На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социально-психологические проблемы семьи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МОУ ВПО Иркутский филиал
Российского Государственного торгово-экономического
Университета
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
Тема: Социально-психологические проблемы семьи
 
 
 
Выполнил: студент 1 курса
факультета финансов и кредита
Кузитенко Любовь
Проверил: к.ф.н., доцент
Бороздина Л.И.
 
 
 
Иркутск, 2011
Содержание
1.      План………………………………………………………………………3
2.      Введение ………………………………………………………………....4
3.      Социально - психологические проблемы неблагополучных семей…...5
4.      Социально-психологические проблемы молодой семьи……………….7
5.      Социально-психологические проблемы  матерей-одиночек…………...9
6.      Проблемы семьи в современном обществе……………………………..14
7.      Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака……………………………………………………………………….20
8.      Заключение………………………………………………………………..22
9.      Список использованной литературы…………………………………….23

План
 
1.      Глава 1. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
2.      Глава 2. Социально-психологические проблемы молодой семьи
3.      Глава 3. Социально-психологические проблемы  матерей-одиночек
?      Плюсы воспитания
?      Минусы воспитания
4.      Глава 4. Проблемы семьи в современном обществе
5.      Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака.

Введение
Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношение - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.
Семья является объектом исследования многих наук – социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи. Изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетающем в себе черты социального института и малой группы. Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений. Наиболее значимыми стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
В данной  работе рассматриваются социально-психологические  проблемы разных типов семей современности: неблагополучные, молодые семьи и семьи, получившие название «мать-одиночка». И как итог анализируются проблемы современных семей.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Социально - психологические проблемы неблагополучных семей
 
Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой - либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в большой мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимо сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
В этой работе под неблагополучной понимается такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия - так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально - криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.   Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.
Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из - за неблагополучного психологического климата в семье. «На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием». Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семейных союзов. Именно в таких семьях люди чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе.
Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи».
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Социально-психологические проблемы молодой семьи
 
Молодые семьи в процессе становления и жизнедеятельности испытывают трудности, которые качественным образом влияют на развитие каждой из них. Рассмотрим проблемы, характерные для молодой семьи в современной России, но только те из них, которые сами члены молодой семьи осознают и декларируют как свои проблемы. В результате проведенных социологических исследований было выявлено два блока наиболее актуальных с точки зрения молодых семей проблем:
?      социально-экономический блок, включающий в себя проблему материальной обеспеченности, жилищную проблему и проблему трудоустройства молодых супругов;
?      социально-психологический блок, в котором можно выделить проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к новой ситуации (смене ролей, стереотипов и стилей поведения) и к новым родственникам.
Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать (так, например, 56 % молодых семей отметили в ходе одного из наших социологических опросов, что у них вообще не бывает конфликтов) и самостоятельно с ними справиться.
Структурируя супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию:
?      различного рода конфликты, взаимное недовольство, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
?      конфликты, проблемы, недовольство супругов, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь и межличностные отношения;
?      сексуальные проблемы, недовольство одного супруга другим в этой сфере, их взаимное неумение наладить нормальные сексуальные отношения;
?      сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
?      проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;
?      отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;
?      болезнь (психическая или физическая) одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.
Все они могут встречаться и в молодых семьях (хотя две последние крайне редко), однако имеют свою специфику.
М. Стуколова предлагает классификацию семейных конфликтов в зависимости от причин, их породивших. Важнейшими из них являются:
ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;
отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и так далее).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Социально-психологические проблемы  матерей-одиночек
 
Мать-одиночка - женщина, одна, без мужа воспитывающая своего ребенка. В таком типе семьи, несмотря на социально-психологические проблемы, существуют и положительные аспекты такого воспитания. Подробнее о них изложено ниже.
Минусы воспитания
Прежде всего «безотцовщина» плохо сказывается на ребёнке. Представьте ситуацию: после трудного и отнюдь не мирного расставания с супругом женщина, пусть даже и не осознанно, не целенаправленно, будучи сама обижена на конкретного мужчину и на весь мужской род, при каждом удобном случае говорит ребёнку, что все мужчины - очень нехорошие люди (это если литературно выражаться), доброго от них нечего и ждать и вообще все беды на Земле от них, от мужчин. Если ребёнок мальчик, да к тому же впечатлительный, внушаемый, с ранимой психикой, то постепенно у него помимо собственного желания формируется чувство вины за то, что он мужчина. Появляются проблемы с самооценкой и, как закономерное следствие, проблемы в общении с другими мальчиками и юношами. Ребёнок приобретает женские черты характера, так как мать говорила, что всё мужское - плохое, а посмотреть на каждодневном примере, что значит быть мужчиной, невозможно - отца-то или другого взрослого авторитетного мужчины рядом нет… Если же у женщины подрастает сын с твёрдым характером, то рано или поздно на все её заявления и причитания, что «все мужики - сво…», у него проявится реакция самозащиты, реакция отрицания, и он станет поступать назло матери, делая именно так, чтобы соответствовать дурному «имиджу» мужчин.
И получается, что сын в такой неполной семье весьма рискует вырасти либо инфантильным детиной, имеющим весьма смутное представление о мужских качествах, или человеком, для которого поведение, отрицающее большинство ценностей, в первую очередь семейных, будет само собой разумеющимся.
С сыновьями понятно, но ведь и устоявшееся представление о том, что для воспитания дочери мужчина не особенно-то и необходим, её мать всему в жизни научит, глубоко ошибочно. Да, девочке не нужно учиться мужским качествам характера: но ведь на практике так и получается, что выросшие в неполных семьях девушки обладают куда более мужественным характером, нежели иные юноши. Ведь с самого раннего детства у девочки на основе взаимоотношений с отцом формируется представление о противоположном поле, складывается картина, каким должен быть её будущий избранник, какие черты у него должны быть, а какие - ни в коем случае. Когда же дочь растёт без отца, то и представления её обо всех мужчинах складываются искажёнными; к тому же не стоит забывать и о том, что негативные отзывы матери о «мужиках» с большой долей вероятности способны сформировать у девочки изначально скептическое отношение к мужчинам и привести к устойчивой мысли о том, что для создания семьи мужчина, в общем-то, и не требуется. Тем более пример, как обходиться без мужчины, у неё прямо перед глазами.
Вот таковы мужские аргументы «против» ситуации, когда женщина растит ребёнка одна, и аргументы эти затрагивают именно детей. Однако «самостоятельная» семейная жизнь зачастую негативно сказывается и на самой женщине, причём в противоположных направлениях. Первый вариант - женщина все свои силы, духовные, интеллектуальны и физические направляет на ребёнка, живёт исключительно ради него. Помимо не слишком благотворного влияния такого избыточного внимания на формирование детской личности большой негатив здесь и в отношении личности женщины. Она, целиком занятая ребёнком, забывает о собственной жизни, замыкает свой круг общения на паре «я-ребёнок», не развивается профессионально, ничем не интересуется, одним словом, перестаёт полноценно жить, превращается в механизм с одной единственной задачей - «лишь бы ребёнку было хорошо…». А второй вариант из другой плоскости - женщина, закономерно вынужденная, оставшись одна с дитём, «крутиться и вертеться», часто делает это настолько успешно, что добивается немалых успехов в бизнесе, общественной или творческой деятельности. Это, бесспорно, хорошо: только при этом нередко женщина как-то незаметно утрачивает свою женственность, становясь твёрдой, жёсткой, в чём-то жестокой. Так что и для самой женщины «одинокое» материнство таит немалые опасности.
Плюсы воспитания
Безусловно, полная семья, где есть и отец и мать, это идеальный вариант и для супругов, и для их детей. Однако зачастую бывает, что женщина живёт с мужчиной в режиме такого эмоционального, морального, а нередко и физического террора, что совместное существование просто невозможно. И все ссылки на то, что «ребёнку с родным отцом, пусть и не идеальным всегда лучше, чем без него», безосновательны, потому как не учитывают конкретной ситуации. И когда ребёнок находится в эпицентре непрекращающегося стихийного бедствия, вокруг него бушуют ссоры, оскорбления, измены, подчас и драки, это чрезвычайно губительно сказывается на нём. «Что посеешь, то и пожнёшь» - гласит мудрость. Что же можно потом «пожать» с растущего в таких условиях ребёнка? Мягко говоря, мало чего хорошего…
Поэтому в таких ситуациях уход женщины с ребёнком (или с детьми) от мужа является правильным шагом. При этом понятно, что, если внутрисемейные проблемы не столь катастрофичны, супругам нужно терпеть, изменять свои характеры в сторону компромисса, стараться сохранить семью. Но одно дело, если проблема в том, что, скажем, жена привыкла в «дозамужней жизни» к более комфортным бытовым условиям или женщине не нравится, что на её супруга обращают пристальное внимание другие дамы; и совсем другое, когда муж каждодневно возвращается домой за полночь, от него разит, как в старом анекдоте, явно не шахматами, и он принимается мучить жену и детей. Тут уже не до терпения, надо спасать психическое и физическое здоровье своё и детей.
Точно так же нет ничего апокалиптического в случае, если отец отказался от ребёнка ещё до его рождения. Во-первых, это означает, что такой мужчина не сдал первый и один из главных экзаменов на право называться мужчиной. А зачем тогда, спрашивается, такой человек, спутник жизни, нужен женщине? При этом нужно оговориться, что запрещать такому «папаше» видеться с ребёнком, если впоследствии у него возникнет такой порыв, нельзя - ребёнок вам этого не простит, потому как для него важнее не то, сколько времени с ним проводит папа, а то, что папа о нём помнит.
Во-вторых, при правильном подходе к жизненной ситуации необходимость самостоятельно воспитывать ребёнка мобилизует женщину, не даёт ей времени на сожаления о разбитом сердце, позволяет понять, кто из её родных и друзей, в самом деле, готов придти ей на помощь в трудную минуту и не только на словах, отыскать в самой себе скрытые резервы для личностного развития. Матери-одиночки нередко добиваются немалых карьерных успехов; а «возмужание» в ходе этого процесса явление хоть и возможное, но вовсе не обязательное.
Получив не слишком положительный опыт во взаимоотношениях с мужчиной, женщина, при наличии чувства такта, может воспитать ребёнка таким образом, чтобы он не совершил тех ошибок, которые не позволили его родителям быть вместе. К тому же вовсе не обязательно, чтобы у матери-одиночки ребёнок оставался полностью без мужского влияния. С помощью родственников, друзей-мужчин женщина всегда может найти для ребёнка авторитетного человека, который если и не заменит ему отца, то покажет собственным примером, каким может быть мужчина. При этом стоит помнить, что к повторному браку женщине, одной воспитывающей ребёнка, нужно подходить весьма тщательно: во-первых, чтобы не повторить ошибок предыдущих отношений, во-вторых, чтобы новый человек был, как можно более безболезненнее воспринят сыном или дочерью.
Вот такая это сложная вещь - воспитание ребёнка без отца. И сложное не только само по себе, но и в возникающем вопросе - как к этому относится? С одной стороны, само понятие «неполная семья» всегда хуже, чем семья «полная»; с другой же не всегда в жизни есть возможность вырастить сына или дочь вместе с их отцом. Готовых рецептов здесь нет, в каждом случае нужно принимать своё, неповторимое решение. Хотя нет, один рецепт всё-таки есть… Женщины, выбирая себе спутников жизни и отцов будущих детей, выбирайте тщательнее - чтобы не пришлось потом осваивать эту героическую почти профессию - мать-одиночка…

Глава 4. Проблемы семьи в современном обществе
В семье человеческая индивидуальность присоединяется к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превращаются в личностные характеристики, формируют дальнейшие жизненные поступки и поведение. Семье принадлежат «монопольные» права и обязанности на приобщение своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.
В своем единстве функции семьи  представляют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодействии как целого, приводит систему в аномальное состояние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
В Российской Федерации по данным переписи населения 2002 г насчитывается около 38,28 тыс. семей. Практика демографической статистики выделяет следующие типы семьи.
Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таких семей около 12%. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).
Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества); можно считать, что этот процесс был бы еще более значимым, если бы не жилищные трудности, вынуждающие несколько семей жить под одной крышей. Семьи различаются также по наличию или отсутствию детей и по их числу. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности 1,408, среднее число детей в семье, их имеющей, - 1,6.
Дети растут преимущественно - в одно-двухдетных семьях; многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей, и всего таких семей в стране чуть более трех миллионов. Причем большинство из них - трех- или четырехдетные; семей, где детей семь и более, всего доли процента.
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. многодетные пли имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих срочной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и учреждениями, где не выплачивают заработную плату.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отношений, весьма разнообразны.
Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена семьи (многодетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чертой бедности.
Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция.
Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров.
Медицинские: хронические инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения.
Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи.
Неуклонно усиливается нестабильность семейного образа жизни. Она выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов. Проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару.
Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей.
Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности -- общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни.
Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.
Семья, замкнутая на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает его. Ему недостает понимания и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность.
Семьи, в которых есть алкоголики, как правило, бедны - пьянство требует денег, работа отходит на второй план. Если она и приносит доход, он не покрывает всех потребностей ребенка. Бедность - спутник алкоголизма, однако алкоголизм - не всегда спутник бедности. Резкие экономические перемены в России поставили многие семьи на грань нищеты. Практически каждый учитель рядовой общеобразовательной школы может назвать детей из своего класса, которые недоедают дома, не имеют необходимых канцелярских принадлежностей. Родители многих из них не смогли найти себя в новых экономических условиях. Это люди с низким образовательным уровнем, чьи услуги невысоко котируются на современном рынке труда, и оказавшиеся в таком же положении специалисты оборонной, космической, электронной промышленности, наконец, жители небольших городов с высоким уровнем безработицы. В семье, где нет денег на самое необходимое, где ребенку стыдно идти в школу, потому что он «не как все», психологический климат быстро становится напряженным. Ссоры, скандалы, депрессии - ребенок бежит от них на улицу, или туда, где, по его мнению, жизнь весела и приятна, а заработок легок.
Другой вариант «экономического» развития сюжета - выбор между ребенком и заработком в пользу заработка. Зарабатывание денег порой отнимает у родителей все силы, для общения с ребенком не остается времени. Занятые родители теряют с ним связь, перестают участвовать в его развитии, целиком перекладывают воспитание на школу. От ребенка, которому не хватает ласки и внимания, откупаются дорогими вещами. Можно говорить о внешнем благополучии, однако в психологическом плане такая семья оставляет желать лучшего.
Как правило, семья становится неблагополучной под влиянием многих факторов, дополняющих и усугубляющих друг друга. Целая группа причин семейного неблагополучия является производной от психологических проблем родителей. Ребенок, по своему статусу зависимый от родителей, вынужден страдать от их психологических изъянов.
Распространены случаи, когда родители вообще не владеют гуманными и разумными методами общения. Неоправданная строгость по отношению к детям, частые наказания и угрозы, эмоциональная холодность или гиперопека могут сделать жизнь ребенка невыносимой. Родители же продолжают свою линию поведения, руководствуясь при этом исключительно благой целью - воспитать свое чадо хорошим человеком. И если при рождении ребенка можно было говорить об их педагогической необразованности, то со временем времени она перерастает в педагогическую несостоятельность: контакты с ребенком рвутся, влияние на него теряется. В такой ситуации подростки, спасаясь от психологического прессинга родителей, уходят из дома.
Подобное стечение обстоятельств теоретически легко предотвратить, все зависит от психологической культуры общества в целом. Если в средствах массовой информации достаточно часто встречаются материалы о воспитании детей, из печати выходит много популярной педагогической литературы, развита и доступна сеть семейного консультирования - рано или поздно взрослый человек догадается о своих ошибках и обратится к помощи специалистов. Лучше, естественно, рано, чем поздно. Но даже в случаях, когда «уже поздно», когда семейные отношения испорчены, вмешательство квалифицированных психологов и педагогов может нормализовать ситуацию.

Приложение 1. Психологические и социальные основы современного брака
 
Брак и семья - разновидность групповой или коллективной жизни, и все закономерности психологии малых групп в той или иной степени подходят к анализу брачно-семейных отношений, и именно личные взаимоотношения мужчины и женщины, не регулируемые более системой патриархальной этики, стали одной из важнейших причин кризиса семьи.
Сейчас брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими и тем более жесткими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.
Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер. Если же это поведение не соответствует этим ожиданиям и требованиям, то возникают конфликтные ситуации, взаимные обвинения в том, что обязательства не выполняются.
Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия. Гибкая координация в семье становится возможной лишь в том случае, если каждый из его членов постепенно меняют свое поведение в зависимости от поведения других членов семьи, их намерений, желаний. Успешная жизнь в семье требует высокой пластичности, гибкости и, что особенно важно, высоко развитых адаптационных способностей.
Муж и жена способны координировать свои действия и поступки только в той степени, в какой между ними существует согласие. Иными словами, успешность брачной жизни во многом определяется тем, что у супругов имеется какой-то минимум общих представлений. Взаимное непонимание часто возникает потому, что муж и жена могут оценивать различные явления, исходя из своей системы ценностей. Например, разные проблемы семейного быта иногда имеют неодинаковое значение для супругов.
Межличностные отношения в браке формируют постепенно общие для обоих супругов социально-психологические установки, взгляды, вкусы и привязанности. Согласование потребностей супругов - задача сложная, так как, с одной стороны, возникают совместные потребности, достаточно хорошо сопряженные с желаниями каждого из брачных партнеров, с другой - определенная часть потребностей сохраняет индивидуальный, автономный характер. Таковы, например, потребности в получении образования, профессиональной деятельности, в проведении досуга и т.д.
Супружество предполагает определенные требования к поведению и поступкам партнеров, оно ограничивает индивидуальную свободу. Возникновение обид, упреков происходит в силу сложности согласования обязанностей, которые должны быть распределены с учетом возможностей и желаний партн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.