На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Подсчет и обобщение резервов увеличения прибыли и рентабельности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы сущности и значения прибыли……..…....5
1.1 Экономическое содержание категории “прибыль………………….……..5 
1.2 Формирование финансового  результата и факторы, влияющие  на его величину……………………………………………………………………....….7
ГЛАВА 2. Организационно – экономическая и правовая характеристика организации……………………………………………………………………..13
2.1 Общая характеристика ОАО  “Восточный”    …………………..………..13
2.1.1 Местоположение и природно-климатические условия предприятия…13
2.1.2 Цели и предмет деятельности  предприятия…………………………….13
2.1.3 Организационная структура  управления………………………………..14
2.1.4 Общие сведения о  предприятии ОАО «Восточный»  ……………….….16
2. 2 Основные экономические  показатели…………………………………….18
2.2.1 Анализ состава и эффективности использования земельных ресурсов.18
2.2.2 Основные и оборотные  фонды предприятия……………………...…….20
2.2.3 Производство продукции  ОАО «Восточный»……………………..……23
2.2.4 Уровень интенсивности  предприятия………………………………...….24
2.2.5 Анализ результатов  хозяйственной деятельности предприятия…...…..25
ГЛАВА 3. Анализ показателей  прибыльности и рентабельности……………28
3.1 Анализ состава и  динамики прибыли……………………..….28
3.2 Влияние учетной политики  на размер прибыли…………………………..29
3.3 Факторный анализ прибыли  от реализации продукции в  целом и отдельных ее видов……………………………………………………………...32
3.4 Анализ прочих доходов и расходов……....36
3.5 Анализ показателей  рентабельности…………………………………...…..37
ГЛАВА 4. Подсчет и обобщение  резервов увеличения прибыли и рентабельности…………………………………………………………………..46
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………………………………………………52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...……54
ВВЕДЕНИЕ
На развитие и эффективность  производства в сельскохозяйственных предприятиях огромное влияние оказывают  реализация продукции и получаемые при этом финансовые результаты. Процесс  реализации продукции, изготовленной  предприятием, является важнейшим в  его деятельности, так как завершая оборот средств предприятия, он позволяет  возместить затраты и выполнить  обязательства перед бюджетом по налоговым платежам, внебюджетными  фондами, учреждениями банков по полученным кредитам, поставщиками и кредиторами, по оплате труда членов коллектива и другими кредиторами.
В стране, в силу различных  причин и, в частности, из-за слабой адаптации отрасли к рыночным условиям, продолжается спад сельскохозяйственного  производства. Негативное влияние на финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий оказывает неадекватный рост цен на сельскохозяйственную продукцию  и материально-технические ресурсы, потребляемые сельскими производителями, недостаточное финансирование отрасли, инфляция.
Ранее действовала в стране централизованная система закупок. В настоящее время сельскохозяйственные предприятия лишены гарантированного рынка сбыта. Хозяйствам приходится заключать договоры с перерабатывающими  предприятиями. Их цель теперь состоит  в том, как наиболее выгодно продать  произведенную продукцию. От эффективности  сбыта в значительной мере зависит  финансовое состояние хозяйства.
Развитие рыночных отношений  повышает ответственность и самостоятельность  предприятий в выработке и  принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия  выражается в достигнутых финансовых результатах. В настоящее время  большинство хозяйств не только не получает прибыль, но и имеет значительные убытки. Для поиска путей выхода из сложившейся ситуации важным средством изучения функционирования предприятий является финансовый анализ. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Объектом исследования данной работы является сельскохозяйственный производственный кооператив ОАО «Восточный»,  специализирующееся на выпуске продукции  растениеводства и животноводства с переработкой мясной продукции.
Целью  курсовой работы является исследование эффективности производства ОАО «Восточный» и анализ финансовых результатов.
Задачи исследования курсовой работы — изучение экономического содержания категории “прибыль”, процесса ее формирования и факторов, влияющих на ее величину, анализ экономического положения ОАО «Восточный», его финансовых результатов и их взаимосвязи с основными показателями производства и реализации продукции, выработка рекомендаций по улучшению финансовых результатов. Исходными данными для написания явились: годовые отчеты (2007-2009 г.г.), литературные и справочные источники.
При написании курсовой работы использовались следующие методы: экономико-математический, монографический, табличный, метод  сравнения.
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. Теоретические основы сущности и значения прибыли
1.1 Экономическое содержание  категории “прибыль”
В условиях рыночной экономики  главную роль в системе экономических  показателей играет прибыль. Прибыль  представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную  деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли  создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя  расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими  предприятиями. Таким образом, прибыль  становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует  сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
Целью деятельности любой  коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете  является получение прибыли. В зависимости  от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода  основная цель может быть конкретизирована.
В долгосрочном периоде это  будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном - необходимой прибыли  при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение  конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в  долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение  необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено  жизненно важными потребностями  в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Экономическое содержание прибыли  проявляется в ее функциях.
Прибыль, прежде всего, выполняет  функцию меры эффективности общественного  производства, поскольку, представляя  собой разность между суммой доходов  и убытков, полученных от разных хозяйственных  операций, она определяет конечный результат финансово-хозяйственной деятельности субъекта экономики. В любой рыночной экономике вложение капитала в предприятие сопровождается определенной оценкой эффективности его функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком компетентного управления находившимися в распоряжении компании людскими, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете, финансовые результаты (валовая прибыль или убыток) деятельности предприятий являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.
Прибыль выступает и в  качестве меры накопления. В данной функции прибыль выступает основным источником общественного воспроизводства  на расширенной основе. Реальное обеспечение  принципа самофинансирования определяется полученной прибылью.
Если доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия  после уплаты налогов, будет недостаточной  для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и  социального развития предприятия, материального поощрения работников, то процесс общественного воспроизводства  вообще может прекратиться.
Выделяется функция прибыли  как средство регулирования перелива капитала. Объективно капитал находит  то место в отраслевой структуре, которое является более выгодным (различный уровень нормы прибыли). Это закон, который не знает ни хозяйственных, ни государственных  границ. Поэтому в современной  экономике можно наблюдать перелив  капитала не только между отраслями  хозяйства внутри страны, но и между  различными государствами. Функции  прибыли выступают во взаимосвязи  и взаимообусловленности. Функция  прибыли как средство регулирования  перелива капитала создает условия, при которых предприятие и  отрасль могут успешно развиваться. Основу этого развития обеспечивает функция меры накопления. А функция меры эффективности экономики дает возможность определить (оценить) уровень этого развития.
За счет отчислений от прибыли  в бюджет формируется основная часть  финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и  от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в  конечном счете повышения жизненного уровня населения.
На основании вышеизложенного, понятие прибыли может быть сформулировано таким образом: «Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход  предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской  деятельности, представляющий собой  разницу между совокупным доходом  и совокупными затратами в  процессе осуществления этой деятельности».
1.2. Формирование финансового  результата и факторы, влияющие  на его величину.
Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли  зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым  затратам.
Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий. Так, во-первых, объем продаж зависит от эффективности  осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия  для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и  т.д.; во-вторых, уровень издержек производства зависит от рациональности организации  производства и труда, выбранной  технологии, технической оснащенности предприятия. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага).
Внедрение инноваций как  источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более  высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления  товаров. Продолжительность притока  прибыли от внедрения инноваций  определяется следующими факторами: важностью  изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.
Вместе с тем прибыль  на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому  в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она  состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции  без косвенных налогов минус  затраты (расходы) на производство и  реализацию продукции) плюс внереализационные  доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и  т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Прибыль балансовая определяется балансированием общей  суммы всех прибылей и всех убытков.
В балансовую прибыль включают:
- прибыль (убыток) от реализации  товаров;
- прибыль (убыток) от реализации  материальных оборотных средств  и других активов;
- прибыль (убыток) от реализации  и прочего выбытия основных  средств;
- доходы и потери от  валютных курсовых разниц;
- доходы от ценных бумаг  и других долгосрочных финансовых  вложений, включая вложения в  имущество других предприятий;
- расходы и потери, связанные  с финансовыми операциями;
- внереализационные доходы (потери).
Из балансовой прибыли  в соответствии с налоговым законодательством  производятся обязательные платежи.
Кроме того, выделяется валовая  прибыль, которая представляет собой  балансовую прибыль за минусом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными  активами и иным имуществом. Во всех странах с рыночной экономикой прибыль  облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль, которая представляет собой  валовую прибыль за вычетом доходов  по видам деятельности, освобожденной  от налогообложения.
В результате на предприятии, как это принято называть в  теории и на практике, остается так  называемая чистая прибыль. По своей  величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.
Размеры чистой прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
-объем реализации;
- структура товарооборота;
- величина других доходов  и расходов, входящих в состав  прибыли (проценты полученные  и уплаченные, доходы от участия  в других организациях, прочие  операционные и внереализационные  доходы и расходы);
-уровень налогообложения  прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и  внутренние.
К внешним факторам относятся:
- политическая стабильность;
- состояние экономики;
- демографическая ситуация;
- конъюнктура рынка, в  том числе рынка потребительских  товаров;
- темпы инфляции;
- ставка процента за  кредит.
К внутренним факторам относятся:
- объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его  определяющие);
производительность труда  работников;
- скорость оборачиваемости  товаров;
- наличие собственных  оборотных средств;
- эффективность использования  основных фондов.
Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для  капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.
Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
1) В число образующих  факторов включена выручка, получаемая  предприятием от различных видов  предпринимательской деятельности, в том числе от реализации  продукции, занимающая основной  удельный вес, от реализации  прочих активов, основных средств.  Важная составляющая образующих  факторов - доходы от долевого  участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы  по ценным бумагам, безвозмездная  финансовая помощь, сальдо штрафов,  полученных и уплаченных.
2) Взаимовлияющие факторы  включают внешние, определяемые  финансово-кредитной политикой государства,  в том числе налоги и налоговые  ставки, процентные ставки по  ссудам, цены, тарифы и сборы, а  также внутренние, включая себестоимость,  производительность труда, фондоотдачу,  фондовооруженность, оборачиваемость  оборотных средств.
3) Факторы распределения  состоят из платежей обязательного  характера в бюджет и внебюджетные  фонды, в банковские и страховые  фонды, платежей добровольного  характера, включая благотворительные  фонды, направления прибыли в  фонды денежных средств, создаваемые  в предприятиях.
4) Факторы использования  относятся только к той прибыли,  которая остается в предприятиях  и коммерческих организациях. Они  включают такие направления: потребление,  накопление, социальное развитие, капитальные  и финансовые вложения, покрытие  убытков и прочих затрат.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника  получения прибыли.
Первый - это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь  следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию  со стороны других предприятий. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем  больше масса прибыли);
в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.
Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском - над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Бывают ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна.
Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна  для организаций, имеющих задолженность  и получивших неиндексированные  ссуды и кредиты).
Именно поэтому в теории и на практике используется понятие  «предпринимательская прибыль», которая  по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам  в банк.
По своему содержанию понятие  «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии  и стандартного отклонения по показателям  финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска  в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его  отрицательных последствий. К ним  относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных  компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.
 


ГЛАВА 2. Организационно – экономическая и правовая характеристика организации
2.1 Общая характеристика  ОАО  “Восточный”
2.1.1 Местоположение и природно-климатические условия ОАО ”Восточный”
ОАО “Восточный” расположено  в восточной части Завьяловского  района УР. Центральный населенный пункт хозяйства – поселок  Италмас, расположенный в 30км от районного  центра – с. Завьялово и в 24 км от столицы республики – г. Ижевска. Кроме п. Италмас на территории хозяйства  расположено три населенных пункта: Банное, Новокварсинск и Успенка. Территория комплекса по выращиванию и откорму свиней расположена на землях гослесфонда в 0,5 км западнее поселка Успенка. Естественные кормовые угодья распространены в основном по днищам и склонам балок, поймам рек. Климат рассматриваемой территории умеренно континентальный с продолжительной холодной зимой и коротким теплым летом. За год осадков выпадает 400-450 мм. Почвы участка дерново - средне- и слабоподзолистые с нормальным и периодически недостаточным увлажнением. Механический состав почв легкосуглинистый, реже супесчаный. По рельефу участки представляют собой полный склон увала, в его южной части наблюдается слабый смыв почв.
2.1.2 Цели и предмет деятельности  предприятия
Основной целью предприятия  является получение прибыли.
Основными видами деятельности ОАО «Восточный» являются:
- производство свинины  на промышленной основе;
- производство колбасных  изделий, продукции мясного и  молочного животноводства, пищевых  субпродуктов крупного рогатого  скота, свиней;
- производство готовых  и консервированных продуктов  из мяса, мясных субпродуктов;
- производство готовых  кормов (смешанных и несмешанных)  для животных,
содержащихся на фермах;
- разведение крупного  рогатого скота, разведение свиней;
- производство сырых шкур  и кож крупного рогатого скота,  свиней;
- оптовая и розничная  торговля, в т.ч. мясом, продуктами  консервами из мяса и мяса
птицы, пищевыми продуктами, субпродуктами;
- производство, передача  и распределение пара и горячей  воды (тепловой энергии);
- оказание услуг связи;
- розничная торговля в  неспециализированных магазинах  преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными  изделиями.
Из них приоритетными, как наиболее рентабельными являются: производство свинины на промышленной основе, производство колбасных изделий, продукции мясного животноводства, пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, производство готовых  и консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов.
2.1.3 Организационная структура  управления.
Структура управления представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся  между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и  развитие как единого целого.
В настоящее время ОАО  «Восточный» имеет развитую структуру  хозяйства, в состав которого входит: племзавод, крупно-оптовый склад, автохозяйство, агрокомплекс, элеватор, перерабатывающее производство.
Для решения вопросов выхода на региональный оптовый и розничный  рынок в июне 2008 г. было составлено отдельное предприятие – ООО «Торговый Дом Восточный».
Следует отметить, в настоящее  время, вследствие реорганизации ОАО  «Восточный» Торговый Дом не функционирует  как отдельное юридическое лицо, а является структурным подразделением, представленным сетью фирменных  магазинов и отделов.
Компания постоянно развивается, используя профессиональный комплексный  подход по продажам мясных продуктов  высокого качества, по разработке проектов торговых площадей, проектированию и  расстановке оборудования, световому  оформлению, беря во внимание все особенности  процесса, учитывая психологию покупателей, ориентируясь на новейшие тенденции.
Организационная структура  управления подразделения ОАО «Восточный»  представлена ниже (Рис.1).
 
  Рисунок 1 – Организационная  структура торгового подразделения  ОАО «Восточный».

 
 
2.1.4 Общие сведения о  предприятии ОАО «Восточный»
ОАО «Восточный» — мясная компания полного цикла. Самый крупный  производитель свинины в Удмуртской Республике с полным технологическим  циклом от воспроизводства до убоя и переработки мяса. Производит более 25 тысяч тонн свинины в год (в  живом весе). ОАО «Восточный» —  второй среди свинокомплексов России по производству свинины. Бренд предприятия  известен не только в Удмуртии, но и  на рынке Уральского региона уже  более 20 лет. ОАО «Восточный» входит в субхолдинг «Свиноводство и  переработка мяса» агрохолдинга «КОМОС ГРУПП». Руководит субхолдингом вице-президент ООО «КОМОС ГРУПП», управляющий ОАО «Восточный»  Шаклеин Игорь Витальевич.  В  настоящее время ОАО «Восточный»  — это 3 свинокомплекса, 4 агрокомплекса, элеватор и 2 мясокомбината. Собственная  производственно-пищевая лаборатория  осуществляет полный контроль за процессом  производства мяса и мясопродуктов.
«Восточный» успешно прошел сертификацию по последним стандартам системы ГОСТ Р ИСО 22000-2007 с учетом всех требований ХАССП — новой  системы менеджмента безопасности пищевых продуктов. Принципы и механизмы, заложенные в систему ХАССП, существенно  снижают риски возникновения  опасности для жизни и здоровья человека. Важным достоинством системы  ХАССП является то, что она основана на предупреждении ошибок, а не на выявлении  их посредством контроля готовой  продукции.
ОАО «Восточный» постоянно  наращивает свой производственный потенциал, внедряя современное оборудование и технологии мирового уровня. Предприятие  использует в производстве исключительно  собственное, качественное мясное сырье. Выпускаемая продукция сертифицирована  на соответствие ГОСТ, ОСТ, ТУ. Изготавливается  из экологически чистого сырья собственного производства.
ОАО «Восточный» — золотой  лауреат выставок и конкурсов:
- Российская программа-конкурс  «100 лучших товаров России»
- Премия Президента УР  в области качества
- Конкурс «Бренд Удмуртии»  Конкурс «Лучшие показатели в  производстве животноводческой  продукции и развитии племенного  животноводства»
- Агропромышленная выставка  «Золотая осень».
Определим общую характеристику деятельности организации с помощью  таблицы 1.
Таблица 1
Общие сведения о  предприятии
Показатель
Площадь с.- х. угодий, га.
19029,52
19195,03
26533
в. т. ч. пашни
16243,25
16339,25
22278
Себестоимость товарной продукции, тыс.руб.
1433445
2181126
2574898
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
1743847
2520981
3012569
Прибыль, тыс. руб.
310402
141489
143614
Число среднегодовых рабоников,занятых  в сельском хозяйстве, человек.
2236
2432
2822
Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
852699
1074524,5
1281299,5
Стоимость оборотных средств, тыс.руб.
699223
969258
1345730
Материальные затраты, тыс.руб.
1211880
1670243
2055353
Поголовье продуктивного  скота, гол.
149127
163747
159194
Затраты на корма, тыс.руб.
1136059
713163
1192203

 
На основании показателей  данной таблицы можно кратко проанализировать
производственную деятельность  ОАО “Восточный”.  По данным таблицы  видно, что в рассматриваемый  период площадь сельскохозяйственных угодий с годами увеличилась, а также  увеличились остальные производственные ресурсы хозяйства. Увеличение земельных  площадей и увеличение поголовья  скота привело к увеличению числа  работников и приобретению новой  сельскохозяйственной техники и  тракторов. Среднегодовая стоимость  основных фондов увеличилась на 50 % также в связи с приобретением  техники, изменились стоимости тракторов  и сельхозмашин. А в среднегодовом  поголовье скота наметились тенденции  роста, за счет правильной организации  животноводства.  Выручка от реализованной  продукции так же увеличивается  и превышает себестоимость произведенной  и реализованной продукции, и  результатом деятельности предприятия  является прибыль. Проводя анализ можно  сделать вывод, что выручка в 2009 году выросла к уровню 2007 года на 72%. В большей мере увеличиваются  материальные, а так же затраты  на корма, но прибыль превышает затраты, следовательно производство рентабельно.
2. 2. Основные экономические показатели
2.2.1 Анализ состава и эффективности использования земельных ресурсов
На всех этапах развития человеческого общества земля была, есть и будет важнейшим, ничем  не заменимым средством производства. Земля -  главное средство производства в ряде отраслей народного хозяйства  и в первую очередь в сельском хозяйстве. От рационального использования  земли зависит эффективность  и темпы развития сельского хозяйства. Основным свойством Земли как  средства производства, образующим её потребительскую стоимость, является её плодородие.  Рациональное использование  земельных ресурсов имеет большое  значение в экономике сельского  хозяйства. В сельском хозяйстве  получение продукции связано  с качественным состоянием земли, с  характером и условиями ее использования. Структура земельных ресурсов и сельскохозяйственных угодий отражена в таблице 2.
Таблица 2
Размер и структура  земельных и сельскохозяйственных угодий
Показатель
2007
2008
2009
 
Площадь,га
Структура
Площадь,га
Структура
Площадь, га
Структура
С\х угодий
Земельных ресурсов
С\х угодий
Земельных ресурсов
С\х угодий
Земельных ресурсов
Пашня
16243
85,4
69,7
16339
85,1
67,7
22278
83,9
26,7
Сенокосы
816
4,3
3,5
885
4,6
3,7
1045
3,93
1,25
Пастбища
1769
9,3
7,6
1769
9,2
7,3
3009
11,3
3,6
Залежи
201
1,05
0,86
201
1
0,83
201
0,75
0,2
Итого с/х. угодий
19029
100
81,7
19195
100
79,5
26533
100
31,8
Всего закреплено земли
23291
  100
24130
  100
83493
  100

Проанализировав данные таблицы  можно сделать вывод, что площадь  земельных угодий за 2007-2009 подвергалась изменениям, также менялась и структура. Наибольший удельный вес в 2009г. в  структуре сельхозугодий и всей земли хозяйства занимает пашня  – 83,9%, на которой выращиваются культуры для производства кормов и зерна, так как направление организации  мясное. Пастбища составляют 11,3% занимаемой площади сельхозугодий, чего вполне достаточно для выпаса основного  стада.
В хозяйстве необходимо использовать всю землю и повышать ее плодородие.  Наиболее благоприятные условия  для роста плодородия земли создаются  при рациональном сочетании использования её естественных и искусственных производительных возможностей.
2.2.2 Основные и оборотные  фонды предприятия
Основные фонды — это  средства труда для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг, которые многократно участвуют  в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные фонды. Производственные фонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг. К  ним относятся: станки, машины, приборы  и т. п. Непроизводственные основные фонды не участвуют в процессе создания продукции. К ним относятся: жилые здания, клубы, стадионы, больницы и т. п.  Несмотря на то, что непроизводственные основные фонды не оказывают какого-либо непосредственного влияния на объем  производства, рост производительности труда, постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального  и культурного уровня их жизни, что, в конечном счете, сказывается на результате деятельности предприятия.
Для предприятия важными  показателями являются наличие основных средств и  эффективность их использования. Рассмотрим основные средства предприятия  в таблице 3.
Таблица 3
Наличие и структура  основных фондов предприятия.
Показатель
Год
2007 г.
2008 г.
2009 г.
тыс. руб.
в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
Здания
398680
46,7
507119
47,1
594290
46,4
Сооружения и передаточные устройства
65277
7,6
73147
6,8
74885
5,8
Машины и оборудование
269860
31,6
340198
31,6
431877
33,7
Транспортные средства
39347
4,7
67589
6,3
90345
7
Производственный и хозяйственный  инвентарь
943
0,1
1007
0,09
1302
0,1
Рабочий скот
126
0,01
110
0,01
132
0,01
Продуктивный скот
74512
8,7
85908
8
85948
6,7
Другие виды основных средств
4409
0,5
4458
0,4
7607
0,6
Итого:
852699
100
1074524
100
1281299
100

Наибольшую часть основных фондов предприятия занимают здания - 47%, их часть практически не изменяется на протяжении трех лет, и к 2009 году они составляют 46,4%. Наименьшую часть  основных фондов занимают  производственный и хозяйственный инвентарь и  рабочий скот, ситуация на протяжении исследуемого времени остается неизменной. Стоимость основных фондов в хозяйстве  за данный период увеличивается на 50%, также и увеличиваются транспортные средства,  машины и оборудование на 229 и 60% соответственно.
Так как основная отрасль  хозяйства – животноводство, с  этим может быть связано увеличение стоимости продуктивного скота. Стоимость машин и оборудования может  увеличиваться  за счет  закупок и за счет роста цен.
Нужно увеличивать основные средства,  в частности, они напрямую влияют на себестоимость, объемы производства, выручку и прибыль предприятия.
 
Оборотные средства - это  средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя производственные запасы предприятия, незавершенное производство, запасы готовой и отгруженной продукции, дебиторскую задолженности, а также  наличные деньги в кассе и денежные средства на счетах предприятия.
 
 
Оборотные средства являются непременным условием для осуществления  предприятием хозяйственной деятельности. По сути, оборотные средства – это  денежные средства, авансированные в  оборотные производственные фонды  и фонды обращения, не стоит путь их с денежными средствами вложенными в основные фонды.
Сущность оборотных средств  определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс  производства, так и процесс обращения. В отличие от основных фондов, неоднократно участвующих в процессе производства, оборотные средства функционируют  только в одном производственном цикле и независимо от способа  производственного потребления  полностью переносят свою стоимость  на готовый продукт.
Рассмотрим структуру  оборотных фондов в таблице 4.
 
Таблица 4
Наличие и структура  оборотных фондов
Показатель
Год
2007
2008
2009
тыс. руб.
в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
тыс. руб.
в % к итогу
I. Оборотные фонды, всего:
в. т. ч.:
522474
79,7
765569
80,2
877382
73,4
сырье и материалы
204267
31,1
316000
33,1
353409
29,5
животные на выращивании  и откорме
295233
45,0
412632
43,2
474347
39,6
незавершенное производство
20243
3
33738
3,5
45851
3,8
расходы будущих периодов
2731
0,4
3199
0,49
3775
0,3
II. Фонды обращения, всего:
в. т. ч.:
132925
20,3
188988
19,8
317500
26,5
готовая продукция
6437
1
17749
1,8
30519
2,6
товары отгруженные
4327
0,66
5341
0,5
5064
0,4
дебиторская задолженность
88817
13,6
128474
13,5
260823
21,8
денежные средства
33344
5
37424
3,9
21094
1,7
III. Оборотные средства, всего:
655399
100
954557
100
1194882
100




Из данных таблицы видно, что в 2007 г.,  в структуре оборотных  средств, занимают животные на выращивании  и откорме - 45%, сырьё и материалы  – 31,1%, а в 2009 г. ситуация изменяется, животные на выращивании и откорме  занимают 39,6%, а сырьё и материалы  всего 29,5%. Готовая продукция в 2009г. занимает 2,6%. Это связано с тем, что предприятие начинает уделять  больше внимания сфере животноводства. Общая сумма оборотных средств  увеличивается на 82%, что может  свидетельствовать о расширении производства, а также о росте  цен на составляющие оборотных средств.
2.2.3 Производства продукции  растениеводства и животноводства  ОАО «Восточный».
Специализацией ОАО «Восточный»  является производство свинины, но также  имеет поголовье крупного рогатого скота, сельскохозяйственных угодий, где  производит собственные корма. Одним  из важнейших показателей деятельности предприятия ОАО «Восточный»  являются производства продукции животноводства и растениеводства, представленные в таблице 5.
Таблица 5
Производство  продукции растениеводства и  животноводства
ОАО «Восточный» Завьяловского района УР
Показатели
Темп роста,%
КРС, гол.
5788
5861
7241
125,1
молоко, ц
95935
114191
137980
143,8
свиньи, гол
129147
143266
156506
121,2
зерно,ц
304428
256554
277956
91,3
картофель,ц
  93
120
 
сено,ц
37357
35847
26150
70,0
зеленая масса,ц
170649
132014
180570
105,8

Из данных таблицы 2 видно, что производство продукции растениеводства  и животноводства на предприятии  ООО «Восточный» возрастает с  каждым годом, уменьшается только производство сена.
Анализирую данную таблицу, можно сделать вывод о том, что
что первое место по производству продукции занимает свиноводство и  составляет 156506 гол.  Темп роста за три года 121,1 %. Наибольший темп роста  – у продукции КРС – 125, 1%
Для достижения высоких показателей  необходимо увеличить производство зерновых, меда и прочей продукции.
2.2.4 Уровень интенсивности  предприятия
Уровень интенсивности сельскохозяйственного  производства отражает степень концентрации средств производства и труда  на одной и той же земельной  площади. Рассмотрим уровень интенсивности  сельскохозяйственного производства в таблице 6.
 
 
Таблица 6
Уровень интенсивности  сельскохозяйственного производства
Показатель
Уровень интенсивности на 100 га с.-х. угодий:
-
-
-
-
Стоимость оборотных средств, тыс. руб.
3674
5049
5071
138
Стоимость основных средств, тыс.руб.
4481
5597
4829
107,7
Сумма всех производственных затрат на
с.-х. продукцию, тыс. руб.
8403
11521
9881
117,6

Анализируя данную таблицу, мы видим, что в 2008г. стоимость основных и оборотных средств возросла на 7,7% и 38% соответственно, производственные затраты также возросли на 17,6%. На это может оказать влияние  повышение цен на оборудование, материалы, топливо, сырье, готовую продукцию  и товары.
Интенсификация сельского  хозяйства – это последовательное возрастающее вложение средств производства и труда на единицу земельной  площади, а в животноводстве на голову скота, применение достижений науки  и передового опыта, улучшение методов  ведения хозяйства и технологии производства для систематического повышения продуктивности животных, земли и получения с каждого  гектара наибольшего количества продукции при наименьших затратах труда и средств на единицу  продукции.
2.2.5 Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия
Таблица 7
Рентабельность  производства отдельных видов продукции.
Вид продукции
Себест. реализованной продукции, тыс. руб.
Выручка от реализации, тыс. руб.
Результат, тыс. руб.
Уровень рентабельности, %
Окуп.
затрат, %
Приб.
Убыт.
 
2007г.
Зерновые
3055
2156
899
  141,7
 
Прочая продукция растениеводства
3940
2460
1480
  266,2
 
КРС
22767
30378
  7611
  74,9
Свиньи
41101
27534
13567
  149,3
 
Лошади
139
58
81
  239,6
 
Молоко цельное
73200
65698
7502
  111,4
 
Прочая продукция животноводства
93
102
  9
  91,1
2008г.
Зерновые
3229
2422
193
  133,3
 
Прочая продукция растениеводства
24
22
2
  109
 
КРС
1131
2278
  1147
  49,6
Свиньи
30756
21626
9130
  142,2
 
Лошади
134
97
37
  138,1
 
Молоко цельное
111125
109427
1698
  101,5
 
Прочая продукция животноводства
111
91
20
  121,9
 
2009г.
Зерновые
2885
2825
60
  102,1
 
Прочая продукция растениеводства
504
488
16
  103,3
 
КРС
1009
1521
  512
  66,3
Свиньи
151330
115948
35382
  130,5
 
Лошади
203
92
111
  220,6
 
Молоко цельное
106502
122494
  15992
  86,9
Прочая продукция животноводства
122
281
  159
  43,4

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности  производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Чем выше прибыль, чем с меньшей  стоимостью основных фондов и оборотных  средств она достигнута и более  эффективно они используются, тем  выше рентабельность производства, а  значит выше экономическая эффективность  функционирования отрасли. Проанализировав  таблицу 12 можно сказать, что за все 3 года предприятие приносила как  прибыль, так и убытки. Отрасль  растениеводства приносит  прибыль, а отрасль животноводства приносит убытки по продукции КРС и молока. Исходя из этого, предприятию следует  ориентироваться на продукцию животноводства - молоко цельное и продукцию растениеводства - зерновые или снижать себестоимость  по молоку и КРС.
Основные пути повышения рентабельности состоят в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода, товарности и улучшении качества, росте производительности труда, рациональном использовании производственных ресурсов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3 Анализ показателей прибыльности и рентабельности
3.1   Анализ состава  и динамики прибыли.
Для определения прибыли  обычно используется “Отчет о прибылях и убытках”. Для определения прибыли  нужно  знать следующие показатели:
-реализация;
-первоначальная стоимость;
-общехозяйственные и  административные затраты.
Прибыль - это та часть денежных средств, которая осталась после осуществления всех затрат.
Прибыль до налогообложения  выражает прибыль от продаж за вычетом  операционных и внереализационных  доходов и расходов.
Рассмотрим структуру  прибыли ОАО «Восточный» за 2009 год, проследим ее динамику, сравнивая с показателями предшествующего года,  а также оценим  выполнение плана по прибыли.
Таблица 8
Анализ  состава,  динамики  и  выполнения  плана прибыли ОАО «Восточный»
Состав прибыли
2008
2009
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
план
факт
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
Сумма, тыс. руб.
Структура, %
Прибыль до налого-облажения
199033
100
232631
100
122654
100
Прибыль от продаж
195671
98,3
141489
60,8
143614
117,1
Прибыль от прочей деят.
3362
1,7
91142
39,2
-20960
17,1

 
 
Как показывают данные, приведенные в таблице, план по прибыли недовыполнен на 47,3 % .
По сравнению с предшествующим годом темп прибыли составил
-38,3 % , что очень существенно и является отрицательной тенденцией.
Наибольшую долю в структуре прибыли   занимает  прибыль от продаж,  что составляет 117,1% в 2009 году и 98,3% в 2008г. Это происходит из-за того, что предприятие занимается реализацией продукции животноводства и собственного производства.
 
3.2 Влияние учетной политики  на размер прибыли 
Рассмотрим влияние на бухгалтерскую прибыль выбора того или иного варианта учета.
Основные средства в процессе производства выполняют роль средства труда, которое используется человеком  в качестве проводника для воздействия  на предмет труда и с целью  приспособления их к удовлетворению своих потребностей (в соответствии с ПБУ 6/01 – утвержден приказом Минфина РФ 30 марта 2001 г. методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  основных средств).
В ПБУ 6/04 предусмотрена возможность  начисления амортизации основных средств  в бухгалтерском учете одним  из следующих способов:
1.Линейный;
2.Способ уменьшающего остатка;
 
 
 
 
 
3.Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
4. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из перечисленных  методов по группе однородных объектов должно производиться в течение  всего срока его полезного  использования. Этот срок определяет сама организация при оприходовании  объекта. Срок полезного использования  при отсутствии его в технических  условиях эксплуатации объекта или  в централизованном порядке устанавливают  исходя из ожидаемого времени выпуска  соответствующей продукции, ожидаемой  производительности или времени  использования объекта, предполагаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий  и влияния агрессивной среды, нормативно-правовых и других ограничений  использования этого объекта.
Рассмотрим, как влияет на финансовые результаты выбор способа  начисления амортизации.
Расчеты по начислению амортизации  линейным способом в ОАО  “Восточный”.
Таблица 9
                       Начисление амортизации линейным  способом
Период
Годовая сумма
амортизации, руб.
 
 
Накопленный износ, руб.
 
Остаточная стоимость,
руб.
 
2004
 
2005
344929
 
344929
 
344929
 
689858 (344929 * 2)
 
1379716
(1724645- 344929)
1034787
(1379716-34492)
 
2006
2007
2008
344929
344929
344929
 
 
1034787 (344929 * 3)
1379716 (344929 * 4)
1724645 (344929 * 5)
 
 
689858
34429
0
 
 

Таким образом, по истечении  срока полезного использования  объекта основных средств (через  пять лет) его остаточная стоимость  полностью списана, то есть, равна  нулю, а организация имеет необходимую  сумму денежных средств (1379716 руб.) для приобретения новых аналогичных объектов основных средств.
Линейный способ относится  к самым распространенным. Его  используют примерно 70 % всех предприятий. Популярность линейного способа  обусловлена простотой применения.
В течение всего срока полезного использования основного средства амортизационные отчисления одинаковы. Накопленный износ равномерно увеличивается, а остаточная стоимость уменьшается.
При линейном (наиболее распространенном) способе стоимость объектов основных средств переносятся на себестоимость продукции (работ, услуг)  равномерно в течении всего срока полезного использования объекта.
Расчеты по начислению амортизации  способом списания стоимости по суммечисел лет срока полезного использования в ОАО  “Восточный”.
      Годовая сумма начисления амортизации при способе списания стоимости по сумме чисел  лет срока полезного использования определяется исходя из первоначальной стоимости  объекта основных средств и соотношения, в числителе которого – число лет, остающихся  до конца срока полезного использования объекта, в знаменателе – сумма чисел лет срока полезного использования. Рассчитаем годовую сумму амортизации данным способом в таблице 10.
Таблица 10
Начисление амортизации  способом стоимости по сумме чисел  лет срока полезного действия
 
     
Период
Годовая сумма
амортизации, руб.
 
Накопленный износ, руб.
 
   Остаточная стоимость,  руб.
 
1
2
  3
  4
 
2004
 
2005
 
2006
 
2007
 
2008
574881(1724645*5:15)
 
459905(1724645*4:15)
 
344929(1724645*3:15)
 
229953(1724645*2:15)
 
114976(1724645*1:15)
 
 
 
 
 
 
 
 
574881
 
1034786
 
1379715
 
1609667
 
1724645
 
 
 
 
1149764
(1724645-574881)
689859
(1149764-459905)
344930
(689859-344929)
114976
(344930-229953)
0 (114976-114976)
 
         

Таким образом, по истечении  срока полезного использования  объекта основных средств (через  пять лет) его остаточная стоимость  полностью списана, то есть, равна  нулю, а организация имеет необходимую  сумму денежных средств (1724645руб.) для приобретения новых аналогичных объектов основных средств.
В отдельные периоды срока полезного использования основного средства амортизационные отчисления имеют разную величину, причем в первые годы она имеет наибольшее значение, а затем из года в год уменьшается. Накопленный износ увеличивается неравномерно: в первые годы интенсивнее, чем в последующие. Остаточная стоимость уменьшается так же неравномерно. Этот способ эквивалентен способу уменьшаемого остатка, но дает возможность списать всю стоимость объекта без остатка,
поэтому наиболее оптимальным способом будет являться линейный способ.
 
3.3 Факторный анализ  прибыли  от реализации продукции в  целом и отдельных  ее видов
Прибыль — превышение в  денежном выражении доходов (выручки  от реализации товаров и услуг) над  затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.
Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов  предпринимательства (организаций  и предпринимателей), ради которого и осуществляется предпринимательская  деятельность.
В процессе изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы  изменения ее суммы
Прибыль от реализации продукции  в целом по предприятию зависит  от четырех факторов  первого  уровня соподчиненности : объема реализации продукции ( V РП); ее структуры ( У дi ); себестоимости ( Сi) и уровня среднереализационных цен ( Цi)
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в Таблице 11
Таблица 11
Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции,
тыс. руб.
показатель
Объём продаж
q0
q1
 
6157
5629
 
103212
119118
 
4580
22250
 
x
Цена
ц 0
ц 1
 
0,52
0,51
 
1,07
1,06
 
6,99
6,85
 
x
Себестоимость
с 0
с 1
 
 
0,39
0,50
 
1,06
1,02
 
5,24
5,28
 
x
Выручка от реализации товаров, услуг(В)
В0
В1
Вусл
 
 
3229
2885
2927
 
 
111125
126502
127456,3
 
 
32041
152542
155527,5
 
 
146395
281929
285910,8
Полная себестоимость  реализованной продукции (З)
З0
З1
З усл
 
 
 
 
2422
2825
2195,3
 
 
 
 
109427
122494
126265
 
 
 
 
24001
117561
116590
 
 
 
 
135850
242880
245050,3
Прибыль(+),
Убыток(-)
П0
П1
П усл
 
 
807
60
731,7
 
 
1698
4008
1191,3
 
 
8040
34981
38937,5
 
 
10545
39049
40860,5

 
?П1= ?В1 – ?З1 = 281929-242880=39049
?П0 = ? В0- ?З0= 146395-135850= 10545
?В1 = ?q1*ц1=281548,2
?В0 = ?q0 *ц0 = 145652,74
^П = ?П 1-?П0
^Пq = (?З усл/? З0 -1)* ?П0 ;
^Пц = ?В1-?Вусл ; ^ Пс = ?З  усл-?З1
^П= 39039-10545=28504
^Пq =(245050,3/135850-1)*10545= 8476,38
^П стр= 40860,5-10545-8476,38=21839,2
^Пц= 281929-285910,8= -3981,8
^Пс= 245050,3-242880=2170,3
Проверка : ^П= ^Пq+^П стр + ^Пц + ^Пс= 28504,08
Вывод:  Из результатов  полученных расчетов видно, что план прибыли перевыполнен за счет изменения  структуры продукции (на 21839,2 руб.), также увеличение объема  реализации продукции способствовало увеличению  суммы прибыли на 8476,38 руб.
Рост цен на реализацию продукции повлек за собой  уменьшение суммы  прибыли  на  -3981,8 руб. Плохое  влияние на изменение суммы прибыли   оказало увеличение полной себестоимости продукции, за счет  этого фактора прибыль уменьшилась  на  2170,3 руб.
Так же проанализируем  выполнение плана и динамики  прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов: объема продажи продукции, себестоимости,  среднереализационных  цен.
Факторная модель прибыли  от реализации видов продукции  имеет  вид 
П= V РПi *(Цi- Сi)
ЗБК:
П0 = q0(ц0-с0)=800,41; П1= q1( ц1-с1)= 56,29
^П=П1-П2= -744,12
^Пq= (q1-q0)*(ц0-с0)= -107,08; ^Пц = q1( ц1-ц0) = -56,29
^Пс= q1( с0 – с1) = -1097,65
Аналогичные вычисление проводятся по каждому виду продукции.
Молоко:
П0=1032,12;П1=4764,72;   П=3732,6 
Пq=159,06; Пц=-1191,18;  Пс=4764,72
Скот и Птица:
По=8015; П1=34932,5; П=26917,5
 Пq=30922,5; Пц=-3115;  Пс=-890
Данные расчеты  показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким – недовыполнен и какие факторы оказали положительное влияние, а какие – отрицательное и в какой степени.
Прибыль от реализации молока в 2009 году увеличилась на 3732,6 тыс. руб. по сравнения с 2008 годом, скота и птицы - на 26917, 5 тыс. руб, а ЗБК уменьшилась на 744,12 тыс. руб.
3.4 Анализ прочих доходов и расходов предприятия.
Доходы и расходы, отличные от доходов и расходов по обычным  видам деятельности, считаются прочими  доходами и расходами.
Прочие доходы – увеличение экономических выгод в результате поступлений, не относящиеся к доходам  от обычных видов деятельности, связанных  с предоставлением за плату во временное пользование (временное  владение и пользование) активов  организации, предоставление за плату  прав (возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др.), связанные  с участием в уставном капитале других организаций, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации и т.д.
Прочие расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, не связанных с  расходами от обычных видов деятельности, а так же расходы, связанные с  продажей, выбытием и прочим списанием  основных средств и иных активов, отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с  правилами бухгалтерского учета, проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств  и т.п.
Операционные и внереализационные  доходы и расходы относятся к  группе прочих доходов и расходов. Для целей бухгалтерского учета  организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных  видов деятельности или прочими  поступлениями исходя из характера  своей деятельности, вида доходов  и условий их получения. Кроме  того, классификация доходов и  расходов на доходы и расходы от обычных видов деятельности и  прочие доходы и расходы исходит  из существенности их величины для  организации и регулярности (стабильности) получения.
К прочим видам прочим видам  деятельности относятся все внереализационные  операции по доходам и расходам, а так же операции по продаже основных средств и иных активов, кроме иностранной валюты и тех, что относятся к операциям по обычным видам деятельности (товары, продукты), процентные операции, поступления от совместной деятельности.
Состав операционных доходов  и расходов определен ПБУ 9/99 и  ПБУ 10/99. Основную часть операционных доходов и расходов составляют доходы и расходы от выбытия имущества, кроме продажи готовой продукции (работ, услуг и товаров) и от участия  в других организациях поступления  и расходы, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации, прав, возникающих  из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, поступления и расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, прибыль  или убыток от участия в совместной деятельности).
3.5 Анализ показателей  рентабельности 
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли (и дохода) предприятий. По этой причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Таблица 12
Исходные  данные  для  анализа  рентабельности  деятельности  предприятия
Показатель
к2008%
 
к 2007%
Выручка от продажи ТРУ
1743847
2520981
3012569
1268722
119,5
172,7
Сальдо от прочих доходов  и расходов
3362
 
91142
-20960
-17598
-22,9
-623,4
Прибыль от продаж
195671
141489
143614
-52057
101,5
73,4
Прибыль до налогообложения
 
199033
 
232631
 
122654
 
-76379
 
52,7
 
 
61,6
Чистая прибыль
199021
229791
119710
-79311
52,1
60,1

Рассчитаем показатели рентабельности:
    Рентабельность реализованной продукции (Rрп):
Рентабельность реализованной  продукции - показатель, который показывает прибыль, полученную с каждого рубля  реализованной продукции.
Rрп= ЧПрп/Врп;
Rрп(2009)= 119710/3012569 = 4%
Rрп(2008)= 229791/2520981 = 9,1%
Вывод: Данные расчеты показывают, что  предприятие в 2008 году с каждого  рубля реализованной продукции  получало 9,1 руб., а в 2009 году показатель уменьшился, стало получать на рубль  продукции реализованной 4 руб.
    Рентабельность оборотных активов (Rо.а):
Рентабельность оборотных  активов отражает эффективность  использования оборотных активов  предприятия и показывает, какую  прибыль получает предприятие с  каждого рубля, вложенного в оборотные  активы предприятия.
Rо.а= ЧП/ Оборотные активы
Rоб.а(2009)= 119710/((1157988+ 1533473)/2)=8,9
Rоб.а(2008)=23.7
Вывод: В 2009 году на каждый рубль, вложенные в оборотные активы, приходится 8,9 руб. чистой прибыли, что в 2,7 раза меньше, чем в  2008 году.
    Рентабельность  внеоборотных  активов (Rва)
Рентабельность внеоборотных активов отражает эффективность  использования внеоборотных активов  предприятия и показывает, какую  прибыль получает предприятие с  каждого рубля, вложенного во внеоборотные активы предприятия.
Rва= ЧП/Внеоборотные активы
Rва(2009)= 119710 / ((1002794+ 1122974)/2) = 11,3
Rва(2008)= 24.2
Вывод:  В 2009 году на каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 11,3 руб. чистой прибыли, что в 2,14 раза меньше, чем в  2008 году.
    Рентабельность  собственного  капитала (Rск):
Рентабельность собственного капитала характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля  собственного капитала.
Rск= ЧП/КиР;
Rск(2009)= 119710/((1329154+ 1448864)/2)= 8.6;
Rск(2008)= 19.2
Вывод: В 2009 году прибыль предприятия с каждого рубля собственного капитала составила 8,6 руб.,    а в 2008 г. прибыль  составила 19,2руб. с каждого рубля.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов. Здесь  мы приведем факторный анализ   уровня рентабельности производственной деятельности предприятия.
Таблица 13
%
%
Показатель
Рентабельность  реализованной продукции  (Rрп)
9,1
4
Рентабельность  оборотных  активов (Rоа)
23,7
8,9
Рентабельность  внеоборотных  активов (Rва)
24,2
11,3
Рентабельность  собственного  капитала (Rск)
19,2
8,6

Коэффициент прибыль/продажи  полезен при сопоставлениях внутри данной отрасли и анализе тенденций  компании за ряд лет. Компания со значительными  колебаниями продаж может иметь  более высокий показатель по сравнению  с компанией, имеющей предсказуемые  прибыли в течение ряда лет. Показывает также, как могут изменяться себестоимость  продаж товаров и операционные расходы, чтобы это не отразилось на прибыли (насколько может вырасти себестоимость, чтобы не остаться без прибыли при данном объеме продаж). Такая зависимость наглядно проявляется, если выразить формулу в таком виде:
Рп = ( Вр - Ср)  / Вр, где
Ср - себестоимость реализованной  продукции.
В таком виде этот показатель можно проанализировать с точки  зрения влияния на него факторов изменения  цены, себестоимости и структуры  продукции методом цепных подстановок:
Рп = ( Вр - Ср)  / Вр
Р0 = (В0-С0) / В0
Русл=(В0-С1)В1
Р1=(В1-С1)/В1
Р0=(146395-135850)/ 135850=7,76%
Русл=(146395-242880)/281929= -34,23%
Р1=(281929-242880)/281929= 13,85%
Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим  влияние  факторов:
    От цены: Русл-Р0= -26,47%
    От себестоимости: P1-Pусл=48,08%
Сведем  полученные  данные  в  таблицу.
Таблица 14
Влияние  факторов  на  рентабельность  производственной  деятельности  предприятия.
Фактор
Изменение рентабельности, %
Изменение себестоимости  продукции
+48,8%
Изменение цен
-26,47%

Вывод: Рассчитанные результаты показывают, что показатель  уровня убыточности производственной деятельности произошел за счет увеличения себестоимости продукции на 48,8%, это оказало отрицательное влияние на уровень убыточности. Уменьшение цены реализации продукции оказывает отрицательное влияние   на  изменение уровня убыточности.
Часто, чтобы выяснить выгодность производства продукции, прибыль  от продаж соотносят не с выручкой , а с затратами , и это показатель рентабельности затрат, который также  называют рентабельностью основной деятельности.
Рз = ( Вр - Ср)  / Ср
Рз=17%
Данный показатель показывает, сколько прибыли получает предприятие  на рубль затрат вложенных ресурсов.
 
Факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Подставляя в знаменатель  себестоимость (производственную или  полную), можно получать показатели, аналогичные рассмотренным выше в связи с рентабельностью  продаж, в том числе и удельные на единицу продукции.
Уровень рентабельности отдельных  видов продукции зависит от изменения  среднереализационных  цен и себестоимости  единицы продукции:
Р пр iед = (Цiед - C р i ед ) / С  р i ед х 100%.
Рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности производства зерна способом цепной подстановки:
P0=(Ц0-С0)/С0= (0,52-0,39)/0,39*100%=33,3%
Русл=(Ц0-С1)/С1=(0,52-0,50)/0,50*100%=4%
P1= (Ц 1-С1) / С1= (0,51-0,50)/0,50*100%=2%
Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции.
Молоко:
Р0=0,94%
Pусл=4, 9%
P1=3, 9%
Скот и птица:
Р0=33,4%
Русл=32,4%
Р1=29,7%
Таким образом, показатели рентабельности, связанные с продукцией предприятия, характеризуют его  способность предприятия получать от основной деятельности больше денежных ресурсов, чем затрачивать  в стоимостной форме. Если у предприятия коэффициенты рентабельности продаж и рентабельности затрат ниже среднеотраслевых , то это означает, что цена невысока, или издержки слишком велики, или то и другое вместе.
Таблица 15
Факторный анализ рентабельности (убыточности)отдельных  видов продуктов
Вид продукции
 
Средняя цена реализации. Тыс.руб
Себестоимость 1 т, тыс.руб 
Уровень убыточности 
Отклонении от плана
2008
2009
2008
2009
плановая
условная
фактическая
общее
За счет
цены
себестоимости
ЗБК
0,52
0,51
0,39
0,50
2
4
33,3
-31,3
-2
-29,3
Молоко
1,07
1,06
1,06
1,02
3,9
4,9
0,94
2,96
-1
3,96
КРС
6,99
6,85
5,24
5,28
29,7
32,4
33,4
-3,7
-2,7
-1

Вывод:   По продукции  ЗБК план по уровню рентабельности  зерна в целом не довыполнен  на 31,3 % за счет увеличения себестоимости  на 29,3 %. Из-за снижения  цены  продукции  в целом уровень увеличился снизился  на  2% . План по продукции молока выполнен на 2,96 %.  Хотя за счет уменьшения цены наблюдается снижение на 1%, но наблюдается  увеличение от плана по себестоимости  на 3,96%. Из данных таблицы видно, что  производство КРС в плановом году убыточно, так как общение отклонение от плана составляет 3,7%. Отклонение от цены 2,7% а от себестоимости 1%.
Рассмотрим рентабельность производства отдельных видов продукции  в таблице 16.
Таблица 16
Рентабельность  производства отдельных видов продукции
Вид продукции
Себестоимость реализованной  продукции, тыс. руб.
Выручка от реализации, тыс. руб.
Результат,
 тыс. руб.
Уровень рентабельности (убыточности), %
Окупаемость затрат, %
прибыль
убыток
 
2007г.
 Зерновые 
3055
2156
899
  141,7
 
Прочая продукция растениеводства
3940
2460
1480
  266,2
 
КРС
22767
30378
  7611
  74,9
Свиньи
41101
27534
13567
  149,3
 
Лошади
139
58
81
  239,6
 
 Молоко цельное
73200
65698
7502
  111,4
 
Прочая продукция животноводства
93
102
  9
  91,1
2008г.
 Зерновые 
3229
2422
193
  133,3
 
Прочая продукция растениеводства
24
22
2
  109
 
КРС
1131
2278
  1147
  49,6
Свиньи
30756
21626
9130
  142,2
 
Лошади
134
97
37
  138,1
 
 Молоко цельное
111125
109427
1698
  101,5
 
Прочая продукция животноводства
111
91
20
  121,9
 
2009г.
 Зерновые 
2885
2825
60
  102,1
 
Прочая продукция растениеводства
504
488
16
  103,3
 
КРС
1009
1521
  512
  66,3
Свиньи
151330
115948
35382
  130,5
 
Лошади
203
92
111
  220,6
 
 Молоко цельное
106502
122494
  15992
  86,9
Прочая продукция животноводства
122
281
  159
  43,4

Рентабельность производства является наиболее обобщающим, качественным показателем экономической эффективности  производства, эффективности функционирования предприятий отрасли. Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств - основных фондов и оборотных средств, с помощью которых она получена. Чем выше прибыль, чем с меньшей  стоимостью основных фондов и оборотных  средств она достигнута и более  эффективно они используются, тем  выше рентабельность производства, а  значит выше экономическая эффективность  функционирования отрасли. Проанализировав таблицу можно сказать, что за все 3 года предприятие приносила как прибыль, так и убытки. Отрасль растениеводства приносит  прибыль, а отрасль животноводства приносит убытки по продукции КРС и молока. Исходя из этого, предприятию следует ориентироваться на продукцию животноводства - молоко цельное и продукцию растениеводства - зерновые или снижать себестоимость по молоку и КРС.
Основные пути повышения рентабельности состоят в снижении затрат на производство продукции, увеличении ее выхода, товарности и улучшении качества, росте производительности труда, рациональном использовании производственных ресурсов
 
 
 
 
 
ГЛАВА 4 Подсчет и обобщение  резервов увеличения прибыли и рентабельности.
В данной главе  данной курсовой  работы мы рассмотрим резервы увеличения суммы прибыли ОАО  “Восточный”.
Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными  их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (рис 2)

Резервы роста прибыли - это  возможности увеличения доходов  и снижения расходов, которые могут  быть получены предприятием за счет эффективной  организации его деятельности. Значение поиска резервов роста прибыли объясняется  стоящей перед руководством задачей  ее максимизации. При наличии неиспользованных резервов повышения прибыли предприятия  не испытывают дефицита, но при этом несут, как уже отмечалось, экономические  убытки. При одновременном бездействии  резервов по различным ресурсам убытки равны значительным потерям продукции  за период существования резервов. Резервы роста прибыли делятся на 2 группы:
1). Поэлементные - в той  или иной степени могут быть  реализованы посредством использования  соответствующего фактора и конкретных  путей, материализованных через  внедрение тех или иных мероприятий.  Во-первых, это  увеличение объема  производства. Во-вторых, увеличение  цены реализации. В-третьих, снижение  себестоимости. Наконец, это снижение  и предупреждение затрат, не связанных  с производством. Поэлементные  резервы в основном являются  тактическими, их реализация - дело  высшего и среднего звена руководства  .
2) Комплексные резервы  в основном носят стратегический  характер, потому что каждый комплексный  резерв включает 2 и более элементов,  изменение которых имеет разнонаправленный  характер. Это, во-первых, увеличение  разницы между ценой реализации  товара и затратами на его  производство с целью опережения  цены перед затратами (повышение  качества, совершенствование моделей) . Во-вторых, увеличение прибыли на  единицу продукции ( то есть  оптимальный баланс между общим  выпуском и ценой изделия). И,  в-третьих, это улучшение структуры  реализации.
Сумма резерва  роста прибыли за счет увеличения объема продукции  рассчитывается  по  формуле:

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.