На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Происхождение и расселение, быт и верования восточных славян Vl и Vll веков

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                           Введение  

       Историческая литература предоставляет нам два взгляда на начало нашей истории. Первый изложен членом русской Академии наук Шлецером на немецком языке.  Издан в начале прошлого века.  Взгляда Шлецера придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев.  По Шлецеру, до половины IXX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве восточноевропейской равнины, от Новгорода до Киева по Днепру, направо и налево все было дико и пусто.  Люди здесь жили без какого – либо правления. Это были бедные, разбросанные друг от друга дикари, славяне и финны.  Начатки гражданственности занесены варягами из Скандинавии около половины IXX века, поэтому историю по Шлецеру нужно начинать с этого момента.
    Несколько позднее начал распространяться другой взгляд на нашу историю.  Наиболее полно он описан в сочинениях профессора Беляева и г. Забелина. Их мнение основано на том, что восточные славяне искони обитали на русской равнине, поселившись на ней за несколько веков до н. э.  Славяне прошли долгий и сложный исторический процесс от первобытных мелких родовых союзов до целых племен, среди которых возникали.  Из среды этих городов поднимались главные.  Вместе они составляли племенные политические союзы полян, древлян северян и другие.  И, наконец, главные города около эпохи призвания князей начали объединяться в один общерусский союз.  Есть некоторые сложности в этой теории, т.к. этот сложный исторический процесс развивается вне времени и исторических условий. В нашей истории есть некоторые известия и предания о восточных славянах.
   
                         Расселение славян с Дуная                    

 Повесть  временных лет застает восточных  славян на Дунае.  Из придунайских  районов славяне расселились  по Днепру, его притокам и дальше к северу. Летопись рассказывает, что волхи(волохи) напали на славян дунайских, поселились среди них и начали их угнетать.  Поэтому одни из славян ушли и сели по реке
Висла, прозвавшись ляхами, другие пришли на Днепр и прозвались полянами, а поселившиеся в лесах – древлянами и т.д.  волохи, - это, по мнению исследователей, римляне.  Когда император Троян разрушил царство Даков, славяне присутствовали в составе
 


   Дакийского  царства, часть славян двинулась  во II веке по Р.Х. северо – восток от римского нашествия.  В это время славянство было разрозненно, не имело общей цели и какого-либо союза.
                    
                              Царство Германариха
  
   В III веке по Р.Х. на территорию нашей страны вторглись из Европы с Балтийского моря готы.  В IV веке Германарих, вождь готов, из обитателей нашей страны образовал обширное царство – первое государство в пределах нынешней России. Среди них можно распознать эстов, мерю, мордву – будущих соседей восточных славян.
                                   Иорнанд о венетах 

    Историк готов Иорнанд описывает  царство Германариха и упоминает  о венетах (так называли славян), не называя их месторасположение. Но латинский писатель VI века, варвар по происхождению, обстоятельно очерчивает географическое расположение славян.  Венеты зовутся различными именами в зависимости от родов и мест поселения.  Главные их названия: Славины (славены) и анты.  Первые, по словам Иорнанда, располагаются на север до Вислы и на восток до Днестра.  Анты, более сильные из венетов, обитают по изогнутому побережью Черного моря, от Днестра до Днепра.  Раньше, где обитали анты, хозяйничали скифы, сарматы, гунны.  С V века н.э. анты представляют собой мощный союз восточнославянских племен.
С иранского  наречия анты означало «жители окраин», жившие по отношению к иранским племенам в юго-восточной части России.
Именно  в V-VI веках н.э. среди славян произошел настоящий демографический взрыв, т.е. быстрое и громадное увеличение славянского населения и распространение на больших пространствах. Они совершали своеобразные перелеты с одной местности на другую.  Благодаря гуннам, которые, с одной стороны, принесли вред, смерчем пронесшись по южной части славянского мира, с другой, пользу, расчистив для них территорию от других переселенцев, был освобожден путь передвижения.
    Славяне в те времена занимали  Карпатский край, откуда и разошлись в разные стороны. С конца V века и в продолжение всего 6 века славяне совершали набеги на Восточную империю, переходя за Дунай в то время, как германские племена громили Западную.  Иорнанд замечает, что славяне ничтожны как ратники, сильны только численностью, «ныне по грехам нашим свирепствуют всюду».  Следствием такого усиленного вторжения, начало которого относят еще к III веку, было постепенное заселение Балканского полуострова славянами.  Поэтому карпатские склоны долго оставались промежуточной стоянкой на пути к Днепру. 

                                    Военный союз. 

    Продолжительный вооруженный натиск карпатских славян на Византийскую империю смыкал их в военные союзы.  В пределы Восточной империи карпатские славяне вторгались не целыми племенами, а вооруженными ватагами (дружинами), выделявшимися из разных племен, формируются речные и морские флотилии, на которых быстро передвигаются по рекам и морям на большие расстояния. Они постоянно переходят Дунай, захватывают византийские города беря в плен жителей и требуя выкуп.  Против напора антов византийские императоры построили ряд крепостей по Дунаю. Не в силах сдержать славянское нашествие, власти Византии откупаются богатыми дарами – золотом, дорогими тканями, драгоценными сосудами, предоставляют им некоторые пограничные территории, берут славянских вождей на службу.
     Вот одно из свидетельств греческих историков о славянах: племена славян любят свободу, не выносят рабства.  Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям.  Они легко переносят жар и холод, и наготу  тела, и всевозможные неудобства, и недостатки.  Очень ласковы к чужеземцам».  А вот и другое: «Они превосходные войны (Что противоречит замечанию Иорнанда), потому что военное дело становится у них суровой наукой во всех мелочах.  Высшее счастье в их глазах – погибнуть в битве.  Они вообще красивы и рослы: волосы их отливают в русый цвет».  А о военной тактике говориться: «величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках и под водою. Часто, застигнутые неприятелем, они лежат на дне очень долго и дышат с помощью длинных тросниковых трубок».  В Повести временных лет находятся лишь следы военного союза славян.  Составитель Повести с особым сочувствием относится к племенам полян, отличая «их кроткий и тихий обычай» от зверинских нравов всех других восточно славянских племен.  Повесть умалчивает о готах Германариха, гуннах, разрушивших его царство, рассказывает об основании Киева, а также повествует о новой волне кочевников.  В середине 6 века авары, тюрская многочисленная орда, продвинулись в Восточную Европу, вели войны с Византией и осели на дунайских долинах, склонах Карпатских гор.  Их привлекали мягкий климат и богатые пастбища.  Удару подверглись южные области восточных славян.  Летописец с горечью писал, что авары «примучивали» славян:
    «Те же обры (овары)  воевали со славянами и покорили дулебов, тоже славян, и притесняли женщин дулебских: собираясь ехать, обрин не давал запрягать ни коня, ни вола, а приказывал заложить в телегу трех, четырех, пять женщин, и они везли его».
    В течение VI-VIIвека славяне вели с аварами постоянные войны, а также заключали мирные договоры.  Однажды вероломно был убит один из славянских вождей Мезамир, желая заключить один из таких мирных договоров.
    Интересен тот факт, что не  описано, что от обров пострадали  поляне, а лишь дулебы. За сто лет до составления Повести временных лет (Xвек) писал о славянах араб Масуди в своем географическом сочинении «Золотые луга».  Он рассказывает, что одно из славянских племен – валинана (валыняне) – господствовало над прочими.  Верховный царь был у него и ему повиновались все другие славянские цари, но произошли раздоры, и союз разрушился.  Из Повести временных лет можно увидеть, что волыняне – те же дулебы, жившие по западному Бугу, поэтому повесть запомнила одних дулебов, ведь они господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем.  К примеру, все восточные славяне стали в последствии называться Русью по имени главной области в Русской земле.  Во времена же авар еще не было ни полян, ни Киева, и масса восточного славянства сосредотачивалась западнее, на склонах и предгорьях Карпат, откуда текут Днестр, оба Буга, притоки верхней Припяти и верхней Вислы.
    Из всего выше сказанного можно выделить появление большого военного союза в 6 веке под предводительством дулебов.  Борьба с Византией сомкнула славянство в нечто целое.  Во времена Игоря еще помнили об этой первой попытке сплотиться, о которой нам поведал арабский географ.  Сто лет спустя, во времена Ярослава, сохранился лишь поэтический отрывок об этом историческом событии. 

                 Расселение по русской равнине. 

    В VII веке со склонов Карпат восточные славяне постепенно расселялись по равнине.  В Повести этот факт оставил некоторые следы.  Кроме того, византийские писатели VI-VII века наблюдают у задунайских славян необычное движение.
    Император Маврикий (582-602), довольно долго боровшийся со славянами, пишет, что славяне, подобно разбойникам, всегда готовы подняться с места, они разбросаны по лесам и рекам.  Прокопий чуть раньше замечает, что славяне обитают по одиночке и имеют плохие жилища, постоянно переселяются.  Летописи византийцев повествуют о вторжении славян во второй четверти VII века и резком их прекращении, также пропадают всякие вести о задунайских славянах; а появляются в IX веке, когда начинаются нападения на Византию со стороны моря под новым именем Руси.
  Славянские  набеги прекратились вследствие  отлива славян с Карпат, который  усилился со второй четверти  VII века.  Его причину можно видеть в аварском нашествии.
    В нашей Повести умалчивается  о пятивековой карпатской стоянке  славян и об их передвижении оттуда.  Но в описании расселения славян с Дуная она различает западных славян – мораву, чехов, ляхов, поморян , – от восточных – хорватов, сербов, хорутан.  От восточной ветви одни славяне расселились по Днепру и другим рекам нашей равнины, а другие, хорваты и сербы (по византийским источникам), - по стране Карпат, нынешней Галиции, с областью верхней Вислы.  В будущем хорваты участвуют в походе Олега на греков в 907 году, с ними воюет Владимир в 992 году.
    Наша летопись не помнит о приходе днепровских славян с Карпат, но рассказывает об одном из последних моментов расселения.  Когда два брата из ляхов, Радим и Вятко со своим родством осели на Соже (Радим) и на Оке (Вятко), то от них пошли племена радимичей и вятичей.  Они обосновались за Днепром, т.к. не нашли себе места на правом берегу реки.  Вятичи оказались крайним племенем среди славян – это прямое указание, что эти два семейства заселились последними.
                        Временные рамки и выводы. 

Примерно  ко II веку н.э. народные передвижения прибили славян к среднему и нижнему Дунаю.  До этого времени они терялись в пестром населении Дакийского царства и только ко II веку начали выделяться из сарматской массы.
    От волохов, римлян Траяна, тяжко  было славянам, и они переместились на Карпаты (II-VII века), а затем и на Днепр.  Нападения и притеснения славян аварами дали толчок к дальнейшему передвижению карпатских славян, двинув их на опустелые места.
    Седьмой век был временем, когда  в связи с аварским нашествием  возник ряд славянских государств: Чешское, Болгарское, Хорватское. В тот же век на местах господствования готов, сдвинутыми гуннами, стали расселяться восточные славяне, а на местах обитания бургунов и вандалов – ляхи.
    Обособление славян и выделение  их из этнографической массы происходит с конца V века.  Это был военный союз под предводительством дулебов, который тут же распался, что было вызвано переселением на Днепр. 

                               Родовой быт славян. 

 По  византийским известиям VI и начала VII веков,  во время пребывания славян на Карпатах,  среди них господствовали первобытные родовые отношения.  Во главе славян были многочисленные царьки и князьки, т.е. родовые старейшины, и имели обычай собираться на совещаниях об общих делах (родовые сходы и племенные веча).  Византийские источники указывают также на постоянные междуусобицы, явный признак жизни мелких разобщенных родов.
    В связи с продолжительными  набегами карпатских славян на  восточную империю возник родовой  союз во главе с дулебами.  Плохо представляется механизм  существования его среди родовой  и племенной розни.  Военный  союз действовал параллельно  со сложными родовыми отношениями, не затрагивая их основ.  Это были ополчения боевых людей выделявшихся из разных родов, племен на время похода.  С нашествием аваров прекратились набеги на Византию, началось расселение, и существование союза было уже невозможным.
    В эпоху расселения наличие родового союза подтверждает Повесть временных лет: «живяху каждо со своим родом и на своих местах, владеющее каждо родом своим», т.е. родственники жили поселками, не смешиваясь с чужеродцами.  Ход расселения разбивал такое общежитие.
    Иорнанд, описывая местность к  востоку от Днепра, по Днепру  и Дону, говорит, что это весьма  обширная страна, покрытая лесами  и непроходимыми болотами.  Славяне  занимались ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашством.  Пространства для промыслов были ограничены лесами и болотами.  На таких островках поселенцы ставили свои одинокие дворы, окапывали их, чистили пространства для полей, ставили в лесу борти и ловища.  Селения называли городища, обыкновенно округлые или угловатые, очерченные валом, расположенные на расстоянии 4-8 верст друг от друга.
    Власть рядового старейшины, нераздельность  родового имущества – вот на  чем держится родовой союз.  Власть старейшин не могла  распространиться на разбросанные  по лесам родственные дворы,  его место занимал домовладыка, глава семейства, двора.  В условиях таких расстояний, характера лесного и земледельческого хозяйства невозможно было существование нераздельного родового имущества.  Появилось частное семейное имущество.
    Родичи могли помнить свое  родство, хранить обычаи, но обязательная юридическая родовая связь между родичами расстраивалась все больше.  К примеру, исчез родовой порядок наследования. 
   Русский двор – это сложная  система частного гражданского  общежития, куда входит домохозяин  с женой, детьми и родственниками: братьями, племянниками. 

                           Почитание природы и предков. 

    В мифологии восточных славян  можно различить два порядка  верований: 1). Культ природы
                    2). Культ предков
    Почитание видимой природы вылилось в поклонение неба под именем Сварога, солнцу под именем Дажбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и проявлениям природы.  Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались сварожичами.  Таким образом, различались поколения богов.  Это означало, что в народной памяти сохранились моменты мифологического процесса, но теперь уже потеряна хронология этих моментов.  В записях Прокопия в 6 веке славяне признавали повелителем всего мира громовержца Перуна.  В Повести временных лет Перун и Велес – главные божества русских славян.  Велес – «скотий бог» или покровитель стад; по предположениям и бог богатства: скот имело значение денег.
    В среде славян не было общественного  богослужения, и даже перед принятием христианства появились лишь небольшие его зачатки.  Не было храмов, класса жрецов.  Служение кумирам проходило на холмах, открытых местах, где ставили иной раз и человеческие жертвы.  А к отдельным волхвам и кудесникам обращались за предсказаниями, они имели большое влияние на народ.
    Крепче утвердился среди славян  другой порядок верований –  культ предков.  Центром почитания  предков является вера в охранителя  родичей – род со своими  роженицами, т.е. дед со своими  бабушками (намек на многоженство, существовавшее некогда между славянами.  Обоготворенный предок иначе назывался чуром или в православии – щуром. Ныне корень сохранился в слове «пращур».  Заклинание от нечистой силы звучит как: чур меня! – храни меня дед.  Нарушение границы, меры, межи называем «черезчур».  В погребальном обряде русских славян покойника сжигали, кости собирали в посудину и кости ставили на распутье на столбе, где сходятся межи разных владений.  Придорожные столбы, межевые знаки охраняли границы родового поля.   Суеверный страх, овладевающий на перекрестке, происходит именно отсюда, т.е. человек находится вне зоны своих охранителей чуров.  Дедушка домовой также имеет свои истоки в поверьях и преданиях о чур-деде, хранителе рода.
    Таким образом, народные верования и предания славян так укрепились в разуме восточных славян, что отголоски языческих верований до сих пор находят свое место в наших суевериях и религии. Многие поверья славян сложились в условиях существования первобытного родового союза, но не изменились и не поколебались, не смотря на расселение и замену родства соседством.
                      
                            Брачный союз и язычество. 

После расселения поддержание родовых  связей стало возможным через  заключение браков. Некоторые моменты сближения родов отразились на формах брака.  Первоначальные однодворки со временем разрослись в родственные селения, имевшие в памяти свои родственные связи.  Память о происхождении сохранилась в названиях сел: Мирятичи, Жидчичи, Дедичи, Дедогостичи. Добывание невест в условиях многоженства осложнилось, а родня даром не уступала.  Невест стали похищать на религиозных праздниках, на игрищах между селами, у священных истоков, на берегах рек и озер.   
    Наша летопись, описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, замечает: на тех «бесовских игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся».  Украдывание невест, умычка, для летописца для летописца была нисшей формой брака, даже его отрицанием.  Игра молодежи обоего пола в горелки является остаточным явлением от языческих брачных умычек.  После похищения невесты возникала вражда, устранявшаяся отступным или веном, т.е. выкупом у родственников.
    Умычки со временем превратились  в прямую продажу невесты жениху по взаимному соглашению родни двух сторон: насилие заменилось мирной сделкой хождения зятя по невесту.  Обычай полян относительно брака отличался от обряда других племен.  У полян «не хожаше зять по невесту, но припривожаху вечер (приводили ее к жениху вечером), а заутро приношаху по ней, что вдадуче. (утром приносили приданное).  В ипатьевском  списке говорится ,что за невесту давали вено.  
    Таким образом, умычка заменена приводом невесты к жениху. От обряда хождение жениха пошло выражение брать замуж, а от обряда привода невесты – выдавать замуж.
    Умычка, вено за умычку, продажа невесты, хождение за невестой, привод невесты с уплатой вена и затем с выдачей приданного – все эти формы брака показали последовательное разрушение родовых связей. Брак помогал сближению чуждых друг другу родов, он размыкал род (облегчал выход из рода и приобщение к нему).  

                                  

                                        О приданом. 

С появлением приданого началось юридическое определение положения дочери или сестры в семье, ее право на семейное имущество (приданое – это отдельное имущество жены).  Исходя из Русской правды, в семье сестра при братьях не наследница, но братья обязаны выдать замуж с посильным приданым.  Не очень приятное обязательство, обременявшее наследников, отражено в словах: «тесть любит честь, зять любит взять, теща любит дать, а шурин глаза щурит, не хочет дать». В землевладельческой служилой семье дочь может быть полноправной наследницей, если не имеет братьев, и сохраняет право на часть крестьянского имущества, если осталась после отца незамужней.  В христианство перешел обряд брака с приданым.
 
                                   Торговые отношения. 

Днепр пронизывает западную часть русской  земли с севера на юг, поэтому именно эта река стала главным звеном хозяйственной жизни славянского населения. Река является удобнейшим путем сообщения, хозяйственной артерией.   Исток Днепра недалеко от Западной Двины и бассейна озера Ильмень (две важных дороги в Балтийском море), устье реки соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря.  Притоки его, с одной стороны, близки к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, а с другой, - к бассейнам Волги и Дона (Каспийское и Азовские моря).
    Таким образом, обширность территорий, по которым течет Днепр, обеспечила славянам оживленное торговое движение, а толчком к нему послужили греки.
    Греческие колонии расположились  на северных берегах Черного  моря и восточных берегах Азовского  моря.  Это Ольвия в глубине  лимана Восточного Буга, Херсонес Таврический на юго- западном берегу Крыма, Феодосия и Пантикапея (нынешняя Керчь) на юго- восточном его берегу, Финагория на Таманском полуострове, Танаис в устье Дона.  Греческие колонии еще задолго до Р.Х. занимались на Днепре промышленной деятельностью.  Этой дорогой греки получали янтарь с берегов Балтийского моря. 
    Водная дорога через Днепр  опоясывала всю Европу.  Днепр  с притоками втянул славян  в сложное торговое движение  в юго- восточном углу Европы.  На каспийском и черноморском рынках славяне торговали медом, воском и пушниной, которые стали главными товарами русского экспорта.  Занятие хлебопашством, с вывозом хлеба или без, требовало усиленной эксплуатации леса, продолжавшейся целые века, что положило глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный быт и национальный характер русского народа.  В среде славянства выделились новые ремесла: бортничество и лесное звероловство.
    С VII века при начале расселения славян на территории нашей равнины, в степях между Доном и Днепром начали обосновываться хазары, азиатская орда, кочевавшая между Черным и Каспийским морями.  Хазарская орда не была похожа на предшествовавшие ей и следовавшие за ней азиатские орды, поселявшиеся на юго- русских степях. Хазары оставили кочевой быт и занялись мирными промыслами.  Они имели города, куда приходили на зиму по окончанию летних кочевий.  Раскинувшись по степям у  берегов Волги и Дона, хазары основали столицу государства Итиль в низовьях Волги.  Итиль стал разноязычным городом, где жили язычники, евреи, магометяне и христиане.  Хазары и волжские болгары стали посредниками в торговом обмене между балтийским Севером и арабским Востоком приблизительно с половины 8 века. В 8 веке хазары покорили племена восточных славян, полян, северян, вятичей.  Хазарское иго не было особенно тяжелым.  Лишив восточных славян внешней независимости, одарило экономическими выгодами.  Под покровительством хазар славяне, исправно платившие дань, бойко торговали на черноморском и каспийском рынках.
 
                               Заключение                              
 
 Таким  образом, расселение славян по  берегам Днепра положительно повлияло на все области жизни славянства: 1. экономику (возникновение частной семейной собственности, овладение новыми ремеслами, развитие торговли), 2.становление славян как народа (сближение чуждых друг другу родов) 3.создание предпосылок для становления городов (в том числе торговых).        
     
   
  Список используемой литературы
1. Ключевский. В. О.
2. Сахаров. И. П. 

             
             
 

                   Содержание.
1. Введение.                                        1
2. Расселение славян с Дуная          1  
3. Царство Германариха                  2             
4. Иорнанд о венетах                       2   
5. Военный союз                                3  
6. Расселение по русской равнине  5  
7. Временные рамки и выводы        6   
8. Родовой быт славян                      6 
9. Почитание природы и предков    7     
10. Брачный союз и язычество          9    
11. О приданом                                  10   
12. Торговые отношения                   10
13. Заключение.                                 11        
 

                   
                                                                                                
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 

           Тульский Государственный Университет
                 Кафедра Истории и культурологии 
 
 
 
 
 
 
 

       Реферат по дисциплине  Отечественной истории
На  тему: Происхождение и расселение, быт и верования                   восточных славян Vl и Vll веков. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.