На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Корпоративные СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
 
                   Форма задания на курсовое проектирование
 
Кубанский государственный технологический университет
Кафедра истории и социальных коммуникаций
 
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой истории и СК, профессор ________ ________Н.А.Чугунцова
 
 
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу
по дисциплине «Теория и практика массовой информации»
 
Студентке группы 09-ЗГ-СО1, 3-го курса
социально-гуманитарного факультета
специальности 030602 Связи с общественностью
Роговенко Гоар Романовне 
                                                 (ФИО)
Тема курсовой работы Корпоративные СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации
Содержание задания:
1.   Рассмотреть функции Корпоративных СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации
2.   Рассмотреть примеры корпоративных СМИ ВВС РФ
 
Рекомендуемая литература:
Объем работы 44 с.
Срок выполнения работы
Срок защиты                     
Дата выдачи задания       
Дата сдачи работы            
Руководитель работы ______доц. Реброва И.В.
                                             (подпись)         (ФИО)
Задание принял студент _______Роговенко Г.Р.
                                                    (подпись)             (ФИО)
 
 
 
 
Реферат
Курсовая работа:  44 с.,  7 рис., 29 источника.
 
КОРПОРАТИВНЫЕ СМИ ВНУТРЕННИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ, ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЕ,  ПЕЧАТНЫЕ СМИ,
В курсовой работе проведен анализ и оценка деятельности корпоративных  СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации.
Цель работы: выявить проблемы оценки эффективности работы внутрикорпоративных СМИ ВВС РФ, их цели, методы работы с целевой аудиторией, изучить историю и работу внутрикорпоративных СМИ ВВС РФ, на примере таких изданий как: « На страже Родины», « Военный вестник Юга России», « Боевая вахта», « Военный железнодорожник», « Военно-исторический журнал», « Ориентир», « Военная мысль», « ТРК ВС РФ» Звезда», « Телевизионная студия Черноморского флота», « ТРЦ  МО РФ».
Основной метод исследования: анализ теоретического и фактического материала о истории внутрикорпоративных изданий ВВС РФ, изучение изданий на конкретных примерах.
В результате работы выявлено:  деятельность корпоративных СМИ Внутренних Вооруженных Сил Российской Федерации, на данный момент недостаточно развита, несмотря на то, что имеет давнюю историю своего существования. СМИ внутренних Вооруженных Сил РФ направлены на информирование, о своей деятельности в целом, сотрудников их семей, политических деятелей и заинтересованных лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Нормативные ссылки
 
В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ Р 7.0.1-2003 СИБИД. Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления
ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления
ГОСТ 2.301-68. ЕСКД. Форматы
ГОСТ 7.12-93 СИБИД. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила
ГОСТ 7.60-2003 СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения
ГОСТ 7.82-2001 СИБИД. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления
ГОСТ 7.9-95 СИБИД. Реферат и аннотация. Общие требования
Р-50-77-88 Рекомендации. ЕСКД. Правила выполнения диаграмм
ОК 015-94 Общероссийский классификатор единиц измерения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Деятельность по связям с общественностью представляет собой взаимодействие компании с ее аудиторией, будь то узкий сегмент или общество в целом. В качестве канала подобного взаимодействия чаще всего выступают средства массовой информации, поэтому компании охотно идут на сотрудничество с различными СМИ, но не всегда публикации дают эффект, так как копания не может контролировать контент публикации и реализацию продукции СМИ. Это приводит к выводу о необходимости любой организации независимо от сферы ее деятельности создавать и активно использовать такой канал коммуникации как корпоративное издание.
Корпоративные СМИ – это чрезвычайно выгодный, необходимый и надежный инструмент самопозицинирования и построения имиджа компании. Владея «читаемым» источником информации, организация может влиять и формировать лояльное отношение целевой аудитории, которая в свою очередь может вызвать резонанс на реализацию компанией различного рода деятельности, снижая тем самым капиталовложения в другие каналы коммуникации.
Корпоративные СМИ в России имеют достаточно давнюю историю - еще в советские годы на крупных предприятиях существовали свои газеты, а в более позднее время и радиостанции, и внутренние телепрограммы. В ряде случаев, когда завод являлся градообразующим предприятием, его газета могла брать на себя функции городского или районного издания. Современная же история развития корпоративных СМИ начинается в 90-х годах прошлого века. Чаще всего это были печатные издания (от новостных бюллетеней до корпоративных журналов). Теперь во главу угла ставятся интересы компании, издания лишаются идеологической нагрузки, становятся более функциональными. Если изначально создание корпоративного издания преследовало цель - управления персоналом внутри компании, то затем его функции расширились. Сегодня издание данного типа может выступать в качестве рекламно-информационного носителя, поддерживающего плодотворный интерактивный диалог между компанией и ее партнерами.
Цель работы: выяснить направленность и значение корпоративных СМИ Внутренних Вооруженных Сил РФ.
 
 
 
 
 
 
 
                                  Корпоративные СМИ
1. Понятие корпоративные СМИ
Корпоративные СМИ отличаются от государственных или «независимых» разницей в задачах, но они в той же степени подчиняются законам и принципам публицистики и издательского дела. Так, содержание издания не может быть полностью посвящено только новостям и «идеологии» компании – иначе издание будет не интересным аудитории. В борьбе за ее внимание журналисты корпораций размещают материалы и на более отвлеченные темы: юмор, полезные сведения, информационно-новостные статьи. Причем, задача редакции такого издания – строго выдерживать баланс между профильными и развлекательными материалами, чтобы газета была интересной и соответствовала потребностям компании.
Создатели корпоративного издания должны понимать специфику компании, владеть информацией обо всех аспектах ее жизни, участвовать в формировании ее политики, в управлении персоналом и разбираться в издательском деле. Отдельный, но очень важный аспект – привлечение к формированию информационного массива сотрудников компании. Именно это направление работы позволяет сделать корпоративные СМИ по-настоящему актуальными и востребованными. 1
Обратная связь с читателями корпоративной газеты особенно важна, потому что редакция внутрифирменного издания, в отличие от коммерческого, не имеет такого мощного инструмента оценки результатов своего труда, как спрос, выраженный в конкретных цифрах окупаемости. Корпоративные издания, за редким исключением, распространяются среди своей аудитории бесплатно. Объективного показателя эффективности издания нет, поэтому необходимо использовать такие инструменты получения обратной связи, как опросы, анкетирование, публикацию писем читателей, реагирующих на материалы издания.
Корпоративные средства массовой информации - фирменные газета или журнал, финансируемые или издаваемые непосредственно какой-либо компанией, фирмой, производственным объединением или организацией, для которой издательская деятельность не является основным видом деятельности.
«История таких изданий началась почти два века назад, однако широкое распространение они получило в последние десятилетия. Объем этого сегмента рынка, к примеру, в Европе вырос в 1995-2004 годах примерно на    1.  Шахбазов, А.А. Корпоративные СМИ как инструмент управления компанией / А.А. Шахбазов // Отдел кадров. – 2008. – №6 [Электронный ресурс]. – URL: // http://www.hr-portal.ru/article/ korporativnye-smi-kak-instrument-upravleniya-kompaniei (дата обращения: 14.02.2012г.)
250%, и на сегодня затраты европейских компаний на выпуск собственных корпоративных изданий составляют, по данным комитета британской Ассоциации издателей корпоративных СМИ, $4,3-4,6 млрд. Стремительный рост можно объяснить осознанием маркетинговой эффективности корпоративных СМИ. Развитие идеи корпоративной культуры, поиск новых путей привлечения клиентов, создание образа компании - корпоративные СМИ находятся на пересечении этих тенденций.»2. «Издание должно служить важным средством для объяснения менеджментом философии и политики компании».3
Поэтому выпуск корпоративных журнала и газеты требует поддержки топ-менеджмента и его сотрудничества с редакционной командой. Топ-менеджмент должен представлять редакции часть материалов (давать интервью, делать официальные сообщения, отвечать на вопросы читателей). Топ-менеджмент должен участвовать в формировании миссии и определенной цели издания, его задач и редакционной политики, санкционировать бюджет. Важно, чтобы издание обеспечивало двустороннюю коммуникацию, выражая не только позиции менеджмента, но и мнения других сотрудников. Поэтому корпоративные издания ориентированы на несколько групп общественности.
1.2. Существует три вида корпоративных СМИ:
«В2В (business-to-business) - корпоративные издания, ориентированные на партнеров. Такие издания делается максимально информативным и удобным для использования. Качество в данном случае должно быть на самом высоком уровне. Качественным должно быть не только содержание, но и его подача. Таким образом, конкурентными преимуществами становятся полиграфия, дизайн, верстка. Многие предприниматели отмечают, что процесс деловой коммуникации в условиях современного медиарынка весьма непрост. Заказные материалы в публичных СМИ до известной степени себя дискредитировали. И собственный корпоративный журнал или корпоративная газета оказывается наиболее прогрессивным инструментом налаживания бизнес-связей и формирования образа компании в деловой среде.»4 Издание В2В - продукт предельно функциональный, так как партнер по бизнесу редко бывает падок на стандартные рекламные приемы: на первый план выступают расчет и выгода. Вместе с тем, это самый сложный и трудоемкий вид
2.  Закон РФ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Консультант плюс – справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – URL. : // http://www. consultant.ru/popular/advert/ (дата обращения 1.12.2010г.).
3.  Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 №2124-1// Консультант плюс – справочно-правовая система [Электронный ресурс]. – URL. : // http://www.consultant.ru/popular/smi/42_3.html (дата обращения 1.12.2010г.).
4.  Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров: учебник. / И.В. Алешина. – М.: Экмос, 2004. – 480 с.
корпоративного СМИ. Издатель должен сам хорошо разбираться в том предмете, о котором пишет, потому что В2В читают в основном специалисты.                                                                                                                                                                  
Из-за этого в России подобные издания получили наименьшее распространение, несмотря на то, что именно здесь ожидается самая большая отдача, причем как морального, так и материального плана. Большинство компаний предпочитают выпускать единоразовые тиражи
основном специалисты. Из-за этого в России подобные издания получили наименьшее распространение, несмотря на то, что именно здесь ожидается самая большая отдача, причем как морального, так и материального плана. Большинство компаний предпочитают выпускать единоразовые тиражи своих рекламных проспектов, предназначенных для бизнес-партнеров. Когда информация, представленная в них, устаревает, издается обновленный тираж.
«В2С (business-to-client) - корпоративные журналы и газеты, направленные на клиентов компании. На В2С-издания приходится значительная доля рынка корпоративных СМИ. Клиентский журнал или газета - это нечто среднее между рекламным и информационным продуктом. Основная задача подобного издания - повышение лояльности клиентов к компании. На фоне изрядно надоевшей многим прямой рекламы, корпоративная пресса является одним из наиболее эффективных инструментов косвенной рекламы.»5
В этом смысле решение клиентского издания согласуется с последними тенденциями в имиджевой рекламе, основная задача которой - формирование и поддержание лояльности клиентов к брэнду. Максимальное информирование и, как следствие, увеличение объема продаж товара или услуги - еще одна задача. Однако если реклама работает по «принципу неизбежности» (сложно не замечать билборды и растяжки на улицах или выключать радио через каждые пять минут), то в «корпоративном» случае клиента действительно нужно заинтересовать.
Стоит отметить, что такие корпоративные издания весьма полезны небольшим компаниям, не имеющим достаточного количества финансовых средств на рекламу в крупных медиа. Издание же собственной газеты – отличный вариант промоушна.
«Показательны, к примеру, издания двух московских сетей супермаркетов. Журнал, распространяемый в универсамах «Седьмой континент» (издается с 1998 года), изначально был бесплатным. В качестве материалов читателям предлагались интервью со «звездами», развлекательно-познавательные статьи, афиша городских событий. Под новости о самой торговой сети была отведена 5.  Андреев. Д. Мобилизация корпорации «Россия» / Д. Андреев // Политический класс. – 2006. – №3. – С. 61.
лишь последняя страница. Издателям удалось сделать журнал настолькоинтересным, что в 2001 году было принято решение перевести его в разряд платных (цена составила 25 руб.). Популярность журнала привлекла в него рекламодателей (в основном представителей различных продуктовых брэндов), что позволило ему стать прибыльным. С лихвой окупают себя и издания сети «Перекресток». Причем их издатели действуют по модели, развитой на Западе: клиентская база дробится на целевые группы, в результате газета «Ваш Перекресток» издается тиражом до 1,5 млн. экземпляров и предлагается желающим бесплатно, а глянцевый журнал «Перекресток Magazine» могут получить лишь VIP-клиенты, сделавшие покупку на сумму более 3 тыс. руб.»6
Часто компании, издающие свои корпоративные СМИ, сводят их к двум вариантам: «для себя» и «для других». Таким образом, партнеры и клиенты оказываются в одной целевой группе, что снижает эффективность издания.
«В2Р (business-to-personnel) - корпоративная пресса для своих сотрудников. Обычно, если внутри корпорации возникает необходимость в издании собственной газеты, это дело возлагается на подразделение, отвечающее за связи с общественностью. Редакция либо создается внутри этого подразделения, либо выносится за рамки корпорации (например, заказывается у рекламного агентства или медийной структуры), а PR-подразделение курирует издание. Внутрикорпоративная пресса призвана работать с коллективом, поэтому при выстраивании редакционных планов нельзя обойтись без привязки к кадровой службе:
• для персонала (инструмент консолидации и мобилизации);
• для линейных менеджеров (инструмент реализации стратегий);
• для топ-менеджеров (инструмент выработки решений).» 7
Издание для сотрудников - прерогатива действительно больших компаний. Да и необходимость в нем появляется лишь тогда, когда управление штатом уже не может осуществляться на основе личных отношений. «Андрей Климов, директор по связям с общественностью компании «Мегафон»: Свою корпоративную газету «Твой Мегафон» мы запустили в октябре прошлого года. Она позиционирована не только как издание для сотрудников. Это издание для всех, кому интересна наша компания и жизнь
6.  Блажнов, Е.А. Паблик рилейшнз : приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений : учеб. пособие. / Е.А. Блажнов. – М.: ИМА-пресс, 1994. – 152 с.
7.  Борисов, Б. Л. Технологии рекламы и PR. / Б.Л. Борисов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 624 с.
внутри нее, в том числе и для абонентов. Хочется, чтобы сотрудники наших офисов и во Владивостоке, и в Калининграде могли почувствовать причастность к общему делу. А абоненты, читая газету, понимают, что наша компания - большой живой организм и в ней трудятся люди, которые любят свою работу.» 8.
1.3.  Цели выпуска печатных СМИ
В идеале ключевая задача корпоративной прессы - сведение воедино маркетинговых интересов компании с информационными потребностями ее целевой аудитории. Ведущие мировые компании давно оценили высокий потенциал и эффективность корпоративных СМИ и активно используют их не только как рупор основных идей руководства, но и как инструмент повышения лояльности сотрудников и клиентов.
Повышение лояльности целевой аудитории является одной из главных задач корпоративной прессы. В Англии подсчитали, что за чтением корпоративной газеты или журнала человек в среднем проводит 25 минут. Весьма ощутимо, особенно если сравнить с 30-секундным ТВ-роликом. При этом не стоит забывать еще об одном пока еще не до конца осмысленном преимуществе корпоративной прессы - четко определенная целевая аудитория (персонал, клиенты, партнеры).
Выпуск печатных средств организационных коммуникаций имеет следующие цели:
- поддержка информированности занятых об основных направлениях бизнеса, ориентирах и целях организации;
- общее обсуждение существующих в фирме проблем и их решение;
- предоставление занятым информации, необходимой им для профессионального выполнения своих функций;
- поощрение занятых поддерживать и улучшать организационные стандарты качества, эффективности и социальной ответственности;
- признание достижений и успехов занятых;
- формирование имиджа компании.
8.  Варакута, С.А. Связи с общественностью: учеб. пособие. / С.А. Варакута. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 207 с.
 
                 2. Корпоративные СМИ в вооруженных силах РФ
2.1. История развития военных СМИ     
Разговор о роли и значении любого социального института целесообразно начинать с определения круга выполняемых им функций и решаемых им значимых задач. Причем учитывать надо как явные, т.е. декларируемые его представителями функции и задачи, так и скрытые, не провозглашаемые, а также и реализуемые объективно, зачастую помимо намерений людей, работающих в структуре данного социального института.
В советский период отечественной истории неизменно подчеркивался партийный характер любой прессы, под которым подразумевалось, прежде всего, отстаивание соответствующих классовых, политических интересов. С этим тезисом и в отношении сегодняшней реальности в основном можно согласиться. Более того, сослаться на мнение известного российского политолога и журналиста Виталия Третьякова о том, что независимой прессы в нашей стране не существовало и не существует, что СМИ в России являют собой не орудие свободы слова и свободы печати, а политическое оружие властных структур и различных кланов российской элиты, враждующих за власть и собственность[1].
Вряд ли полная свобода прессы вообще может существовать в природе, поскольку любые печатные издания вольно или невольно декларируют и отстаивают интересы тех или иных общностей (политических, экономических, профессиональных, корпоративных и прочих). Поэтому в реальном мире и военные средства массовой информации (то есть декларирующие и отстаивающие точку зрения людей а) отвечающих за обеспечение военной безопасности государства; б) выполняющих воинских долг; в) осознающих необходимость и высокую общественную значимость ратного труда должны существовать и поддерживаться как государством, так и здоровым большинством общества.
Резонен, хоть и достаточно риторичен вопрос: «А для чего вообще нужны специализированные военные СМИ?».
    Во-первых, потому что у вышеозначенной читательской аудитории есть свои специфические информационные потребности. Во-вторых, потому что любое государство для успешного решения своих военно-политических задач должно иметь соответствующие информационные «инструменты».
В связи со всем этим, с учетом самых различных мнений социологов, возьму на себя смелость очертить, так сказать, функциональное поле военных СМИ.
В число их основных функций, как представляется, входят:
1. Информирование (в самом широком смысле этого понятия) армейской и гражданской общественности о различных сторонах жизни вооруженных сил, тенденциях военной политики и военного строительства в стране и в мире.
2. Воспитание военнослужащих (ценностная ориентация, пропаганда, агитация).
3. Морально-психологическое обеспечение (прежде всего – в ходе боевых действий, в других экстремальных ситуациях деятельности вооруженных сил).
4. Обеспечение обратной связи (доведение армейского общественного мнения до органов государственного и военного управления).
5. Обеспечение контроля со стороны гражданского общества (общественности) за деятельностью органов военного управления.
6. PR (рекламно-имиджевое) обеспечение деятельности военных структур.
7. Участие в мероприятиях информационного противоборства и информационной войны (в т.ч. дезинформация вероятного и реального противника).
8. Консультирование, обучение, методическое обеспечение деятельности военных специалистов.
9. Обеспечение досуга военнослужащих и снятие психологической разгрузки.
Это – так сказать, общее функциональное поле всех СМИ, ориентированных на военную проблематику и на военного читателя (читателя в той или иной степени связанного с вооруженными силами). Разумеется, с учетом того, что существуют и официальные военные издания, и издания, независимые от органов военного управления, акцент в деятельности каждого из них делается на те или иные конкретные задачи. К тому же часть других изданий, неспециализированных на военной тематике, но периодически обращающихся к ней, также объективно выполняет те или иные из вышеперечисленных функций. В полном же объеме названные функции присущи именно военным СМИ.
Разумеется, каждая из вышеуказанных функций не выполняется сама по себе, изолированно от прочих. Ведь, как известно, любой текст не только несет в себе информацию (например, по вопросам военной политики, экономического и правового положения военнослужащих, профессионального опыта, быта и досуга, военной истории и так далее). Он многофункционален, то есть одновременно с информированием решает и целый ряд других задач, прежде всего, воспитательного и пропагандистского плана. По большому счету, в человеческом мире вообще не существует нейтральной информации, то есть чистой от эмоций, индивидуальных и корпоративных интересов, политических взглядов, и тому подобного. И потому любые СМИ информируют не просто так, а с определенной целью.
Как плотность артиллерийского огня и массированность применения других средств поражения в бою определяют его успех, так и интенсивность информационно-психологического воздействия на свои войска и войска противника обусловливает степень успеха в решении как сугубо военных, так и военно-политических задач.
Термины «агитация» и «пропаганда» ныне не очень популярны в гражданском обществе, поскольку во многом ассоциируются в массовом сознании с советской эпохой, ее методами идеологического контроля и воспитания масс[2]. Но назовите эту деятельность как угодно иначе, суть работы специалистов в сфере массовых коммуникаций остается та же: воздействие на эмоции и ценностные установки, на сознание и подсознание людей (и военных, и гражданских), а в результате – побуждение их к определенным мыслям, настроениям, побуждениям, и, в конечном счете – действиям. И методы такого воздействия, в том числе в отношении своих войск, как важный элемент полководческого искусства, с завидным успехом применялись на всем протяжении военной истории человечества. Стоит обратиться хотя бы к опыту жившего две тысячи лет назад Гая Юлия Цезаря, в частности, внимательно прочитать его «Записки о галльской войне»[3]. Впрочем, все полководцы, выигрывавшие войны и сражения, оставившие яркий след в истории, добились этого во многом благодаря постоянному учету ими морально-психологических составляющих деятельности человека на войне.
И практически во всех современных армиях средства массовой информации (печатные и электронные) являются важнейшим элементом системы воспитания, морально-психологического воздействия, а также профессионального обучения и информирования военнослужащих[4]. Наиболее традиционными остаются печатные средства массовой информации. Несмотря на активное развитие в ХХ веке радио и телевидения, а в последние 10-15 лет также сетевых компьютерных систем коммуникации, газеты и журналы, особенно в специфической сфере военной деятельности, по-прежнему способны активно влиять на решение зад0ач, стоящих перед военными структурами.
Равняться принято, как известно на пример стран – геополитических и технологических лидеров. Так вот, в вооруженных силах США в первой половине 90-х годов ХХ века имелось 1850 периодических изданий, разовый тираж которых превышал 12 млн. экземпляров. В среднем же на каждого американского военнослужащего приходилось по 4 единицы печатной продукции[5]. И в последующий период, ознаменовавшийся появлением большого количества военных Интернет-СМИ, подобный уровень информационного воздействия с использованием печатных СМИ в целом был сохранен.
Разумеется, самая богатая в мире держава может позволить себе весьма значительные расходы в этой сфере. Однако и наш отечественный опыт демонстрирует примеры столь же массированного, а потому достаточно успешного применения «газетного оружия», прежде всего – в годы Великой Отечественной войны. Причем – и в наиболее критический период 1941-1942 годов, когда не хватало вооружения, боевой техники и боеприпасов, а не то что полиграфического оборудования и газетной бумаги. Несмотря на это обеспечению нормальной жизнедеятельности советских военных СМИ уделялось первостепенное значение.
Нагляднее всего об этом свидетельствует сама статистика тех лет. Так, во второй половине 1941 года в Сухопутных войсках издавалось 465 военных газет (в том числе 10 окружных, 15 фронтовых, 38 корпусных и армейских, примерно 400 дивизионных). А уже в 1942 году число военных газет выросло до 725 (в их числе 19 фронтовых, 93 корпусные и армейские, примерно 600 дивизионных)[6]. В среднем в роте (по данным, рассчитанным, к примеру, для 1-го Украинского фронта на начало 1944 года) на 4-6 военнослужащих приходился один экземпляр печатных изданий[7]. В совокупности же в годы Великой Отечественной войны в армии и на флоте было создано и выходило свыше 1300 различных военных газет, разовый тираж которых превышал 6,2 млн. экземпляров[8]. Свыше ста военных газет (прежде всего, фронтовых и армейских) выходили на языках народов СССР[9].
А, к примеру, только на Дальнем Востоке накануне начала Маньчжурской наступательной операции (август 1945 г.) выпускалось в общей сложности более 100 фронтовых (флотских), армейских (флотильских), корпусных, дивизионных и других военных газет с разовым тиражом более 500 тысяч экземпляров[10]. Вдобавок к этому «печатному оружию» в стране выходило большое количество самых различных гражданских газет, выполнявших аналогичные агитационно-пропагандистские задачи. Значительная часть их также поступала в войска.
Итог – мощнейший (во многом даже парадоксальный в условиях сталинского тоталитарного репрессивного режима) всплеск энтузиазма, невиданный морально-психологический подъем, приведший к тому, что по праву именуется массовым героизмом на фронте и в тылу.
А как обстоят дела в начале XXI века?
В условиях современного гражданского общества, с присущим ему плюрализмом экономических, политических, корпоративных интересов, что наглядно отражается в современных российских средствах массовой информации, роль военных СМИ по логике вещей должна возрастать. Тем более, что общее количество наименований печатных изданий (газет и журналов) в России, как отмечает исследователь проблем СМИ Наталья Зоркая, в последние полтора-два десятилетия постоянно растет[11]. Количество только зарегистрированных печатных СМИ (то есть, как правило, постоянно издаваемых и имеющих тираж 1000 и более экземпляров), по данным «Роспечати», в 2006 году приблизилось к 53 тысячам. Из них 26,5 тысячи приходятся на газеты и 18,5 тысячи – на журналы[12]. Сегодня не только крупные и средние корпорации, но порой даже мало-мальски значимые коммерческие фирмы стремятся иметь свои печатные органы, хотя бы рекламно-имиджевой направленности, выходящие пусть и не периодически, а по мере необходимости.
А вот количество официальных изданий для военной аудитории на рубеже XX-XXI веков неуклонно снижалось. Только на Дальнем Востоке в 90-е годы были ликвидированы 3 армейских (две – в Дальневосточном военном округе, одна – в армии ПВО) и более 20 дивизионных и других многотиражных газет. Суммарный разовый тираж военных СМИ в связи с этим уменьшился даже не в разы, а почти на два порядка – примерно в 100 раз! Практически сегодня осталась лишь две издающихся в регионе военных газеты, входящих в систему СМИ Министерства обороны России, – «Суворовский натиск» (печатный орган Дальневосточного военного округа) и «Боевая вахта» (печатный орган Тихоокеанского флота).
Кстати, для сравнения… В самом начале ХХ века на дальневосточной окраине Российской империи (редко заселенной и не обладавшей развитой полиграфической базой, при высоком уровне неграмотности населения!) выходило в свет значительное большее количество изданий для военнослужащих. В справочнике, появившемся еще в советское время (и, можно допустить, далеко не исчерпывающем), перечисляется около десятка официальных и полуофициальных изданий для офицеров и нижних чинов армии и флота[13]. Среди них в каталоге значатся:
№ 133 «Бюллетень штаба Приамурского военного округа» (издание военно-статистического отдела штаба Приамурского военного округа); № 134 «Военные известия Дальнего Востока» (военно-политическая и общественная газета, затем – журнал); № 152 «Свободное слово» (ежедневное издание штаба Приамурского военного округа в 1906 г.) и приложения к нему – «Земля», «Правда и знания»; № 387 «Досуги заамурца» (еженедельный журнал для нижних чинов, 1905-1912 гг.); № 413 «Военная жизнь» (военно-литературная газета для всех чинов русской армии в 1905-1906 гг., издававшаяся штабом тыла войск Маньчжурских армий); № 450 «Вестник Маньчжурской армии» (издание полевого штаба Маньчжурской армии в 1904-1906 гг.); № 451 «Листок для солдат маньчжурских армий» (газета для рядового состава); № 44. «Владивосток» (газета общественно-литературная и морская, издавалась во Владивостоке в 1883-1906 гг.)[14].
Словом, на столь впечатляющем сравнительно-историческом фоне современная военная печать Дальневосточного региона России выглядит достаточно бледно. Но может быть это исключение из общего правила, и в масштабах современной России военная пресса представлена более достойно хотя бы в количественном отношении?
К сожалению, нет. В целом по данным на октябрь 2006 г. Министерство обороны РФ являлось учредителем 44 газет (1 центральная, 10 окружных и флотских, 2 – видов и родов войск, 5 – вузов, 1 – объединения, 25 – соединений) и 9 журналов. Их заявленный общеразовый тираж составляет всего 200 тыс. экземпляров[15]. При этом реальные тиражи большинства из газет военных округов не превышают 2-3 тысяч экземпляров[16]. Разумеется, при таких количественных показателях (даже если пока оставить в стороне
качественные характеристики) информационно-воспитательное воздействие на военнослужащих оставляет желать лучшего.
Естественен вопрос: «С чем это связано?»
 
 
Прежде всего – с отсутствием на протяжении 90-х годов ХХ века и в начале ХХI века продуманной, последовательной и серьезной информационной
политики Министерства обороны России, с отсутствием на протяжении более полутора десятилетий внимания к реальным, все более обострявшимся проблемам военных СМИ. Все это привело, по сути дела, как неоднократно признавали редакторы военных СМИ к системному кри
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.