На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Повышение психологической готовности к обучению в школе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
 
 
Тема: «Повышение психологической готовности к обучению в школе»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
Введение  с.3
      Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.                                        с.
      Характеристика компонентов психологической готовности к
обучению в школе. с.
      Возрастные особенности психического развития детей
старшего дошкольного  возраста. с.
с.
Заключение с.
Список литературы с.
Приложения с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Современная система образования  предъявляет к детям особые усложнившиеся  требования. Поступление в школу  является переломным моментом в жизни  ребенка, в формировании его личности. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система отношений с  окружающими людьми, выдвигаются  новые задачи, складываются новые  формы деятельности.
По мнению многих исследователей (Л.Н. Винокуров, В.В. Гроховский, Н.Г. Мысько, В.Е Каган, Е.В Новикова и др.) в силу различных причин, дети, не имеющие проблем в интеллектуальном развитии, оказываются не способными быстро и безболезненно усвоить систему школьных требований, включиться в учебный процесс. Это приводит к увеличению числа неуспевающих школьников.
Вопросу изучения причин школьной неуспеваемости посвятили множество  работ такие отечественные исследователи, как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.Б. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Лубовский, Л.Й. Переслени, Е.Ф.Рыбалко, С.Я. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Л.А. Венгер, З.И. Калмыкова и другие. Практически все авторы считают, что проблема успешности обучения впервые проявляется как проблема психологической готовности к школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе встречается большое  разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий  формирования психологической готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:
- состояние физического  и психического здоровья, уровень  морфологической зрелости организма  (М.А. Антропова, СМ. Тромбах, Ю.Ф.  Змановский);
- уровень развития познавательной  деятельности и речи (Б.Г. Ананьев, 
Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.И. Божович, Л.В. Занков, 
А.В.Запорожец, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, Н.Н. Поддъяков);
- стремление занять более  значимую социальную позицию  (Л.И Божович, А.Г. Морозова, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина);
- сформированность произвольности  поведения (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец,  З.И. Истомина,  Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина);
- внеситутивное общение со взрослыми и сверстниками (Е.Е. Кравцова, 
М.И. Лисина и др.).
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его  дальнейшего обучения обусловлена  всем ходом его предшествующего  развития. Изучение уровня развития психики  детей является основой как организации  всей последующей воспитательной и  учебной работы, так и оценки эффективности  содержания процесса воспитания в условиях детского сада.
С проблемой диагностики  психологической готовности детей  к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые  методы диагностики психологической  готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах.
При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая  схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного  возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.
Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы.
"Готовность к обучению" - показатель комплексный, каждый  из тестов дает представление  лишь об определенной стороне  готовности ребенка к школе.  Любая методика тестирования  дает субъективную оценку. В выполнении  каждого из заданий зависит  во многом от состояния ребенка  в данный момент, от правильности инструкции, от условий проведения теста. Все это приходится учитывать психологу при проведении обследования.
Результаты тестирования могут помочь во время заметить нарушения  в психическом развитии дошкольника  и правильно составить коррекционную  программу.
Таким образом, основная цель моей работы - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и создание условий для повышения психологической готовности детей к обучению в школе.
Объект исследования - дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения "Ромашка" детский сад №2
Предмет исследования - процесс формирования психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет.
Гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребенка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
1. Изучение и анализ  психологической, педагогической, методической  литературы по данной теме.
2. Подбор методик и  разработка комплексной психолого-педагогической  программы диагностики детей  старшего дошкольного возраста  к обучению в школе.
3. Отбор направлений коррекционных  качеств готовности к обучению  в школе с целью их нормализации.
4. Разработка программы  и проведение психо-коррекционной работы для нормализации и повышения уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
Теретико-методологическую основу исследования составили: аксиологический и гуманистический подходы, рассматривающие человека как высшую ценность социального развития (В.А. Сухомлинский, В.А. Петровский, И.Б. Котова, В.А. Сластенин, М.Н. Берулава и др.);  теории, концепции, научные данные по проблемам психологической готовности к обучению в школе: онтогенетическая концепция структурных звеньев самосознания B.C. Мухиной;  научные данные о формировании и структуре психологической готовности к обучению в школе Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой, Е.О. Смирновой и др.
Для решения поставленных задач в работе использовались как  теоретические, так и эмпирические методы исследования:
- обзорно-аналитический
- математико-статистический
- наблюдение и беседа
- тестирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.
      Изучение проблемы готовности к школьному обучению в отечественной и зарубежной психологии.
Готовность ребенка к обучению в школе - предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Н.Г. Салмина, Е.Е. Кравцова, Е.О. Смирнова, Н.И. Гуткина, Г.И. Капчеля, Г.Гетпер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др).
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается  на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств,    являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
В психологическом словаре  понятие «готовность к школьному  обучению» рассматривается как  совокупность морфо - физиологических  особенностей ребенка старшего дошкольного  возраста, обеспечивающая успешный переход  к систематическому, организованному  школьному обучению.
В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий готовности к обучению в школе.
Так, А.В. Запорожец под готовностью  ребенка к школе понимает целостную  систему свойств и качеств, характеризующих  достижение ребенком новой, более высокой  стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
В.С.Мухина утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих  мотивацию к учебной деятельности.
Авторы ряда работ (М.В Антропова, В.М. Астапов, А.И. Силвестру, Г.Б. Яскевич и др.) характеризуют готовность организма к систематическому обучению как важнейшее условие развития личности.
А. Валлон писал, что хотя созревание организма ребенка не является движущей причиной возрастного развития детской  психики, оно составляет его необходимое условие. [30]
Г.Б. Яскевич пишет, что созревание организма обеспечивает не только включение ребенка в учебную деятельность, но и формирует ряд особенностей его личности. Так незрелость ЦНС, нарушения в протекании нервных процессов возбуждения и торможения, могут являться причиной быстрой утомляемости, низкой степени работоспособности, вызывающими трудности сосредоточения, медленного темпа выработки динамического стереотипа, что существенно влияет на формирование волевых качеств, проявление самостоятельности, сознательного удержания от нежелательных поступков. Функциональные нарушения зрительного, слухового, фонематического анализаторов влекут за собой трудности в усвоении учебного материла. Слабое развитие мелкой мускулатуры рук затрудняет овладение навыками письма, вызывая отрицательное отношение к школе. Все это в комплексе порождает чувство неуверенности в себе, чувство неполноценности, ущербности, что затрудняет процесс школьной адаптации и может являться причиной неуспеваемости. [204]
Таким образом, психофизиологическое созревание организма ребенка выступает  как необходимое условие формирования учебной деятельности, развития личности и самосознания, создавая предпосылки  для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических  возможностей, т.е. психологической готовности к обучению в школе.
Понятие «психологическая готовность детей к обучению в школе» впервые  было предложено А.Н. Леонтьевым. Первоначально  это понятие отождествлялось  с наличием у ребенка некоторого круга знаний и представлений, необходимых для школьного обучения. [99]
Однако результаты многочисленных исследований (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, З.В. Мануйленко, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.) позволили по-иному сформулировать понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Психологическую готовность к школьному обучению составляет не столько запас знаний и представлений, сколько качественные особенности психики, формирующиеся в дошкольном возрасте. Эти качественные особенности заключаются в возникновении таких психологических новообразований, возникающих в результате прохождения кризиса 7 лет, как сознательная целенаправленность и управляемость психических процессов (их произвольность, качественно новая иерархия мотивов, появление опосредованных потребностей и самооценки), что возможно только при определенном уровне развития личности.
О том, какой должна быть умственная готовность, размышляли Л.А.Венгер и А.Л. Венгер.
Наиболее полно понятие  «готовность к школе» дано в определении
   Л.А.Венгера, под которой он понимал определенный набор знаний и умений таких как: умение слушать и выполнять правила, указания взрослого; определенный уровень и объем развития памяти (механической и логической); степень умственного развития, владение обобщающими понятиями, умение планировать свои действия; умение отличать слово от обозначаемого им предмета или явления; владение арифметическими операциями; готовность руки к овладению письмом. [31,32]. Но составляющими этого набора, прежде всего, является мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность.
Новое отношение ребенка  к окружающей среде, возникающее  при поступлении в школу, Л.И.Божович назвала «внутренней позицией школьника», считая это новообразование критерием готовности к обучению в школе.
Важное место мотивации в  структуре психологической готовности к обучению в школе отводила Н.Г. Гуткина. Следуя идеям Л.И. Божович, А.К. Марковой и др., она полагает, что первоклассник, готовый к школьному обучению должен овладеть учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, вместе представляющих собой новообразование старшего дошкольного возраста. [44]
А.И. Запорожец так же выделял  особенности мотивации, уровень  развития познавательной и аналитико-синтетической  деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как  целостную систему готовности ребенка  к школьному обучению.
В последние годы все большее  внимание проблеме готовности к школьному обучению уделяется за рубежом. При решении этого вопроса, как отмечает Я.Йирасек, сочетаются теоретические построения, с одной стороны, практический опыт, с другой. Особенность исследований состоит в том, что в центре этой проблемы стоят интеллектуальные возможности детей. Это находит отражение в тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления,  памяти, восприятия и других психических процессах. По мнению С.Штребела, А.Керна, Я.Йирасека, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях.
К умственной области авторы относят способность ребенка  к   дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению. Под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивных реакций ребенка.
Социальная зрелость связывается  ими с потребностью ребенка в  общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям   детских групп, а так же со способностью взять на себя социальную роль  школьника в общественной ситуации школьного обучения.
Надо отметить, что, несмотря на разнообразие позиций, у всех перечисленных авторов есть немало общего. Многие из них при изучении готовности к школьному обучению пользуются понятием «школьная зрелость.
 Делая сравнительный  анализ зарубежных и отечественных  исследований, можно сделать вывод, что основное внимание зарубежных психологов направлено на создание тестов и гораздо в меньшей степени ориентировано на теорию вопроса.
В работах отечественных психологов содержится глубокое теоретическое  исследование проблемы готовности к  школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Характеристика компонентов психологической готовности к обучению в школе.
Как отмечалось выше, составными компонентами психологической готовности ребенка к школе являются:
- мотивационная (личностная),
- интеллектуальная,
- эмоционально - волевая.
Мотивационная готовность - наличие у ребенка желания учиться. Возникновение осознанного отношения ребенка к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно чтобы сообщаемые детям сведения о школе были не только поняты, но и прочувствованы ими. Эмоциональный опыт обеспечивается включением детей в деятельность, активизирующую как мышление, так и чувства.
В мотивационном плане  были выделены две группы мотивов  учения:
1. Широкие социальные  мотивы учения или мотивы, связанные  с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.
2. Мотивы, связанные непосредственно  с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Личностная готовность к  школе выражается в отношении  ребенка к школе, учителям и учебной деятельности, включает так же формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями и одноклассниками.
Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка  кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также  предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
В.В.Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. При этом важно положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.
В отечественной психологии при изучении интеллектуального  компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, а на уровень развития интеллектуальных процессов. То есть ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б.Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, он и его сотрудники выделили следующие параметры:
- умение детей сознательно  подчинять свои действия правилам, обобщенно-определяющим способ действия,
- умение ориентироваться  на заданную систему требований,
- умение внимательно слушать  говорящего и точно выполнять  задания, предлагаемые в устной форме,
- умение самостоятельно  выполнять требуемое задание  по зрительно воспринимаемому образцу.
Эти параметры развития произвольности являются частью психологической готовности к школе, на них опирается обучение в первом классе.  Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень.
Исследования Е.Е.Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при работе следует выполнять ряд условий:
- необходимо сочетать  индивидуальные и коллективные формы деятельности;
- учитывать возрастные  особенности ребенка;
- использовать игры с  правилами.
Исследования Н.Г.Салминой показали, что для школьников первого класса с низким уровнем произвольности характерен низкий уровень игровой деятельности, а, следовательно, характерны трудности в обучении.
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе, исследователи выделяют уровень  развития речи.
Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма. (35).
Подводя итого всего выше сказанного можно сделать вывод, что в познавательном плане ребенок к поступлению в школу уже достигает весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы. Кроме развития познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, в психологическую готовность к школе входят сформированные личностные особенности. К поступлению в школу у ребенка должны быть развиты самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение. Для того чтобы ребенок был готов к обучению и усвоению знаний, необходимо, чтобы каждая из названных характеристик была у него достаточно развита, в том числе и уровень развития речи.
Поэтому проблема психологической  готовности детей к обучению в  школе получает особое значение, так как от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст  является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования  психофизиологических функций и  кончая возникновением сложных личностных новообразований. [13]
В сфере ощущений отмечается существенное снижение порогов всех видов чувствительности. Повышается дифференцированность восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние  повышенного внимания связано с  ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к  ней. При этом содержательные особенности  внешних впечатлений, обеспечивающие это в повышение, с возрастом  изменяются. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые  начинают сознательно управлять  своим вниманием, направляя и  удерживая его на определенных предметах.
В значительной степени этому  способствует совершенствование планирующей  функции речи, которая является "универсальным  средством организации внимания". Речь дает возможность заранее, словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности. Несмотря на существенные сдвиги в  развитии внимания, преобладающим на протяжении всего дошкольного периода, остается непроизвольное внимание. Даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым.
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что  для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким  образом, объем фиксированного материала  во многом определяется эмоциональным  отношением к данному предмету или  явлению. "В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии  воспроизвести полученные впечатления  через достаточно длительный срок". [24]
Одним из основных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Некоторые  формы этого запоминания можно  отметить у детей в возрасте 4-5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6-7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и  вовремя воспроизводить необходимые  сведения является одним из условий  достижения успеха. Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6-7 лет может  быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано  с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. [22]
Таким образом, к 6-7 годам  структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания  и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается  менее продуктивной, хотя в целом  она сохраняет господствующее положение.
Подобное соотношение  произвольной и непроизвольной форм памяти отмечается в отношении такой  психической функции, как воображение. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. "Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее усвоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности". [17]
Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам  достигает высокого уровня. Для детей  этого возраста характерны попытки  провести анализ пространственных ситуаций. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с  отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
"Развитие представлений  во многом характеризует процесс  формирования мышления, становление  которого в этом возрасте в  значительной степени связано  с совершенствованием возможности  оперировать представлениями на  произвольном уровне." [21] Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
В возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу  свойств предметов и воздействие на них с целью изменения. Данный уровень умственного развития, т.е. наглядно-действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно-действенного мышления проявляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного мышления. Оно характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком в русле представлений, без применения практических действий. К концу дошкольного периода преобладает высшая форма наглядно-образного мышления - наглядно-схематическое мышление. Отражение достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.
"Наглядно-схематическое  мышление создает большие возможности  для освоения внешней среды,  будучи средством для создания  ребенком обобщенной модели различных  предметов и явлений. Приобретенная  черта обобщенного, эта форма  мышления остается образной, опирающейся  на реальные действия с предметами  и их заместителями". [20] В то  же время данная форма мышления  является основой для образования  логического мышления, связанного  с использованием и преобразованием  понятий. Таким образом, к 6-7 годам ребенок может подходить  к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым, ближайшую перспективу умственного развития.
Накопление к старшему дошкольному возрасту большого опыта  практических действий, достаточный  уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления повышают у ребенка чувство уверенности  в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных  и сложных целей, достижению которых  способствует волевая регуляция  поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течении довольно длительного времени.
При выполнении волевых действий значительное место продолжает занимать подражание, хотя оно становится произвольно  управляемым. Вместе с тем, все больше значение приобретает словесная  инструкция взрослого, побуждая ребенка  к определенным действиям. "У старшего дошкольника отчетливо выступает  этап предварительной ориентировки". [2] Игра и требует заранее выработать определенную линию своих действий. Поэтому она в значительной степени  стимулирует совершенствование  способности к волевой регуляции поведения.
В этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере  ребенка: формируется система соподчиненных  мотивов, придающая общую направленность поведению старшего дошкольника. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей  ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие  желания. В этом возрасте одним из наиболее действенных в плане  мобилизации волевых усилий
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.