом, цена фирмы отражает потенциальную доходность дочернего
предприятия, не показанную в учете, а также стоимость неидентифицируемых активов и качественных показателей. Цена фирмы отражается в консолидированном балансе по статье «Нематериальные активы», которая подлежит амортизации в течение срока ее ожидаемой будущей доходности.
Если приобретается  компания, уже обладающая репутацией, связями, налаженными прибыльным производством, пользующейся спросом продукцией и хорошо организованной системой сбыта, то цена ее приобретения будет отличаться не только от балансовой стоимости (carring value) нетто-активов, но и от справедливой рыночной цены (fair value) идентифицируемых активов.
Справедливая  рыночная цена в разных ситуациях  может быть различной. В одних случаях — это стоимость активов и обязательств по сделкам информированных и заинтересованных сторон, не принимающих участия в конкретной операции по приобретению. В других — наименьшая стоимость замещения (lower of replacement cost), применяемая если активы действительно подлежат замещению. Это может быть и стоимость нетто-реализа-ции (net realizable value), если активы подлежат продаже.
Следует отметить, что справедливую рыночную цену определяют
дифференцированно по видам имущества. При этом могут быть использованы справочные цены на машины и оборудование, цены соответствующих рынков, дисконтированная стоимость долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности, текущая стоимость воспроизводства земельных участков и незавершенного производства, скорректированная стоимость приобретения материально-производственных запасов и долгосрочных контрактов.
     Таким образом, цена фирмы — это разница между суммой, уплаченной за
действующее предприятие, и справедливой рыночной ценой приобретаемых
идентифицируемых  активов.
При приобретении может возникнуть отрицательный гудвилл, если стоимость приобретения (инвестиции) меньше справедливой рыночной Цены, Такое явление типично при недооцененных активах молодых или Убыточных компаний, находящихся на грани банкротства фирм. Отрицательная цена фирмы, возникающая при консолидации, показывается как резервный капитал, возникающий при консолидации.
Резервный капитал  определяется как цена покупки минус  справедливая цена
приобретенных активов. Резервный капитал характеризует  ожидаемые будущие доходы или выгоду от сделки при покупке предприятия по более низкой цене. Он пропорционально списывается. Несписанный остаток рассматривается как прибыль.
Необходимость консолидации капитала связана с  устранением двойного счета в консолидированной отчетности и правильным отражением величины собственного капитала в балансе единой экономической единицы. Консолидированная отчетность составляется с точки зрения материнской (холдинговой, головной) компании.
В целях составления  консолидированной отчетности в учете западных стран
руководствуются количественным подходом к определению  степени влияния этих операций на инвестора, что в значительной мере условно, так как зависимость инвестируемой компании не обязательно будет обусловливаться высокой долей инвестора в ее акционерном капитале, а контроль может осуществляться другим образом.
Выделяются три  уровня влияния инвестора:
1) менее 20% в  акционерном капитале инвестируемой  компании (не оказывает существенного влияния);
2) от 20 до 50% (существенное  влияние);
3) более 50% в  акционерном капитале инвестируемой  компании (контроль,
составление консолидированной  отчетности).
Приобретение  более 20% акций, имеющих право голоса, позволяет оказывать
существенное  влияние на деятельность инвестируемой  компании. Для учета этих акций используется метод пропорционального распределения прибылей (equity method).
В данном случае участие в акционерном капитале инвестируемой компании,
превышающее 20%, предполагает, что инвестор включает в свои отчеты
соответствующую долю прибылей или убытков контролируемой компании; подобные инвестиции производятся не только для простого получения дивидендов. Такие компании называются родственными или ассоциированными, в Гражданском кодексе Российской Федерации - зависимыми.
Можно выделить три основных признака рассматриваемого метода:
1) инвестор учитывает  приобретенные акции по покупной  стоимости;
2) часть чистой  прибыли инвестируемой компании  инвестор записывает на
увеличение, а  убытки — в уменьшение инвестиций;
3) получаемые  дивиденды инвестор относит на увеличение денежных средств и уменьшение инвестиций.
Таким образом, текущая сумма инвестиций в балансе  складывается из следующих элементов:
затраты по приобретению + соответствующая доля прибылей - соответствующая доля убытков - получаемые/полученные дивиденды.
Как уже отмечалось, при установлении контроля инвестора  называют материнской компанией, а инвестируемую компанию — дочерней. В этом случае возникает необходимость составления консолидированной отчетности. С одной стороны, каждая из этих компаний является самостоятельным юридическим лицом и составляет свою финансовую отчетность, с другой стороны, в силу особых отношений и связей между дочерней и материнской компаниями они рассматриваются как единое целое и подготавливают общую отчетность, которая называется консолидированной.
    

2.2. Метод слияния  (поглощения).

 
Описанный ранее  метод приобретения путем покупки  имеет свои сложности:
прежде всего  согласно этому методу необходимо проведение дорогостоящей
переоценки, а  также требуется наличие у инвестора свободных денежных
ресурсов. Альтернативой ему выступает все шире применяемый метод слияния инвестора с инвестируемой компанией, в соответствии с которым требуется незначительная величина денежных средств и осуществляется обмен акций инвестора на акции инвестируемой компании. При этом удается избежать уплаты налогов, а акционеры не лишаются прав собственности, поскольку взамен прежних акций получают новые (хотя часто пропорции такого обмена явно не выгодны прежним владельцам). При слиянии права могут приобретаться не только материнской компанией, но и компанией, не входящей в группу, или перераспределяться между несколькими компаниями.
Рассмотрим характерные  черты метода слияния (поглощения):
?         активы и пассивы не переоцениваются и не корректируются;
?         инвестиции показываются по номиналу;
?         прибыли, полученные дочерней компанией  до слияния, включаются в
консолидированную отчетность.
Применение указанного метода разрешено в следующих  случаях:
?         материнская компания обменивает более 90% номинального капитала
дочерней компании;
?         осуществляется обмен акций материнской  компании на акции дочерней
компании;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.