Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современная экономическая стратегия государства и ее воздействие на социально-трудовые отношения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание

                           Стр.

    Введение……………………………………………………………………………3        

Глава 1. Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г………..5        
           1.1. Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г……………………………………………………………………………..5           
1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ…………………..7         1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ…………………10 

Глава 2. Договорное регулирование социально-трудовых отношений в РФ…13      
       2.1. Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения……………………………………………………………………………..13                   
          2.2. Особенности  управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе………………………………………………….17
      2.3.    Европейская социальная хартия как механизм обеспечения прав человека…………………………………………………………………………………18 

    Глава 3. Социальное партнёрство как форма регулирования трудовых отношений ……………………………………………………………………………...27     
        3.1. Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….27   3.2. Российская трёхсторонняя комиссия как высшей орган системы социального партнёрства……………………………………………………………...29 
       3.3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации…………………………………………….31 

    Заключение………………………………………………………………............33          

    Список  литературы…………………………………………………………….34          
 
 
 
 
 
 

Введение
     Сегодня в условиях усиления глобальной конкуренции, ускоряющихся технологических изменений, возрастания роли человеческого капитала мы должны уметь работать на опережение, на определение проблем и путей их решения, с которыми наша экономика в полной мере еще только начинает сталкиваться, или столкнется в будущем.
     Именно на фоне таких событий возросла актуальность  принятия Стратегии социального - экономического развития России до 2020 г, ведь принимая оперативные решения по стабилизации финансовой системы, поддержанию экономического роста, развитию социальной сферы мы обязательно должны держать в поле зрения долгосрочную перспективу.
     Также в настоящее время в условиях социально-экономического развития РФ одним из обязательных элементов политики государства становится социальное партнёрство, обеспечивающее практическое выполнение конституционных прав и свобод граждан. Повышение эффективности социального партнерства между представителями работодателей, профсоюзов и органами государственной власти является одним из главных направлений будущей концепции развития трудовых ресурсов в РФ. 

Цель  данной работы – рассмотрение стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и изучение основных нормативных актов, регулирующих социально-трудовые отношения. 

Актуальность  данной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
    формирование новой инновационной стратегии развития РФ
    увеличение значимости социальной сферы в развитии рыночной экономики
    рост внимания к вопросам эффективности регулирования социально-трудовых отношений
    повышение роли социального партнёрства в регулировании трудовых отношений
Согласуясь  с целью работы, нужно решить следующие  задачи:
      рассмотреть стратегию социально-экономического развития России до 2020 г.
      выявить основные нерешённые социальные проблемы в РФ и определить приоритеты государственной политики
      изучить нормативно-правовые акты, регулирующие социально-трудовые отношения
      определить особенности российских трудовых отношений
      сформулировать обоснованные выводы и оценки по результатам анализа
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава 1.Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года 

     Начать  данную главу следует с определения экономической стратегии. Экономическая стратегия – это форма долгосрочного управления социально- экономическими процессами на разных уровнях экономической системы. Экономическая стратегия вырабатывается государством. Она рассчитывается на 10-15 лет: определяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения. Намечаемые ориентиры характеризуются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, уровнем благосостояния населения и его доходов, темпами инфляции и др.
     На  современной постиндустриальной стадии развития экономическая стратегия  государства реализуется через  пакеты стратегических долгосрочных программ: социальных, экономических, научно-технических, экологических, инновационных и др. Главным направлением государственного стратегического управления становится усиление социальной направленности развития экономики.
     1.1.Основные положения Стратегии социально-экономического развития РФ  до 2020 г1
     Представленная на февральском заседании (февраль 2008 г.)  Госсовета президентская стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. (далее - Стратегия), по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с энергосырьевого на инновационный путь развития.
     Смысл заявленной Президентом Стратегии  вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от правительственных программ прошлых лет данная Стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности. Возникает надежда, что, получив правильные ориентиры, государственная машина и деловое сообщество смогут повернуть, наконец, экономику страны на инновационный путь развития, вывести ее на траекторию быстрого и устойчивого роста на передовой технологической основе.
     Президент в своем февральском  выступлении на Госсовете  определил основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 г.: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60-70% численности населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет. При этом он призвал "сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда".
     Следует отметить, что в отличие от прошлых  стратегий, исходивших из наивного представления  о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешняя Стратегия демонстрирует трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность, стремительно опускающейся на сырьевую периферию мирового рынка, лишающейся внутреннего потенциала самостоятельного развития. Несмотря на решение задачи удвоения ВВП за последнее десятилетие, Президент совершенно правильно констатирует тупиковость энергосырьевого сценария развития, низводящего Россию до роли сырьевого придатка мировой экономики. И в соответствии с многочисленными рекомендациями российских ученых определяет приоритеты государственной политики: инвестиции в человеческий капитал, подъем образования, науки, здравоохранения, построение национальной инновационной системы, адекватное использование наших естественных преимуществ и модернизация экономики, развитие ее новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах экономики знаний, реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры. 

     1.2.Экономические и социальные показатели развития РФ2
      
       Главная задача РФ  - в исторически обозримый период (за 20-30 лет) по основным экономическим и социальным показателям достичь уровня самых развитых стран мира.
     Важнейший обобщающий показатель здесь-внутренний продукт в расчёте на душу населения. В развитых странах ВВП на душу населения в основном составляет 30-50 тыс. долларов (страны G-7: США, Япония, Германия, Канада, Великобритания, Франция, Италия). В России ВВП на душу населения на 2008 г. составил 16 тыс. долларов.
     По  расчётам, чтобы за 20 лет  по этому показателю РФ войти в число развитых стран в мире, его минимальный темп роста в России должен быть не ниже 6% в год, что соответствует увеличению за 5 лет примерно на 35 %,за 10 лет—в 1,8 раза, за 20 лет - в 3,2 раза и за 30 лет – в 5,7 раза.
     В таблице 1 содержится сравнительный  прогноз ВВП на душу населения в странах G-7 и в России. 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1
     Уровень экономического развития в странах G7 и в России по долгосрочному прогнозу3
     Валовой внутренний продукт на душу населения в
     тыс.долл.по паритету покупательной способности
Страны Исходный  уровень Через 10 лет Через 20 лет Через 30 лет
G-7 30-40 40-50 50-60 65-75
Россия 12 22 40 70
     Прирост ВВп на душу населения принят по странам G-7 по 2,5%; по России- 6% в среднем в год.
     Как видно из таблицы, потребуется два  десятилетия достаточно высоких и устойчивых темпов экономического развития России для того, чтобы достичь по этому важнейшему показателю уровню развитых стран, и три десятилетия - для достижения стран G-7 –самых развитых стран мира.
     Важнейшим  показателем социального развития является  средняя продолжительность жизни населения, а также уровень его образования. И если по уровню образования Россия в мире сейчас занимает примерно 30-е место, то по средней продолжительности жизни Россия уступает не только развитым странам, но и почти всем развивающимся странам (Китаю, например, не говоря уже о Бразилии), не входя по рейтингу в первые 100 стран мира. Заметим, что средняя продолжительность жизни в России составляет менее 67 лет, а в развивающихся странах с примерно таким же уровнем экономического развития - 72 года и в развитых странах - 78 лет. Этот показатель является обобщающим показателем здоровья населения и характеризует во многом состояние здравоохранения. Сопоставимый по возрастной структуре коэффициент смертности населения в России (более 15 на 1000 человек) в 1,4 раза выше, чем в соответствующих развивающихся странах (11-12), и почти вдвое выше, чем развитых странах (8). Если бы уровень здоровья россиян и качество здравоохранения были бы на уровне указанных развивающихся стран, то в России ежегодно умирало бы на 500 тыс. человек меньше, а при условиях развитых стран - на 1000 тыс. человек меньше. Крайне низкая средняя продолжительность жизни свидетельствует о катастрофическом положении в нашем здравоохранении, которая по данным Всемирной организации здравоохранения в рейтинге стран мира занимает 130-140-е место. 
     Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального  повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения - 6%, науки - 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
     Сильно  отстает наша страна и по обеспеченности граждан жильем, учитывая качество жилья и жилищно-коммунальных услуг. Здесь среди стран мира Россия занимает примерно 80-е место.
     Как видно, чтобы достичь уровня развитых стран мира по социальным показателям, недостаточно одного экономического развития. Этот рост должен идти с преимущественным улучшением социальных показателей и прежде всего показателей здоровья, уровня образования населения и его обеспеченности жильем.
     Также при рассмотрении социальных показателей  нельзя принимать во внимание только средние величины. Здесь особое значение имеет дифференциация условий жизни по группам населения. Например, средний доход 10% богатых семей России превышает средний доход 10% бедных более чем в 15 раз в сравнении с 6 разами в развитых странах Европы и в Японии. Еще видны различия в накоплении богатства. Стратегическая задача здесь заключается в том, чтобы по мере повышения уровня экономического и социального развития проводилась целенаправленная политика на сокращение разницы в доходах и распределении богатств межу бедными и богатыми.
     Сравнительный прогноз экономических и социальных показателей развития России с учетом ее рейтинга среди стран мира приводится в таблице 2.
Таблица 2
Место в России в международных  рейтингах среди 210 стран мира4 

Показатели Исходный уровень
Через 10 лет
Через 20 лет
Через 30 лет
Уровень экономического развития 50 40 30 10-20
Реальные  доходы на душу населения 50 40 30 10-20
Средняя продолжительность жизни 100 60 40 10-20
Жилищная  обеспеченность 80 60 40 10-20
Здравоохранения 130 70 40 10-20
Образование 30 20 10 5-10
Депопуляция населения (разница между рождаемостью и смертностью населения), тыс. чел. -500 0 +200 +500
 
     Таким образом, для реализации стратегии  социально-экономического развития России необходимо обеспечить высокие темпы  социально-экономического развитии нашей  страны, которые должны быть в 2-2,5 раза больше, чем в развитых странах.
     1.3.Проблемные вопросы развития социальной сферы в РФ
     Восприятие  социальной сферы как сугубо затратной  умаляет смысл вложений в человека.
     В сознании немалого числа политиков и управленцев закрепился стереотип о затратности социальной политики, которая рассматривается исключительно в ракурсе ее привязки к расходной части бюджетов всех уровней. Не менее распространено отношение к ней, как к ”служанке” экономики, несущее на себе отпечаток второсортности, что по сути своей абсурдно.
     Для общества социальная политика - не балласт, а важнейший ресурс развития, потенциал которого все еще недооценен5. Без активной социальной политики, чьими объектами являются занятость, формирование рабочей силы, организация, условия, оплата труда, доходы населения и т.д., невозможен прогресс экономики. А это - единственное средство повышения благосостояния граждан.
      Сегодня к основным нерешённым социальным проблемам, угрожающим социальному развитию России, относятся:
    растущая социальная поляризация населения;
    значительные масштабы бедности и безработицы, низкая динамика становления среднего класса;
    сокращение численности населения страны, низкая продолжительность жизни населения и высокая смертность, особенно мужчин трудоспособного возраста; высокая доля внешних причин смерти: случайных отравлений, самоубийств, транспортных происшествий, прочих несчастных случаев;
    ухудшение здоровья населения, обусловленное распространённостью алкоголизма, наркомании, табакокурения, ВИЧ-СПИДа, недостаточностью развития формального досуга и здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, а отдых), а также состоянием системы здравоохранения;
    кризисные процессы института семьи, характеризующиеся ослаблением питательной функции семьи, ростом детской безнадзорности и беспризорности, сиротства, массовой малодетностью и широким распространение бездетных семей;
    существенные диспропорции в развитии регионов, порождающие и углубляющие социальные противоречия, провоцирующие межэтнические и межконфессиональные конфликты;
    значительные масштабы коррумпированности властных структур, организованной преступности и терроризма;
    рост инвалидизации населения и сохранение социальной изоляции инвалидов и  людей пожилого возраста и других уязвимых социальных и профессиональных групп населения, испытывающих особые трудности в процессе адаптации к новым политическим, экономическим и социальным условиям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава 2.Договорное регулирование  социально-трудовых отношений 

2.1.Гарантии  реализации прав  граждан в сфере  труда и социального  обеспечения6
     Термин  «социально-трудовые отношения» в последние годы  широко применяется в юридической литературе, документах судебных органов. Используется он в ряде статей Трудового кодекса (ТК).
     Основными задачами трудового законодательства в соответствии со ст. 1 ТК РФ является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов  сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений по:
    организации труда и управления трудом;
    трудоустройству у данного работодателя;
    профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
    социальному партнёрству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений и др.
     Приведенный выше перечень нельзя считать исчерпывающим. В юридической  литературе обоснованно отмечается, что состав  общественных отношений, регулируемых трудовым правом, включает и такие отношения, которые не получили прямого урегулирования в законодательстве  РФ о труде, хотя они и существуют в реальной жизни. К ним относятся, например, отношения, по социальному (социально-бытовому) обслуживанию, которые в масштабе отдельных отраслей и организаций регулируются коллективными договорами и соглашениями, а в международном - нормативными актами региональных международных организаций, в частности Совета Европы и СНГ.
     Наиболее  часто встречающиеся в хозяйственной  жизни страны нарушения принципов социальной справедливости (на микроуровне)7:
    нарушение  социальных гарантий в сфере труда, в том числе законодательно установленной продолжительности рабочего времени, порядка предоставления  оплачиваемых отпусков; помехи и ограничения в деятельности профессиональных союзов и иных объединений, создаваемых для защиты интересов трудящихся;
    неблагоприятные условия труда, не отвечающие принятым нормам;
    низкое качество и различие в уровне социального-бытового обслуживания разных категорий работников на предприятии;
    дискриминация при найме на работу по возрасту, полу и другим признакам;
    несоответствие оплаты труда, форм и способов материального и морального стимулирования реальным результатам труда и индивидуальному трудовому вкладу работников, в частности, значительная дифференциация доходов руководства и рядовых работников предприятия;
    ущемление экономических и иных интересов одной из сторон при заключении коммерческих сделок;
    дивидендная политика некоторых акционерных предприятий, допускающих нарушение прав акционеров
     Реализовать индивидуальные трудовые права гораздо сложнее, чем коллективные, поскольку работник вынужден действовать самостоятельно, включая разрешение возможных конфликтных ситуаций с работодателем. Даже если интересы работника кто-либо представляет, его положение очень уязвимо, и далеко не каждый решается отстаивать свои права, опираясь на имеющиеся гарантии. Более защищены те, на кого распространяются коллективные трудовые права, которые отстаиваются через представителей (чаще всего через профсоюзы).
     Для эффективного и быстрого решения спорных вопросов, возникающих между работником и работодателем, желательно привлекать независимого посредника. Его функцию выполняют государственные трудовые инспекции, но их штат явно недостаточен. Представляется необходимым активизировать деятельность профсоюзов: именно они могут более эффективно защищать права работников - и индивидуальные, и коллективные.
     Юридические гарантии основных трудовых прав принято  делить на общие, относящиеся ко всем работникам, и специальные, распространяющиеся, как правило, на наименее защищенных: женщин, несовершеннолетних. Специальные гарантии могут быть временными (до исполнения 18 лет, до окончания работы во вредных или тяжелых условиях) или  постоянными (для женщин).
     В зависимости от причин гарантии трудовых прав работников могут иметь преимущественное или вспомогательное значение. Сегодня в условиях существования безработицы трудящиеся более всего нуждаются в гарантировании своего индивидуального права на занятость.
     Хотя  ст.12 Закона о занятости гарантирует всем свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда, защиту от безработицы, бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, в действительности свобода выбора вида занятости затруднена - особенно для несовершеннолетних, женщин, имеющих детей или достигших 45-50 лет, инвалидов. Предложение о квотировании мест для этих категорий не находит поддержки у работодателей. Очевидно, их следует заинтересовывать, например, снижая "гендерную окраску" льгот в трудовом праве (в частности, используя шведский опыт, когда часть отпуска  по уходу за ребенком обязательно должен использовать отец, иначе право на эту часть утрачивается), шире распространяя успешно реализуемую в ряде регионов страны программу "Организация временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет", позволяющую большинству ее участников закрепиться на работе.
     Многие  представители трудового права  в последнее время выступают  за создание трудового процессуального кодекса, который отражал бы особенности реализации трудовых прав работника в случае их нарушения, предоставлял ему больше прав, чем работодателю. Дискутируется вопрос о формировании системы трудовых судов, характеризующихся быстрым порядком рассмотрения трудовых споров и наличием в составе судей представителей профессиональных союзов и работодателей (по нашему мнению, работник должен сохранить право обращаться к мировому судье или в федеральный суд, либо в специальный трудовой суд, если последний будет создан). При этом высказывается мнение, что работнику необходимо гарантировать больше прав, чем работодателю, чтобы он, не боясь потерять работу, мог полнее реализовывать свои трудовые права. Зависимое положение работника приводит к тому, что нарушения в сфере труда повсеместно носят латентный характер, а работник, не обращается за защитой своих нарушенных прав.
     Гарантом  реализации трудовых прав граждан должно быть государство, вмешательство которого следует распространить не только на сферу охраны труда, но и на контроль за повседневной деятельностью работодателей.
     Хотя  социальные права человека входят в  число базовых конституционных ценностей современного общества, многие россияне при реализации своих прав в сфере труда и социального обеспечения сталкиваются с различными препятствиями, прежде всего их экономическими разновидностями, к которым можно отнести не только дефицит финансовых ресурсов, но и отсутствие достаточного количества рабочих мест, несправедливые распределительные отношения по поводу произведенного национального продукта.
     Наличие экономических препятствий в  реализации социальных прав граждан  свидетельствует о существенных изъянах в системе институтов государственной власти, слабости и неразвитости структур гражданского общества, бессистемности.
     2.2. Особенности управления российскими социально-трудовыми отношениями на современном этапе8
     В России неформальное регулирование  социально-трудовых отношений превалирует над формальным. Причины этого многие видят в несовершенном трудовом законодательстве России. Опыт работы, исследование трудового поведения промышленных рабочих, банковских сотрудников, работников инвестиционных компаний приводит к выводу, что главенство закона, дух закона, писаные нормы, инструкции, положения никогда не были решающими факторами регулирования трудового поведения. 90% всех социально-трудовых отношений основаны на неформальных договорённостях. Причину этого следует видеть в длительном периоде самодержавной власти, отсутствии чётких и подробно прописанных законов, определяющих трудовые отношения, тысячелетнему презрению власти к человеку труда и к подчинённому.
     Практика  позволяет определить сегодняшние  особенности российских трудовых отношений:
     1. Нежелание многих работников  защищать свои права через формальные процедуры, поскольку компенсации настолько малы, а процедуры их получения столь трудоёмки, что мало кто прибегает к закону. Кроме того, отлично понимая, что непосредственный руководитель является для него «отцом и богом в последней инстанции», работник считает, что, испортив неформальные отношения с руководителем и коллективом, он никогда больше не сможет работать в этом социальном окружении. Социально адаптивный работник предпочитает «уйти по-хорошему» или налаживать неформальные отношения.
     2. Нежелание большинства работников участвовать в формировании системы социального партнёрства, отказ принимать участие в комиссиях по заключению коллективных договоров. Складывается парадоксальная ситуация, когда коллективные переговоры инициируют предприниматели, пытаясь обезопасить себя на будущее.
     3. Работник доверяет только лицу, которое действительно принимает  решение. Поэтому работник не обращается в профсоюзы, в комиссии по трудовым спорам, предпочитая сразу же идти к руководителю или к собственнику предприятия.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.