На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Признаки одаренности у детей

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования  и науки РФ
Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования
«Алтайская государственная  педагогическая академия»
Институт психологии и  педагогики.
 
 
 
 
Реферат
Тема: Признаки одаренности  у детей
 
 
выполнила: студентка АлтГПА
715 группы Череканова Марина
 проверила: Парфенова  Г.Л.
 
 
 
 
 
 
Барнаул 2011
Содержание
 
 
    Введение
    Признаки одаренности
    Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте
    Проявление детской одаренности на основе описания портретов
    Методики диагностики одаренности для педагогов и родителей
    Заключение
    Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ведение
Одаренность – системное, развивающееся качество, принадлежащее  личности как целостному образованию; его нельзя свести ни к одному из психических качеств или способностей ребенка. Одаренность имеет свои врожденные, генетические предпосылки, которые выступают не сразу, не полностью. Они обнаруживаются в ходе возрастного созревания, в социальной среде, под влиянием обучения и воспитания (в самом широком значении этих слов).                                                                                        Признаки одаренности - это особенности ребенка, которые выделяют его, в чем-то поднимают над общим уровнем. Это, прежде всего повышенная расположенность к усвоению, творческие проявления, необычные достижения в каких-нибудь видах деятельности. Имеется в виду, что в основе таких проявлений - более благоприятные внутренние предпосылки развития, особые возможности умственного роста.                                         Задача: изучить проявления одаренности у детей.                             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности  охватывают два аспекта поведения  одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренности ребенка может быть описан следующими признаками:
1) Наличие специфических  стратегий деятельности. При этом  выделяются три основных уровня  успешности деятельности, с каждым  из которых связана своя специфическая  стратегия ее осуществления:
– быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
– использование и изобретение  новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
– выдвижение новых целей  деятельности за счет более глубокого  овладения предметом, ведущее к  новому видению ситуации и объясняющее  появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
2) Сформированность качественно  своеобразного индивидуального  стиля деятельности, выражающегося  в склонности «все делать по-своему»  и связанного с присущей одаренному  ребенку самодостаточной системой  саморегуляции.
3) Особый тип организации  знаний одаренного ребенка: высокая  структурированность; способность  видеть изучаемый предмет в  системе разнообразных связей; свернутость  знаний в соответствующей предметной  области при одновременной их  готовности развернуться в качестве  контекста поиска решения в  нужный момент времени; категориальный  характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать  общие закономерности).
4) Своеобразный тип обучаемости.  Факты свидетельствуют, что одаренные  дети, как правило, уже с раннего  возраста отличаются высоким  уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько  в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной,  обогащенной и индивидуализированной  образовательной среды.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:
1) Повышенная избирательная  чувствительность к определенным  сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, техническим  устройствам, растениям и т.  д.) либо определенным формам собственной  активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
2) Повышенная познавательная  потребность, которая проявляется  в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной  инициативе выходить за пределы  исходных требований деятельности.
3) Ярко выраженный интерес  к тем или иным занятия или  сферам деятельности, чрезвычайно  высокая увлеченность каким-либо  предметом, погруженность в то  или иное дело. Наличие столь  интенсивной склонности к определенному  виду деятельности имеет своим  следствием поразительное упорство  и трудолюбие.
4) Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной  информации, неприятие стандартных,  типичных заданий и готовых  ответов.
5) Высокая требовательность  к результатам собственного труда,  склонность ставить сверхтрудные  цели и настойчивость в их  достижении, стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что  поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать  одновременно всем вышеперечисленным  признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто  противоречивы в своих проявлениях, поскольку во многом зависимы от предметного  содержания деятельности и социального  контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного случая.
 
Педагоги выделяют следующие признаки одаренности  у детей от 1 года до 3 лет: 
 
• неуемное любопытство; 
• бесконечные вопросы; 
• умение следить за несколькими событиями; 
• большой словарный запас; 
• увлеченность словесными раскрашиваниями; 
• развитая речь; 
• употребление сложных слов и развернутых предложений; 
• повышенная концентрация на чем-то одном; 
• упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна; 
• способности к рисованию, музыке, счету; 
• нетерпеливость и порывистость; 
• изобретательность и богатая фантазия. 
 
Самые распространенные признаки одаренности у детей 3—7 лет: 
 
• отличная память; 
• интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»); 
• яркое воображение; 
• нечеткость в разграничении реальности и фантазии; 
• преувеличенные страхи; 
• эгоцентризм; 
• громадная любознательность; 
• удивительная наблюдательность; 
• повышенные математические способности в вычислении и логике; 
• ребенок предпочитает общество старших детей и взрослых; 
• ребенок добр, открыт, понятлив, превосходно владеет искусством речевой коммуникации; 
• ребенок изобретает собственные слова; 
• ребенок склонен к активному исследованию окружающего; 
• самое яркое проявление одаренности — речь. В 3—4 года малыш строит сложные предложения, демонстрирует достаточно большой словарный запас и обширный кругозор, способен логически рассуждать и делать неожиданные выводы; 
• ребенок предпочитает часто сам длительно искать ответ на интересующий вопрос и не всегда воспринимает ваше уже готовое решение; 
• ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным и наскучило; 
• у ребенка обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим; 
• у ребенка хорошо развито чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым; 
• для ребенка характерна порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих. 

 
 
 
 
 
 
 
Особенности проявления одаренности в дошкольном возрасте.
Академик А.М. Матюшкин отмечал, что одаренность может быть загублена на любом этапе развития, в том числе, в дошкольном возрасте.             Раскрытие одаренности часто сопряжено с появлением особых проблем в процессе воспитания и развития дошкольников. Многие несомненные достоинства одаренного ребенка подчас оборачивается не совсем приятными и не понятными для взрослого человека сторонами, специфическими проблемами и трудностями.                                                                                      В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности  продуктивны и важны 2 идеи:
    О творчестве как  универсальном механизме развития психики (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, П. Торренс, С.Л. Рубинштейн и др.);
    О значимости и самоценности дошкольного детства ( Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.А Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.)
Согласно концепции А.М.  Матюшкина творческий потенциал  заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления. Одаренные дети  имеют высокий  творческий потенциал. Одаренность  – развивающая творчество.
Нередко, говоря о творческой одаренности дошкольника, говорят  лишь о художественном творчестве и  о потенциале судят по рисункам, работам из пластилина и пр. Придуманные  ребенком игры, истории не принимаются  во внимание. Совсем далеким от творческих проявлений кажутся попытки малыша лучше рассмотреть предмет, игрушку. Однако чтобы угадать «ростки  одаренности» необходимо с большим  вниманием отнестись к этим первым проявлениям познавательной потребности.
Е.С. Белова приводит многочисленные примеры наблюдений за поведением одаренных  дошкольников с высоким интеллектуальным и исследовательским потенциалом. Вот некоторые из черт этих детей:
*  много знают, интересно  рассуждают, всегда стремятся узнать  что- то новое, доходя в этом  возрасте до чтения энциклопедий; чем больше они узнают, тем  больше стремятся еще узнать;
*  обозначается характер исследователя: проявляет интерес и упорство в познании; активный поиск информации  сопровождается положительными эмоциями; готовы часами сидеть за книгами, проводить время в библиотеке;
* развитие идет с опережение (речь, мышление);
* недостаточную информацию  дополняет бурной фантазией и  воображением; их «изобретательность не знает пределов» (К.Н. Корнилов) на основе отсутствия табу и стереотипов;
* интересно все: и в  книгах, и на прогулки, внимание  привлекают самые обычные события  и вызывают у одаренных детей  самые необычные и глубокие  вопросы. Позже полученной информацией  стремятся поделиться с окружающими  и даже с «игрушечными друзьями»,  с плюшевым мишкой, например;
* интерес к устройству  сложных технических предметов  вызывает стремление узнать физику, химию, механику и т.д.
* повышенный интерес к  путешествиям, картам, новым странам  и местностям, словам и словарям, коллекционированию;
* ведение записей, если  не словесных, то в виде рисунков, комиксов, ведение собственного дневника в том числе;
* иногда сосредоточенность  на какой- то одной проблеме (птицы, космос, механизмы, динозавры, мультгерой, флаги, бабочки и пр.), вокруг которой – все их вопросы, игры, рисунки, конструирование, чтение, т.д.
Дополним эти характеристики замечаниями А.М. Матюшкина.
Одаренный ребенок, по его  мнению, умеет находить не по возрасту рано, сходство и различия в предметах, явлениях; хорошо устанавливает связи  между причиной и следствием, понимает скрытый смысл высказывания. Умеет  свои суждения сопровождать фактами, примерами.
Для одаренных детей уже  на ранних этапах развития (до 2 – 3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый  предмет, звук, изображение и т.д. иногда у таких детей потребность  в новых впечатлениях оказывается  сильнее физиологических потребностей пище, сне и пр. На этом возрастном этапе реализация поисковой активности обеспечивает ребенку непроизвольное открытие мира, творческое порождение образов, становление сенсорных эталонов – систем чувственных качеств предметов (цвета, формы), которые используются как образцы при исследовании объектов и выделении их свойств. У одаренных детей вследствие повышенной познавательной активности знания о мире шире и сложнее, чем у сверстников. Эта особенность познавательной потребности состоит в том, что она не насыщаема. Это обуславливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому. К 3 – 5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.
У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов», потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения. Их количество не уменьшается, как у сверстников, к - -4 годам. Одаренные дети больше задают вопросов, чем ровесники. Их вопросы шире по тематике и глубже. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из не обходимого средства речевого общения, познания мира в звено самостоятельного мышления. Такие дети настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, одаренные дети уже к 5-ти годам пытаются отыскать ответы самостоятельно, находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5 – 6 лет уровень их познавательно – исследовательской активности позволяет самостоятельно ставить проблемы, вопросы, осуществлять поиск решений. При этом познавательная потребность приобретает новое качество: она вполне осознается ребенком.
Познавательная мотивация  и активность выражаются в высокой  избирательности ребенка к исследуемому новому. Устойчивая избирательность  составляет одно из оснований развития специальных способностей. По мнению Н.С. Лейтеса (1996), сензитивным периодом для развития музыкальной, художественной, математической и шахматной  одаренности  является именно дошкольный возраст.
Так, сравнительно рано может  проявляться познавательная активность как признак музыкальной одаренности  в форме необычайной чувствительности к восприятию музыки. Высокая избирательность  при этом выражается в том, что  самые сильные впечатления и  переживания ребенка связаны  со звуками, весь мир воспринимается как наполненный звуками. До 2 – 3 лет об этом можно судить лишь косвенно: ребенок затихает при звуках мелодии, у него появляется улыбка, он начинает «гулить», изображать разные звуки, насколько они у него получаются. Иногда впечатлительность, проявляемая к звукам музыки, так необычна, что может казаться болезненной. Легко запоминают музыкальные произведения, ритм, мелодию. Сочиняют собственную мелодию, импровизируют.
Похожая картина наблюдается  при проявлении художественного  таланта. Высокая избирательность  в отношении зрительных образов  проявляется в дошкольном возрасте в острой наблюдательности, сильной  впечатлительности, способности все  вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Признаками художественной одаренности  дошкольника являются эмоциональная  окрашенность познавательных процессов; стремление к одушевлению предметов, явлений;  игра как активное выражение  значимых для ребенка переживаний  (Н.С. Лейтес). В сводное время художественно одаренные дети охотно рисуют, лепят, создают композиции, работают с клеем, глиной, пластилином для создания трехмерного изображения. Они оригинальны в выборе сюжета (составляют необычные композиции из цветов, камней открыток, марок, рисунков). Они рано интересуются произведением искусства, созданными другими людьми; пытаются воспроизвести и усовершенствовать то, что им понравилось в собственных рисунках, скульптуре, композиции.
Одаренные в области математики дети уже в 3 – 4 года увлеченно играют с числами, с радостью отыскивая  их повсюду, пробуя составить из них  новые комбинации. Освоение ими простых  арифметических действий происходит быстро и радостно.
Для дошкольников с шахматной  одаренностью не составляет труда подсчитать «в уме» сложные шахматные композиции. Игрушки им заброшены и забыты.  Большую часть времени они  проводят за шахматной доской, быстро добиваются поразительных результатов: устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками и старшими детьми, обыгрывают взрослых. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Казалось бы, для школьника это почти  недоступное занятие, но для детей  с шахматной одаренностью оно  желание любой игры.
В дошкольном возрасте проявляются  и первые признаки литературного  дарования. Такой ребенок настроен на музыку слова, его завораживают слова, звуки, рифмы. Они склонны сами рифмовать строки, придумывать истории, сказки, слова, изучать и легко воспринимать другие языки. С удовольствием играют в игры на придумывание слов, рифм, декламируют и быстро запоминают стихи. В детях с литературным даром рано просыпается лиризм, способность посредством слов передавать чувства. Придают что-то необычное в рассказе о каком-либо событии, хорошо известном.
Проявление социальной одаренности  в дошкольном возрасте сопровождается развитием гуманного, нравственного  аспектов личности малыша. Эти дети уверены, инициативны, внимательны к обстоятельствам и личности других людей. Они не боятся, не стесняются обратиться к окружающим. Такому ребенку обычно до всего есть дело.  Он быстро знакомится, легко адаптируется в новой группе (например, в детском саду), знает, кому и каким тоном что-то сказать. Его слушают, уважают, спрашивают совета.  Ни одна игра не проходит без этих детей: именно они распределяют роли, правила, справедливо рассудят спорщиков. Любимые игры детей с социальной одаренностью – « в жизнь людей»; в них они творчески воплощают все, что видят в человеческих взаимоотношениях. Они самостоятельны, ответственны, но стараются подражать взрослым, чтобы казаться этими взрослыми. Иногда раскрытие социальной одаренности в дошкольном сопровождается негативными проявлениями: авторитет и влияние ребенок начинает использовать в корыстных целях («буду играть с тобой, если…»и ставит выгодное для себя условие).
   Ранее проявление технической одаренности находит в отражение в любви ребенка к конструированию, переделыванию, строительству механизмов, сооружений; в желании «чинить», разбитые старые, испорченные игрушки; решать технические головоломки, выяснять причины неисправностей; в умении и стремлении рисовать схемы новых конструкций, приборов, устройств.
Дж. Рензулли и Р. Хартман отмечают проявление креативности как компонент одаренности у дошкольников:
    Одаренные дети проявляют любопытство ко многим вещам, конструктивную критичность (не принимают авторитарные указания без критического изучения); постоянно задают вопросы, предлагают множество идей, задач, ответов, решений; высказывают мнение, настойчиво отстаивают его; склонны к риску; часто озабочены преобразованием, улучшение общества, предметов; видят юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим юмористическими; не боятся отличаться от других, не конформисты.
 
 
Проявление детской  одаренности на основе описания портретов
 
Саша
Саша очень рано начал  обнаруживать необычайные способности. Ему не было и четырех лет, когда он научился читать. Примерно в том же возрасте он научился считать. Умение считать быстро перешло в увлечение. Он повсюду чертил бесконечные ряды цифр, приставал ко все без конца с просьбой задать ему числа и примеры. В начале пятого года жизни он начал интересоваться географией, чуть позже усиленно начал заниматься зоологией.                                                                                          
В начале пятого года сделал карту полушарий, с удивительной точностью передав очертания  и обозначения. Весьма обширные познания по географии приобрел в этом возрасте. Воспитательница детского сада, который  посещал Саша, поражалась общему развитию ребенка и его изобразительным  способностям. В рисунках на себя обращали внимание тщательность и точность изображения  самых мелких деталей.
Когда Саше исполнилось пять лет, в семье стала жить девочка, которая пошла в первый класс. Для Саши начался новый период: дети вмести писали упражнения, решали задачки. В итоге Саша в 7 лет поступил в 4-ый класс школы, успешно выдержав вступительные испытания. Саша в  классе никакого особого положения  не занимает: учителя и товарищи относятся к нему как к другим школьникам. Он дисциплинирован и  исполнителен. Имеет по всем предметам  «5».
Прочитав трехтомник Брема  «Жизнь животных», Саша заинтересовался  зоологией и целыми днями был  занят сочинениями «Книги о животных». Интерес к птица становился все боле углубленным, разносторонним и менее книжным. Саша законспектировал главы о птицах и нарисовал к ним много иллюстраций. Затем он использовал еще 2 статьи о птицах, которые нашел. Удивителен масштаб его работы: более трехсот тетрадных страниц, на которых более сотни рисунков. Большинство из них сделано на основе описания, а не копирования. Изложение ведется по плану, текст разбит на главы. Саша воспроизводит текст по памяти, но не механически, а в других выражениях, показывая, таким образом, полную осознанность своей работы. У Саши отличная зрительная память, он без конца срисовывает и перерисовывает изображение птиц. Использует предварительный прием схематической зарисовки, а потом «оттачивает» рисунок, проявляя аналитический стиль изображения. Саша замечает и учитывает различия в цвете, форме, даже не значительные. Последовательность в работе такая: сначала рисунок, потом текст. Интерес к птицам постепенно становился менее книжным, все более жизненным. Саша наблюдает за ними, подкармливает, знакомится с повадками птиц в лесу.
Саша очень подвижный  – это его характерная черта, но она не мешает ему быть сосредоточенным  на учебной стороне. Познание его  по всем предметам отличаются конкретностью  и точностью. У доски Саша держится застенчиво, отрешенно, отвечать ему  нелегко. В его речи, при всей ее быстроте, улавливается процесс движения мысли в применении причастных оборотов, сильно сокращающих речь и быстро продвигающих мысль. Он не «выкладывает»  то, что знает, а затрудненно мыслит вслух. В его разговорной речи много юмора, выразительности и особого интереса к словам. Словарный запас большой, для него пока не существует языковых штампов. Письменные работы отличаются необычной краткостью. Недостаточность, бедность Сашиных строк становится особенно заметной при сопоставлении с сочинениями других учеников. Наукообразная сухость книги о птицах является стилем всех сочинений Саши. По поводу несоответствия устной и письменной речи: сочинения для Саши – уважаемая, серьезная работа с одной целью – передача нужного содержания. Он много читает, отдает предпочтение научно-исследовательской литературе, которая соответствует его научной склонности и познавательным интересам. Кроме того, затрудненное чтение научного текста приносит удовлетворение как умственная деятельность.
Собранность, напряженность  психики, готовность к умственной работе – постоянное свойство Саши. Он не знает, что такое скука и что  такое  лень, он способен заниматься 3-4 часа подряд, хотя сидит очень неспокойно, вертится, принимает неудобные позы. Он умеет  писать и читать в неблагоприятных  условиях. Замечательно его стремление завершить начатое дело до конца. Когда его отрывают от того, чем  он занят, он просит подождать немного, торопясь завершить хоть часть работы. Среди интеллектуальных качеств, прежде всего, обращает на себя внимание быстрота мыслительного процесса, которая, однако, не мешает устойчивой направленности внимания. Саша не только быстро соображает, но зачастую длительно развивает свои мысли. Он часто пользуется энциклопедией и словарем иностранных слов, то есть владеет некоторыми навыками самостоятельной работы. Саша не из числа открытых детей, тянущихся к людям, нуждающихся в ласке и поддержке. Тяга к умственной нагрузке, повышенная потребность в умственной деятельности – это основная его особенность.
Важное интеллектуальное свойство Саши – высокая продуктивность ума (частое и неожиданное возникновение  новых мыслей). Он мгновенно переключается  на неожиданную точку зрения, не теряя при этом основное направление  рассуждений. Иногда кажется, что его  мысли идут сразу по нескольким направлениям. Из-за этого с ним разговаривать  бывает нелегко: приходиться быть настороже, чтобы правильно понять, не отстать. Таков Саша только в непринужденной беседе. Когда он сознает ответственность выступления, его логика не прерывается лишними замечаниями.
Повышенная активность Саши проявляется не только в умственных занятиях. Любому времяпровождению он отдает массу энергии. Ведь день его  – деятельность, напряженная трата  сил. Во время прогулок его неугомонная  подвижность и жадный интерес  ко всему окружающему обращают на себя внимание прохожих. Обостренная  чуткость восприятия и быстрота реакций, обнаруживающие высокую мобилизованность психики – характернейшее свойство мальчика.
В Саши много детского. Единственная шаловливость и «психологическая наивность» не являются выражением недостатка. (Возвращаясь с прогулки, поднимаясь по лестнице, он неожиданно вставал на четвереньки и в таком виде передвигался целый пролет). Он ребенок и ни что детское ему не чуждо. Юный возраст сказывался и на школьных занятиях. При анализе литературных произведений он наивно понимает мотивацию героев. Видимо, вся сфера людских отношений, личных и общественных, воспринимается им по-детски: взрослые живут в своем мире, и он даже не посягает на то, чтобы разобраться в этом.
Таким мальчик был в  дошкольном и младшем школьном возрасте. Так началась его необычная биография. Он с большим опережением окончил  школу, биолого-почвенный факультет  МГУ, участвовал во многих экспедициях, связанных с изучением птиц, стал доктором биологических наук. Его  жизнь трагически оборвалась в возрасте 43 лет.
 
 
 
«Наташа очень ранний ребенок. До года она развивалась гораздо  быстрее сверстников. Когда ей исполнился год, она уже знала алфавит, рисовала так, что можно было угадать изображение  и в общем- то вполне понятно изъяснялась. В полтора года знала наизусть много стихов, рисовала неплохо, знала все тончайшие цветовые оттенки (моя профессия — художник)... Говорила хорошо... считала до двадцати... В два года Наташа начала читать и писать. Рисовала уже хорошо... Речью она владела в этом возрасте совершенно свободно, как взрослый человек... В два года знала наизусть все книжки, которые мы ей читали. В 3-4 года считала до 100, решала задачи на сложение-вычитание в 2 или 3 действия, писала письма отцу... Правда, в этом возрасте я старалась ограничить Наташу в чтении, т.к. боялась, что она испортит глаза, а с 5 лет я все запреты сняла и девочка читала много. Наташа в этом возрасте увлекалась книгами для среднего и старшего школьного возраста, т.к. совсем детские книги мы прочитали ей еще до 3-х лет... Но с 3-х лет Наташа уже ходила в детский сад, поэтому у меня было мало возможностей с ней заниматься. Школа тоже не принесла особой радости. Я предложила ей выполнять задания вперед, но учительница запретила, заявив, что ей лишнее проверять не хочется. Переводить ее из класса в класс вперед я не решилась. Наташа невысокого роста, здоровьем не пышет; я представила, как она будет выглядеть среди нынешних акселератов... В первом-втором классе Наташа начала писать неплохие стихи, читала уже серьезную литературу (напр., Булгакова)...
а' /
Когда Наташа училась в  четвертом классе, я поступила  в университет на филологический факультет. В конце I курса, в виде эксперимента, дала Наташе прочесть конспекты  по фонетике, фонологии и лексике  и взяла ее вместе с собой сдавать  зачет по современному русскому языку. К удивлению и радости университетских педагогов, Наташа, ученица 4-го класса, блестяще сдала зачет за 1 курс университета по сложнейшим темам. А ведь она всего лишь в течение двух дней читала мои конспекты... С тех пор я на все сессии езжу с Наташей. Она слушает лекции, запоминает их, а потом вместе со мной сдает экзамены. Всегда успешно, всегда лучше меня. Например, ее контрольную по исторической грамматике зачли сразу, а мою нет. Мы уже на четвертом курсе... Экзамены она сдавала все, кроме философии...»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Методики  диагностики  одаренности для педагогов и  родителей.

Наблюдение – один из основных методов психологической диагностики  в процедуре выявления детской  одаренности. Наблюдение как психологический метод позволяет конкретизировать и расширить в новых направлениях информацию об изучаемом феномене. Оно обогащает исходную гипотезу, дает приращение психологического знания; от него можно ожидать открытия чего-то нового.

Такие возможности наблюдения связаны  с непредвзятостью отношения  к воспринимаемому, с готовностью к любым неожиданностям, а это означает, что нельзя исключать и тот вид наблюдения, который М.Я.Басов называл непроизвольным, или вынужденным. Наметка программы наблюдений желательна, нужна, но она должна быть широкой, гибкой — ничего не навязывать материалу. Психологическое наблюдение не должно быть слишком зависимо от заранее составленной инструкции, от намерений и ожиданий; оно требует чуткости к новизне, к необычному.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Мой реферат посвящен одаренным людям  – большим и маленьким. Мне бы хотелось думать, что теперь вы сумеете увидеть одаренность там, где раньше ее не замечали, - в странном мальчике, о чем-то мечтающем на уроке, и в 30-летним неудачнике, так и не нашедшем свое место в жизни, в пожилой женщине, которая вдруг вырастив детей, занялась живописью, превратив свой дом в захламленную мастерскую.                                                     Одаренность – это не только дар, но и крест.                                                                  И если вы теперь уведете, как много вокруг одаренных людей, - значит, задачу данного реферата будем считать выполненной.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

    Бабаева Н.Д., Лейтес Н.С., и др. Психология одарённости детей и подростков – М., 1996.


    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.