На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Речь и ее функции

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Речь является основным средством  человеческого общения. Без нее  человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая  несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что  невозможно воспринять с помощью  органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без  письменной речи человек был бы лишен  возможности узнать, как жили, что  думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции  собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в  следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.
Речь без усвоения языка  невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться  относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его  психологией, ни с его поведением.
Связывающим звеном между  языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь вместе с тем несет  в себе определенный смысл, характеризующий  личность того человека, который ею пользуется. Смысл в отличие от значения выражается в тех сугубо личных мыслях, чувствах, образах, ассоциациях, которые данное слово вызывает именно у этого человека. Смыслы одних  и тех же слов для разных людей  различны, хотя языковые значения могут  быть одинаковыми.
Важнейшая роль слова состоит  в том, что в своем значении оно обобщенно отражает действительность, существующую вне и независимо от индивидуального человеческого  сознания. Смысл же отражает не только объективный, но и субъективный мир  данного человека и сугубо индивидуален. В речи, насыщенной субъективным смысловым  содержанием, отражается вся психология человека, и это обстоятельство является основанием для использования речи в системе личностной психодиагностики.
Со значением слов непосредственно  связано представление о них  как о понятиях. Что же такое понятие? Почему усвоению понятий детьми придается такое большое значение в обучении и воспитании?
В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и  явлений, и если бы мы стремились каждое из них назвать отдельным словом, то тот словарный запас, которым  мы
должны были бы пользоваться, стал бы практически необозрим, а  сам язык — недоступным человеку. Мы им просто не могли бы пользоваться как средством коммуникации.
К счастью, дело обстоит таким  образом, что нам вовсе нет  необходимости для каждого отдельно существующего предмета или явления  придумывать свое специфическое  название, самостоятельное слово. В своем общении и в мышлении мы вполне удовлетворительно обходимся весьма ограниченным их количеством, и наш словарный запас намного меньше числа обозначаемых с помощью слов предметов и явлений. Каждое такое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету или явлению, а к целому их классу, выделенному по совокупности общих и специфических признаков. Эти же признаки для выделяемого класса явлений и предметов выступают как существенные, т.е. выражающие их основные качества и свойства, а не второстепенные признаки. Все сказанное входит в представление об объеме и содержании понятия. Знать его — значит уметь правильно указать на объем и содержание соответствующего понятия.
Слова-понятия позволяют  нам обобщать и углублять наши знания об объектах, выходя в их познании за пределы непосредственного опыта, за рамки того, что нам дано через  органы чувств. Понятие фиксирует  существенное и игнорирует несущественное в предметах и явлениях, оно  может развиваться за счет обогащения своего объема и содержания. Новое  знание поэтому может входить  в старую систему понятий и  выражаться с помощью уже известных  слов. В этой связи редко возникает  необходимость придумывать совершенно новые слова для того, чтобы  выразить вновь полученное знание. Благодаря понятийному строю  языка мы имеем возможность с  помощью ограниченного числа  слов обозначать практически необозримое  количество явлений и предметов. Этой цели, в частности, служат многозначные слова и выражения. Именно такими является большинство слов, составляющих основу современных развитых языков. Пользуясь весьма условной аналогией  из области математики, можно было бы сказать, что число слов в языке  растет по арифметической, а выражаемый с их помощью объем знаний —  по геометрической прогрессии.
Владея понятием, мы знаем  о предмете или явлении очень  многое. Если нам показали какой-либо незнакомый предмет и назвали  его известным нам понятием, то мы автоматически приписываем данному  предмету все те, пусть даже еще  реально не увиденные в нем качества, которые заключены в содержании и объеме соответствующего понятия.
Понятие выступает и как  важный элемент восприятия, внимания, памяти, а не только мышления и речи. Оно придает всем этим процессам  избирательность и глубину. Пользуясь  понятием для обозначения предмета или явления, мы как бы автоматически  видим в них (понимаем, представляем, воспринимаем и вспоминаем о них) больше, чем нам дано непосредственно  через органы чувств. Обращаясь к  понятиям, мы существенно экономим время коммуникации и мышления, сокращения до минимума количества необходимых  слов и максимальных операций.
Из множества качеств  и признаков предмета или явления, заключенных в слове-понятии, ребенок  поначалу усваивает лишь те, которые  непосредственно выступают в  совершаемых им действиях с соответствующими предметами. В дальнейшем, по мере получения  и обогащения жизненного опыта, им усваивается  более глубокий смысл соответствующего понятия, включая и те качества обозначаемых им предметов, которые прямо не воспринимаются.
Процесс формирования понятия  начинается у ребенка задолго  до овладения речью, но становится по-настоящему активным лишь тогда, когда ребенок  достаточно овладел речью как  средством общения и развил свой практический интеллект.
Речь человека может быть сокращенной и развернутой как  с понятийной, так и с лингвистической  точек зрения. В развернутом типе речи говорящий использует все возможности  символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные  языком. Этот тип речи характеризуется  большим словарным запасом и  богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для  выражения логических, временных  и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и  наречий для обозначения того или иного специфического положения  дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием  высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей  о предвосхищающем планировании речи.
Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди  хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более  сложных, абстрактных мыслей, связанных  с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

Рис  1. Психологическая модель порождения и функционирования речи
 
РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
В филогенезе речь первоначально  выступала, вероятно, как средство общения  людей, способ обмена между ними информацией. В пользу такого предположения говорит  факт наличия у многих животных развитых средств коммуникации и только у человека способности пользоваться речью при решении интеллектуальных задач. У шимпанзе, например, мы находим относительно высоко развитую речь, которая в некоторых отношениях человекоподобна. Речь шимпанзе, однако, выражает только органические потребности животных и их субъективные состояния. Это — система эмоционально-экспрессивных выражений, но никогда не символ или знак чего-либо, находящегося за пределами животного. Язык животных не имеет тех значений, которыми богата человеческая речь, и тем более смыслов. В разнообразных формах жестомимического и пантомимического общения шимпанзе на первом месте находятся эмоционально-выразительные движения, хотя и очень яркие, богатые по форме и оттенкам.
У животных, кроме того, можно  обнаружить выразительные движения, связанные с так называемыми  социальными эмоциями, например специальные  жесты — приветствия друг друга. Высшие животные, как показывает опыт внимательного наблюдения за их общением, прекрасно разбираются в жестах и мимике друг друга. При помощи жестов они выражают не только свои эмоциональные  состояния, но и побуждения, направленные на другие предметы. Самый распространенный способ общения шимпанзе в таких  случаях состоит в том, что  они начинают то движение или действие, которое хотят воспроизвести  или к которому хотят побудить другое животное. Этой же цели служат хватательные движения, выражающие желание обезьяны получить от другого животного какой-либо предмет. Для многих животных характерна связь выразительных эмоциональных  движений со специфическими голосовыми реакциями. Она же, по-видимому, лежит  в основе возникновения и развития человеческой речи.
Обратим внимание еще на одну генетическую предпосылку развития у человека речи как средства общения. Для многих животных речь является не только системой эмоционально-выразительных  реакций, но также средством психологического контакта с себе подобными. Ту же самую  роль формирующаяся в онтогенезе речь первоначально выполняет и  у человека, по крайней мере в  возрасте до полутора лет. Эта речевая  функция также еще не связана  с интеллектом.
Но человеческого индивида не может удовлетворять такая, весьма ограниченная в своих возможностях коммуникативная роль речи. Для того чтобы передать какое-либо переживание
или содержание сознания другому  человеку, нет иного пути, кроме  означивания речевых высказываний, т.е. отнесения передаваемого содержания к какому-либо известному классу предметов или явлений. Это непременно требует абстракции и обобщения, выражения обобщенного абстрагированного содержания в слове-понятии. Общение развитых в психологическом и культурном плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими познавательными процессами.
В последние годы ведется  немало споров и дискуссий по вопросу  о том, является способность к  усвоению речи у человека врожденной или нет. Мнения ученых в этом вопросе  разделились: одни стоят на позиции  новорожденности этой способности, другие придерживаются точки зрения о ее генетической обусловленности.
С одной стороны, есть убедительные доказательства того, что ни о какой  врожденности речи человека говорить нельзя. Это, к примеру, факты отсутствия каких бы то ни было признаков членораздельной  человеческой речи у детей, выросших в изоляции от говорящих на родном языке людей и никогда не слышавших  человеческого голоса. Это также  данные многочисленных неудачных опытов обучения высших животных языку человека, умению пользоваться хотя бы элементарными понятиями. Только у человека, причем лишь в условиях правильно организованного обучения и воспитания, может появиться и развиться вербальная понятийная речь.
С другой стороны, имеются  не менее достоверные факты, которые  свидетельствуют о том, что многие высшие животные обладают развитой системой коммуникаций, по многим своим функциям напоминающей речь человека. Высшие животные (обезьяны, собаки, дельфины и некоторые  другие) понимают обращенную к ним  речь человека, избирательно реагируют  на эмоционально-экспрессивные ее аспекты.
Имеются определенные экспериментальные  доказательства того, что дети с  рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества других звуков, избирательно на нее реагировать  и очень быстро обучаться. Если иметь  в виду то, что основное отличие  врожденных и приобретенных форм поведения состоит в том, что  наследственно обусловленные (имеющие  соответствующие задатки) его виды при наличии соответствующих внешних условий развиваются быстрее, то вполне можно допустить, что какие-то генотипические факторы, способствующие быстрому усвоению ребенком столь сложной формы поведения, какой является речь, все же существуют.
Полностью приобретенное  поведение, не имеющее врожденных задатков для развития, формируется и прогрессирует  медленно, совсем не так, как это  имеет место в случае усвоения речи. Сначала при его развертке  появляются простейшие элементы приобретенного поведения, которые становятся своеобразными  задатками, и только затем на их основе конструируются более сложные формы  поведения. Этот процесс, как правило, длителен и охватывает весьма значительный период времени в жизни индивида. Примером тому является процесс усвоения детьми понятий, который завершается  лишь к подростковому возрасту, хотя речь оказывается сформированной уже  в возрасте около трех лет.
Другим доказательством  возможного существования врожденных предпосылок к усвоению речи у  человека является типичная последовательность стадий ее развития. Эта последовательность одинакова у всех детей независимо от того, где, в какой стране и  когда они родились, в условиях какой культуры развивались и  на каком языке говорят. Дополнительным, косвенным доказательством той  же самой мысли является следующий  факт: речь ребенком, как известно, не может быть усвоена раньше определенного  периода времени, например до одного года жизни. Это становится возможным  лишь тогда, когда в организме  созревают соответствующие анатомо-физиологические структуры.
Основная трудность, которую  необходимо разрешить для того, чтобы  найти окончательный ответ на вопрос о наличии или отсутствии у человека прирожденных (генотипических) факторов, определяющих усвоение им языка, состоит в том, что факты, которые  обычно используют для доказательства или опровержения положений, связанных  с обсуждаемым вопросом, допускают  различные толкования. Да и сами эти факты порой достаточно противоречивы. Приведем примеры.
1. В США, в Калифорнии, был обнаружен ребенок в возрасте  около 14 лет, с которым никто  не общался по-человечески, т.е.  с помощью речи, примерно с  2-месячного возраста. Естественно,  что он не владел речью и  не проявлял никакого знания  языка. Несмотря на значительные  затраченные усилия, обучить его  пользоваться речью по-настоящему  так и не удалось.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕНИЯ
Рассматривая образ жизни  различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов мы назвали  деятельностью, и он уже был рассмотрен в гл. 6. Второй тип контактов характеризуется  тем, что взаимодействующими друг с  другом сторонами являются живые  существа, организм с организмом, обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых  и межвидовых контактов называют общением.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые  совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В  общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Содержанием общения могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа. Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т.п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты. Такая же информация передается от человека к человеку и служит средством межличностной настройки. По отношению к разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и испытывает радость.
Содержанием общения может  стать информация о состоянии  внешней среды, передаваемая от одного живого существа к другому, например, сигналы об опасности или о  присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов, скажем, пиши.
У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например, голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими восприняты жизненно важные сигналы.
У человека количество целей  общения увеличивается. В них  помимо перечисленных выше включаются передача и получение объективных  знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей  в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых  взаимоотношений, многое другое. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических  потребностей, то у человека они  представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного  развития и ряда других.
Не менее существенны  отличия средств общения. Последние можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.
Кодирование информации —  это способ передачи ее от одного живого существа к другому. Например, информация может передаваться с помощью  прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т.п. Информация может людьми передаваться и восприниматься на расстоянии, через органы чувств (наблюдения со стороны одного человека за движениями другого или восприятие производимых им звуковых сигналов).
У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые  изобретены и усовершенствованы  им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические  средства записи, передачи и хранения информации (радио и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
 
 
ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О  ПАМЯТИ
Впечатления, которые человек  получает об окружающем мире, оставляют  определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности  — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом»1.
Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился  из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения  есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый  в процессе индивидуальной жизни  опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства  в подходящих условиях живые организмы  не смогли бы адаптироваться к текущим  быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и  оно бы безвозвратно утрачивалось.
Память есть у всех живых  существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у  человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает  никакое другое живое существо в  мире. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни. Возможности для запоминания у животных ограничены их органическим устройством, они могут помнить и воспроизводить лишь то, что непосредственно может быть приобретено методом условнорефлекторного, оперативного или викарного научения, без использования каких бы то ни было мнемических средств.
У человека есть речь как  мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и разного  рода технических записей. Ему нет  необходимости полагаться только на свои органические возможности, так  как главные средства совершенствования  памяти и хранения необходимой информации находятся вне его и одновременно в его руках: он в состоянии  совершенствовать эти средства практически  бесконечно, не меняя своей собственной  природы. У человека, наконец, есть три  вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.
Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие  в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.
ВИДЫ ПАМЯТИ И  ИХ ОСОБЕННОСТИ
Существует несколько  оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени  сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую па мять. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.
Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ.
Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.
Кратковременная память связана  с так называемым актуальным сознанием  человека. Из мгновенной памяти в нее  попадает только та информация, которая  сознается, соотносится с актуальными  интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.
Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, по павшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Основным биологическим механизмом запоминания информации в такой памяти являются, по-видимому, мутации и связанные с ними изменения генных структур. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что челов
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.