Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие органов государства и органов самоуправления в реализации функции государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
Студента 2 курса
юридического  факультета
Деркач  Романа Алексеевича
на тему: Взаимодействие органов государства 
и органов  самоуправления в реализации
функции государства  
 
 
 

Руководитель-консультант
_______________________ 
 
 

Защищена          Оценка
«___» ___________ 2011 г.      ________________ 
 
 

Москва 2011 г.
Оглавление 

Введение  ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственное  управление и местное  самоуправление: сходство и различие …………………………………………………………….5
Глава 2. Взаимодействие государства  и местного самоуправления ……13
2.1 Государственная  поддержка местного самоуправления………………….13
2.2 Наделение  органов местного самоуправления  отдельными государственными полномочиями  …………………………………………….18
Заключение  ……………………………………………………………………..27
Список  используемых источников и литературы…………………………29
 

Введение

 
     Современный период развития человеческого общества принес понимание того, что демократическое, правовое государство может решать основные задачи только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства. Институт местного самоуправления играет значительную роль в процессе формирования гражданского общества, так как все гражданские права и массовые виды активности, различные внегосударственные проявления общественной жизни людей зарождаются и в конечном итоге реализуются в местных сообществах, образующих базу гражданского общества.
     Местному  самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности – соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого – человек, его права и свободы.
     Местное самоуправление – важнейший элемент организации публичной власти. Его специфика, как отмечается в научной литературе, заключается в двойственной природе: политической и общественной. С одной стороны, органы самоуправления интегрированы в единую систему управления страной. Местное самоуправление имеет действующий на основе законов и иных нормативных актов аппарат, оно может самостоятельно формировать бюджет, устанавливать и собирать налоги. С другой стороны, местное самоуправление является важным элементом гражданского общества, формой политической самоорганизации локальных сообществ. Рассматривая институт местного самоуправление не только как властный, но и как общественный, следует иметь в виду, что в этом случае объект и субъект управления совпадают.
     Особенно  актуальное значение и звучание приобретает  сегодня проблема взаимодействия государства  и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с позиций научного анализа, соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.
     В курсовой работе используются работы таких ученых в сфере теории права, как Подсумкова А.А., Щепачева В.А., Игнатюк Н.А., и ряда других авторов.
     Цель  и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной  разработанности проблемы.
     Целью работы является анализ политики государства  по отношению к местному самоуправлению. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
    Изучить сходства и различия между государственным управлением и местным самоуправлением;
    Проанализировать взаимодействия органов государства и органов самоуправления;
    Обозначить вопросы наделения органов местного самоуправления государственными полномочиями.
     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
 

Глава 1. Государственное  управление и местное  самоуправление: сходство и различие

 
     Термин  «управление» предполагает наличие  трех элементов: субъект управления, объект управления и возникающие  в результате управления отношения  между ними. В процессе управления в наличии, как управляющая, так  и управляемая системы. В отличие  от управления самоуправление предполагает систему, в которой субъект и объект сочетаются в одном лице.
     Государственное (федеральное, региональное) управление - это целенаправленное, планомерно организованное воздействие на общественную систему в интересах ее упорядочения, оптимального функционирования и развития. Под государственным управлением также понимают специфический вид деятельности, удовлетворяющий объективные потребности общественного производства в определении целей его функционирования и эффективного развития, в разработке необходимых средств и способов его достижения, а также координации усилий всех участников производства для получения результатов, соответствующих целям.1 Государственное управление, как правило, рассматривают как организационный процесс руководства, регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием сфер экономики и культуры, иных сфер государственной жизни.
     Согласно  Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»2 местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
     Органы  местного самоуправления и органы государственной власти - это структурно выделенные органы в системе управления; формы осуществления власти народа. Согласно Конституции Российской Федерации3 органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти, что означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. Органы местного самоуправления самостоятельны лишь в пределах полномочий, они находятся в системе государственно-властных отношений, действуют в русле единой государственной политики, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Как и всякая публичная власть, органы местного самоуправления имеют общую экономическую и организационно-правовую основу с органами государственной власти: у них общий источник власти - народ, те же принципы избирательной системы, те же механизмы принятия решений, та же обязательность их исполнения, а также сходные формы и методы деятельности. Но вместе с тем деятельность органов местного самоуправления приобретает новые черты, связанные с возможностью самоорганизации и самодеятельности граждан. Органы местного самоуправления более приближены к населению, что определяет социальную направленность их деятельности.4
     Конституция Российской Федерации заложила основы взаимодействия органов государственной  и муниципальной власти через систему гарантий и защиты местного самоуправления. Конституция Российской Федерации закрепила участие органов местного самоуправления от имени населения в решении задач на местном уровне, обязав государственные органы оказывать им всестороннюю поддержку, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для функционирования и развития.
     В интересах развития демократии необходимо взаимодействие органов государственной  власти с органами местного самоуправления по таким направлениям, как экономика, безопасность, права человека. Баланс взаимодействия предполагает использование техники централизации, доминирования, самоорганизации и регулирования самоуправления.
     Несмотря  на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они осуществляют публичную власть со всеми присущими ей признаками и особенностями. Муниципальная власть - это власть особого рода, которая от государственной власти отличается следующими признаками:
    территориальная ограниченность деятельности органов местного самоуправления;
    более широкий спектр форм непосредственного участия населения в управлении территорией муниципального образования;
    система принуждения в местном самоуправлении;
    законодательное ограничение прав местной власти со стороны государства;
    подконтрольность государству реализации отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
    преобладание в сфере полномочий местного самоуправления хозяйственной составляющей, а не властной.5
     В отличие от региональной власти муниципальная  власть как система обеспечения  потребностей населения и как  одна из основ конституционного строя  имеет двойственные оценочные параметры. Данный дуализм выражается в оценке местного самоуправления, с одной  стороны, как демократического института, независимого от государственного вмешательства. С другой стороны, местное самоуправление рассматривается как институт, функционирующий в рамках государственной политики.
     Из  двух основных составляющих местного самоуправления - властной и хозяйственной, в отличие от региональной власти, в муниципальных органах преобладает хозяйственная. Власть (а это в первую очередь возможность принимать общеобязательные решения) нужна муниципальным органам именно для обеспечения функционирования муниципального хозяйства и создания благоприятных условий проживания граждан в конкретном муниципальном образовании.
     Системы органов государственной власти и органов местного самоуправления функционируют на основе определенных принципов. Представляется возможным выделить две группы принципов:
    общие, характерные и для государственного управления, и для местного самоуправления;
    специальные, свойственные для каждой из этих систем в отдельности.
     В качестве общих принципов выделяют следующие начала:
      принцип народовластия (три способа осуществления власти народом, выборность органов и должностных лиц государственной власти и местного самоуправления);
      принцип гласности (вступление в силу нормативных правовых актов только после опубликования (обнародования), обязательный учет общественного мнения при принятии решений, затрагивающих интересы населения);
      принцип законности (детальная правовая регламентация общественных отношений);
      принцип публичности (открытый характер деятельности органов государственной власти и местного самоуправления) и другие.
     К специальным принципам государственного управления относят: принцип разделения властей, принцип единства, иерархичности и соподчиненности органов государственного управления, принцип строгой регламентации и обусловленности государственного управления правовыми нормами и т.п.6
     Чтобы понять, как региональная власть может  воздействовать на органы местного самоуправления, необходимо определить специальные принципы организации муниципальной власти:
    принцип «подзаконности», т.е. функционирования местного самоуправления в рамках, заданных законом;
    принцип самостоятельности (организационная независимость, самостоятельность в определении структуры собственных органов, в решении вопросов местного значения, в распоряжении муниципальными материально-финансовыми средствами);
    принцип выделенной компетенции - наличия у органов местного самоуправления собственных полномочий, в пределах которых они самостоятельны;
    принцип выборности (требование обязательности наличия выборных органов в системе местного самоуправления);
    принцип ресурсной обеспеченности, т.е. наличия собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий;
    принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством и юридическими лицами;
    принцип государственной поддержки местного самоуправления.
     Региональное  управление и местное самоуправление тесно взаимосвязаны между собой, обусловливают друг друга и представляют собой два вида властной организации общества. У них имеется ряд общих черт, например:
      и местная, и региональная власть организованы по территориальному признаку. Правомочия обеих властей распространяются на все субъекты, функционирующие на соответствующей территории;
      и местная, и региональная власть реализуют свое социальное назначение посредством специальных постоянно действующих органов, наделенных правом осуществлять властные полномочия;
      органы и местной, и региональной власти способны принимать в пределах своей компетенции нормативно-правовые акты, обязательные для всех субъектов;
      и местная, и региональная власть вправе устанавливать налоги и сборы, закрепленные за ними Налоговым кодексом РФ;
      органы и местной, и региональной власти наделены правом применять меры принуждения на территории своей юрисдикции.7
     Таким образом, и местное самоуправление, и региональное управление являются институтами публичной власти, результатом  организационного упорядочивания общественных отношений определенными средствами. Вместе с тем следует выделить и отличительные черты государственного управления и местного самоуправления:
    различное время возникновения общинного самоуправления и государства;
    местное самоуправление не всегда было свойственно государственному строю;
    различный характер и объем компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления;
    органы государственной власти обязаны гарантировать органам местного самоуправления минимальную материально-финансовую базу;
    органы государственной власти вправе осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных переданных государственных полномочий;
    органы государственной власти субъекта РФ вправе временно осуществлять полномочия органов местного самоуправления в трех случаях: когда органы местного самоуправления ликвидированы в условиях чрезвычайной ситуации, когда проведено «банкротство муниципального образования» (в случае, если долги муниципального образования на 30% превысили собственные доходы), при нецелом использовании субвенций.8
     Таким образом, государственное управление и местное самоуправление, являясь по своей сути различными формами власти, обладают рядом схожих признаков. И, несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, проблема их взаимодействия очень актуальна.
     Взаимоотношения органов местного самоуправления с  органами государственной власти строятся на следующих принципах: с одной  стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти и самостоятельны в пределах своей компетенции. С другой стороны, в случае наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, они могут участвовать в осуществлении государственных функций, и их деятельность будет находиться под контролем государства.9
     Основным  инструментом взаимодействия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления является закон. Для государственной власти закон  гарантирует то, что местное самоуправление будет функционировать в определенных законом пределах. Для местного самоуправления - это гарантия от волюнтаристского вмешательства государственных чиновников в деятельность муниципальных органов власти. Закон обеспечивает достаточную стабильность отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления10.
     Государственная власть, особенно на уровне субъектов  РФ, и местное самоуправление находятся  не только в условиях взаимодействия, но и в органичном функциональном единстве, т.к. и государственная  власть, и местное самоуправление есть не что иное, как различные организационно-правовые формы власти народа. Местное самоуправление является одной из форм реализации прав и свобод человека и гражданина, которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать.
 

Глава 2. Взаимодействие государства и местного самоуправления

2.1. Государственная  поддержка местного  самоуправления

 
     Сотрудничество  государственных и муниципальных  властей, а особенно действия органов  государственной власти в сфере  местного самоуправления, должно иметь плановый и прогнозируемый характер. Такая возможность предоставляется действующим федеральным законодательством, разрешающим принимать федеральные и региональные программы развития и поддержки местного самоуправления.
     Без постоянной поддержки со стороны государства органы местного самоуправления не могут эффективно участвовать в проведении реформ, в укреплении российской государственности. Более того, государственная поддержка развития местного самоуправления является законодательно закрепленной обязанностью органов государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления - это система мер, обеспечивающих укрепление и стимулирование развития местного самоуправления федеральными и региональными органами государственной власти. Государственная поддержка местного самоуправления, как правило, осуществляется в следующих формах:
    издание правовых актов по вопросам организации и деятельности местного самоуправления;
    контроль за соблюдением конституционных основ местного самоуправления;
    информационное обеспечение органов местного самоуправления (в том числе ознакомление с проектами нормативно-правовых актов органов государственной власти, затрагивающих интересы местного сообщества);
    оказание методической поддержки;
    рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам государственной власти, принятие мер по их удовлетворению;
    участие в формировании органов местного самоуправления в случаях, установленных законом (например, в муниципальных районах и городских округах представители органов государственной власти субъекта РФ входят в состав конкурсной комиссии на замещение должности главы местной администрации, назначаемой по контракту);
    принятие и реализация целевых программ государственной поддержки местного самоуправления;
    подготовка кадров муниципальных служащих;
    оказание материальной и финансовой помощи органам местного самоуправления;
    предоставление в пользование государственного и муниципального имущества на безвозмездной основе;
    временное осуществление полномочий местного самоуправления органами государственной власти и другие меры.
     В целях реализации государственной  политики в области местного самоуправления 15 декабря 1999 г. была принята Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления.
     Предусмотрено два этапа исполнения Программы  государственной поддержки местного самоуправления:
     1) 2000 - 2002 гг.: создание базовых условий для комплексного социально-экономического развития муниципальных образований;
     2) 2002 - 2014 гг.: выполнение программных мероприятий, направленных на кодификацию законодательства о местном самоуправлении, а также на решение задач инвестиционного характера, способных обеспечить устойчивое развитие муниципалитетов и общий социально-экономический подъем муниципальных образований.
     Программа государственной поддержки местного самоуправления состоит из следующих разделов:
    содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения;
    основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы;
    мероприятия по государственной поддержке местного самоуправления;
    основные направления и механизмы реализации Программы;
    ресурсное обеспечение Программы;
    организация исполнения Программы и контроль за ходом ее реализации;
    оценка эффективности реализации Программы.
     В Программе были определены две основные цели:
     Во-первых, формирование условий для устойчивого  социально-экономического развития муниципальных  образований;
     Во-вторых, содействие эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления.
     Для достижения данных целей сформулированы следующие задачи:
    совершенствование территориальной и структурной организации местного самоуправления;
    выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
    создание условий для финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований (доработка налогового законодательства, совершенствование межбюджетных отношений, решение вопроса о муниципальной собственности на землю, развитие системы подготовки и переподготовки кадров для финансовых органов местного самоуправления);
    совершенствование нормативно-правовой основы местного самоуправления;
    выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением.11
     В качестве основных исполнителей Программы государственной поддержки местного самоуправления определены министерства, службы, агентства Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также ассоциации и союзы муниципальных образований.
     Программа государственной поддержки местного самоуправления предусматривает следующие  основные направления:
    совершенствование правовой основы местного самоуправления;
    обеспечение исполнения законодательства о местном самоуправлении;
    создание условий для финансово-экономической самостоятельности органов местного самоуправления;
    создание условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований;
    завершение создания и обеспечения функционирования системы научно-методической поддержки развития муниципальных образований;
    завершение создания и обеспечения функционирования системы информационной поддержки развития муниципальных образований;
    совершенствование и обеспечение функционирования системы подготовки и переподготовки кадров;
    организационная поддержка муниципальных образований.12
     Финансирование  Программы государственной поддержки  местного самоуправления осуществляется из средств федерального бюджета и, по согласованию, из средств бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов и средств союзов и ассоциаций муниципальных образований.
     В целях стимулирования развития местного самоуправления на своей территории субъекты РФ принимают собственные программы государственной поддержки.
     Важнейшими  оценочными показателями реализации программы  являются:
      количество вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления вновь созданных муниципальных образований;
      степень укомплектованности органов местного самоуправления материально-техническими средствами для решения вопросов местного значения;
      степень выполнения плана переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов органов местного самоуправления;
      количество изданной информационно-методической и аналитической литературы по вопросам, касающимся деятельности органов местного самоуправления;
      оснащенность органов местного самоуправления методическими пособиями;
      количество муниципальных образований, имеющих установленные в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства границы и градостроительную документацию.
     Таким образом, Программа государственной  поддержки местного самоуправления призвана способствовать осуществлению государственной политики в отношении местного самоуправления, проведению реформ на местном уровне и содействию устойчивому социально-экономическому развитию муниципальных образований в современных условиях.13
     В вопросах согласованной разработки планов и программ социально-экономического развития требуется постоянное взаимодействие всех уровней власти. Следовательно, органы местного самоуправления при разработке муниципальных планов и программ должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. Соответственно, государственные органы при разработке государственных планов и программ должны учитывать мнение органов местного самоуправления. Это позволило бы максимально концентрировать ресурсы для достижения согласованных целей, а также использовать ресурсы более рационально.14

2.2. Наделение органов  местного самоуправления  отдельными государственными  полномочиями

 
     В процессе осуществления органами государственной  власти своей деятельности неизбежно  возникает необходимость реал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.