На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституция 1918 года

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Федеральное агентство по образованию РФ «Омский  государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
    Университетский профессиональный колледж 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ТЕМА: КОНСТИТУЦИЯ 1918 ГОДА 

Выполнил:
Е.П.Котикова
Студент группы ГК-910
Руководитель:
Я.В.Пастухова
Преподаватель
Оценка:____________
Дата  защиты:____________ 
 

2011
Оглавление
Введение……………………………………………………………..…….....……3
Глава 1
История развития Конституции 1918 года……………………………...……5
1.1.Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года……………………5
1.2.Функции,основные принципы и особенности Конституций 1918 года..…8
Глава 2
Органы  власти и гражданское  общество по Конституции 1918 года.......16
2.1.Права  и свободы граждан по Конституции 1918 года………………….....16
2.2.Структура  органов власти и управления по Конституции 1918 года........18
Заключение…………………………………………………………..………..….23
Список  используемой литературы………………………………….…………..25
Приложение...........................................................................................................27 
 
 
 
 
 

Введение 
          Потребность в конституции в любой стране возникает после каких-либо масштабных событий общественно-политического характера: революции, завоевание независимости, распада государства, образование нового государственного единства, изменение формы правления и политического режима. В России таким событием стала Октябрьская революция. Эпоха Октябрьской революции и создания Советского государства является до сих пор животрепещущей темой, по которой неоднократно происходил раскол общества в период постсоветской России. В последнее время острой темой является отмена празднования годовщины Октябрьской революции. Однако совершенно ясно, что эти мероприятия только подогревают интерес к изучению того периода нашей истории.

      Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает его новым содержанием. В истории Российской Федерации насчитывается пять Конституций: 1918, 1925, 1937, 1978 годов и ныне действующая конституция 1993 года.  Первым же конституционным актом Советского государства стала принятая в январе 1918 года Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, позже инкорпорированная в текст Конституции РСФСР 1918 года.
       Конституция РСФСР 1918 г. – первая  Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 года явилась юридической базой текущего законодательства. Конкретная историческая обстановка побуждала создавать новые конституционные законы, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Тем не менее основные принципы ее оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.
    Актуальность  выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни  общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего  исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.  
             Целью проводимого в курсовой работе исследования является комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1918 года.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить  следующие задачи:
    Изучить предпосылки создания Конституции  1918 года
    Рассмотреть основные этапы создания Конституции 1918 года
    Изучить содержание и значение Конституции 1918 года
    Выделить особенности Конституции 1918 года
 
Объект  исследования - Конституция РСФСРР 1918 года.
Предмет исследования – Процесс подготовки, принятия и действия Конституции  РСФСР 1918 года.  
Методы исследования – исторический и аналитический.
 
 
 
 
 
 

Глава 1 История развития конституции 1918 года
1.1. Разработка  и принятие конституции 1918 года.
    Итоги преобразований первого периода  истории Советского государства  были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г.
    Среди первых актов Советской власти, имевших  конституционное значение, особое место  занимает ленинская «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятая III Всероссийским съездом Советов. Декларация решила основные конституционные вопросы. Она законодательно закрепила основы нового общественного строя: национализацию земли, переход к национализации промышленности, обращение всех банков в собственность государства, всеобщую обязанность трудиться, поставила задачу уничтожения эксплуатации человека человеком1.
    В Декларации отмечались также основные принципы советской внешней политики: борьба за мир, против колониального угнетения, за осуществление права наций на самоопределение в международном масштабе.
    Таким образом Декларация в течение  какого-то времени могла выполнять  функции Конституции. Она была как  бы малой, краткой, временной Конституцией Советского государства. Ставить вопрос о развернутом Основном законе в условиях января 1918 г. было преждевременно: революция победила еще не на всей территории страны, государственный механизм находился в стадии строительства, вопрос о форме государственного единства был решен только в принципе, правовая система находилась в процессе становления, сохранялось состояние войны с Германией, перемирие было весьма шатким.
    Тем не менее, на III Всероссийском съезде Советов проблема подготовки Конституции  была обозначена. При принятии резолюции «О федеральных учреждениях Российский Республики» левые эсеры внесли предложение дополнить этот проект закона пунктом, обязывавшим ВЦИК разработать к следующему съезду Советов основные положения Конституции. Съезд принял резолюцию с этим дополнением, однако никакой практической работы для его реализации проведено не было. Только весной 1918г., когда обстановка в стране существенно изменилась, появилась возможность и стала более острой необходимость создания полного Основного закона Российской Советской республики2.
    30 марта 1918г. Центральный Комитет  Коммунистической партии принял  решение поручить Я. М. Свердлову  провести через ВЦИК организацию  комиссии для разработки Основного  закона. Я М. Свердлов уже 1 апреля  выступил на заседании ВЦИК с докладом о создании такой комиссии, и она была образована из пяти членов ВЦИК и представителей шести наркоматов; несколько позже в комиссию вошло еще несколько членов.
    Комиссия  была многопартийной: кроме большевиков  в нее входили два левых эсера и один эсер-максималист (с совещательным голосом) Председателем комиссии стал Я. М. Свердлов, его заместителем — М. Н. Покровский, секретарем — В. А. Аванесов. О значении, которое придавалось разработке Конституции, говорит тот факт, что комиссию возглавил председатель ВЦИК, в нее вошли 3 члена Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков), крупные ученые, видные государственные деятели.
    Важный  спор возник уже в начале работы комиссии. В И. Сталин и Рейснер  М. А (ответственный работник наркомата юстиции, известный  государствовед профессор)  подготовили два различных проекта основных положений Конституции, главным содержанием которых была проблема федерации. Рейснер исходил из представлений о том, что национальный вопрос — пережиток феодализма, что он не имеет значения даже при капитализме и тем более не может приниматься в расчет в социалистическом государстве. В соответствии с этим М. А. Рейснер мыслил РСФСР как федерацию «трудовых коммун», практически — как федерацию административных единиц (областей, губерний, уездов и т. п.) 3. Сама по себе эта идея была неплоха, ибо ее реализация могла бы способствовать укреплению государственного единства. Однако в реальных условиях 1918 года, когда по стране развертывались национальные движения под лозунгом создания национальной государственности, она была неосуществима и опасна.
    И. В. Сталин стоял на иных позициях. Исходя из ленинских идей и накопленной  практики государственного строительства, он предложил строить федерацию  по национально-территориальному принципу. Комиссия большинством 5 против 3 голосов приняла проект Сталина. 19 апреля комиссия ВЦИК закончила обсуждение основных положений Конституции и, разбившись на подкомиссии, приступила к работе над отдельными разделами закона. До июня 1918 г. одна за другой принимались подготовленные главы. Параллельно с комиссией ВЦИК над своим проектом Конституции работали и в наркомате юстиции.
    К концу июня многие разделы проекта  Конституции были готовы, однако завершенного текста Основного закона еще не было. 26 июня вопрос о Конституции обсуждался в ЦК РКП(б), который был обеспокоен тем, что к приближающемуся V Всероссийскому съезду Советов проект не готов. Накануне съезда Я. М. Свердлов поручил члену комиссии ВЦИК Ю. М. Стеклову и делегату V съезда Советов, председателю Казанского Совета Я. С. Шейнкману завершить работу над проектом. В. И. Ленин внес в проект некоторые коррективы, в частности, по вопросу об основных правах и свободах граждан. 3 июля 1918 г. в «Известиях ВЦИК» готовый проект Конституции был опубликован.
    Проекты комиссии ВЦИК и наркомата юстиции  были рассмотрены специальной комиссией  ЦК РКП(б) и с дополнениями и поправками был одобрен первый из них. На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции из 6 членов и 3 кандидатов. По докладу Ю. М. Стеклова с некоторыми изменениями и дополнениями он был единогласно принят съездом 10 июля 1918г. Президиуму ВЦИК было поручено окончательно отредактировать Конституцию и, опубликовав в печати, ввести в действие. 19 июля Основной закон был опубликован в «Известиях. ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.
    1.2.Функции, основные принципы и особенности Конституций 1918 года   
      Функции Конституции РФ
    Сущность  конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает4.
    С.А. Авакьян (российский ученый-конституционалист) пишет , «Функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства»5. В науке конституционного права выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешнеполитическую; идеологическую и  юридическую.
    Учредительная функция
           Суть этой функции состоит  в том, что конституция, появляясь  в результате коренных изменений  в жизни общества, становится  политико-правовой основой его  развития на следующем историческом  этапе. Слово "учредительная" понимают в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.
         Опыт собственной истории подтверждает  это. Каждая конституция знаменовала  новый этап в социально-политическом  развитии и выполняла учредительную  функцию, естественно, с позиций тех, кто в то время осуществлял власть.
    Организаторская функция
            Данная функция конституции заключается  в том, что она не только  оформляет достигнутое и ставит  новые задачи перед обществом  и государством, но и стимулирует  политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона6.
             Важное организующее значение  имеет сам факт принятия новой  конституции. Казалось бы, многое  из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.
             Кроме того, следует учитывать  то, что конституция является  документом прямого действия - это  зачастую подчеркивается в самом  ее тексте. И ее организующее  начало состоит в том, что  многие общественные отношения  могут возникать непосредственно на базе конституции.
    Внешнеполитическая  функция
           Близка по значению - Политическая  функция, она  состоит в том,  что конституция устанавливает  основы организации государственной  власти, основы взаимоотношений  государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.
           Близко к ней примыкает внешнеполитическая  функция конституции, суть которой  состоит в том, что основной  закон обращен не только к  внутренней жизни страны, он одновременно  является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.
    Идеологическая  функция
           Идеология вообще - это "система  политических, правовых, религиозных,  философских взглядов на социальную  действительность, общество и отношения  людей между собой. Характерная  особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений" 7.
           Идеологическая функция проявляется  в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.
    Юридическая функция
            Юридическая функция заключается  в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.
    Суть  этой функции конституции заключается  в том, что она:
    - становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии,);
    - сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;
    - дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.
          Конституция является "заглавным" документом России. Все вышеперечисленные функции можно отнести как к Конституции 1918 года, так и  к действующей конституции.8.
         Основные принципы Конституции России 1918 года
    Основные  принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах:
    I. Декларация прав трудящегося  и эксплуатируемого народа;
    II. Общие положения Конституции  РСФСР; 
    III. Конструкция Советской власти (организация  советской власти в центре  и на местах);
    IV. Активное и пассивное избирательное право;
    V. Бюджетное право; 
    VI. О гербе и флаге РСФСР.
    В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура  пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму».
    Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей.
    Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее.
    Конституция закрепила многоступенчатую систему  выборов в советы. Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования. Тем самым создавался организационный фильтр, предназначенный для отсева «чуждых элементов», тем более эффективный, так как на практике и в инструкциях о выборах был закреплен порядок открытого голосования.
    Сущность Конституции 1918 года состояла в юридическом закреплении диктатуры пролетариата. Верховным носителем власти провозглашалось всё рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах (ст.10), Конституция 1918 года оформила систему представительной демократии в лице Советов. Конституция РСФСР 1918 года - первая Конституция, принятая вскоре после октябрьского переворота, роспуска Учредительного Собрания, которая своим появлением ознаменовала становление основ советского права.9
    Конституция РСФСР 1918 года стала первым основным законом в истории отечественного права, что оказало существенное влияние на общество и политико-правовую мыслью. Так, впервые были конституционно закреплены республиканская форма правления и федеративная форма государственного устройства Российского государства, сохранившаяся и на данный момент. Не смотря на классовый характер избирательных процедур, в них впервые были вовлечены огромные массы людей. 10

    По  сравнению со всеми последующими советскими конституциями первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, она определяла основы устройства общества на конституционном уровне, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и, опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт прежней России, не оставила камня на камне от государственных институтов и структур.

    К числу отличительных черт Конституции 1918 года относится выход ее норм и положений за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто политического характера, причем ориентированные на все мировое сообщество. Так, в ст.3, закреплялось: "Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах... ".

    Следует указать и на такую особенность  Конституции 1918 года, как открытое признание  применения насилия в целях утверждения принципов нового социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так в ст.3 Конституции говорится об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие. 11

      Конституция 1918 года была в значительной части несовершенной, что объяснялось объективными фактами. Отсутствие субъектов федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог еще быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

    Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа. Историческое значение Конституции 1918 года заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Однако более существенным было ее воздействие на всю сферу социальных и политических преобразований в стране: она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларировав новые принципы и социальные ценности. Вместе с тем она закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основания новую идеологию.

    Причиной  замены Конституции 1918 года Конституцией 1925 года явилось объединение РСФСР  с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции  СССР 1924 года.

 
 
 
    Глава 2 Органы власти и гражданское общество по Конституции 1918 года
2.1. Права и свободы граждан по Конституции 1918 года.
    Статья 10 Основного закона гласила: «Российская  республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся  власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».
    Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если эти права используются в ущерб трудящимся. Прямо предусматривалось  и два конкретных случаях такого лишения прав. Статья 65 лишала избирательных прав лиц, прибегающих к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, некоторые другие категории населения. Статья 19 ограничивала их в праве военной службы, говоря, что право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей.
    Характерной чертой советской демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия».
    Этой  общей норме соответствовали  две специальные статьи Конституции. Статья 21 предусматривала предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления, а на основании ст. 20 все трудящиеся иностранцы могли получить по решению местных Советов «без всяких затруднительных формальностей» права российского гражданства.
    Конституция исходила также из принципа равноправия  полов, равноправия женщины с мужчиной. Несмотря на то, что особой статьи об этом в тексте нет, принцип равноправия последовательно проводится по всему Основному закону. Специально равноправие женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно имеет особое значение.
    Конституция предоставила гражданам широкий  для своего времени круг демократических  свобод: свободу совести (ст. 13), свободу  слова и печати (ст. 14), свободу  собраний (ст. 15), свободу объединения  во всякого рода союзы (ст. 16). При  этом в законе каких-либо оговорок или ограничений, кроме уже упоминавшихся — классовых, нет: все свободы предоставляются только трудящимся. Теперь эти свободы закреплялись в конституционном порядке. В этой связи важна и проблема гарантированности названных прав и свобод. Все статьи Конституции, провозглашавшие те или иные свободы, содержали указание на их материальное обеспечение: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви...»12 (ст. 13) аналогичным образом строятся и следующие статьи.
    Действительно, отделение церкви от государства  означало раскрепощение граждан, веками зависевших от церкви, , освобождение детей  от непременного религиозного воспитания.
    Громадной проблемой была практическая реализация свободы печати. Свобода-то провозглашена была, а издательств, типографий, бумаги не было. Теперь все это было в руках пролетарского государства.
    Даже  в годы гражданской войны реально  осуществлялась свобода слова, причем не только для трудящихся. В Москве, например, действовала Вольная Академия Духовной Культуры, где читали лекции профессора, далекие от марксизма. Так, в 1919-1920 учебном году здесь прочитал свой курс религиозной философии истории Н. Бердяев, раскритикованный В. И. Лениным еще до революции. В названном курсе лектор жестко критиковал марксизм13.
    Конституция отразила соответствие правам граждан  их обязанностей. Перечислив права  граждан, Конституция называет и  важнейшие их обязанности. Так, ст. 18 Основного Закона РСФСР провозглашает всеобщую обязанность трудиться, а ст. 19 — всеобщую воинскую обязанность.
    2.2. Структура органов власти и  управления по Конституции.
    Высшие  органы государственной власти по Конституции  РСФСР 1918 года были представлены Всероссийским  съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе «А» главах шестой, седьмой и восьмой соответственно14.
    Всероссийский съезд Советов и Всероссийский  Центральный Исполнительный Комитет  Советов 
    Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР15.
    Съезд Советов избирал свой постоянно  действующий орган - ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Таким образом, ВЦИК являлся органом, избираемым и подотчетным Всероссийскому съезду Советов, который осуществлял высшее государственное правление в период между съездами Советов. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР16
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.