На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность правосознания и его роль в жизни общества

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Содержание 
 

    Введение………………………………………………………………………...........
3
    1. Правосознание:  сущность и структура…………………………………………..
5
1.1. Правосознание и правовая культура……………………………………........... 5
1.2. Структура и функции правосознания…………………………………………. 9
2. Роль  правосознания в жизни общества…………………………………………. 13
2.1. Формирование правосознания……………………………………………….... 13
2.2. Правовой нигилизм и формы его проявления………………………………… 14
    Заключение……………………………………………………………………...........
19
    Глоссарий…………………………………………………………………………….
22
    Список использованных источников……………………………………………….
24
    Приложение  А………………………………………………………………………..
25
    Приложение  Б………………………………………………………………………..
26
    Приложение  В………………………………………………………………………..
27
 
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

      История показывает, что только тогда правотворческая  и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в этих процессах, наряду с мощными самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество. При изучении этих сознательных и созидательных процессов в правотворчестве и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры. Действительно, осмысленное, сознательное отношение общества и отдельных лиц к праву ведет к необходимому правовому состоянию общества, в значительной степени влияет на правомерное или правонарушительное поведение.
      Правовое  сознание оказывает активное воздействие  на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, правовая культура и правовое воспитание являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права и правосознания.
      Развитое  правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства.
      Все вышесказанное обуславливает актуальность темы данного исследования.
     Объект  исследования – правосознание.
     Предметом исследования является структура и сущность правосознания.
     Цель  работы - проанализировать понятие  правосознания, и выявить его роль в жизни общества.
     Данная  цель определяет следующие задачи:
     -рассмотреть  общее понятие правосознания и правовой культуры;
     -изучить структуру и функции правосознания;
     -определить  роль процесса формирования правосознания;
     -выявить значение дефектов и деформаций правосознания;
     Практическая значимость данного исследования состоит в том, что сформулированные в нем положения и выводы способствуют формированию и совершенствованию представлений о понятии и роли правосознания в обществе, а также могут быть использованы при разработке и реализации комплекса мер, направленных на повышение уровня правосознания.
     Теоретическую основу работы составили труды В. Н. Хропанюка, М. Н. Марченко, М. И. Абдуллаева и других современных авторов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Правосознание: сущность и структура
     1.1. Правосознание и правовая культура
     Существуют  различные формы общественного  сознания, посредством которых люди осознают окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.
     Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям в общественной жизни 1.
     Будучи  непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества.
     Правовые  нормы, в свою очередь, оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан, формирование правильных представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях, ответственности.
     Теория  государства и права исходя из различных оснований традиционно  выделяет несколько видов правового  сознания [приложение А]:
     - индивидуальное (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение конкретной личности к праву и правовым явлениям в общественной жизни);
     - групповое (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ к праву и правовым явлениям в общественной жизни);
     - массовое (совокупность представлений и чувств, выражающих отношение к
     праву и правовым явлениям, которое характерно для нестабильных временных объединений людей);
     - общественное (совокупность представлений  и чувств, выражающих отношение макроколлективов (населения страны, континента, исторической эпохи ) к праву и правовым явлениям ).
     По  глубине отражения правовой действительности обычно выделяют три уровня правосознания: обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
     Обыденное правосознание является наименее глубоким: в нем преобладают психологические (эмоциональные) элементы. Правовые знания на этом уровне ограничены личным опытом и житейскими установками, имеют фрагментарный, бессистемный и зачастую поверхностный характер. Отношение к праву, как правило, противоречиво и во многом зависит от переменчивых настроений и сиюминутных эмоций. Этот уровень свойственен основной массе членов общества и формируется на базе повседневной жизни граждан, под влиянием личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению.
     Профессиональное  правосознание – это правовое сознание юристов, которое складывается в ходе специальной подготовки и в процессе осуществления практической юридической деятельности. Включает в себя программные юридические знания и предметно-деловое отношение к праву, которое проявляется в умении грамотно применять правовые нормы и качественно использовать правовые знания. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных ориентаций.
     Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований правовой действительности. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений. Отношение к праву и правовым явлениям у носителей теоретического (научного) правосознания обусловлено теоретическими воззрениями. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики, так как нет ничего более практичного, чем хорошая теория.
     Признаком государства является высокий уровень  правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
     В теории государства и права понятие  правовой культуры рассматривается  с двух позиций – в широком смысле этого слова и в узком смысле.
     В широком смысле правовая культура –  это разновидность общей культуры общества, охватывающая все правовые ценности, в том числе законы, развитую законодательную технику, правовую науку, развитое юридическое образование, совершенную юридическую технику и стабильный правопорядок.
     В узком смысле правовая культура –  это разновидность общей культуры отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение умениями и навыками правомерного поведения.
     Правовая  культура представляет собой разновидность  общей культуры и включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
     Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется в готовности к активным действиям, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности). Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов.
     Социально-правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности.      Критериями разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является профессиональным долгом юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону.
     Правовая  активность или, точнее, интеллектуальная активность имеет три уровня:
     - пассивный субъект права при  самой добросовестной и энергичной  работе остается в рамках заданного  или первоначально найденного  способа действия;
     - эвристический субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономерности.             Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий;
     - творческий субъект права, здесь обнаруженная закономерность становится не эвристическим – формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы – качественная особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности.
     В зависимости от уровня выделяют три  вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.
     Обыденный уровень правовой культуры характеризуется  отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры, как и обыденный уровень правосознания, присущ большинству населения государства.
     Профессиональный  уровень складывается у практикующих юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.
     Доктринальный уровень опирается на знание всего  механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений и вырабатывается коллективными усилиями ученых, представляя собой идейно-теоретический источник права.
     Правовая  культура выполняет три основные функции: познавательную (заключается в освоении правового наследия и достижений отечественного и зарубежного права), регулятивную (направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка) и нормативно-аксеологическую (состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства).
     Анализ  состояния правовой культуры необходим  для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым надо стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом. А затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и формирования гражданского общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому, политическому и духовно-культурному строю права и свободы человека и гражданина. 

     1.2. Структура и функции правосознания
     Правосознание (как индивидуальное, так и коллективное) – сложное структурное образование, в котором представители юридической науки выделяют, как минимум, два компонента: рациональный (обычно называемый правовой идеологией) и эмоциональный (называемый правовой психологией) [приложение Б].
     Правовая  идеология – это система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни 2.
     Она должна формироваться как процесс выявления теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса.
     В этом случае правовая идеология будет содержать большой нравственный потенциал, подразумевающий приоритет прав и свобод личности, разделение властей, политический плюрализм, высокую роль суда как антипода командно-бюрократическому управлению, что свойственно идеологически и экономически здоровому обществу с развитой общей и правовой культурой. Обосновывает и оценивает существующие или возникающие правовые отношения, законность и правопорядок. В разработке правовой идеологии принимают участие юристы, политологи, экономисты, учитывающие конкретно-исторические условия жизни общества, расстановку сил, уровень общественного сознания, социальную психологию, волю и интересы как большинства, так и меньшинства.
     Особой  значимостью в правовой идеологии  обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, Формирования юридического профессионализма.
     Правовая  психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых отражается отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе 3.
     Она является наиболее непосредственным отражением жизненных отношений членов общества, составляющих нации, народности, различные группы и слои населения. Через правовую психологию реализуются: а) органически присущие правовой культуре обычаи и традиции и вообще все то, что вошло в привычку, быт, в культуру личности; б) ее самооценка, то есть умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия нормам права.
     От  уровня подготовки личности  зависит возможность контроля над ее эмоциями и чувствами, умение «властвовать собой». Это – свидетельство взаимосвязи и взаимообслуживания правовой идеологии и правовой психологии как структурных элементов правосознания.
     Как элемент правовой культуры, правовое сознание, включающее правовую идеологию и правовую психологию, представляет собой своеобразный фильтр, через который пропускаются все факторы, влияющие на право и правовое поведение (деятельность).
     Сознание  возникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельности его субъектов.
     Согласно  теоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функции правосознания – познавательная, оценочная и регулятивная.
     Познавательной  функции соответствует определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной (мыслительной) деятельности и выражающихся в понятии «правовая подготовка». Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Эмоциональное отношение выражается в определении значимости полученных знаний в конкретной ситуации или на будущее, с точки зрения индивида, группы, общества. Ценным признается то, что служит объектом желания и целью деятельности, что подвергается выбору и предпочтению в ряду других явлений.
     В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел, их деятельности); к своему правовому поведению (самооценка).
     В результате практической реализации ценностного  отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, именуемое правовой установкой.                            Существует предрасположенность личности (или тенденция) определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и готовность действовать в отношении их в соответствии с этой оценкой.
     В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений. Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.
     Регулятивная  функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности. Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. 

     2. Роль правосознания в жизни общества 

     2.1. Формирование правосознания
     Вопрос  о формировании правосознания представляется весьма сложным и неоднозначным  и является прерогативой не только юридической, но и ряда других гуманитарных наук.
     Сформировать  правосознание личности означает необходимость создать такие условия, при которых у граждан появляется положительное отношение к праву, уважение к правотворческим, правоприменительным, да и вообще ко всем государственным органам и организациям.
     Содействие  в формировании правосознания должны оказывать психологи, педагоги, культурологи, правоведы, социологи, философы путем выработки тех мер, которые эффективно воздействуют на сознание индивида, на его отношение и оценку реальной действительности. Это весьма сложная и глобальная задача.
     Одним из средств, косвенно воздействующих на формирование правосознания, является так называемое правовое воспитание. Это целенаправленная деятельность по передаче правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
     Обычно  говорят о правовом воспитании в  широком и узком смысле. В первом случае речь идет о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц – представителей государственного аппарата в правовой сфере. При этом у людей, должностных лиц, государственных органов, осуществляющих правовую деятельность, нет прямой цели, оказать на других правовоспитательное воздействие, но оно все-таки оказывается. Что касается правового воспитания в узком смысле, то последнее отличается своей направленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
     Воспитание  не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе оказывает воспитательный эффект. Различие здесь можно провести по сфере воздействия: воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение – на когнитивно-рациональную, с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека. Ценностное, эмоционально-волевое воздействие, в свою очередь, очень сильно ограничено реальной правовой практикой, поскольку невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в общественном сознании и деятельности людей, но провозглашаются на словах, в пустых декларациях и демагогических заявлениях (как политическими лидерами перед населением, так и простыми воспитателями и учителями перед детьми и юношеством).
     Ценности и идеалы «вырастают» спонтанно, формируются самой жизнью, всеми окружающими обстоятельствами, и роль субъективного фактора, целенаправленной деятельности здесь хоть и важна, но не является ведущей, а тем более единственно необходимой и достаточной.
     Очень важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно и уровень правовой культуры, выше, чем в России. Особенно важно обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную часть своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и государства. То есть в защите слабого от сильного, что является одним из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом. 

     2.2. Правовой нигилизм и формы его проявления
     Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет  общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации [приложение В].
     Деформации  правосознания – это различного рода искривления сформированного  профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.
     В зависимости от характера искривлений  можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный.
       «В случае репрессивной деформации  правосознания сотрудники правоохранительных  органов воспринимают население  как контингент правонарушителей, для изобличения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия.
     В случае криминальной деформации сотрудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными  элементами, что свидетельствует о криминальном перерождении».
     Дефекты правосознания – это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.
     Наиболее  распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.
     Правовой  идеализм – это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.
     Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.
     Правовой  релятивизм – дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.
     Правовой  субъективизм – это одностороннее  отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.
     Правовой  инфантилизм – это слабое знание права и незрелое отношение к  нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.
     Правовой  нигилизм – это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.
     Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.
     Основные  причины распространенности правового  нигилизма:
    исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;
    теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и неограниченной законами;
    правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.