На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовой статус граждан и органов исполнительной власти в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 

  Введение ……………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  
1.1. Органы исполнительной власти: понятие и виды ……..….. 5
1.2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации ………………………………………... 10
1.3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления ……………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАН  
2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан .. 16
2.2. Режим защиты прав граждан - индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) …………………………………………… 18
2.3. Рассмотрение жалоб и обращений граждан в административном порядке …………………………………. 23
  Заключение ……………………………………………………. 30
  Список использованных источников и литературы ……….. 31
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
      Актуальность темы курсовой работы. Построение правового государства в России требует постоянного совершенствования деятельности органов исполнительной власти. Политика Президента и Правительства Российской Федерации реализуется именно в деятельности исполнительных органов, поэтому на них ложится обязанность по защите законных прав и законных интересов граждан России.
      Анализ практики деятельности органов исполнительной власти показывает, что и до настоящего времени возникают отдельные проблемы, решить которые можно только в процессе совершенствования их деятельности, предупреждения злоупотреблений должностных лиц, повышению ответственности чиновников за принимаемые решения, разъяснению гражданам принадлежащих им прав и налагаемых на них обязанностей.
      Цель и задачи исследования. Данная работа имеет целью исследовать правовую природу взаимоотношений граждан и органов исполнительной власти.
      Для достижения цели автор предполагает решение следующих задач:
      - определить понятие, виды и основные аспекты правового статуса органов исполнительной власти;
      - определить составляющие административно-правового статуса человека и гражданина;
      - исследовать проблемы совершенствования правового регулирования взаимодействия органов исполнительной власти и российских граждан.
      Объект исследования - система общественных отношений по совершенствованию деятельности органов исполнительной власти, повышению эффективности ее взаимодействия с гражданами.
     Предмет исследования - совокупность административного статуса гражданина и правового статуса органов исполнительной власти, их прав и обязанностей, направленных на соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина.
     В основу исследования положен диалектический метод познания, а также частно-научные методы: конкретно-социологический, социально-правовой, системный, сравнительно-правовой.
     Теоретической основой исследования послужили научные и научно-практические труды по общей теории права, конституционному, административному праву, опубликованные отечественными правоведами и юристами-практиками в виде монографий и научных статей.
     Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, а также списка использованных источников и литературы. 

 

     
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАН И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      Органы исполнительной власти: понятие и виды
 
     Статус органа исполнительной власти - это наиболее характерный для административного права и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов данной отрасли права.
     Специфика данного административно-правового статуса заключается в следующем. Органы исполнительной власти -- это специально создаваемые для целей реализации задач и функции государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.
     Термин «орган» сам по себе обозначает организационное начало в системе государственного управления, как, впрочем, и любого другого. Органы государства -- это структуры, объединяющие людей для выполнения функций государства. Л.Ю. Тихомиров отмечает, что «государственные органы выступают главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития»1.
     «Орган государства» (или «государственный орган») -- это термин, являющийся родовым по отношению ко всем организационным структурам, выполняющим функции государства. Следовательно, органы исполнительной власти являются важным, но не единственным элементом системы органов государства. В нее входят также органы законодательной власти, органы судебной власти, все те органы, которые по каким-либо причинам не отнесены Конституцией РФ к органам той или иной ветви государственной власти, а также организации, выполняющие отдельные государственные функции (например, Центральный банк РФ) и т.д. Сходным содержанием обладает и термин «государственный аппарат», понимаемый, в широком смысле, как совокупность всех организованных структур, выполняющих государственные функции.
     Органы исполнительной власти -- это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования, наделенные властными полномочиями в определенной сфере. Статус органа исполнительной власти - это наиболее характерный для административного права и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов данной отрасли права.
     В научной литературе по вопросам административного права можно встретить и термин «ведомство». И действующем законодательстве указанный термин не употребляется в прямом его значении, однако в актах можно встретить многочисленные производные от него термины, такие, как: «ведомственный жилой фонд», «внутриведомственный контроль», «ведомственная подчиненность» и т.п.
     Д.Н. Бахрах под административным ведомством понимает «... систему организаций, организационно подчиненных одному органу исполнительной власти»2. Однако при этом данный автор отмечает, что наряду с административными существуют и иные государственные и негосударственные ведомства.
     Термин «исполнительный орган» не равнозначен термину «орган исполнительной власти», поскольку исполнительные органы имеет практически всякая социальная система (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.п., и система местного самоуправления -- в лице управы, местной администрации и т.д.). Исполнительный орган -- орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести и какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. Президент РФ -- особый орган в системе государственных органов, не отвечающий главному признаку государственной должности (включение ее в состав штата органа), и в то же время опровергающий положение о коллективной природе органа. Кроме того, в этом административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера (например, функция по определению основных направлений внутренней и внешней политики России). Присутствующий в действующем законодательстве термин «исполнительный орган государственной власти» равнозначен термину «орган исполнительной власти».
     В соответствии с Конституцией РФ и нормами некоторых актов административною законодательства РФ, органы исполнительной власти обладают специальным комплексом прав и обязанностей, присущим этим органам.
     Прежде всего, статус органа исполнительной власти и всей системы органов в сфере управления определяется следующими нормами Конституции:
     * государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10);
     * государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11);
     * вопросы установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти находятся в ведении РФ (ст. 71);
     * система органов государственной (в т.ч. исполнительной) власти субъектов РФ самостоятельно устанавливается субъектами РФ в соответствии с основами конституционного строя РФ; по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77);
     * федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц для осуществления своих полномочий в регионах, а также могут передавать органами исполнительной власти субъектов РФ (по соглашению с ними) осуществление части своих полномочий, если это не противоречит действующему законодательству (ч. 1 и 2 ст. 78);
     * и также существует обратный порядок: органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78);
     * Президент и Правительство обеспечивают осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России (ч. 4 ст. 78);
     * исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство, состоящее из Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 110)3.
     На основе указанных норм Конституции РФ становятся очевидными несколько принципов, поясняющих место органов исполнительной власти в системе органов государства:
     Органы исполнительной власти -- это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, органы исполнительной власти -- это органы, специально созданные для реализации целей и задач исполнительной власти. Существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В таком качестве, как правило, выступают органы, не отнесенные ни к одной из систем органов государственной власти, а также организации, наделенные властными полномочиями. Эти органы и организации не входят в систему органов исполнительной власти.
     Принцип разделения властей, установленный Конституцией РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата, обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, се относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в РФ. «Система сдержек и противовесов» предусматривает, что органы исполнитель мой власти, с одной стороны, не подчиняются организационно ни законодательным (представительным) органам, ни судам судебной системы России. С другой стороны, органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судам и законодательным органам. Взаимодействие между самостоятельными системами органов различных ветвей власти осуществляется строго в соответствии с законодательными предписаниями, принимаемыми на основании принципов организации государственной власти в стране, закрепленных в Конституции РФ4.
     Государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с федеративным устройством государства как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ. Таким образом, принцип федерализма - один из центральных принципов организации системы органов исполнительной власти в нашей стране. На уровне каждого субъекта Федерации в отдельности и на федеральном уровне в целом осуществляются законодательная, исполнительная и судебная власть. Исполнительная власть реализуется на уровне субъектов РФ как территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, созданными ими для осуществления своих функций, так и специально созданными органами исполнительной власти субъектов Федерации.
     По предметам ведения РФ и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т. е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения5.
     Таким образом, органы исполнительной власти функционируют на основе принципа единства их системы. 

1.2. Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации 

    Гражданин как субъект административного права является участником общественных отношений, выступающим в роли носителя содержащихся в нормативных актах прав и обязанностей, которыми он наделен не только для реализации своих потребностей, но и для участия в управлении делами общества и государства.
    Правовой статус гражданина состоит, прежде всего, из его прав и обязанностей. Административно-правовой статус гражданина является сложным юридическим образованием, включающим в себя четыре составных элемента.
    Во-первых - самые важные права и обязанности, составляющие правовой статус личности, человека как субъекта административного права. Правовое регулирование положения личности в любом обществе должно занимать приоритетное положение, так как это выражает идею о том, что государство, его органы и должностные лица должны служить обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Данный приоритет закреплен в ст. 2 Конституции России: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".
    Данный принцип признан и в большинстве стран, нашел свое отражение в важнейших актах международного права, принятых ООН, организациями Европейского союза, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, утвержденной Советом Европы в 1950 г., и т.д.
    Российское государство, в процессе постороения демократического общества, приняло в 1991 г. Декларацию прав и свобод человека и гражданина6, нормы которой впоследствии нашли отражение в Конституции 1993 г.
    Согласно Конституции РФ и основанному на ней законодательству каждый человек, независимо от его служебного, общественного или имущественного положения, вероисповедания, национальности и т.д., является субъектом всех отраслей права, обладает всеми основными правами и обязанностями. Важное место в данном аспекте правового статуса личности занимают и нормы административного права.
    В числе основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности, можно назвать следующие, находящихся в той или иной степени в сфере административно-правового регулирования: право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Конституции РФ) и др.
    Во-вторых, составляющей административно-правового статуса личности является статус человека, вытекающий из факта гражданства7.
    Нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают права и обязанности личности в следующих сферах:
    - государственной и общественной деятельности (право на собрания, митинги и демонстрации (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59), право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции) и т.д.);
    - хозяйственно-трудовой деятельности (право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право на свободное использование своих способностей и имущества для экономической деятельности (ч. 1 ст. 34) и т.д.);
    - личной, в том числе семейной сфере (право на литературное, научное и иное творчество, право на изменение фамилии и т.д.).
    В-третьих, еще один элемент административно-правового статуса - социальный. Он необходим гражданину, чтобы заняться какой-либо конкретной профессиональной (трудовой) деятельностью, учебой, служить в армии и т.д.
    Для этого гражданину нужны дополнительные права и обязанности. В качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина здесь можно выделить правовые статусы учащегося, пенсионера, военнослужащего, рабочего, вынужденного переселенца и т.д.
    В-четвертых, существует особый статус, включающий в себя права и обязанности, приобретаемые гражданами по своему желанию, в соответствии со своими личными интересами. К таким гражданам можно отнести любителей-охотников (и рыболовов), судоводителей, спортсменов-непрофессионалов, туристов и т.д. Указанные граждане имеют официальный документ, подтверждающий их особые права и обязанности8.
    Итак, административно-правовой статус гражданина представляет собой единство всех четырех элементов, указанных выше.
    Административно-правовой статус гражданина обусловлен содержанием его административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность и административную дееспособность.
    Административная правоспособность - это возможность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, закрепленные в административно-правовых нормах. Она возникает у человека с момента рождения и прекращается со смертью, она не может быть отчуждена, но может быть частично или временно ограничена в соответствии с законодательством.
    Административная дееспособность - это способность человека своими действиями приобретать субъективные права и выполнять административные обязанности. Она частично наступает с 14-летнего возраста - после получения паспорта, ее объем расширяется в 16 лет (появляется возможность привлечения к административной ответственности), полная административная дееспособность появляется у гражданина по достижении 18 лет. 

1.3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления 

    Права, свободы и обязанности граждан для своей реализации нуждаются в административно-правовом механизме, который невозможен без участия исполнительной власти, органов государственного управления.
    В настоящее время административно-правовой статус граждан в сфере государственного управления все в большей степени регулируется на уровне федеральных законов и правительственных актов. Например, если ранее большая часть прав и обязанностей граждан в сфере охраны общественного порядка регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они регулируются Законом "О милиции". Правила дорожного движения, которые раньше утверждались главой МВД, теперь утверждаются постановлением Правительства РФ.
    Административно-правовой статус граждан сейчас полнее, богаче, разнообразнее (по сравнению с административно-правовым статусом гражданина 10-20 и более лет назад), его регулирование значительно расширено во многих сферах экономической, политической, социальной жизни государства и общества. Этому можно найти много подтверждений в действующем законодательстве. Так, Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.9, отменена прописка и установлена регистрацию граждан по месту жительства и месту пребывания; Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г.10 установлено право граждан России свободно выезжать за пределы России и возвращаться обратно11; значительно расширены и права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ - благодаря Федеральному закону "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г.
    Особенностью административного права является то, что в предмет его регулирования входят права и обязанности граждан в сфере так называемой «управляемой» деятельности. Например, административные нормы регламентируют поведения в общественных местах, торговли, охоты и рыбной ловли, правила пожарной безопасности, санитарные правила и пр. Органы исполнительной власти контролируют соблюдение этих правил и применяют меры принуждения за нарушение, невыполнение или ненадлежащее выполнение этих норм. Поэтому административное право содержит институт административного правонарушения, регламентирует виды и меры административной ответственности, порядок производства по делам о таких правонарушениях.
    Права и обязанности граждан в сфере государственного управления условно подразделяются на три основные группы.
    Первая группа: это права и обязанности, которые необходимы гражданину для участия в управлении делами государства: а) непосредственно, б) через представителей, в) посредством равного доступа к государственной службе. Особенность данного «блока» прав и обязанностей состоит в процессе их реализации требует, - эти права и обязанности требуют активного волеизъявления граждан как субъектов административного права.
    Вторая группа: это права и обязанности граждан, для реализации которых необходима не только активная деятельность гражданина, но и содействие исполнительной власти в лице исполнительных органов и их должностных лиц. В частности, к этой группе относятся права: а) на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий, б) право на объединение для защиты своих интересов, в) право на обращение в государственные и муниципальные органы, право на возмещение государством вреда, причиненного органами власти или должностными лицами, и пр.
    Третья группа: это права и обязанности граждан в сфере управления, которые связаны с их участием в непосредственной деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве экспертов, членов различных комиссий, добровольных народных дружин, внештатных инспекторов и т.д12.
    Таким образом, исполнительная власть в России представлена соответствующими органами власти, виды и деятельность которых четко регламентированы законодательством РФ. Также правовыми нормами закреплен административно-правовой статус человека, включающий совокупность прав и обязанностей, и позволяющий ему отстаивать (в случае необходимости) свои законные права и интересы.
 


ГЛАВА 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ГРАЖДАН 

2.1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан 

    Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и иные гарантии. Рассмотрим отдельные виды гарантий.
    Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности и сельскохозяйственного комплекса, твердый курс рубля, устойчивую денежную систему, своевременную выплату заработной платы, социальных выплат, рост благосостояния граждан и многое другое. Следует отметить, что указанные экономические гарантии в современных условиях малоэффективны и  абсолютно недостаточны.
    Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, идеологическое разнообразие, разумное сочетание законодательной и исполнительной власти и т.д.
    Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере исполнительной власти представляют собой систему правоохранительных, контролирующих, надзирающих и других органов и организаций в центре и на местах. Это органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, многочисленные контрольные органы (в частности, Счетная палата), разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и т.д. Все эти структуры осуществляют деятельность по практической реализации и охране предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
    Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
    Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, в данном случае - нормы административного права. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества13.
    Внесудебные гарантии гораздо многообразнее по содержанию, порядку осуществления и субъектному составу. По существу, вся система органов исполнительной власти и их должностных лиц, для того и созданы, чтобы служить людям, обеспечивать защиту и реализацию гражданами их прав, свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
    Органы государственного управления и их должностные лица призваны создавать материальные, организационные, правовые и другие необходимые условия для органов и организаций, занимающихся реализацией прав граждан, рассматривать конкретные индивидуальные дела и административно-правовые споры, возникающие по инициативе граждан либо в процессе контрольно-надзорной деятельности. Эти органы и должностные лица должны создавать необходимые условия и для свободного использования гражданами своих прав, своевременно пресекать их нарушения, восстанавливать нарушенные права и применять соответствующие меры воздействия к виновным в таких нарушениях.
    Важнейшей гарантией является ответственность должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан или препятствующих их осуществлению. Если акты управления ущемляют права граждан, то они в установленном порядке должны быть отменены.
    Защиту прав граждан обеспечивает также Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.14
    Уполномоченный по правам человека в силу своих полномочий способствует: а) восстановлению нарушенных прав; б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина; в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права; г) выявлению нарушенных прав; д) устранению выявленных нарушений; е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
    Важное место в защите прав и свобод граждан занимает Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан и по работе с обращениями граждан, основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека. 

2.2. Режим защиты прав граждан - индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) 

      Особым правовым статусом обладают граждане, за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.