На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Творческая личность как объект психологопедагогического исследования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
    Вопрос  о присутствии у человека творческого  начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования?
    С момента, появления первых наскальных росписей, до наших дней, когда наука  и техника расширяет поле деятельности для искусства, творчество, как объект исследований, представляет интерес для многих гуманитарных наук, таких как, например, философия, психология, социология, история и др.   
    И чем дальше развивается наука, в  частности психология, чем больше направлений в ней появляется, тем с большим количеством теорий творчества приходится иметь дело.  Но первоначально, знаниями об особенностях творческой личности психологи обязаны не столько своим усилиям, сколько работе литературоведов, историков науки и культуры, философов, искусствоведов, которые, так или иначе, касались проблемы творческой личности.
    Первопричину  желания человека к созиданию  разные ученые и мыслители видят  в разном: одни считают, что «слова творческих поэтов есть продукт Божественного вдохновения», другие, что гений это 99% трудолюбия и всего лишь 1% одаренности, третьи, -  что гений – это особая форма психологического расстройства. Психологический анализ в лице З.Фрейда утверждает, что творчество – это всего лишь сублимация.             Д. Карлсон считает, что гений – это носитель рецессивного гена шизофрении. В любом случае, нельзя с точностью сказать, кто из них прав, а кто нет, так как поле реализации творческой личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации – это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.
    Творчество  - один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
    Попытки объяснить феномен творческого  мышления делались еще античными  философами и не прекращаются до сих  пор. В ХХ веке его изучением занялись также психологи и специалисты  по кибернетике. Несмотря на столь долгое внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому исследования в этой области продолжаются.
      В настоящей работе рассматриваются такие понятия как «творческая личность», «креативность», «творческие способности», рассматриваются отличительные особенности творческой личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление творческих способностей.
    В связи с актуальностью данной проблемы определена  тема авторского исследования: “Личностные особенности творческого человека”.
    Цель  исследования – выявить личностные особености творческого человека.
    Объект  исследования – творческие способности человека.
    Предмет исследования – личностные особености творческого человека.
    В соответствии с целью, объектом и  предметом исследования, определяются его основные задачи:
    Рассмотреть сущность понятия “Творческая личность”, выявить ее критерии.
    Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
    Изучить методы стимулирования проявления творческих способностей.
    Выявить личностные особености творческого человека.
    В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что основными личностными особенностями творческого человека являются: развитое эстетическое чувство, независимость, оригинальность, способность к обнаружения и постоновке проблем, способность идти на разумный риск.
    В работе были использованы следующие  методы:
    - анализ научно-педагогической и методической литературы;
    -педагогический эксперимент (наблюдение, беседы с детьми , педагогами и родителями);
    - анализ документации;
    Работа  имеет практическую значимость, которая выражается в создании условий, способствующих активной творческой деятельности человека в процессе его жизни и работы..  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Творческая личность как объект психолого–педагогического исследования

1.1. Творческая личность с точки зрения педагогики и психологии

 
    Личность  – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе.  В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются достаточно устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
    Личность - это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
    Формирование  личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни.
    Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки  способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности.
    Но  сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
    Творчество  предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась “озарению”, вдохновению и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли.
    Но  что такое гений?  
    Гениальность  (от лат. Genialis – обладающий гением, исключительно талантливый) – высший уровень  развития способностей – и общих, интеллектуальных, и специальных. О ее наличии можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. [
    Но  во всех случаях гений - это прежде всего экстремальное напряжение индивидуально свойственных дарований, это величайший, непрекращающийся труд, рассчитанный на века, вопреки непризнанию, безразличию, презрению, нищете, которых вдоволь вкусили Рембрандт, Фультон, Бетховен и т.д.  

1.2 Творческая личность - кто она?

 
    Существуют  две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. Более того, реализация творческого потенциала независимо от его масштабов делает человека психически нормальным. Лишить человека такой возможности означает вызвать у него невротические состояния. Некоторые психоневрологи видят сущность психотерапии в излечении неврозов путем пробуждения творческих стремлений человека.
    Взгляд  на креативность как универсальную черту личности человека предполагает определенное понимание творчества. Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.
    Согласно  второй точке зрения, не всякого (нормального) человека следует считать творческой личностью, или творцом. Подобная позиция связана с другим пониманием природы творчества. Здесь помимо незапрограммированного процесса создания нового, принимается во внимание ценность нового результата. Он должен быть общезначим, хотя масштаб его может быть различным. Важнейшей чертой творца является сильная и устойчивая потребность в творчестве. Творческая личность не может жить без творчества, видя в нем главную цель и основной смысл своей жизни.
    Существуют  профессии — их называют "творческими профессиями" — где от человека требуется как необходимое качество быть творческой личностью. Это такие профессии, как быть актером, музыкантом, изобретателем и др. Тут недостаточно быть "хорошим специалистом". Необходимо быть творцом, а не ремесленником, даже очень квалифицированным. Разумеется, творческие личности встречаются и среди других профессий — среди педагогов, врачей, тренеров и многих других.
    В настоящее время творчество все больше и больше специализируется и приобретает элитарный характер. Уровень силы творческой потребности и энергии, требуемый для профессионального творчества, в большинстве сфер человеческой культуры таков, что за пределами профессионального творчества остается большинство людей. Есть точка зрения, что у творческой личности имеется избыточный энергетический потенциал. Избыточный по отношению к затратам на приспособительное (адаптивное) поведение. Возможность для творчества, как правило, появляется тогда, когда человеку не нужно решать задачи на адаптацию, когда в его распоряжении "покой и воля". Он или не занят заботами о хлебе насущном или пренебрегает этими заботами. Чаще всего это происходит на досуге, когда он предоставлен самому себе — ночью за письменным столом Болдинской осенью, в камере одиночного заключения, на больничной койке.
    Многим  людям, даже творчески одаренным, не хватает творческой компетентности. Можно выделить три аспекта такой компетентности. Во-первых, насколько человек готов к творчеству в условиях многомерности и альтернативности современной культуры. Во-вторых, насколько он владеет специфическими "языками" разных видов творческой деятельности, набором кодов, позволяющих ему дешифровать информацию из разных областей и перевести на "язык" своего творчества. Например, как живописец может использовать достижения современной музыки, или ученый-экономист — открытия в области математического моделирования. По образному выражению одного психолога, творцы сегодня похожи на птиц, сидящих на удаленных ветках одного и того же дерева человеческой культуры, они далеки от земли и едва слышат и понимают друг друга. Третий аспект творческой компетентности представляет собой степень овладения личностью системой "технических" навыков и умений (например, технологией живописного ремесла), от которой зависит способность осуществить задуманные и "придуманные" идеи. Разные виды творчества (научного, поэтического и др.) предъявляют разные требования к уровню творческой компетентности.
    Невозможность реализовать творческий потенциал из-за недостаточной творческой компетентности породило массовое любительское творчество, "творчество на досуге", хобби. Эти формы творчества доступны практически всем и каждому, людям, утомленным монотонной или сверхсложной профессиональной деятельностью.
    Творческая  компетентность — это всего лишь условие проявления креативной способности. К таким же условиям относятся наличие общих интеллектуальных и специальных способностей, превышающих средний уровень, а также увлеченность выполняемой задачей. В чем же заключается сама креативная способность? Практика творческих достижений и тестирования подводит к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет способность творческой фантазии понимаемой как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии.
    Определяющим  для творческой фантазии является направление  сознания (и бессознательного), заключающегося в отходе от наличной действительности и реального Я в известную относительно автономную и свободную деятельность сознания (и бессознательного). Эта деятельность отличается от непосредственного познания действительности и своего Я и направлена на их преобразование и создание новой (мысленной) действительности и нового Я.
    Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Ответить на эти вопросы — значит подойти к пониманию сущности творческой личности.
    Творческая  личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение, неясную или более  определенную тревогу, обнаруживая  в реальной действительности (внешней и внутренней) отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором он чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Реальные противоречия, дискомфорт и дисгармония как бы сами находят творческую личность. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в двух режимах, сменяющих друг друга: напряжения и релаксации (катарсиса), тревоги и успокоения, неудовлетворенности и радости. Такое постоянно воспроизводимое состояние двойственности является одним из проявлений нейротизма как личностной черты творческих личностей.
    Нейротизм, повышенная чувствительность — норма для творческой личности точно так же, как для обычного нормального человека является нормой эмоциональность (отсутствие равнодушия) в любом виде деятельности. Но нейротизм, двойственность творческой личности находится близко к той грани, за которой начинается психопатология. Следует признать факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическими чертами. Но, во-первых, это не является нормой и тем более, во-вторых, не дает оснований для выводов, которые делают последователи Ломброзо о родстве гениальности и безумия.
    Двойственность  творца предполагает феномен "естественного раздвоения Я" на реальное Я и творческое (воображенное) Я. Даже в самом сильном порыве вдохновения творец не теряет чувства реального Я. Например, (как заметил Станиславский), ни один актер не упал в оркестровую яму и не опирается на картонный задник декорации. И все же активность творческого Я, "заставляющая" пребывать творца в мире воображенной, условной реальности — словесной, изображенной, символически-понятийной, сценически воплощенной и т.п. — объясняет наличие у творческой личности черт и особенностей, отличающей ее от обычного человека. Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется "странным", "чудоковатым". И этому есть объяснение.
    Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях (новых идеях, образах и т.п.) придает творческим личностям черты "детскости". Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами. И вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. "Игровой" компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм, розыгрышам, шуткам. Погруженность в свой воображенный творческий мир иногда делает их поведение в быту не вполне адекватным. Про них нередко говорят, что они "не от мира сего". Классической иллюстрацией может служить "профессорская" рассеянность.
    Детская, или "наивная" креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание, чем культурная креативность творческой личности. Детская креативность — это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир — от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: все действительно может быть. Наивная креативность — характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, культурная креативность творцов — явление далеко не массовое.
    Бесстрашие  мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов. А.С.Пушкин писал: "Есть высшая смелость: смелость изобретения".
    Творческие  личности порой производят в жизни впечатления бездельников, внешне недисциплинированных, иногда беспечных и безответственных. В творчестве же они обнаруживают огромное трудолюбие, внутреннюю честность и ответственность. Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого Я может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: ревнивое внимание к чужим успехам, враждебность к коллегам и к их заслугам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у "творческих" подростков. Известный психолог К.Юнг утверждал, что творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я.
    Креативность  как специфическая способность  творческой личности коренится во врожденной одаренности человека. Но реализация этой способности и одаренности зависит от развития личности в целом и, в частности, от развития других общих и специальных способностей. Установлено, что интеллект должен быть выше среднего. Огромное значение имеет развитая память, причем приспособленная к той или иной сфере творческой деятельности: музыкальная память, зрительная, цифровая, двигательная и т.п. Имеют значение и физические, анатомо-физиологические свойства человека, часто врожденные.
    Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность, которая во многом носит врожденный характер, выступает как ядро творческой личности, но последняя — продукт социального, культурного развития, влияния социальной среды и творческого климата. Вот почему современная практика тестирования креативной способности как таковой не может удовлетворить социальный заказ, возникший с началом постиндустриальной фазы в развитии общества, на выявление творческих личностей.
      Творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности. Важное значение имеет духовное богатство внутреннего мира личности, ее постоянная направленность на творческое действие во внешнем мире. Проблема творческой личности — это не только проблема психологическая, но и проблема гуманитарная и социо-культурная.

1.3 Особенности творческих способностей

 
    Творческие  способности свойственны любому, всякому нормальному человеку, нужно только суметь раскрыть их и развить. Существует много талантов, от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех.
    Проявления  творческих способностей можно разделить  на три группы:
    1) направленность личности, интересы и склонности (связаны с мотивацией);
    2) проявления эмоциональной сферы  (связаны с темпераментом);
    3) умственные способности.
    Рассмотрим  особенности творческих способностей, которые выделяют психологи.
    Зоркость в поисках проблем.
    Человек обычно воспринимает в потоке внешних  раздражений лишь то, что соответствует  его интересам, укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, — это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта «зоркость» связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки глаза, а с особенностью мышления. Можно сказать, что человек видит не столько с помощью глаз, сколько с помощью мозга.
    Способность к свертыванию.
    Свертывание — это проявление способности  к замене нескольких слов одним, с более широким значением, к использованию все более емких в информационном отношении символов. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон. В средние века, для того чтобы выучиться арифметическому делению, требовалось закончить университет. Да еще не каждый университет мог этому научить. Надо было непременно ехать учиться в Италию. Правда, в то время пользовались только римскими цифрами, поэтому деление было гораздо сложнее. Все переменилось, когда ввели арабские цифры.
    Способность воображения к  «сцеплению».
    Речь  идет о способности объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним умственным багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта. Воображение — это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и соединять их с новыми образами, а затем выстраивать новые психологические образования. Материалом для воображения служат образы памяти и наличных восприятий. Воображение есть процесс отражения реальной действительности. Человек, например, может представить себе летающего синего слона с громадными крыльями, фантастического вида обитателей Марса и др. Фантазия — качество величайшей ценности. Боковое мышление
    Цельность восприятия.
    Это способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. На эту способность указал И.П.Павлов, выделив два основных типа корковой деятельности мозга — художественный и мыслительный. «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни — это художники во всех их родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. — захватывают действительность целиком, без всякого дробления, разъединения. Другие — мыслители — именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, а затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается».
    «Мыслитель» как тип высшей корковой деятельности — это отнюдь не идеал ученого. Разумеется, в науке требуются  дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческой работы необходимо отрываться от логического рассмотрения фактов, чтобы пытаться вписать их в более широкие контексты. Без этого невозможно увидеть проблему свежим взглядом, рассмотреть новое в привычном.
    Готовность  памяти.
    В последнее время появилась тенденция  пренебрежительно отзываться о памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. Но слова «плохая память» слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда человек ищет решение какой-нибудь проблемы, он может рассчитывать на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую сумеет извлечь из памяти. Преимущество получает тот, кто быстрее извлечет из памяти нужную информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из компонентов последней является готовность памяти выдать требующуюся информацию в нужную минуту.
    Легкость  генерирования идей.
    Не  обязательно, чтобы каждая идея была правильной. Осборн сказал: «Можно считать  аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество». Логика и математика подтверждают, что чем  больше идей рождает человек, тем  выше шансы, что среди них будут  идеи хорошие. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу.
    Спасительная  гибкость.
    Это способность быстро и легко переключаться  с одного класса явлений на другой, далекий от первого по содержанию. Например, разговор велся о кино, а затем сразу заговорили о политике. Все быстро переключились на эту тему. Отсутствие способности переключаться называют инертностью, окостенелостью, негибкостью мышления.
    Беглость  речи — способность легко формулировать  мысль. Она необходима, чтобы облекать новую идею в слова. Правда, идея может быть выражена и формулой, графиком, но предпочтительнее словесный вариант, так как речевой код — самый универсальный.
    Способность доводить начатое  до конца.
    Это не просто собранность и волевой  настрой на завершение начатого, а  именно способность к доработке деталей, к «доведению», совершенствованию первоначального замысла.
    Рассмотренные нами особенности творческих способностей по сути не отличаются от обычных, мыслительных. Понятия «мышление» и «творчество» зачастую противопоставляют. На самом же деле элементарные способности человеческого ума есть у всех. Они только выражены по-разному — сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создает неповторимый творческий почерк. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава II Личностные особенности  творческого человека

2.1 Отличительные, эмоциональные и коммуникативные особенности творческой личности

 
    Отличительные особенности творческой личности.
    Способностью  к творческому мышлению в какой-то мере обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до научно-технических и т.д.). Тем не менее, не каждого человека мы можем назвать личностью творческой.
    Творческим  обычно называют человека, совершившего научное открытие, гениальное изобретение  или создавшего произведение искусства, т.е. совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
    Последняя формулировка достаточно "скользкая", ибо под это определение попадают люди с психическими отклонениями. Впрочем, наличие душевной болезни не исключает возможности проявления высоких творческих способностей, что подтверждается примерами Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться, что в свое время даже выдвигалась гипотеза о наличии прямой зависимости гениальности и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако позднейшие исследования (например, Т. Саймонтона) ее не подтвердили.
    Долгое  время способности к интеллектуальному  творчеству исследовались так, как  подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека.
    Основоположником  эмпирического подхода к исследованию индивидуальных качеств творческой личности является Ф. Гальтон, который  совместно с Ч. Пирсоном заложил  основы психометрики и психодиагностики. А впервые применили психометрический метод для исследования креативности Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели ряд исследований взаимосвязи интеллекта и креативности с применением тестов, где под креативностью понималась, прежде всего, способность к дивергентному мышлению. В результате эмпирических исследований Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии положительной корреляции между уровнями IQ и креативности. При этом они утверждали, что более высокий уровень интеллекта, обуславливает большую вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших высокоразвитый интеллект, могут встречаться низкие показатели креативности. В то же время их исследования показали, что при низком IQ высокая дивергентная продуктивность никогда не обнаруживалась. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога, которая состоит в том, что при IQ ниже 115 - 120 баллов интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор, а при IQ выше 120 - творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами
    Однако  опубликованные вскоре результаты исследований Гетцельса и Джексона  представляют данные, свидетельствующие об отсутствии корреляции между показателями интеллекта и креативности.
    Более поздние исследования М. Воллаха  и Н. Когана, которые также применяли  тестовый метод, но при этом модифицировали его в соответствии со своим пониманием условий, благоприятных для проявления креативности: они сняли лимиты времени, вели к минимуму соревновательность участников в ходе выполнения тестов и сняли ограничение единственного критерия правильности ответа. В результате они пришли к выводу, что при соблюдении в ходе исследования условий, наиболее приближенных к обычным жизненным ситуациям, корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.
    Действительно, человек может быть интеллектуалом и не быть креативом, и наоборот. Так, например, Левинсон-Лессинг разделял творчески мало продуктивных ученых-эрудитов, называя их "ходячими библиотеками", и творчески продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком оперативных знаний, обладающих мощно развитой фантазией и блестяще реагирующих на всякого рода намеки.
    Кроме того, различными авторами разрабатывались  различные модели креативной личности. Так, в гештальт-психологии считались обязательными следующие требования к умственному складу творца:
    - не быть ограниченным, ослепленным  привычками;
    - не повторять просто и раболепно  то, чему вас учили; 
    - не действовать механически; 
    - не занимать частичную позицию;
    - не действовать со вниманием,  сосредоточенным на ограниченную  часть проблемной структуры; 
    - не действовать частичными операциями, но свободно, с открытым для  новых идей умом оперировать  с ситуацией, стараясь найти  ее внутренние соотношения.
      Гилфорд выделил 4 основных качества, присущих креативной личности:
    - оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
    - семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
    - образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
    - семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
    Позже Гилфорд выделяет 6 параметров креативности:
    - способность к обнаружению и постановке проблем;
    - способность к генерированию большого числа идей;
    - гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
    - оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
    - способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
      способность решать проблемы, т.е.  способности к синтезу и анализу.
    По  Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
      -способность идти на разумный риск;
      -готовность преодолевать препятствия;
      -толерантность к неопределенности;
      -готовность противостоять мнению окружающих.
    А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущие творческим людям:
    - независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
    - открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
    - высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
    - развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
    По  мнению Пономарева с креативностью  сопряжены два личностных качества, а именно: интенсивность поисковой  мотивации и чувствительность к  побочным образованиям, которые возникают  при мыслительном процессе (поскольку  Пономарев считает, что мышление изначально логично, он рассматривает творческий продукт мышления как побочный).
    Особый  интерес, представляет взгляд Мак-Киннона, который выделяет в числе отличительных  черт одаренных людей способность  более эффективно оперировать противоречивой информацией. Сознательная настроенность человека на возможное допущение противоречия в собственном представлении мира уменьшает порог восприятия неосознаваемого, в результате чего данные подсознательной переработки информации оказываются более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность субъекта принять противоречие, а не отбросить какую-либо информацию, при первом подозрении несоответствия ее действительности - является, по мнению Мак-Киннона, важнейшим эвристическим фактором, способствующим осознанию самой проблемы.
    На  уровне подсознания происходит ослабление действия разного рода стереотипов, устойчивых представлений и т.п. В пользу этого утверждения свидетельствуют факты свершений открытия во сне или в переходном периоде между сном и пробуждением, творчества в измененных состояниях сознания (например, под воздействием гипноза, психотропных средств)
    Можно предположить, что для лиц с  высоким творческим потенциалом изначально, или в результате индивидуального процесса становления личности, характерно ослабление механизмов психологической защиты. Таким образом, творческой личности требуется определенная смелость воспринимать и принимать образную информацию собственного подсознания, несоответствующую тем "правильным", "моральным" мотивам, которые признаются допустимыми в данной культуре и которые человек принимает и включает в свою систему ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся признак творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это вижу, - это определенная смелость. ... Смелость личности, смелость разума и духа, психологическая и духовная смелость, которая является внутренним стержнем креативной личности: смелость подвергать сомнению общепринятое; смелость быть разрушительным для созидания лучшего; смелость думать так, как не думал никто; смелость быть открытым восприятию изнутри и извне; смелость следовать интуиции, а не логике; смелость вообразить невозможное и попытаться его реализовать; смелость стоять в стороне от коллективности и, если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться и быть самим собой".
    Отдельные исследователи отводили ведущие  роли таким особенностям творческой личности, как терпение и работоспособность.
    Большое значение он придавал и эстетическому  чувству, которое служит своего рода фильтром при отборе бессознательных  идей.
    Однако, наиболее удачная краткая формулировка самой существенной (с точки зрения автора эссе) особенности творческой личности приведена    В.Н. Дружининым: "У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные "детские" черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках"
    Эмоциональные особенности творческой личности.
    Творческой называется личность, способная к созидательно - инновационной деятельности и самосовершенствованию. Для плодотворных занятий творчеством  человеку необходимы определенные качества и их сочетания. В последнее время  все большее внимание исследователей привлекает взаимосвязь с творчеством эмоциональных особенностей личности  художника.
    Эмоциональные характеристики творца обусловлены  рядом биологических предпосылок. Так, в большинстве творческие личности обладают художественным типом высшей нервной деятельности, который характеризуется доминированием правого полушария над левым, преобладанием первой сигнальной системы под второй и, следовательно, приматом интуиции над логикой. Описанные выше особенности ВНД способствуют непосредственности и  живости восприятия, изучению действительности в  ее совокупности, без какого-либо членения или разъединения, образности мышления,  яркости воображения, выраженной эмоциональности.
    Художественный  уровень,  художественная функциональная система психики включает в  себе способность к созданию и восприятию художественны произведений. Эта комплексная способность содержит в себе:
    - способность к художественно-образному  отражению мира, т.е. такому его творческому восприятию, идеальной переработке и воссозданию, в  котором соединяются объект и отношение к нему субъекта,  предметная информация о мире и его ценностное отражение (интерпретация и оценка);
    - способность к созданию художественной реальности наглядных образов, вызывающих сопереживание и идеальное событие субъекта;
    - способность пользоваться языком  искусства, т.е. во-первых, обратно  моделировать мир и свое отношение  к нему как художественную  реальность с помощью существующего в сознании и мысленно целесообразно организованного художественно-языкового материала, его элементов, структуры и фактуры, и, во-вторых, воплощать идеальное образно–языковое целое произведения в реальном чувственном материале.
    Утрата  либо отсутствие любой из этих граней художественного дарования означает невозможность создавать реальные и полноценные художественные произведения. Однако в рамках художественной целостности психики у разных художников соотношение этих знаний, как и место в этой системе исходных психических первоэлементов, может быть различным.
    Эмоциональные черты творческого человека придают  своеобразную окраску его познавательным процессам. Для  художника актуальна образная, в первую очередь, эмоциональная память;  наблюдается своеобразная взаимосвязь с эмоциями его мышления и воображения. Так, художественному мышлению свойственно многообразие ассоциаций, их переходы, которые невозможно предсказать с  точки зрения логики, часто неожиданные сочетания далеко отстоящих друг от  друга явлений. Своеобразная «мозаика» ассоциаций, тривиальных и оригинальных, может показаться ученому совершенно нелогичной, однако, она строиться по законам эмоциональной логики, на основе эмоциональных, а не понятийных конструкций. Зачастую эту «мозаику»  объединяет одно переживание, которое как бы цементирует произведение. Чем более искренен художник в своих чувствах, тем в большей мере его творения заставляют читателя сопереживать  лирическому герою и преклоняться перед талантом автора. Подлинный творец с помощью своих эмоциональных сил оживляет и преобразует реальность: силой своей любви «он может   разрушить стену, отделяющую одного человека от другого»
    Сама  эмоция рассматривается в данном случае как творческий акт. Согласно концепции «эмоциональной креативности»,  разрабатываемой, в частности, Е. Л. Яковлевой, осознание собственной индивидуальности есть не что иное, как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему.  Таким образом, когда мы говорим об индивидуальности, нас прежде всего интересует эмоциональный аспект человеческой жизни. И креативность (творческость) – это реализация человеком собственной индивидуальности. В свою очередь «самодостаточным проявлением человеческой индивидуальности … являются эмоциональные реакции и состояния человека. Для того, чтобы развивать творческость, необходимо иметь дело с эмоциональным содержанием».
    Особенно  плодотворным делает творческий процесс  вдохновение – специфическое  творческое состояние ясности мысли, интенсивности работы, богатства и  быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в  суть жизненных проблем, обостренного чувства формы,  сильнейшего выброса накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта, непосредственного включения его в творчество.
    Состояние вдохновения связано с почти  неослабевающим постоянным напряжением,  дискомфортом. Зарождение нового в сознании человека «имеет истокам особое душевное состояние, выражающиеся в неясном томительном беспокойстве, нервной возбужденности». Человек стремиться освободиться от беспокойства, что становиться возможным только после более или менее удачного решения внутреннего конфликта. Большинство творческих личностей постоянно находится в подобных состояниях. В субъективном плане данные эмоциональные состояния не доставляют удовольствия, однако,  творчески одаренные личности продолжают сознательно или бессознательно искать эти переживания. Такие люди отличаются природным сопротивлением длительному равновесию, непринятием душевной статики. По мнению Б.Айдюсона,  творческие люди испытывают сильнейшее напряжение во время работы, часто раздражаются либо отчаиваются, но это состояние дискомфорта не влияет на их убежденность в том, что их работа приятна, как никакая другая.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.