Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Баранский и Колосовский

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Безусловно, большая часть  их работ не применима к современной  рыночной экономике, которая основывается на частной собственности. Однако основы учения о географии городов и  географическом положении Баранского сложно переоценить и сегодня. Баранский является классиком отечественной экономической географии. В науке и жизни постоянно что-то меняется, но классика всегда остается классикой. На неё как ссылались, так и будут ссылаться.
Статья  Н.Н. Баранского "Географическое разделение труда"  
 
Географическое разделение труда 
 
Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления. 
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью". 
 
Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот. 
В географическом разделении труда можно различать два случая: 
1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить 
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже 
 
 
Развитие географического разделения труда вширь и вглубь 
 
В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.  
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство. 
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов. 
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.  
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. . 
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе. 
 
Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда. 
 
Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда. 
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки. 
 
Влияние транспорта на развитие географического разделения труда 
 
Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда. 
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь. 
 
Влияние географического разделения труда на рост производительности труда 
 
Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. 
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники. 
С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара. 
 
Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов 
 
Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов. 
Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль. 
Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях. 
 
Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда 
 
Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. 
При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Географическое  разделение труда 
Статья Н.Н. Баранского "Географическое разделение труда"
 
Под географическим разделением труда  мы понимаем пространственную форму  общественного разделения труда. Необходимое  условие географического разделения труда состоит в том, чтобы  разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат  труда перевозился из одного места  в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и  местом потребления. 
В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью". 
 
Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот. 
В географическом разделении труда можно различать два случая: 
1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить 
2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже 
 
Развитие географического разделения труда вширь и вглубь 
 
В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.  
В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство. 
В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов. 
В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.  
Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. . 
В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе. 
 
Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда. 
 
Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда. 
Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки. 
 
 
Влияние транспорта на развитие географического разделения труда 
 
Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда. 
Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь. 
 
 
Влияние географического разделения труда на рост производительности труда 
 
Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники. 
Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники. 
С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара. 
 
 
Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов 
 
Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов. 
Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль. 
Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях. 
 
 
Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда 
 
Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда. 
При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются. 
 
 
Понятие географического разделения труда в системе экономической географии 
 
Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность. 
Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним. 
Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда. 
Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда. 
 
Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемай.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема: Развитие экономической географии в советский период
План:
1.                Особенности развития географии после Октябрьской революции
2.                Вклад Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского в становление советской экономической географии
Становление и развитие науки  в России после Октябрьской революции  и затем в советское время  определялись воздействием новых условий  и социально-экономических проблем, преемственностью между дореволюционной  географией и географией советского периода, влиянием марксистско-ленинской  идеологии и методологии. Это  был сложный и противоречивый процесс, который характеризовался, с одной стороны, сочетанием традиций и новаторства, с другой - торможением  целого ряда направлений науки (политическая география, социальная география, география  населения и др.), особенно в эпоху  сталинизма.
Становление советской географии  неразрывно связано с основополагающими  научными идеями, которые выдвинул В.И.Ленин. В 1918 г. им отправлен в Академию наук "Набросок плана научно-технических  работ", где намечены пути создания оптимального размещения промышленности на основе:
-опоры на собственные  природные ресурсы;
-опоры на новейшие  достижения науки и техники;
-создания мощной электроэнергетики;
-развития всех основных  отраслей промышленности;
-сосредоточения "производства  в немногих крупнейших предприятиях".
При этом все названные  условия должны обеспечить "рациональное размещение промышленности с точки  зрения близости сырья и возможности  наименьшей потери труда при переходе от обработки сырья ко всем последовательным стадиям обработки полуфабрикатов вплоть до получения готового продукта". Совершенно новым в "Наброске плана  научно-технических работ" было органическое соединение в интересах построения нового общества мира природы, мира техники  и мира экономики.
В 1920 г. была начата разработка Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), который явился первым в мире научно обоснованным общегосударственным  перспективным планом развития народного  хозяйства. Основным стержнем ГОЭЛРО стали  новые электростанции: " Районные станции должны будут сделаться  теми оазисами, теми центрами, которые  будут обрастать новыми промышленными  и культурными ценностями, строя  совершенно новую карту промышленной и экономической географии".
Впервые географы стали активными  участниками великих работ по преобразованию экономической карты  страны путём сооружения крупных  электроцентралей, по использованию  естественных ресурсов наиболее прогрессивными способами. План ГОЭЛРО стал одновременно и основой формирования конструктивной экономической географии, цель которой  заключается в рациональном использовании  природных, трудовых и материально-технических  ресурсов и рациональном размещении производительных сил страны. Не случайно, что после утверждения плана  ГОЭЛРО в 1921 г., Ленин предложил ввести в учебные планы высших учебных  заведений преподавание экономической  географии в качестве обязательной дисциплины. Так, в недрах плана ГОЭЛРО зародилась и получила мощный импульс  для развития советская география, неразрывно связанная с именами  Н.Н. Баранского и Н.Н.Колосовского.
Николай Николаевич Баранский (1881-1963) по праву считается основоположником советской социально-экономической географии, жизнь которого можно назвать научным и педагогическим подвигом. Его заслуги сводятся к следующему:
1.    определил предмет науки - экономический район как территория с определенными природными и трудовыми ресурсами, сложным, исторически сложившимся комплексом хозяйства и многообразными внутренними и внешними связями, составляющими звено в системе страны в целом;
2.               "географизировал" экономическую географию, т.е. ввел её в систему географических наук, установил связи с другими науками;
3.               отстаивал единство географии как науки, т.е. показал связь экономической и физической географии;
4.               разработал вопрос о роли природной среды в хозяйственной деятельности людей;
5.               создал теорию территориального разделения труда, главным движущим моментом которого является экономическая выгода, получаемая от его осуществления;
6.               создал хорошо обоснованную теорию экономико-географического положения, т. е. теорию пространственных связей и отношений и их исторических изменений в процессе географического разделения труда;
7.               упрочил теорию экономического районирования, разработанную Г.М.Кржижановским, И.Г.Александровым и др.;
8.               основал экономико-географическое картографирование и сформулировал 6 положений, определяющих место карты в науке.
Другим основоположником экономической географии советского периода стал Николай Николаевич Колосовский (1891-1954)- один из разработчиков районов Госплана. Его научные достижения:
1.               участвовал в создании Урало-Кузнецкого комбината (УКК);
2.               был одним из проектировщиков Прибайкальского комплекса и Ангарской энергосистемы;
3.               участвовал во время войны в размещении эвакуированных предприятий в восточных районах страны;
4.               разработал теорию территориально-производственных комплексов (ТПК), суть которой заключается в рациональной территориальной организации хозяйства с учётом географического положения, при рациональном использовании природных ресурсов и социально-экономического потенциала;
5.               ввёл представление об энерго-производственных циклах (ЭПЦ) как о типичных, повторяющихся в ряде районов энергопроизводственных процессах и группирующихся вокруг них производствах.
Школу Баранского-Колосовского усилил Иван Александрович Витвер (1891-1966), который обогатил её историко-географическими подходами при изучении экономической географии капиталистических стран, заложил основы политической географии.
Много сделал для расширения границ научной школы Рафаил Михайович Кабо (1887-1957), первым начавший работы в области географии населения и историко-экономической географии городов. В этом же направлении работали Николай Иванович Ляликов (1900-1961), Владимир Георгиевич Давидович (1906-1978), Вадим Вячеславович Покшишевский (1905-1984), Олег Аркадьевич Константинов (1903-1986), Исаак Моисеевич Майергойз (1908-1975).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Приоритет открытия экономического процесса - районирования народного хозяйства больших государств, таких как Россия, США и т.д. - принадлежит русским ученым и насчитывает почтенную давность.
Мысли по поводу географического  районирования хозяйства России встречаются еще в XVIII веке у великого ученого М.В. Ломоносова в его  географических работах. Правда, они  высказаны еще в неразвитой форме. Отчетливо идея экономического районирования  поставлена профессором Санкт-Петербургского университета К.И. Арсеньевым в его  работах 1818 - 1848 г. г. Выделяемым в его  работе десяти "пространствам" он дает обстоятельные хозяйственные  характеристики с учетом особенностей их экономико-географического положения, хозяйственной оценки природных  условий, динамики прошлого развития.
1. Для второй половины ХIХ столетия важнейшее значение имеют работы П.П. Семенова-Тян-Шанского (1871 - 1880 г. г), в которых Россия делится на 12 областей, т.е., по современной терминологии, экономических районов. Эти "области" отражают новую географию производительных сил на период бурного роста капитализма в России начала третьей четверти ХIХ столетия. Характерно, что районы П.П. Семенова-Тян-Шанского охватывают и природу, и экономику выделенных им территорий.
Из работ по районированию  этого времени следует также  отметить работы крупнейшего ученого  Д.И. Менделеева, который своеобразно  охватил проблему районирования  России; он не ограничился установлением  фактов современной ему действительности, а в меру знаний того времени попытался  оценить перспективы индустриального  развития хозяйства России на основе богатств минерального сырья страны.
Принципиально новый, марксистский этап в развитии учения о районах  начался с 1899 г., когда вышло в  свет знаменитое некогда исследование В.И. Ленина "Развитие капитализма  в России". В этом исследовании народное хозяйство России изучалось  по различиям в общественном укладе и экономическим районам. [2, 18-21] На ленинских идеях базировались исследования территориальной организации хозяйства, широко проводимые в СССР. Первое свое воплощение они нашли в плане  ГОЭЛРО - первом комплексном плане  развития народного хозяйства, в  котором уделялось особое внимание территориальным аспектам промышленности. Одним из важнейших его положений  была районная комбинация (или, по современной  терминологии, комплексность) и сбалансированность отраслей материального производства, в первую очередь промышленности, на базе электрификации. [8, 184-185]
 

2. Дальнейшее развитие вопросы теории и практики территориальной организации производства получили в работах советских ученых - экономистов и экономгеографов П.М. Алампиева, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, П.В. Комара, Н.И. Колосовского, О.А. Константинова, А.М. Лаврищева, А.А. Минца, И.В. Никольского, А.Е. Пробста, Ю.Г. Саушкина, Е.Д. Силаева, Я.Г. Фейгина, Э.Б. Алаева, А.Т. Хрущева, В.Г. Удовенко и многих других. [3, 14-16]
Одной из самых заметных вех в этом отношении было появление  статьи Н.Н. Колосовского "Производственно-территориальное сочетание (комплекс) в советской экономической географии" (1947 г). Обобщив опыт предшествующих исследований, а также практические результаты взаимного и соподчиненного размещения предприятий в разных районах страны и связывая воедино влияние экономических, технических и природных факторов, автор впервые дал научное представление о территориально-производственных комплексах как основе районообразующего процесса.
Под территориально-производственным комплексом Н.Н. Колосовский понимал такое экономическое (взаимообусловленное) сочетание предприятии в отдельной промышленной точке или в целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного (планового) подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортным и экономико-географическим положением.
Замысел Н.Н. Колосовского состоял в том, чтобы путем генерализации исключительного многообразия производственных (и природных) процессов прийти к типологии районных территориально-производственных комплексов. С точки зрения развития идей промышленного районирования особенно велика роль введенных им в науку понятий о взаимообусловленном и простом территориальном сосуществовании производств, "вертикальных" и "горизонтальных" связях, о типах производственных процессов и энергопроизводственных циклах.
Работа Н.Н. Колосовского, задуманная, по словам самого автора, в форме известной гипотезы к решению задачи, натолкнула исследователей на вопросы изучения особенностей промышленных комплексов, как в теоретическом плане, так и на совершенно конкретных примерах. [8, 186]
Многие экономико-географические исследования, опубликованные в последнее  время, так или иначе затрагивают вопросы специализации и комплексного развития экономических районов, формирования производственно-территориальных комплексов, рационализации межрайонных связей и др. Особенно много работ посвящено конкретным проблемам анализа и разработки путей совершенствования территориальной организации производства определенных регионов. В связи с изучением в последние годы производственной и непроизводственной инфраструктур сфера таких исследований расширяется: в нее включаются вопросы не только территориальной организации промышленного и сельскохозяйственного производства, но всего хозяйства и формирования социально-экономических
комплексов. Частные вопросы  территориальной организации хозяйства  становятся предметом все более  пристального изучения и внимания (это  объясняется потребностями народнохозяйственной практики и логикой развития самого научного исследования). Одной из немногих работ, посвященных общей теории территориальной организации производства, является книга А.Е. Пробста "Эффективность  территориальной организации производства". [4]
А.Е. Пробст в качестве основных элементов территориальной организации  производства рассматривал территориальные  производственные комплексы экономических  районов.
Более узким понятием категории "территориальная организация  производства" является "территориальная  организация промышленности". Наиболее подробно она рассматривается в  работах А.Т. Хрущева, который разработал определение этой категории [7, 379-383, 201].
Вопросы территориальной  организации производства рассматриваются  в работах М.М. Паламарчука и  Н.П. Процко. Критически использовав определение территориальной организации промышленности, данное А.Т. Хрущевым, они предложили определение территориальной организации производства [6, 21]. Под этой категорией авторы понимают одну из форм общественной организации производства, которая на основе отраслевого и территориального разделения труда образует системы взаимосвязанных производств и форм их территориального сосредоточения, обеспечивая, таким образом, рост производительности общественного труда [6, 21].
Отдельные аспекты территориальной  организации производства исследовались  Ф.Д. Заставным [1]. Им подробно освещены вопросы подобной организации территориально-промышленных комплексов и такие важные ее моменты, как комплексность, пропорциональность и др.
Если упомянутые авторы рассматривают  особенности и эффективность  организации общественного производства на определенной территории, то Ю.Г. Саушкин освещает основные положения территориальной организации общества в целом [5, 410, 432].
Критически оценивая исследования по промышленному районированию, можно  сделать следующие выводы:
1) характерна тесная преемственность  идей прошлого и настоящего - современные  методологические положения в  своей основе вытекают из концепций  плана ГОЭЛРО и проекта экономического  районирования Госплана;
2) главная теоретическая  посылка - представление о рациональности  взаимообусловленного размещения  промышленных предприятий; 
3) в большинстве работ  послевоенного периода промышленность  рассматривается на фоне общих  вопросов экономического районирования; 
4) среди специальных исследований, касающихся промышленного районирования,  господствуют работы прикладного  характера с явным преобладанием  "узловой" тематики.
Промышленное районирование, подобно экономическому, имеет не только познавательное, но и преобразовательное значение. Его практическая направленность усилилась в условиях научно-технического прогресса и необходимости улучшения территориальных пропорций и экономических связей в народном хозяйстве. Большую роль приобретает расширение и совершенствование практики формирования территориально-производственных (в том числе промышленных) комплексов и промышленных узлов.
Вместе с тем промышленное районирование еще нельзя отнести  к достаточно изученным областям экономико-географических знаний. Ряд  вопросов до сих пор остается дискуссионным. Это объясняется, скорее всего, двумя причинами: с одной стороны, малочисленностью специальных теоретических работ, обобщающих накопленный опыт, с другой - сложностью и динамичностью территориальной организации промышленности. Трудности объективного порядка, возникающие при любом районировании, в данном случае усугубляются экономико-географическими особенностями самого объекта.
- Н.Н. Баранский является создателем нового направления в экономической географии, получившего название «географии городов». Естественно, что они изучались и ранее, но Н.Н. Баранский, опираясь на теории географического разделения труда, экономического районирования и экономико-географического положения, убедительно доказал роль городов как «активных, творческих, организующих элементов», центров экономических районов разного масштаба и узлах транспортной сети. Он рассматривал города в качестве командного состава страны, организующей ее во всех отношениях. В рамках этого направления Н. Н. Баранский разработал:
- понятие о системе  городов;
- типологию городских  поселений;
- представление о функциональных  различиях городов;
- научные методы изучения  и характеристики городских поселений.
- Н.Н. Баранский первым широко внедрил в практику экономико-географов метод полевых экспедиционных исследований, развеяв представление об этих специалистах, как типично "кабинетных ученых".
- Существенный вклад внес  Н.Н. Баранский в развитие географического образования в средней и высшей школе. Во многом по его инициативе в 1934 г. было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О преподавании  географии в школе" и Постановление Президиума Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК "О преподавании экономической географии в вузах и втузах". При этом основной упор был сделан именно на изучение экономической географии в районном разрезе.
- Н.Н. Баранский являлся первым редактором журнала "География в школе" (1934 – 1948 гг.). Его учебник для средней школы "Экономическая география СССР" с 1935 по 1955 год был переиздан 16 раз. Большим успехом пользуется учебное пособие Н.Н. Баранского "Методика преподавания экономической географии".
- Неоценимый вклад внес  Н.Н. Баранский в укрепление единства географической науки. Многие из его исследований непосредственно связаны с проблемами воздействия человеческого общества на природу, с ее превращением в окружающую среду, а также с обратным влиянем географической среды на развитие человеческого общества. С его точки зрения основными объектами географических исследований являются страна или любой регион во всем их своеобразии, включающем природные, хозяйственные, культурные и политические аспекты. Подчеркивая единство географической науки, целей и задач ее исследований Н.Н. Баранский отмечал, что «если бы географическая среда никак не влияла на человеческое общество, то человеческому обществу незачем было бы стараться эту среду видоизменять, приспосабливать к своим нуждам, вообще, так или иначе на нее влиять». Что касается экономико-географической характеристики страны или региона, то ее «надо давать так, чтобы она ногами упиралась в «землю» - с геологией, геоморфологией, климатологией, почвоведением и т.п., туловищем проходила через историю, а головой упиралась в политику и идеологию».
Одним из наиболее известных  учеников и последователей Н.Н. Баранского является Н.Н. Колосовский. В мировой экономической географии он известен, прежде всего, как представитель «районного» направления в экономической географии и теоретик «экономического районирования». Развивая вышеназванные научные направления, Н.Н. Колосовский обосновал в своих работах конструктивный характер экономико-географической науки.
Н.Н. Колосовский родился в Н.Новгороде в 1891 г., из жизни ушел в 1954 г. В 1916 г. закончил Петербургский институт инженеров путей сообщения. С 1932 г. периодически читал лекции в МГУ, полностью перешел туда работать в послевоенное время. Разрабатывая теорию экономического районирования, пришел к выводу, что оно неразрывно связано с формированием  территориальных производственных комплексов (ТПК).
Сравнительное описание разных школ экономического районирования (К.И. Арсеньев, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Колосовский)
 
СОДЕРЖАНИЕ 
Введение 3 
Сравнительное описание разных школ экономического  
районирования 5 
Заключение 12 
Список литературы 14 
ВВЕДЕНИЕ 
Необходимость экономического районирования вызвана объективностью существования пространственной дифференциации всех материальных явлений, сложившейся в результате исторического развития и под воздействием объективных и субъективных факторов.  
Район - это территория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории. Существует определенная иерархия районов по размеру охваченной территории. Обычно выделяют макро-, мезо- и микрорайоны. Конкретные размеры районов разных рангов зависят от территории рассматриваемой страны. 
Основные районообразующие факторы - особенности ЭГП и хозяйственной специализации, национально-административное устройство, историко-культурные традиции, производственные связи, система расселения, инфраструктурные сети и системы. Представление о территории страны как о пространстве в разной степени дифференцированном и одновременно организованном - основа современного подхода, который является результатом взаимодействия различных школ экономического районирования.  
Следовало бы отметить историчность критериев экономико-географического районирования. Было время, когда почти исключительное предпочтение отдавалось критериям экономическим, производственным. Затем постепенно начала увеличиваться значимость критериев социальных. Ныне явно прослеживается тенденция включать критерии экологические, природные. Через какой-то промежуток времени установится, вероятно, оптимальная для данного периода пропорция представительства всех трех перечисленных критериев (критерий управляемости, или удобства управления, присутствовал на всех этапах практического районирования). Но эта пропорция не останется постоянной. Сейчас пока трудно решить, явится ли в данном случае термин интегральное районирование общим родовым термином для всех других видов экономико-географической таксономизации или понадобится вводить какой-либо другой термин. 
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ РАЗНЫХ ШКОЛ  
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНИРОВАНИЯ 
Родоначальником российской школы экономического районирования традиционно считается К.И. Арсеньев (1789-1865). Хотя сам ученый ничего собственно о экономическом районировании не писал, а все его труды носили статистический характер (в широком тогда понимании), они и в то же время содержали богатый географический материал. Это были по существу экономико-географические работы в современном понимании, находившиеся, конечно, на теоретическом уровне своей эпохи. Арсеньев считал статистику политической наукой, которая не должна ограничиваться только приведением фактических данных, а давать им политическую и экономическую оценку. 
В 1818 г. Арсеньев опубликовал учебник "Краткая всеобщая география", выдержавший 20 изданий и использовавшийся на протяжении трех десятилетий. К этому же времени относится выход в свет его основной работы "Начертание статистики Российского государства" (1818-1819), в котором дано разделение территории России на десять "пространств" (как он их называл): Северное (север Европейской России), Алуанское (от Петербургской до Смоленской губернии), Балтийское, Низкое (в основном территория Белоруссии), Окское (с Москвой), Карпатское (до Азовского побережья включительно), Степное (от Воронежа до Кавказа включительно), Волжское, Уральское и Сибирское. В противоположность своим предшественникам Арсеньев в основу районирования положил не только природные условия (хотя и он отводил определяющее значение разности климата и качеству почв), но учитывал также население и хозяйство. Выделенная им сетка "пространств" была положена в основу описания России и статистические данные сгруппированы по этим "пространствам".1 В этом же году вышла брошюра Арсеньева "Обозрение физического состояния России", в которой яркими штрихами вскрывалась благоприятность природных условий страны для экономического развития. 
После увольнения из университета Арсеньев работает в военных учебных заведениях, а в 1828 г. его назначают преподавателем истории и статистики наследника русского престола, будущего царя Александра II. Арсеньев в этой весьма высокой по тому времени должности имел возможность широко использовать все ведомственные статистические источники, что облегчило его научную работу. В 1832 г. выходит из печати его новая работа "Гидрографическо-статистическое описание города Российской империи...", которая впервые в литературе характеризует города с учетом географического положения на водных путях и в историческом разрезе. Эту работу можно рассматривать как первое исследование по географии городов. 
С 1835 по 1853 г. Арсеньев возглавлял статистические работы в России, под его руководством создавались губернские статистические комитеты. В 1848 г. публикуется капитальная работа Арсеньева "Статистические очерки России", в которой он совершенствует и уточняет предложенное им в 1818-1819 гг. районирование страны. Уральское "пространство" теперь расширяется на запад, включая среднее течение Волги с городами Самарой и Казанью, Окское и Волжское заменяются Центральным, или Внутренним, "пространством", в состав которого входят также Воронеж и верхнее течение Дона, низкое "пространство" (в тех же границах) переименовывается в Низменное, добавляется Кавказ, Степное "пространство" уменьшается на Севере, но распространяется на запад, включая нижнее течение Днепра и Днестра. Соответственно сокращается Карпатское "пространство".2 Даются детальные характеристики всех "пространств" и описания их внутренних различий. 
Вместе с К.М Бэром, Ф.П. Врангелем, В.И. Далем, И.Ф. Крузенштерном, А.И. Левшиным, Ф.П. Литке и другими крупными деятелями русской науки Арсеньев в 1845 г. участвует в организации Русского географического общества, сыгравшего первостепенную роль в дальнейшем развитии отечественной географической науки, в том числе и экономической географии. 
После реформы 1861 г. происходит хозяйственное освоение новых окраинных территорий, развивается промышленность и железнодорожное строительство. Это вызывало необходимость детальных экономико-географических работ как по развивающимся отраслям народного хозяйства, так и по отдельным районам. Выдающаяся роль в сборе таких материалов, в укреплении и усовершенствовании государственной статистики, в развитии экономико-географических работ в Географическом обществе принадлежит П.П. Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914). На протяжении более сорока лет (с 1873 г.) он был вице-президентом и фактическим руководителем Русского географического общества, организатором и фактическим вдохновителем многочисленных прославленных экспедиций. 
В период с 1863 по 1885 г. Семенов-Тян-Шанский выпустил "Географическо-статистический словарь Российской империи" в пяти томах, содержащий обстоятельные физико-географические и экономико-географические характеристики. Семенов-Тян-Шанский поставил на научную основу географию населения. В статье "Населенность Европейской России в зависимости от причин, обусловливающий распределение население империи" (1871г.) дан глубокий анализ географического размещения населения страны и содержался первый опыт Семенова-Тян-Шанского по районированию. В основу выделения районов или "областей", как он из называл, были положены (как и большинством его предшественников) только природные условия. 
В 1880г. Семенов-Тян-Шанский опубликовал первый том капитального труда "Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России", в котором приведен второй опыт районирования, уже значительно более совершенный. Опираясь на накопленный им богатый опыт, Семенов-Тян-Шанский близко подошел к выявлению районов, объективно отражающих реальную действительность. Семенов-Тян-Шанский не раскрывает примененную им методику районирования, возможно даже, что он частично основывался на научной интуиции, но во всяком случае заметно, что теперь уже в основу районирования положены не только природные условия. Большое внимание он уделяет населению, его размещению, а также хозяйству, с преимущественным интересом к сельскохозяйственному производству. Помимо выделения крупных экономических районов, П.П. Семенов-Тян-Шанский в составе последних рассматривает районы более мелкой градации, в которые он группирует уеэды, не считаясь с границами губерний.3 
Неоценимое значение для науки имеет подготовка и опубликование под редакцией Семенова-Тян-Шанского и при его непосредственном участии многотомного труда "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" - образца яркой, увлекательной и богатой материалом страноведческой характеристики большинства районов страны. 
Существенный скачок в развитии произошел в теории экономического районирования в советский период.  
Развитию теории экономического районирования были посвящены труды Н.Н.Колосовского, главное содержание которых изложено в двух книгах, опубликованных посмертно: "Основы экономического районирования" (1958) и "Теория экономического районирования" (1969). Он разработал теорию энергопроизводственных экономических районов СССР. Исходя из представления о комплексном экономическом районе как о реальности, находящейся в непрерывном развитии, он пытался проследить на совершенно конкретном материале действительно существующие территориальные группировки производительных сил и раскрыть перспективы их развития. 
По Колосовскому, в основу районирования должно быть положено проектирование районных производственно-территориальных комплексов, под которыми автор понимал организованный в определенных технических формах общественный человеческий труд с энергетическим и машинным его вооружением, приложенный к определенному благоприятному для данной специализации сочетанию природных ресурсов. Эти производственно-территориальные комплексы он полагал основой районообразования. Проектирование этих комплексов по подобной концепции должно было предшествовать установлению сетки экономических районов. Главное внимание при проектировании уделяется производственным и общеэкономическим связям районных комплексов. Эти связи распространяются на использование транспорта, энергии, сырья, полуфабрикатов, строительных материалов, частей машин и изделий, рабочей силы, а также общих источников и устройств водоснабжения, жилья, продовольствия, культурных и научных сил. Многообразные производственные связи районных комплексов возникают: 
1) "по вертикали", снизу вверх - от сырья до готового изделия, например железная руда - чугун - сталь - прокат - литье - машины и т.д.; 
2) "по горизонтали", например коксование - газы коксования - мартеновское производство; 
3) В порядке производственной кооперации с различными предприятиями, необходимыми для того, чтобы иметь поблизости весь "комплекс" частей и арматуры для изготовления изделий "вертикальных" рядов.4 
Чтобы разобраться в производственных сочетаниях и получить основу для классификации экономических районов, необходимо исследовать сущность производственных процессов, их типы и устойчиво повторяющиеся элементы. 
Типичная совокупность производственных процессов, возникающих в экономическом районе вокруг ведущего процесса, основанного на сочетании главных видов сырья и энергии, названа Колосовским энергопроизводственнм циклом. Каждый из циклов отличался от других соотношением расхода энергии, сырья, транспортной работы, капитальных затрат, рабочей силы для всех процессов, рассматриваемых вместе. Характеристика экономических районов по способу циклов может быть сделана не только качественно, описательно, но и количественно в материальных балансах с подсчетами экономической эффективности производства. Опыт применения метода "циклов" к районированию приведен в учебном пособии "Экономическая география СССР" (часть II, под редакцией Ю.Г.Саушкина, И.В. Никольского и В.П. Коровицына). Но, разумеется, при планировании развития и размещения производства невозможно ограничиться учетом одних лишь технических и технологических связей. 
Другому отечественному географу - В.М. Четыркину принадлежит разработка важного вопроса о районообразующем значении народнохозяйственных проблем. По Четыркину, к числу районообразующих признаков следует относить, прежде всего, такие отличительные особенности и свойства районов, которые позволяют понять, как и в каких условиях развивается производственная деятельность данных районов. 
Сущностью и основой каждого района (по Четыркину) являются, во-первых, специфическая для каждого района комплексная узловая народнохозяйственная проблема, которая связывает в единый узел все факты и явления, свойственные данному району, и тем самым раскрывает сущность взаимозависимостей и взаимодействий, объединяющих многообразную производственную деятельность в единое производственное целое (комплекс); выявляет характер внутреннего и внешнего обмена веществ, совершающегося в процессе производства, и по мере своего разрешения обеспечивает рациональное развитие, углубление и укрепление общегосударственной производственной специализации района; во-вторых, вся та сложная система природных и экономических условий, в которых складывается соответствующая комплексная народнохозяйственная проблема.5 
Народнохозяйственные проблемы ввиду этих особых условий закономерно обладают строго индивидуализированными особенностями и характером, которые требуют столь же индивидуальных решений (как в данных условиях возможно достигнуть поставленных общих и частных целей, какие меры и методы в данных условиях будут наиболее эффективными, способствующими максимальному повышению общей работоспособности района, его энергетики, производительности труда). 
Углубление и расширение проблемного подхода к экономико-географическим процессам, разработка теоретических вопросов науки даны в ряде трудов, и в частности в весьма обстоятельных и богатых как фактическим материалом, так и теоретическими обобщениями коллективных работах: "Вопросы размещения производства и экономического районирования" (1960), "Географические проблемы развития крупных экономических районов СССР" (1964), "Особенности и факторы размещения отраслей народного хозяйства СССР" (1960), "Модели в географии" (1971), "Человек, общество и окружающая Среда" (1973), сборниках "Вопросы географии" и др.  
Последнее время анализ таких сложных систем , как производственно-территориальные системы, сопровождается их структурной характеристикой, которая раскрывает соотношение составных частей по отношению к о всему изучаемому территориальному образованию. Применение системно-структурного анализа неразрывно связано со все расширяющимся применением математических методов исследования, в частности с широким использованием компьютерных технологий.  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В заключение предложенного сравнительного описания различных отечественных школ экономического районирования необходимо отметить, что данная наука, базируясь на теории разделения труда, способствует выделению соподчиненных (определенного иерархического уровня) экономических районов государства или его крупного региона. 
Рассматриваемое учение необходимо для территориального планирования и прогнозирования, нормального функционирования статистики, а также для коррекции социально-экономической политики. Экономическое районирование как дисциплина тесно контактирует с социально-экономической географией, региональной экономикой. 
Отечественное экономическое районирование в выделении макрорайонов (интегральных), кроме теории территориального разделения труда, берет за основу следующие принципы: 
- генеральность (т. е. районированием схватывается вся территория государства); 
- иерархичность (выделяются районы разного иерархического уровня); 
- экономическую обусловленность и перспективную направленность (район должен обладать необходимым спектром и количеством ресурсов, способных обеспечить нормальное функционирование его хозяйства с учетом перспективных сдвигов территориального изменения производственной сферы); 
- территориальную целостность; 
- наличие сформировавшейся или формируемой территориально-производственной структуры хозяйства; 
- национально-этническую целостность (этот принцип подразумевает неделение национальных территорий); 
- согласованность (данный принцип включает в себя три важных составляющих:  
а) границы районов должны поводиться с учетом имеющихся административно-политических границ;  
б) особенность управления и планирования района зависит от иерархического его уровня (макро-, мезо-, микроуровень);  
в) границы районов - понятие историческое, и они требуют определенной коррекции (а порой и изменения в зависимости от изменения территориальной структуры хозяйства). 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
1. Четыркин В.М. Проблемные вопросы экономического районирования. Ташкент, 1967. 
2. Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. - М., 1958.  
3. Семевский Б.Н. Введение в экономическую географию. - Л., 1976.  
4. Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР, кн.1. - М., 1959. 
5. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. - М., 1973. - С. 41. 
 
1 Алампиев П.М. Экономическое районирование СССР, кн.1. - М., 1959 - С.27. 2 Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. - М., 1973. - С. 41. 3 Семевский Б.Н. Введение в экономическую географию. - Л., 1976. - С.88. 4 Колосовский Н.Н. Основы экономического районирования. - М., 1958. 5 Четыркин В.М. Проблемные вопросы экономического районирования. Ташкент, 1967. 1 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРАНСКИЙ (1881 - 1963)
Николай Николаевич Баранский - самый крупный и разносторонний советский географ, заложивший основы советской экономической географии, создавший в этой области ведущую в нашей стране научную школу.
Труды Н. Н. Баранского охватили теорию географии в целом, экономической географии и страноведения, историю географии (особенно экономической географии), экономическую географию СССР, США и других стран, экономическое районирование, географию городов, экономическую картографию, методику преподавания географии в высшей и средней школе. Нет такой области экономической и социальной географии, в которую бы Баранский не внес идеи, определившие ее научное развитие. Богатство этих идей столь велико, что они и ныне питают географическую науку. Особое значение имеют идеи Н. Н. Баранского об экономическом районировании как синтетическом учении в экономической и социальной географии, о единстве экономического и социального процессов развития районов, городов, территориальных комплексов.
Н. Н. Баранский первым начал подлинно научную подготовку экономико-географов.
Кроме экономической  географии, Н. Н. Баранским была создана как самостоятельная научная дисциплина экономическая картография. Он первым стал читать курс экономической картографии на географическом факультете Московского университета.
Н. Н. Баранский родился 27 июля (14 июля по старому стилю) 1881 г. в Томске. С 1897 г. Н. Н. Баранский начинает участвовать в нелегальных кружках, сам ведет занятия в рабочих кружках, первые из которых состояли преимущественно из типографских рабочих. В 1899 г. Баранский закончил Томскую гимназию и поступил на юридический факультет Томского университета.
В 1901 г. Н. Н. Баранский стал одним из инициаторов и руководителей забастовки и демонстрации студентов, направленных против жестоких репрессий в Томском университете. За активное участие в демонстрации Николай Николаевич был исключен из университета. Летом 1902 г. Николай Николаевич основывает сибирскую группу революционной социал-демократии искровцевского направления, которая в 1903 г. вошла в «Сибирский социал-демократический союз». С этого времени он становится профессиональным революционером, избирается членом союзного комитета, активно участвует в революции 1905 г. в Красноярске, Иркутске, Чите.
В 1910 г., Николай  Николаевич поступил в Московский коммерческий институт (ныне Институт народного  хозяйства имени Г. В. Плеханова) на факультет банковского и страхового дела. В 1914 г. он окончил институт, приобретя  глубокие знания в экономике и  математической статистике, что позволило  ему позже ясно определить значение количественных методов для экономической  географии.
Четыре года (1921 -1925 гг.) Н. Н. Баранский был членом Коллегии Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ). Эта работа позволила ему лучше узнать экономическую жизнь страны.
В эти годы он все  большее внимание уделяет научной  и педагогической деятельности в  области экономической географии. Преподавать экономическую географию  Николай Николаевич начал еще  в 1918 г. Именно тогда у него возникают  мысли о большом практическом значении экономической географии, о том, что в центре ее внимания должны находиться вопросы географического разделения труда, размещения производства и характеристика стран и их районов.
В 1920-1921 гг. Н. Н. Баранский преподавал в Сибирской высшей партийной школе, а после переезда в Москву - в Коммунистическом университете им. Я. М. Свердлова, где он в конце 1921 г. организовал кафедру экономической географии.
С 1924 г. Н. Н. Баранский целиком посвятил себя научной работе и преподаванию в области экономической географии. Обладая о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.