На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История финансового менеджмента

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение  ……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Историческое развитие теории финансового  менеджмента  
1.1. Формирование теории финансового менеджмента …………………... 6
    1.2. Предпосылки и особенности формирования финансового менеджмента предприятий, действующих в трансформационной экономике ……………………………………………………………….
 
 
10
      Глава 2. Теория финансового менеджмента в трансформационный  период: особенности теоретических  положений современного финансового  менеджмента
 
2.1. Современное  состояние теории финансового менеджмента ………... 14
    2.2. Современные  технологии менеджмента: характерные  черты, цели и задачи ……………………………………………………………
 
19
Заключение ………………………………………………………………….. 24
Список  использованных источников ……………………………………… 26
 
      Введение
      Менеджмент  как современная система управления фирмой, предприятием, действующим в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о такой системе управления (принципах, функциях, методах, организационной структуре), которая порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индивидуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отношений.
      Современная теория и практика менеджмента приобретает  особое значение с двух точек зрения.
      Во-первых, переход казахстанской экономики на рыночные отношения требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена – предприятия, производственного отделения.
      Во-вторых, планируемый со вступлением Казахстана в ВТО широкий выход отечественных предприятий и объединений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения и знания практики менеджмента.
      На  определенном этапе общественного  развития появляется объективная необходимость  создания и использования комплексной системы управления такой сложной категорией, какой являются финансы. Это связано с самой сущностью финансов и той важной ролью, которую они играют в жизни развитого общества и деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
      Необходимость в сознательной, целенаправленной деятельности людей по управлению финансовыми процессами на предприятии возникла давно. Однако ее реализация в теоретическом и практическом началась на рубеже 19–20 веков, когда появились серьезные причины, которые выдвинули на первый план необходимость поисков форм и методов маневрирования финансовыми ресурсами.
      Стали возникать новые идеи по организации  финансовых отношений между партнерами, более прогрессивные подходы  к решению финансовых проблем. Далее, возникла объективная необходимость сознательного управления финансовыми процессами на уровне низового звена, принятия иногда рисковых решений, но приносящих впоследствии позитивные результаты.
      Особенность современного менеджмента состоит  в его направленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, необходимость достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.
      Как подтверждает мировая практика, обеспечить эффективное управление финансовой деятельностью с помощью отдельных  мер, реализации разрозненных мероприятий невозможно, поскольку финансовые показатели тесно взаимосвязаны между собой, а также с производственными процессами.
      Особенно  важное значение, приобрело формирование рациональной системы управления финансами  на микроуровне - финансовый менеджмент. Вначале она создавалась на крупных предприятиях, корпорациях, но постепенно распространилась на большинство субъектов хозяйствования стран с рыночной экономикой.
      Эволюция  развития финансового менеджмента  тесно взаимосвязана с развитием  общества, науки о методах управления, финансах, с возникновением новых явлений в экономике, технике, мире финансов, денег, международной интеграции и др.
      Изучение  эволюции финансового менеджмента  имеет большое значение для управления финансовой деятельностью любой  фирмы, так как почти каждый хозяйствующий субъект становится перед дилеммой, как в соответствующих условиях обеспечить возможности успешного функционирования, активного воздействия на конечные результаты своей деятельности. Все вышесказанные доводы подтверждают актуальность выбранной темы курсовой работы.
      Целью курсовой работы является теоретическое  изучение и рассмотрение эволюции теорий финансового менеджмента в историческом аспекте и рассмотрение особенностей современного финансового менеджмента. Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
      - Изучение исторической эволюции  теорий финансового менеджмента;
      - Изучение зарождения теорий финансового  менеджмента;
      - Исследования предпосылок и особенностей  формирования финансового менеджмента  предприятий, действующих в трансформационной экономике;
      - Изучение современных подходов  к формированию системы финансового менеджмента на предприятии.
      Изучением теории финансового менеджмента  занимались многие ученые-экономисты, среди них - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, Ю.П. Васильева, А.И. Анчишкина, из зарубежных авторов - А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг, И. Ансофф и другие.
      Объектом  исследования курсовой работы является наука – финансовый менеджмент. Предметом исследования являются история развития и эволюции этой науки.
      Структура работы предполагает наличие введения, двух раскрывающих суть работы глав, заключения и списка использованных источников. 

      Глава 1. Историческое развитие теории финансового  менеджмента 

      1.1. Формирование теории финансового менеджмента 

     Первые  монографии по финансовому менеджменту  появились в начале 60-х годов 20 века. В этих трудах были соединены  базовые разделы теории финансов с аналитическими аспектами бухгалтерского учета в рамках методологии общей теории управления. Синтез теории управления, теории финансов и аналитического аппарата бухгалтерского учета дал, как оказалось, весьма полезное для практики новое знание - финансовый менеджмент. Путь к этой области финансовой науки был долог и очень труден.
     «Давно  замечено, что эволюция хозяйства  проявляется в эволюции товарных форм, с которыми тесно связаны  изменения в формах эффекта бизнеса, его организационных структур и содержания главной цели бизнеса.1» Схематично эволюционную схему товарных форм, организационных структур бизнеса, эффекта и главной цели бизнеса можно представить в следующем виде (табл. 2.1). 

     Таблица 2.1
     Эволюционная  схема товарных форм, организационных  структур бизнеса, эффекта и главной  цели бизнеса
Форма товара Форма эффекта Форма орг.структуры Главная цель бизнеса
Товар-знание (метатехнологии) Вмененный доход  Долговременный геоэкономический, военностратегический и политический эффект как часть  мирового дохода Компания-интегратор. Супергруппы под опекой государства  как глобального предпринимателя Наращивание интеллектуально-финансового  потенциала. Наращивание геофинансового потенциала
Товар-актив (франшиза и др.) Часть мирового дохода в форме виртуальной ренты Объединение предприятий  с участием государственных структур Наращивание финансового -экономического потенциала
Товар - объект Долговременный  экономический эффект как часть  мирового дохода Производственно – финансовая агломерация (холдинг) Максимизация  стоимости компании (не норма, а масса  прибыли)
Товар - группа Получение сверхприбыли (ассортиментной, сервисной, др.) Корпорация, крупное  объединение Максимизация  экономической прибыли и экономического потенциала
Единичный товар Прибыль Классическая  фирма Максимизация  прибыли
 
     Многие  годы классическая теория признавала единственную цель предприятия - максимизацию прибыли. Впервые в мировой науке эта цель была обоснована в 1838 г. французским экономистом А. Курно. Затем уже англосаксонская школа распространила эту теорию на условия совершенной конкуренции.
     «Именно с вопроса о выражении конечного результата бизнеса, ставшего главным объектом профессионального управления, началось становление финансового менеджмента, которое получило отражение в современных учебниках. В эволюционной таблице на двух низших ступенях отражена именно эта эпоха становления и развития финансового менеджмента.2»
     С исторической точки зрения в эволюции финансового менеджмента обычно выделяют три периода, или этапа, эволюции теории финансового менеджмента.
     «1) Первый этап (1930-1950 гг.), на который наложила отпечаток Великая депрессия и Вторая мировая война, характеризовался акцентом ученых на диагностике банкротства, оценке финансового состояния предприятий посредством коэффициентного анализа, унификации биржевых правил торговли финансовыми активами, на обосновании методологических основ управления денежными потоками.
     Вступление  экономик развитых стран на третью ступень эволюционной таблицы, связанную  с освоением товара «под ключ», т.е. строительством объектов за рубежом, потребовало  от финансистов объяснения ряда новых проблем. Прежде всего, потребовалось научное обоснование инструментария управления новыми формами активов и доходов от оперирования ими. Все это обусловило переход ко второму этапу эволюции теории финансового менеджмента.
     2) Второй этап (1950-1980 гг.) - это период расцвета теории финансового менеджмента. В этот период были разработаны теоретические и методические основы бюджетирования, портфельной теории, модели оценки финансовых активов с учетом рисков, теории структуры и стоимости капитала, теоретические основы дивидендной политики (разработаны Дж. Линтнером в 1956 г.), риск-менеджмента. Завершился этот период разработкой методологии и методик оценки бизнеса.
     Теории, разработанные в начале второго  периода, некоторое время устраивали практикующих финансистов. Однако, если на протяжении 60-х годов 20 века размер прибыли на акцию в расчете на год, квартал или даже месяц был в центре всеобщего внимания, то позже многие осознали, что по мере усложнения бизнеса этот показатель ненадежен. Нараставшие проблемы ликвидности и рисков, вызванные чередой нефтяных шоков, требовали их адекватного отражения в приемлемых для практики концепциях. Это дало импульс целой плеяде выдающихся исследователей проблем рисков, часть которых были удостоены Нобелевской премии. Однако после мирового долгового кризиса в начале 80-х годов 20 века наработанный практикой аппарат управления финансами начал давать сбои. Это и обусловило переход к третьему этапу эволюции финансового менеджмента.
     3) Третий этап (с 1980 г. по настоящее время) характеризуется разработкой семейства финансовых инноваций, вызванных процессами глобализации бизнеса и бурным развитием информационных технологий, разработкой концепций управления стоимостью компании и моделей интегральной оценки эффективности компаний [20].
     «Эволюция развития финансового менеджмента  тесно взаимосвязана с развитием  общества, науки о методах управления, финансах, с возникновением новых  явлений в экономике, технике, мире финансов, денег, международной интеграции и др.3»
     Канадские ученые В. Джог, А. Ридинг, Г. Леви, М. Сорнат предложили выделить несколько важных этапов научных исследований и практических разработок финансовых проблем, которые содействовали расширению функций финансового менеджмента на всех уровнях хозяйствования. К ним, в частности, отнесены следующие.
     1. Первая половина 50-х годов - создание теоретических основ применения дисконтных методов для оценки эффективности инвестиционных проектов, модели финансовых инвестиций (формирование портфеля ценных бумаг), позволяющих положительно влиять на снижение степени риска. Одновременно были обоснованы типовые модели управления оборотным капиталом, направленные на более рациональное использование денежных ресурсов, материальных запасов и средств в расчетах.
    Первая половина 60-х годов - применение новых методов анализа имущества (активов) предприятия, акцентирование внимания на операциях с ценными бумагами.
    70-е годы - привлечение новых инструментов фондового рынка, прежде всего опционов их использование при выборе и реализации инвестиционных проектов
     4. 80-е годы - введение многочисленных новшеств в методике и формах финансирования, кредитования хозяйствующих субъектов, в аккумулировании капитала и его расходовании, а также в способах страхования предприятий от рисковых потерь, последствий усиливающейся конкуренции.
      Возвышение  роли знаний в экономике, которое  нашло отражение на верхних ступенях эволюционной таблицы, потребовало  переосмысления иерархии факторов бизнеса  и необходимости учета этого  феномена в моделях оценки бизнеса, его эффективности и финансовом управлении компанией в целом. 

      1.2. Предпосылки и особенности формирования  финансового менеджмента предприятий,  действующих в трансформационной  экономике 

      Финансовый  менеджмент как высшая форма управления финансовой деятельностью предприятия может эффективно действовать в рыночной экономике. Однако, и на стадии перехода к ней, по мере зарождения и функционирования отдельных элементов рынка, возникает потребность в создании комплексной системы управления финансовой деятельностью большинства хозяйствующих субъектов. Тем самым активизируется положительное влияние финансов на экономические, структур ные и организационные преобразования, осуществляющиеся в переходный период.
      «Как  известно, трансформационная экономика  характеризуется существенными переменами в политической и экономической жизни, а также постоянно видоизменяющимися формами, методами хозяйствования. Это находит выражение прежде всего в стремлении перехода от строго централизованной системы управления, базирующейся на государственной собственности, к рыночным отношениям.4»
      Начавшийся  в трансформационный период процесс  освобождения цен, расширения конкуренции, движения денег и форм их вложений, как и действия товаропроизводителей, направленные на увеличение собственных доходов, не вмещается в рамках ранее действующей организации финансов предприятия.
      Результативность  в управлении финансовыми процессами может быть достигнута лишь при использовании  новых форм, методов, отвечающих современным  требованиям хозяйствования. В этой связи следует не только принять идею внедрения финансового менеджмента на большинстве предприятий, но и создать реальные предпосылки для его формирования и результативного применения.
      «Финансовый менеджмент, как и любая отрасль  управления, требует благоприятных условий для производства товаров, выбора исполнителей, прогрессивных форм и методов эффективного воздействия на управляемый объект.5»
      «История  зарождения финансового менеджмента, как и эволюция его развития, подтверждает, что для его формирования необходимым является определенный уровень общественного развития и науки.6»
      Результативное  функционирование системы управления финансовой деятельностью любого субъекта хозяйствования предполагает наличие  конкретных экономических, организационных, правовых и культурных предпосылок. К ним следует отнести, следующие:
    Осуществление структурных преобразований в экономике, направленных на развитие рыночных отношений, совершенствование структуры общественного производства, расширение форм собственности, численности и разновидности хозяйствующих субъектов.
    Организационные преобразования механизма функционирования всех звеньев хозяйства, их взаимосвязей, экономических отношений с государством, между партнерами, участниками производственного процесса на основе эквивалентных взаимоотношений.
    Создание и развитие рыночной инфраструктуры, включающей множество различных институтов, организаций, мероприятий, содействующей удовлетворению предприятий в их потребностях повышения качества управления, возможностей маневрирования ресурсами и т.д. К наиважнейшим из них можно отнести следующие:
      - развитие финансового рынка и  многочисленных финансово-кредитных  институтов, которые обеспечивают  аккумуляцию и непрерывное движение  денежных средств.
      - разветвленная сеть информационных центров, фирм, коммуникативной связи, накапливающей, обрабатывающей и быстро передающей информацию о ситуации в стране, кредитных учреждениях, партнерах
      - система сервисного обслуживания  предприятия через маркетинговые,  колсантинговые, контроллинговые и другие специализированные фирмы.
      Перечисленные предпосылки касаются в основном внешних условий, обеспечивающих результативность системы управления экономическими процессами на всех уровнях управления. Одновременно необходимо создать определенные условия в самом объекте управления, к которым можно прежде всего отнести соответствующую материальную базу и наличие непосредственных исполнителей данного процесса.
      Важнейшие предпосылки для создания и успешного  функционирования финансового менеджмента  на предприятии в условиях трансформационной экономики разделены в 2 укрупненные группы – внешние и внутренние. Описания по каждой из составляющих групп в кратком виде представлены в табл. 2. 

      Таблица 2.
      Предпосылки функционирования финансового менеджмента на предприятии, действующем в трансформационной экономике
      Внешние       Внутренние
1. Развитие рыночных отношений 1. Оперативная  и финансовая самостоятельность  предприятия
2. Организационные преобразования  механизма хозяйствования предприятия 2. Налаженный  бухгалтерский учет и отчётность
3. Создание и развитие рыночной  инфраструктуры: расширение сети  финансовых и кредитных учреждений (обеспечивающих постоянное движение  денежных средств), информационная  сеть, сервисное обслуживание предприятия  через специализированные фирмы. 3. Компьютеризация  обработки и анализа информации
4. Правовое обеспечение экономи-ческих  действий хозяйствующих субъектов,  действующих в пере-ходный период (отличающихся четкостью, постоянством, взаимной увязкой законодательных  актов).
    Наличие профессиональных менед-жеров, обладающих: практическими навыками планирования, расчетов, операций с ценными бумагами и т.п., умелой организацией финансовой текущей работы и ответственностью.
 
      Глава 2. Теория финансового  менеджмента в  трансформационный  период: особенности теоретических положений современного финансового менеджмента 

      2.1. Современное состояние теории финансового менеджмента 

      В современном финансовом менеджменте  признанным авторитетом является Майерс. Его концепция последовательности действий, опубликованная в 1984 г., объясняет взаимосвязь дивидендной, инвестиционной и финансовой политики как единой финансово-экономической политики, объясняющей поведение бизнес-системы. Логика поведения фирмы сводится к следующему.
    Компании предпочитают внутреннее финансирование.
    Компании корректируют плановый уровень дивидендов в соответствии с инвестиционными возможностями. В силу инерционности плановый уровень дивидендных выплат только постепенно адаптируется к изменениям инвестиционных возможностей.
    Результатом инерционности дивидендной политики и непредсказуемых изменений доходности и инвестиционных возможностей оказывается то, что собственные средства компании могут оказаться больше или меньше объема капиталовложений. В первом случае компании приходится использовать накопленную прибыль; во втором случае избыточные средства направляются в фонд нераспределенной прибыли для нужд будущих инвестиционных проектов. Нераспределенная прибыль хранится в форме портфеля высоколиквидных (легкореализуемых) ценных бумаг.
    Когда приходится привлекать внешнее финансирование, компании начинают с эмиссии самых безопасных и дешевых ценных бумаг - облигаций. В конечном счете уровень эффективности финансового управления компанией предопределяет место данной фирмы в финансовых кругах.
      «Высшей оценкой финансового менеджмента  фирмы является признание внешней  средой высокого имиджа фирмы, который  открывает ей дорогу на рынки капитала и создает ряд других преимуществ: устойчивое позиционирование на товарных рынках, минимальную стоимость гарантий при осуществлении валютных операций.7»
      Все это сегодня может стать достоянием любой фирмы при одном непременном  условии: высшей целью ее финансового  менеджмента является наращивание  финансово-экономического потенциала. Эта цель производна от цели максимизации стоимости компании, но уже не сводится к ней. Таково последнее слово мировой финансовой науки.
      «Венцом эволюции финансового менеджмента  являются новейшие модели оценки конкурентоспособности  компании на основе сбалансированной системы показателей и подобных ей.8»
      Концепция Системы сбалансированных показателей (ССП) была разработана в 1992 г. Р. Капланом и Д. Нортоном. Концепция ССП основана на пяти ключевых принципах: руководство изменениями, осуществляемое топ-менеджментом; выражение стратегии в операциональных терминах; реорганизация предприятия в соответствии со стратегией; вменение реализации стратегии в обязанность каждому сотруднику; превращение стратегии в непрерывный процесс.
    Несмотря на большую популярность концепций ССП, она обладает серьезным недостатком. Главная проблема в том, что сбалансированная система показателей, которая получила широкое распространение в американских компаниях, не решает фундаментальных проблем измерения эффективности и даже может их обострить по той причине, что она не дает указаний относительно того, как совместить разнородные показатели в общую оценку эффективности. Эта и ряд других проблем ССП побудили ученых к поиску альтернативных путей решения концептуальных проблем, на которые направлена сама идея ССП.
      Наиболее  успешной представляется новейшая концепция, получившая название процессно-ориентированный  анализ рентабельности (FВРА — activity-based profitability analysis). Она разработана М. Мейером в 2002 г. и является аналитическим подходом, позволяющим сегментировать компанию по процессам и видам деятельности и по обслуживаемым клиентам. Аналитическое сегментирование в разрезе процессов и клиентов дает для измерения и улучшения эффективности ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением компании в разрезе элементов организационной подчиненности.
      Концепция АВРА, по мнению разработчика, успешно раскрывает свои возможности в бизнес-структурах с невысокими рисками. Это обстоятельство свидетельствует о том, что даже самые продвинутые модели теряют свои преимущества под воздействием рисков. Следовательно, забота об управлении рисками по сей день остается главной задачей финансового менеджмента. С другой стороны, уменьшая риски, компании уходят от необходимости использовать дорогостоящие сложные системы оценки эффективности. В этом случае компании достаточно финансовых показателей.
      «Таким  образом, успешная система оценок эффективности, которая будет разработана в  будущем, скорее всего будет системой, нацеленной на снижение рисков во всей системе бизнеса, на всех уровнях бизнес-модели.9»
      Идут  столетия, но в промышленной компании принципиально мало что меняется. Однако в будущем перемены возможны на основе концепции АВРА. Об этом Мейер пишет: «Почти сто лет назад введение показателя ROI позволило компаниям децентрализовать свою текущую деятельность. Сегодня показатели оценки, аналогичные АВРА, позволяют компаниям децентрализовать процесс формирования стратегии»1.
      В этом и заключается весь смысл эволюции науки финансового управления за последние 100 лет.
      Рассматривая  современные теории финансового  менеджмента, необходимо рассмотреть  и новые современные технологии стратегического менеджмента, получившие широкое распространение в теории и практике финансового менеджмента на текущий период времени.
      Одной из популярных тенденций в современной  теории финансового менеджмента  является технологии «Бизнес-инжиниринг». Бизнес-инжиниринг - технологии управления, основанные на применении информационных моделей структур и процессов предприятия, моделей внешней среды, а также спе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.