На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Этические нормы в деятельности организаций

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………….………..……..2
1. Сущность этических норм поведения……………………….……….........…3
2. Этика деловых отношений………………………………….………………...4
3. Этические нормы в деятельности организаций………….……….………...10
Заключение………………………………………………………..……………..15
Список литературы5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений  с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь с другими людьми каждый человек, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.
     В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Поэтому для каждого человека является важным изучение этических норм поведения, их особенностей в различных сферах жизнедеятельности.
     Этическая составляющая поведения является предметом  особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.
     Цель  работы: изучение понятия и роли этических норм в поведении человека, в том числе и в деловых отношениях. 
 
 
 

    Сущность этических норм поведения
 
   Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.
     Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.
     В практике социального развития особенность  морали была выражена в "золотом  правиле нравственности", которое  гласит: "(Не) поступай по отношению  к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе".  Золотое правило нравственности возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры и его возникновение связано с тем гуманистическим переворотом, который в этот период проходил в крупнейших регионах, выступавших центрами мировых цивилизаций (древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, древнесемитской) в поразительно схожих формулировках. Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться в своей жизни такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, по отношению к которым можно желать, чтобы ими руководствовались другие люди по отношению ко мне.
     Нормы морали получают свое идейное выражение  в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».
   В этом противоречии между должным  и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.
   Этот  внутренний конфликт между возвышенным  идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни.
     Мораль можно определить как:
     1) господство разума над аффектами; 
     2) стремление к высшему благу; 
     3) добрую волю и бескорыстность  мотивов; 
     4) способность к сотрудничеству  и совместному проживанию с другими людьми в обществе;
     5) человечность в отношениях;
     6) свободу воли (автономию);
     7) взаимность отношений, выраженную  в золотом правиле нравственности1.
     Все эти аспекты тесно связаны  между собой. Многоаспектность морали как феномена индивидуальной и социальной жизни оборачивается многозначностью понятия морали. Многие имеющиеся определения морали являются односторонними, если они не учитывают какой-либо из названных аспектов.
     Таким образом, регулирование отношений между людьми в процессе общения происходит при помощи этических норм.  Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.  Эти нормы реализуются  в  отношении людей друг к другу и обществу в целом. Этические нормы основываются на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.  

2. Этика деловых отношений 

   Этика деловых отношений составляет одну из сфер общественной жизни. В настоящее время этика делового общения — прикладная наука, которая изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в отношениях между производителями и потребителями, служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, компаниями и обществом, государством.
   Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому человеку. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.
   Для установления приятных и полезных деловых  взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных как в повседневной жизни, так и в деловых взаимоотношениях. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение желаемого результата беседы, причем в корректной форме, является важным условием как в бытовом, так и в деловом общении.
     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, например, как, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т. п.) дополняются в данном случае некоторыми правилами, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит создать взаимное положительное впечатление у собеседников вне зависимости от того, какой разговор происходил — личный или деловой2.
     Проведение  любых бесед включает в себя возможность высказывания критических замечаний или суждений. Общая и корпоративная этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.
     Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.
     Сама  постановка вопроса о нравственной составляющей организационной деятельности связана с проблемой выживания в конкурентной борьбе и коммерческого успеха при соблюдении морально-этических норм.
     В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.
     Таких принципов и соответственно аксиом десять.
     1. Никогда не делай того, что  не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).
     2. Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что  это действительно честное, открытое  и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т. п.).
     3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).
     4. Никогда не делан того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
     5. Никогда не делай того, что  не ведет к большему благу,  нежели вреду для общества, в котором ты живешь — принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллом).
     6. Никогда не делай того, чего  ты не желал бы рекомендовать  делать другим, оказавшимся в  похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
     7. Никогда не делай того, что  ущемляет установленные права  других (принцип основан на взглядах  Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).
     8. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в рамках  закона, требований рынка и с  полным учетом затрат. Ибо максимальная  прибыль при соблюдении этих  условий свидетельствует о наибольшей  эффективности производства (принцип  основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).
     9. Никогда не делай того, что  могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);
     10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).
     Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.
     Одним из важнейших шагов в этом направлении  можно считать принятую в 1994 г. в  швейцарском городе Ко (Caux) Декларацию Ко — "Принципы бизнеса". В Декларации предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
     В преамбуле "Принципов бизнеса", в частности, говорится: "Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе. Разделяемые всеми ценности, включая обязательство о содействии всеобщему процветанию, так же важны для мирового сообщества, как и для общин меньшего масштаба".
     В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:
     • ответственность бизнеса: от блага  акционеров к благу его ключевых партнеров;
     • экономическое и социальное влияние  бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
     • этика бизнеса: от буквы закона к  духу доверия;
     • уважение правовых норм;
     • поддержка многосторонних торговых отношений;
     • забота об окружающей среде;
     • отказ от противозаконных действий3.
     Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структур общества— организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономики переходного периода, в которой происходит трансформация основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезным усилиям на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.
     Базируясь на общечеловеческих нормах и правилах поведения, этические нормы служебных  отношений имеют некоторые отличительные  особенности. Рассмотрим их. 
 
 

3. Этические нормы в деятельности организации 

     Работодатели  уделяют все большее внимание вопросам этики корпоративных и  личностных взаимоотношений при  отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций.
     Этические нормы в организациях это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.
     Правила запрещают дискриминацию по следующим  признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; половая ориентация; возраст; национальность; инвалидность; стаж работы; убеждения; партийная принадлежность; образование; социальное происхождение; имущественное положение и др.
     Запрету также подлежат:
     • сексуальные домогательства; высмеивание  работников;
     • расовое и религиозное презрение;
     • замечания, шутки и другие действия, создающие агрессивную обстановку на рабочем месте;
     • угрозы, грубость, насилие;
     • использование, продажа наркотиков;
     • появление на работе в алкогольном, наркотическом и токсическом  состоянии;
     • утрата или кража собственности  организации;
     • неправильное, неэффективное пользование  собственностью организации;
     • разглашение информации, являющейся служебной, коммерческой тайной;
     • хранение материалов личного характера  на рабочем месте;
     • отказ в досмотре своего рабочего места и используемой информации работникам кадровых служб;
     • использование расходных материалов и средств связи организации  в личных целях;
     • передача администрации неточной, искаженной информации;
     • обман путем завышения своих  расходов, например, на проезд, питание, проживание, другие траты;
     • обман государственных, правительственных  органов, внешних организаций;
     • ложные заявления от имени организации;
     • злоупотребление силой и влиянием своей организации и угрозы по отношению к другой;
     • выполнение распоряжений, являющихся нарушением законодательства;
     • пренебрежительные высказывания, унижение конкурентов, их товаров и услуг;
     • разговоры с посторонними об условиях договоров и тем самым обнародование  этих условий;
     • разговоры с лицами, не работающими  в организации, об изобретениях, применяемых в организациях, о производственных планах, об исследованиях рынков, о производственных мощностях, о частной информации; использование также недостойных методов и услуг, как, например, промышленный шпионаж, незаконное проникновение на чужую территорию, кража, подслушивание, наем служащих для получения частной информации о сотрудниках.
     Правила этики, принятые в конкретной организации, принимаются на общем собрании коллектива для того, чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Они могут быть приняты и администрацией, но обязательно утверждены общим собранием или конференцией работников.
     По  содержанию правила могут весьма различаться, нередко они начинаются с обращения руководителя организации к работникам.  Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта и за их нарушение нельзя применять юридические санкции и меры дисциплинарной ответственности.
     В условиях становления рыночных отношений  в стране соблюдение этических норм в деятельности организации во многом зависит от работодателя, действия которого в погоне за прибылью бывают небезупречными, не признавая права нанимаемого человека, работодатель грубо их нарушает, ограничивает его свободу.
     Нарушением  этических норм в действиях работодателя могут считаться:
     • непризнание прав наемного работника, неисполнение своих прямых обязанностей;
     • привнесение в трудовые отношения  агрессивности;
     • сохранение опасных для здоровья условий труда;
     • низкий уровень организации труда;
     • отказ от управления дисциплиной;
     • страх как основной метод управления поведением нанимаемого работника;
     • управление наемными работниками посредством  произвола;
     • унижение чести и достоинства  человека, его деловой репутации;
     • необъективное отношение к человеку;
     • нарушение трудового законодательства и т. п.
     Средством защиты норм от нарушения является общественное мнение. Это также могут  быть суды чести или подразделения, рассматривающие конфликты.
     Этика трудовых отношений предполагает их оценку с помощью таких понятий, как правильно — неправильно, справедливо — несправедливо, гуманно — негуманно; человечно бесчеловечно, законно — незаконно, нарушает права— не нарушает права и т. д.
     Выполнение  сотрудниками какой-либо организации  норм и правил этики деловых отношений  становится ее "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.
     Использование норм и правил этики корпоративных  отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.
     Общепринятыми этическими принципами, как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются следующие:
     • «золотое правило менеджера» — в рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к клиентам и др. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе;
     • авансирование доверием (в коллективе создаются благоприятные условия для принятия решений и их выполнения, когда каждому человеку оказывается максимальное доверие — его потенциалу, квалификации, чувству ответственности);
     • право на свободу служебного поведения, поступков, действий менеджера или  рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров или рядовых сотрудников (свобода, не ограничивающая свободу других);
     • справедливость во владении/приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т. п. (в той степени и до тех границ, пока эти полномочия, права и обязанности не касаются, не задевают, не ослабляют прав, ответственности, полномочий других менеджеров, не выходят за рамки организации);
     • справедливость при передаче средств  и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот (этичным считается добровольная передача менеджером всего перечисленного, неэтичным — грубый нажим по отношению к сотруднику, требования нарушить нормы универсальной этики или закона);
     • максимум прогресса (действия менеджера  или организации в целом этичны, если они способствуют развитию организации или отдельных ее частей, не нарушая при этом существующих этических норм);
     • терпимое отношение менеджера к моральным устоям, укоренившимся в менеджменте других стран и регионов;
     • разумное сочетание индивидуального  и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;
     • постоянство воздействия, поскольку  обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.
     Общие этические принципы деловых отношений должны быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.
     Таким образом, соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Таким образом, этическая составляющая поведения основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. 
     Одно  из направлений формирования морального климата в стране придание нравственным нормам опосредованный косвенный вид - перевод на язык процедур и технологий. Важно принятие профессиональных кодексов, создание этических комитетов, развитие прикладной этики. Этические кодексы выступают в форме нормативной этики, призванной обеспечить ответственность индивида как в рамках того сообщества, к которому он принадлежит, так и перед человечеством в целом. Положительное значение этических кодексов состоит, во-первых, в том, что они привлекают внимание индивидов к их моральному статусу,  во-вторых, они дают представления о ценностном содержании этической теории.
     Этические нормы способствуют нормативной  регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    Бакштановский, В. И. Профессиональная этика: социологические ракурсы / В. И. Бакштановский, Ю. В. Согомонов // Социологические исследования. - 2009. - N 8. - С. 3-13.
    Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д.Ж. Валеев // Соц.-гуманитар. знания. - 2008. - N 2. - С. 196-207.
    Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом : учебник / А. Я. Кибанов  - М.: ИНФРА-М, 2011. -445 с.
    Михайлина, С. А. Лидер и этические нормы организационной культуры / С. А. Михайлина // Власть. - 2008. - N 4. - С. 61-65.
    Перевалов, В. Этический кодекс / В. Перевалов // Государственная служба. - 2010. - N 4. - С. 27-28.
    Шувалова, Н. Должностная этика : зарубежный опыт / Н. Шувалова // Служба кадров и персонал. - 2009. - N 4. - С. 31-35.
    Этика: Учебник / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики,2010.- 234с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.