На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение конкурентоспособности на примере туристической фирмы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Введение
         Туризм в начале 21 века стал одним из ведущих направлений социально-экономической деятельности большинства государств, а туристическая индустрия - неотъемлемым элементом потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. В то же время Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, по объемам доходов от туризма, занимает еще незначительное место на мировом рынке.
       Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данного дипломного проекта.
         В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
- необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
- конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как предприятий, так и их товаров и услуг;
      В современных условиях создание и продвижение туристского продукта требует:
1. совершенствования качества услуг с целью максимального удовлетворения потребителя,
2. эффективных технологий продаж,
3. профессиональной работы сотрудников.
       Цель работы – характеризовать деятельность туристической фирмы ООО «Олимп», и разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Олимп».
 
   Основные задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты рынка туристических услуг и конкурентоспособности туристических фирм.;
2.   Выявить особенности конкуренции на рынке туристических услуг.
3. Определить возможности повышения конкурентоспособности туристической фирмы ООО «Олимп»;
4.  Предложить               мероприятия, обеспечивающие конкурентоспособность туристической фирмы ООО «Олимп».
       Предмет исследования: мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности туристической фирмы.
        Объектом исследования дипломной работы является деятельность туристская фирма ООО «Олимп» оказывающей туристические услуги жителям Забайкальского края, юга -  востока Забайкальского края.
     Теоретической и методологической базой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные и обоснованные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных экономистов, посвященных индустрии туризма.
     Исследование проводилось с мая 2010г. – сентябрь 2011г.
    Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции и гипотезы отечественных и зарубежных экономистов, посвященных индустрии туризма.
     Для написания дипломной работы были использованы труды И.Т. Балабанова, Ю.Ф. Волкова, В.Г. Гуляева, А.П. Дуровича, Е.Н. Ильиной, М.А. Жуковой, В.А. Квартальнова, Н.А. Седовой, Н.Д. Чудновского, В. Буров и др.
Методы исследования: анализ, синтез, группировка, сравнение, расчетно-аналитические методы, структурно-динамические методы.
        Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Рынок туристических услуг и его особенности в Забайкальском крае
      Мировой опыт подтверждает огромную экономическую значимость туризма, который является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики и сферы социально-значимых услуг. По данным ЮНВТО он занимает 35% международного рынка услуг, на его долю приходится 10% мирового валового национального продукта, каждое 10-е рабочее место.
      В Забайкальском крае туризм оказывает стимулирующее воздействие и на другие секторы экономики, такие как гостиничный и курортный бизнес, транспорт, торговля и др. Все более возрастает функция туризма по воспроизводству жизненных сил человека, повышения его качества жизни. Как сфера духовной культуры туризм выполняет гуманитарные, мировоззренческие, познавательные, пропагандистские, воспитательные, и иные существенные социальные функции в обществе.
      Развитие  туризма в Забайкальском крае и субъектах характеризуется наличием глубоких противоречий. С одной стороны, обладает богатыми природно-географическими и историко-культурными туристскими ресурсами, растет количество туристских организаций, развиваются социально-ориентированные виды туризма.
      С другой стороны, туристские ресурсы неравномерно распределены и используются в малой степени, ранее достигнутые объемы въездных туристических потоков падают, темпы развития внутреннего и выездного туризма являются незначительными и неустойчивыми, прямой вклад во внутренний валовой продукт составляет 1,5 %.
    
 
 
 
 
1.1 Значение туристического бизнеса в формировании ВНП и ВРП
       По оценке Федерального агентства по туризму прямые доходы от туризма в 2008 году в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7 %, прямые доходы от туризма в ВВП - 2 %.
       В современных условиях туризм — неотъемлемая часть жизни национального общества и международного сообщества в целом. Туризм представляет собой одну из основных сторон деятельности человека: совершение поездок вне зависимости от их цели (деловые, культурно познавательные, паломничество, лечение и пр.) является обычным проявлением современности.
        В последние годы туристский бизнес, имея устойчивую положительную динамику роста основных показателей, становится одним из самых прибыльных в мире, составляя десятую часть мирового валового национального продукта. По прогнозам Всемирной туристской организации (ежегодное число международных туристов, составившее в 1999 г. 625 млн. человек, возрастет к 2020 г. до 1,6 млрд. человек (прогнозы основываются на данных о ежегодном приросте числа туристов, составляющем 4,3 %) [7]. В 2006 г. количество туристских прибытий составило 842 млн. чел. что на 4,5% больше показателей 2005 г. [8].       
           В XX в. туризм стал одним из самых ярких экономических проявлений современности. Если за 50 послевоенных лет численность населения планеты увеличилась вдвое, то численность международного туризма возросла в 21 раз [1; 3].
      На долю России приходится около 1% мировых туристских потоков. Общее число прибытий иностранных туристов в РФ, по данным Российского статистического агентства (Росстата), за период 1995—2004 гг. более чем удвоилось, составив около 22 млн. человек [9]. Однако, согласно данным
прогноза Всемирной туристской организации, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне инфраструктуры принимать в год до 40 млн. иностранных туристов. Поток российских туристов за рубеж возрос в 1,8 раза за период 1995—2005 гг. (8,4 млн. человек в 1995 г., 14,8 млн. человек в 2005 г.) [8].
             К числу десяти основных стран, отправляющих туристов относятся: Китай, Германия, США, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Австрия, Канада и Тайвань.. Установлено, что 70—80% международных туристов прибывает в место назначения земным транспортом, 20—30% — воздушным. Около 70% поездок совершается с целью отдыха, 30% из общего числа международных прибытий приходится на деловые поездки [10]. По оценкам Всемирной туристской организации, в 2020 г. за границей побывает 7% населения планеты, что вдвое больше показателей 1997 г.
       В 2007 г. экспертами Всемирного экономического форума в Давосе были определены максимально привлекательные страны для развития туризма страны (всего исследовано 124 страны). В качестве основных показателей оценивались политика властей в области туризма, развитие инфраструктуры, человеческие, культурные и природные ресурсы, экологическая обстановка, охрана и безопасность, санитарные условия и другие параметры. Возглавили список самых привлекательных стран для развития туризма страны Европы (Швейцария, Австрия, Германия, Исландия) и США. Россия заняла 68-е место среди исследуемых стран.     
          Высокие оценки заслужили такие позиции как уровень авиационной инфраструктуры, медицинское обслуживание и культурные ресурсы [6].
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России наблюдается повышенный спрос россиян на внутренний туризм. Число внутренних туристов в 2005 г. составило 23 млн. человек, что на 8,2 млн.
человек больше числа туристов, выехавших в том же году за рубеж [8]. Данное обстоятельство очень важно с точки зрения уменьшения вывоза капитала и может быть рассмотрено как положительная тенденция развития туризма в России. Увеличение спроса на туристско-экскурсионные услуги (по сведениям Министерства экономического развития РФ) внутри страны за первое полугодие 2005 г. составил 29% [9]. Необходимо отметить, что внутренний туризм в России становится динамичнее, вместе с тем
масштабы его развития в стране явно недостаточны. К числу основных причин, сдерживающих развитие внутреннего туризма в России могут быть отнесены следующие [8]:
- низкая платежеспособность и, соответственно, недоступность отдыха и лечения на курортах большинства населения;
- несоответствие цены и качества предоставляемых туристских услуг;
- высокая стоимость транспортных услуг.
      Наиболее перспективными в РФ курортными территориями являются Краснодарский край, Северо-запад, регионы, прилегающие к озеру Байкал: Бурятия, Иркутская область, Дальний восток, регионы, входящие в туристский продукт «Золотого кольца» и пр. [8]. Согласно данным опроса
ОАО «Российские железные дороги», наиболее привлекательными территориями для совершения путешествий и отдыха, по мнению россиян, являются следующие: оз. Байкал, полуостров Камчатка, Республика Карелия и Алтай [11].
        
 

 
         В настоящее время туризм представляет собой эффективно развивающуюся сферу бизнеса, которая является третьей по доходности сферой экономической деятельности в мире. На долю туризма приходится 10% мировых расходов, около 7% капиталовложений, доля туризма в мировом экспорте составляет 7,9%, в мировой торговле услугами — более 31%.
       Всемирный Совет по путешествиям и туризму в период 2005—2015 гг. прогнозирует положительную динамику туристского сектора мировой экономики: ежегодный спрос на туристские услуги увеличится на 4,6%, валовое производство туристских услуг на 3,5%, рост капитальных инвестиций на 4,8%, число занятых в туристском секторе на 1,4%.
      Объем капитальных инвестиций в туризм в России к 2015 г. возрастет в 2,23 раза по сравнению с показателями 2005 г. (среднегодовые темпы роста капитальных инвестиций России составляют 9,8%, Испания — 9,4%, Китай — 9,1%). В 2005 г. в рейтинге стран по числу занятых в туризме с
учетом смежных отраслей Россия находилась на седьмом месте (5250 тыс. чел.), к 2015 г. показатель должен увеличиться до 6463 тыс. чел.
     В условия современности вследствие глобализации мирового хозяйства, увеличения жизненного уровня и уровня образования населения, усовершенствования коммуникаций одним из важнейших факторов социально-экономического развития общества становится развитие туристского бизнеса. Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, являясь самой быстроразвивающейся сферой экономической деятельности в мире.
 
 
 
 
Начало хорошо, а текст начиная  с восьмой стр  и до конца отнесите в пункт, где описываются особенности туристического бизнеса
1.2 Особенности рынка туристических услуг в России и в Забайкальском крае.
Туризм – неотъемлемая часть жизни современного человека, связанная с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности. Свободный, образованный, здоровый, активный человек – основа конкурентоспособности страны.
    Значение туризма в мире постоянно растет, что связано с возросшим влиянием этой сферы на экономику. Туризм является значимым источником доходов, занятости, способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие данную сферу. Кроме того, туризм является существенным фактором реализации внешней политики государства.
    Забайкальский край расположен на юго-востоке Сибири и граничит с Амурской областью, Республикой Бурятия, Иркутской областью и Республикой САХА (Якутия). Южная административная граница – почти 1700 км – является государственной границей Российской Федерации между Монголией и Китайской Народной Республикой.
    Пограничное положение Забайкальского края с Китаем привело к быстрому развитию приграничного туризма. Забайкальский край стал основными «туристскими воротами» для туристов Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, близкое соседство региона с Китаем – страной с многомиллионным населением с возрастающим уровнем жизни, и, соответственно, с возрастающим количеством потенциальных туристов может способствовать более интенсивному развитию туристской отрасли. В настоящее время более 90 процентов въездного потока на территорию края составляют китайские туристы.
     Географическое положение региона определяет его в качестве при следовании иностранных туристов к побережью озера Байкал и в европейскую часть России, учитывая наличие авиационного, железнодорожного и автомобильного сообщения, в том числе и между приграничными территориями.
Важной предпосылкой успешного развития туристической отрасли в Восточном Забайкалье является принадлежность части его территории к водосборному бассейну оз. Байкал.
    Развитие туристического бизнеса требует, независимо от региона, решения, как правило, двух проблем: разработки и реализации целевой маркетинговой политики, ориентированной на формирование позитивного имиджа новой территории для развития экологического и познавательного туризма; развитие инфраструктуры туризма (транспорт, связь, местные продукты питания, дома для проживания и небольшие гостиницы вблизи объектов, наличие местных проводников, развитие сети мелких предприятий и отдельных производителей сувениров и др.).
    Вопросами развития инфраструктуры туризма в Восточном Забайкалье начали заниматься ещё в 1983 г. В это время была подготовлена «Перспективная схема развития туризма Читинской области». Позже, в 1987 г., институт Ленгипрогор составил Программу-задание на разработку раздела «Развитие туризма. Охрана и использование памятников истории и культуры».
     В 1999 г. областной Думой был принят Закон Читинской области «Об организации туристской деятельности в Читинской области», который заложил законодательную основу, обеспечивающую развитие туризма (как сферы экономики) в Восточном Забайкалье. В 2001 г. была принята «Концепция развития туризма в Читинской области». Концепция предусматривает развитие гостиничного комплекса и транспортной инфраструктуры, индустрии сувениров, восстановления курортно-санаторного комплекса и разработки схемы рационального размещения строительства крупнейших туристических объектов.
В последние годы произошли значительные изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере туризма, в связи с этим потребовалось привести закон Читинской области в соответствие в нормами федерального законодательства.
     В настоящее время на территории Забайкальского края действует региональный Закон «О туризме и туристской деятельности в Забайкальском крае» от 27 апреля 2009 года № 159-ЗЗК, который регулирует отношения, связанные с развитием туризма и туристской деятельности в крае.
    Министерством МСВЭСТ Забайкальского края разработана и Постановлением Правительства Забайкальского края от 15 июня 2010 года № 238 утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 г.г.)».
   Цель программы соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития края и заключается в формировании современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения Забайкальского края. 
   В настоящее время Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края, в качестве одного из направлений своей деятельности курирует развитие институциональной основы туристической отрасли. Сейчас фокус интересов населения заметно перемещается на активные формы отдыха и все больше туристов приезжает на уникальные природные объекты из западных районов страны, достаточно много желающих посетить наш край и из-за рубежа. Однако при возрастающем туристическом интересе к территории, желании органов власти активизировать хозяйственную сферу в этом направлении, интенсивность этого процесса все ещё остается довольно низкой. На сегодняшний день в регионе сложилось несколько туристических направлений, среди которых доминирует выездной международный туризм (обусловленный соседством Забайкальского края с Китаем и Монголией). Внутренний (по России). Внутренние маршруты по территории края, основанные на уникальных природных, туристско-рекреационных ресурсах, с каждым годом набирает силу, но все-таки пока недостаточно «раскручен». Причем именно последнее направление представляется наиболее перспективным для формирования «туристического имиджа» региона. Отсутствие полноценных, корректных и интегрированных в один информационный ресурс сведений, отражающих современное состояние туристских ресурсов, тормозит развитие и продвижение местного туристического продукта на внешний (российский и международный) рынок.  
    Социально-географические условия края, отражающие особенности расселения населения на территории, его плотность, пропорции городского и сельского населения и т.д., воздействуют на все виды туризма, так как определяют размещение туристских ресурсов, трудового потенциала, распределение элементов инфраструктуры и организаций, размеры и социальный состав туристических потоков, географию туристических поездок.
    Основными особенностями развития туристического рынка Забайкалья является:
1. Отдаленность от основных туристических ресурсов РФ.
2. Высокая стоимость  ж/д и авиа тарифов, что ведет к высокой себестоимости туристических поездок в богатые туристическими ресурсами районы России.
3.Аэропорт города Читы не является международным, имеет самые высокие в Сибирском регионе цены.
4. Основная часть населения проживает в сельской местности, имеет низкий уровень доходов.
5.Забайкальские курорты и дома отдыха, туристические базы отличаются низким уровнем комфортности.
6. Плохо развитая инфраструктура негативно сказывается на  туристической привлекательности региона.
7. Высокая цена и низкий уровень комфортности в гостиницах г.Читы и полное отсутствие их в г. Краснокаменск.
8. Близость государственной границы с КНР, с его огромными ресурсами в области туризма, высоким уровнем отелей, не высокими ценами на транспорт, хорошо развитой культурой и качеством курортного обслуживания.
     Из выше перечисленных фактов следует: 
Сотрудничество с Китайской народной республикой и рядом ее регионов является наиболее развитым в структуре международных связей края. По данным областной статистики практически весь объем экспортных услуг (98,3%) приходился на Китай. Почти третья часть объема импорта услуг (32,2%) приходилась на услуги, оказанные китайскими гражданами, из них 42,6% - услуги бюро путешествий и туристских агентов и 26,2% - транспортные услуги.
    Данные государственной статистики отражают часть прямых доходов сфере туризма, на основании которых доля туризма в структуре валового регионального продукта определена в размере 0,095%. Доля туризма в 2010 году в общем объеме платных услуг составила 10,5%. Объемы прямых выплат сферы туризма области за 2009 - 2010 годы в бюджеты всех уровней составили 65 млн. рублей. В среднем каждый житель области вывозит около 10 тыс. рублей (дополнительно без стоимости оплаченных услуг проживания и питания). Это позволяет судить о платежеспособном потенциале населения, который может быть задействован в туристском секторе внутри региона. Таким образом, развитию въездного и внутреннего туризма препятствует низкий уровень развития индустрии и инфраструктуры международного туризма, что является результатом неудовлетворительного качества предоставления туристских услуг при неадекватном ценовом факторе. На сегодняшний день в крае наиболее распространен выездной туризм, при этом число иностранцев, посещающих Забайкалье , неуклонно сокращается. По этой причине огромное значение приобретает развитие в области въездного и международного туризма. Тем более, что и необходимые условия имеются: от разнообразных природных ресурсов, памятников культурно-исторического наследия до специальных туристско-рекреационных предприятий вроде турбаз, лечебно-оздоровительных учреждений и летних лагерей. Однако, такие факторы как слабая транспортная доступность ряда районов края, низкое качество обслуживания на предприятиях питания и некатегорийность читинских гостиниц снижают возможность привлечения туристов. Вдобавок к этому развитие индустрии отдыха сдерживает отсутствие единой информационной базы по туристско-рекреационным предприятиям, нет также и генеральной схемы размещения объектов инфраструктуры туризма и единого реестра туристских ресурсов. А отсутствие генеральной схемы туристских маршрутов снижает осведомленность населения о наличии туристских предложений в регионе. Основные турпотоки туризма сосредоточены в Китай, это обусловлено сравнительно низкими ценами на туры, нежели в другие страны и именно эта страна обладает наиболее развитой туристической инфраструктурой, и отдых здесь привлекателен для всех возрастных групп. Все вышеперечисленные проблемы требуют неотлагательного решения, однако финансовый кризис помешал решению этих проблем.
    Работники аппарата управления считают, что в  края  самыми существенными факторами, препятствующими развитию туризма, являются снижение уровня жизни российских граждан (53,1% и 50% соответственно) и неразвитость инфраструктуры туризма (46,9% и 56,8%).
         Забайкальский край имеет климатические, природные и другие условия для привлечения туристов и организации отдыха. Но для этого необходима серьезная работа по улучшению:
-   сервиса сферы обслуживания;
-  качества и пропускной способности дорог;
-  сервиса технического обслуживания транспортных средств;
- развития материально-технической базы туристических предприятий и гостиничного хозяйства;
-  качества обслуживания на туристических базах, в гостиницах, ресторанах;
- расширения программ культурных и спортивных мероприятий, развлекательных шоу.
     Определяющим направлением изменений объема реализации туристических услуг на международном рынке является Китай, за последние годы Китай стал самой посещаемой страной. Принимая 2008 год за базисный, можно проследить увеличение объема реализации выездных туристских услуг в 2009 году на 78%, в 2010 г. 126 %. 
    Таким образом, активное развитие рынка туристских услуг возможно при росте материального благополучия граждан и наличии развитой туристской инфраструктуры, наибольшее влияние на совершенствование которой оказывают государственные органы, отвечающие за развитие туризма непосредственно в крае. Очевидно, что проблем в сфере туризма в крае и очень много, однако рациональная организация туристской деятельности способствовали бы развитию внутреннего туризма на более высоком уровне, что позволило бы увеличить поступление денежных средств в бюджет города, и края.
Здесь не надо говорить о рекомендациях, т.е текст с стр. 27-28 со слов «Необходимо…..» уберите, оставьте только последний абзац
Формирование у организации конкурентных преимуществ невозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристический рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках. Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающих целям туризма, характеру и направленности туристической услуги, тура, туристского продукта и не противоречащих общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость; 2) неразрывность производства и потребления; 3) изменчивость; 4) неспособность к хранению. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности:
  -  выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце - море» - Кипр, Болгария, Турция; «отдых - лечение» - Карловы Бары, Ессентуки; «спорт» - Домбай, Чехия, Югославия, Швейцария и т.д.);
    - создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристического обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей;
  -  преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристической услуги и места ее потребления;
  - зависимость туристической услуги от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности. Маркетинговые мероприятия туристской организации будут различаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги;
  - значительное влияние на качество туристической услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события. [2, с. 26].
    Эти специфические особенности, присущие туристическим услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма.
    При выявлении особенностей туристического рынка важное место должно отводиться не только категории «туристическое предложение» и рассмотрению понятия «туристическая услуга», но и понятию «туристический спрос», в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять.
    Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристических услуг потребителем достаточно субъективна и зависит от различных факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, уровень образованности; высокая требовательность к комфорту и качеству услуг; индивидуальность; экологизация мышления потребителя; мобильность; физическая и умственная активность на отдыхе; стремление получать от жизни калейдоскоп впечатлений. Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристических услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
- частотность туризма (количество туристических поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
- предпочтения в выборе дестинации;
- наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы;
- представления туриста о цене гостиничной услуги, тура;
- представления о торговой марке туристической организации;
- коммуникативное поведение туриста;
- роль внешних раздражителей в процессе принятия решении о месте проживания (выборе гостиницы) и покупке тура.
   Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продукта потенциальным туристом. Решение потребителя о покупке туристского продукта предполагает оценку и выбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма[13, с. 4].
   Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем подвержено влиянию ряда факторов, оно решает проблемы различного масштаба и сложности, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующие стадии.
1. Осознание потребности в путешествии, формирование цели поездки.
2. Поиск информации.
3. Предпокупочная оценка альтернатив. Покупатель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств. Каждый потребитель выделяет свои, отличные от других, приоритетные характеристики, на основании личных нужд и мотивов.
4. Покупка и потребление.
   На принятие окончательного решения о покупке могут оказать влияние 2 фактора, это отношение других людей к выбранному направлению путешествия, отношение к репутации туристской организации, реализующей турпродукт (табл. 1.1.)
Таблица 1.1.
Приоритеты выбора потребителями туристических фирм при осуществлении покупки
Приоритет выбора
Число туристов, отдавших предпочтение туристической фирме на основе данного приоритета, %
 
Советы друзей и знакомых
31,6
 
Цена
26,7
 
Наличие лицензии у организации
18,1
 
Набор предоставляемых услуг
15,6
 
Сроки и опыт работы организации на туристском рынке
14,8
 
Личный опыт общения с организацией
13,0
 
Советы специалистов, работающих в индустрии туризма
11,3
 
Доброжелательность сотрудников фирмы
8,8
 
Рейтинг туристской фирмы
4,7
 
Реклама
3,7
 
Информация о туристской фирме в специальных справочниках и в Интернете
3,4
 
Хороший офис
2,5
 
Удобное месторасположение
2,5
 
Другое
5,9
 
Всего
162,6
 
     Потребление в индустрии туризма обычно откладывается на некоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца, ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренции происходит переориентация туристических организаций на удовлетворение и сохранение потребителей.
    5. Послепокупочная оценка альтернатив, т.е. оценка степени удовлетворения от опыта потребления.
  Потребитель получает или не получает удовлетворение от приобретенного туристического продукта, степень которого измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемыми свойствами туристического продукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от персонала туристической организации, друзей и из других источников. Если характеристики туристического продукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие требования, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами туристического продукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенности клиента отражается на росте чувства доверия клиента к конкретной туристической организации, формировании круга постоянных клиентов организации и позитивно влияет на создание положительного имиджа туристкой организации.
   В основе выбора туристом той или иной туристической услуги лежит его мотивация, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии. Мотивация потребителя -- это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и побуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции [24,c.48].
   Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в индустрии туризма. Не существует такой услуги, которая может быть реализована на рынке, если она не произведена в соответствии с потребительским спросом.         Адресность туристической услуги является залогом ее продажи. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристской услуги. Это дает возможность производить и предлагать на рынок такую туристическую услугу, которая в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям[8, с.91].
    Выявление, знание и использование туристических мотивов должны стать важнейшей стратегией организации индустрии туризма, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов туристического продукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристические мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристических организаций с расчетом, что произведенная туристическая услуга сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них производства, адресность туристической услуги; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование [37,c.74].
    Крайне сложно удовлетворить потребности в туристской услуге и запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия во вкусах, предпочтениях. Тем не менее, туристы (потребители) могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах - сегментах рынка -- примерно одинаково реагируют на деятельность туристской организации-продавца.
   Точных правил сегментации не существует - каждая туристическая организация в зависимости от производимых туристских услуг и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию. Однако туристическим организациям важно, выделяя сегменты рынка, выявлять среди потребителей те группы клиентов, которые существенно различаются по своим потребностям и установкам в отношении услуг индустрии туризма и, следовательно, имеют различные модели поведения в процессе приобретения туристской услуги. При сегментации потребителей туристического рынка целесообразно учитывать ряд особенностей, присущих индустрии туризма:
в роли непосредственного потребителя услуг и покупателя (заказчика) нередко выступают разные лица (например, бронирование номеров для своих сотрудников компанией);
- решение о приобретении туристских услуг может меняться в зависимости от цели путешествия, наличия свободного времени, продолжительности и частоты отдыха;
- общий интерес групповых путешествий в ряде случаев отличается от потребностей и желаний каждого индивидуума (члена группы);
мотивация туристов отличается в зависимости от времени, когда принимается решение о покупке и бронировании тура (например, мотивы путешествий различны у туристов, купивших туры заблаговременно, и у тех, кто приобрел «горящие путевки»).
   Смысл сегментации рынка заключается в том, что туристическая организация не распыляет свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективном для нее сегменте. Специалисты выделяют три основные группы критериев (географические, социодемографические и психолого-поведенческие), на основании которых туристские организации проводят сегментацию потребителей [3, с. 3-4].
    Несмотря на достаточно подробно представленное сегментирование, безусловно, оно охватывает лишь основные сегменты туристского спроса. Сегментирование туристического спроса имеет тенденцию к бесконечности, что обуславливают такие факторы, как усложнение структуры потребностей человека, а также растущее значение отдыха и туризма в жизни общества.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания людей.
     Как правило, сегментирование туристического рынка осуществляется не по одному, а по нескольким критериям, что позволяет более точно учесть различные запросы и мотивы потребителей при создании новой туристской услуги. При выборе туристической услуги потребитель руководствуется целым комплексом мотивов, из которых лишь некоторые имеют существенную значимость. Эти мотивы объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, туристом может быть принято решение о приобретении туристической услуги, соответствующей одновременно нескольким мотивационным исходам [4, с. 48-49].
   При создании и реализации услуги туристические фирмы должны учитывать соотношение главного и вторичного мотивов путешествия, которые определяют выбор туриста. Это позволит туристической организации эффективно построить систему планирования, разработки и реализации туристской услуги. Эксперты следующим образом классифицируют мотивационные исходы:
- один превалирующий мотивационный исход, и несколько вторичных или ожидаемых исходов, решение о выборе которых может быть принято при соответствующе стечении обстоятельств во время поездки;
- главный мотивационный исход и несколько четко выделенных сопутствующих исходов [48,c.47].
    Таким образом, перед организациями индустрии туризма стоит задача предложения потребителям такой туристической услуги, которая бы максимально учитывала мотивы туристов и была уникальна в своем роде. Этого можно достичь путем разработки туристской услуги с учетом индивидуальных особенностей потребителей, а также удовлетворения их ключевых потребностей.
   Проблема эффективного воздействия туристских организаций на повышение привлекательности своей работы в глазах клиента состоит в преодолении у клиентов различных страхов и опасений от предстоящего путешествия и, как следствие, повышении степени удовлетворенности потребителя. Это невозможно без учета туристическими организациями психологических препятствий, возникающих у путешественников как на сознательном, так и в подсознании.
   Специалисты выделяют шесть типов барьеров, каждый из которых характеризует психологические препятствия, возникающие у туристов:
физический барьер характеризуется опасениями, связанными с климатической адаптацией, плохим самочувствием, непереносимостью метеоусловий и болезнью длительных перемещений;
- психоэмоциональный барьер возникает из-за боязни нервного напряжения, эмоциональных расстройств, стрессовых ситуаций, психического дискомфорта, связанного с опасениями по поводу условий проживания, обслуживания и еще целого ряда факторов;
- психологический барьер формируется на основе негативной информации, полученной из официальных источников и средств массовой информации, а также нелестных отзывов людей, побывавших в стране;
- коммуникативный барьер возникает из-за незнания языка, неумения пользоваться местными средствами передвижения и боязни неблагоприятной криминогенной обстановки в стране пребывания;
- экономический барьер характеризуется опасениями в связи с предстоящими финансовыми затратами, возможной нехваткой денег в поездке, дороговизной или элементарным обманом;
- культурный барьер формируется из-за незнания или непереносимости национально-культурных особенностей страны пребывания.
   Специалисты выделяют два важных показателя, непосредственно связанных с проблемой воздействия барьеров на психологию туриста: с одной стороны, это - продолжительность пребывания в стране, с другой  степень эмоционального воздействия от пребывания в незнакомой среде. Взаимодействие этих показателей и определяет некоторым образом границы и степень воздействия, возникшего в результате столкновения с культурой народа чужой страны [17, с. 13].
    Целесообразно выделить следующие степени «культурного шока»:
- психологическое потрясение, возникшее вследствие попытки приспособиться к новой и непривычной культуре;
- возникновение чувства растерянности и неуверенности из-за временной оторванности от друзей, близких;
- возникновение чувства невосприимчивости к чужой культуре, включая и образ жизни населения страны посещения;
- возникновение чувства слабости и бессилия вследствие невозможности восприятия новой окружающей среды пребывания.
   Восприятие туристом чужой страны и ее культуры можно разделить на пять стадий:
- первый контакт (восхищение, состояние приятного возбуждения, душевного подъема);
- спад (появление напряженности в общении с местным населением, стеснение и замешательство, депрессия и отчуждение от элементов чужой культуры);
- вторичное восприятие (более близкое знакомство с культурой чужой страны, ее жителями, социальными проблемами);
- некоторая автономия (однако, с меньшей чувствительностью по сравнению со второй стадией);
- ровное отношение к чужой культуре (но сохранение осознанности в различии культур).
    Названные пять стадий восприятия туристом чужой культуры можно представить в виде гиперболы (от состояния восхищения к депрессии (пик) и опять к состоянию восхищения, но на другом уровне восприятия).
   Временной интервал при переходе от одной степени психологического возбуждения к другой зависит от индивидуальных особенностей человека.    Однако исследования доказывают, что и короткое пребывание в другой стране может привести к депрессии и спаду.
     Поскольку реакция туриста на чужую культуру в значительной степени зависит от его индивидуальных особенностей, то при формировании маршрута необходимо учитывать: как и почему именно данный маршрут выбрал турист (для отдыха от надоевших повседневных забот, знакомства с новыми интересными людьми и т.д.); психическое и физическое состояние человека до поездки, так как во многом реакция индивида на чужую культуру связана с тем, в какой мере он был подготовлен к поездке, какой у него был настрой и ожидания от поездки [37,c.58].
     Воздействие чужой страны и ее культуры может сказаться на расстройстве здоровья туриста в большей степени, чем перемена климата, отсутствие привычной пищи и санитарных условий. Также на психическое состояние туриста оказывают влияние его контакты с местными жителями. К основным барьерам для свободного общения туриста с местным населением относятся:
языковой барьер. Часто турист (особенно находящийся на отдыхе) с трудом говорит, а то и вовсе не понимает языка страны пребывания. Но даже если он довольно сносно знает язык страны пребывания, языковой барьер все равно существует из-за специфических особенностей национальной культуры, оказывающей влияние на язык и языковое общение;
- нормы поведения. Правила общественного поведения часто различаются в каждой стране, а с ними-то в первую очередь и сталкивается турист. И поскольку он впервые с ними знакомится, то не пытается приспособиться к ним или изменить свои взгляды специально на время пребывания;
- различия в подходе разрешения таких вопросов, как классовые позиции и семейные отношения;
- различия в ценностных категориях.
      Кроме общих барьеров туристским организациям целесообразно в своей деятельности учитывать особенности каждого туриста, а именно: национальный признак, социально-экономическое положение в обществе,    возраст, пол, язык, образование и туристический опыт (частоту совершения путешествий) [35,c.47].
      Национальный признак. Отмечается, что разница в культурах национальностей обратно пропорциональна приспособляемости к новой культуре. Так, туризм между странами Северной Америки и Западной Европы практически безболезненный с точки зрения воздействия на психическое состояние прибывшего иностранца, тогда как туристы из стран Дальнего Востока уже менее приспособлены, а из Африки и Латинской Америки имеют еще меньшую степень приспособляемости к традициям стран Западной Европы.
     Социально-экономическое положение в обществе. Это важный показатель характеристики туриста (чем оно ниже, тем ниже и приспособляемость к изменившимся условиям). Однако некоторые психологи считают, что никаких различий в поведении туристов в зависимости от социально-экономического положения нет.
   Язык. Даже при знании туристом языка использование его в стране пребывания иногда затруднено, поскольку в языке существуют различные диалекты, акценты, сленги, сопроводительная жестикуляция.
   Возраст, пол и образование. Молодежь, лица мужского пола, туристы с более высоким уровнем образования лучше воспринимают культуру страны пребывания. Женщины, как показали исследования, в меньшей степени, чем мужчины, приспособлены к восприятию чужой культуры [28,c.73].
     Туристический опыт. Чем его больше, тем лучше турист адаптируется в новой для него обстановке.
    Учет туристической организацией столь сложных факторов влияет на повышение ее имиджа, говорит о высоком профессионализме. Поэтому отношение к мотивации потребителя, учет возможных барьеров путешествий становится существенным в борьбе за клиента и приводит к дальнейшей диверсификации туризма и персонификации запросов потребителей, созданию туристских услуг с отличительным качеством, новизной и имиджем. В конечном итоге конкурентное преимущество получают те туристские организации, которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс.
 
 
 
 
Еще нашла вот такой материал. Как Вы думаете, стоит ли его куда–нибудь вставить или нет? Можете откорректировав оставить здесь.
Наиболее эффективно экологический туризм, как показывает практика турбизнеса, развивается на особо охраняемых природных территориях. Этому способствуют уникальные природные комплексы и объекты, наличие элементов инфраструктуры, высокая степень изученности ООПТ, профессиональный уровень сотрудников. На территории Забайкальского края расположено 2 заповедника, 1 национальный парк, 19 заказников, 65 памятников природы, 13 лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В Забайкальском крае рекреационный потенциал используется на 20%.
      Специфика туристических услуг как объекта купли-продажи заключается в высокой степени зависимости от спроса и коэффициента его эластичности. Без гарантированного спроса ни один предприниматель не будет вкладывать деньги в производство услуг. Анализ структуры турпотока внутреннего туризма,

например, в АБО в 2008 году, позволяет сделать вывод, что основную долю турпотока составляют граждане России – 98,2%, из них жители Забайкальского края (без учёта АБО) – 68,7%, жители округа – 23,6%, жители Республики Бурятия – 3,7%, жители других регионов и городов – 2,2%. Граждане зарубежных стран составляют 1,8% потока (рис. 1) [5]. При этом около 30% российских и 90% иностранных туристов прибывают в регион с деловыми целями.
          Соотношение количества туристов, приобретающих услуги у туристических фирм и непосредственно у их производителей, составляет ориентировочно 20/80. Туристы, не пользующиеся услугами туристских организаций, составляют 85,3% от всего количества путешествующих. Основной причиной такого соотношения спроса является низкий уровень жизни населения. Так, А.Т. Соловьева оценивает долю рекреационных расходов жителей Забайкальского края в 0,45% от потребительских расходов домашних хозяйств. Поэтому большая часть туристов (в АБО – 85,3 %) предпочитает самодеятельный туризм с минимальными затратами [6]. Таким образом, внутренний турпродукт, как правило, более востребован не столько на местном рынке, сколько на региональном или на внешнем.
        В Забайкальском крае сложились политические, правовые и организационные условия привлечения туристов из КНР. Наблюдается тесное сотрудничество Координационного совета по вопросам туризма между Забайкальским краем РФ и Автономным районом Внутренняя Монголия КНР; традиционно проходят другие встречи на политическом уровне; туристические фирмы пользуются безвизовым каналом отправки туристов в КНР, тесно контактируют с турфирмами сопредельных стран и др. Отмечается наличие интереса населения стран Азиатско-Тихоокеанского региона к рекреационным экоресурсам восточных территорий России. Но сегодня нет широкого ассортимента внутреннего туристического продукта, произведенного краевыми туристическими фирмами.
         В настоящее время большинство туристических фирм находится в г. Чите, 10 из них имеют право заниматься туроператорской деятельностью, т.е. разработкой туристских маршрутов, обеспечением функционирования туров, рекламно-информационной деятельностью, калькуляцией и реализацией туров. Основными экологическими внутренними продуктами, реализуемыми на рынке, являются туры в НП «Алханай», на базы отдыха озер Ивано-Арахлейского заказника. Отсутствие собственных экотуров объясняется неразвитостью инфраструктуры в районах, имеющих привлекательные туристские ресурсы. В результате в общей структуре объема продаж туры в КНР составляют в среднем от 90 до 70%. Ряд туристических организаций является исключением из общего правила. Например, туристическая фирма «Олимп» имеет один из самых высоких показателей производства и реализации внутренних экологических туристических маршрутов (рис. 2).


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3 Понятия и факторы конкурентоспособности туристических фирм.
     Для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения туристического предприятия.
   Конкурентоспособность – способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.
   Всю систему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две основные группы: факторы конкурентного преимущества фирмы и социально-экономическая среда. В первую группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности туристической фирмы, параметры, отражающие степень использования факторов предоставления услуг. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния туристической фирмы. Помимо этого, существуют факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособность фирмы (элементы). Система основных факторов конкурентоспособности туристической фирмы может быть представлена трехуровневой структурой: 1) элементы конкурентоспособности фирмы, 2) внешние факторы, 3) внутренние факторы.
   Среди внутренних факторов конкурентоспособности фирмы важная роль принадлежит технологическому фактору – технический уровень предоставляемых услуг и собственно технология их предоставления.
   В настоящее время в России сформировались четыре группы туристических фирм по виду и формам предоставляемых услуг. 1. Фирмы с минимальным набором услуг, где предлагается клиентам несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора. 2. Фирмы достаточного выбора, где предлагается клиенту 10-15 маршрутов. 3. Фирмы полного выбора. 4. Фирмы экзотических маршрутов, предлагающих клиентам необычные путешествия и экскурсии.
   Конкуренция среди туристических фирм в нашей стране огромна. Каждый год на рынок туризма выходят новые фирмы, каждая со своими особенностями, преимуществами, новинками, видами обслуживания, своими наработками. У каждой туристической фирмы свой уровень на рынке. В связи с таким многообразием, потребитель зачастую бывает неосведомленным, и не знает, каков авторитет у фирмы, но для того, чтобы туристской организации успешно конкурировать на рынке, надо изучать опыт конкурентов и видеть перспективы собственного развития.
   Существует ряд факторов, повышающих конкурентоспособность туристской организации. Фактором повышения конкурентоспособности туристской организации, а также эффективности производства туристского продукта и управления является корпоративная культура – она представляет собой сложную систему взаимоотношений организации и потребителя ее услуг. Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. В ее основе лежат потребности личности и потребности организации.
   Влияние корпоративной культуры на деятельность организации проявляется через: принятие норм и ценностей организации; реализацию норм, предписывающих стремление к достижению целей; формирование стратегии развития организации; единство процесса реализации стратегии и эволюции корпоративной культуры под влиянием требований внешней среды.
   Корпоративная культура выражается во взаимодействии компании с клиентом (потребителем). Все элементы, характеризующие особенности соприкосновения фирмы с внешней средой: умение заявить о себе, привлечь внимание, вызвать симпатию - это рекламная деятельность, играющая большое значение в формировании культуры, поскольку объясняет успешную ее деятельность на рынке въездного туризма.
   Основополагающими современной концепции управления персоналом являются признание экономической целесообразности капиталовложений в привлечение персонала, поддержание его трудоспособности, создание условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности. На трудовую мотивацию влияют такие показатели: система экономических нормативов и льгот; уровень заработной платы и справедливость распределения доходов; условия и содержательность труда; признание со стороны окружающих и карьерные соображения; творческий порыв и интересная работа; желание самоутвердиться и постоянный риск, а также жесткие внешние команды и внутренняя культура.
   Готовность и стремление сотрудника выполнять свою работу наилучшим образом рассматриваются организацией в качестве ключевого фактора успеха организации. Знание мотивов, побуждающих человека к труду, и механизмов их возникновения позволяет разработать систему управления персоналом.
    Оптимизации параметров внутреннего туристского спроса как элемента конкурентоспособности туристского комплекса способствуют определенные направления. Внедрение системы стандартизации и сертификации туристских услуг в целях обеспечения гарантий их качества, создания оптимальных условий реализации туристского спроса и защиты интересов потребителей туристских услуг. Стимулирование внутреннего туристского движения путем создания необходимых социально-экономических предпосылок (рост доходов населения, расширение фонда свободного времени и его оптимальная годовая структура, стимулирование деятельности туроператоров внутреннего туризма, развитие материальной базы туризма и др.), активной социальной рекламы и пропаганды туризма и экскурсий как увлекательной и общественно рациональной формы проведения свободного времени, внедрения туристско-экскурсионных мероприятий в систему образования. Развитие социального туризма в целях вовлечения широких слоев населения в сферу туристско-экскурсионного обслуживания, возрождения массового характера внутреннего туристского движения, использования эффекта масштаба при производстве туристских услуг и смягчения проблемы сезонной неравномерности платежеспособного туристского спроса. Оптимизация структуры внутреннего спроса путем проведения системы рекламно-информационных, организационно-планировочных и иных мероприятий, направленных на активизацию развития приоритетных направлений внутреннего и въездного туризма (экологический, сельский, экскурсионный).
   Для туристской организации особенно важен аспект параметров соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам, поскольку необходимо оценить принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиций соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым стандартами и нормами, несмотря на всю красочность и привлекательность предлагаемых услуг.
      Критериями конкурентоспособности являются: конкурентоспособность турпродукта, эффективность маркетинговой деятельности, имидж турфирмы, ее эффективность, а также месторасположение офиса. Рассмотрим особенности конкурентоспособности в сфере туризма более подробно.
   Условием приобретения товара, либо предоставления услуг является соответствие этих параметров основным характеристикам удовлетворенной потребности покупателя. Следовательно, сначала необходимо определить перечень параметров, существенных с точки зрения потребителей, при этом важно установить отличительные признаки, характеризующие превосходство данного турпродукта над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.
      Имидж турфирмы – ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение запросов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирмы к стремлению в максимально возможной мере отвечать потребительским предпочтениям, а также к работе над упрощением процесса информирования потребителей об усложняющихся свойствах и параметрах изготавливаемой продукции. Рекламная активность фирмы, ее торговая марка способствует распространению сведений о качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. В условиях растущей конкуренции потребитель заинтересован в расширении своей информированности о качестве продукта.
   Месторасположение офиса, его внутреннее и внешнее оформление является фактором привлекательности для потенциальных клиентов. Туристская организация в идеальном случае должна иметь служебное помещение из нежилого номерного фонда, а в наиболее выгодном положении находятся турфирмы расположенные в центральной части города, недалеко от основных деловых и торговых центров. В частности современные модульные столы для приема посетителей, оборудование компьютерной техникой, нормальный температурный режим и другие декоративные усовершенствования, а также вежливое обращение и квалифицированные объяснения персонала склоняет потенциальных потребителей к приобретению туров [30].
   Таким образом, обеспечение качественных показателей, создающих приоритетность турпродукции фирмы на рынке, выявление преимуществ и недостатков товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами, и соответствующее использование этих результатов на предприятии; изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами; определение возможных модификаций турпродукта путем повышения качественных характеристик (надежность, улучшение внешнего оформления дизайна), выявление и использование ценовых факторов повышения конкурентоспособности продукции (скидки с цены, гарантии); дифференциация турпродукции, обеспечивающая относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых турпродуктов – все это является неотъемлемыми организационными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности туристской организации. Устойчивое внимание к проблемам туристского комплекса со стороны органов государственной власти всех уровней и наличие у национальной туристской администрации высокого статуса, достаточного для проведения необходимых преобразований. Совокупность основных приоритетных направлений национальной туристской политики по повышению уровня конкурентоспособности туристского комплекса за счет повышения статуса и расширения финансовых возможностей туристской организации является необходимым условием успешной реализации туристской политики и создания конкурентоспособного туристского комплекса. Комплексная реализация отмеченных мер требует существенной государственной поддержки, включая частичное бюджетное финансирование наряду с привлечением частного и иностранного капитала в модернизацию инфраструктуры туризма, создание и продвижение национального туристского продукта. При этом следует учитывать, что укрепляя конкурентоспособность туристской организации, в целях расширения экспорта туристских услуг, с учетом ограниченности инвестиционных ресурсов представляется целесообразной реализация стратегии избирательного роста, направленной на оптимизацию факторов конкурентоспособности приоритетных направлений приема иностранных посетителей (экологический, сельский, этнический, охотничий туризм).
 
 
 
 
1.4    Методы оценки конкурентоспособности фирмы Здесь мало, посмотрите и добавьте оценку внутренней и внешней среды
           Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на основе такой оценки могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Указанная оценка является отправной точкой разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта и в то же время - критерием результативности этих мероприятий.         
        Кроме того, оценка конкурентоспособности является методологической основой для анализа и, как следствие, выявления путей повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
          В частности, оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
      Анализ экономической литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.
        Матричные методы. Данный подход базируется на маркетинговой оценке деятельности предприятия и его продукции. В основе методики - анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия.
        Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия. Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество.
      Методы, основанные на теории эффективной конкуренции. Суть подхода заключается в балльной оценке способностей предприятия по обеспечению конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается экспертами с точки зрения имеющихся ресурсов.
      Комплексные методы. Оценка конкурентоспособности предприятия в рамках подобных методов ведется на основании выделения текущей и потенциальной конкурентоспособности предприятия. В большинстве случаев текущая конкурентоспособность определяется на основании оценки конкурентоспособности продукции предприятия, потенциальная - по аналогии с методами, основанными на теории эффективной конкуренции.
Анализ существующих подходов к оценке конкурентоспособности предприятия позволяет отметить следующие общие недостатки представленных методов.
       Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия:
K = Kr * KI,          (1)
где
K -  конкурентоспособность исследуемого предприятия;
Kr - коэффициент операционной эффективности;
KI - коэффициент стратегического позиционирования.
Операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.
В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. Однако оценка операционной эффективности на основе рентабельности по прибыли носит знакопеременный характер, что будет искажать показатель конкурентоспособности (например, оценка операционной эффективности может иметь одно и то же отрицательное значение как в случае убыточности рассматриваемого предприятия и прибыльности выборки, так и в случае прибыльности рассматриваемого предприятия и убыточности выборки, тогда как приведенные ситуации имеют абсолютно различное экономическое содержание). В этих условиях наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме:
r = В / З,          (2)
где
r - операционная эффективность предприятия;
В - выручка от реализации продукции;
З - затраты на производство и реализацию продукции.
Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке:
R = ВS / ЗS,          (3)
где
R - операционная эффективность по выборке;
ВS - выручка от реализации продукции по выборке;
ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.
     Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Выборка может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли. Необходимо отметить, что в зависимости от целей исследования возможно формирование выборки не только из отраслевых конкурентов, но и любых других хозяйствующих субъектов, конкурирующих с исследуемым предприятием.
        Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке:
Kr = r / R.          (4)
Стратегическое позиционирование обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.
Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения:
Д = В / V,          (5)
где
Д - доля рынка предприятия;
В - выручка от реализации продукции предприятия;
V - объем рынка.
Доля рынка по выборке запишется так:
ДS = ВS / V,          (6)
где
ДS - доля рынка по выборке;
ВS - выручка от реализации продукции по выборке;
V - объем рынка.
Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле:
?Д = (B / V) * (V0 / В0),          (7)
где
?Д - изменение доли рынка предприятия;
В0 - выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде;
V0 - объем рынка в предшествующем периоде.
Изменение доли рынка по выборке:
?ДS = (ВS / V) * (V0 / В0S),          (8)
где
?ДS - изменение доли рынка по выборке;
В0S - объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде;
V0 - объем рынка в предшествующем периоде.
Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке. С учетом выражений (7) и (8) получаем:
(?Д / ?ДS) = (В / В0) * (В0S / ВS),          (9)
Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки:
(?Д / ?ДS) = (I / IS) ,          (10)
где
I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;
IS - индекс изменения объемов выручки по выборке.
При этом:
I = (В / В0),          (11)
IS = (ВS / В0S),          (12)
Однако объемы выручки по природе своей совершают бoльшие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует бoльшая колеблемость показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень:
,          (13)
Тогда с учетом выражений (4) и (13) получаем:
,          (14)
Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ?. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке.
           При использовании этих методов, конкурентоспособность может быть рассмотрена с трех точек зрения: коммерческой, нормативно-правовой и технико-экономической. Конкурентоспособность изделие, которое со всех точек зрения наиболее полно соответствует требованиям потребителя, поэтому оценочные показатели, особенно сложных технических изделий, должны быть всесторонними.
         Оценивая свою конкурентоспособность, фирма должна сравнить свои сильные и слабые стороны, реально и критически проанализировать свои возможности. Оценка возможностей фирмы позволяет построить "многоугольник конкурентоспособности". Это широко распространенный метод, базирующийся на унифицированном подходе к каждому конкуренту, позволяющий провести сравнительный анализ конкурентоспособности одновременно относительно нескольких конкурентов. Накладывая друг на друга графические схемы, построенные на основе характеристик различных фирм, можно получить так называемый "радар конкурентоспособности" и наглядно увидеть сильные и слабые стороны одной фирмы по сравнению с другой.
     Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
- макроокружение (макросреда);
- микроокружение (внешняя микросреда).
   Анализ макросреды.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды нахождения туристического предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношения к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе её влияние и не может управлять ею.
          После установления своей миссии и целей руководство предприятия начинает диагностировать этап процесса стратегического планирования.
         Первым шагом является исследование внешней среды: оценка изменений, воздействующих на различные аспекты текущей стратегии; определение факторов, представляющих угрозу для текущей стратегии фирмы; контроль и анализ деятельности конкурентов; определение факторов, представляющих больше возможности для достижения общефирменных целей путем корректировки планов.
Анализ внешней среды помогает контролировать внешние по отношению к фирме факторы, получить важные результаты (время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз, время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств и время на разработку стратегий). Угрозы и возможности, с которыми сталкивается фирма, можно выделить в девять областей:
1. Экономические факторы.
Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить, сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние много факторов, среди которых и уровень экономического развития самой страны, и размер заработной платы, и инфляция, и безработица. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристические услуги от уровня дохода.
Усредненные данные свидетельствуют, что население вынуждено тратить только на приобретение продуктов питания около 70 % своих доходов. Такая ситуация отрицательно влияет на развитие рынка туристических услуг.
Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости и т. д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.
2. Политические факторы.
Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации.
3. Рыночные факторы.
Рыночная среда представляет собой постоянную опасность для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.
4. Технологичекие факторы.
Анализ технологической среды может учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении товаров и услуг или успехи в технологии средств связи.
5. Факторы социального поведения.
Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в обществе, движение в защиту интересов потребителей).
         6. Международные факторы.
Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.
        7. Демографические факторы.
Изучение демографических факторов макросреды занимает важное место при анализе рыночных возможностей туристического предприятия. Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, рынок туризма людей пожилого возраста является в настоящее время самым быстрорастущим.
        8.Природные факторы.
     Природные факторы не могут не влиять на деятельность туристического предприятия, тем более что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) - важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Итак, анализ внешней среды позволяет организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного планирования руководство должно иметь полное представление не только о существенных внешних проблемах, но и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.
      Анализ макросреды.
Микросреда - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени.
          Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснять цели и задачи организации. Важно то, что помимо оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.
          Рассмотрим следующие составляющие внутренней среды организации.
1.      Менеджмент;
2.      Хозяйственная деятельность и финансовое состояние;
3.      Технология работ и материальная база предприятия;
4.      Маркетинговая деятельность;
5.      Управление персоналом.
1.      Менеджмент. Организационная структура.
    В настоящее время под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности. Можно сказать, что структура управления есть не что иное, как оптимальное распределение работы, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между членами коллектива организации.
Целью организационной структуры управления является обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы.
Структура организации определяет не только распределение обязанностей в организации, но и стиль управления: административно-организационное управление — предполагает установление структуры организации и взаимосвязей, распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления; управление тесно связано с текущим планированием.
Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений),и пр.
2.      Хозяйственная деятельность и финансовое состояние предприятия
        Целью финансового анализа, является оценка его финансового состояния с учетом изменений, которые сложились в результате деятельности за несколько последних лет.
Анализ финансового состояния может принести пользу фирме: выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с её конкурентами.
3.      Технология работ и материально техническая база предприятия
Туристская фирма — крупное туристское предприятие, которое предоставляет туристам весь комплекс услуг туризма. Она занимается также разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок на них.
Программа обслуживания в туристической фирме «Олимп» является качественной и привлекательной для туристов. Понятие качества программы обслуживания означает комплекс услуг и мероприятий, обладающих свойствами удовлетворять потребности и желания туристов на отдыхе и в путешествиях.
На качество обслуживания влияет ассортимент предлагаемых услуг. Необходимы комплексность услуг и товаров, их направленность на конкретного потребителя, а также своевременность их предоставления, что оказывает огромное влияние на качество обслуживания.
4.      Маркетинговая деятельность предприятия
         Маркетинговая деятельность фирмы играет важную роль в управленческом обследовании предприятия. После выбора основных стратегических направлений действий предприятия необходимо их конкретизировать через планирование программы маркетинга.
Любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми, реагировать на каждое изменение на рынке: отставание от более удачливых и прозорливых грозит недоверием потребителя фирме, что может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т.е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Анализ  конкурентоспособности туристической фирмы
   Оценка конкурентоспособности туристских организаций ООО «Интурист», ООО «Интур – плюс», ООО «ОЛИМП»
   туристский конкурентоспособность спрос потребительский
   Исследование проводилось с мая 2010г. –сентябрь 2011г.
   Цели исследования:
   1.Первичный сбор информации о туристских организациях в г. Краснокаменске 
   2.Описание и обраб
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.