На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по уголовно-исполнительному праву

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?27
 
Задание 1.
 
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.
 
Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-исполнительная система» был введен Законом РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-исполнительная система включает в себя учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Перечень организаций и учреждений, входящих в УИС, в настоящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами; их виды определяются УИК РФ. Решения о создании и ликвидации таких учреждений принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
1) обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
2) создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
3) обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
4) обеспечивать охрану здоровья осужденных;
5) осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
6) в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
7) обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение прав и исполнение обязанностей подозреваемыми и обвиняемыми в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Территориальные органы УИС (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями УИС по конвоированию. Территориальные органы являются юридическими лицами и владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом. В интересах развития социальной сферы УИС, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы УИС имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
Федеральный орган УИС – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.
 
Основными задачами ФСИН России являются:
 
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
Персонал учреждений, исполняющих наказания, – это работники УИС, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов, входящих в УИС.
К работникам УИС относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, предприятий учреждений, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в УИС.
Порядок и условия прохождения службы сотрудниками УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников УИС и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом РФ.
Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством РФ о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.
Кроме того, п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» допускает учреждение в федеральном государственном органе должностей государственной службы различных видов. Реализуя данное законодательное положение постановлением от 5 января 2005 г № 4 «Об установлении предельной численности должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе», Правительство РФ установило с 1 января 2005 г. предельную численность должностей федеральной государственной гражданской службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 52 единиц. Эти должности введены в центральном аппарате ФСИН России, а также в научных и учебных учреждениях. Деятельность государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания.
Учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы (исправительные учреждения), образуют в своей совокупности уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется ИК, Законом РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” и другими нормативными актами.
В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания. Данные цели наказания реализуются с помощью основных средств исправления осужденных, указанных в УПК РФ.
Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная.
Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними, поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения.
Задачи ИУ:
1.                       обеспечение режима в исправительных учреждениях,
2.                       организация труда осужденных к лишению свободы,
3.                       проведение воспитательной работы с осужденными к лишению свободы,
4.                       общеобразовательное обучение и профессионально-техническая подготовка осужденных,
5.                       обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных,
6.                       социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности.
7.                       проведение оперативно-розыскной деятельности и оказание содействия другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
 
На построение системы ИУ оказывают влияние различные социально-экономические, политические и духовные факторы.
В их числе показатели демографической, уголовно-правовой и исполнительной характеристик осужденных. В соответствии с нормами международных актов, действующего уголовно-исполнительного законодательства в ИУ реализуется принцип раздельного содержания осужденных в зависимости от пола, возраста, гражданства, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, прежней преступной деятельности и срока назначенного наказания. Признается необходимым изолирование от других осужденных (злостных нарушителей режима ИУ, рецидивистов и т.д.). В результате с одной стороны создаются ИУ разных видов, с другой - в ИУ одного вида, раздельно отбывают наказания различные категории осужденных. Все это позволяет дифференцировать карательно-воспитательный процесс в местах лишения свободы, подходить к исполнению наказания и перевоспитания преступника с учетом тяжести и характера совершенного преступления, степени общественной опасности личности преступника, динамики ее изменения во время отбывания наказания. Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда назначается в исправительных колониях или в тюрьме, колониях-поселениях.
Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого режима. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различаются и колонии-поселения. Всего законодатель предусматривает три виды: несовершеннолетние осужденные отбывают наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей) или только общего режима (для девушек).
Столь родственная система ИК. Включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа 9все остальные), не случайно, ИК является основным видом ИУ. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы.
Во-первых, для ИК характерно применение мер исправительного воздействия в полном объеме, в отличие от тюрьмы, где привлечение осужденных к труду, обучению сдерживается необходимостью обеспечения более строгой изоляции осужденных.
Вследствие этого, для ИК характерно наличие разветвлений производственной базы, где трудятся осужденные к лишению свободы, системы общеобразовательных школ, курсов переподготовки и т.п.
Во-вторых, в организационном плане ИК построена по отрядному типу: осужденные объединены в отряды, которые размещаются в обычных жилых помещениях, воспитательная работа с осужденными ориентирована в основном на применение коллективных методов воздействия на личность. В тюрьмах, а также в отношении части осужденных, отбывающих наказание в ИК особого режима, обеспечивается покамерное содержание осужденных, что определяет специфику построения этих ИУ, формы и методы воспитательной работы с осужденными.
Указанные признаки характерны и для ВК, с учетом особенностей, определяемых социально-демографической характеристикой личности несовершеннолетних осужденных.
В тюрьмах отбывают наказание осужденные к лишению свободы особо опасные рецидивисты, лица, по достижению 18-летнего возраста совершившие особо опасные государственные преступления, а также совершившие иные тяжкие преступления, осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет. Кроме того, в тюрьмах содержатся лица, которым по решению суда, лишение свободы в ИК заменено тюремным заключением сроком не свыше 3-х лет и осужденные, оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают наказание осужденные мужского и женского пола.
В зависимости от такого признака социально-демографической характеристики осужденных как состояние их здоровья, в системе ИУ создаются специализированные ИУ, например, лечебно-профилактические учреждения (колонии-больницы), а для лечения и содержания осужденных, имеющих инфекционные заболевания, ИУ на правах лечебных.
Режим отбывания наказания в указанных учреждениях, привлечение осужденных к труду имеют свои особенности, вызванные необходимостью проведения лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической работы с осужденными. Существование ЛПУ и ИУ на правах лечебных служит примером проявления заботы государства о здоровье осужденных и о реальном действии принципа гуманизма в исправительно-трудовом законодательстве.
Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
Контроль представляет собой систему деятельности уполномоченных органов международного сообщества, государства и общества по установлению соответствия функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.
Объектом контроля в указанной сфере являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе служебной деятельности персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Предмет контроля – это состояние объекта контроля, его соответствие Конституции РФ, международным правовым актам, законодательству о федеральной государственной службе, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.
Субъекты контроля за исполнением уголовных наказаний установлены в уголовно-исполнительном законодательстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, – в пределах соответствующих территорий.
Кроме того, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.
В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.
Международный контроль предусмотрен международными правовыми актами о правах человека, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих документах положений, контрольными органами соответственно являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.
Выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе и об исполнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или взыскания; индивидуальные жалобы осужденных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы.
Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, включает в себя несколько видов. Это президентский контроль, осуществляемый Президентом РФ и его представителями; парламентский контроль, осуществляемый Федеральным Собранием Российской Федерации и его палатами, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы; контроль Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (Минюста России, ФСИН России и территориальных органов уголовно-исполнительной системы); судебный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, арбитражными судами; правозащитный контроль, осуществляемый Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах РФ; прокурорский надзор, осуществляемый органами прокуратуры РФ; финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ и подведомственными ему федеральными службами.
Организация и порядок осуществления различных видов государственного контроля, а также его формы определены в ст. 19 – 22 УИК РФ и в других законах, регламентирующих деятельность перечисленных государственных органов, например в УПК РФ, ГПК РФ, Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральном конституционном законе от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.
Общественный контроль – это контроль институтов гражданского общества за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Он предусмотрен ст. 23 УИК РФ. Анализ действующего законодательства и сложившейся контрольной практики в сфере исполнения уголовных наказаний показывает, что к субъектам общественного контроля можно отнести Общественную палату РФ, общественные советы при ФСИН России и территориальных органах уголовно-исполнительной системы, общественные наблюдательные комиссии, комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, средства массовой информации, отдельных граждан. Основным направлением контрольной деятельности общественных структур является наблюдение и проверка соблюдения прав, свобод и законных интересов осужденных.
Таким образом, современная система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, закрепленная в ст. 16 УИК РФ, предусматривает исполнение всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Центральное место в ней отводится уголовно-исполнительной системе. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает разностороннюю систему контроля за исполнением уголовных наказаний. В зависимости от субъектов контроля различаются международный, государственный и общественный контроль.

Задание 2.
 
Общая характеристика правового положения осужденных к уголовным наказаниям.
Понятие правового положения лиц, отбывающих наказания.
 
Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом уголовно-исполнительного права, социально-правовая значимость которого проявляется в следующем. Уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поскольку права и свободы человека и гражданина являются согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных. Рассмотрение правового положения лиц, отбывающих наказание, обусловливается также необходимостью повышения эффективности процесса исполнения наказания, а в отдельных случаях и применения мер исправительного воздействия. Исполнение осужденными возложенных на них обязанностей и реализация принадлежащих им прав и законных интересов образуют тот правовой режим отбывания наказания, который составляет основу для достижения поставленных перед наказанием целей. Необходимо отметить, что социально-правовое значение института правового положения лиц, отбывающих наказание, в последнее время не исчерпывается решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, она признает ряд резолюций и решений международных организаций, в первую очередь ООН, по вопросам соблюдения прав осужденных, в числе таких решений следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было сфере (1989), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: Пекинские правила (1985) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных выше международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства, влияет на ее международный авторитет. Более того, соблюдение основных прав человека во время отбывания наказания, в основном лишения свободы, нередко становится условием уступок международных партнеров в иных важных для России областях государственного сотрудничества - экономических, оборонных, гуманитарных и т.п. Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан России положение осужденного во время отбывания уголовного наказания. Однако приведенная формула нуждается в толковании, позволяющем раскрыть специфику правового статуса осужденных.
В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности. Речь идет об общем правовом статусе граждан, специальном правовом статусе какой-либо категории граждан и индивидуальном правовом положении гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).
 
Специальный правовой статус осужденных имеет свои особенности. В чем они выражаются? Прежде всего, в том, что он базируется на общем статусе граждан России. Осуждение лица к уголовному наказанию не влечет лишения его гражданства России и соответственно общего правового статуса граждан нашей страны. Неотчуждаемость права на гражданство определяется международно-правовыми актами и законодательством Российской Федерации. Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что каждый человек имеет право на гражданство; никто не может быть произвольно лишен своего гражданства. Неотъемлемость права на гражданство граждан России провозглашена в Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации. Это же положение устанавливается в Конституции Российской Федерации, где в ст.6 прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства. Исходя из этого, в Законе Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 названного акта отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного. Сохранение за осужденным правового статуса гражданина является принципиальным положением политико-правовой доктрины Российского государства по отношению к лицам, совершившим преступления, находится в соответствии с международными актами, закрепляющими принципы обращения с осужденными, служит ярким примером реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний. Кроме того, его значение выражается в том, что оно, во-первых, способствует обеспечению законности при исполнении наказания, ибо нарушения последней в любых формах их проявления неизбежно связаны с ущемлением прав, законных интересов осужденных, в том числе принадлежащих им как гражданам государства. Конкретное выражение рассматриваемое положение находит в требовании исчерпывающего закрепления законом ограничений общегражданских прав и свобод осужденных. В результате этого осужденным гарантируется пользование правами и свободами граждан, не подвергшихся ограничению, в противном случае (в случае их ограничения) - теми правами и законными интересами, которые сохранились у осужденных в остаточном объеме.
Во-вторых, сохранение за осужденными гражданства государства преследует цель повышения воспитательного потенциала наказания, так как позволяет не формально, а по существу обращаться к гражданским чувствам осужденных, что усиливает воспитательный потенциал наказания. Примеры обращения к гражданским чувствам осужденных имелись в периоды, наиболее тяжелые для нашей страны, скажем, в Великую Отечественную войну. Есть такие примеры и сейчас. Свидетельство этому многочисленные случаи добровольного перечисления осужденными пожертвований в благотворительные фонды, помощь во время ликвидации последствий стихийных бедствий (например, взрыва газопровода в Башкирии) и других чрезвычайных обстоятельств. Кроме этого, рассмотрение осужденного в качестве гражданина России означает, что осужденный не освобождается от выполнения возложенных на него общегражданских обязанностей. Более того, в процессе исполнения наказания привлекаются дополнительные средства обеспечения исполнения осужденными общегражданских обязанностей, например, обязанности оказания материальной и иной помощи нетрудоспособным членам семьи лицами, отбывающими лишение свободы.
Вторая особенность специального правового статуса осужденных обусловливается социальной ролью (позицией), выполняемой его обладателями - осужденными. В отличие от социальных ролей иных специальных правовых статусов рассматриваемая нами является следствием неодобряемого и порицаемого обществом поведения: совершения опасных для общества деяний, ущемления прав и законных интересов других граждан.
Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в совершении преступления, и назначении ему уголовного наказания - своеобразного средства самозащиты общества против нарушения условий его существования. Являясь по своей сущности разновидностью государственного принуждения, наказание выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выбора места жительства и места пребывания, для осужденных к исправительным работам - в свободе выбора труда и т.п.
Следует иметь в виду особенность применяемого к осужденным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права, например, гражданского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограничивающие права и свободы осужденных граждан России.
 
Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания.
 
Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.
Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер исправительно-трудового воздействия (режимных правил, труда, воспитательной работы, обучения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права, законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату труда осужденных и т.д.). Соответственно осужденный рассматривался как субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденных, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации "Об оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы. Во-вторых, при исполнении любого наказания осужденный наделяется специальным правовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение осужденных к наказаниям, с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.