На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Действие нормативно-правовых актов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Введение (тема: Пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц)

     С тех пор, как возникло право, проблем источников его образования, форм его организации и существования  постоянно привлекала к себе повышенное внимание исследователей-теоретиков и, отчасти, практиков. Особую важность для правовой теории  и практики представляют собой вопросы понятия источников права, их структуры и содержания, соотношения источников права с формами права, вопросы квалификации источников права и их системно-иерархического построения, вопросы юридической природы различных источников права и характера их соотношения с другими источниками права.
     Нормы права, главным образом содержатся в официальных документах, нормативно-правовых актах государства или, в отдельных случаях, - международных договорах о правовой помощи, являющихся общеобязательными. Однако общий характер этих нормативных актов не означает того, что действие их безгранично.
     Нормативный правовой акт – самая распространенная в мире форма выражения права. Он представляет собой документ, т.е. имеет письменный вид, наименование, номер, указание на принявший орган и дату принятия, обладает определенной структурой              . Нормативные правовые акты принимаются в установленном законом порядке управомоченными на то органами и лицами или  народом на референдуме.
     Основными субъектами, управомоченными на принятие нормативно-правовых актов, являются органы государственной власти.              Нормативный правовой акт содержит нормы права: он устанавливает, изменяет или отменяет общеобязательные нормы поведения.
     В самом общем виде нормативный правовой акт можно определить следующим образом – это принятый в установленном порядке компетентным субъектом правовой акт, содержащий нормы права.
     По сравнению с другими формами права нормативный правовой акт обладает рядом преимуществ. Он позволяет оперативно реагировать на меняющиеся условия
 
жизни и проводить систему права в соответствие с потребностями общества. Нормативные правовые акты делают право ясным и доступным для всего населения.
     Каждый день Федеральное собрание, Президент, Правительство Российской Федерации, десятки федеральных министерств и ведомств, сотни органов власти субъектов федерации выпускают множество документов, устанавливающих новые права и обязанности граждан и организаций, изменяющих действующие нормы.
     Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов.
     Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.
     Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу «охватываемых» этими актами лиц. Установление этих пределов – границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
     Для правильного применения нормативно-правовых актов необходимо ответить на три основных вопроса:
1. с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
2. на какую территорию он распространяет свое регулирующее влияние (действие в пространстве);
3. каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
     Целью данной работы является изучение вопросов пределов действия нормативно-правовых актов.
     В соответствии с поставленной целью, в работе будут решения следующие задачи: во-первых, рассмотрены виды нормативно-правовых актов, во-вторых, непосредственно изучены пределы действия нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Основная часть

1. Общая характеристика и классификация

нормативно-правовых актов
 
1.1.           Понятие, характеристика и классификация нормативно-правовых актов.
 
     Нормативно-правовой акт – это письменный документ, созданный в результате правотворческий деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий или отменяющий правила общего характера нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений.
     Под нормативно-правовыми актами понимают акты, устанавливающие норма права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка. Нормативно-правовые акты существенно отличаются от иных формально схожих (не являющихся правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в документальной форме.
    Нормативно-правовые акты, исходя непосредственно от государства, выражают государственную волю. При этом они являются результатом правотворческой деятельности компетентных, (т.е. уполномоченных на то законом), государственных органов. В случае утверждения нормативно-правовых актов негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством.
     Основное содержание нормативно-правовых актов составляют типичные нормативные предписания, обладающие определённой юридической силой и устанавливающие единый, государственно-властный порядок регулирования общественных отношений, ограниченный во времени, в пространстве и по кругу лиц.
     Нормативно-правовые акты имеют строго определенную документальную форму
(закон, указ, постановление и т.п.), обладают установленными символами и
реквизитами. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией. Нормативно-правовые акты принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке. Их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия. Все нормативно-правовые акты функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
     В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на:
- нормативные акты государственных органов;
- нормативно-правовые акты общественных объединений;
- совместные акты государственных и негосударственных организаций;
- нормативно-правовые акты, принятые на референдуме.
     В зависимости от сферы действий нормативно-правовые акты делятся на:
- федеральные;
- акты субъектов Федерации;
- акты органов местного самоуправления;
- локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения).
     В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты делятся на:
- законы;
- подзаконные акты.
 
1.2. Виды нормативно-правовых актов.
 
     Законы – нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Они занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:
- законы принимаются только законодательными (представительными органами
государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума;
- законы обладают высшей юридической силой, благодаря чему содержание вех нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;
- законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в них закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан;
- законы содержат нормы исходного характера, все иные нормативно-правовые акты признаны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;
- законы принимаются в особом процессуальном порядке.
     В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяются на законы конституционные и текущие. 
     Высшую юридическую силу в Российской Федерации имеет Конституция, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция Российской Федерации – правовая основа законодательства Российской Федерации. Все остальные законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
    Законы Российской Федерации принимаются в виде:
- законов о поправках к Конституции Российской Федерации;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
     Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции Российской Федерации, а федеральные законы не могут противоречить не только  Конституции Российской Федерации, но и федеральным конституционным законам.
     Классификация законов может иметь следующий вид:
- по юридической силе (Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами
государственной власти);
- по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);
- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
- по сроку действия (постоянные и временные);
- по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);
- по времени вступления в силу (непосредственно или с даты указанной в законе).
     Подзаконные акты – это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы. Но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов Российской Федерации принадлежит актам Президента Российской Федерации.
    Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации.
    Акты Правительства Российской Федерации принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции  Российской Федерации, законам Российской Федерации, актам Президента Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.
     Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента  Российской Федерации но и постановлений Правительства Российской Федерации. Подзаконные акты субъектов Российской Федерации имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     Если расположить подзаконные нормативно-правовые акты по юридической силе, то система этих актов примет следующий вид:
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
- Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации
- Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов
- Решения и постановления местных органов государственной власти
- Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления
- Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов
- Локальные нормативные акты.
 
1.3.           Основы нормативно-правовой системы Российской Федерации.
 
     Основы нормативно-правовой системы государства закреплены в Конституции Российской Федерации. Конституция формирует и закрепляет отправные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.     В настоящее время федеральная нормативно-правовая система Российской Федерации включает в себя следующие составные части:
- Конституцию;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы, иные акты Федерального Собрания;
- указы Президента;
- постановления Правительства;
- акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов
исполнительной власти.
     Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. Статья 15 Конституции  Российской Федерации гласит:
1)     Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2)     Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3)     Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4)     Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
     Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны.
     Как было сказано выше, в иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на её особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов  Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя своё действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
     Юридическая сила нормативного правового акта – это свойства акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
     Характерная черта системы нормативных правовых актов – ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчинении с другими актами, то есть соотношение  акта характеризуется верховенством одних актов над другими. Нормативные правовые акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Нормативно-правовые акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
     Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие
общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательства, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется   на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц. Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независимо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объединений.

2. Пределы действия нормативных правовых актов во времени,

пространстве и по кругу лиц.
 
            2.1. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени.
 
     Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу лиц. Установление этих пределов имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.
     Определяя границы нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный
моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с
какого времени его не следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении».
     Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается – с момента утраты им юридической силы. Конституция Российской Федерации устанавливает обязательную официальную публикацию законов, а также любых нормативно-правовых актов, поскольку состояние гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права[1]. Знание законов не может быть чьей-то привилегией. Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства и огромный массив ведомственных актов) не могут применяться, если они не опубликованы официально в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Нормативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.
     Этот вопрос регулируют следующие акты:
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.94 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (ст.ст. 78,79);
2. Федеральный Закон от 14.06.94 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;
3. Федеральный Закон от 02.12.90 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 6);
4. Федеральный Закон от 15.07.95 г. № 101-ФЗ «О Международных договорах Российской Федерации» ( ст.ст. 24,30);
5. Федеральный Закон от 26.11.1998 г. № 182-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в ст. 43 Федерального Закона «О рынке ценных бумаг»;
6. Таможенный кодекс РФ (ст. 11)4
7. Налоговый кодекс РФ (ст. 5);
8. Указ Президента РФ от 03.07.95 г. № 662 « О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке РФ»;
9. Указ Президента РФ от 23.05.96 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
10. Указ Президента РФ от 13.08.98 г. № 963 «О внесении изменения в Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;
11.  Указ Президента РФ от 20.03.2001 г. № 318 «О введении государственной регистрации актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ м Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ»;
12. Постановление Правительства РФ от 13.08.97 г. № 1009 «Об  утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;
13. Постановление Правительства РФ от 26.12.95 № 1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»;
14. Приказ ЦБ РФ от 15.09.97 № 02-395 « О Положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России»;
15. Указание ГТК РФ от 02.07.97 г. № 01-14/836 «О применении таможенными органами законодательства РФ».
     Что считается «моментом вступления» нормативно-правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоциируется этот момент?  От момента принятия (издания) нормативно-правового акта до его вступления в силу проходит определенное время, необходимое для его государственной регистрации (для ведомственных актов) и опубликования, кроме тех нормативно-правовых актов, которые содержат сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.[2]
     Когда прекращается действие нормативно-правовых актов, каким образом они утрачивают юридическую силу? Согласно сложившейся практике это происходит в
результате следующих обстоятельств.  
     Во-первых, в результате истечения срока действия закона или иного нормативного акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты, с
указанием срока действия, издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный период и при других обстоятельствах.
     Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом.
     В третьих, в результате замены действующего нормативного акта другим актом,
устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила данного акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Конституции Российской Федерации, вступившей в силу «со дня официального её опубликования по результатам народного голосования», а именно 12 декабря 1993 года, одновременно прекратилось действие Конституции (Основного Закона) от 12 апреля 1978 года.
     В связи с рассмотрением вопроса о пределах действия нормативно-правовых актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление и понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, что в случае возникновения, например, имущественного спора или совершения правонарушения применяется закон, который имел юридическую силу во время возникновения спора или совершения противоправного действия, хотя на данный момент этот закон был отменен или изменен. Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, усилению уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка. Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В отдельных случаях обратная сила закона признается в области гражданского и семейного права. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.
       
2.2. Пределы действия нормативных правовых актов в пространстве.
 
     Кроме ограничения действия нормативно-правовых актов во времени существуют общепризнанные границы его действия в пространстве, на определенной территории. Действия нормативных актов в пространстве осуществляется с учетом территориального и экстерриториального принципов.
Под территориальным принципом понимают действие нормативно-правовых актов в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа. По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.
     В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими
органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству. На всю территорию государства распространяется, например, конституционные и обыкновенные законы. Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном правовом акте.
     Экстерриториальность действия нормативно-правовых актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. К примеру, при рассмотрении судом споров, связанных с внешнеторговыми сделками, в некоторых случаях, возможно применение иностранного законодательства. Кроме того, при рассмотрении вещных гражданских споров, суд или иной орган, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое
имущество.
     Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых  иных отраслей права.
     В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую
значимость приобретает применение норм международного права к
внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью её правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[3]
     Аналогичные нормы содержатся и в конституциях других государств. Так, например, в конституции Испании говорится, что «международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации, являются составной частью внутреннего законодательства. Это означает, что они применяются для регулирования отношений, возникающих на территории Испании на тех же основаниях и в том же
порядке, что и нормативно-правовые акты, действующие внутри самого государства.
 
2.3.Пределы действия нормативных правовых актов по кругу лиц
 
     Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на
территории юриспруденции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако, и из этих правил есть исключения:
- во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории Российской Федерации, но и на её граждан за границей;
- во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые нормативно-правовые акты могут иметь значение для
всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории
юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или Уголовный Кодекс Российской Федерации). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (пенсионеры, военнослужащие и т.п.);
- в-третьих, свои особенности имеет действие нормативно-правовых актов в отношении иностранцев и лиц без гражданства, им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (участие в избирательном процессе, служба в Вооруженных силах Российской Федерации и т.п.);
- представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации решается дипломатическим путем.
     Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, окинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия) также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.
     Важное значение для государственно-правовой теории и практики имеет
определение пределов действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, кому адресуются содержащиеся в этих актах предписания. По общему правилу, нормативно-правовые акты издаются с непосредственной целью распространения их предписаний на граждан данного государства. При этом государство, наделяя своих граждан конституционными правами и свободами, равно, как и возлагая на них определенные конституционные обязанности, должно принимать меры не только к тому, чтобы гарантировать соблюдение данных конституционных требований и положений в отношении граждан внутри страны, но и оказывать им защиту и покровительство за пределами государства. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» [4], нап
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.