На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономичекая мысль в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление. 
 
ВВЕДЕНИЕ.    3 
РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В 9-16 ВВ.    4 
РУССКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В 17-18 ВВ.    7 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В КОНЦЕ18-19 ВВ.    10 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ.    15 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РОССИИ В 20-90-Е ГОДЫ 20 В.    16 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.    23 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.    25 
 
 
 
 
Введение.  
 
Материальное развитие и  состояние общества, умонастроение  и социальное «самочувствие» населения  во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система  взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство  и профессионализм экономистов  говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и  статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время  — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический  успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными  традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку  национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо —  если они не учитываются — вести  к ее застою.
Русская экономическая мысль  — органическая составляющая часть  всей истории экономической науки, включающая рассмотрение как общей  логики и методологии подхода  к истории становления и развития отечественной экономической мысли, так и анализ конкретных исторических этапов в ее развитии, и трудов наиболее крупных отечественных ученых. 
 
 
  
 
Русская экономическая  мысль в 9-16 вв.  
 
Экономическая мысль, экономические  учения как наука оформились лишь в эпоху становления буржуазного  строя. Однако на каждом этапе развития общества характер производственных отношений  определял эволюцию экономических  идей, порою трудно разделимых в  политико–правовой, религиозной, экономической жизни. Экономические учения каждого периода являлись, как правило, частью учений о государстве и государственном управлении.
Поэтому становление и  развитие отечественных экономических  идей целесообразно исследовать  в тесной связи с хозяйственно-политическими  и идеологическими проблемами того или иного исторического этапа.
Так, на развитие русской  экономической мысли 9-16 вв. влияли в  основном два фактора: феодальный уклад  хозяйственной жизни и христианство.В период разложения первобытной общины у восточных славян, приходившегося на 4-6 вв., постепенно все заметнее становится господство пашенного земледелия и оседлого скотоводства. Большее развитие приобретают ремесла, товарный обмен. С 6 в. Крупные земельные собственники владеют укрепленными жилищами. Широко используют труд челяди (людей, захваченных в период войн, приобретенных в результате покупки или закабаленных). В 9-12 вв. процесс закабаления, закрепощения смердов (крестьян) земельными собственниками усилился. Пока основную массу сельских тружеников составляли челядь и закупы (обязанные обработать взятый долг - «купу»), преобладала отработочная рента (барщина). По мере включения в систему феодальной эксплуатации смердов – общинников все большую роль начинает играть рента продуктами (натуральный оброк), к 11 в. Ставшая преобладающей. А сам боярин-вотчинник, наследственный владелец земли, приобретает право судить зависимых людей и управлять ими.
В 9-11 вв. восточные славяне  объединяются в древнерусское государство - Киевскую Русь. Понятно, что верхи общества, его господствующий класс феодалов нуждались в сильном государстве. Именно оно обеспечивало разрешение внутренних и внешних проблем, поддержание в повиновении эксплуатируемых масс, охрану границ, расширение территории, развитие международной торговли.
Русь этого периода  – одно из могущественных и авторитетных государств Европы. Неуклонный рост производительных сил сопровождался дальнейшим разделением  труда и ростом городов (Киев, Чернигов, Новгород, Переславль и др.), развитием  ремесел. Города становились центрами торговых и культурных связей. Однако возрастающее имущественное неравенство, тяжелое положение бедного населения  приводят к ряду городских восстаний (1068, 1113 гг. и др.).
Естественно, что экономическая  мысль этого периода не могла  не отражать процесса феодализации государства. Идеологи своего времени находили оправдания гражданскому и имущественному неравенству. Так, один из летописцев называет бояр «лучшими людьми», а о народном восстании  говорит с ненавистью и осуждением. Даже введение христианства в 988г., в  период княжения Владимира Красное  Солнышко(980-1015), имело противоречивые последствия. С одной стороны, способствовало распространению грамотности и культуры на Руси, осуждало крайности крепостничества и противилось взиманию высоких ростовщических процентов на ссуды, с другой, призывало холопов и смердов к полному повиновению феодалам.
Пока еще экономическая  мысль не стала самостоятельной  ветвью идеологии. Но уже была составной  частью общественной мысли. Договоры князей, грамоты и летописи, церковная  литература и устное народное творчество в той или иной степени освещают экономическую жизнь, быт и экономическую  политику киевских князей. Древние  летописи дают довольно полное представление  о налоговой и торговой политике, характере земледелия и социальном статусе населения.
Складывалось и законодательство, по которому судили жителей Киевской Руси. Об этом свидетельствует упоминание в договоре 911 г. князя Олега (882-912) с греками «Закона Русского».
Для  понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская правда»: своеобразный кодекс феодального права 30-х гг. 11в., действовавший до 15в.
«Русская правда» отражала практический уровень, достигнутый  экономической мыслью к этому  времени. Фиксировала процесс феодализации государства, закрепляла феодальную эксплуатацию. Давала правовое определение натурального хозяйства, имущественных отношений, защиты прав собственности феодальной знати на крепостных крестьян, землю, право взимать налоги, натуральные  повинности. Она содержала нормы  торговли и защиты интересов русских  негоциантов, упоминала о «торговле» (внутренний рынок), «гостьбе» (внешняя  торговля) и пр.
«Русская правда» определяла нормы поведения на основе так  называемого обычного права, то есть права, возникшего на основе обычаев народа, важную роль в котором играло самоуправление общины. Например, договор займа с процентами подписывался при наличии свидетелей, а при отсутствии таковых в случае отказа займодавца от долга достаточно было общественной присяги кредитора для признания его права на возмещение ссуды. Статьи «Русской правды» пронизаны идеями справедливости: например, проводится различие между злостной (в том числе по причине пьянства) и несчастной несостоятельностью. Поэтому не случайно в своде русских законов прочно укрепляется слово «правда».
«Русская правда» определяла правила договоров займа, поклажи  и хранения товара, выдачи денег  для осуществления торговых операций, порядок ограничения и оплаты труда на общественных работах по строительству городских укреплений и башен (договор общины с городниками), сбор вир (натуральных налогов) в пользу чиновников, порядок разрешения споров и штрафы за несоблюдение обязательств.
Экономическая мысль нашла  своеобразное отражение и в былинах. Они воспевают труд земледельца, наделяют труженика лучшими человеческими  качествами.
В начале 12 в.в. Киеве вспыхнуло народное восстание. В течение четырех дней сжигались и уничтожались дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков.
На великокняжеский престол  был призван Владимир Мономах (1113-1125). Определенной уступкой народным массам стал «Устав Владимира Мономаха», а позднее «Устав о резах» ограничивали размер взимаемых процентов с денег предоставленных в ссуду (20,40 и 50%)
Во время правления  Ивана III в 1497 г.  был издан Судебник – первый общерусский сборник законов. Его выход законодательно оформил систему централизованной государственной власти, приказной формы государственного управления. А так же, кроме того, что СУДЕБНИК закреплял право «Юрьева дня», он отразил характер экономической политики в области землевладения, финансов, торговли. Упорядочивал феодальное законодательство, узаконивал фактически сложившиеся крепостнические отношения.
Возникновение централизованного  государства, возглавляемого московскими  князьями, ликвидация феодальной раздробленности  оживили экономическую и политическую жизнь страны. Развернулось широкое  торгово-ремесленное градостроительство. Развивалась горнодобывающая промышленность, пушечное литье. Налаживались международные  торговые связи.
Экономическая мысль первой половины 16 в. – преддверие реформ 50-х годов — особенно проявила себя в трудах талантливого публициста того времени, дворянина Ивана Семеновича Пересветова. В написанных им произведениях и челобытных царю Ивану IV (Грозному) фактически была изложена программа преобразований, которая фактически была взята царем на вооружение.
Предложения И.С. Пересветова  были направлены на усиление централизованного  государства и лично царя. Он выступал за концентрацию всех доходов и податей  в казне, отмену системы поместничества и пеевод воевод, судей и служилого  дворянства на жалование, государственную  регламентацию цен на товары, продаваемые вотчинникам, уничтожение «холопства».
Созданное Иваном «Горзным»  государство сохраняло заложенные традиции и при его ближайших  преемниках— Федоре Ивановиче(1584-1594) и Борисе Годунове (1598-1605).
Путь к последующему развитию экономической мысли и новым  преобразования 17-начала 18 века был  подготовлен.  
 
 
  
Русская экономическая  мысль в 17-18 вв. 
 
Россия 17-18вв.-это эпоха начала процесса первоначального накопления капитала. В результате усиления специализации сельскохозяйственного и ремесленного производства развиваются и товарно-денежные отношения, формируется всероссийских ранок и единое экономическое пространство. Изменения в экономической жизни обусловили появление экономических теории, содержащих определенные программы, направленные на преобразование хозяйства и ускорение его развития.
Выдающимся русским экономистом  и крупным государственным деятелем и дипломатом 17в. был Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (~1605-1680). Он покровительствовал купечеству, был сторонником укрепления самостоятельности и независимости России. Торговлю рассматривал как важнейшую статью дохода Российского государства и считал необходимым развитие внешней торговли, поддержку купцов-оптовиков. Он также считал необходимым развивать промышленность (металлургическую, железнодорожную, бумажную, кожевенное и стекольное производство). Он активно участвовал в развитие различных мануфактур, высказывался за создание на Западной Двине и Волге русского флота, организацию посты.
Экономические воззрения  Ордин-Нащокина выходили за рамки меркантилизма (экономическая теория и политика, ставящие во главу угла внешнюю торговлю (обращение товаров) и накопление капиталов внутри страны). Он выдвинул широкую для своей эпохи программу  производительных сил страны, в целях  преодоления ее отсталости и ограждения национальной независимости, самостоятельности. В то же время он выступал за незыблемость феодального строя, защищал интересы царской казны.
Родоначальником русской  экономической мысли был также  Юрий Крижанич (~1618-1683). По его мнению, торговая политика государства российского  должно защищать интересы отечественного производства — больше вывозить и  меньше ввозить. Для этого должна была быть продумана структура внешней  торговля, чтобы не ввозить товары, которые можно было производить  у себя в стране.
Он предлагал ввести государственную  монополию ввоза и вывоза, хотя это и ущемляло интересы частников-купцов, объясняя такую позицию приоритетом  народнохозяйственных интересов перед частными. Это позволило бы России осуществить посредническую торговлю между восточными и западными странами.
В этих взглядах и позициях Крижанич приближается к теории «торгового баланса» меркантилистов. Но в отличие  от западных ученых этого направления  активный торговый баланс—не единственный источник богатства,более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело, флот, — считал он. В земледелии он видел корень и основу всего богатства, считал, что землевладелец кормит и обогащает всех и себя.
Крижанич предпринял попытку  определить «общественное богатство», под которым понимал сумму  материальных благ, и установить зависимость  объема национального богатства  от производительности труда. Он понимал  различие между номинальной величиной  и реальным содержанием монеты и  раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Она включает «первоначальные» на него затраты, транспортные расходы, среднюю прибыль и пошлину (оплата труда торговца, например, за хранение товара в торговых помещениях).
На рубеже 17-18 вв. в России Петр I (1672-1725) осуществил преобразования во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Он проводил политику меркантилистического характера, хотя она имела и отличительные особенности. Он не разрешал вывозить за пределы страны золото и серебро, была продолжена политика поддержки русского купечества, русские экспортеры освобождались от иностранных пошлин в том случае, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 25 %.
Петр принимал меры для  развитии торговли со странами Востока, построил Петербург и поощрял  торговлю в нем, был создан флот, товары вывозимые за границу через Петербург освобождались от пошлин.
Черты меркантилизма нашли  отражение в учреждение Бурмистерской  палаты, Коммерц-коллегии, магистров; для  расширения торговых связей с другими  странами заключались торговые договоры. Он поддерживал развитие отечественного производства с целью уменьшения экспорта, уделял большое внимание налоговой, фискальной политике.
Первым русским экономистом  называют Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), в творчестве которого нашла отражение реформаторская деятельность Петра I. Посошкова в первую очередь интересовали не вопросы обеспечения активного торгового баланса, а вопросы развития национального хозяйства. Название его основного труда "Исследование о скудости и богатстве" (1724 г.) очень напоминает название работы А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов". И это сходство не только внешнее. Обе работы рассматривают главные проблемы политической экономии: сущность и формы богатства нации, механизмы его роста. Как и А.Смит, И.Т.Посошков источник национального богатства видел в труде, при этом у него и сельскохозяйственный и промышленный труд одинаково важен. Ему было чуждо пренебрежение к сельскому хозяйству, характерное для меркантилистов Запада. Общественное же значение труда Посошков видел в том, чтобы давать "прибыток", который фактически представляет у него разницу между ценой и издержками производства. В то же время меркантилизм Посошкова отчетливо проявляется при характеристике торговли. Он полагал, что "купечеством всякое царство богатится", защищал ее монополию. Совершенно в русле меркантилистских идей, Посошков предлагал регламентировать внешнюю торговлю: повышать экспортные цены, ограничивать операции иностранцев лишь рядом портов, запрещать ввоз предметов роскоши и т.д. Однако он был чужд односторонности концепции "торгового баланса". В отличие от западноевропейских меркантилистов, у Посошкова богатство не отождествлялось с деньгами. Более того, в целом он осуждал денежное богатство как символ корыстолюбия и противоречащее нравственным устоям общества и в этом заключается еще одна особенность русского меркантилизма. Как и А.Смит, богатство народов Посошков видел не в деньгах, а в вещественном богатстве, приобретаемом исключительно трудом и потому считал более полезным увеличение материальных благ, чем денег. Трактуя деньги, Посошков развивал номиналистическую концепцию (что опять-таки в традициях классической политической экономии), полагая, что их курс определяется лишь царским штампом. Он рассматривает деньги как ценность, созданную законом, средство для создания определенного правопорядка. Правда, это касается только внутреннего обращения, в сфере же внешней торговли безусловно деньги должны быть полноценными.
Рассматривая торговлю и  производство как единый хозяйственный  комплекс и видя в них источник богатства нации, Посошков выступал за всемерное развитие отечественной  торговли, промышленности, сельского  хозяйства, укрепление экономического могущества России и ее независимости. Как и все представители меркантилизма, он является сторонником сильной государственной власти. В то же время, признавая самодовлеющую роль государства в экономике, в своем сочинении Посошков говорит о том, что нельзя считать богатым государство, если там любыми средствами деньги собираются в казну и проводит четкое различие между богатством казны и богатством народа. Для увеличения последнего необходимо, по его мнению, хорошее управление страной, хорошие законы, правильный суд. Он писал о "правде" как необходимой предпосылке возможности. В поисках правды и справедливости И.Т.Посошков проявляет значительный радикализм, осуждая подушную подать (как не учитывающую разницы в экономическом положении плательщиков), рост оброков и барщины, предлагая фиксировать повинности крестьян при наделении их землей.  
 
 
 
Экономическая мысль  России в конце18-19 вв.  
 
В конце 18-первой четвери 19 вв. для экономики России были характерны нехватка прибавочного продукта для  расширенного воспроизводства всех отраслей народного хозяйства, удовлетворения постоянно растущих материальных, культурных потребностей всех социальных групп  общества. Сохранялась контрастность  в уровне жизни различных слоев  общества. Вызывала беспокойство правительства, государственных деятелей и интеллигенции  бедность, безграмотность и социальная напряженность в среде крепостных и государственных крестьян.
Россия отставала от некоторых  стран мира, особенно Великобритании, по уровню технической оснащенности и формам организации производства в сельском хозяйстве и промышленности. Возрастала доля прибавочного продукта, присвоенного помещиками. Крестьянские хозяйства не имели лошадей, орудий и средств для обработки угодий.
В этих условия российская научная общественность ищет причины  замедленного развития экономики России, относительной бедности и низкой культуры быта трудового народа. Привлекает внимание проблема отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и культурных благ между всеми социальными группами общества.
Заметный след в истории  экономической мысли конца 18-первой четвери 19 в.в. оставили экономисты Вольного экономического общества, созданного в 1765г. Президент Вольного экономического общества (1823-1840) Николай Семенович Мордвинов (175401845) предлагал способствовать росту населения России, опровергая теорию Мальтуса о народонаселении. Источником богатства он считал труд, повышение производительности труда в результате его разделения. Показывал необходимость развивать все отрасли народного хозяйства, отрицал специализацию на производстве и экспорте какого-либо одного вида изделий.
Среди неопубликованных работ  Вольного экономического общества представляют интерес произведения Алексея Яковлевича Поленова (1738-1816). Он предлагал наделить крестьян землей с правом передачи земли по наследству, регламентировать размер повинностей крестьян. Помещик мог продавать крестьян только с землей и семьей, имел право лишить крестьянина земли только по суду.
Часть экономистов считала  возможным дальнейшее успешное развитие России в условиях сохранения крепостного права, неприкосновенности прав дворян на землю и крепостных крестьян. Михаил Михайлович Щербаков (1733-1790) предлагал расширить дворянское землевладение за счет продажи им государственных земель вместе с крестьянами. Надо только ограничить власть царя, создав совет вельмож из особо важных дворян.
В первой четвери 19 в., как и в конце 18в., новые явления в экономике вынуждали передовую общественность дать ответ на вопросы о судьбе крепостничества и путях дальнейшего развития России. Некоторые общественные деятели доказывали незыблемость крепостничества , предлагали программы роста экономики и благосостояния, не отвергая феодальные производственные отношения. Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839) представил в 1810 «План финансов», где предусматривались экономия государственных средств, изменения налоговой политики, прекращение выпуска ассигнаций и замена их металлической валютой, а также разменными билетами. Но этот план не был принят. Также он вносил предложения о реформировании экономики сельского хозяйства: запретить продажу крестьян без земли, регламентировать повинности, облегчить отпуск крестьян на волю, упростить перевод в дворовые.
Другое направление в  истории экономической мысли  конца 18-начала 19 вв. — это сторонники ликвидации крепостного права и самодержавия как формы правления в России. Против крепостничества выступили И.А.Тетьяков, С.Е.Десницкий, Я.П.Козельский, А.Н.Радищев, декабристы. Пострадал за свои взгляды и Александр Николаевич Радищев (1749-1802), русский гуманист и мыслитель, создавший определенную систему экономических взглядов. Безусловно, центральной его идеей была идея о необходимости уничтожения путем крестьянской революции феодального строя в России. Радищев полагал, что в обществе, которое будет основано на господстве собственности мелких производителей на средства производства и личном труде, не будет экономических и классовых противоречий, утвердится имущественное равенство и станет возможным экономическое и политическое равноправие граждан. Стоит отметить, что призыв к насилию и революции опять-таки характерен для очень многих российских радикально мыслящих деятелей, в то время как для западноевропейских мыслителей было характерно обращение к разуму, справедливости и призыв к уяснению путем просвещения законов "естественного права" и реализации их норм методом реформ.
Что касается теоретических  работ А.В.Радищева по вопросам экономики, то источником богатства он считал производительный труд в хозяйстве  страны и утверждал, что - то государство  богатеет, которое "изобилует своими произведениями". И в этом он близок по взглядам к представителям классической политической экономии. В то же время, понимая важность для России развития промышленного производства, он считал необходимым проведение политики протекционизма как политики, защищающей молодую  русскую промышленность от иностранной  конкуренции. Радищев полагал, что  протекционизм даст возможность  развить собственную промышленность для увеличения внутреннего потребления. Радикальные идеи Радищева получили развитие в программе декабристов, написанной Павлом Ивановичем Пестелем (1793-1826), высокообразованным человеком, хорошо знавшим сочинения представителей классической политической экономии. У него мы находим понятие естественного права, на которое должны ориентироваться как политические законы, так и политическая экономия. Один из центральных вопросов - аграрный. Земледелие Пестель рассматривал как основную отрасль хозяйства, а источником народного богатства в основном считал труд в земледельческом производстве. Если одной из задач нового общественного устройства признавалось уничтожение нищеты и бедности народных масс, то ближайший путь достижения этого виделся ему в предоставлении возможности всем гражданам новой России трудиться на земле, находящейся, либо в общественной собственности и предоставленной в пользу крестьян, либо в их частной собственности. Общественной собственности на землю Пестель отдавал предпочтение перед частной, поскольку пользование землей из общественного фонда должно быть бесплатным и каждый сможет получить ее в распоряжение независимо от имущественного положения. Справедливости ради следует отметить, что аграрный проект Пестеля не был поддержан всеми членами общества декабристов. В частности Николай Иванович Тургенев (1789-1871) допускал освобождение крестьян без земли, либо за выкуп. В отличие от Пестеля Тургенев видел будущее России в капиталистическом развитии земледелия во главе с крупными капиталистическими хозяйствами помещиков, где крестьянским хозяйствам отводилась подчиненная роль источника дешевой рабочей силы для помещичьих имений. Воззрения декабристов нашли дальнейшее развитие в экономических идеях русского демократического движения, которые выступали идеологами крестьянской революции. В 40-60-е годы девятнадцатого века в Западной Европе довольно отчетливо проявились противоречия капитализма. Поэтому представители революционно-демократического движения перспективы дальнейшего развития России стали связывать не с капитализмом, а с социализмом. Страстным критиком капитализма был Александр Иванович Герцен (1812-1870), который писал, что и феодализм, и капитализм "...представляют собой две формы рабства, но одно открытое, а другое хитрое, прикрытое именем свободы". Герцен отмечал рост нищеты и эксплуатации при капитализме, обращал внимание на перепроизводство товаров, непроизводительное уничтожение огромных богатств, безработицу. Именно Герцен начал разрабатывать теорию крестьянского социализма, которую восприняло большинство русских демократов. Она основывается на том, что в России крестьянская община является зародышем социализма, так как препятствует расслоению деревни и порождает в быту коллективистские начала. Герцен считал переход земли в руки крестьян началом социализма и делал из этого вывод, что Россия может миновать капитализм и развиваться по особому, некапиталистическому пути. Однако в полной мере заслуга разработки теории "крестьянского социализма" принадлежит Николаю Гавриловичу  Чернышевскому (1828-1889), По его мнению, главной задачей должно быть постепенное ограничение и вытеснение тенденции частнокапиталистического развития тенденцией общинной, социалистической. Этого можно было бы достичь путем передачи основной массы земли в общинное пользование в ходе социалистического переворота и организацию общинного производства на общинных землях. Чернышевский считал необходимым всячески побуждать крестьян, в том числе и при поддержке государственной власти, к составлению земледельческих товариществ. Такое общинное производство связывалось им с обязательным применением сельскохозяйственных машин и орудий, самой передовой техники, способной обеспечить выгодность крупного хозяйства в земледелии. Без сомнения, эта концепция строилась на убеждении в существовании стихийно-социалистического духа, свойственного русской крестьянской общине, на убеждении, что община располагает внутренним источником социалистической эволюции. 
Что касается непосредственных работ по политической экономии, то они относятся к периоду 1857-61 гг. и формально представляют собой отзывы на русские и зарубежные экономические сочинения. Чернышевский хорошо знал работы представителей классической политической экономии и разделял некоторые ее положения, в частности, трудовую теорию стоимости. А из положения, что труд является единственным источником стоимости товара делал он вывод, что "труд должен быть и единственным владельцем производственных ценностей". Это положение напоминает взгляды С.Сисмонди и предвосхищает теорию "права работника на полный продукт труда". Сходство со взглядами Сисмонди проявляется и во взгляде на предмет политической экономии. Чернышевский отмечает, что богатство создается трудом, но принадлежит тем классам, которые не участвуют своим трудом в его создании. Поэтому предметом политической экономии должно быть не богатство, а рост материального благосостояния производителей этого богатства. И задача политической экономии в том и состоит, чтобы найти такую форму отношений, которая бы обеспечивала материальное благосостояние людей. 
Анализируя трудовую теорию стоимости, в частности в работе "Примечания к "Основам политической экономии Милля" (1861), которая формально является отзывом на работу последнего, Чернышевский выделяет такие понятия как меновую стоимость и внутреннюю стоимость. Он соглашается с Миллем, что меновая стоимость представляет собой покупательную силу вещи. Но при этом подчеркивает, что меновой стоимостью обладают лишь те предметы, которые имеют объективное основание в виде внутренней ценности, скрытой от непосредственного наблюдателя. И пишет, что "Никто не даст ничего за предмет самый необходимый и полезный, если он приобретается без всякого затруднения. Трудность же приобретения зависит от количества затраченного на его производство труда, а потому и меновая ценность не может быть оторвана от "внутренней ценности". Таким образом, именно затраты труда, формирующие "внутреннюю ценность" являются конечным основанием меновой стоимости или цены. И продолжая свои рассуждения Чернышевский пишет, что в будущем (социалистическом) обществе не меновая, а внутренняя ценность будет обладать покупательной силой, определяемой трудностью добывания предмета". 
Разделяет Чернышевский не только трудовую теорию стоимости классической школы, но и взгляд на капитал, рассматриваемый им материальные ценности, идущие на производство в качестве средств производства и средств существования работников. Но и здесь он делает свои выводы: поскольку капитал есть результат труда, постольку он должен принадлежать тому классу, который его создал, т.е. трудящимся. Таким образом из теории, которая считает, что все производится трудом, Чернышевский делает вывод, что все должно принадлежать труду. Как видим, взгляды Чернышевского подготовили благодатную почву, но которой взошли "семена" марксизма. 
 
 
  
 
Экономическая мысль  на рубеже 19-20 веков.
В значительной степени продолжателями российской традиции - рассматривать  экономические явления в широком  социальном контексте явились "народники", которые большое внимание уделяли  таким вопросам, как развитие русского капитализма, пути перехода к социализму и организация экономических  отношений при социализме. Надо сказать, что народничество в лице таких  ярких представителей как Петр Лаврович Лавров (1823-1900), Михаил Александрович Бакунин (1814-1876),   (1844-1885) явилось одним из ведущих направлений русской общественно-политической мысли в 70-е годы девятнадцатого века, оказавшего очень сильное влияние на последующее развитие отечественной экономической мысли. Лейтмотивом "народничества" явилось убеждение - капитализм в. Россию не следовало пускать, а коль скоро он просочился - максимально его ограничить. Впрочем, по их мнению, капитализм в Росси не имеет оснований для развития, поскольку он не может разрешить проблему реализации (они разделяли взгляды С.Сисмонди на причину кризисов перепроизводства как результата недопотребления). Народ слишком беден, чтобы покупать те массы товаров, которые способна производить крупная капиталистическая промышленность а для России закрыт и такой путь реализации товара, как внешние рынки, которые уже давно захвачены.
Народники выступали за особый путь развития для России: минуя  капитализм, к социализму. Перспектива  ими виделась в прогрессивном  развитии "народного производства", наполнение его традиционных форм (сельской общины) новым содержанием - переход  к развитым формам кооперации, способным  по своей эффективности соперничать  с капиталистическими предприятиями  на базе внедрения новой техники  и достижений агрономии. Цель - отстоять самостоятельность значительной части "рабочего класса", по возможности  организовав его в коллективные формы "народного производства". Это, по их мнению, могло приблизить перспективы будущего социалистического  переустройства страны. При этом любопытно  отметить, что "народники" конечным критерием общественного прогресса  считали степень индивидуального  развития личности, способность последней  подняться до наслаждения саморазвитием. (Эти идеи схожи с идеями "раннего" Маркса, высказанными им в экономическо-философских  рукописях 1844 г.)
Гуманистические принципы раннего  марксизма были в центре философии  русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая  стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более  того, уравнительное начало рассматривалось "народниками" как движущий элемент  перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л. Лаврова. Большое  внимание он уделял критике капиталистических  отношений, показывая отрицательную  роль конкуренции, концентрации и централизации  капитала, пагубные последствия капиталистических  условий труда, превращающие рабочих  в придатки машин. Подробно Лавров рассматривал экономические проблемы будущего общества. Значительное место в его трудах занимают обоснование необходимости  общественной собственности, анализ характера  труда при социализме, вопрос об экономической роли государства.
В конце 19 – начале 20 века в России появляется своя экономико-математическая школа. ЕЕ наиболее крупными представителями, чьи работы имели мировое значение, являлись Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913) и Евгений Евгеньевич Слуцкий (1880-1948). В.К. Дмитриев на основе системы  линейных управлений вывел матрицу  полных затрат и ввел в экономическую  науку понятие технологических  коэффициентов. Впоследствии это изобретение  было использовано В.В. Леонтьевым при  разработке межотраслевого баланса  и таблицы «затраты - выпуск». Е.Е. Слуцкий в работе «К теории сбалансированного потребительского бюджета» вывел взаимосвязи между функцией полезности и изменением цен и денежных доходов. В современной теории потребительского поведения подход Е.Е. Слуцкого изучается наряду с теорией Дж. Хикса. 
 
 
 
Экономическая мысль  России в 20-90-е годы 20 в.
Период 1917-1921гг. в развитие отечественной экономической мысли  характеризуется резкой ее политизацией.
Исходным пунктом социалистических преобразований экономики, по мнению теоретиков большевизма, должен был стать захват пролетариатом, в лице его партии, политической власти и последующее  обобществление производительных сил  на основе уничтожения института  частной собственности. Этот процесс  должен был неизменно привести к  усилению экономической роли пролетарского  государства как основного гаранта  преобразований и главного субъекта хозяйственной жизни.
Эти генеральные политико-экономические  идеи определили направление экономической  политики большевиков в период первых преобразований октября 1917-весны 1918гг.  
В период с 1917 по 1918 год все  внимание Ленина занимают политические вопросы. Его экономические исследования возобновляются, подхлестываемые политической необходимостью управлять огромной, разрушенной, экономические отсталой страной. В 1918 году он пишет работу “Очередные задачи Советской власти”, где, наряду с другими работами того периода, обосновывает главные приоритеты экономической политики, нацеленные на борьбу, в первую очередь, с голодом и разрухой. Это была политика экстренных мер, директивного руководства, антикрестьянская, по своей сути, ибо она предполагала насильственное изъятие “излишков” продовольствия у крестьян, называемое “продразверсткой”, для обеспечения города и армии. Это обусловило необходимость кардинального пересмотра экономической политики правящей в то время РКПБ, отказ от директивных методов руководства, включения рыночных механизмов развития экономики, что расценивалось многими недальновидными политиками-коммунистами, как шаг назад. Октябрьская революция, ликвидировав помещичье землевладение, образовала множество мелких и мельчайших крестьянских хозяйств, которые были неспособны выполнить свою экономическую, задачу обеспечения продовольствием огромно страны. Обстановка “военного коммунизма” заставила искать именно в кооперации средство создания производственно-потребительских коммун в масштабе всего государства, средство того прямого продуктообмена между городом и деревней, который должен был в корне преобразовать экономические отношения в стране. Однако попытка непосредственного перехода к коммунистическим формам производства и распределения оказалось нереальной, утопической, она наткнулась на сопротивление крестьян, вызвала после гражданской войны глубокий кризис 1921 года. Ленинский план восстановления экономики при помощи НЭПА дал весомые результаты, в короткие сроки удалось наладить работу промышленности и укрепить сельское хозяйство. Однако после его смерти в 1924 году, экономическая политика резко изменилась и уже к 1929 НЭП был свернут, что, безусловно, сказалось на дальнейшем экономическом развитии России
В это время Л.Д. Троцкий выдвигает концепцию милитаризации труда. Его основная идея—создание системы принудительного труда, казарменной организации общества. Произ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.