На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение 3
1. Правовой  статус некоммерческих организаций 5
2. Специфика организации бухгалтерского дела в некоммерческой организации   9
Заключение 28
Список  литературы 30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Некоммерческие  организации занимают особое место в рыночной экономике. Они образуют отдельный сектор, называемый «третьим сектором» (другими секторами являются государство и коммерческие организации).
    Некоммерческие  организации являются субъектом  и неотъемлемым элементом нормально  функционирующего рыночного хозяйства, на которые возлагается создание и реализация общественных благ и услуг. Как показывает опыт ведущих развитых стран, государство в условиях рыночной экономики не способно справиться с решением многих социальных проблем. Для решения проблем в областях здравоохранения и образования, политики и духовного воспитания, спорта и культуры, охраны природы, благотворительности и ряда других создаются некоммерческие организации.
    Таким образом, в настоящее время деятельность некоммерческих организаций в России – важный аспект политических, социальных, а, главное, экономических процессов существования и развития общественного механизма, формирования гражданского общества. Следовательно, регулирование, организация бухгалтерского дела, нормативное хозяйственное обеспечение функционирования таких организаций становятся ключевым объектом изучения учеными и специалистами-практиками.
    Основной  целью некоммерческих  организаций  является удовлетворение общественных потребностей, которое достигается  за счет привлечения целевых средств, поиска спонсоров и грамотного управления полученными денежными средствами, обеспечения прозрачности доходов и расходов.
    Хозяйствование  некоммерческих организаций ведется  отчасти по общему правилу для  всех организаций, но, с другой стороны, имеет свои специфические особенности, отраженные в законодательстве, которые будут рассмотрены в курсовой работе.
    Выбор темы данной курсовой работы обусловлен возрастающей  актуальностью проблемы эффективного функционирования системы  бухгалтерского дела, бухгалтерского учета и отчетности в некоммерческих организациях.
    Целью работы является изучение специфики  организации бухгалтерского дела некоммерческих организаций.
    Реализация  цели исследования потребовала научной  разработки и решения следующих основных задач:
    - изучение правового статуса и отличительных особенностей некоммерческих организаций;
    - рассмотрение специфики организации бухгалтерского дела, бухгалтерского учета и особенностей составления бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций на условных и реальных примерах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Правовой  статус некоммерческих организаций
 
    В зависимости от целей существования  и осуществляемой деятельности все  организации принято подразделять на два вида: коммерческие и некоммерческие. Есть организационно-правовые формы, которые формально относятся к одному из этих двух видов, а фактически одновременно сочетают в себе ключевые признаки и коммерческих, и некоммерческих организаций (потребительский кооператив).
    Развитая  система некоммерческих организаций - неотъемлемый элемент гражданского общества. С их помощью можно совместно решать общие проблемы, удовлетворять и защищать свои потребности и интересы в сфере политики, экономики, культуры, во всех областях общественной жизни. Это независимые от государства организации, способные влиять на государственные институты и в то же время ограждать от их необоснованного вмешательства в общественную жизнь.
    Правовое положение некоммерческих организаций регулируют следующие нормативные акты:
    - Гражданский кодекс РФ (§ 5 «Некоммерческие организации» главы 4 «Юридические лица» части первой ГК РФ);
    - Федеральный закон от 12.01.96 № 7-ФЗ  «О некоммерческих организациях»  (в ред. 24.07.2008 № 161-ФЗ);
    - Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ  «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;
    - иные законы и подзаконные  нормативные акты, относящиеся к остальным видам НКО.
    Некоммерческие  организации (или их аналоги) существуют во всех странах мира. В каждом отдельно взятом государстве такие организации имеют различное общепринятое название (некоммерческие, неправительственные), правовой статус и другие особенности.
    В России понятие некоммерческой организации (НКО) впервые было введено Основами гражданского законодательства СССР и республик, принятыми в 1991 г. НКО – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной  цели своей деятельности.
    Правовые  основы деятельности НКО были установлены  частью первой Гражданского Кодекса  РФ в1995 г. Дальнейшее развитие и детализация  законодательства связаны с принятием в 1995 г. Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и далее других законов для отдельных форм НКО.
    Согласно  ФЗ «О некоммерческих организациях», НКО  – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Можно сказать, что некоммерческие организации – самоорганизации граждан для решения каких-либо социальных проблем. Но следует отметить, что предпринимательской деятельностью НКО заниматься может, но прибыль от этой деятельности должна направляться исключительно на заявленные НКО цели, она не может быть распределена между учредителями и (или) участниками НКО [3, ст.2 п.1].
    Некоммерческие организации имеют большое количество видов и разновидностей. Основные цели их создания [3, ст.2 п.2]:
    - социальные;
    - благотворительные;
    - культурные;
    - образовательные;
    - научные;
    - управленческие;
    - охрана здоровья граждан;
    - развитие физической культуры  и спорта;
    - удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
    - защита прав, законных интересов  граждан и организаций;
    - разрешение споров и конфликтов;
    - оказание юридической помощи;
    - иные цели, направленные на достижение общественных благ.
    НКО может создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы для достижения поставленных целей. Специфика уставной деятельности НКО включает в себя несколько особенностей (см. рис. 1).

    Рис. 1. Специфика уставной деятельности НКО [14, с.138] . 

    Предпринимательская деятельность НКО – приносящее прибыль  производство товаров и услуг, отвечающие целям создания НКО; приобретение и  реализация ценных бумаг, имущественных  и неимущественных прав; участие  в хозяйственных обществах; участие  в товариществах на вере в качестве вкладчика. НКО должна вести раздельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности [3, ст. 24, п. 2].
    НКО обязана уплачивать налоги и сборы. Законодательство РФ о налогах и  сборах учитывает специфику деятельности НКО, предусматривая некоторые особенности налогообложения указанных организаций. При этом в большинстве случаев порядок налогообложения зависит от конкретной организационной формы и сферы деятельности НКО.
    Возможны  следующие организационно-правовые формы для некоммерческих организаций [3, ст.2, п.3]:
    а) общины коренных малочисленных народов РФ;
    б) казачьи общества;
    в) общественные и религиозные организации (объединения);
    г) некоммерческие партнерства;
    д) учреждения;
    е) государственная корпорация;
    ж) автономная некоммерческая организация (АНО);
    з) фонды (социальные, благотворительные и иные);
    и) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
    к) другие формы, предусмотренные федеральными законами.
    Главной и определяющей особенностью НКО  является то, что их уставная деятельность не имеет целью извлечение прибыли. Это вытекает из определения некоммерческой организации, установленного ст. 50 Гражданского кодекса РФ. Под «уставной деятельностью» НКО понимают основную непредпринимательскую деятельность, ради которой данная организация создана.
    Таким образом, в отличие от коммерческих организаций, деятельность которых всегда преследует получение прибыли, уставная деятельность НКО направлена на достижения общественных благ (ст. 2 ФЗ-7 «О некоммерческих организациях»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    Специфика организации бухгалтерского дела в  некоммерческих организациях
 
    Организация бухгалтерского дела в некоммерческих организациях ведется в общеустановленном порядке, согласно пункту 1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, за исключением отдельных изъятий и особенностей, которые зависят от организационно-правовой формы. При этом бухгалтерский учет ряда объектов для НКО не урегулирован существующей нормативно-правовой базой. Ряд ПБУ имеет формулировку «данное ПБУ подлежит применению коммерческими организациями», но аналогичных документов для НКО нет.
    Специфика учета НКО главным образом  связана с учетом уставной непредпринимательской  деятельности. По предпринимательской  деятельности НКО бухгалтерский  учет доходов и расходов ведется  в общеустановленном порядке в соответствие с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». То же касается учета кассовых операций, безналичных расчетов, расчетов с контрагентами и персоналом, учета выпуска продукции и т.д.
    Основная задача бухгалтерского дела в НКО – обеспечение пользователей информацией, необходимой для контроля за деятельностью НКО. Состав же пользователей бухгалтерской информации у НКО существенно отличается от коммерческих организаций. В НКО для внутренних пользователей главное значение имеет информация об объемах финансирования и его структуре (направлениях возможного использования). Данные о финансовой устойчивости организации, составе и структуре ее активов – второстепенны.
    Активы  НКО могут использоваться в уставной деятельности (она обычно связана с осуществлением непроизводственных расходов: на социальные, бытовые, культурные, оздоровительные, спортивные и прочие нужды), а также в производственной или торговой предпринимательской деятельности. Источниками приобретения активов любой организации являются ее пассивы.
    Особенность пассивов НКО – они полностью состоят из собственных средств (третий раздел баланса), а заемные средства обычно не используются (если организация не ведет предпринимательскую деятельность). Собственные средства НКО состоят из уставного капитала (средств, поступивших при учреждении организации) и средств, поступивших в период функционирования НКО (членские взносы, целевое финансирование).
    Движение  активов и пассивов организации  является результатов осуществления хозяйственных операций. По уставной деятельности НКО конечными объектами бухгалтерского учета являются доходы и расходы, осуществляемые в соответствие с финансовым планом. По предпринимательской деятельности НКО конечным объектом бухгалтерского учета являются финансовые результаты (доходы и расходы по предпринимательской деятельности»). Суммы полученной по предпринимательской деятельности прибыли облагаются налогом на прибыль организаций.
    По  большинству вопросов организации  бухгалтерского учета и составления отчетности НКО (кроме бюджетных учреждений) используют те же нормативные документы, что и коммерческие организации (в этих документах приведены общие положения для всех организаций с указанием в отдельных случаях специфики НКО):
    - Федеральный закон от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    - Положение по ведению бухгалтерского  учета, утвержденное Приказом  Минфина Российской Федерации  от 29 июня 1998 года №34н «Об утверждении  Положения по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»;
    - отдельные положения по бухгалтерскому  учету, регулирующие порядок учета  отдельных объектов и операций;
    - План счетов бухгалтерского учета,  утвержденный Приказом Минфина  Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета, финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». 
    Некоммерческие организации  обязаны составлять свою учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета. Некоммерческая организация по общему правилу признается плательщиком налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, в силу чего у некоммерческой организации должна быть и своя налоговая политика.
    Особенности бухгалтерского и налогового учета  в некоммерческих организациях обусловлены их гражданско-правовым статусом, а также механизмом формирования средств, за счет которых они достигают поставленных целей.
    Согласно Федеральному закону от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», некоммерческие организации, так же как и коммерческие фирмы обязаны вести бухгалтерский учет. На это же указывает и статья 32 Закона N 7-ФЗ, в соответствии с которой НКО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом НКО предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими учредительными документами. В соответствии с Законом N 7-ФЗ размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в ее деятельности не могут быть предметом коммерческой тайны.
    К сожалению, действующее бухгалтерское законодательство не содержит единого нормативного документа, определяющего специфику ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях. Исключение касается лишь бюджетных учреждений, которые сегодня ведут бухгалтерский учет на основании Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 30.12.2008 г. N 148н.
    В силу чего при ведении бухгалтерского учета НКО в основном руководствуются  нормами Закона N 129-ФЗ, а также Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 29.07.1998 г. N 34н.
    Кроме того они, как и коммерческие компании, в части учета некоторых объектов или операций руководствуются положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими порядок ведения учетной работы в отношении отдельных объектов учета или операций. Вместе с тем, следует иметь в виду, что действие некоторых бухгалтерских стандартов на некоммерческие организации не распространяется. В качестве таковых выступают:
    - Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 25.11.1998 г. N 56н;
    - Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 16.10.2000 г. N 92н;
    - Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 28.11.2001 г. N 96н;
    - Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 27.01.2000 г. N 11н;
    - Положение по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008), утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 29.04.2008 г. N 48н.
    Из статьи 6 Закона N 129-ФЗ вытекает, что за организацию бухгалтерского учета в НКО отвечает ее руководитель, он же утверждает и учетную политику некоммерческой организации. Как сказано в статье 5 Закона N 129-ФЗ, организации самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом они обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет. Таким нормативным документом в отношении формирования и раскрытия учетной политики сегодня выступает Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 06.10.2008 г. N 106н.
    Причем  в силу пункта 3 ПБУ 1/2008 в части формирования учетной политики оно в полной мере распространяется и на некоммерческие фирмы.
    В составе своей учетной политики НКО должна утвердить:
    - рабочий план счетов бухгалтерского  учета, содержащий синтетические  и аналитические счета, необходимые  для ведения бухгалтерского учета  в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
    - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета,  а также документов для внутренней  бухгалтерской отчетности;
    - порядок проведения инвентаризации  активов и обязательств организации;
    - способы оценки активов и обязательств;
    - правила документооборота и технологию  обработки учетной информации;
    - порядок контроля над хозяйственными  операциями;
    - другие решения, необходимые для  организации бухгалтерского учета.
    При разработке своего рабочего плана счетов некоммерческие организации, как правило, руководствуются Типовым планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
    Причем  необходимость утверждения своего рабочего плана счетов в первую очередь  связана с созданием в НКО  такой схемы учета, которая обеспечивала бы ей не только требуемую детализацию учетных процессов, но и позволяла бы с минимальной трудоемкостью формировать необходимую бухгалтерскую и статистическую отчетность. При разработке своего рабочего плана счетов НКО должна руководствоваться тем составом хозяйственных операций, которые осуществляются ею постоянно, кроме того следует учесть те операции, которые она намерена осуществлять в ближайшем будущем. Особое внимание некоммерческая организация должна уделить балансовому счету 86 "Целевое финансирование", на котором отражаются сведения о суммах, полученных от источников финансирования некоммерческой организации. Особенностью деятельности таких компаний является то, что они ведут свою деятельность в рамках сметы доходов и расходов, составляемой ими ежегодно исходя из предполагаемых поступлений и направлений расходования, имеющихся в ее распоряжении и поступивших денежных средств. При этом форма сметы доходов и расходов, ее состав и структура показателей разрабатывается НКО самостоятельно с учетом специфики своей деятельности, а ее использование закрепляется в учетной политике.
    В качестве источников финансирования НКО  могут выступать:
    - регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
    - добровольные имущественные взносы  и пожертвования;
    - выручка от реализации товаров,  работ, услуг;
    - дивиденды (доходы, проценты), получаемые  по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
    - доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
    - другие, не запрещенные законом  поступления.
    Законами  могут устанавливаться ограничения  на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а  в части учреждений, в т.ч., отдельных типов.
    Рассмотрим  подробнее ведение бухгалтерского учета некоммерческой организации:
    а) учет уставного капитала.
    Гражданским кодексом РФ предусмотрена необходимость  формирования ставного капитала некоммерческих организаций, а регистрирующие органы требуют его внесения для тех некоммерческих организаций, которые созданы за счет средств и имущества учредителей.
    Уставный (складочный) капитал образуется в  том случае, если некоммерческая организация  имеет статус юридического лица, а  юридическое лицо - собственник, например, некоммерческого учреждения - финансирует его и несет ответственность по его обязательствам.
    Но  большинство некоммерческих организаций  создаются в такой форме, при  которой их участники не имеют  прав на переданное этим организациям имущество, и даже на членские взносы. Соответственно, они не отвечают по обязательствам этих некоммерческим организаций.
    В этом случае образуется не уставный капитал, а уставный фонд. Возможность его  формирования с использованием счета 80 «Уставный капитал» предусмотрена Планом счетов. В дальнейшем любой вклад в некоммерческую организацию в соответствии с ее уставными документами будем условно называть «уставный капитал». Порядок формирования долей учредителей, сроки внесения денежных средств и (или) имущества в уставный капитал определяются в уставе и учредительном договоре.
Учет  уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Сальдо по счету 80 должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах. Операции по счету 80 «Уставный капитал» производятся при увеличении или уменьшении доли уставного капитала, осуществляемом в установленном порядке, и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы.
    Учет  имущества, предоставленного в собственность некоммерческих организаций в счет вкладов в уставный капитал в натуральной форме, производится по стоимости, определенной по договоренности учредителей.
    Учет  имущества, предоставленного некоммерческим организациям в натуральной форме  в пользование организации в счет вкладов в уставный капитал, производится по стоимости, определенной, исходя из арендной платы за пользование этим имуществом, исчисленной за весь указанный в учредительных документах срок деятельности организации или другой установленный учредителями срок.
    Аналитический учет по счету 80 «Уставный капитал» организуется таким образом, чтобы обеспечить учет информации по учредителям организации. Хозяйственные операции, отражающие создание уставного капитала, показаны в таблице 2.1;
    Таблица 2.1
    Учет  уставного капитала некоммерческой организации
Содержание  хозяйственной операции Дебет Кредит Сумма
Зарегистрирован уставный капитал некоммерческой организации  в сумме вкладов учредителей 75 80 100000
Поступление вкладов учредителей в виде денежных средств 50,51,52 75 25000
Взнос вкладов в виде основных средств  и нематериальных активов 08 75 45000
Взнос вкладов в виде материальных ценностей 10 75 20000
Внесение  в счет вкладов прав пользования  землей, водой, другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иных имущественных прав 04 75 10000
 
    б) учет поступления средств целевых поступлений.
    Если  источников финансирования НКО несколько, то на счете 86 необходимо организовать обособленный учет по всем источникам финансирования, а если это возможно, то и по финансируемым программам или проектам. Например, в соответствии с классификацией доходов можно рекомендовать открытие к счету 86 следующих субсчетов:
    - 86-1 «Вступительные членские взносы»;
    - 86-2 «Добровольные взносы и пожертвования  от юридических и физических  лиц»;
    - 86-3 «Целевые поступления от юридических  и физических лиц»;
    - 86-4 «Ассигнования из бюджета»;
    - 86-5 «Доходы от внереализационных  операций»;
    - 86-6 «Средства от собственной предпринимательской деятельности» и т.д.
    При разработке вариантов системы учета  целевых средств организация  может использовать субсчета второго  и третьего порядка. Важным представляется и выбор метода отражения целевых  средств на счете 86 суммы целевых поступлений - в момент их непосредственного получения (кассовый метод) или же, когда у НКО имеется уверенность в том, что целевое финансирование будет получено (метод начисления). Обычно НКО учет поступлений целевых средств ведет в порядке, который применяется коммерческими фирмами - по получении достоверной информации о выделении финансирования. Избранный вариант учета в обязательном порядке закрепляется в учетной политике.
    Учет  поступления средств целевого финансирования целесообразно вести в порядке, установленном для коммерческих организаций, то есть по поступлении достоверной информации о том, что необходимые средства будут выделены и получены организацией. В этом случае дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредитуется счет 86 «Целевое финансирование». После фактического получения денежных средств или иного имущества дебетуются счета учета активов и кредитуется счет 76.
    Такой порядок учета соответствует  основному принципу бухгалтерского учета - принципу начисления, предполагающему фиксацию доходов и расходов в момент их возникновения независимо от даты оплаты;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.