На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального образования
“Хабаровская  государственная  академия экономики  и права” 

Кафедра государственного и  муниципального управления 
 
 
 
 
 

                       КУРСОВАЯ РАБОТА  

Тема: «Государственная поддержка малого
         и среднего бизнеса в России» 
     
     
     
     
     

     Выполнил: Машкина К.С
     Проверил: ____________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      2012 г.
 

     План  

    Введение 
    Глава 1.
      Характеристика малого предпринимательства.
      Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России
      Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки
     Глава 2.
     Государственная поддержка малого предпринимательства
     2.1 Основные направления  государственной  поддержки
     2.2 Использования программно-целевых  методов управления  для решения задач  развития и государственной  поддержки малого  предпринимательства
     Глава 3.
     3.1 Основные направления совершенствования государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства
     Заключение
     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Введение  

     Формирование  и развитие малого предпринимательства  является основным условием становления  конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований.
     В настоящее время в экономике  России ключевым источником роста эффективности  производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.
     Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
     Предприятия малого бизнеса являются гибкой и  динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота.
     Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
     Цели, принципы и направления помощи малому бизнесу фиксируются в государственных  программах поддержки малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому предпринимательству. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. В нашей стране преобладает подход, в соответствии с которым на федеральном и региональном уровнях разрабатываются немногочисленные комплексные программы, рассчитанные, как правило, на год-два.
     Цель  данной работы – на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации.
     Объект  исследования в курсовой работе –  малое предпринимательство. Предмет исследования – государственные меры поддержки малого предпринимательства.
     Согласно  поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи, которые необходимо решить в ходе данной работы – изучить теоретические аспекты и нормативную базу проблемы государственного регулирования и поддержки малого бизнеса.
 

      1.1 Характеристика малого предпринимательства 

     Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних  предприятий, выступающих как экономические  субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
     Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных  с тенденцией к монопольным структурам и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
     С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные  фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
     Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ  по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствуют дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
     Развитие  мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого предпринимательства ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
     Вместе  с тем малому предпринимательству  присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.
     Признаки, являющиеся общепризнанными при  качественной характеристике малого предпринимательства:
    Самостоятельность предприятия;
    Способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
    Соединение предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
    Личность предпринимателя накладывает существенный отпечаток на облик предприятия, в особенности его связи оказывают решающее влияние на успех предприятия;
    Слабо выражен формальный характер связей: преобладание личных контактов между сотрудниками, а также между сотрудниками и предпринимателем;
    Преобладает тактическое мышление и стратегия краткосрочных решений и действий;
    Деятельность ограничена - регионально или определенными размерами рынка.
     Качественные  критерии обладают одним недостатком: их трудно измерить. Поэтому исследователи, юристы, статистики используют при  разграничении малых, средних и  крупных предприятий количественные критерии, которые легче поддаются  измерению.
     Но  во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
     Единого международного стандарта классификации  предприятий, их деления на малые, средние  и крупные не существует. Это зависит  от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каждой страны. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. Кроме того, средняя численность работников за отчётный период не должна превышать следующих предельных уровней:
    в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
    в научно-технической сфере – 60 человек;
    в оптовой торговле – 50 человек;
    в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
    в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
     При этом к среднегодовой численности основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда. Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, в распоряжении выпускаемой  продукцией, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деятельности предприятия. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.
     Упомянутый  выше закон является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса. Таким образом, важно оценить значимость развития малого предпринимательства, способного коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих товаров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс.
 

     
     1.2 Основные проблемы и факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства в России 

     Можно выделить две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства, вторая – частного, преимущественно организационного характера.
     Особенностью  регулируемого рынка является, во-первых, наличие условий для свободного инвестирования средств в различные сферы, а смысл государственного регулирования заключается не в воздействии на систему цен, а в формировании оптимальных пропорций. Во-вторых, такой рынок требует совершенного механизма регулирования покупательского спроса, т.е. формирования повышенного дохода, а, следовательно, и более высокой покупательной способности у большинства населения, что и выступает движущей силой производства.
     Из  этого вытекает причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства – снижение покупательского спроса и свертывание внутреннего потребительского рынка. Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу, покупательные возможности которого обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров. Большинство населения в России составляют третий класс – с малым покупательским спросом, который и определяет уровень потребностей, на которые должно ориентироваться и работать производство.
     Еще одно обстоятельство отрицательно влияет на покупательную способность населения, а, следовательно, и на развитие малого предпринимательства, ? рост потребительских цен; он опережает повышение оплаты труда. В этих условиях спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах, а промышленные товары оказываются невостребованными. Второе обстоятельство связано с уровнем разрыва доходов между полярными группами населения.
     Таким образом, сдерживающим фактором развития промышленного предпринимательства  является сужение внутреннего потребительского рынка. Это обусловливается приобретающим все более ощутимый характер процессом сокращения общей платежеспособности населения. С другой стороны, в силу постоянного роста цен увеличивается доля расходов на приобретение продовольственных товаров, сокращается спрос на промышленные товары. Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
     Третья  причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана  с существующей системой налогообложения.
     Совершенно  очевидно, что в современных условиях переходного состояния общества и переходной экономики в России необходима стройная система мер  общественной и государственной  поддержки предпринимательства  на всех уровнях управления: федеральном, региональном, местном, основанная на аналитических методах познания и управления, связанных, конечно, со значительными затратами на научное, информационно-аналитическое обеспечение программно-проектных разработок.
 

      1.3 Место малого предпринимательства в современной экономике и зарубежный опыт его государственной поддержки 

     Малое предпринимательство представляет собой одновременно важное действующее  лицо в экономической жизни, гармоничное  развитие которой возможно только в  условиях разнообразия форм осуществления хозяйственной деятельности, и инкубатор для развития новых бизнесов – «подростковый» слой среднего и крупного предпринимательства. Указанная двойственность обуславливает неоднородность малого предпринимательства как экономического явления, включающего в себя и основанные на персональном мастерстве ремесленные хозяйства, и структуры, обеспечивающие функционирование крупного бизнеса, и предприятия, созданные для реализации нововведений – производства новых продуктов, внедрения новых технологий, завоевания новых рынков и т.д.
     Принципиально важное место малого предпринимательства  в современной развитой экономике  обусловлено, с одной стороны, процессами сближения технической оснащенности крупных и мелких предприятий, диверсификации организационных форм производственной кооперации на базе бурно развивающихся информационных технологий, а с другой – преимуществами малых предприятий по сравнению с крупными:
     ? узкая специализация (на разработках  и продвижении одного - двух видов  продукции в строго ограниченных сферах современной науки и технологии);
     ? наличие значительной доли высококвалифицированных  специалистов в структуре занятых;
     ? высокая доля затрат на НИОКР, поскольку  выпуск качественно новой продукции - это одно из основных средств малых  предприятий для выхода на рынок или сохранения своего места на нем;
     ? создание и перепрофилирование малых  предприятий требуют меньших  затрат, которые при благоприятных  шансах рынка сравнительно быстро окупаются; такие предприятия имеют большие  возможности в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе;
     ? гибкость, способность быстро приспосабливаться  к новым требованиям, выдвигаемым  научно-техническим прогрессом, что  особенно важно в условиях углубления специализации и диверсификации производства, расширения номенклатуры выпускаемой продукции, индивидуализации производства и спроса;
     ? возможность оперативного освоения выпуска мелкосерийной, уникальной продукции, поскольку, по мере научно-технического прогресса, постоянно возникают рынки новых товаров и услуг, емкость которых на первых порах незначительна, не требует массового производства.
     Разработка  новых и коррекция устоявшихся  терминов, связанных с понятиями  инноваций и инновационной деятельности, преследует, кроме чисто теоретической, еще и практическую цель - получение эффективного рабочего инструмента, для измерения инновационных процессов на разных уровнях управления им. Он выступает важным институциональным фактором диффузии знаний и их коммерциализации, трансфера технологий и выведения новых продуктов на рынок. В инновационном процессе выделяется этап, включающий необходимые операции до выведения продукта на рынок: исследования и разработки, завершающиеся документированным описанием технологии или опытным образцом, которые затем могут выводиться на рынок. Как правило, именно на этом этапе малый и средний бизнес показывают более высокую эффективность по сравнению с крупным. С точки зрения жизненного цикла продукта они менее всего пригодны для стадии быстрого распространения продукта на широком рынке. Здесь подключается крупный бизнес. Учитывая, что продукт стареет на рынке, крупные фирмы должны заботиться о его замене новым уже на стадии расширения рынка, что создает у них заинтересованность в сотрудничестве с малым бизнесом, подключающимся к поиску новых вариантов. Таким образом, создаются условия для постоянной работы малого бизнеса в процессе непрерывного совершенствования производства.
     Крупные предприятия с большей осторожностью  относятся к нововведениям, они  как можно дольше избегают радикальных изменений, ибо последние несут с собой угрозу больших потерь. Малые предприятия, чей риск в денежном выражении менее весом, склонны к более радикальным и рискованным нововведениям. Они реализуют менее капиталоемкие проекты, но по широкому спектру направлений и сфер деятельности. Владельцы малых инновационных предприятий часто имеют более высокую, проникнутую творческим энтузиазмом мотивацию по сравнению с менеджерами, и тем более акционерами крупных компаний.
     Анализ  зарубежной практики государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что ее формы и содержание весьма многообразны. Характерная общая черта - множественность каналов получения такой поддержки, отсутствие монополизма какого-либо одного ведомства при наличии органа, вырабатывающего национальную политику в данной области и координирующего ее осуществление. За рубежом также огромное значение придается формам взаимодействия органов господдержки малого предпринимательства и институтов его самоорганизации, таких как ассоциации, общества взаимного кредитования, структуры субконтрактации и франчайзинга.
     В настоящее время в европейском  Союзе и за его пределами реализуется  множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства, дополняющих  мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняется разнобой в определениях сектора малого и среднего предпринимательства, принятых в отдельных странах и отдельных международных организациях, оказывающих поддержку этим секторам. Тем самым возникают неравные конкурентные условия между предприятиями, попавшими либо нет (в силу указанного различия определений) в зону влияния программ поддержки.
     Следовательно, актуальной остается задача унификации определений малого и среднего предпринимательства, действующих в разных странах и на международном уровне.
 

Глава 2. Государственная  поддержка малого предпринимательства 

     2.1 Основные направления  государственной  поддержки 

     За  последнее десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
     Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:
     - государственные нормативно-правовые  акты, направленные на поддержку  и развитие малого предпринимательства;
     -государственный  аппарат, представляющий собой  совокупность государственных институциональных  структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;
     -государственная  инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:
     1.Основным  инструментом реализации государственной  политики служат федеральные,  региональные, отраслевые (межотраслевые)  и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.
     Руководство реализацией государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства  осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.
     2. Государственный аппарат системы  поддержки малого предпринимательства  включает государственные структуры,  ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:
     В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.
     Помимо  сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует  сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.
     Региональные  фонды учреждены правительствами  субъектов федерации, муниципальные  фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.
     Возможно  несколько организационных форм предпринимательства в зависимости  от желания, возможностей, личностных качеств, семейных обстоятельств, профессии, места жительства и других факторов. Имеющиеся учебные мастерские при учебных центрах службы занятости являются одним из каналов, содействующих предпринимательству, где, во-первых, отрабатываются профессиональные навыки, во-вторых, обеспечивается временное трудоустройство, в-третьих, приобретаются не только профессиональные, но и организационные навыки по созданию подобной мастерской, например, в районном центре. На базе районных центров занятости могут быть созданы подобные мастерские, где помещение и оборудование могут быть предоставлены на льготных условиях районным центром занятости. Фонд содействия занятости совместно с районными центрами может оказывать финансовую поддержку, информационную и консультативную помощь. Правовая форма может быть различной, учредителем такой мастерской может быть районный центр занятости либо коллектив людей, которые решили создать такую мастерскую. Парикмахерская, вязальная мастерская, мастерская по изготовлению и ремонту меховых изделий, мастерская по изготовлению изделий из лозы – вот лишь несколько возможных сфер деятельности таких организаций. Фонд может оказывать содействие на тех условиях, которые уже были описаны, людям, решившим самостоятельно создать небольшую фирму, объединяющую людей, имеющих профессии по различным специальностям. Кроме первоначальной финансовой и информационной поддержки, фонд может оказывать организационную помощь:
     Например, чтобы арендовать помещения или  найти сотрудников для своей организации в информационном центре фонда существует база данных, в которую внесены сведения о тех, кто хочет получить работу по окончании переобучения по приобретенной специальности. Возможно создание биржи надомного труда или содействие, совместно с государственными органами занятости, созданию предприятия, использующего надомный труд. Человек может решить заняться индивидуально-трудовой деятельностью.
     В данном случае, финансовая помощь чаще всего не нужна. Фонд может оказать, кроме информационной и консультативной помощи, помощь в размещении рекламы продукции или услуг, в поиске возможных потребителей по имеющемуся банку данных информационного центра, юридическую помощь. Человек, ставший членом фонда, должен быть уверен, что он является гарантией обеспечения надежности заключаемых договоров с поставщиками сырья либо с покупателями продукции, то есть фонд является защитником ее прав. При фонде возможна организация выставок-продаж продукции, создание магазина.
 

     
     2.2 Использования программно-целевых методов управления для решения задач развития и государственной поддержки малого предпринимательства 

     В современной экономической литературе под программно-целевой деятельностью (управлением) понимается система подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Программа в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, а также информации об этих действиях. Синтез понятий «программа» и «цель» образует категории «программно-целевая деятельность, «программно-целевые методы», «программно-целевое управление», «целевые программы». Сочетание терминов «программность» и «целенаправленность» позволяет выделить круг программных действий, обладающих направленностью, в совокупность целеориентированных мер. Такие меры образуют целенаправленный программно-целевой комплекс, в котором цель деятельности выходит на первый план, становится, с одной стороны, главным ориентиром, а с другой - связующим звеном всей системы действий.
     Программно-целевое управление представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер (действий), проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели. Определенная подобным образом программно-целевая деятельность имеет самые разные формы, получившие название «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «социально-экономическое программирование». Все формы, виды деятельности, охватывающие планирование, прогнозирование, организацию, координацию на программно-целевой основе, используют общую методологию, называемую программно-целевым подходом, или программно-целевым методом. Такая методология наиболее характерна для процессов выработки и реализации управленческих решений, связанных с задачами, не находящими решений в экономике как управляемой системе.
     Программно-целевое  управление является конкретизацией системного подхода, рассматривающего объект управления как сложную целеустремленные систему, имеющую свои функции, структуру, связи.
     Целевая программа по своей сущности должна являться адресным документом, в котором  должны быть сбалансированы используемые ресурсы, по исполнителям и срокам завершения. Таким образом, в целевой программе интегрируется полный комплекс научно-исследовательских, социальных, экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, направленных на решение одной или нескольких народнохозяйственных задач.
     На  региональном уровне программно-целевой  подход в управлении применяется хотя и в русле его общей методологии, но имеет свои специфические черты. Помимо характерной для региональных программ максимальной нацеленности на решение социальных проблем территории, им в еще большей степени, чем федеральным программам, свойственен поиск возможностей расширения горизонта программ, использование современных методов бюджетирования, использование механизмов государственно-частного партнерства в подготовке и реализации программ. Региональные программы в принципе не могут быть эффективны без увязки с программами развития муниципальных образований, с одной стороны, и соответствующими федеральными программами - с другой.
     Уже в настоящее время подобные программы обеспечивают активное воздействие на всю предпринимательскую среду посредством целевых установок и взаимосвязанного использования различных экономических, правовых и иных механизмов. Это позволяет органам государственного управления сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей хозяйственного и социального развития региона и сформировать в рамках его хозяйственного комплекса адекватную современной экономике систему институтов рынка, предпринимательства и государственного регулирования. Этот метод позволяет достичь максимальной эффективности привлекаемых ресурсов, гибко учитывать специфику переходных процессов и одновременно - хозяйственные и социальные особенности, а также потенциальные источники развития отдельных типов регионов России. Одним из секторов экономики регионов, регулирование которого на протяжении более чем десяти лет реформ осуществляется на основе комплексных целевых программ, является малое предпринимательство.
     Региональные  программы поддержки малого бизнеса, несмотря на наличие серьезных финансовых, организационных и правовых проблем, реализуются в настоящее время почти во всех субъектах РФ и разрабатываются на достаточно длительную перспективу. Есть основания полагать, что в ближайшее время эти программы сохранят и усилят свои позиции в экономической политике регионов по отношению к малому бизнесу. Вместе с тем, пока действующие региональные программы поддержки малого бизнеса не обеспечивают ощутимых результатов для его развития и реального позитивного влияния на экономику субъектов РФ в целом. В этих условиях крайне важно уточнить правовой статус этих программ (региональные законы о государственных целевых программах); сформулировать единые требования к их разработке, обеспечить взаимосвязь с общей программой (стратегией) социально-экономического развития субъекта РФ на среднесрочную перспективу.
     Необходимо  дальнейшее совершенствование методологии  разработки названных программ с  целью осуществления их не как  символических и достаточно обособленных от общей экономической стратегии  региона мероприятий, а как программ, «весовых» по формулируемым целям и задачам, разносторонних по содержанию, а также достаточно результативных по своим важнейшим экономическим и социальным показателям. Первоочередной задачей является переход от программ поддержки малого бизнеса к программам его устойчивого, долговременного развития. Механизмы таких «программ развития» должны быть интегрированы в систему управления региональным народнохозяйственным комплексом и подчинены его приоритетам. В первую очередь, это должно реализовываться через взаимное согласование программ и иных мер, ориентированных на поддержку малого бизнеса, с общей стратегией и конкретной программой социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу. Региональная целевая программа поддержки малого предпринимательства должна представлять собой разносторонне мотивированный и четко целеориентированный комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, взаимоувязанных по ресурсному обеспечению, по исполнителям и срокам, обеспечивающим эффективное использование потенциала малого предпринимательства в решении проблем социально-экономического развития субъекта РФ.
     В этой связи построение эффективно действующей  системы государственной поддержки малого предпринимательства и реализация ее задач методами программно-целевого управления невозможно вне четко представления о воспроизводственных функциях малого бизнеса (экономических, социальных. фискальных и пр.) и их особенностях в рамках экономики конкретного региона и конкретного этапа ее развития. Таким образом, при разработке рассматриваемых региональных программ важно отталкиваться от воспроизводственных функций малого предпринимательства (формирование рабочих мест и доходов; насыщение и демонополизация рынков; пополнение бюджетов всех уровней; утверждение среднего класса и пр.), характеризующих его наиболее значимые функции в экономике данного субъекта РФ и, следовательно, специфику целей и задач политики его поддержки на региональном уровне.
     Важнейшим принципом программного метода управления выступает и его целевой характер, т.е. вменение программным мерам  системы эшелонированных во времени  целей, объективно отражающих как реально  имеющуюся картину экономики  региона и сферы малого предпринимательства (на момент подготовки программы), так и приоритеты их развития на весь срок действия программного документа. Применительно к разработке целевых программ поддержки малого бизнеса программно-целевой подход предполагает непосредственную ориентированность мер государственного регулирования на некий конечный результат, имеющий конкретные количественные и качественные параметры. Однако в действующих региональных программах применение целевого метода формализовано; практически не встречаются попытки зафиксировать целевые установки данных программ по количественным и качественным параметрам развития сферы малого предпринимательства исходя не вообще, а именно исходя из общего анализа социально-экономического положения региона и его долговременных изменений.
     Эффективное использование программно-целевого метода управления, в том числе, для  решения задач развития и государственной  поддержки малого предпринимательства, возможно только на основе устойчивости его ресурсного обеспечения. В современной экономике ограничителями развития сферы малого предпринимательства выступают многие виды ресурсов, в том числе, финансовые кадровые, информационные и пр. Содействие в восполнении этих ресурсов и выступает одной из целей всей поддержки малого бизнеса и требует привлечения значительных средств, которые не всегда имеются в наличии на субфедеральном уровне управления. Недостаточность финансирования программ определяется, прежде всего, общей нехваткой средств в бюджетах субъектов РФ, неустойчивостью их доходной базы из-за зависимости от изменений в системе межбюджетного регулирования. Кроме того, постоянно давало о себе знать несовпадение временного горизонта программ (как правило, не менее 2-3 лет) и действовавших горизонтов бюджетного планирования (1 год).
     В современных условиях выдвигаются  следующие направления работы по обеспечению устойчивости экономического (прежде всего, финансового) обеспечения  региональных программ поддержки малого предпринимательства: а) переход к  трехлетним рубежам бюджетного планирования; б) повышение доли внебюджетных источников финансирования программ, в частности, в рамках практики частно-государственного партнерства; в) более тесная интеграция в систему материального обеспечения программ ресурсов нефинансового характера, прежде всего, за счет сферы имущественных отношений; г) выделение среди субъектов малого предпринимательства адресных групп поддержки по степени участия в ней бюджетных средств; д) усиление факторов поддержки, действующих в системе закупок для государственных и муниципальных нужд; е) введение в рамках управления финансами программ практики «бюджетирования ориентированного на результат».
     Переход к преобладающему значению адресных, в том числе, бюджетно малозатратных форм государственной поддержки малого предпринимательства в равной мере может быть объяснен и теми изменениями, которые произошли в последнее десятилетие в среде самого предпринимательства, где отчетливо выделились различные группы субъектов хозяйствования, ориентированные на различные формы и виды государственной поддержки. В этих условиях действенность программ поддержки определяется уже не объемом израсходованных средств, а мерой соответствия практическим нуждам отдельных целевых групп субъектов малого предпринимательства. Пример такой новой ориентации в практике государственной поддержки – содействие в становлении производственной и иной кооперации малых предприятий со средними и крупными. Применение системы субконтрактации как фактора поддержки малого предпринимательства активно предлагается в г. Москве с использованием возможностей Межрегионального центра промышленной субконтрактации и партнерства, а также в Новгородской области и ряде других регионов России.
     Достаточно  широко распространенной малозатратной с бюджетной точки зрения формой поддержки малого бизнеса становится лизинг, с помощью которого малые предприятия могут получить в аренду на льготных условиях технологическое и торговое оборудование, грузовой автотранспорт и целые имущественные комплексы («лизинг под ключ»). Сюда же относится развитие институтов микрофинансирования, страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства. Эффективны и такие бюджетно-малозатратные мероприятия, как: упорядочение деятельности контролирующих и надзорных органов при осуществлении ими проверок деятельности малых предприятий; упрощение процедуры лицензирования; развитие кредитования малого бизнеса на основе государственных гарантий и компенсации части ставки процента по кредитам.
     Усиление акцента на бюджетно-малозатратные формы государственной политики в отношении малого предпринимательства будет оказывать существенное воздействие на практику применения программно-целевого метода его поддержки. Формально объемы финансирования программ могут стабилизироваться и даже сократиться, но объем привлекаемых информационно-аналитических и организационных ресурсов, необходимых для осуществления программы в такой структуризации может возрасти. Повышаются и требования к профессиональной подготовленности управленческих кадров, участвующих в разработке и практическом осуществлении программ, включая обоснование необходимых объемов финансирования, тесную связь программ с современными методами бюджетирования и пр. Аналогичные требования в отношении использования программного метода возникают и в связи с тенденциями децентрализации и фактическим переходом (как в г. Москве) к единой взаимоувязанной системе региональных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства, включая четкое разграничение «зон ответственности», практику совместного финансирования отдельных мероприятий и пр.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.