На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пенсионная реформа

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение  

     Пенсионная  реформа является в настоящее  время важным, но не единственным направлением реформирования социальной сферы, которое  намечено и реализуется Правительством РФ.
     Если  посмотреть на весь список реформ: здравоохранение, медико-социальное страхование, трудовые взаимоотношения, то пенсионная реформа  стала задумываться и первые ее контуры  стали проясняться еще 7 лет назад. В это время еще не было опыта  принятия Трудового Кодекса, очень  мало говорили о серьезных изменениях в финансировании здравоохранения, почти ничего не говорили о проблемах  образования в том ракурсе, в  котором они ставятся сегодня. Однако уже тогда пенсионная реформа  впервые стала всерьез обсуждаться  на правительственном уровне с включением обязательных накопительных элементов, и делалось это в рамках Комиссии по экономической реформе Правительства  России.
       Цель работы заключается в  изучении финансовых аспектов  пенсионной реформы в России. В соответствии с поставленной  целью решены следующие задачи:
    отражены этапы проведения реформ пенсионного обеспечения в России,
    проведен анализ уровня пенсионного обеспечения населения,
    определена финансовая цена проблемы поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения,
    отражен существующий механизм поддержки уровня пенсионного обеспечения,
    оценена динамика государственных пенсий.
 
 
 
 
1.Теоретические  аспекты реформирования  пенсионной системы  РФ
1.1Необходимость  и этапы реформирования  пенсионной системы  РФ 

     В любом обществе независимо от его  экономического развития и политического  устройства была, есть и будет существовать необходимость в экономической  и социальной поддержке людей, которые  в силу разных причин не в состоянии  самостоятельно приобретать средства для своего существования. Это дети и старики, а также люди, потерявшие здоровье по причине болезни, увечья и т.д.
     В настоящее время пенсионные системы  цивилизованных стран в значительной степени отличаются друг от друга. Это  объясняется разницей в экономических  потенциалах отдельных государств, степенью развития национальных систем социального обеспечения, а также  демографическими, культурными, социально-политическими  особенностями каждой страны. Одним  из основных факторов, определяющих развитие национальных пенсионных систем, является выбор моделей и механизмов их финансирования.
     В большинстве государств нет ни чисто  распределительной, ни чисто накопительной  пенсионной системы. Имеет место, скорее их своеобразное сочетание.
     Несмотря  на существующие значительные различия, система предоставления защиты в  старости в различных странах  характеризуется как система  трех уровней: государственное, производственное и личное пенсионное страхование.
     Одной из отличительных особенностей обязательного  пенсионного страхования является то, что пенсия, получаемая из этой системы, уже сама по себе является достаточной, чтобы обеспечить человеку достойный  уровень жизни в старости.
     Производственное  пенсионное страхование – добровольное или обязательное дело руководителей  фирм и предприятий. Многие организации  выплачивают своим бывшим сотрудникам при выходе на заслуженный отдых пенсии от предприятий дополнительно к выплатам, установленным законом.
     Кроме этого каждый работающий по найму  может дополнительно застраховать себя лично, открыв в любом коммерческом банке соответствующий пенсионный счет. Кредитные организации разрабатывают  и предлагают предприятиям и частным  лицам различные накопительные  программы по краткосрочным и  долгосрочным вкладам. Работник может  присоединиться к программе работодателя либо напрямую участвовать в капитале предприятия. Многие банки имеют  при себе негосударственные пенсионные фонды, и деньги клиента (предприятия  от имени работника или самого работника) помещаются в существенный фонд, возможно создание нового фонда. На пенсионные вклады предоставляются  льготы по различным налогам.
     В некоторых странах накопительные  пенсионные системы оказались способны аккумулировать гигантские средства и  за счет грамотной инвестиционной политики в значительной мере финансировать  свое собственное развитие и одновременно вносить крупный вклад в развитие экономики.
     В настоящее время эти варианты значительно отличаются друг от друга, например, по кругу застрахованных лиц, по принципам финансирования и  предоставления услуг и пособий, а также по уровню защищенности предоставляемых  гарантий.
     Таким образом, применяемая концепция  трех уровней, состоящая из положительных  элементов распределительного и  накопительного способов, хорошо зарекомендовала  себя на практике, и, несмотря на многовариантность  существующих в мире пенсионных систем, их безусловно объединяет одно – стремление со стороны общества и государства  обеспечить достойную безбедную  старость значительной части своего населения.
     В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в  нашей стране проведено четыре реформы  пенсионного законодательства, три  раза принципиально изменяли налоговое  законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение  средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система  охватывает все население.
     В системах пенсионного обеспечения  используют два финансовых механизма  – распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут  выплачивать из взносов следующих  поколений. При этом расчет будущей  пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в  период работы.
     При накопительной системе взносы, которые  отчисляет работник, накапливается, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижении пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать  из его накоплений.
     В России пенсионная система, сформировавшаяся к середине 60-х годов, первоначально  состояла из государственного пенсионного  обеспечения.
     Данная  система содержала одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно  всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.
     Средства  на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное  социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся  составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от государственного бюджета.
     Главной проблемой пенсионной системы того времени являлась несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная  обеспеченность выплат пенсий снизилась  настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера  пенсии потребовалось привлечение  дополнительных средств.
     Основным  направлением пенсионной реформы стало  изменение существующей распределительной  системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным  учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином.
     Основной  задачей реформы было определено достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан  и формирование стабильного источника  для дополнительных доходов в  социальную систему.
     Суть  реформы заключалась в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Тогда как новая  пенсионная модель в значительно  большей мере является страховой  и учитывает пенсионные права  граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
     В ходе реформы было решено ввести новые  простые правила определения  размера трудовой пенсии, сочетающие как основные (базовые) гарантии уровня дохода пенсионерам, так и чисто  страховые принципы финансовой эквивалентности  сумм уплаченных взносов и сумм выплачиваемых пенсий. Пенсионная система, сохраняя положительные основы, была преобразована и дополнена новыми элементами, чтобы предоставить каждому возможность «заработать» пенсию в желаемом размере и гарантировать обязательства по ее выплате в долгосрочной перспективе.
     Страховщиком  в сфере обязательного пенсионного  страхования в России является Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), который  осуществляет свои полномочия в статусе  государственного учреждения и вместе с территориальными органами составляет единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного  пенсионного страхования. При этом по обязательствам ПФР перед застрахованными  лицами государство несет субсидиарную ответственность.
     Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ устанавливает  круг страхователей, застрахованных лиц, а также определяет виды страхового обеспечения. Существуют две категории  страхователей: лица (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящие выплаты физическим лицам, и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (адвокаты, индивидуальные предприниматели, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы).
     Тарифы  страховых взносов в ПФР установлены  в неравных процентных долях отдельно для финансирования страховой и  накопительной частей пенсии. Размер процентной доли тарифа на какую-либо из указанных частей зависит от возраста лиц, за которых страхователь уплачивает страховые взносы (чем старше гражданин, тем выше тариф на страховую часть  и ниже на накопительную). Максимальный тариф страховых взносов с  годового дохода работника до 100 000 рублей (в настоящее время до 280 000 рублей) составляет 14 % вот фонда оплаты труда. Страховые взносы, как и единый социальный налог, при соблюдении определенных условий начисляются с применением  регрессивной (обратно пропорциональной) шкалы размеров платежей .
     C 1 января 2010 года вступил в силу  Федеральный закон Российской  Федерации от 24 июля 2009г. №213-ФЗ  «О внесении изменений в отдельные  законодательные акты Российской  Федерации и признании утратившими  силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных  актов) Российской Федерации в  связи с принятием Федерального  закона «О страховых взносах  в Пенсионный фонд Российской  Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования»». Согласно которому  базовая и страховая части  пенсии объединяются. При их объединении  будет применяться единый порядок  индексации.
     В заключение следует отметить, что  есть определенные основания ожидать  существенного роста продолжительности  жизни в России. В середине 60-х  годов продолжительность жизни  в СССР, равно как и в других европейских странах социалистического  лагеря, была на уровне продолжительности  жизни граждан развитых капиталистических  стран. Вполне вероятно, что в не столь уж далеком будущем продолжительность  жизни в России вновь достигнет  уровня, характерного для развитых стран. 

1.2. Развитие пенсионной  системы в РФ 

     В 2010  г.  в  России  была  проведена  масштабная  и  дорогостоящая  пенсионная реформа, стоимость которой  сопоставима с суммарными расходами  государства  на  здравоохранение  или  образование.  Средняя  пенсия  выросла  в реальном  выражении  на 35%  и  достигла 35%  от  средней  зарплаты (по сравнению  с 28%  в 2009  г.  и 25%  в 2008  г.).  Но  приблизиться  к  решению фундаментальной  проблемы  долгосрочной  финансовой  устойчивости пенсионной  системы  не  удалось.  Этот  факт  был  признан  в  Бюджетном послании Президента РФ  на 2011–2013  гг1.  в котором сказано: «Необходимо разработать ясную программу долгосрочного развития  пенсионной  системы, обеспечивающую  социально приемлемый  уровень пенсий  по  сравнению с заработной  платой …и  в то  же  время исключающую как дальнейшее повышение ставки  социальных  взносов,  так и рост  дефицита  пенсионной системы». 
     В  Докладе  Минздравсоцразвития (далее  – ДМЗСР)2  на  обсуждение вынесены  некоторые предложения по  развитию  пенсионной  системы. Однако он  не  содержит  комплекса мер,  обеспечивающих  решение поставленной  в Бюджетном послании  задачи (ДМЗСР претендует  скорее  на  обсуждение проблемы, чем на ее решение). В то же время проведение глубокой пенсионной реформы не  терпит отлагательства. До  тех пор пока правительство не примет четкий  план  обеспечения долгосрочной  сбалансированности  пенсионной системы и не сделает серьезных шагов по его практическому осуществлению, инвесторы будут обоснованно опасаться,  что проблемы  старения  населения государство будет решать  за  счет  повышения налоговой нагрузки.  Таким образом,  промедление с проведением реформы подрывает инвестиционную привлекательность российской экономики.
     Действующая пенсионная система вступила в силу в 2002 г., когда были заложены ее основные принципы. В рамках новой структуры  трудовые пенсии включали три составляющие: базовые, страховые и накопительные, со своими функциями и правилами  формирования. Проведенная реформа  соответствовала сложившемуся подходу, предусматривающему включение в  состав пенсионных систем нескольких дополняющих друг друга частей (компонент).
     Первая  компонента  предназначена  для  борьбы  с  бедностью  среди  пожилого  населения.  Размеры  пенсии  здесь  не  зависят  от  трудового  стажа  и  прошлой  заработной платы. Обычно используется один из трех подходов к ее формированию: а) единая для всех величина пенсии; б) предоставление пенсии стандартного  размера  нуждающимся;  в)  доведение  суммарной  величины  всех видов  пенсий до установленного минимума. Фактически эта часть пенсионной системы  ориентирована  на  решение  социальных  задач,  поэтому  обычно финансируется  за  счет общих доходов бюджета. В  среднем по  странам ОЭСР на нее приходится 27% суммарных пенсионных выплат.
     Вторая  компонента реализует страховые  принципы и предназначена для  сглаживания  потребления  на  протяжении  жизненного  цикла.  Источником финансирования  служат  пенсионные  взносы,  а  размеры  пенсии  увязывают  с прошлыми заработками. Она построена на распределительном  принципе.
     Третья  компонента также предназначена  для сглаживания потребления, однако,  в  отличие  от  второй,  построена  на  накопительном  принципе.  Это максимизирует  зависимость  между  трудовыми  доходами  и  пенсионными выплатами.
     Четвертая  компонента –  добровольное  пенсионное  страхование, финансируемое за счет взносов работников и/или работодателей. Как правило, данная составляющая тоже базируется на накопительном принципе.
       В  большинстве  развитых  стран  и  стран  с   формирующимся  рынком  используются  несколько  составляющих.  Однако  их  удельный  вес  и  устройство  каждой  компоненты существенно  различаются. Анализ приведенных  в обзоре ОЭСР данных показывает, что в 25  странах ОЭСР  из 30  имеется первая  компонента (при  этом  наиболее  распространена  ее ориентация  на  обеспечение   минимальных  пенсионных  гарантий),  в 11 –  обязательные накопительные   компоненты,  в 9 –  значимые  выплаты  за  счет  добровольного   пенсионного страхования (см. табл. 1). Две последние компоненты в сумме обеспечивают в среднем около 1/3 всех пенсионных выплат. Однако удельные веса компонент  существенно варьируют по странам:  так,  в  Австралии  и  Нидерландах  ведущую  роль  играют  обязательные накопительные  компоненты –  на  них  приходится  примерно 2/3  выплат,  в  США, Великобритании и Ирландии более половины выплат обеспечивается за счет добровольных  страховых  схем. Таким  образом,  пенсионная  система  каждой  страны  уникальна  по  своему построению.
     Таблица 1  -Индивидуальные коэффициенты замещения  по компонентам для работников со средним заработком, 2007 г. (в %)
  Распределительные Обязательные  накопительные Всего обязательные Всего с  учетом добровольных Доля  в пенсионных выплатах
Обязательных  накопительных добровольных
Развитые  страны
Австралия 15 27 42 42 64 0
Великобритания  31   31 70 0 56
Германия  43   43 61 0 30
Греция  96   96 96 0 0
Испания 81   81 81 0 0
Италия  68   68 68 0 0
Канада  45   45 73 0 38
Франция 53   53 53 0 0
США 39   39 79 0 51
Япония 34   34 34 0 0
Страны  с формирующимся рынком
Венгрия 51 26 77 77 34 0
Мексика 5 31 36 36 86 0
Польша  30 31 61 61 51 0
Словакия  24 32 56 56 57 0
Турция  87   87 87 0 0
Чехия 50   50 50 0 0
Ю. Корея 42   42 42 0 0
В среднем  по формирующимся рынкам 41 17 58 58 29 0
В среднем  по ОЭСР 46 13 59 68 19 13
 
     Введенные  в  России  в 2002  г.  базовые  пенсии  относятся  по классификации  к первой компоненте, страховые –  ко второй, накопительные - к  третьей.  Четвертая  компонента  включает  добровольное  корпоративное   страхование  и  запущенную  в 2009  г.  программу  добровольных  пенсионных накоплений работников, софинансируемых  государством. 
     Радикальные  изменения  в  российской  пенсионной  системе  были проведены  на  фоне  вступившей  в  силу  в 2001  г.  реформы  социальных отчислений. В 2005  г. шкала ЕСН была изменена, базовая  ставка пенсионных отчислений  снизилась  с 28  до 20%.  В  том  же 2005  г.  появился  новый  вид выплат  некоторым  категориям  пенсионеров:  в  ходе  монетизации  льгот  часть «натуральных» льгот была заменена на ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), которые  составили  существенную  часть  в  общей  структуре  выплачиваемых пенсий. Основные показатели пенсионной системы в 2002–2009 гг. приведены  в таблице 2. 
     Таблица 2  - Основные параметры российской пенсионной системы 
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Средний размер пенсии (руб/месс.)                
Всего 1379 1637 1915 2364 2726 3116 4199 5191
Трудовая  пенсия 1396 1660 1945 2395 2770 3168 4286 5323
В том  числе (на конец года):                
По  старости 1589 1906 2214 2761 3096 3971 4905 6625
По  инвалидности 1157 1363 1576 1984 2186 2879 3496 4791
По  случаю потери кормильца 793 1010 1218 1494 1693 2119 2762 3740
Социальная  пенсия 1032 1180 1296 1798 1879 2724 3007 4245
Реальный  размер средней пенсии (2001=100%) 116 122 128 141 148 155 183 202
Соотношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера (%) 100,0 102,0 106,3 97,8 99,8 101,6 115,2 126,6
Соотношение среднего размера трудовых пенсий и  зарплаты (коэффициент замещения),% 32,0 30,2 28,9 28,0 26,0 23,3 24,8 28,3
     Как можно видеть, по многим показателям 2000-е годы для пенсионного обеспечения  были  исключительно  успешными.  За  восемь  лет  после  начала   реформы  реальные  размеры  пенсий  удвоились (среднегодовой  рост  превысил 9%).  Правда,  средняя  их  величина  до 2008  г.  оставалась  близкой  к прожиточному минимуму пенсионера, однако нужно учитывать, что  в 2005  г. состав корзины для  его расчета был расширен. 
     Несмотря  на впечатляющий рост величины пенсий, в 2010  г. произошел переход  к  новому  этапу  пенсионной  реформы.  В  числе  важнейших  новаций  можно назвать следующие. 
     Реформирование  единого социального налога. ЕСН  был заменен системой социальных взносов, уплачиваемых непосредственно  во внебюджетные фонды (как до 2001 г.). Регрессивная шкала с тремя ставками заменена единой ставкой (при  ограничении  на  облагаемую  заработную  плату).  Предел  облагаемой зарплаты  ежегодно  индексируется  по  мере  роста  средней  зарплаты  в экономике.  В 2010  г.  эффективная  ставка  осталась  практически  неизменной, однако  новый  порядок  предотвращает  последующее  падение  эффективной  ставки,  что  было  бы  неизбежным  при  сохранении  прежней  шкалы  ЕСН. Начиная  с 2011  г.  ставка  пенсионных  взносов  повышена  с 20  до 26%. Кроме того,  налогоплательщики,  применяющие  специальные  режимы налогообложения, после некоторого переходного периода лишаются льгот.
     Отмена  базовой  части  трудовых  пенсий  как  их  отдельной составляющей.  Базовые  пенсии  преобразованы  в  условно  рассчитываемую часть  страховой  пенсии,  индексируемую  с  использованием  общего коэффициента.  В  дальнейшем  ее  размеры  будут  увязаны  с  длительностью  трудового  стажа;  таким  образом,  первая  компонента  российской  пенсионной системы окажется полностью  ликвидированой.
     Пересчет  с  повышающим  коэффициентом  пенсионных  прав, приобретенных  до 01.01.1991  г. (проведена  так  называемая  валоризация пенсионных прав). В 2010  г. выплаты по валоризации составили 1,1% ВВП, в 2011–2013 гг. ожидаются на уровне 1% ВВП.  
     Предоставление  социальных  доплат  пенсионерам,  имеющим  пенсию ниже  прожиточного  уровня  для  данного  региона.  В 2010  г.  сумма  доплат  за счет федерального бюджета составила  примерно 0,1% ВВП.
     Одновременно  повышен  уровень  пенсий.  В  целом  результатом  всех нововведений  стал  рост  трудовых  пенсий  в  среднем  на 44%.  По  оценкам  Минздравсоцразвития,  после  реформы  застрахованному  лицу  при 30  годах уплаты страховых взносов  обеспечивается пенсия по старости не ниже 40% его утраченного  заработка,  что  соответствует  международным  минимальным нормам пенсионного  обеспечения3
     Как показывает  анализ,  основным источником  повышения пенсий  стало увеличение  их  финансирования  за  счет  привлечения  дополнительных финансовых  ресурсов.  На  федеральный  бюджет  возложены:  финансирование выплат  по  валоризации,  компенсация  потерь  из-за  отложенного  повышения  пенсионных  взносов  для  некоторых  секторов,  а  также  финансирование  резко выросшего  дефицита  пенсионной  системы.  За  три  года (2008–2010  гг.) пенсионный трансферт за счет общих  доходов бюджета вырос на 3,7 п. п. ВВП (с 1,5  до 5,2%  ВВП;  см.  табл. 3).  В 2011  г.  благодаря  повышению  ставок социальных  взносов  трансферт  в  пенсионный  фонд  несколько  снижается.
     Однако  из-за  увеличения  доходов  внебюджетных  фондов  сокращается  база других  налогов (прежде  всего  подоходного  и  на  прибыль,  поступающих  в субфедеральные  бюджеты).  По  оценкам  Экономической  экспертной  группы (ЭЭГ),  социальные  фонды  получат  от  повышения  ставок  выигрыш  в  размере 1,1–1,2%  ВВП (в  том  числе  Пенсионный  фонд – 0,8–0,9%  ВВП),  однако региональные и местные бюджеты потеряют доходы на уровне 0,4–0,5% ВВП.
     Иными  словами,  сокращение  трансферта  из  федерального  бюджета  оплачено дополнительной  нагрузкой  на  бизнес  и  изъятием  части  доходов  из субфедеральных бюджетов.
       Таблица 3 - Источники финансирования  текущих и будущих пенсий (в  %)
  2007 2008 2009 2010 2011
Взносы           
На  базовую и накопительную пенсию 3,9 3,6 3,9 3,6 4,7
На  накопительную пенсию 0,4 0,6 0,7 0,7 0,7
Трансферты  из общих доходов федерального бюджета 1,5 2,0 3,3 5,2 4,3
На  трудовые пенсии 0,6 1,3 2,3 4,0 3,0
В том  числе          
На  валоризацию 0 0 0 1,1 1,0
На  покрытие выпадающих доходов и социальную доплату 0,6 0,8 1,2 0,2 0,2
На  покрытие дефицита ПФР 0,1 0,4 1,0 2,6 1,7
На  социальные, военные и т.п. пенсии 0,3 0,3 0,5 0,6 0,6
Компенсационные выплаты пенсионерам 0,6 0,5 0,6 0,7 0,7
Справочно: удельные вес бюджетного финансирования пенсий 28 28 45 60 46
                
     Снижение  бюджетных  доходов  в  период  финансового  кризиса  в сочетании  с  увеличением  пенсионного  трансферта  обусловило  дефицит федерального  бюджета  в 2010  г.  на  уровне 4%  ВВП.  Более  того,  согласно прогнозам  ЭЭГ,  государственные  доходы  в  процентах  ВВП  будут  последовательно  сокращаться (за  счет  уменьшения  нефтегазовых  доходов). Восстановление  макроэкономической  сбалансированности  с  большой  вероятностью будет осуществляться за счет статьи «Национальная экономика» (где  легче  всего  быстро  сократить  расходы).  К  тому  же  у  правительства  практически  не  остается  возможности  увеличить  расходы  на  образование  и здравоохранение, где Россия серьезно отстает не только от развитых стран, но и от большинства стран нашей  «весовой категории». В ряде работ  показано, что подобное перемещение  финансовых ресурсов от «производительных  расходов» (идущих  на  развитие  физического  и  человеческого  капитала)  к «непроизводительным» (как  социальные  трансферты)  серьезно  замедляет экономический рост
     В целом проведенная реформа носила экстенсивный характер: суммарная величина всех ресурсов, направляемых на финансирование пенсий (в процентах ВВП),  за два  года увеличилась более чем в  полтора раза. Резко возросла роль бюджетного финансирования трудовых пенсий, что свидетельствует об отходе от  страховых  принципов  пенсионной  системы.  В  то  же  время  не  были реализованы  меры,  повышающие  эффективность  использования  пенсионных ресурсов.  Более  того,  не  сформулированы  подходы  к  решению  главной проблемы  пенсионной  системы –  ожидаемого  в  ближайшие  десятилетия быстрого старения населения.
      
1.3.Оценка  текущего состояния  российской пенсионной  системы 

     Один  из  ключевых  критериев  оценки  качества  системы  пенсионного  страхования – степень охвата им населения (в первую очередь работающего). Граждане  России  полностью  обеспечены  пенсиями:  все  они  имеют  право  на получение  трудовых,  социальных  либо  других  пенсий.  На  начало 2010  г. численность  пенсионеров  по  старости (31,1  млн  человек)  превосходила численность населения  пенсионного возраста (30,7 млн).
     Следуя  работе  Всемирного  банка,  выделим  другие  важнейшие требования: 
     –  адекватность  размеров  пенсий  (означает,  с  одной  стороны, достаточность  пенсий для решения проблем бедности среди нетрудоспособного населения, а с другой – обеспечение социально  приемлемых пропорций между доходами,  получаемыми  в  период  трудовой  деятельности  и  после  ее завершения);  
     – посильность бремени финансирования  (подразумевает приемлемое для плательщиков налогов и взносов бремя содержания пенсионной системы);
     –  долгосрочная  устойчивость (предполагает  способность  пенсионной системы  выполнять  свои  обязательства  в  долгосрочной  перспективе  без привлечения  дополнительных  ресурсов,  а  также  наличие  механизмов, предотвращающих появление  и наращивание пенсионного дефицита); 
     –  устойчивость  к  внешним  шокам (означает  способность  системы  адаптироваться к неожиданным изменениям  экономических, демографических и  политических условий).
     Главные  показатели  адекватности  пенсионных  выплат  с  точки  зрения задач  социальной  защиты –  отношение  их  величины  к  прожиточному минимуму и распространенность бедности среди пенсионеров. В нашей стране еще до начала реформы 2002 г. уровень  бедности среди пенсионеров был  ниже, чем среди населения в  целом. Новым шагом стало доведение  трудовых пенсий по крайней мере до величины прожиточного минимума.
     Другой  способ  оценить  адекватность  размеров  пенсий  основан  на использовании  коэффициентов  замещения.  В  России  применяется  простой  вариант данного показателя, определяемый как соотношение средней величины трудовых  пенсий  и  средней  зарплаты. В международной  практике  оперируют соотношением  размеров  назначенных  пенсий  и  предпенсионной  зарплаты.
     Здесь речь идет не об одной величине, а  об их наборе в зависимости от уровня зарплаты  и  длительности  стажа. Чтобы  различать  эти  два  показателя,  первый (как  в  ДМЗСР)  будем  называть «солидарным  коэффициентом  замещения» (СКЗ),  а  второй –  «индивидуальным  коэффициентом  замещения» (ИКЗ). Отметим, что ни первый, ни второй варианты не дают полной характеристики ситуации. Так, СКЗ ничего не говорит  о дифференциации размеров пенсий или  их  связи  с  величиной  заработной  платы  и  стажем.  В  свою  очередь,  ИКЗ  не учитывает изменение пенсий после их первоначального назначения. 
     Оценить  адекватность  размеров  пенсий можно  на  основе  рекомендаций Международной  организации  труда (МОТ),  предлагающей  считать  целевой величиной пенсий по старости 40% от утраченного заработка. Этот показатель относится  к  пенсионерам  со  стажем 30  лет,  получавшим  средний  заработок.
     Однако  актуальность данного стандарта  ограничена тем, что он был принят еще в 1952  г.  в  принципиально  иной  социально-экономической  ситуации (в частности,  при  минимальной  трудовой  активности  женщин,  что  отражено  в объекте рекомендации – «пенсионер с женой пенсионного  возраста»). Поэтому рекомендацию МОТ  следует дополнить анализом современной  международной практики. 
       Как  свидетельствуют  данные  таблицы 4,  коэффициент  замещения  (в  рамках обязательного   пенсионного  страхования)  существенно  варьирует  даже  в  группе  развитых стран,  входящих в   ОЭСР.  Причем  максимальные  коэффициенты  замещения  часто наблюдаются   в  странах  с  доходами  ниже  среднего,  а  минимальные  –  в  наиболее  богатых  странах. Так, СКЗ в Греции  в 2,5–3 раза выше, чем в Великобритании, Японии или США (без учета  добровольного страхования). В группе  формирующихся рынков разброс  значений СКЗ столь  же  велик   и  столь  же  слабо   связан  с  общим  развитием   экономики:  этот  показатель варьирует  от 35% в Мексике до 82% в Турции. В среднем по ОЭСР коэффициент  замещения составляет 57%, близки  средние значения и по выборке  формирующихся рынков.  
     В 2010  г.  в  России  соотношение  средних  размеров  пенсии  и  зарплаты впервые  достигло 35%.  Этот  рекордный  для  нас  показатель  по-прежнему значительно уступает средним  уровням для развитых стран и  формирующихся рынков. В развитых странах, где относительно низкий, сопоставимый с Россией уровень CКЗ по «обязательным» пенсиям, как правило, широко распространена система  добровольного  пенсионного  страхования,  что  обеспечивает  высокий общий  уровень  пенсионных  выплат.  В  итоге  лишь  в  нескольких  странах (Мексике, Румынии, Ю. Корее, Японии) полный (с учетом добровольных схем) коэффициент  замещения  сопоставим  с  российским.  Таким  образом,  размеры пенсий  в  России  даже  после  резкого  повышения  в 2010  г.  остаются сравнительно низкими.
     Таблица 4 -Солидарные коэффициенты замещения  по странам*, 2007 г.   12
Страна  Коэффициент замещения, % Страна  Коэффициент замещения, %
Развитые  страны   Формирующиеся рынки  
Австралия 42 Россия (2010) 35
Великобритания  29 Россия (2007) 23
Германия  41 Венгрия 72
Греция  94 Мексика 38/34
Испания 73 Польша  56
Италия  69 Словакия  56
Канада  42 Турция  86
Франция 51 Чехия 47
США 37 Ю. Корея 40
Япония 34 В среднем по выборке формирующихся рынков (без  России) 52,0/51,6
В среднем по выборке развитых стран 53,4/52,4 В среднем по ОЭСР 57,6
В среднем по ЕС 49,7    
 
     Итак,  российская  пенсионная  система  неэффективна  и  не  готова  к надвигающимся демографическим  шокам. Проведенная в 2010 г. реформа  лишь сделала  пенсионную  систему  еще  более  уязвимой,  повысив  уровень  выплат, который  в перспективе  необходимо поддерживать, и исчерпав  все резервы их финансирования.
     Представляется,  что  Бюджетное  послание  Президента  на 2011–2013  гг. точно  формулирует  среднесрочные  задачи  реформирования  пенсионной системы. Действительно,  с учетом предстоящего ухудшения  демографических показателей  нельзя  надеяться  быстро  решить  задачу-максимум:  достичь коэффициентов  замещения,  характерных  для  стран  ОЭСР,  либо  обеспечить  полное  финансовое  самообеспечение  пенсионной  системы.  Реалистичной целью  будет  поддержание  в  среднесрочной  перспективе  достигнутого соотношения  пенсий  и  зарплаты  без  дополнительного  использования  общих доходов  бюджетной  системы  либо  увеличения  пенсионных  взносов.  В  то  же время  необходимо наметить  возможные  пути  достижения  более  амбициозных целей в долгосрочной перспективе (на горизонте 50 лет).
     Анализ  показывает,  что  в  среднесрочной  перспективе  доминирующую роль  будет  играть  распределительная  пенсионная  система,  а  в  более  длительном периоде на первый план могут выйти накопительный принцип  либо добровольное  пенсионное  страхование.  В  настоящей  статье  мы концентрируемся  на  среднесрочных  задачах  и  соответственно  рассматриваем преимущественно  распределительную систему.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
      Деятельность  пенсионных фондов в  системе пенсионного  страхования.
 
     Идея  страхования в целом основана на принципе распределения негативных последствий при наступлении  определенного случая для одного из участников страхования между  всеми остальными участниками. В  этой связи формирование финансовой основы страхования базируется на создании за счет страховых взносов внебюджетных фондов. В 2001 году обязательные платежи  во внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог. Федеральный  закон № 167-ФЗ изменил данный порядок, введя страховые взносы в Пенсионном фонде России, за счет которых частично финансируется выплата трудовых пенсий.
     В соответствии с Программой пенсионной реформы в России создана комбинированная  пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное страхование.
     Социальное  обеспечение по обязательному пенсионному  страхованию представлено трудовыми  пенсиями различных видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Оно ориентировано, во-первых, на удовлетворение материальных потребностей нетрудоспособного  населения путем обеспечения  минимальных стандартов жизни, во-вторых, на возмещение гражданам части дохода, который они имели до утраты способности  к производительному труду. Эти  две составляющие обязательного  пенсионного страхования имеют  разное экономическое содержание, но направлены на достижение одних и  тех же социальных целей. В рыночных экономических условиях природа  обязательного пенсионного страхования  приобретает некоторую двойственность: оно обязано выполнять функции  социальной защиты пенсионеров и  одновременно выступать в качестве экономического механизма страхования.
     Основы  государственного регулирования обязательного  пенсионного страхования в России устанавливает Федеральный закон от 15декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Данным законом обязательное пенсионное страхование определено как система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование занимает центральное положение как в структуре пенсионной системы, так и в системе обязательного социального страхования.
     Основным  страховщиком, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, является Пенсионный фонд РФ, действующий в организационно-правовой форме государственного учреждения.
     Пенсионный  фонд, в качестве страховщика, осуществляет следующие функции:
     - регистрацию страхователей; 
     - индивидуальный (персонифицированный)  учет;
     - сбор страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование; 
     - деятельность по инвестированию  пенсионных накоплений;
     - назначение, расчет, перерасчет и  выплату трудовых пенсий.
     Государство несет перед застрахованными  лицами субсидиарную ответственность  по обязательствам Пенсионного фонда  РФ, что соответствует положениям гражданского законодательства, регулирующим ответственность некоммерческих организаций, созданных в организационно-правовой форме учреждений.
     С 2004 года наряду с Пенсионным фондом РФ функции страховщика по обязательному  страхованию могут выполнять  негосударственные пенсионные фонды  в случае, если застрахованное лицо реализует свое право на отказ  от формирования накопительной части  трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и передачу своих средств пенсионных накоплений в негосударственный  пенсионный фонд, путем заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае субсидиарную ответственность за сохранность пенсионных средств застрахованного лица будет нести выбранный негосударственный пенсионный фонд. В настоящее время в России действует порядка 300 негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Вкладчики – как предприятия, так и отдельные граждане – перечисляют пенсионные взносы в пользу более чем 5 млн. человек. Около 400 тысяч человек, то есть каждый сотый пенсионер нашей страны, получает негосударственную пенсию. Основными критериями при выборе негосударственного пенсионного фонда являются следующие: опыт и репутация данного фонда на рынке негосударственного пенсионного обеспечения; сведения о размере имущества фонда; доходность от размещения пенсионных резервов. Сохранность пенсионных накоплений, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и негосударственный пенсионный фонд, практически одинакова, а уровень доходности, получаемый негосударственным пенсионным фондом, выше доходности, получаемый Пенсионным фондом Российской Федерации.
     Страхователи  по обязательному пенсионному страхованию  делятся на две группы. В первую входят организации, а также индивидуальные предприниматели и другие физические лица, начисляющие и уплачивающие страховые взносы на выплаты в  пользу лиц, с которыми заключены  трудовые ил гражданско-правовые договоры. Ко второй группе страхователей относятся  индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним частные  детективы и занимающиеся частной  практикой нотариусы. Таким образом, страхователями являются все плательщики  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также  лица, уплачивающие взносы в фиксированном  размере.
     Застрахованные  лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в РФ, подразделяются на три группы. К первой относятся граждане РФ, проживающие на ее территории, иностранные граждане и лица без гражданства, которые работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. Вторая группа – это лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, являющиеся членами крестьянских хозяйств, членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера. Третья группа – это иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ. К ним относятся граждане РФ, работающие за ее пределами и добровольно осуществляющие уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также физические лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и уплачивающие страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ за другое физическое лицо, за которое такая уплата страхователем не осуществляется.
     Основанием  для возникновения правоотношений по обязательному пенсионному страхованию  является наступление страхового случая, которым признается достижение пенсионного  возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Соответственно каждому  страховому случаю Федеральный закон  №167-ФЗ устанавливает виды обязательного  страхового обеспечения, из которых  первые три – страховая и накопительная  часть трудовой пенсии по старости, страховая и накопительная часть  трудовой пенсии по инвалидности, страховая  часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Четвертым видом обязательного  страхового обеспечения является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, установление и выплата которого осуществляются в соответствии с Федеральным  законом от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
     В целях финансового обеспечения  страховых выплат, Пенсионный фонд Российской Федерации формирует  бюджет денежных средств.
     К составлению бюджета Пенсионного  фонда России предъявляются следующие  требования:
     - бюджет должен составляться страховщиком  на финансовый год с учетом  обязательного сбалансирования  доходов и расходов этого бюджета,  то есть объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита;
     - при формировании бюджета на  очередной финансовый год устанавливается  норматив оборотных денежных  средств, не включаемых в состав  временно свободных средств резерва  бюджета Пенсионного фонда России.
     Бюджет  Пенсионного фонда РФ состоит  из бюджетов его территориальных  органов. Он формируется за счет страховых  взносов, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования, добровольных взносов  физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц, иных источников, не запрещенных 
     Пенсионный  фонд Российской Федерации осуществляет сбор страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Сумма страховых  взносов, направляемых на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, за каждое застрахованное лицо составляет 14%. Страховой взнос  в 8% - для лиц 1967 года рождения и моложе формирует страховую часть трудовой пенсии, 6% формирует накопительный  персонифицированный резерв, и может  направляться на финансирование накопительной  части трудовой пенсии в момент выхода на пенсию данного застрахованного  лица.
     Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать прожиточный уровень жизни.
     Изменение условий и норм назначения и выплаты  пенсий может производиться только путем внесения в Закон о государственном  пенсионном обеспечении изменений  и дополнений, т.е. путем принятия соответствующих федеральных законов. Это означает, что законодатель стремился  исключить случаи "корректировки" федеральных законов с помощью  иных нормативных правовых актов, что  в последние годы довольно часто  происходило на практике.
     Законом о государственном пенсионном обеспечении  Правительству РФ поручено установить условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате других (кроме  чернобыльской) радиационных или техногенных  катастроф, а также членам их семей , порядок и условия признания  граждан инвалидами, порядок включения  в стаж государственной службы для  назначения пенсии за выслугу лет  федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных  государственных служащих и других должностях, определенных Президентом  Российской Федерации , перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера  пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения  пенсионной документации.
     В бюджете Пенсионного фонда России на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к  пенсиям предусмотрены средства федерального бюджета, передаваемые Фонду  в 2008 году в объеме 117,7 млрд. рублей.
     Таким образом, организация пенсионными  фондами дополнительного пенсионного  обеспечения является целью оказания социальной поддержки граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, а также граждан, осуществлявших трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации в особых условиях труда, главным критерием для установления дополнительного пенсионного обеспечения пенсионными фондами является наличие званий, государственных премий и наград, учрежденных в нашей стране. 

 

2. Анализ деятельности пенсионного фонда

2.1 Анализ источников  формирования финансовых  ресурсов пенсионного фонда РФ

 
     Модель  формирования государственного пенсионного  страхования с поэтапным формированием  накопления пенсионных прав предусматривает  обеспечение сбалансированности доходов  и обязательств Пенсионного фонда  Российской Федерации в течение  переходного периода (до 2010 года).
     Предлагается  снизить до размера, необходимого для  финансирования выплаты базовой  части трудовой пенсии, ставку единого  социального налога в части, перечисляемой  в ПФР, с одновременным введением  тарифов страховых взносов в  пенсионную систему, устанавливаемых  федеральным законом на уровне, необходимом  для финансирования страховой и  накопительной частей трудовой пенсии.
     Страховой взнос (налог) на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально  возмездный обязательный платеж, имеющий  персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии, эквивалентной  сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете.
     Непоступление в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих  сумм пенсии по пенсионному страхованию  данному гражданину. Предполагается, что контроль за поступлением пенсионных и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам.
     При этом правильность начисления и перечисления страховых взносов будет проверяться  налоговыми органами, а стороной по спорам, связанным с пенсионными  обязательствами, будут являться органы Пенсионного фонда Российской Федерации, обладающие всей полнотой информации на основе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
     За  счет сумм пенсионных взносов, будет  осуществляться финансирование выплаты  базовой части трудовой пенсии, а  также базовой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты страховой части трудовой пенсии, а также страховой части  пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     Накопительная часть трудовой пенсии будет финансироваться  за счет страховых взносов и инвестиционного  дохода, учтенных на специальной части  индивидуального лицевого счета.
     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются  за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним. При  этом если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной  пенсии (в том числе инвалидам  и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Предполагается  также введение в течение 2001 года системы зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации фиксированных  платежей для лиц, относящихся к  самозанятому населению в целях  обеспечения их права на пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Сумма фиксированных платежей, перечисленных  в Пенсионный фонд Российской Федерации, будет составлять расчетный пенсионный капитал самозанятого лица.
     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного  страхования за счет части платежей в ПФР создается накопительный (не персонифицированный) резерв, который  призван обеспечить безусловное  выполнение обязательств государства  перед застрахованными лицами при  изменениях демографических и макроэкономических условий функционирования социально-экономической  системы. Данный резерв формируется при возникновении профицита бюджета ПФР.
     Средства  накопительного резерва могут также  формироваться за счет части доходов  от размещения временно свободных средств.
     Основными факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы, являются:
     - изменение механизма индексации  пенсионных выплат в распределительной  части пенсионной системы с  целью доведения к 2010 г. среднего  размера трудовой пенсии до 125-140% прожиточного минимума пенсионера  и последующего поддержания ее  покупательной способности на  достигнутом уровне;
     - реформирование механизмов выхода  на пенсию по старости в  связи с работой в особых  условиях труда, на Крайнем  Севере и за выслугу лет  путем организации профессионального  и территориального пенсионного  страхования;
     - обеспечение разграничения обязательств  по финансированию нестраховых  периодов, надбавок, повышений и  компенсационных выплат между  Пенсионным фондом Российской  Федерации и другими источниками,  включая федеральный бюджет;
     - изменение механизма уплаты страховых  взносов и исчисления пенсий  для самозанятого населения путем  введения для данной категории  плательщиков системы фиксированных  платежей в суммах, необходимых  для обеспечения при выработке  страхового стажа пенсии в  размере установленной трудовой  пенсии;
     - законодательное закрепление перечня  нестраховых периодов, подлежащих  включению в страховой стаж  по государственному пенсионному  страхованию, а также определение  принципов и размеров финансирования  возникающих в этой связи обязательств  за счет средств федерального  бюджета.
     При условии выполнения основных параметров макроэкономического прогноза, предлагалось:
     1. Ввести систему фиксированных  платежей в суммах, обеспечивающих  при условии выработки данным  плательщиком полного стажа, пенсию  в размере установленной трудовой  пенсии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.