На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Личные и профессиональные качества социального работника

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Филиал  государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
в г. Воронеже 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 

по  Дисциплине: «Экономические основы социальной работы» 
 
 

на  тему: «Личные и профессиональные качества социального работника» 
 
 
 
 
 

                                                                                           Выполнила:
                  студентка 3 курса 3 группы
                  факультета  «Социальная работа»
                  Селихова  Олеся Владимировна 

                  Проверила:
                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Воронеж 2011
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ:
 
 
Введение………………………………………………………………….....4
 
Социальная  работа, как род деятельности……………………………5
 
Профессиональная  подготовка специалистов………………………...6
 
Эффективность профессионально
важных  качеств социального работника………………………………..8
 
Квалифицированный социальный работник
должен  уметь……………………………………………………………….12
 
Исследования  эффективности деятельности
учреждений  социального обслуживания………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
 
Ассоциация  социальных работников Великобритании в 1989 году дала следующее определение:
 
     Социальная  работа - это ответственная профессиональная деятельность, которая помогает людям, сообществам установить, определить личные, социальные и ситуативные, т.е. обстоятельственные трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает им преодолеть эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Это деятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения, социального образования исправления и надзора над правонарушителями, направленная на диагностику, контроль и реабилитацию лиц, нуждающихся в социальной помощи.
 
     Профессор Сильвия Штаун определяет социальную работу как работу, которую делает социальный работник, оказывая социальную помощь индивидам, группам, удовлетворяя их потребности, помогая мобилизовать все источники общества для оказания помощи. Должность социального работника предоставляется государственными и общественными организациями, а также частными агентствами социальной помощи. Сильвия Штаун считает, что необходимым условием для приема на работу в должность социального работника является наличие квалификации в патронаже — аттестата или диплома.
     Особое  значение имеет уровeнь квалификационных характеристик социального работника.
     В 1991 году решением коллегии Госкомитета  образования от 13.07.90 г. № 14/4 официально введен в перечень должностей институт «специалиста социальной работы».  
     С сентября 1990 года уже была начата, например, профессиональная подготовка социальных педагогов, определены содержание, формы и методы работы социальных педагогов, обоснованы профессиональные требования к ним.
     Актуальность  настоящей работы вытекает из того, что институт «специалистов социальной работы» в настоящее время  проходит своё становление и существует необходимость в качественной профессиональной подготовке и интенсификации деятельности специалистов в данной профессии.
 
     В 90-х годах в России профессия  «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах в нескольких модификациях: социальный работник, социальный педагог, специалист по социальной работе. В настоящее время созданы научные школы, проводятся специальные исследования в области социальной педагогики, формируются различные модели и технологии подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности.
 
 
 
Социальная  работа, как род  деятельности
 
 
     Должность социального работника и специалиста  социальной работы в Российской Федерации  введена в 1991 году.
 
     В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д., организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Профессиональная  подготовка специалистов
 
     Профессиональная  подготовка специалистов осуществляется в учреждениях трех типов, дающих образование  разного уровня:
 
-  учреждения  начального профессионального образования  (лицей, школа и другие);
 
-  среднего  профессионального образования  (училище, колледж и другие);
 
-  высшего  профессионального образования (институты, университеты и другие).
 
     В настоящее время принят государственный  образовательный стандарт высшего  профессионального образования, разработаны  учебные планы, учебные программы  отдельных курсов. Однако сложность  в недостаточном объеме литературы по этой профессии и в специально подготовленных преподавательских кадрах.
 
Профессиональные  знания специалиста  социальной работы включают, прежде всего, необходимость  знания законодательства и основ социально-педагогической деятельности.
 
   Однако  по окончанию высшего профессионального  обучения, по мнению социолога, Лященко  А.И.,  специалист данной профессии  должен обладать следующими профессионально  важными личностными особенностями:
 
    Внимание, стремление понять позицию других;
 
    Дружелюбие, общительность;
 
    Способность стать лидером;
 
    Вежливость, обходительность;
 
    Руководство здравым смыслом, следование предписаниям;
 
    Жизнерадостность;
 
    Толерантность, упорство;
 
    Большое чувство  ответственности;
 
    Способность выполнить работу полную разнообразия;
 
    Энтузиазм в трудовой деятельности, альтруизм;
 
    Способность взаимодействовать со специалистами;
 
    Тщательность  действий;
 
    Аккуратность  и последовательность в работе;
 
    Способность к планированию своего будущего;
 
    Способность к устным высказываниям;
 
    Хорошая память, способность обучать других;
 
    Умение  заботится о других;
 
    Реализация  новых идей, самостоятельность суждений.
 
   Среди факторов и условий, имеющих значение для выпускника учебного заведения  по специальности «социальная работа», влияющих в последующем на профессиональную карьеру, наиболее распространенными являются следующие:
 
В числе отрицательных  сторон:
 
    Недостаточность ведомственной нормативной и  инструктивно-методической базы ввиду  новизны профессии;
 
    Неотработанность  профессионального инструментария по специальности, что приводит к необходимости его самостоятельной разработки специалистом;
 
    Фактор «профессионального одиночества», который означает непонимание  специфики и значения должности  в учреждении в распространенной ситуации наличия в штатном расписании одной ставки специалиста (или даже нескольких, но явно ниже потребностей);
 
В числе положительных  сторон этой работы:
 
    Многообразие  возможных мест работы;
 
    Реализация  положительных качеств личности, организаторских способностей;
 
    Возможность коммуникативного общения;
 
    Развитие  творческих способностей.
 
   При подготовке кадров по специальности  «социальная работа» нужно: развивать  профессиональные особенности личности, соответствующие специальности, вести  более общий обзор профессиональной деятельности специалиста социальной работы, конкретизировать подготовку и специализироваться на определенном виде деятельности специалиста социальной работы, а также при комплектовании групп ввести тестирование, с целью учета личностных качеств будущего «специалиста социальной работы».
 
Вышеизложенное  показывает, что:
 
    Существует  необходимость подготовки специалистов социальной работы, как на базе средних  специальных учебных заведениях так и высших;
 
    Большую роль в подготовке кадров имеет подбор предметов преподавания;
 
    Немаловажную  роль играет подготовка педагогического  состава, существует необходимость  специальной подготовки самих преподавателей, а также укрепление материально-технической  базы учебных заведений;
Учет  личностных качеств абитуриента  через тестирование.
 
Эффективность профессионально  важных качеств социального  работника
 
 
     Каждый  вид деятельности заканчивается  каким-то результатом, по которому оценивается  проделанная работа. Одной из важнейших  оценок результата является эффективность. Социальная работа тоже дает те или иные результаты. Она также оценивается по ее эффективности.
 
     В зависимости от рода деятельности понятие  эффективности определяется по-разному:
    В экономике - это соотношение результатов и затрат (чем лучше результат и меньше затрат, тем выше эффективность).
    В медицине - приближение состояния здоровья пациента после проведения лечения к норме.
    В психологии - степень реализации духовно-нравственных идеалов.
 
Определения вроде бы разные. Но в тоже время  в каждом из них есть обязательные элементы: цель, результат, затраты, общепринятая норма (или идеал).
 
     Главными  в этом перечне являются цель и  результат. Они представляют собой  начальный и конечный пункты деятельности: в начале выдвигается цель, а в  конце получается результат. Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности деятельности. Не случайно определение: эффективность суть степени реализации цели. Конечным выражением этой степени служит результат: он совпадает с целью в большей или меньшей степени.
 
     Сегодня главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.
     В условиях социально-экономического кризиса остро стоит вопрос о роли социальных работников в процессе адаптации различных категорий населения к новым социальным условиям, сложившимся в 90-е годы в Российской Федерации, об активном и профессиональном участии в социальной реабилитации людей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
     Для достижения поставленных задач различным  типам учреждений социального обслуживания и специалистам социальных служб  важно научиться всем и каждому  специалисту проводить в жизнь  отечественную концепцию социального обслуживания населения, основные методологические принципы социальной работы, умело использовать различные технологии социальной работы.
     Эффективность деятельности специалистов по социальной работе может определяться на основе как общих, так и специфических критериев. Общие критерии эффективности социальной работы служат для оценки ее эффективности в целом, скажем в масштабе территориальной социальной службы или отдельного учреждения социального обслуживания на определенной территории, а специфические - для оценки основных видов социального обслуживания, форм и методов социальной работы с различными категориями населения.
 
Выделим принципы, на которых основывается эффективность социальной работы с клиентом:
 
      умение точно  сформулировать проблему клиента;
 
      анализ факторов, вызвавших проблему, а также препятствующих или благоприятных решению проблемы;
 
      оценка разрешимости проблемы;
 
      разработка  плана действий;
 
      вовлечение  клиента в разрешение проблемы;
 
      оценка изменений, достигнутых в положении клиента.
 
Разумеется, критерии, так же как и показатели эффективности осуществления социальной работы в стране могут применяться  на макроуровне (на уровне государства),
    мезоуровне (республика, город, район),  и
    микроуровне (на уровне индивида, клиента).
 
 Что  же касается макроуровня, где,  как правило, имеется в виду  преодоление социальных девиаций  или стабилизация негативных  тенденций социального здоровья  общества и его постепенное  улучшение, то здесь очень трудно  выделить индикаторы, которые бы позволяли определить конкретный вклад социальных работников в преодоление таких девиаций и проблем, как бедность, безработица, бездомность, социальное нездоровье в виде наркомании, алкоголизма, проституции т.п., так как их решение во многом зависит от характера проведения социально-экономических реформ в стране, от осуществления социальной политики, от эффективности реализации механизма социальной безопасности. Нам представляется, что весьма трудно подсчитать коэффициент участия специалистов - представителей различных отраслей социальной сферы (учителей, врачей, социальных работников), например, в разрешении проблем семьи и детей.
 
     Большое значение в повышении эффективности  социальной работы имеет микроуровень - непосредственно деятельность социального работника на уровне клиента.
 
     Не  вызывает сомнения, что критерии и  показатели эффективности отдельных  специалистов по социальной работе, прежде всего контактных социальных работников, имеют первостепенное значение не только для преодоления существующего  сочетания высокого уровня профессионализма специалистов и элементарной некомпетентности целого ряда работников социальных служб, не только для формирования позитивной мотивации профессиональной деятельности. Они нужны, прежде всего, для защиты клиентов социальных служб, исключения или смягчения различного рода отклонений в социальном обслуживании населения.
     Поэтому, как бы ни были важны критерии и  показатели, позволяющие оценить  эффективность развития базисных предпосылок  качественного и своевременного социального обслуживания, надо всегда помнить об индикаторах, позволяющих оценивать уровень доступности и адекватности клиента в предоставленных услугах, уровень доступности и адекватности этих услуг, позволяющих клиенту выйти из трудной жизненной ситуации.
 
     Оценка эффективности работы специалиста по социальной работе, так же как и деятельности социальной службы в целой может по-разному рассматриваться в зависимости от понимания сущности личности клиента и его проблем. Если мы понимаем клиента как человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию вследствие проводимых в Российской Федерации в начале 90-х годов реформ, то это одна постановка вопроса. Но, если мы понимаем личность клиента как совокупность общественных отношений, то, с одной стороны, сравнивать эффективность социальной работы в отношении клиента весьма сложно, а с другой стороны, совокупность условий жизнедеятельности, в которые попадает клиент, можно измерить в количественном отношении, так как каждый человек для обеспечения жизнедеятельности вынужден использовать какие-то ресурсы. Однако возможность использовать ресурсы не есть действительность. Такая возможность нередко зависит от активности самого клиента, вообще человека.
     Следовательно, имеют место такие индикаторы, как:
      «мера активности»,
      «мера свободы», «мера умения использовать свои возможности и ресурсы среды»,
      «уровень развития воли и жизненной силы клиента» и т.п.
 
     Известно, что не каждый человек, попавший в  трудную жизненную ситуацию, может  сам без посторонней помощи выйти  из нее. Значит, кто-то должен придать активности клиента импульс, определить конкретное направление его действий, стимулировать жизненные силы человека, кто-то должен рационально подойти к выбору средств, которые могут привести клиента к выходу из трудной жизненной ситуации, кто-то должен задействовать комплекс условий и ресурсов, позволяющих реализовать конкретные устремления клиента.
Таким человеком  должен стать социальный работник, деятельность которого, как правило, связана с сознательным и корректным изменением жизнедеятельности клиента с учетом реальных возможностей клиента и ресурсов окружающей среды.
 
     Перед социальным работником, как правило, стоит триединая задача:
      во-первых, подходя к клиенту с позиции социально-психологических наук, ему необходимо хорошо представить антологию деятельности клиента (прошлая, настоящая или будущая деятельность клиента рассматривается как деятельность конкретного индивида, включенного в систему общественных отношений; социальные отношения рассматриваются как основа существования индивида; деятельность человека обусловлена способом производства), учитывать особенности индивидуально-субъективного существования человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию (способы субъектного бытия деятельности - пассивного, неполно-активного и активного);
      во-вторых, он должен четко уяснить характеристики клиента (клиентов), т.е. определить отличительные качества, черты, свойства, что позволяет более полно и результативно использовать внутренний потенциал клиента.
      В социальной работе чрезвычайно важно учитывать:
        ценностные особенности человека,
        потребностные,
        мотивационные,
        целевые,
        оценочные характеристики клиента службы.
     Хотя, безусловно, социальный работник вынужден учитывать праксиологические и  онтологические характеристики.
     Пренебрежение к этим характеристикам может  привести к неадекватному истолкованию сути конкретного человека, обратившемуся  в социальную службу за помощью. Только объективный учет таких характеристик может помочь социальному работнику произвести планирование перехода от одного качественного состояния клиента к другому состоянию, другой модификации, необходимой клиенту для выхода из трудной жизненной ситуации; уяснив характеристику клиента, он может переходить к квалификации характеристик.
 
Отмеченные характеристики могут выступать в качестве показателей, позволяющих отслеживать динамику восстановления (или развития) сущностных сил человека под влиянием деятельности специалиста по социальной работе.
 
     Известно, что имеется количественная и качественная природа критериев и показателей эффективности социальной работы. В то же время они носят комплексный характер. Как правило, выделяется группа нормативных критериев, отражающих эффективность процесса предоставления социальных услуг, и система показателей, позволяющих определить состояние клиентов социальных служб. Непосредственным основанием для выделения критериев эффективности социальной работы, осуществляемой через социальные службы, служат цели и задачи социального обслуживания тех или иных категорий населения. При этом оправдано их подразделение по уровням и объектам, т.е. они подразделяются по уровням: общество в целом, регион, населенные пункты, районы, микрорайоны, по объектам - клиент, малая социальная труппа, община и т.п.
 
Исходя  из этой позиции, можно отметить два  существенных понимания эффективности социальной работы:
    Во-первых, она понимается как соотношение достигнутых результатов и затрат, связанных с обеспечением этих результатов. Главное в этом вопросе - измерение (описание) результатов и затрат. Эффективность может выражаться как расчетная, планируемая, а также как фактическая (реально достигнутые результаты работы с клиентами).
    Во-вторых, может использоваться оценка эффективности социальной работы, и в частности социального обслуживания, по основным видам предоставления социальных услуг или комплексу услуг. В этом случае, а он, как известно, чаще всего применяется, принципиальная проблема - это определение субъектов, которые высказывают свои мнения, суждения, умозаключения. В их число, как правило, включаются руководители органов государственного управления, лидеры общественных объединений, специалисты в области социальной работы, практические социальные работники, инспекторы - контролеры и, конечно, сами клиенты.
 
 
Клиенты социальных служб, желая получить материальную помощь, социально – медицинские  услуги или консультации, обращают внимание на такие личностные качества социальных работников, как:
      доброта,
      справедливость,
      отзывчивость,
      профессионализм.
К числу  отрицательных качеств социальных работников клиенты относят:
    безразличие,
    лживость,
    грубость,
    низкий профессионализм.  
Разумеется, дефицит позитивных качеств имеет  отношение к значительно меньшей части социальных работников.
 
Таким образом, совершенно очевидно, что сегодня  при  оценке деятельности различных  учреждений социального обслуживания населения мы не можем ограничиваться такими показателями, как «количество  обслуживаемых клиентов», «число обслуженных семей», «число обслуженных граждан пожилого возраста и инвалидов», «количество предоставленных услуг», «количество поставленных на учет клиентов» и т.д.
 
     Формирование  системы критериев и показателей  эффективности работы социальных служб как составной части эффективности всей социальной работы, только начинается. Думается, что есть основание полагать о целесообразности разработки на первом этапе четырех групп критериев и показателей.
      Первая группа – критерии и показатели эффективности федеральных и региональных целевых программ, направленных на развитие социальной защиты и социального обслуживания различных категорий населения.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.