На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Состояние и перспективы туристского рынка в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ  ФИЛИАЛ
Федерального  государственного образовательного учреждения
Среднего  специального образования
«ПЕТРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА» 
 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИИ 
 
 

                                                                Студентки: Дмитриевой К.К.
                                   Группа 101
                                                          Специальность: «Туризм»
                                                                              Руководитель: Дворжинский Н.К. 
 
 
 
 
 
 

г. Петрозаводск
2010 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА 4
1.1. Понятие туристского рынка 4
1.2. Механизм функционирования туристского рынка 7
1.3. Сегментация туристского рынка 11
2.СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРИСТСКОГО РЫНКА В РОССИИ 13
2.1.  Анализ состояния туристского рынка в России 13
   2.2. Этапы развития частного сектора российского рынка предложения по организации туристских путешествий ………………………………………...16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Выбранная тема "Туристский рынок(спрос и предложение)" является актуальной, теоретически и практически значимой.       Спрос описывается шкалой, отражающей готовность покупателей покупать данный продукт  в течение определенного периода  по каждой из разных цен, по которым  его могут продавать. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах.
      Спрос, следовательно, - это просто выраженные в форме таблицы планы или  намерения покупателя относительно покупки продукта. При этом надо обратить внимание, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени - дню, неделе, месяцу и т.д.
      Коренное  свойство спроса заключается в следующем, при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к уменьшению величины спроса. То есть существует отрицательная или обратная связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса.
      Предложение описывается шкалой, показывающей количество продукта, которое производители  готовы предлагать к продаже на рынке  в течение определенного периода  по каждой из возможных цен, по которой  он может быть продан. Эта шкала  предложения представляет ряд альтернативных возможностей для индивидуального производителя.
      Предложение показывает, какое количество продукта будет предложено к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными.
      Закон предложения утверждает, что, при прочих равных условиях, производители предлагают большее количество продукта по высокой цене, чем по - низкой. В результате связь между величиной предложения и ценой прямая, а кривая спроса - восходящая.
      Объект - туристский рынок
      Предмет – спрос и предложение
      Целью данной  работы является рассмотрение понятия туристского рынка, влияние спроса и предложения на туристский рынок, так же состояние и перспективы туристского рынка в России.
      Данная  тема разработана хорошо. В данной теме использована литература: Азар В.И, Туманов С.Ю. Экономика туриского рынка.-М.: Наука, 1998; Инфомационные технологии в туризме.-М.:Приор, 1998; Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. – М.: АспектПресс, 2004.  
Глава1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТУРИСТСКОГО РЫНКА 

      Понятие туристского рынка 
 
      Туристский  рынок — это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) туристских услуг. В отличие от обычных товарных рынков туристский рынок не несет в себе движения товаров от продавцов к покупателям. Напротив, сами покупатели перемещаются к месту назначения, чтобы получить зарезервированные услуги.  

      Туристский рынок можно рассматривать в качестве:
    совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;
    инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;
    сферы реализации туристского продукта;
    сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.
 
      В широком плане туристский рынок означает место, где происходят сделки купли-продажи туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).
      При этом следует иметь в виду, что  указанные сделки не всегда осуществляются в одном и том же месте, например в месте приема туристов в гостинице или у туроператоров. Она может состояться и без прямого вовлечения продавца и покупателя туристского продукта, например, посредством телекса, телеграммы, факса, телефонного звонка или по чеку. Это вызвано тем, что туристский рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной.
      Более полно туристский рынок можно определить как сферу реализации туристского продукта и экономических отношений, возникающих между покупателями и продавцами туристского продукта, то есть между туристом, турагентством, туроператором.
      Туристский рынок выступает как сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта. Каждый производитель и потребитель туристского продукта имеют свои экономические интересы, которые могут и не совпадать, но если же они совпадают, то происходит акт купли-продажи туристского продукта. Поэтому рынок - своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления, который для данного туристского хозяйствующего субъекта (туроператора, турагента) представляет собой совокупность потребителей, заинтересованных в туристском продукте этого хозяйствующего субъекта и имеют денежные средства купить его сегодня или завтра.
      Сущность туристского рынка выражается в его функциях.
      Функция (от лат. functio - исполнение, совершение) экономической категории - это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.
      Функции туристского рынка отражают форму проявления туристской деятельности и ее назначение в обществе.
      Туристский рынок выполняет следующие функции:
    реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;
    организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
      В процессе выполнения туристским рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается посредством обмена: деньги - туристский продукт. Завершение этого обмена означает законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости, заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительной стоимости. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туристской индустрии.
      Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя проявляется через создание сети турагентов и туроператоров по его реализации.
      Турист, реализуя собственные денежные средства в обмен на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок непосредственно способствует возмещению затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
      Содержание  функции экономического обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе обмена (деньги - туристский продукт) на туристском рынке распределение как необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде.
      Работники туристской фирмы при продаже туристского продукта получают за свой труд денежные средства, тем самым у них создаются материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского продукта, производству его в соответствии с запросами покупателей, росту производительности труда работников туристской индустрии.
      Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.
      Емкость туристского рынка - его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.
      На  туристском рынке сталкиваются спрос  на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предлагает туристская фирма.
      Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами. Такой спрос называется платежеспособным.
      Предложение на туристском рынке - это вся масса предназначенных для продажи туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения.
      Предложение туристского продукта обусловлено определенными предпосылками, среди которых наиболее важными являются:
    наличие производителей туристского продукта,
    уровень развития туристской индустрии,
    объем туристских ресурсов.
      Обмен спроса на предложение на туристском рынке означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства. Данный процесс зависит от цены на туристский продукт. Существует правило: на рынке ценой всегда командует спрос: если спрос превышает предложение - цены поднимаются; если же предложение превышает спрос - цены снижаются.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Механизм  функционирования туристского рынка
 
      Механизм  функционирования туристского рынка - это система действий экономических рычагов для сбалансированности спроса и предложения на туристский продукт, на обмен "деньги - туристский продукт", на денежные потоки и потоки туристского продукта.
      Приведенная выше схема показывает, что спрос на услуги туризма обусловлен определенными предпосылками предъявителей спроса (туристов): люди с туристскими потребностями и желанием путешествовать; люди с высокой покупательной способностью, спрос которых направлен на самые престижные туры, оригинальные путешествия, высокий уровень туристского обслуживания (комфорт, особое внимание обслуживающего персонала, предоставление индивидуального гида-переводчика и автотранспорта и т.п.); люди с покупательским поведением. Турист - это покупатель услуг туризма. Его покупательское поведение определяется всеми теми природными, психологическими, социальными и другими причинами, которые заставляют его реагировать определенным образом на рекламу. Это очень важный фактор эффективного функционирования туристского рынка. Он требует разделения туристского рынка на отдельные секторы, изучение которых помогает в достижении самого оптимального сочетания предложения и спроса на услуги туризма.
      Развитие  туризма и туристского рынка имеет большое экономическое значение, так как помогает решить общие экономические проблемы. Развитие туризма требует также динамичного развития всех отраслей хозяйства.
      Туристский  рынок по отношению к экономике любой страны характеризуется двухцикличностью. Это выражается в том, что высокоразвитый туристский рынок ведет к богатству государства, а несовершенный и слаборазвитый туристский рынок характеризует его бедность.
      Развивающаяся экономика туризма не имеет возможностей удовлетворить все потребности и желания туристов. Изобилие туристских ресурсов предполагает создание довольно сложной и многообразной материально-технической базы туризма. При увеличении экономической отдачи от туристской индустрии одна часть дохода используется для удовлетворения новых туристских потребностей, а другая может быть направлена на развитие других сфер экономики, в том числе и промышленности.
      Нельзя  односторонне развивать туризм. Для его быстрого подъема требуется гармоничное развитие всех отраслей экономики страны и одновременное увеличение их экономической активности.
      На  туристском рынке происходит непрерывное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг к другу, создавая тем самым туристский кругооборот.
      Туристский  кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
      Сезонность  функционирования туристского рынка
      Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристский продукт.
      Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.
      Производственно-обслуживающий процесс туризма имеет ярко выраженную зависимость от сезонных колебаний.
      Изучение сезонности в туризме позволяет: определить степень влияния природно-климатических условий на формирование туристского потока; установить продолжительность туристского сезона; раскрыть факторы, обусловливающие сезонность в туризме; определить экономические последствия сезонности на уровне региона и туристской фирмы; разработать комплекс мероприятий по снижению сезонной неравномерности в обслуживании туристов.
      Сезонность  в туризме характеризуется следующими признаками:
    период максимальной интенсивности туристского потока называется главным туристским сезоном;
    туристский регион, туристская фирма в зависимости от развития вида туризма могут иметь один или несколько туристских сезонов;
    развитые в туристском отношении страны, регионы, центры, фирмы имеют более продолжительный главный туристский сезон, а интенсивность туристского потока не имеет ярко выраженной сезонной неравномерности, то есть значительные сезонные колебания характерны для невысокого уровня развития туристского предложения;
    сезонные колебания в туризме различны для отдельных видов туризма по времени.
 
      Сезонность  в туризме определяется целым рядом факторов:
    природно-климатических - количество и качество специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма;
    экономических - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
    социальных - наличие свободного времени;
    демографических - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другие признакам;
    психологических - традиции, мода, подражание;
    материально-технических - развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
    технологических - комплексный подход в предоставлении качественных услуг.
 
      Все перечисленные выше факторы сезонных колебаний можно подразделить на первичные и вторичные. К первичным относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий; ко вторичным - все остальные.
      Следовательно, существует реальная возможность влияния на сезонную неравномерность спроса в туризме. Сезонность туризма ведет к сезонному характеру занятости работников туристской индустрии. Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.
      С одной стороны, туризм порождает неравномерное распределение рабочего времени (сверхурочные в туристский сезон и недостаточная загруженность рабочих в межсезонье) и, как следствие, значительный удельный вес не полностью занятых работников и текучесть кадров.
      С другой стороны, сезонность туризма стимулирует многопрофильный характер рабочих мест, когда один и тот же работник выполняет разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
      Кроме того, сезонная работа выгодна для многих категорий населения как источник дополнительного дохода.
      Сезонность  туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:
    значительный удельный вес неполной занятости;
    сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
    низкий удельный вес квалифицированного персонала;
    ограниченные возможности профессионального роста;
    значительный удельный вес женского труда.
      В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.
      Например, Франция, Италия, Швейцария и Австрия, обладая примерно одинаковыми туристскими ресурсами, представляют собой классический пример развития соответственно морского и горного туризма. Бурно развивая контрастный туризм, Франция и Швейцарияотносительно стабилизировали сезонную неравномерность не за счет снижения интенсивности туристских потоков во время главного туристского сезона, а за счет его удлинения. В результате чего количество обслуженных туристов за июль-август составило во Франции 28%, в Италии - 40%, в Швейцарии - 37%, в Австрии - 45%, что является примером возможного сглаживания сезонных колебаний посредством комбинирования традиционных и нетрадиционных видов услуг туризма.
      Удлинение главного туристского сезона оказывает сильное влияние на эффективность работы туристской фирмы, так как, во-первых, "консервация" или снижение загрузки материально-технической базы ведет к прямым убыткам в основной деятельности туристской фирмы; во-вторых, обеспечивается более полная занятость населения и ликвидируется безработица; в-третьих, повышается уровень использования основных фондов других отраслей - транспорта, питания, коммунально-бытового хозяйства и др.; в-четвертых, сглаживание сезонных колебаний ведет к более рациональному использованию природных ресурсов.
      Объем реализованных услуг туризма имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т.п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей.
      Эти расчеты производятся на основе коэффициентов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период.
      В практике экономического анализа используются различные методы расчета коэффициента сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей (подвижной) средней, метод У. Персонса.
      Наиболее  легким из них является метод простой средней, который применяется для исчисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.
      Для выявления устойчивой, а не случайной  закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет (не менее трех последних).
      Поскольку объем реализации услуг туризма  имеет четко выраженную тенденцию  к изменению, то целесообразно произвести расчет сезонности методом аналитического выравнивания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Сегментация туристского рынка
 
      Сегментация рынка - это деление "рынка вообще" на однородные удельные рынки, то есть на отдельные звенья (сегменты) рынка.
      Разделение  туристского рынка на отдельные сегменты должно производиться по определенным критериям. В настоящее время нет единых системы критериев и метода сегментации туристского рынка.
      Сегментацию спроса целесообразно проводить по трем группам критериев:
    географические;
    социальные;
    психологические.
 
      К географическим критериям относятся:
    страна прибытия туриста;
    географическая цель туристской поездки.
      Социальные критерии (другое название "социолого-демографические критерии") связаны с характеристикой туриста: возраст, пол, профессия, тип семьи, национальность, религиозные убеждения, доход и др.
      Психологические критерии дают характеристику поведения туриста, поэтому их еще называют "психолого-поведенческие критерии". К ним относятся:
    мотив поездки, сезонность, организация и длительность поездки и др.
    туризм по странам мира, туризм по отдельным регионам мира, туризм по отдельным регионам страны проживания туриста.
      Социальные критерии
    молодежный туризм (до 30 лет), туризм "сениоров" (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм;
    туризм по возрастным группам, женский туризм, смешанный туризм;
    множество сегментов по профессиональному признаку, специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни, сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.);
    туристы из больших, средних, малых городов;
    туристы из сельской местности, туризм одиноких, туризм семей без детей, туризм семей с детьми, многосемейный туризм, этнический туризм, религиозный туризм, социальный туризм, люкс-туризм, недорогие туры, эксклюзивные туры.
 
      Субъекты туристского рынка - юридические и физические лица, являющиеся производителями и потребителями туристского продукта.
      Потребители туристского продукта - граждане, желающие путешествовать, то есть туристы.
      Производители туристского продукта - туристские фирмы (туроператоры и турагенты), которые работают с целью получить прибыль и удовлетворить потребности туристов.
      Таким образом, на туристском рынке действуют три субъекта: турист, туроператор, турагент.
      Под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
      Туроператор - хозяйствующий субъект или индивидуальный предприниматель, который занимается разработкой туристских маршрутов, обеспечивает их функционирование, организует рекламу, устанавливает цены на туры турагентам для выпуска по ним путевок и их реализации.
      Туроператорам отводится отдельная роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
      В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
      Во  втором случае, когда туроператор продает услуги туризма по отдельности, он выступает как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.