На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теневая экономика: понятие, сущность, структура

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  С.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1 Теневая экономика: понятие, сущность, структура…….…..
1.1 Понятие теневой экономики…………………………………………………………….
1.2 Классификация теневых экономических явлений и формы теневой деятельности….
1.3 Структура теневой экономики и её институционализация. Субъекты теневых
отношений. Теневые операции ……………………………………………………………..
ГЛАВА 2 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ…………………………………………
2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………………………………..
2.2 Теневая экономика в советском обществе. Причины роста и развития теневой
экономики в  постсоветском пространстве………………………………………………….
2.3 Функции и масштабы теневой экономики в современной России……………………
ГЛАВА 3 Оценка влияния теневой деятельности на экономику
России…….……………………………………………………………………….………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………………….…………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….……………...
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Статья В. Радаева «Теневая экономика в России: изменение
контуров»…………………………………………..………………………….………………
 

ВВЕДЕНИЕ 

  Внимание российской общественности сегодня во многом приковано к феномену теневой экономики. При этом значительно разнятся как взгляды на сущность этого явления, так и количественные оценки его масштабов. Вообще, теневая экономика – это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертв правового и экономического беспредела.
  Проблема  теневой экономики возникла отнюдь не вчера. Она имеется во всех странах мира. Основные различия теневой экономики разных стран – это её удельный вес в реальной  экономике. В европейских странах удельный вес теневой экономики не столь велик как в России. К примеру, если «теневая» составляющая ВНП (внутренний национальный продукт) развитых стран оценивается в 5 – 10%, то  в России – около 50%  в среднеотраслевом значении [6, с. 25]. В мировом списке из 85 стран Россия занимает 76-ю позицию и входит в большую «шестёрку» стран с самой развитой теневой экономикой [6, с. 24]. В  России наблюдается тенденция разрастания теневого сектора в экономике. И это не может не оказать пагубного влияния на все сферы экономической деятельности.
  Целью данной работы является – выявить  сущность понятия теневой экономики, установить причины её возникновения и развития, а также оценить влияние теневой деятельности на экономику России.
  Для реализации поставленной цели предстоит  решить следующие задачи:
    дать понятие теневой экономики;
    указать сущность и структуру теневой экономики;
    описать формы теневой деятельности;
    выявить субъекты теневых отношений;
    выявить формы теневых операций;
    оценить масштабы теневой экономики в современной России;
    оценить влияние теневой деятельности на экономику России.
  Актуальность  проблем заключается, главным образом, в том, что удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов. В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и с позиции экономических наук.
  Несмотря  на всю важность и актуальность данной темы,  в России до сих пор очень мало литературы, которая рассматривает теневую экономическую деятельность. А все потому что, широкое комплексное изучение теневой экономики и на Западе, и в нашей стране началось относительно недавно. Экономическая теория XVIII – ХIХ вв. игнорировала теневые стороны экономической жизни, считая их маловажными. Изучение теневой экономики стало развиваться лишь в ХХ в. под влиянием институционализма – течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики.
  Еще в 1939 г. американский криминолог Э. Сатерленд сформулировал концепцию «преступности среди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». «Прорыв» в изучении экономики преступности связан с именем знаменитого американского неоинституционалиста Г. Беккера: в 1968 г. он опубликовал статью «Преступление и наказание: экономический подход», где анализировал преступность как деятельность рационального индивида, максимизирующего свою выгоду. С 1970-х гг., после сенсационного открытия английским социологом К. Хартом неформального сектора экономики в Гане, экономисты Запада стали активно изучать неформальную экономику как важный элемент экономической жизни развитых и, особенно, развивающихся стран. Изучение теневых экономических отношений в «социалистической» экономике начинает бурно развиваться с 1980-х гг., после работ Г. Гроссмана и А. Каценелинбойгена. Позже эстафету у советологов приняли специалисты по переходной экономике.
  Что касается отечественной экономической  науки, то в поле её внимания теневая экономика попала только в конце 1980-х гг. (работы О.В. Осипенко, И.Г. Райга, А.И. Гурова, Т.И. Корягиной и др.). И хотя в последние годы поток отечественной литературы о проблемах теневой экономики растёт как снежный ком, некоторое отставание от зарубежных исследований все же сохраняется. Одним из наиболее заметных проявлений сохраняющегося отставания от западной экономической науки являются различия в методологии исследований: если за рубежом теневая экономика уже анализируется при помощи экономико-математических моделей («на языке графиков и формул»), то российские экономисты работают преимущественно на эмпирически-описательном уровне [3].
  Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет. Это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.1
  Теневая экономика представляет интерес, прежде всего, с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, «нормальных», экономических явлений и процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.
  В данной работе нам хотелось бы рассмотреть  причины, породившие подобное угрожающее состояние российской экономики.
  Структура и содержание курсовой работы предусматривает освещение наиболее важных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе акцент делается на выявление причин возникновения, а также на масштаб теневой экономики в современной России. И, наконец, в третьей главе даётся оценка влияния теневой деятельности на экономику России.
  При написании работы использовались работы различных известных учёных и  практиков.
 

  ГЛАВА 1 Теневая экономика: понятие, сущность, структура
  1.1 Понятие теневой экономики
  В экономике каждой страны есть такая  составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая  эту составляющую [2, c. 13]. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причём данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. К определению сущности «теневой экономики» – термина, получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.
  Рассмотрим  основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ; статистическая оценка; оптимизация социально-экономической политики; совершенствование правоохранительной деятельности; обеспечение экономической безопасности.
  1. Учетно-статистический  подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость, то есть отсутствие фиксации официальной статистикой. Наиболее последовательным и развитым является учётно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН. Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС – максимально точного учёта всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).
  В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы:
  1) продуктивные виды деятельности, результаты которых учитываются  в составе ВВП; 
  2) преступления против личности  и имущества, не включаемые  в состав ВВП и фиксируемые на специальном счёте для уменьшения статистических погрешностей.
  В состав производительной части теневой  экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:
  1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой  производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;
  2. Показатели неформальной (неофициальной  легальной) деятельности, в т.ч.:
    деятельность некорпорированных (т.е. непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто – семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, т.е. производство товаров и услуг, произведённых в домашних хозяйствах и ими же потреблённых;
    деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).
  3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в т.ч.:
    легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
    нелегальная деятельность, представляющая собой запрещённые законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).
  Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчётов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчётов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических.
  Вместе  с тем, данный подход не лишен недостатков. Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики; а с другой стороны, их учёт ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчётов.
  2. Формально-правовой подход. В качестве ключевого критерия выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.
  Д. Макаров2, В.М. Есипов3 главной отличительной особенностью теневой экономической деятельности считают её неконтролируемый характер. Последний заключается в недоступности экономической информации для её получения открытыми контрольными методами.
  В.О. Исправников для отнесения экономических  явлений к теневым использует критерий противоправности и уклонения от официальной регистрации4.
  П. Ореховский использует для отнесения  к теневой экономике более  жесткий критерий – отсутствие государственной регистрации сделок.
  3. Комплексный подход. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.
  Например, А.Н. Шохин использует для выделения  явлений теневой экономики такие  критерии, как отсутствие учёта, нерегламентированность и противоправность5.
  Т.И. Корягина6 в состав теневой экономики включает экономическую деятельность, не фиксируемую статистикой, запрещённую законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).
  Западные  учёные часто рассматривают теневую экономику как деятельность или скрываемую от прямого статистического учёта, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько «расширяют» данное определение К. Пасс, Б. Лоуз и Л. Дэвис, которые «теневой экономикой» обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».
  Синонимами  «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, – «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п. Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются».
  Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми». Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».
  Аналогичное определение предлагают Б.А. Райзберг, Л.И. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. «Теневая экономика – это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы».
  Налицо  теоретическая путаница, которую  предопределяют следующие основные моменты.
  Во-первых, имеет место некорректная интерпретация двух понятий «shadow economy» и «black economy», заимствованных из англоязычных источников. Часто термин «black economy», означающий «чёрная экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика».
  Во-вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана с помощью норм существующего права. По мнению Д. Макарова, часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы». Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» – экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь то уголовные или административные. Она имплицитно содержит незаконную часть.
  В-третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делилась на «белую» и «чёрную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной деятельности значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета».
  На  практике деятельность большинства  хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота даёт возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, аппелировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы. Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения.
  Следует отметить, что в силу этих и других причин до сих пор не существует подлинно научного определения «теневой экономики». Встаёт задача переоценки или перегруппировки существующего законодательства и выделения в экономике наиболее негативных и связанных между собой явлений, которые могли бы иметь самостоятельное название «теневая экономика», с одной стороны, и соответствовать этимологическому значению понятия «теневая экономика» с другой. Необходимость этого возникает еще и потому, что при действующем законодательстве, да и на практике в принципе трудно представить себе полностью легальную, т.е. соблюдающую все имеющиеся нормативные акты экономическую деятельность. Поэтому для дальнейшего рассмотрения генезиса сложившихся в российском обществе «теневых» экономических отношений и характеристики их видов вполне подходящим представляется следующие рабочее определение.
  «Теневая экономика – параллельная подпольно функционирующая экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идёт о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности» [5, с. 35 – 38].
  Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства).
  Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и  другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учёта теневой экономики. Версия, принятая в 1993 г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН), излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.
  Первая  из названых – теневая – характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена её субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определённых административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.
  Согласно  методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002 г. с учётом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на наблюдаемую и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведёнными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно скрывается от государства».
  Деятельность  нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать её экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счёте. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:
    законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;
    неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в т.ч. деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;
    неофициальной  нелегальной деятельности, в т.ч.:
    а) легальных  видов деятельности, которыми занимаются нелегально;
       б) нелегальной деятельности, предоставляющей  собой запрещённые законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;
    в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.
  При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в  границы производства.
  С учётом вышесказанного термином «теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика  представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. [6, с. 21 – 23].
  В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают  с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход [7, c. 103].
  Итак, как мы видим сущность «теневой экономики»  можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует ещё множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак – скрытый характер.
  1.2. Классификация теневых  экономических явлений и формы теневой деятельности
  Рассмотрим  классификацию теневых экономических  явлений по различным основаниям.
  В зависимости от характера результата выделяют теневую экономическую деятельность:
  1) производительную, вносящую реальный вклад в производство валового национального продукта;
  2) перераспределительную, не связанную с реальным созданием экономических благ, но перераспределяющую доходы и имущество.
  По  отношению к официальной  экономике различают внутреннюю и параллельную экономику.
  Под внутренней экономикой понимаются встроенные в официальную экономику теневые отношения, связанные с официальным статусом их участников. Другими словами, теневая экономика трактуется с этой точки зрения как нерегистрируемая деятельность тех же самых агентов, которые действуют и в регистрируемой части экономики. Данный подход последовательно реализуется Д. Макаровым7.
  Параллельная (вторгающаяся) экономика – теневые отношения, не связанные с официальным экономическим статусом их участников. Данной позиции при характеристике теневой экономики придерживается Гинзбург В. (Ginsburgh V.), который рассматривает её как особый сектор с особой производственной функцией, где занята без официальной регистрации часть рабочей силы8.
  В зависимости  от стадий воспроизводственного цикла  выделяют:
    - теневое производство;
    - теневое распределение (скрытое от учёта распределение доходов, экономические преступления);
    - теневой обмен (реализация нелегально произведенной продукции, правонарушения в сфере потребительского рынка, реализация незаконно полученных ценностей);
    - теневое потребление (потребление продукции собственного производства, удовлетворение деструктивных, асоциальных потребностей).
  Трактовка теневой экономики у большинства  авторов включает в её состав экономическую деятельность на всех стадиях воспроизводственного цикла. Исключение составляет статистическая концепция, рассматривающая теневую экономику как производительный сектор, участвующий в создании ВВП.
  Подходы к определению теневой экономики  различаются также и в зависимости  от принимаемых во внимание механизмов координации ее отдельных сфер и секторов.
  Выделяют  в связи с этим:
    - теневой рынок;
    - неформальную экономику;
    - властно-насильственный механизм, связанный преимущественно с применением или угрозой применения насилия.
  Если  изучение теневого рынка как неотъемлемого  элемента теневой экономики является общим правилом, то неформальный сектор ряд авторов в состав теневой экономики не включают. Властно-насильственный механизм как элемент теневой экономики признается лишь не многими исследователями.
  По  видам рынков и находящихся в обороте экономических ресурсов выделяют:
    - теневые экономические отношения на рынках потребительских товаров и услуг;
    - на рынках инвестиционных товаров;
    - на финансовых рынках;
    - на рынке труда;
    - на  других рынках (информации, технологий, интеллектуальной собственности).
  Приведём  ещё одну классификацию – по характеру и полноте регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:
  1) по мотивам отношения хозяйственных агентов к отчётности:
    - скрытая экономика (hidden economy) – экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйственными агентами от статистических и налоговых органов;
    - потерянная экономика (missing economy) – экономическая деятельность, не попадающая в отчёты из-за неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов;
  2) по охвату деятельности статистическим учётом:
    - учтённая экономика (recorded economy) – экономическая деятельность, не отражаемая в отчётности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой благодаря специальным дорасчётам;
    - неучтённая экономика (unrecorded economy) – экономическая деятельность, выпадающая и из отчётов, и из окончательных статистических данных.
  Главными  и наиболее типичными формами теневой экономической деятельности являются следующие три блока:
  1. Законная деятельность по производству  товаров в домашних хозяйствах  и ими же потребленных, не подлежащая официальному регистрированию и налогообложению (например, сельскохозяйственное производство в подсобных хозяйствах). Это весьма полезная для общества деятельность и ее необходимо всячески стимулировать.
  2. Законная деятельность, которая в целях уклонения от уплаты налогов скрывается или преуменьшается, а также осуществляется без соответствующих лицензий. Этот вид теневой экономической деятельности охватывает значительную часть экономики, начиная от крупных предприятий, фирм, финансовых структур и кончая деятельностью мелких некооперированных предприятий с неформальной занятостью (например, временные бригады строителей). Эта часть теневой экономики представляет угрозу экономической безопасности страны, во-первых, в виде сокрытия доходов и налогов, а во-вторых, в виде создания криминальной экономической среды.
  3. Нелегальная деятельность, представляющая собой запрещённые законом производство и распространение товаров и услуг (например, производство и распространение наркотиков, оружия, проституция, контрабанда), а также деятельность, представляющая собой незаконное получение доходов, не связанных с производством товаров и услуг (например, рэкет, мошенничество). Этот вид теневой экономики представляет собой прямую угрозу безопасности личности, общества и государства.
  Госкомстат  России учитывает в своих расчётах только два первых вида теневой экономики, т.е. деятельность в домашних хозяйствах, а также скрываемую и преуменьшаемую экономическую деятельность, увеличивающую величину ВВП. Эту часть теневой экономики можно называть неформальной экономикой.
  1.3 Структура теневой экономики и её институционализация. Субъекты теневых    отношений. Теневые операции
  В структуре теневой экономики  с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.
  1. Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта:
  а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое  производство в легальной экономике;
  б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;
  в) запрещённая законодательством  экономическая деятельность.
  2. Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.
  Т.И. Корягина использовала термин «фиктивная экономика» – экономика приписок, спекулятивных сделок, взяточничества и всякого рода мошенничеств, связанных с получением и передачей денег9.
  В.О. Исправников включает в этот сектор также деятельность, направленную на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования на основе организованных коррупционных связей10.
  Существую два особых сектора экономики, которые  также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учёте. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
  Домашняя  экономика представлена сферой общественно-необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.
  Признаками  домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учёта, официальной регламентации, не противоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.
  Общинная  экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.
  Общинная  экономика – это форма развития домашней экономики при выходе последней за пределы семьи. Если обмен благами в рамках различного рода общин начинает осуществляться в денежной форме, общинная экономика переходит в нелегальную.
  Признаками  общинной экономики являются: производительный, не противоправный, характер, обмен в не денежной форме, несоблюдение принципа эквивалентности, нерегламентированность, не учитываемый характер.
  Данные  сектора, на наш взгляд, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учёта и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении её в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.
  В. Радаев (Приложение 1) чётко разграничивает неформальную и криминальную теневую экономику, обосновывая это тем, что они обозначают разные сегменты рынков11.
  По  его мнению, наиболее широкое понятие в этом ряду – неформальная экономика, представляющая собой совокупность хозяйственных отношений, которые не отражаются в официальной отчётности и формальных контрактах. Она состоит из двух частей. Одна из них находится «на свету» и включает сегменты, вписывающиеся в действующее законодательство или, по крайней мере, не противоречащие ему.
  Другая  же часть – теневая экономика - не только не отражается в официальной отчётности и формальных контрактах, но и вступает в противоречие с законодательными установлениями. В свою очередь, не все, что находится в «тени», криминально. Важный сектор теневой экономики вполне легален по своим целям и содержанию, однако по характеру используемых средств периодически вступает в противоречие с законом. Отождествлять этот сектор с преступностью нет оснований, если мы не хотим впасть в пафос безапелляционных характеристик типа «вся экономика России насквозь криминальна».
  Криминальная  экономика в собственном смысле – это часть теневой экономики, сопряженная с заведомым нарушением закона, как по средствам, так и по целям деятельности, т.е. с производством и распределением продуктов и услуг, запрещённых законом.
  Он  предлагает следующую классификацию неформальной экономики по степени легальности хозяйственных операций:
  1. Легальная (неофициальная) экономика (legal economy) – экономическая деятельность, которую не фиксируют в отчётности и контрактах; однако она не нарушает ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов (пример – натуральное производство домашних хозяйств).
  2. Внеправовая экономика (out-of-law economy) – экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся тем самым во внеправовых зонах. Это «розовые рынки» (rosy markets). Хрестоматийный пример – финансовые пирамиды середины 90-х годов, которые лишь использовали «дыры» в законодательстве, но от их деятельности пострадали миллионы людей. Сюда же следует отнести нарушения экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйственных субъектов, предоставление «в виде исключения» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.12.
  3. Полуправовая экономика (semi-legal economy) – экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы по характеру применяемых средств. Это «серые рынки» (grey markets). Прежде всего, они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование «чёрного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наём без оформления.
  4. Нелегальная, криминальная экономика (non-legal, criminal economy) – экономическая деятельность, запрещённая законом и по своей сути нарушающая закон (наркобизнес, незаконное производство оружия и незаконная торговля им, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы). Это «черные рынки» (black markets).
  Таким образом, первый и второй сегменты неформальной экономики в принципе не являются теневыми, тогда как третий и четвёртый таковыми являются13.
  Известны  основные элементы теневой экономики:
    сокрытие предприятия (регулярная организованная хозяйственная деятельность без регистрации), или незаконное предпринимательство;
    сокрытие хозяйственных операций (намеренное утаивание их в договорах и отчётности);
    сокрытие найма рабочей силы (наём без оформления трудовых договоров);
    сокрытие доходов (уход от налогов).
  Чаще  всего эти элементы тесно переплетены, но способны играть и  самостоятельную роль. В принципе можно не регистрировать предприятие, но при этом честно платить подоходный налог. А можно скрывать операции зарегистрированного предприятия.
  К тому же, наряду с теневой, существует фиктивная экономика (fictitious economy), связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчётности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за непоставленную продукцию)14.
  Из  раскрытой выше сущности «теневой экономики» следует, что это явление имеет весьма многогранный и разнородный характер. В связи с этим возможны различные критерии разграничения её элементов. Для удобства анализа обозначим каждый выделенный слой, страту, зону или уровень рынка своим цветом.
  Белый рынок (официальная зона) базируется на основе учтённых операций в бюджетно-налоговой системе, отражаемых официальной статистической отчётностью, балансами предприятий, налоговыми декларациями и т. п. Это легальный рынок, участники которого действуют с соблюдениями всех законов и правил и полностью прозрачны. Последнее обстоятельство особенно важно при вхождении России в мировой рынок и является наиважнейшим фактором привлечения в белый рынок предпринимателей из теневой сферы.
  Розовый рынок (своего рода «VIP»-зона) включает деятельность уполномоченных властными структурами фирм, наделенных «статусом наибольшего благоприятствования», который даёт возможность получать льготы, дешевые кредиты, работать с особо ликвидными товарами и т.д. В этой «неприкасаемой» для других зоне функционируют так называемые «карманные» фирмы, которым позволительно, например, ежегодно закупать несколько миллионов тонн нефти по заниженным ценам (в т.ч. за региональные расчётные векселя) и отправлять её на переработку или на экспорт, но уже по мировым ценам; фактически даром занимать землю в центре города под строительство своих объектов и элитного жилья и т.д. и т.п.
  Розовый рынок функционирует как на федеральном, так и на региональных уровнях и имеет сквозной характер. Причём значительная часть этого рынка находится в полной тени. Общим правилом для его «игроков» является увод активов в зарубежные оффшоры.
  Розовый рынок берёт свое начало с 20-х  годов прошлого века, когда, например, В.И. Ленин лично дал карандашной фабрике А. Хаммера разрешение на ведение бизнеса в Росси со многими льготами. К этому рынку можно отнести созданную в советские времена Сталиным обширную сеть спецраспределителей и спецмагазинов (таких как «Берёзка»), особых санаториев, больниц для власть принадлежащих. Сфера спецобслуживания частично сохранилась в виде льготных цен и закрытого распределения благ.
  Внутри  этого рынка, по существу, встроенного  в механизм принудительного распределения ресурсов действовала своя система неофициального (а значит теневого) обмена услугами в региональном плане – между центром и местами, в отраслевом – между правительством, министерствами и отдельными предприятиями. Сложился и собственный механизм согласования интересов – борьба за выделение максимального объёма ресурсов и получение минимальных плановых заданий. В ЦК КПСС и Госплане СССР между отделами и «подведомственными регионами» шёл настоящий торг посредством бартерных операций по всем группам и услугам. Выделение кредитов и размещение новых предприятий в регионах зачастую осуществлялось путём яростной борьбы между региональными лидерами. Процветали закрытый номенклатурный подбор и расстановка кадров, причём многие представители номенклатуры жили по принципу – «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». «Быками» считалось остальное население страны. Открытие рынка в начале 1990-х гг. привело к тому, что экономика тотального дефицита трансформировалась в экономику неплатежей и  денежного дефицита.
  В настоящее время наряду с открытой существует и продолжает развиваться закрытая (негласная) форма обмена и распределения ресурсов, продукции и услуг, с предоставлением официальных и неофициальных льгот и преференций (налоговых, таможенных, транспортных, снабженческих, арендных и других) для своих – узкого круга доверенных физических и юридических лиц, находящихся рядом с федеральной и региональной властями.
  Серый рынок – зона полулегальных операций, таких как обеспечение утечки капиталов за рубеж; не полная инкассация выручки; челночный бизнес с неучтёнными операциями; городские вещевые рынки без инкассации выручки, вымогательство местными органами власти у предпринимателей денег на местные нужды – проведение праздников, во внебюджетные фонды.
  Этот  рынок функционирует на основе деятельности ряда полутеневых предприятий, организаций и оказывающих им содействие представителей федеральных и региональных органов власти.
  Эта система начала функционировать  ещё в советские времена, когда  хозяйствующие субъекты и просто физические лица создали полулегальный рынок взаимных услуг под условным названием – «блат-связи» на основе бартерных операций, особенно в сфере обращения дефицитных товаров и услуг – в торговле, строительстве, транспорте, снабжении и других отраслях. Растущий дефицит товаров и услуг в СССР привёл к широкомасштабным спекуляции и торговле «из-под прилавка», что стало основой формирования серого рынка.
  Другая  составляющая серого рынка – это  достигшее огромных размеров присвоение (хищение) государственной собственности (феномен «несунов»). Процветали и приписки на производстве, с одной стороны, позволяющие фиктивно выполнять спускаемые сверху нереальные планы, а с другой стороны – скрывать воровство материалов и оборудования, которые затем перепродавались на чёрном рынке. Несмотря на суровые наказания, теневая экономика процветала, помогая сглаживать неизбежные при сверхцентрализированном управлении и планировании ошибки в распределении ресурсов.
  В современных условиях сложился новый  тип серого рынка, на котором властные органы, используя свои полномочия, принуждают бизнес делать взносы в свои полуофициальные внебюджетные фонды. Такой оброк может заменяться взятками или откупами за право не платить оброк. Взамен власти закрывают глаза на правонарушения бизнесменов.
  Чёрный рынок – (криминальная зона) включает сделки и операции в сфере неучтённого денежного оборота, теневое производство товаров и услуг на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых и других государственных органах, или производство «левых» неучтённых товаров и услуг на формально соблюдающих законы предприятиях; а также взятки, контрабанду, проституцию, рэкет, наркобизнес и скрытые от налогообложения виды деятельности («левые» репетиторство, услуги врачей, спортивных тренеров; теневые банки, чёрная касса). На этом рынке, как на «зоне», авторитеты преступного мира определяют правила (понятия) экономического поведения.
  Черный  рынок – это своего рода оффшор внутри страны. Посредством нелегальных видов деятельности создается добавленная стоимость, свободная от налогообложения. Однако существуют своеобразные транзакционные издержки: дань криминалу (цена безопасности) и милиции (право на неприкасаемость), а также «арбитражные» издержки на «разборки».
  Гигантские  масштабы «чёрного рынка» и его чёткая структурированность позволяют сделать выводы о наличии внутри страны параллельного государства с аналогичной официальной системой управления.
  Хозяйствующий субъект чёрного рынка – организованная преступность, которая чётко структурирована, отлажена и разветвлена. По существу она органично встроена в народное хозяйство. По данным МВД РФ, в России действуют около 20 тыс. преступных группировок, куда входит около 90 тыс. активных участников. С учётом пособников и членов семей эта сфера охватывает порядка 400 тыс. чел. Причём идёт активный процесс консолидации – вхождение мелких групп в крупные сообщества, как в рамках отдельных территорий, так и на межрегиональном и международном уровнях путём налаживания связей между крупными криминальными формированиями. На сегодня 150 российских криминальных сообществ фактически поделили страну и активно вклиниваются не только в экономическую, но и в политическую сферу.
  Чёрный рынок организован по принципу пирамиды. На её вершине стоят криминальные авторитеты, а в основании – «рабочая сила»: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты, грабители, наёмные убийцы, сутенёры и т.п. Часть основания пирамиды занята коррумпированными представителями органов власти и управления. Через них «чёрный рынок» смыкается с розовым, например, когда возникает потребность перевода учтённых безналичных денег в неучтённые наличные. По разным оценкам, эта группа коррупционеров составляет от 5% до 25% от численности всей пирамиды.
  Вторая  группа формирует среднюю часть  пирамиды и состоит из «теневиков-хозяйственников» (предприниматели, коммерсанты, банкиры), представляющих серый рынок. Здесь чёрный рынок смыкается с серым. Следует, отметить, что многие представители как чёрного, так и серого могут войти в нормальную белую экономику. Пока же они вынуждены уходить в «полутень» потому, что издержки их деятельности при существующих правилах экономической игры зачастую превышают доходы.
  Третья  группа представлена наёмными работниками физического и умственного труда, для которых нерегистрируемая деятельность – вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия уводятся в тень. К ним примыкают мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых до 60% составляют взятки. Всего данная пирамида, по нашим подсчётам, включает порядка 30 млн. чел. Экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП [6, c. 28 - 34]. И хотя данное деление теневой экономики на три сегмента довольно условно, оно очень схоже с тем, как делит теневую экономику в своей книге Ю.В. Латов. Есть лишь одно небольшое несовпадение в названиях условных частей теневой экономики: «вторая («беловоротничковая») экономика» – так окрестил Ю.В. Латов тот сектор теневой экономики, который И.М Аблаев в своей статье назвал розовым. Определяют этот сектор оба автора практически одинаково, поэтому будет уместным привести таблицу структуры теневой экономики из учебника Ю.В. Латова15, с целью того чтобы показать наглядно условное деление теневой экономики на части и взаимосвязанность этих частей между собой.
  

  Рисунок 1. Структура экономики с учетом теневых секторов
  Как видно из Рис. 1, теневая экономика превращается в устойчивый элемент экономической системы, причём так или иначе и сама теневая экономика начинает разветвляться на секторы, которые уже приобрели довольно конкретные определения.
  Институционализация теневой экономики – это закрепление теневого экономического поведения (например, «обналичивание» денег, теневой вывоз капитала) в те или иные организационно устойчивые формы, признаваемые всеми участниками данной деятельности и транслируемые следующими поколениями занятых ею субъектов. Из данного определения ясно, что, пройдя стадию институционализации, теневая экономика претерпевает качественные изменения: из хаотических и случайных, никак не оформленных взаимодействий экономических субъектов, поведение которых не ограничено какими-либо жесткими правилами, она превращается в структурированную и самовоспроизводящуюся социальную систему, которая не только скрыта от прямого государственного контроля и наблюдения, но и имеет внутреннюю организацию.
  О таком превращении, свидетельствует появление в среде неформальных взаимодействий следующих стабильных характеристик. Во-первых – тех или иных экономических ролей, привычных для субъектов и носящих теневой характер (например, «рэкетир»). Во-вторых – сложившихся норм «теневого поведения» (например, такой нормы, как «обналичивание» денег под фиктивные контракты). В-третьих – устойчивых видов теневых экономических взаимоотношений между определёнными субъектами («прикрытие бизнеса» определённых предпринимателей сотрудниками силовых ведомств). И, в-четвертых – новых типов организаций, внутри и с помощью которых осуществляется теневое поведение субъектов; специальные фонды, опосредующие отношения бизнесменов и сотрудников силовых ведомств; фирмы, специализирующиеся на «обналичивании» и т.п.). Взаимосвязи между этими четырьмя элементами образуют особый мир теневой экономики, которая за период перехода России к рынку превратилась в новый институт в системе экономических институтов России [8, c. 13].
  Произошедшая  институционализация теневой экономики сделала её неотъемлемым элементом российской модели капитализма [8, c. 20]. Теневая экономика стала привычным для большинства населения явлением – люди каждый день сталкиваются с теневой деятельностью, и она не вызывает практически никакого осуждения общества. Это породило парадокс – теневая экономика в какой-то мере перестала быть «теневой», т.е. скрытой от общества и неизвестной ему [8, c. 20].
  Какие же именно субъекты и как именно влияют на теневизацию российского общества? Поскольку прямой ответ на этот вопрос получить невозможно, требуется специальный подход, который даёт хотя бы косвенное представление о структуре субъектов теневых процессов. Обратимся к социальной стратификации российского общества. Базируясь на ней, можно оценить те или иные социальные группы с точки зрения их теневого поведения. Этот подход не претендует на оригинальность – при анализе теневой экономики исследователи тоже обращаются к её субъектам16.
  На  основе данных «Российского мониторинга  экономического положения и здоровья населения» (RLMS) Центр народонаселения Университета Северной Каролины (США), Исследовательский центр «Демоскоп» и Институт социологии РАН представили в 1996 году срез социальной стратификации российского общества (объём выборки – 4 000 семей; данные в процентах; Рис. 2).

Рисунок 2. Срез социальной стратификации  российского общества
  Все перечисленные здесь социальные группы, так или иначе, включены в  теневые процессы. Приведём конкретные примеры теневого поведения некоторых из этих групп. 
  Политики  и предприниматели. Для них характерна не только коррупция (что хорошо известно), но и разного рода превышение полномочий. Самый яркий пример – нецелевое использование бюджетных средств, предназначаемых для выплаты зарплат бюджетникам. Но дело не ограничивается этим. Типичны случаи, когда руководители разных уровней используют подчинённых для строительства личных дач, ремонта квартир и т. п.
  Рабочие в промышленности. В одном из исследований, проведённых на предприятиях ВПК, выяснялось мнение директоров о масштабах неформальной занятости работников подведомственных им предприятий, задавая два вопроса: «Какая доля работников имеют неполную занятость, т.е. работают в среднем меньше восьми часов в день?» и «Какова примерно доля работников, которые числятся на предприятии, но реально не работают вообще?». Кроме того, интересовались масштабами использования работниками в личных целях материальной базы предприятий (оборудование, электроэнергия и др.), а также рабочего времени. Из ответов вырисовывается следующая картина (в процентах, Рис. 3):

Рисунок 3. Доля работников, имеющих  неполную занятость
  Эти экспертные оценки показывают масштабность нерегистрируемого оборота труда  и фондов предприятий17.
  Военнослужащие. Примеры их теневого поведения – дезертирство, размах которого к концу 90-х годов резко вырос. 
  Спорт, как известно, стал идеальным местом для размещения теневых капиталов и отмывки «чёрных» денег.
  Очевидно, что степень включенности в теневые  взаимоотношения различных социальных групп во многом зависит от того, в какой мере они благоустроены, адаптированы, стабильны или, напротив, не устроены, не приспособлены, неустойчивы. Понятно, что вероятность преступности среди беспризорников и бомжей больше, чем среди детей из обеспеченных семей и среди людей, живущих в собственных квартирах. Если это так, то число «групп риска» и размеры каждой из них позволяют оценить теневой потенциал общества, зависящий от социального статуса таких групп, от материального положения, образа жизни и занятий входящих в них людей.
  Есть  основания считать теневой потенциал нынешнего российского общества чрезвычайно большим. Об этом свидетельствуют следующие особенности социальной стратификации в постсоветской России:
    очень высокая доля малоимущих и бедных;
    значительное число безработных и фиктивно занятых;
    заметное присутствие социального «дна» – нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков и т. п.;
    обширный контингент беженцев из «горячих точек» бывшего СССР;
    множество неустроенных лиц (демобилизованные из армии, прошедшие Афганистан и Чечню и находящиеся в состоянии «поствоенного шока», недавно вышедшие из мест заключения).
   Все эти  категории бывают представлены в  любом обществе, но в нашей стране таких людей особенно много.  
  Заметным  социальным феноменом стала бедность. Доля российского населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла, по данным Госкомстата РФ, на конец 1997 года 30 – 35%. По оценке Марины Можиной, в стране сложился слой «новых бедных» («переходящая бедность»), порождённый невыплатами зарплаты и пенсий. Обследования показали, что в двух третях регионов до 50% опрошенных из этого слоя – представители «класса профессионалов» (инженеры, учителя и т.д.), которые не могут прокормиться трудом по своей профессии18.
  Среди безработных следует различать две категории: полностью безработные (включая состоящих на учёте в службах занятости) и фиктивно занятые, которые из-за невыплат зарплаты представляют собой что-то вроде полубезработных. Вторая категория образует основу неформально занятых на промышленных предприятиях (например, в военно-промышленном комплексе). Отсутствие нормальной работы и регулярной оплаты труда провоцирует миллионы таких работников на массовые хищения на предприятиях. В отличие от советских времён нынешняя беспрецедентная ситуация с невыплатами зарплаты сделала хищения не только массовыми, но и в известной степени социально оправданными. 
  Немалый вклад в теневизацию вносит социальное «дно». Эта категория включает самые разные социальные слои – от беспризорных детей и подростков до бомжей и нищих. Официальной статистики о численности этой категории нет; есть лишь косвенные данные по отдельным её составляющим. Растёт преступность, по-видимому, и за счёт бомжей, нищих и т.д. 
  Питательную среду теневых отношений создают  также мигранты и беженцы из «горячих точек» бывшего СССР. Ныне их проблемы с жильём, регистрацией (пропиской), работой стали менее острыми, но в начале 90-х годов появление в российских городах выходцев из разных районов Кавказа, внедрение их в сферу рыночной торговли породили новые формы теневого поведения, в том числе противоправные: создание кордонов, препятствующих свободному доступу товаров на рынки, взимание дани с коренного населения за право торговли, поборы с тех, кто отказывался от участия в криминальных сделках, и т. п. Во всё это самым непосредственным образом втянуты работники местных правоохранительных органов: сложившаяся ситуация их вполне устраивает, поскольку они за её счёт кормятся.
  Социальные  группы, вовлечённые в теневые отношения, образуют пирамиду, которая до некоторой степени повторяет приведённую выше пирамиду социальной стратификации. Бесспорно, причастны к теневизации общества следующие группы:
    теневики-преступники: коррумпированные чиновники, торговцы оружием и наркотиками, рэкетиры, грабители, фальшивомонетчики, киллеры и др.; 
    теневики-хозяйственники: крупные и средние бизнесмены, работающие в финансах, промышленности, торговле и т. д., вынужденные уходить в «тень», чтобы сохранить и приумножить свой бизнес;
    теневики-самозанятые: челноки, фермеры, ремесленники, уличные торговцы, лица, занятые извозом, частной охраной, погрузочными работами, репетиторством, домашние хозяйки, няни и т. п.;
    теневики из числа наёмных рабочих, служащих и специалистов государственных предприятий и негосударственных фирм, практикующие неформальную деятельность на рабочих местах с разрешения (формального или неформального) администрации предприятий, например рабочие, которые по договоренности с администрацией «лежащих» предприятий подрабатывают в своих же цехах по заказам других фирм;
    теневики из числа люмпенов, бомжей, беспризорников, нищих и т. п.
  В приведённой иерархии все криминальные элементы объединены в одну категорию, тогда как остальные четыре группы составлены из теневиков, занимающихся не преступной, т.е. в принципе не запрещённой, деятельностью. В этих четырёх разрядах теневиков представлены практически все слои и социальные группы российского общества.
  За  последние три года численность  причастных к «тени» увеличилась. Один из важнейших факторов теневизации – массовое уклонение от уплаты налогов. До недавнего времени неуплата налогов для большинства населения не каралась законом, и потому её можно было рассматривать как не противоправное теневое поведение. Уклонение от уплаты налогов характеризует и политическое поведение людей – их отношение к государству.
  Таким образом, социальная база теневизации  российского общества весьма велика, и пока продолжает действовать описанный  выше социальный механизм теневизации, следует ожидать скорее не оздоровления и демократизации российского общества, а, наоборот, расширения его криминальной сферы.
  Перейдём  к рассмотрению основных теневых операций.

  1. Отмывание денег, полученных преступным путём. Термин «отмывание» денег (money laundering) впервые был использован в 80-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. Президентская комиссия США по организованной преступности в 1984 году использовала следующую формулировку: «Отмывание денег – процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов, и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

  В международном праве определение  легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 г., оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран. Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:
    «конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия;
    сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
    приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях;
    участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».
  Венская Конвенция ООН 1988 г. признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику
  Конвенция Совета Европы № 141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 г. признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег, полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной деятельности. Ст. 6 Конвенции определяет перечень правонарушений, связанных с «отмыванием» средств.
  Различия  в законодательстве отдельных стран  связаны с определением перечня  деяний, являющихся источником происхождения легализуемых средств. Таковыми источниками могут признаваться:
    преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);
    преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;
    правонарушения;
    преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
  Как следует из положений Страсбургской  конвенции и рекомендаций Специальной  финансовой комиссии по проблемам отмывания денег, подготовленных в 1990 г., отмывание денежных средств и иного имущества – это процесс, в ходе которого средства, полученные в результате незаконной деятельности, то есть различных правонарушений, помещаются, переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную систему (банки, иные финансовые институты), либо на них (вместо них) приобретается иное имущество, либо они иным образом используются в экономической деятельности и в результате возвращаются владельцу в ином «воспроизведенном» виде для создания видимости законности полученных доходов, сокрытия лица, инициировавшего данные действия и (или) получившего доходы, а также противозаконности источников этих средств.
  В проекте Федерального Закона РФ «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путём» речь идёт о доходах, полученных незаконным путём. Это понятие шире, чем преступные доходы. В п. 1 ст. 3 Закона доходы, полученные незаконным путём, определяются как «вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, приобретённые в результате совершения преступления или иного правонарушения».
  Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путём – придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретёнными заведомо незаконным путём.

  Основные  цели легализации доходов, полученных преступным путём:

    Сокрытие  следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников;
    Создание видимости законности получения доходов;
    Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующие сам процесс отмывания;
    Уклонение от уплаты налогов;
    Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников;
    Создание условий для безопасного и комфортного потребления;
    Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
  Важной  задачей преступника является также  согласование этих целей. Вместе с тем, одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда. Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении, что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает себе возможность лёгкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно скрыть владение нелегально заработанной наличностью и своё участие в совершении преступлений, привёдших к образованию этих наличных средств. В этом случае он является прямым кандидатом на арест
  Движение  нелегально полученных средств идёт во многом аналогично движению легально полученных средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников. Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые расходуются на немедленное потребление; другие возвращаются обратно в принадлежащий кому-либо бизнес.
  Отмывание денег является жизненно важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном криминального экономического цикла

  2. Операции, подобные отмыванию денег. Существуют специфические виды действий, которые также направлены на обеспечение прямого доступа к денежным средствам, полученных незаконным путём. Их особенность состоит в том, что они не включают операции, специально направленные на сокрытие и маскировку источников происхождения, владельцев, местонахождения, существования денежных средств, а также планов их дальнейшего использования. Данные виды действий не подпадают под определение отмывания денег в узком смысле. К ним относятся расходование наличных средств и сокрытие доходов путём оставления на месте.

  Расходование  наличных средств. Преступник может установить дистанцию между собой и правом собственности на нелегальные доходы, тратя их на товары и услуги, вместо того, чтобы инвестировать их или превратить в другие фонды, удерживаемые на длительный срок. Преступники тратят наличные средства в больших размерах и либо оставляют при этом крайне скудную документацию, либо не оставляют никакой документации, что затрудняет усилия правоохранительных органов по восстановлению подобных операций.
  Быстрая трата преступником своих доходов на приобретение потребительских товаров может затруднить его обнаружение путём прослеживания последовательности владения средствами.
  Сокрытие  доходов путём сохранения их без движения. История организованной преступности полна рассказами о деньгах, спрятанных в подвалах и склепах или даже набитых в матрасы. Подобное поведение может быть не характерным для «предпринимателей», действующих в области торговли наркотиками или организованной преступности. Преступники могут вести себя таким образом, если они зарабатывают больше того, что способны потратить, или просто хотят сосредоточить свои средства для личных расходов или инвестиций, то тогда они не испытывают большой потребности в наличных деньгах или заменяющих их ценных бумагах.
  Подобное экономическое поведение соответствует запросам тех преступников, которых отличает более консервативная манера тратить деньги, например, таких, которые могут позже потратить свои деньги в меньших количествах, вызывая при этом меньше подозрений.

  3. Неучтённые операции. К классическим теневым операциям относятся ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации или лицензии, без постановки на учёт или представления отчётных балансов госналогинспекции, неучёт отдельных операций или уничтожение соответствующих бухгалтерских документов. Иногда в налоговую службу представляются балансы, свидетельствующие об отсутствии финансово-хозяйственной деятельности, однако оперативные данные и налоговые проверки показывают её наличие.

  Анализ  криминогенной ситуации в налоговой сфере позволяет сделать вывод об устойчивой тенденции роста числа преступлений, совершённых именно данными способами. В ход нередко идут поддельные документы, фиктивные печати и бланки, используются отдельные утерянные  паспорта, адреса и фамилии других лиц.
  Анализ  практики регистрации предприятия  показывает, что количество добросовестных налогоплательщиков, сдающих финансовые отчёты в налоговые органы, из года в год уменьшается, в то время как количество зарегистрированных предприятий постоянно растёт.
  Не  менее популярным способом уклонения  от уплаты налогов путём проведения теневых сделок является их не отражение в бухучёте легально существующих предприятий. Основная задача последних состоит в том, чтобы надёжно скрыть произведённые расчёты. Этим, как правило, и объясняются разновидности подобных теневых операций.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.