На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экологическое мировоззрение в современной философии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО  «БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
                                    ИМ. А.С.ПУШКИНА»
    

                                                                                           Кафедра философии  
 
 
 
 
 
 

                                                   Курсовая работа
Экологическое мировоззрение в  современной философии  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнил:
                    студент 1 курса
                    юридического факультета
                    специальности «Государственное 
                    управление и экономика»
                Хмелевский П.А. 

                Научный руководитель:
                Кандидат  философских
                наук, доцент Крусь П.П.        
                 
                 
                 

                                            г.Брест  2011      
 

 
 

Экологическое мировоззрение в современной философии  
 
 

                         Содержание. 
 

                                                                                                               Стр. 

Введение………………………………………………………………… 2 

1. Взаимоотношение человека и природы…………………………….. 2 

2. Сущность экологической проблемы…………………………………8 

3. Методологические аспекты современной экологии……………….   9 

  3.1. Основные понятия и методы экологии…………………………... 9 

  3.3. Структура экологического знания……………………………….  12 

  3.4. Междисциплинарный характер экологических исследований..  15 

4. Экологический кризис и пути его преодоления……………………  18 

Заключение………………………………………………………………. 22 

Литература………………………………………………………………   24 
 
 
 
 

 
                        

                             Введение.

 
  Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставшая одной из самых насущных проблем современности, является новой беспрецедентной в истории человеческого общества.
  Начиная с 70-х годов прошлого столетия уверенность в “ безграничности человеческой изобретательности “ начала заметно уступать место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.
  Прогрессирующее ухудшение состояния окружающей среды становится реальным фактом, пренебрежение которым чревато весьма опасными последствиями. Поэтому вопросу охраны природы и бережного отношения к использованию её ресурсов никогда не становились столь серьёзно, последовательно и масштабно, как в наше время. Интерес к проблемам экологии глубоко мотивирован всем ходом современной научно-технической революции, вложившей в руки человека мощные средства преобразования окружающего мира. Возрастающая экологическая опасность, обнаружила противоречивость и сложность такого явления как научно-технический прогресс ( НТП ).
  “ Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса “- писал основатель Римского клуба А. Печчеи, - “ принеся человеку множество щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человеком невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами “. (21) 

        Взаимоотношения человека и природы.
  Проблема взаимоотношений человека и природы во всей её целостности всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней, так или иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшие определить место и роль человека в универсуме. В связи с этим встаёт вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечно философской проблемой взаимоотношений человека и природы?
  Философское поле анализа простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы в трёх её основных значениях: универсума, соотносящейся с человеческим обществом части универсума и внутренней основы человека. Экологическое поле уже. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды. Среду можно определить как часть природы, в которой существует человек, средоточием которой он является, непосредственно сталкиваясь с ней в своей деятельности.(9)
    Между философским и конкретно-экологическим уровнями, как и между понятиями “природа ” и “природная среда “, нет непроходимой пропасти. Совокупность учитываемых характеристик природной среды возрастает по мере того, как человек получает всё больше информации о влиянии природы на его существование и всё большую часть природы превращает в среду своего обитания.
    Зависимость человека от природы,  от естественной среды обитания  существовала на всех этапах  человеческой истории. Она, однако, не оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
  С одной стороны, по мере развития производительных сил общества, по мере того, как взаимоотношения  человека с естественной средой обитания всё более опосредовались создаваемой  им “ второй природой “, человек повышал свою защищенность от негативных воздействий природы и стихийных бедствий, что позволяло не только обеспечить более стабильные комфортные условия существования, но и осваивать для обитания и для продуктивного труда все новые территории.
  Поскольку главный канал связи между  человеком и природой идет через  производство, специфика взаимоотношений  человека с природной средой и  перспективы их существеннейшим  образом зависят от уровня развития производительных сил общества и характера производственных отношений. Бурный рост первых и несоответствие, в которое они приходят со вторыми, определяют социальные корни экологических трудностей, но также создают и соответствующие предпосылки их преодоления. Становление классового общества, развитие системы товарно – денежных отношений и классово – обусловленных форм разделения труда, сопровождающееся « разделением » (Ф.Энгельс) индивида, отчуждением его результата труда и трудовой деятельности, а стало быть, самоотчуждением, ведёт его к отчуждению от
преобразуемой природной среды, к ощущению его  разрыва с природой.
   В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается крайне драматическим образом , поскольку масштабы применения многих видов ресурсов, необходи-мых для хозяйственной деятельности, да и просто для существования челове- чества, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов. В орбиту человеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающей интенсивностью, так что человеческое общество втягивается во всё более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.
   Таким образом, не только человек зависит от природы, но и сама окружаю - щая человека природа зависит от него, от масштабов, форм и направлений его деятельности. И эта зависимость природы от человека проявляется не только в интенсивном , достигающем предельных значений, вовлечении в его деятель - ность природных ресурсов, но и в глубоких и нередко негативных воздействиях самой этой деятельности на окружающую среду.
   Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всём мире, причём производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных, критических форм и размеров. Во весь рост встал вопрос об угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания природ - ных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания. Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и оп ределяется существо экологической проблемы .
      Получают распространение две противоположные концепции: покоре-
ния природы  и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить  борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противополож –ный вариант ( только подчинение человека природе ) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей дея –тельности людей по отношению к природе.
   Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.
Общество  – это обособившаяся часть  природы, человек – вершина эволюции.
« Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, зако –номерно длящегося  в течении, по крайней мере , двух миллиардов лет» (5).
   Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методоло- ческом плане проблема - « общество – природа » - встаёт перед нами как про- блема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей
его природной  средой . Природа является основанием жизни человека, его фи-зического и духовного развития.
    Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей
воле животный и растительный мир, поставил себе на службу « органичес-
кую силу природы » , приступил к производству. С этого времени можно      сказать, что человек окончательно нарушил неписаный « договор » с приро-
дой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он   понял , что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из
первых  философов , поставивших вопрос о  плате человечества за прогресс
в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит           
слишком « слишком обольщаться нашими победами над природой. За каж- дую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в пер- вую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и    третью очередь совсем другие , непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых » (15). В сущности, после победы над      животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.
   Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распро-  страняются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.
   Как же сделать , чтобы преобразования в средствах производства умень- шили своё негативное воздействие на природную сферу , чтобы расцвет  науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу ?
    « Расстыкованность » разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала    задача научиться сочетать изменения в научно-технической , социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония. 
     Осознав свою ответственность перед природой , общество постепенно
выработало целую систему религиозных запретов и государственных зако –
нов, регулирующих отношение человека с окружающей средой . Известно , что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью . Такая же участь ожидала и тех , кто убивал животных  больше , чем это было необходимо для пропитания . Нужно отдать должное народам древних государств Азии , которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира . Считают , например ,что монголы загибали носки своих сапог для того , чтобы не повредить травя – ной покров степей .
      Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции ,характерной для классического естествознания , обоснования всемогущей роли челове- ческого разума как основного орудия познания и покорения природы . Че-  ловечество , постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковы - вающего инициативу влияния авторитетов , устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон боль-шое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разу – ма от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его « совершен – ствования » , за которым должно последовать « улучшение положения человека и расширение его власти над природой » (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штур – мом неприступных крепостей » природы (3) .
      Р.Декарт основной своей задачей считал создание « практической »   философии , при « помощи которой , зная силу и действие огня , воды ,воз – духа, звёзд, небес и всех других окружающих нас тел так же отчётливо ,как мы знаем различные занятия наших ремесленников , мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевозможных применений и тем   самым сделать хозяевами и господами природы » (10).
       Таким образом , обобщая все вышесказанное , можно отметить две тенденции в развитии взаимоотношений между человеком и природой :
    начиная с далёкого прошлого , мера господства человека над при-
 родой постоянно расширяется , ускоряющимися темпами увеличивается  состав веществ и энергий, вовлекаемых в сферу производительного труда,   а современная научно-техническая революция открывает перспективу абсо –лютной власти человека над природными процессами в планетарном масш - табе ,
    2) неуклонно нарастает дисгармония в отношениях между человеком    и природой. Каждая качественно новая ступень в деле овладения силами природы оказывается « прогрессом » и в деле разрушения естественного  базиса человеческого существования. Следствием этих тенденций стало     возникновение экологии - учения о взаимоотношении организмов с окру-
жающей средой на различных уровнях организации живого.
    Современная экологическая ситуация порождает  потребность в экологической  деятельности в охране, возобновлении  природных объектов, экологизации производства. Становится невозможным удовлетворение потребности человека в чистом воздухе, воде и т.д. естественным биологическим путем, что вызывает необходимость затрачивать на это все большие трудовые усилия. Тем самым природа осознается как ценность и включается в культуру. Так в культуре появляется новый элемент - экологическая культура.
    Основу  экологической культуры должны составить  не просто биологические, а экологические  ценности. "Благоговение перед бесконечностью жизни, - писал А. Швейцер, - это снятие отчуждения, это сопереживание и сострадание... это - начало и основание всякой нравственности... Мы нравственны, если мы преодолеваем себялюбие и не смотрим на другие творения как на нечто чуждое нам..."1. Необходимо преодолеть существующую в школе практику обособленного рассмотрения законов природы и общества. Особенность экологического образования - целостность, междисциплинарность, интеграция. Необходимо подводить школьников к высоким уровням обобщения, от проблем местных, краеведческих до проблем страны и глобальных, формировать понятия биосферы, неосферы, антропогенного фактора и его роли в поддержании равновесия в природе.
    В 60-е гг. Б. Коммонер предельно кратко сформулировал "четыре закона экологии", которые следует знать и учитывать  в своей деятельности каждому: 1) все взаимосвязано; 2) все должно куда-нибудь деваться; 3) все что-нибудь да стоит; 4) природа знает лучше. Экологическая культура личности рассматривается как синтез знаний, убежденности и практических экологических действий. Экологическая культура, как и культура вообще, прежде всего, включает определенный уровень образования, то есть накопленные знания, сведения, представления, понимание экологических проблем, их причин. Однако, культура, в том числе и культура экологическая, не сводится только к этому. Необходимо еще сформировать умение применять полученные знания на практике - в быту и трудовой деятельности, проявляя при этом сознательность, хозяйственность, организованность, дисциплинированность, бережливость. Экологическая культура личности может соответствовать экологической культуре общества, обгонять ее или отставать, мешая развитию отношений с природой.
    Система экологических знаний - результат экологического мышления. Знания переходят в индивидуальное общественное сознание. Являясь основным его элементом, экологическое сознание - один из видов общественного сознания - представляет собой составляющую интеллектуальной основы экологической культуры.
    Формируется экологическое мышление, как правило, в двух направлениях. С одной стороны, происходит непосредственное мысленное воспроизведение людьми экологических отношений (эмпирическим, опытным путем), с другой - усвоение и мысленная переработка накопленных обществом экологических знаний по учебникам, научным трудам (теоретическим путем).
    Экологическое мышление как интеллектуальное свойство, способность человека отражать, осмысливать экологические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экологические понятия, категории, теории, требования экологических законов с реальностью и соответствующим образом строить свою экологическую деятельность
    Однако, сознание - это не только знания действительности, но и отношение к ней, а значит, и к знанию. За отношением же всегда стоит оценка. Поэтому экологическое  сознание ведет к формированию нового отношения к ценностям, формирование экологических ценностей как основы экологической культуры.
    Экологические движения всех стран огромное Енимание уделяют экологическому образованию и воспитанию как важнейшим средствам формирования экологического сознания, экологической нравственности. Они могут осуществляться через детский сад, школу, вуз, курсы повышения квалификации работников различных сфер народного хозяйства, через средства массовой информации, акции участников экологических движений (от местного до международного уровня) и т.д.
    Экологическое образование и воспитание, экологическая  деятельность, совершенствование законодательства должны быть постоянными и меняться также быстро, как сама экологическая ситуация.
    Большое значение в формировании экологического сознания и экологической культуры имеет искусство. Искусство - средство гармонизации психофизиологических процессов человека, способ уравновешивания человека с окружающим миром.
    Экологическая культура общества- это совокупность достижений в области освоения природы, умение использовать достижения для гармоничного развития общества, это исторически достигнутый уровень взаимоотношений общества с природой. Экологическая культура личности - утверждение в сознании и деятельности людей принципов гуманистически-экологического природопользования, мера освоения существующей экологической культуры. Она проявляется в ответственности поведения и отношения к природе как всеобщего условия и основы материального производства, естественной среды жизни. Человек, который владеет экологической культурой, может принимать практические решения и действовать без вреда для окружающей среды, не подрывая природу как предпосылку общественного производства. Отсюда ясно, что экологическая культура связана с мировоззрением, морально- эстетическими устремлениями личности.
    Воспитание  экологической культуры - комплексная  проблема. Она включает, прежде всего, экологическое образование. Важно  приобретение системных, научных знаний, так как если их нет, то появляется возможность проникновения в сознание иллюзорности, суеверий.
    Экологическое сознание должно основываться на ведущих, фундаментальных экологических идеях и понятиях: целостности природы, единства биологической и социальной форм движения материи, историческом подходе к взаимодействию в системе "общество-природа". Школьники должны иметь общий научно-философский взгляд на эту проблему, преодолеть существующее обособление охраны природы и рационального ее использования, исходить из единства общества, человека и природы, учитывая диалектику этого единства.
    В школьных программах нет, к сожалению, предмета, который бы синтезировал междисциплинарные по своей сущности экологические вопросы. Поэтому в настоящее время возможен один путь воспитания экологической культуры - экологизация всей практической и научной деятельности школьников. Важно, чтобы экологическое содержание охватило все направления работы.
  
 

             
  2.Сущность экологической проблемы. 

    Последние десятилетия , на которые приходится развитие НТР, принес- ли человечеству небывалое прогрессивное изменение его производительных   сил, но и столь же небывалое обострение экологической проблемы , застав - ляющей всерьёз задуматься о пределах исчерпаемости природных ресурсов и возможностях восстановительных процессов природы противостоять сти - хийным последствиям человеческой деятельности. Однако вызывает ли                      сам по себе научно–технический прогресс и применение его достижений разрушение природной среды , истощение природных ресурсов и ухудшение  условий человеческого существования ? Одним словом : в чём же сущность  экологической проблемы , какие реальные вопросы она ставит перед чело - вечеством , каковы пути её теоретического и практического решения ?             Чем же обеспечивается диалектически противоречивое единство во взаимо-действии общества и природы, человека и среды его обитания - эта пред - посылка и условие жинедеятельности человека ? К.Маркс дал ответ на этот вопрос : оно обеспечивается материальным производством . « Труд есть пре- жде всего процесс , совершающийся между человеком и природой ,процесс ,                    в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует . регули- рует и контролирует обмен веществ между собой и природой » ( 16).     Именно благодаря этому обмену веществ достигается единство человека и   природы , её преобразование и приспособление её к потребностям человека, создание « второй природы» - искусственной среды обитания человека , обу – словленной особенностями его культуры и социальной организации .
      С точки зрения марксизма принципиальным является то обстоятель - ство ,что взаимодействие общества и природы носит исторический харак –
тер , что формы и масштабы и тенденции этого взаимодействия изменяются   в ходе общественного развития . Так , критикуя тех естествоиспытателей ,  которые считали ,что «только природа действует на человека » и « только     природные условия определяют повсюду его историческое развитие »,      Ф.Энгельс в своё время отмечал , что подобная точка зрения « страдает       односторонностью и забывает , что и человек воздействует обратно на при - роду , изменяя её , создаёт себе новые условия существования » (15).      
      Материальное производство , деятельность человека выступают как    мощный фактор, воздействующий на среду его обитания не только в пози-
тивном , но и в негативном плане. Экология человека , его взаимодействие  с окружающей средой становятся поэтому существенной проблемой , имею-    щей и самостоятельное значение , причём ключ к её решению , лежит в           анализе социальных факторов и в учёте особенностей производства , обу -  словленного этими факторами .
        Для философского анализа экологической проблемы характерно    выявление её связей с различными сторонами общественного бытия и об -       ращение к вопросам большого социального и гуманистического звучания.
Кроме чисто научного ( познавательного ) и технологического , а также со-                      циально-экономического , политического ( в том числе международно-право-
вого) аспектов, необходимо учитывать также большое значение социальных , культурных , идеологических ,этико-гуманистических., эстетических аспектов                   экологической проблемы , которые и образуют её содержание как проблемы комплексной . 

        Методологические аспекты современной экологии .
 
          Основные понятия и методы экологии .           
 
 
        ЭКОЛОГИЯ - одна из сравнительно молодых дисциплин . Термин -    « экология » был введён в употребление в 1866 г. Эрнстом Геккелем для обо-   значения науки , изучающей отношения организмов и их популяций друг с  
другом и с окружающей средой , к которой он отнёс все условия сущест - вования в широком смысле слова. Само слово « экология» состоит из двух   греческих слов ( oikos - дом , logos – наука ) (2). За столетний период развития и в особенности за несколько последних десятилетий значительно расшири-лся объём экологических исследований , появились методы управления эко-логическими системами .
        При современном понимании экология относится к числу фунда -  ментальных подразделений биологии , изучающей надорганизменный уровень организации . Всем уровням организации жизни ( ген, клетка,орган, организм,   популяция и сообщество ) соответствуют известные биологические системы (генетические и клеточные системы , системы органов , системы организмов, популяционные системы и экологические системы ). Объектом экологии являются системы организмов , популяционные системы и экологические системы (экосистемы ) ,причём каждая из этих групп анализируется как сис -   тема живых организмов , взаимодействующих друг с другом и со средой их   обитания и составляющих такое единство(систему) , в пределах которого осу-  ществляется процесс трансформации энергии и органического вещества (22).
        ЭКОСИСТЕМА - это единство , включающее все организмы на дан-  ном участке территории и взаимодействующее с физической средой таким      образом , что поток энергии создаёт чётко определённую трофическую струк-  туру, видовое разнообразие и круговорот веществ. Не детализируя всей струк-    туры экосистемы , можно подчеркнуть , что чаще всего зелёные растения       (продуценты) из воды и углекислого газа , используя солнечную энергию  и питательные элементы , производят органическое вещество , которое в      качестве пищи используется травоядными ( консументы I – го порядка ),     в свою очередь являющихся пищей для плотоядных , хищников (консумен-    ты 2- го порядка). Органические остатки в экосистеме редуцентами опять                                                     превращаются в минеральные вещества . Понятие экосистемы очень широ-  кое и не её величина , а функциональное единство компонентов, проявляю-   щееся через наличие взаимоотношений , взаимозависимости и причинно -      следственных связей , определяет основные параметры экосистем (19).      
      Каково место человека в экосистемах ? Человек среди видов живых     организмов по своим функциям является консументом 1 –го и 2 –го поряд -          ков . т.к. в качестве пищи использует продукцию как растительного , так и       животного происхождения . Но главная особенность человека и его связей    с развитием экосистемы Земли на современном этапе - влияние особого        вида деятельности – антропогенной производственной деятельности , которая    по мере своего роста всё больше преобразовывает природные экосистемы  и условия их функционирования ( 20 ).
    Понятие « окружающая среда » порой путают с понятиями « окружаю- щий мир » , « среда обитания » , « природная среда », « культурная среда » .       Поэтому методологически важно подчеркнуть , что ныне определилось чёт -   кое научное содержание указанного понятия , обозначающего динамичный   результат исторически развивающегося практического взаимодействия чело-    веческих сообществ с природой Земли : совокупность материальных взаимо-  связей.
     Структура окружающей среды как целое выражает её антропогенную   природу (14). Исходная сфера естественная , представляющая собой природную среду , какой она была ( и отчасти является ) до человека и без    вмешательства человеческой деятельности . На этой основе посредством тру-      да создаётся искуственная сфера обитания, необходимая для жизни и производственной деятельности человеческого сообщества. Зоной активного         взаимопроникновения этих двух сфер образующейся окружающей среды    представляет техносфера , где постоянно происходит превращение части  естественных компонентов среды в искусственные , т.е. созданные трудом    приспособления для развития человеческой жизнедеятельности. На такой        макросферной основе формируются соответствующие микроструктуры ок- ружающей среды. Современная экология немыслима без биосферной проб -        лематики . Закономерность существования конкретных сообществ полностью раскрывается только на биосферном уровне в процессе включения их в об-  щий поток вещества и энергии . В этом плане синтез биосферной и эколо-      гической проблематики представляется необходимым и перспективным для   раскрытия всего богатства связей в отношении « организм - среда » и иссле-дования целостных характеристик живых систем. Присущие биосферному
уровню биологического исследования энергетический и исторический подходы уже органически входят в современную экологию , о чём сви-        детельствуют такие её направления , как биогеохимия , биогеоценология ,
палеоэкология и др.
    Одним из первых , кто начал изучение земной оболочки - геосферы,  как некого единого целого , был В.И. Вернадский . Он рассмотрел влия-   ние органического мира на формирование среды обитания , представив 
его как непрерывный процесс , влияющий на изменение структуры Земли как планеты. В.И.Вернадский впервые показал , что биосфера в единстве    её органических и неорганических компонентов функционирует как це -  лостная система и как таковая соотносится с космосом .
     Вернадский увидел возможность перехода биосферы в качественно   новое состояние, которое он назвал ноосферой . Уже в начале нынешнего  века , изучая роль живого вещества в эволюции планетной оболочки       В.И.Вернадский понял , что весь лик Земли , её ландшафты , толщи осадоч-  ных пород обязаны жизнедеятельности. Её роль в этих процессах с появ-   лением человека возрастает многократно . А ныне деятельность человека   уже становится сопоставимой с геологическими и другими естественными   причинами изменения в земной оболочке . Он уже тогда говорил о том ,   что человек постепенно становится основным геологическим фактором             преобразования верхней оболочки Земли. « В последние тысячелетия наб-  людается интенсивный рост влияния одного вида живого вещества - циви-   лизованного человечества - на изменение биосферы .Под влиянием науч-
ной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние -    ноосферу. Человечество закономерным движением , длившемся миллиард -  другой лет , со всё усиливающимся в своём проявлении темпом , охватыва-    ет всю планету , выделяется , отходит от других живых организмов как     новая небывалая геологическая сила » (5) .
     Вернадский полагал , что процесс формирования ноосферы обуслов-   лен « ростом науки , научного понимания и основанного на ней социаль-   ного труда человечества » (6).
     Современная экология , расширив границы своего исследования от       отношения « организм – среда » к отношению « человек - природа » ,вплот - ную приближается к постановке проблем , находившихся ранее в компе -   тенции философского анализа . Вместе с тем всё большую актуализацию  приобретают и конкретно -экологические разработки . Природная среда предстаёт перед современной наукой чрезвычайно сложным образованием , требующим для раскрытия своей сущности применения как синтетической , так и аналитической методологии.
       Методы экологии. Методологической основой экологии является системный подход ,  ориентированный на изучение интегрированных объектов и интегральных   зависимостей и взаимодействий . Системный подход в применении к ана -    
лизу экосистемы , заключается в определении образующих её составных частей и взаимодействующих с ней объектов окружающей среды , в ус-     тановлении структуры экосистемы (совокупность внутренних связей и от-    ношений ) и в нахождении закона функционирования экосистемы , опре -    ляющего характер изменения компонентов экосистемы и связей между ними под действием внешних объектов.
      Системный подход изучения экосистем реализуется тремя группами      методов исследования : 1) полевые наблюдения , 2) эксперименты , 3) моде -  лирование .
      Полевые наблюдения и эксперимент дают наиболее эффективные  результаты , когда они реализуются на основе научной теории .Моделиро-   вание основано на создании модели ( подобие оригиналу ),более простой лег –
ко поддающейся изучению и достаточно сходной с организмом (экосистемой).  Применение концептуальных и математических моделей особенно необхо -     димо при изучении сложных экологических систем , для которых наблюде-нияются оказываются мало эффективными , а проведение экспериментов -    сомнительным или даже нежелательным . Это тем более относится к эко- лого – социальным системам - взамодействию природы и общества . Начало   глобальному моделированию в экологии положил Дж. Форрестер , который  применил разработанный им ранее метод « системной динамики » для ис -     следования мировых тенденций экономического развития . Данное исследо -     вание послужило наглядным примером того , того что даже самый грубый    учёт экологических зависимостей ( к тому же в предельно обобщённой фор-    ме) может привести к далеко идущим содержательным предложениям , ес-    ли найдён способ увязать в одно целое экономические , социологические         и экологические факторы (8). 
 

          Структура экологического знания.
                                                            
      Одной из наиболее характерных особенностей современного эко-  логического знания является непрерывно возрастающая его актуальность.
В философской литературе экологические проблемы весьма активно об -      суждаются на разных уровнях и в самых разнообразных аспектах , отно -     сительно предмета экологии , чёткости в определении границ её компе -     тентности и методов исследования существуют самые разные мнения .     Предлагается множество вариантов названия современной экологии : гло -   бальная экология , мегаэкология , экология человека , ноогеника , натурсо -  циология , ноология , созология , экология общества , социальная экология и др.
      Если смотреть на эту проблему с точки зрения философии , то со- ставить адекватное представление о биосфере невозможно без достоверных   аналитических данных о каждом её фрагменте , и наоборот , решить какую      какую – либо конкретно- экологическую задачу нельзя без знаний основных        закономерностей развития биосферы в целом , не определив , какую роль играет исследуемый конкретный объект в этом целом. Здесь в полной           мере реализуется принцип диалектической взаимосвязи всеобщего , осо-            бенного и единичного , где не только отдельные компоненты биосферы    отражают её природу , но и сама она как целостное образование опре-          деляет природу и сущность отдельных слагающих её компонентов .             Тщательное исследование возможно большего круга отдельных конк -        ретных экологических взаимодействий является необходимым условием       для развития общеэкологических концепций . Причём развитие развитие последних благотворно воздействует на совершенствование первых .                Взаимообусловливающее одновременное развитие общеэкологических и    конкретно – экологическх концепций приводит к усложнению структуры   современного экологического знания и порождает существенные затруд-        нения гносеологического и методологического характера . Специализация     и интеграция экологических направлений, усиление роли вероятностно -    статистических методов , синтез исторического и структурно –функциональ-     ного подходов определяют довольно сложную гносеологическую ситуа -      цию , сложившуюся в экологическом исследовании.
        Традиционное разделение экологического знания осуществляется      на основании следующих основных критериев ( 11).
           ПО ТИПАМ ОРГАНИЗМОВ (таксономическое деление).        В основе лежит принцип специфичности таксономических ответвлений органического мира. Согласно этому критерию, экология прежде всего подразделятся на экологию животных и экологию растений. Как первая,  так и вторая экология подразделяется на ряд более частных экологий. Надо отметить, что экология человека носит специфичный характер, ибо объек-том ее рассмотрения является человек, сущность которого неотрывна от его социальной природы, от форм его практической и общественной деятель-ности. Возрастающее влияние факторов антропогенного происхождения на естественное окружение придает особую значимость экологии человека, выводит ее за рамки экологии биологического профиля.
             ПО ТИПАМ СРЕДЫ ( биомам ). Несколько упрощая особен-ности строения биосферы, можно сказать, что она. подобна мозаике, слагается из множества разнообразных компонентов ( биомов , место-обитаний ), каждый из которых имеет отчетливо выраженные естественные  границы  и  характеризуется особым набором климатических, биотических и абиотических факторов, специфическим соотношением между интенсивным развитием ( сукцессией ) и периодом относительного равновесия в развитии экологических систем ( климаксом ). Однако следует оговорить, что диф-ференциация экологического знания по особенностям местообитания акцентирует внимание не на функциональных, а скорее на структурных характеристиках, учитывая целостность природных комплексов географи-ческих ландшафтов. При разработке частных экологии, образовавшихся на основе ландшафтного подхода,  внимание исследователя концентрируется на конкретном, четко обозначенном участке земной поверхности. Такое подразделение дает возможность не только охарактеризовать каждый природный комплекс в отдельности, но и исследовать связь между ними.                              
             ПО ТИПАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ как между самими организмами, так и между многообразными формами органического мира, посредством которых органические формы осуществляют трофический и детритный перенос веществ и энергии, всегда поражали исследователей своей сложностью и многоплановостью.
             ПО УРОВНЯМ  ОРГАНИЗАЦИИ  ЖИВОГО.  Здесь  дифференциация экологического знания проведена в соответствии с концеп-цией структурных уровней организации живого. Так, Ю.Одум выделяет следующие подразделения: экологию особей, экологию популяций и экологию сообществ.
  Подразделение экологических исследований на отдельные специальные направления, согласно концепции структурных уровней организации живого, представляется ведущим в современной экологии. Эта концепция основы-вается на объективной  иерархической упорядоченности материального мира, которому в равной степени присущи как единство, так и многообразие. Концепция структурных уровней организации жизни, подчеркивая одно-временно сущностное единство жизни и многокачественность ее проявлений в каждый конкретный момент и на определённом структурном уровне, при-водит к важному заключению о неразрывной связи специфики живого со
способом  его организации.
             ПО ВИДАМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТРОПОГЕННЫХ ФАКТОРОВ НА ПРИРОДНУЮ СРЕДУ. Сюда можно отнести такие специальные отделы экологического исследования, как ресурсоведение, почвоведение, экологию города (урбанизационная  экология), инженерная экология, изучение круго-воротов воды и воздуха, продуктивности окультуренных биоценозов     ( агроценозов ), агрохимическая экология, исследование всевозможных видов загрязнения промышленными отходами, химикатами, радиацией (радиоэколо-гия), шумовое загрязнение и др. К этому типу можно отнести и косми-ческую, или, как её ещё называют экологию космического полета ( экзо-экологию ).
  Развитие этих частных отраслей современного экологического исследо-вания обусловлено рядом отрицательных последствий сопутствующих научно-техническому прогрессу и имеющих определяющее влияние на современную экологическую ситуацию. Как справедливо отмечает Ю.Одум, '' совершенствование техники исследований требует от нового поколения экологов усиления активности с этих малоизученных направлениях, ибо более глубокое познание природы стимулируется ныне не одним лишь любопытством: невежество в вопросах поддержания равновесия в экосистемах становится угрозой самому существованию человека '' (18).
  Все названные отрасли современной экологии, образованные согласно этому критерию, представляют собой компоненты одной из самых важных сфер приложения экологии - охраны природы и рационального использо-вания ее ресурсов. Поэтому эти отрасли получили наименование прикладных и технологических аспектов экологии.
  Отдельно выделяются группа ОБЩИХ экологий, отражающих тенденцию объединения в единую концепцию всего многообразия фундаментального
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.