Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Международные отношения на заключительном этапе холодной войны

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?1.Основные тенденции развития МО на заключительном этапе холодной войны.
Во второй половине 1980-х гг. появились изменения в системе МО, начался процесс преодоления «холодной войны». После 1945 г. появилась новая геополитическая карта. Появилась «мировая социалистическая система». СССР стал играть ведущую роль. Образовались государства, которые пошли по советскому пути развития. Противовес США и блоку НАТО. Развитие МО в этот период определялось идеологическим и военно-политическим противостоянием США и социалистических стран. В этот период происходит отказ от «гонки вооружения», в том числе ядерного. Горбачев берет  курс на качественное улучшение отношений с США и Западной Европой. Курс на разоружение.
1985-86 гг. – встречи Горбачева с Рейганом. Они не пришли к конкретным договоренностям, но пришли к выводу о необходимости продолжения переговорного процесса.
Ослабевает напряженность между СССР и США, и по линии Запад-Восток. Устанавливаются отношения между СЭВ и ЕЭС. Практика прямых переговоров между ОСД (орг-ция североатлантического договора) и ОСВ (орг-ция варшавского договора).
Внешнеполитический курс Горбачева и Шеварнадзе «Новое политическое мышление», спровоцировало понижение внешнеполитического влияния СССР в системе МО. 1987 г. – книга Горбачева. Основные идеи: 1. Деидеологизация советской внешней политики. 2. Провозглашение примата общечеловеческих ценностей.
1986 г. Горбачев выступил с предложением США во взаимном отказе от ядерных запасов на 15 лет.
1987 г. – первое крупное соглашение «О ликвидации ракет средней и меньшей дальности», «Сокращение обычных вооружений в Европе».
Усилилось экономическое сотрудничество между СССР и США. Внешние кредиты США для СССР. Ослабление напряженности между ними в третьем мире.
1989 г. – встреча Горбачева и Буша недалеко от острова Мальта. Горбачев отказался от силы против Восточно-европейских стран. Согласился координировать действия в соответствии с ООН для урегулирования конфликта.
1991 г. – операция «Буря в пустыне» – освобождение территории Кувейта от иракских войск.
Вторая половина 1980-х гг. – изменения в системе МО в субрегионах.
Западная Европа
Укрепление экономической, военной и политической интеграции. Сотрудничество в рамках ЕЭС. Планы на создание единой валютной системы, единого рынка товаров, услуг и рабочей силы
Восточная Европа
Происходит экономическая, военная, политическая дезинтеграция. Кризис социалистической системы. СССР не может больше держать позиции в Восточной Европе.
1988-89 – радикальные изменения, «бархатная революция», компартии отходят от власти. Многие восточноевропейские государства заявляют, что незаинтересованы больше в ОВД и СЭВ. Настаивают (Венгрия) на выводе советских войск с территории.
27 июня 1991 г. – самороспуск СЭВ
1 июля 1991 г – прекращает действовать ОВД.
Форсируется процесс воссоединения Германии. С падением коммунизма падает режим в ГДР.
1989 г. – смещение Хоннекера с поста руководителя партии ГДР. Разрушение Берлинской стены. Объединение Германии.
К власти приходят прозападные силы.
1990 г. – демократические выборы в ГДР. Побеждают правоцентристские силы. Советское правительство хотело затормозить процесс воссоединения Германии, а США, Великобритания и власти ГДР – наоборот, но от СССР много зависело, так как на территории было много советских войск..
С мая 90 года великие державы организовывают конференции с участием министров иностранных дел (4+2): США, СССР, Великобритания, Франция + ГДР, ФРГ.
1 июня 1990 г.  – договор между ГДР и ФРГ о валютном, социальном и экономическом союзе.
3 октября – воссоединение Германии, упразднение ГДР. ФРГ остается в ЕЭС и НАТО.
Изменения во внешнеполитической среде.
В Азии прекращается несколько локальных войн. Отношения между СССР и США ухудшаются из-за афганской проблемы. К середине 1980-х гг. советские войскаперестали активно действовать в Афганистане.
Апрель 1988 г. – СССР, США, Афганистан, Пакистан подписали соглашение о политическом урегулировании ситуации вокруг Афганистана.
Февраль 1988- вывод войск из Афганистана, однако конфронтация не закончилась и осталось противоречие между Кабульским режимом и моджахедами.
1980-1988 – прекращение иракской войны, благодаря твердой позиции совета безопасности ООН.
Противоречия в Индокитае (Камбоджа). Центральное правительство ориентировано на СССР, а оппозиция на Западный Китай.
1989 г. – международная Конференция в Париже. Договоренность о проведении всеобщих выборов, разоружении отрядов, выводе вьетнамских войск из Камбоджи.
Окончательный пакет документов подписан в октябре 1991 года в Париже.
1991 год – операция «Буря в пустыне». Цель: освобождение Кувейта от иракских войск, политическое ослабление режима Саддама Хусейна.
Вторая половина 1980-х гг. – уменьшение напряженности в разных районах Африки. Переговоры в отношении Западной Сахары (раньше принадлежала Испании). Западная сахара отошла Марокко. Началась партизанская война между Марокко и сторонниками независимости (поддерживали СССР)  «ПОЛИСАРИО»
1991 – соглашение о прекращении огня.
В конце 1980-х гг. завершение военного конфликта между Ливией и Чадом.
Прекращение военного конфликта в Анголе, в который были втянуты многие страны.  В Африке начался процесс демократизации.
Центральная Америка.
С конца 70-х гг. шли военные действия между Никарагуа и Сальвадором. СССР помогал революционно-демократическим силам в Никарагуа и оппозиции в Сальвадоре, а США – наоборот. Конфронтация завершена посредством ОАГ (Мексика, Венесуэла, Колумбия). Предлагали миротворческие услуги, чтобы завершить политическое противостояние в Центральной Америке. Президент Коста-Рики Ариас предложил план мира:
1. Прекращение огня
2. Всеобщая амнистия
3. Легализация оппозиции
4. Разоружение повстанцев
5. Проведение выборов под международным контролем.
1987 г. Летом – плен принят
1989 – военные действия в Никарагуа и Сальвадоре закончились.
Мировая социалистическая система распалась. В 1991 году – распад СССР.
Ослабление позиций СССР происходило во время Горбачева. СССР был в финансовой зависимости  от США. В 90-е годы прекратило свое существование биполярная система. В холодной войне победили  США и НАТО, проиграли СССР и социалистическая система.
 
2. Основные тенденции эволюции МО в Третьем мире на заключительном этапе холодной войны
Девяностые годы XX-го столетия по праву можно охарактеризовать переломными для сложившегося после второй мировой войны мироустройства. В результате распада Советского Союза и мировой системы социализма закончилась эра холодной войны, ушла в прошлое биполярная структура международных отношений. В мире осталась единственная сверхдержава- США. Идет демонтаж правовой основы послевоенного международного порядка, созданной Ялтинской и Потсдамской конференциями.
Во времена холодной войны большинство государств Третьего мира стремилось проводить линию на равноудаленность от сверхдержав и возглавлявшихся ими блоков, объединившись в Движение неприсоединения. В свою очередь, СССР и США придавали важное значение привлечению на свою сторону развивающихся государств. Обстановка борьбы сверхдержав за влияние в Третьем мире позволяла афро-азиатским странам играть на противоречиях между противоборствующими блоками, чго стало одной из важнейших составляющих внешнеполитических курсов многих из них
С распадом биполярной саруктуры международных отношений государства Третьего мира утратили возможность использовать в своих интересах блоковое противоборство. Перед ними встала неотложная задача по поиску своего места в новых международных условиях, серьезной корректировки проводившейся ранее внешней политики балансирования между сверхдержавами.
 
3. Глобальные проблемы современных международных отношений.
Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики. Участие в международном сотрудничестве по преодолению глобальных проблем следует рассматривать как специфическую форму продолжения внутренней политики государства за его пределы в мировое геополитическое пространство. В политической глобалистике традиционно выделяют группу глобальных проблем, связанных со сферой международных отношений. К этой группе с периода возникновения глобалистских исследований  относили в качестве центральной – проблему сохранения мира или, как ее еще обозначают, военно-политическую глобальную проблему. К этой группе так же принадлежат проблема экономической отсталости многих развивающихся государств, проблеманационализма и этнополитических конфликтов, проблема глобальной управляемости международного сообщества и т.д.
В последнее время проблема международного терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности, связанных со сферой МО. Это обусловлено следующими причинами:
1.Международный терроризм получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, ближний Восток, Южная азия), так и от этого опасного явления оказались незастрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа)
2.Международный терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов международного терроризма, жертвы составляют сотни тысяч убитых и искалеченных людей.
3.Для борьбы с международным терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление международного терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на планете, всего мирового сообщества.
4.Все более явной становится связь современного феномена международного терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время эта проблема должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих глобальных проблем.
Проблеме международного терроризма присущи многие общие черты характерные для других общечеловеческих затруднений, такие как планетарные масштабы проявления, большая острота, негативный динамизм, потребность неотложного решения.
В то же время глобальная проблема международного терроризма имеет свои специфические черты:
1.Эта проблема связана с основными сферами жизнедеятельности мирового сообщества и социумов отдельных стран: политикой, религией, национальными отношениями, экологией, преступными сообществами. Отсюда различают такие виды терроризма, как политический, религиозный, националистический, экологический и криминальный терроризм.
2.Другой отличительной чертой проблемы является значительное влияние на нее международных криминальных сообществ, определенных политических сил и некоторых государств. Это влияние ведет к обострению рассматриваемой проблемы. В современном мире существуют проявления государственного терроризма, связанные с попытками устранения глав иностранных государств и других политических деятелей.
Международный терроризм является в наши дни неотъемлемой частью процесса распространения транснациональных преступных организаций, поддерживаемых коррумпированными госчиновниками и политиками. Некоторые ученые называют террористические группировки негативными формами международных организаций.
3.Труднопрогнозируемость – еще одна специфическая черта этой глобальной проблемы. Во многих случаях субъектами терроризма становятся психически неуравновешенные люди и амбициозные политики.
Таким образом, проблема международного терроризма представляет реальную планетарного масштаба угрозу для мирового сообщества. Эта проблема имеет собственную специфику, которая отличает ее от других глобальных проблем. Однако, она тесно связана с большинством глобальных проблем современных международных отношений. Она может быть рассмотрена как одна из наиболее актуальных глобальных проблем наших дней.
 
4. Специфика российско-американских отношений после 1991 года.
В российско-американских отношениях после  1991 года на первый план стали выходить разногласия сначала по второстепенным, а затем и по более важным вопросам. Лишившись глобальной роли, Москва попыталась очертить круг своих особых интересов, а США отказываются признать такую зону не только в Центральной и Восточной Европе или на Ближнем и Среднем Востоке, но и на территории бывшего Советского Союза. Список расхождений выглядит все более внушительно: война в Боснии, санкции против Ирака, продажа ядерной технологии Ирану, расширение НАТО и политика Москвы в отношении стран СНГ. Последние два вопроса имеют жизненно важное значение для России.
Военный фактор перестал быть определяющим в отношениях между державами. Маловероятны военные действия между державами, но имеет место политика ядерного устрашения.
После 1990 великие державы стали последовательно сокращать оружие массового уничтожения (бактериологическое, химическое).
1993 год – Договор СНВ-2 – сокращение стратегических наступательных вооружений. «Общее количество ядерных боеголовок России и США должно сократиться до 3.5 тыс. единиц. По вопросам Балкан и Среднего Востока Москва занимала независимую позицию от США.
Апрель 2002 года – договор СНВ-3 «Дальнейшее сокращение ядерных боеголовок до 2.5 тыс. единиц.
США имеет военные базы в самых разных странах. Сильные позиции в Западной и Восточной Европе (всвязи с расширением НАТО на Восток).
Для США важно:
Обеспечить экономическую безопасность и сохранить однополярность в системе МО.
После 1991 года в мире происходит немало событий, которые провоцируют трения между США и Россией:
1.Балканский регион. Россия и Китай выступали против  военного вмешательства  Западных стран  в конфликт на Балканах. Присутствие стран НАТО (США, Великобритания, ФРГ) в этом регионе было обусловлено необходимостью упрочения позиций. НАТО подталкивало Югославию к распаду.
В начале 1990-х годов – признание независимости Хорватии и Словении. Началось военное вмешательство, бомбардировки силами НАТО сербов (Босния и Герцеговина)
В 1995 году в Дейтоне (США) – соглашение о прекращении войны и урегулировании боснийского конфликта. В результате целостность Боснии и Герцеговины была восстановлена.
1999 год – военный конфликт в Косово. Бомбардировки военных объектов Югославии. В Косово располагались силы НАТО (площадка США).
Стратегические подходы России к внешнеполитическим событиям.
После распада СССР Россия пыталась сохранить положение на постсоветском пространстве. В отношении с ведущими западными государствами – главный вопрос об экономическом сотрудничестве. Неприятие продвижения НАТО на Восток.
Сокращение вооружения. Мирное урегулирование конфликтов.
За пять лет Москве, отбросившей систему геополитических приоритетов СССР, не удалось завоевать для себя место в ключевых экономических, политических и военных органах, созданных Западом в период «холодной войны». В результате Россия, по существу, утратила возможность серьезно влиять на развитие мировых экономических и политических процессов. Направление, характер и темпы развития этих процессов стал определять Запад во главе с США. Естественно, что при этом НАТО оказалась в центре формирующейся новой системы безопасности на европейском континенте, а Москва - практически в полной изоляции.
 
Попытки вернуться к «сдерживанию» России, быстрое расширение НАТО за счет бывших союзников Москвы и жесткое противодействие любым реинтеграционным тенденциям на основе добровольности и взаимной выгоды на территории бывшего СССР могутобернуться резким ухудшением американо-российских отношений.
Однако все эти объективные проблемы можно было бы преодолеть, если бы Москва и Вашингтон смогли за последние годы создать реальный действенный механизм стратегического партнерства.
Думается, что тезис о «неизбежной вражде» России и США столь же необоснован, как и миф о «естественной дружбе» русских и американцев. Как свидетельствует двухсотлетняя история, и царская Россия, и сталинский Союз в критические моменты истории, когда нарушался баланс сил в многополярном мире, оказывались партнерами и даже союзниками Америки. Так было и в период Американской революции, и в годы Гражданской войны в США, и во время двух мировых войн. Причина этого заключалась в совпадении ключевых интересов безопасности двух держав, когда они сталкивались с вызовом какой-то третьей державы (или коалиции). Общая опасность помогала найти общий язык двум весьма непохожим друг на друга странам.
Россию и США могли бы объединить важные стратегические интересы, их общая заинтересованность по поддержанию стабильности и безопасности в мире. Однако за прошедшие четыре года Москва и Вашингтон так и не сумели выработать систему согласования и координации своей политики. Тем не менее, возможности для создания реального стратегического партнерства России и США далеко не исчерпаны.
 
5. Основные черты современной внешнеполитической стратегии США
За внешнеполитическими установками и действиями США последних лет просматривается общее представление о возникающем на рубеже веков миропорядке и роли в нем самих Соединенных Штатов, складывающееся под сильным воздействием концепции "однополярного мира" с оставшейся в нем "единственной сверхдержавой". Сердцевиной этого представления служит убеждение в том, что в современном мире Соединенным Штатам принадлежит уже не просто лидирующая, а центральная системообразующая роль. Это, прежде всего, относится к поддержанию международной безопасности и урегулированию конфликтов, где США с их огромными стратегическими ресурсами стремятся играть роль "маховика стабильности".
Во-вторых, США взяли на себя роль главного архитектора и опекуна глобальной экономики.
В-третьих, они считают себя гарантом мирных демократических перемен.
Таким образом, США, по мнению руководителей страны, не только определяют нормы поведения в мире, но и несут главную ответственность за обеспечение их соблюдения, совмещая функции законодателя, арбитра и "шерифа" (выражение Р. Хааса). По этой логике США, как отмечает известный американист В.А. Кременюк, являются своего рода "глобальной метрополией" этого "американо-центристского мира". Не случайно в Вашингтоне вошли в моду аналогии с Римской империей.
Соответственно, весь мир делится на союзников, друзей, партнеров и не вписывающихся в Pax Americana "варваров" (применительно к современности это, с точки зрения Вашингтона преступные государства" - Ирак, Иран, Северная Корея, Ливия, Куба, хотя реальный список "врагов Америки" на этом не кончается). Поскольку считается, что своими режимами последние поставили себя вне закона "цивилизованного сообщества", то по отношению к ним оправданы самые жесткие меры воздействия.
Даже признавая неоимперский характер такого рода политики, американские лидеры и теоретики убеждены в уникально благотворном влиянии американской гегемонии, объясняемом ими совпадением целей и принципов США и ведомых ими стран, особым умением Америки учитывать интересы других при осуществлении глобального руководства. Американо-центристский мир, как считают в Вашингтоне, служит если не идеальным, то наилучшим из всех возможных вариантов мирового порядка, единственной альтернативой хаосу или соперничеству многополюсного мира.
Речь идет о существенно переработанном и расширенном издании концепции "нового мирового порядка", предложенной администрацией Дж. Буша в начале 90-х годов. Тогда имелась в виду коллективная система безопасности под эгидой ООН (хотя и при ведущей роли США) для борьбы с традиционными угрозами безопасности - агрессией против суверенитета и территориальной целостности со стороны главным образом "преступных государств" типа хусейновского Ирака.
В этом смысле "новый мировой порядок" был ориентирован на сохранение территориально-политического статус-кво в мире, и его символом стала операция "Буря в пустыне", проведенная против Ирака.
Теперь же в соответствии с логикой "согласованной безопасности" речь идет о создании системы, ориентированной иной тип угроз - этнические конфликты, массированные нарушения демократии, в частности прав человека, противодействие которым зачастую предполагает нарушение государственного суверенитета и открытое (в т. ч. и вооруженное) вмешательство во внутренние дела других государств. Поскольку же добиться широкого международного консенсуса по вопросам такого интервенционизма гораздо труднее, чем по вопросу об отражении внешней агрессии, то на практике дозволяется и его ограниченная легитимация в виде коллективных решений США и их союзников, выступающих как бы от имени всего "демократического сообщества". По сути, такой миропорядок допускает изменения территориально-политического статус-кво, что продемонстрировала операция НАТО против Югославии.
Подобный американо-центристский миропорядок несет с собой множество вопросов и проблем, но сначала важно разобраться в его корнях, ответив на вопрос, почему же все-таки окончание холодной войны привело не к ослаблению глобальных устремлений Америки, как можно было ожидать, а к их усилению и расширению соответствующих структур, не к свертыванию, а к наращиванию присутствия США в остальном мире.
Первая и наиболее очевидная часть ответа на этот вопрос заключается в том, что с исчезновением СССР как главного конкурента и противовеса, а также в результате последующего ослабления позиций России США обрели большую свободу действий, появились новые возможности расширения их сферы влияния во многих странах ЦВЕ и СНГ.
Во-вторых, в условиях глобализации возросла зависимость США от остального мира. Как самая экономически мощная страна, Америка больше других заинтересована в стабильности и управляемости мирового порядка, которые для нее неразрывно связаны с "американским руководством". США стремятся оградить себя от транснациональных угроз в виде международного терроризма, нападений на их информационные системы и другие современные инфраструктуры, а это тоже способствует глобализации американских интересов.
Еще один важнейший фактор - колоссальная инерционность огромной системы самых разнообразных внутренних и международных структур, обслуживающих глобальные интересы США. Она объясняется не только материальными интересами вовлеченных социальных групп и бюрократической инерцией огромных организаций типа НАТО, но и достаточно высокой эффективностью и диверсифицированностью самой этой системы, ее способностью выполнять широкий круг задач и приспосабливаться к меняющимся условиям. Хотя система союзнических отношений США была создана в годы холодной войны, ее задачи и тогда не сводились к одному лишь силовому противодействию внешней угрозе, а имели и мощную экономическую составляющую. Главное же ее отличие от "советской империи" состояло в том, что она была основана не столько на грубом диктате и тотальном контроле, сколько на учете интересов американских "вассалов", поощрении их самостоятельного развития по пути рыночной экономики и политической демократии. Достаточно вспомнить "план Маршалла", восстановление послевоенной Германии и Японии. В этом смысле претензии США на особый характер своей гегемонии имеют под собой определенное основание. Более равноправный и взаимовыгодный характер отношений внутри американской системы союзов позволил ей пережить холодную войну и даже сохраниться в качестве модели нового мирового порядка, о чем свидетельствует, например, расширение НАТО.
То, что "командный комплекс превосходства" к концу 90 годов стал более явно ощущаться и в словах, и в делах американского руководства объясняется еще и некоторыми другими тенденциями последних лет. Одна из них - усиление экономических позиций США по сравнению со своими основными конкурентами - Японией, Германией, "азиатскими тиграми". И дело здесь не просто в разных темпах экономического роста, который помимо прочего дал американцам новые материальные ресурсы для активизации военной и внешней политики. Экономический бум в США, начавшийся в 1993 г. и продолжающийся по сей день, выглядит особенно впечатляюще на фоне стагнации большей части европейской экономики и затяжного азиатского финансово-экономического кризиса. В результате к концу 90-х годов оказалась подорванной конкурентоспособность основных альтернатив американской модели - западноевропейской с ее высокой социальной защищенностью и азиатской, построенной на государственно-корпоративном патернализме.
Во многом это произошло потому, что американский вариант рыночной демократии оказался лучше приспособленным к условиям глобализации, требующей высокой открытости рынка, надежности и прозрачности правового регулирования, стабильной и децентрализованной политической системы, инновационной предпринимательской культуры, широкого доступа к финансовым ресурсам, компьютерной технологии и информации, свойственных американской экономике и обществу в целом.
При всей распространенности неоимперских настроений в политической элите США реальная возможность создания американо-центристского мира остается весьма проблематичной. Разнородность и полицентричность современного мира ставят жесткие пределы его американизации. Даже не все партнеры и союзники США готовы безоговорочно соглашаться с американским пониманием моральных ценностей и методов, используемых для достижения "благих" целей. Гегемонистские устремления США нередко вызывают сопротивление со стороны других мировых центров силы. Не случайно США сталкиваются с оппозицией в Совете Безопасности ООН, и даже внутри НАТО все чаще проявляется недовольство американским диктатом.
Контуры новой внешнеполитической стратегии США уже обозначились, но процесс ее формирования продолжается. И окончательный выбор будет определяться разнонаправленными силами как в самой Америке, так и в остальном мире.
 
6. Эволюция роли и функций ООН в послевоенные годы.
24 октября 2003 г. весь мир в очередной раз отмечал День Организации Объединённых Наций. Созданная в 1945 г. по инициативе победившей антигитлеровской коалиции и объединявшая первоначально 51 государство, она быстро превратилась поистине во всемирную международную организацию, в состав которой сегодня входит 191 государство. Это единственная международная организация в мире, которая является действительно глобальной как по составу своих членов, так и по широте поставленных перед нею задач. Она объединяет по существу все страны мира, независимо от их размера, населения или степени экономического развития - от таких гигантов, как Китай, Индия, США, Россия и до небольших островных государств, как Вануату или Тонга. ООН является глобальной и по своим целям - поддерживать международный мир и безопасность, развивать дружественные отношения между нациями, осуществлять сотрудничество между государствами в разрешении международных проблем и поощрять уважение к правам человека, а также быть центром для согласования действий государств в осуществлении этих общих целей.
Понятие "Семья Организации Объединённых Наций" (или "Система ООН") объединяет шесть главных органов ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат) и 15 других, тесно сотрудничающих с ООН, международных организаций, которые являются её специализированными учреждениями или работают под её эгидой. Они занимаются вопросами развития экономики и финансов, промышленности и сельского хозяйства, атомной энергии, авиационного и морского транспорта, электросвязи, почтового сообщения, здравоохранения, образования, науки и культуры, интеллектуальной собственности, а также отношениями между государством, трудящимися и предпринимателями.
Но главной задачей ООН было и остаётся сохранение международного мира и укрепление безопасности, недаром Устав ООН начинается с выражения решимости народов Объединённых Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны". В соответствии со ст.24 Устава ООН, главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности члены ООН возложили на её Совет Безопасности. Именно он определяет существование любой угрозы миру и меры, которые следует предпринять для его поддержания или восстановления, вплоть до применения военной силы (ст.39-42). Без решения Совета Безопасности государства могут применять силу лишь в порядке индивидуальной или коллективной самообороны, в ответ на вооружённое нападение против них (ст.51).
Надо признать, что во время "холодной войны" и США, и СССР зачастую склонны были действовать по собственному разумению, иногда в обход Совета Безопасности. Казалось бы, после её окончания наступили другие времена. Но, попав в положение единственной сверхдержавы, США не устояли перед соблазном попробовать переделать мир по собственному усмотрению и освободиться от ограничений, налагаемых Уставом ООН, прерогативами Совета Безопасности и международным правом. И именно США выступили "пионерами" в деле ослабления роли ООН и её Совета Безопасности. По инициативе США в "Стратегической концепции НАТО" 1999 г. страны НАТО дали самим себе "право" предпринимать военные операции по всему миру на основе мандата Совета НАТО, без санкции Совета Безопасности ООН. Правда, ряд европейских стран - и в первую очередь Франция и Германия - уже тогда испытывали большие сомнения относительно того, куда их может завести этот курс, явно расходящийся с Уставом ООН и международным правом, но в конце концов согласились с новой концепцией, рассчитывая, видимо, на то, что в любом случае они смогут заблокировать неприемлемые для Европы инициативы Вашингтона в Совете НАТО. Эти сомнения только усилились после первого применения новой концепции против Югославии, которое привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения (эти жертвы получили в НАТО издевательски аккуратное название -"сопутствующий ущерб"), но первый прецедент действий Запада в обход Совета Безопасности ООН после окончания "холодной войны" был уже создан.
Этим прецедентом и воспользовалась администрация Дж. Буша, продолжив наступление на Устав ООН и приняв в сентябре 2002 г. "Стратегию национальной безопасности США". Провозгласив борьбу с международным терроризмом постоянной политикой США, этот документ официально закрепляет принцип превентивного удара и односторонних действий США по всему миру по собственному усмотрению "ещё до того, как возникающие угрозы окончательно сформируются…или достигнут наших границ…". "Хотя США будут постоянно стремиться заручиться поддержкой международного сообщества, - говорится в этом документе, - мы, не колеблясь, будем действовать на свой страх и риск, если это потребуется, осуществляя своё право на самооборону, принимая в отношении террористов превентивные меры…, убеждая или заставляя с этой целью страны признать свои суверенные обязанности и ответственность". Главным врагом США "Стратегия" объявляет так называемые "страны-изгои", которые стремятся овладеть оружием массового уничтожения с агрессивными целями и могут передать его международным террористам. Чаще всего в этом качестве Вашингтон упоминал Ирак, Иран и КНДР, в последнее время упоминается также и Сирия. "Стратегия", далее, ставит перед страной цель иметь "достаточно могучие вооружённые силы, чтобы предотвратить наращивание потенциальными противниками военной мощи в надежде превзойти мощь США или сравняться с ней".
Поскольку в этом документе, насчитывающем больше 30 страниц, ООН чисто формально упоминается только дважды, а о Совете Безопасности и его прерогативах вообще нет ни слова, то очевидно, что Вашингтон имеет в виду сам вместо Совета Безопасности определять как список "стран-изгоев", так и то, какая из них стремится овладеть оружием массового уничтожения с агрессивными целями и представляет собой угрозу миру, а какая - с оборонительными. Одновременно даётся понять, что США совсем не обязательно будут действовать в контакте и по согласованию с НАТО, а будут проводить свои военные операции на основе временных коалиций, то есть с участием только наиболее лояльных союзников, избегая таким образом возможного применения права вето в Совете НАТО.
Сами по себе задачи усиления борьбы с международным терроризмом и укрепления режима нераспространения оружия массового уничтожения ставятся в новой "Стратегии" США совершенно правильно, но при этом предусматриваются такие методы их решения, которые не только противоречат международному праву, но и, в конечном счёте, могут дать результат, обратный желаемому. Её опасность в том, что она предполагает принятие всех решений самим Вашингтоном, в обход Совета Безопасности. Более того, лишая другие государства защиты со стороны ООН и запугивая их превентивными ударами, США по существу могут подтолкнуть те государства, которым они угрожают прямо ("изгои") или косвенно (все те, кто хочет иметь сильную оборону), к обладанию единственным оружием, которое может заставить США остановиться - то есть оружием массового уничтожения (если не ядерным, то химическим или биологическим). А между тем, первоначальная цель США была прямо противоположной: остановить распространение такого оружия.
Выступления руководителей государств на открывшейся 23 сентября 2003 г. в Нью-Йорке 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН ещё раз подтвердили, что мир не приемлет односторонний подход к решению международных проблем по усмотрению одной, пусть даже самой мощной державы, и выступает за многосторонний подход, когда решение этих проблем осуществляется через широкое международное сотрудничество в рамках ООН и её Совета Безопасности.
К этому времени администрации Дж. Буша стало ясно, что даже самая мощная держава не в состоянии в одиночку - присутствие других союзников США в Ираке, кроме Великобритании, имеет лишь чисто символическое значение - справиться с задачей поддержания безопасности и восстановления экономики страны в условиях начавшейся партизанской войны с оккупантами. На этом этапе Вашингтон снова вспомнил про ООН - в речи в Генеральной Ассамблее 23 сентября с.г. Дж. Буш, продолжая отстаивать своё решение о вторжении в Ирак, по существу попросил ООН о помощи. Совет Безопасности 16 октября с.г. принял резолюцию 1511 по Ираку, в которую, однако, США так и не согласились внести ясность по этим двум вопросам.
Хотя резолюция 1511 позволяет любому государству отправить свои войска в Ирак с мандатом ООН и оказать Багдаду материальную помощь, эта позиция США является одной из причин, почему желающих сделать это нашлось пока гораздо меньше, чем рассчитывал Вашингтон. Россия, Франция и Германия решили не блокировать принятие резолюции - не потому, что их отношение к войне в Ираке меняется, а потому, что без помощи ООН может возникнуть реальная опасность полного провала попыток оккупационных властей поддерживать сколько-нибудь приемлемый уровень безопасности и восстановить экономику страны. А это может привести к тотальному хаосу в Ираке и резкому всплеску национализма и религиозного экстремизма не только на Среднем Востоке, но и по всему миру. Но, с учётом позиции США, в совместном заявлении после голосования эти три страны отказались предоставить финансовую или военную помощь США в Ираке.
Вообще вопрос о превентивных ударах по территории других стран - это материя чрезвычайно деликатная, требующая весьма осмотрительного отношения. Как известно, министр обороны России С.Иванов, представляя в Министерстве обороны 2 октября 2003 г. в Москве документ "Актуальные задачи развития Вооруженных Сил РФ", являющийся по сути своего рода доктриной, также заявил о том, что "мы не можем абсолютно исключать и превентивного применения силы, если этого будут требовать интересы России или её союзнические обязательства", не упоминая, однако, ни об обязательствах России по Уставу ООН, ни о прерогативах Совета Безопасности. При этом названный в этом заявлении перечень оснований для возможного применения силы за рубежом во многом перекликается с таким же перечнем Пентагона.
ООН не раз демонстрировала, что она в состоянии мобилизоваться в нужный момент и найти выход даже из трудных положений. Достаточно вспомнить резолюцию 1368 Совета Безопасности, принятую в ответ на террористические акты "Аль-Каиды" 11 сентября 2001 г. в США, на основе которой была создана широкая антитеррористическая коалиция. Нет сомнения, что и на этот раз она мобилизует свои ресурсы и окажется на высоте положения. Но для этого ей нужна помощь всех государств, включая и Россию. Эта помощь должна быть оказана, потому что ООН остаётся необходимой для всех государств, что и подтвердил ещё раз иракский кризис. "Главный урок "школы ООН", - сказал президент России В.В.Путин в своём выступлении 25 сентября 2003 г., - состоит в том, что другой альтернативы, как сообща строить более безопасный, справедливый и благополучный мир, у человечества нет".
7. Деятельность основных межгосударственных организаций современности в Европе
ЕС               Европейский союз
ОБСЕ Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
ООН Организация Объединенных Наций
НАТО, Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation), международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств. В настоящее время число членов НАТО составляет…., среди них Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, США, Турция, Франция, Чехия и др. страны. Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе, нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Среди направлений деятельности НАТО – развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона.
 
9. Деятельность субрегиональных межгосударственных организаций на постсоветском пространстве.
2 апреля 1996 года подписан Договор об образовании сообщества России и Белоруссии, которое через год трансформировалось в союз. С начала 2000 года продвижение к союзному государству застопорилось.
К концу 1990-х гг. появилось Евроазиатское экономическое сообщество (ЕВРОЗЭС), куда входили Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Армения.
1996 год образовался ГУУАМ, куда входили Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия. Эта организация предусматривала укрепление внешнеторговых связей, организацию беспошлинной торговли, разработку совместного курса в отношениях с ведущими западными государствами, отношения с НАТО и ЕС. ГУУАМ скептически относился к ведущей роли Москвы в СНГ. Вскоре ГУУАМ превратился в организацию на бумаге, то есть перестал действовать. На сегодняшний день, только Грузия во главе с Саакашсили предпринимает попытки по оживлению этой структуры.
Субрегионы (Закавказье, Центральная Азия) имеют стратегическое значение, богаты целевыми ресурсами. Для Росии важно было обеспечить там дружественные режимы. После распада СССР власти Грузии и Азербайджана были настроены прозападно. Россия добивалась смены властей. Вскоре националистические власти были смещены. На руководящие посты пришли Шеварнадзе (Грузия), Алиев (Азербайджан).
В Центральной Азии начинает действовать собственное объединение «Центрально-азиатская инициатива» Это сообщество включает Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Таджикистан. Основные цели: усиление экономической интеграции, партнерство в таможенной среде, сотрудничество в борьбе с преступностью и экстремизмом.
 
10. Экономические и военно-политические аспекты сотрудничества стран-участниц СНГ.
8 декабря 1991 года – подписано Беловежское соглашение о преобразовании СССР в Содружество независимых государств. СССР прекратило свое существование и появилось СНГ, состоящее из 11 республик. В 1993 году появился устав СНГ. Основными целями было осуществление сотрудничества в политической, экономической и гуманитарных областях, создание общего экономического пространства, оказание взаимной правовой помощи. Согласно уставу СНГ существует ряд коллективных органов, действуют советы министров, объединенные по конкретному роду занятий. Исполнительный секретариат готовит саммиты и документацию. Общие решения в рамках СНГ в 90-х  гг. затрагивали финансово-экономическую сферу, вопросы транспортного сотрудничества, проблемы миграции, вопросы, связанные с борьбой с организованной преступностью. В первые годы существования СНГ необходимо было регулировать правовые вопросы о наследии и вопросы об оружии (арсенал СССР). Курс на координацию внешнеэкономической деятельности, формирования общего экономического пространства, таможенная политика, совместное развитие транспортной системы, развитие коммуникационных проектов в области связи, кооперация в области охраны окружающей среды, синхронизация миграционной политики. В рамках СНГ преобладание России носит широкий характер.
В 1995 году Мининдел (Козырев) принимает стратегический курс в отношениях с государствами-участниками СНГ. В первой половине 1990-х гг. во внешней политике Кремля основная ставка сделана на развитие отношений с США и с Западом. Стратегический курс был одобрен и подписан Ельциным. Основные постулаты:
1.Россия заинтересована в политической, экономической, военной стабильности на территории бывшего СССР. В наличие дружественных Москве режимов среди стран СНГ.
2.Предложение по укреплению валютно-экономического и внешнеполитического сотрудничества между странами СНГ. Россия должна и в будущем сохранять статус ведущей державы в СССР.
В первой половине 1990-х гг. делалось немало, чтобы в СНГ пришли к власти дружественные Москве деятели (как это было сделано в Грузии и Азербайджане).
Важную роль играет экономическая кооперация. В начале 1990-х гг. экономисты озабочены разрывом хозяйственных связей между предприятиями. Распад экономических связей нанес удар по экономике и потребителям постсоветских республикСентябрь 1993 года – Договор об экономическом союзе, в котором говорилось о том, что страны приложат все усилия к модернизации и восстановлению хозяйственных связей. Цель экономического партнерства в создании зоны свободного товарообмена и в заключении таможенного союза, а так же формировании в СНГ общего рынка товаров, капиталов и рабочей силы.
В начале 1990-х гг. законодательство в странах СНГ развивалось несинхронно. Вопрос в ориентировании законов на интеграцию в экономической сфере. Наметились меры по сотрудничеству центральных банков и Минфинов постсоветских республик. Началась отмена налоговых, таможенных барьеров на границах и, как результат, улучшение и интенсификация внешнеэкономических связей между государствами СНГ, особенно сказалось на взаимоотношениях России с Белоруссией и Казахстаном. В результате, в 1996 году появился Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарных областях  (подписали Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, потом Таджикистан, Армения). Цель договора – формирование таможенного союза. Военно-политическая кооперация СНГ проявлялась в том, что до 1993 г. существовали объединенные военные силы и объединенное военное командование, которое формировалось из национальных армий стран СНГ.
В мае 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) подписан Договор о коллективной безопасности, вступил в действие в 1994 г. «Подписан, чтобы совместными усилиями сдерживать внешние военные угрозы». Регулировал размещение военных баз и был ответом на расширение НАТО. Стал действовать Совет коллективной безопасности. Руководство принадлежало странам, подписавшим договор. В 2000 году договор трансформировался в организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Страны: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. В 2001 году появилась Шанхайская организация сотрудничества. Основная цель: борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом. Страны обещали информировать друг друга о намерениях. ШОС (Россия, Китайская народная республика, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан). Миротворческие акции в Абхазии, Осетии, Таджикистане.
Участие Украины и Казахстана в СНГ:
Назарбаев (руководство Казахстана) – последовательный сторонник усиления сотрудничества стран СНГ. Считал, что логично укреплять интеграцию СНГ в сторону сообщества конфедеративного типа с совместной внешней политикой, с общей денежной единицей. Казахстан во всех проектах (экономическое пространство, упрощение налоговой системы) поддерживал интеграционные процессы и активное формирование общего рынка.
Украина занимала более сдержанную позицию. Не участвовала в военно-политической координации, не участвовала в ДКБ, не хотела внешнеполитической интеграции. Все это было связано с внутриполитическими проблемами на Украине. Украина хотела одновременно дружбы Москвы и покровительства Запада.
 
11,12. Основные черты экономической и внешнеполитической интеграции европейских государств в рамках ЕЭС.
После Второй мировой войны наблюдаются процессы интеграции между европейскими странами. А на закате холодной войны процессы евростроительства ускоряются. Основной целью становится трансформирование европейского сообщества в политический союз.
В 1993 году ратифицирован Маастрихтский договор. Основные вопросы – это вопросы экономической интеграции, общего рынка товаров, услуг, рабочей силы, капитала. Унификация экономической политики происходила проблемно, но в итоге игра стоила свеч. ЕС осуществлял общую политику в сельском хозяйстве, в исследовательских изысканиях, и т д. Была создана Лиссабонская стратегия по борьбе с безработицей.
На сегодняшний день ЕС – крупнейший в мире единый рынок.
С 1990 года первая фаза экономического и валютного союза предусматривала постепенную интеграцию финансовых и экономических систем европейских стран, строгое поддержание стабильности внутренних цен, стабильность бюджетов еврогосударств, сближение налоговых ставок. Фаза подразумевала создание европейского центрального банка. В начале 1990-х гг. взят курс на переориентацию расходов на помощь небогатым регионам, на научные проекты.
2 фаза – европейский валютный институт, европейское экономическое пространство.
В 1996 г. – пакт стабильности и роста, согласно которому бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВНП. Экономический рост и беспроблемное продвижение валюты.
3 фаза (1999 г.)  - рождение евро в безналичной форме. 2002 – евро в наличной форме.
Развиваются политические институты евросоюза. ЕС собирается 2 раза в год, включая глав правительств. Согласно договорам ЕС вырабатывают основные направления деятельности.
Внутренняя политика:
Во второй половине 1980-х гг. ряд стран   ЕЭС заключили шенгенское соглашение (отмена таможенного контроля, отмена внутренних и укрепление внешних границ). Маастрихтский договор предусматривал  наличие общей политики по вопросам политического убежища, по проблемам миграционных процессов. Амстердамский договор расширил практикусотрудничества органов правосудия, полиции. Было принято решение о единой европейской прокуратуре.
Цели и задачи общей внешней политики и политики безопасности были сформулированы в Маастрихтском договоре (защита государств ЕС, защита их общих ценностей и национальных интересов, укрепление безопасности мира и свободы). Кроме того, предусматривалась единая и согласованная в международных организациях внешняя политика (согласования в ООН, ОБСЕ).
Основные сложности в том, что в ЕС входит 25 государств с разными национальными интересами и разными подходами к американскому лидерству. То есть политика не всегда едина.
Общая оборонная политика:
В 1992 году по инициативе Франции и Германии создан Еврокорпус, к которому затем присоединились другие государства. Аналогичные организации были созданы военными моряками и летчиками.
В конце 1990-х гг. наблюдается полная интеграция западноевропейского союза в Евросоюз. Западный союз перестает существовать.
В 1999 г. – решение о создании СБС (сил быстрого реагирования). Действует политический комитет безопасности и общий военный штаб. В ближайшее время страны должны перейти к общей оборонной политике.
В начале XXI века 2/3 всех законов в Евросоюзе принимаются на паневропейском уровне, а потом интегрируются в национальное законодательство.
Субрегионы:
Скандинавские страны (Северный Совет). Взаимодействие во внешнеполитической сфере и культкрном сотрудничнстве.
Страны Бенилюкс. Общее поведение во внешней политике было разработано раньше.
Страны средиземноморского клуба (Италия, Испания, Португалия, Франция).
Центрально-европейская инициатива
Вышеградская группа (цель: выработка общей линии поведения по интеграции в ЕС Польши и Чехии).
ЕС – это не только объединение государств, но и объединение субрегионов. Принцип: единство в разнообразии.
В 1993 году были сформулированы критерии требований к кандидатам  в ЕС:
1.Наличие политических свобод.
2.Экономическая стабильность.
3.Постоянный экономический рост.
4.Честная свободная конкуренция.
5.Соответствие критериям экономического и валютного союза.
В 1995 г. в ЕС были приняты Финляндия, Швеция и Австрия. С конца 1990-х гг. начинаются переговоры с Восточноевропейскими странами. Тяжелые переговоры. Инспекции следили за реформами, оценивали военно-политическое сотрудничество. Проблема в том, что существует социально-экономический разрыв между государствами. Например средний низ зарлаты в Люксембурге составляет 1500 EUR, а в Латвии – 200 EUR. Вступление новых стран – это огромные расходы, но так же это огромная политическая ставка (черта под холодной войной)
1 мая 2004 года ЕС расширился за счет 10 государств (Польша, Чехия, Прибалтийские страны, Венгрия, Мальта и т. д.)
Комплексная дипломатия ЕС:
Верховный представитель ЕС по внешней политике – Хавьер Солана. Главный способ реализации – соглашения и саммиты с США, Японией, средиземноморскими неевропейскими странами, странами африканского союза, странами АСЕАН, с Латинской Америкой.
В 1994 году  - соглашение о партнерстве между ЕС и Россией. Это сотрудничесиво является важной частью внешней политики.
 
13. Характеристика ключевых договоров Евросоюза.
Маастрихтский договор:
10 декабря 1991 г. был одобрен текст этого договора о Европейском союзе. Согласно этому договору европейское сообщество будет базироваться на 3-х опорах:
1.Экономический и валютный союз
2.Общая внешняя политика и политика безопасности, в дальнейшем оборонительная стратегия
3.Внутренние дела: правосудие, миграция.
Ратификация договора столкнулась с проблемами, так как Дания была против ратификации. Но к концу 1993 года договор вступает в силу.
Октябрь 1993 года (Нидерланды) Амстердамский договор. Этот договор расширяет европейскую компетенцию в сфере внутренней политики, регулирует правовое положение, расширяет практику сотрудничества в социальной сфере и укрепляет позиции Европарламента и Еврокомиссии. Договор предусматривал возможность организации гуманитарных акций по разрешению кризиса. Амстердамский договор был по сути дополнением к Маастрихтскому договору.
Декабрь 2000 года – хартия основополагающих прав Евросоюза, где суммировались основные политические, социальные и экономические права европейца в общем виде.
В 2001 году в Ницце был подписан еще один договор. В результате расширено правило применения квалифицированного большинства на 20 новых сфер. В частности в сферах юридического сотрудничества, в вопросах торговли, миграции, налогообложения. Согласно договору квалифицированное большинство должно соответствовать 2/3 стран-членов ЕЕС (тогда около 10 стран), в которых проживает не менее 62% населения всего Евросоюза. Согласно тексту Европейского Конституционного договора квалифицированное большинство меняется (55% стран-членов, 65% населения)
 
14,15. Ближний и Средний Восток в системе МО.
Главная проблема эволюции МО в этом регионе – это противостояние между арабскими государствами и Израилем. Под воздействием изменений в системе МО (конец 80-х) СССР и США в разных частях земли стали подталкивать своих союзников к примирению.
США поддерживали Израиль, Саудовскую Аравию, СССР помогал  Египту, Сирии, Ираку.
Основной очаг нестабильности на Ближнем Востоке – это вражда между арабами и евреями.
В конце 80-х гг. провозглашено независимое палестинское государство, но осталась проблема беженцев.
Совместная деятельность США и СССР подталкивали противоборствующие страны к поиску компромиссов.
1991 год – руководство Палестинской Формации санкционировало участие своих представителей в международной конференции в Мадриде (по инициативе СССР и США). Предложения от России и США означали, что Израиль должен начать вывод оккупационных сил из Палестины и признать Палестинскую автономию. Палестинцы в свою очередь должны отказаться от террористических форм борьбы против мирного и военного населения.
13 сентября 1993 года израильский премьер-министр Ицхак Рабин встречался с президентом Клинтоном и лидером ООП Ясиром Арафатом в Белом доме для подписания выработанных в Осло соглашений. Но как бы ни был значительным этот пропыв, противоречия между Израилем и палестинцами по прежнему остаются очень острыми.
В мае 1994 года была подписана Декларация Газа-Иерихона, которая формулировала план палестинского управления в Газе и Иерихоне.
1996 год – выборы в Палестинский национальный совет. По прежнему сильна проблема беженцев. Израиль против их возвращения в Палестину. Остро стоит вопрос о судьбе еврейских поселений близ Палестинской автономии.
Эта борьба породила жестокое сопротивление и столкновение между арабами и евреями. Появилась исламистко-экстремисткая организация «Хамаз».
1995 г. – Ицхак Рабин убит. Начинается эскалация конфликта на оккупированных территориях.
В конце 2000 года был шанс на подписание комплексного соглашения по урегулированию конфликта.
Израиль до начала 90-х годов находился в состоянии войны со всеми арабскими государствами. Позже арабские государства пошли на развитие взаимоотношений с Израилем. Подписываются соглашения о дипломатических отношениях между Израилем и некоторыми государствами Персидского залива.
1994 год – подписан мирный договор с Иорданией. В Иордании было основное количество палестинцев, которое хотело вернуться в Палестину. С Сирией отношения очень напряженные. Сирия критически отнеслась к соглашению в Осло. У Ливана тоже напряженные отношения с Израилем из-за военной интервенции израиля.
2000-2001 гг. – Израиль выводит войска, отношения нормализуются.
Общие позиции арабских государств:
1.Необходима полная деколонизация палестинских территорий.
2.Соглашение о независимости Палестинской народной автономии
3.Возвращение беженцев.
В Лиге арабских государств не существует единой точки зрения в отношении к Израилю (Ливан и Сирия – радикальные позиции).
Великие державы поддержали соглашение в Осло. В 1990-е гг. США и Россия выступали спонсорами ближневосточного регулирования. Роль США была выше.
Ближневосточный квартет: США, Россия, ООН, Евросоюз. Проект должен был послужить основой нового мирного соглашения. Проект «Дорожная карта»:
1.Отказ Палестины от террора
2.Отказ Израиля от оккупации и поддержки военных поселений.
3.Юридическое оформление Палестинского государства.
По прежнему сильна проблема судьбы Иерусалима и беженцев.
Реализация проекта «Дорожная карта» под вопросом.
Позиции США на Среднем востоке были усилены после операции «Буря в пустыне», которая покончила с иракской оккупацией Кувейта.
Что касается Ирана и Ирака – они занимали жесткие антиамериканский позиции, не признавали соглашений в Осло и Израиль.
Курдская проблема:
Земли курдов, которым по Севрскому мирному договору 1920 года было обещано создание собственного государства, оказались разделенными между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Область национальной курдской автономии была создана лишь на севере Ирака лишь после окончания войны в Персидском заливе. На современном этапе курды (30 млн. чел) не имеют государственности, но проживают на территории Ирака, Турции, Ирана и Сирии. До сих пор ведут деятельность по получению автономии.
Средний Восток также оказался под влиянием исламского экстремизма (события в Ираке и Афганистане).
Ослабление Ирака в военно-политическом смысле произошло после операции «Буря в пустыне. После поражения в Кувейте слабеет имидж Саддама Хусейна.
1990 – 1991 гг. – Вторжение Ирака в Кувейт, после на Ирак наложены санкции и он подвергается бомбардировкам, после чего следует вывод иракских войск из Кувейта.
1991-2003 – продолжение санкций, инспекторы по вооружению ООН пытаются найти в Ираке оружие массового поражения.
2003 г. – вторжение войск США и Англии в Ирак.
Март 2004 – агрессия США против Ирака.
Напряженность в этом регионе подогреваетяс большими различиями в уровне доходов как между отдельными странами, так и внутри них. Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и ОАЭ владеют почти половиной мировых запасов нефти. Продажа нефти делает эти страны зависимыми от мировых цен. Там, где нефти немного или нет вообще (Судан, Йемен) доход на душу населения в среднем не превышает 800-1000 $ в год. Сельское хозяйство остается главным источником существования.
Афганистан:
Когда в 1989 году советские войска были выведены из Афганистана, регион вновь стал свободным от присутствия иностранных армий, но война продолжалась: после захвата моджахедами власти в 1992 году обострилась вооруженная борьба между исламскими фундаменталистами и умеренными, между пуштунами, таджиками, узбеками, хазарейцами. Весной 1992 года моджахеды (афганские оппозиционеры) устанавливают свою власть в Кабуле.
 
16. Интересы великих держав в АТР.
Особенность внешней политики России на Востоке:
1.Стремление к укреплению экономических, политических и военных отношений с Китаем, установление многополюсной системы.
2.Вопросы экономических и культурных отношений с АСЕАН.
Позиция США в АТР:
1.Особые взаимоотношения США с Кореей, Японией после холодной войны. Их союзы совершенствуются и укрепляются. США имеет много баз в Японии, Корее, Тайване, Филиппинах. США создавали фундаментальный базис упрочения своего присутствия в Восточной Азии. На этот регион приходится значительный объем экспорта и импорта из США.
2.Поддержание стабильных отношений России с КНР не отменяет конкуренцию США с этими державами. Порукой являются отношения США с Японией(оборонительный союз),  Южной Кореей (30 тыс. американских солдат на территории Кореи). Тесные связи США и Тайваня. В зоне Океании США имеет поддержку Австралии.
КНР имеет внешнеполитические интересы в АТР. В настоящее время роль КНР растет, из-за быстрого экономического развития. КНР имеет противоречия с США (экономические права человека, внешнеполитические проблемы, корейская проблема). КНР, как и Россия, заинтересована в многополярности мира.
Российско-китайские проблемы практически сошли на нет. 2001 год – договор между Россией и Китаем о дружбе, партнерстве и сотрудничестве. Для Китая принципиально объединение с Тайванем, и нежелательна независимость Тайваня. У Китая есть территориальные проблемы в зоне Южно-Китайского моря с Японией. Китай поддерживает партнерские отношения с Вьетнамом.
Геополитические проблемы в АТР:
1.Российско-японская проблематика (нет договора о 4-х южнокурильских островах). Преграда для связи между государствами. Япония требует передачи всех островов южнокурильской гряды.
2. В 1993 году подписана Токийская декларация во время визита Ельцина в Токио. Это была декларация о намерениях (должны были выработать мирный договор).
3.Не достичь решающей договоренности из-за территориального спора
4.Корейский полуостров – основная горячая точка АТР. Не существует полноценных дипломатических отношений между двумя Кореями. 1991 год – между двумя Кореями подписано соглашение о примирении и ненападении. Попытка наладить экономические отношения. В 2000-2001 гг. встречи между  лидерами северной и Южной Кореи. (Ким ТЭ Чжун и Ким Ир Сэн). КНДР выступает за мирную нейтральную конфедерацию без военных баз, но с разными политическими системами. Северная Корея выступает за объединение.
 
17. Корейская проблема после окончания холодной войны.
Южная Корея
Неурегулированность положения на Корейском полуострове и мощный промышленно-технический потенциал Южной Кореи обусловливают необходимость тщательного отслеживания ситуации в этой стране в контексте возможного распространения ОМУ. Не вызывает сомнения, что если КНДР создаст ядерное оружие, то в Южной Корее резко усилится движение за приобретение собственной ядерной бомбы.
В области ядерного оружия:
Учитывая заявления США и Южной Кореи, можно считать, что тактическое ядерное оружие с территории страны выведено. Собственного ядерного оружия Южная Корея не имеет. Известно, что до середины 70-х годов в Южной Корее имелась небольшая программа военно-прикладного характера, которая под давлением США была прекращена. Южная Корея в тот период сделала вынужденный выбор в пользу американского "ядерного зонтика".
Южная Корея присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и поставила свою ядерную деятельность под гарантии МАГАТЭ.
Южная Корея выделяется продвинутостью программы развития мирной ядерной энергетики, реализуемой за счет широкого сотрудничества с промышленно развитыми государствами. В 1956 году было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, и в 1962 году в Корейском научно-исследовательском институте ядерной энергии был пущен исследовательский реактор американского изготовления мощностью 250 КВт, а в 1971 году осуществлен пуск второго реактора американского происхождения "нулевой" мощности (2 КВт).
Промышленно развитые западные страны сыграли большую роль в подготовке южнокорейских специалистов-ядерщиков. По оценкам эк
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.