На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учет нематериальных активов и их амортизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации
Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия 
 
 

Кафедра
«Бухгалтерский  учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:
Учет  нематериальных активов и их амортизации. 

     Выполнила:
     студентка 3 курса 4 группы
     экономического  факультета
     специальность:
     «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»
     Курапова  М.В.
     Проверила:
     Прохорова Л.М. 

Ульяновск 2010
План:
Введение.
Глава 1. Организация бухгалтерского учета  на предприятии.
1.1. Общие  принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.
1.2. Учетная  политика предприятия.
Глава 2. Сущность нематериальных активов  и их амортизации.
2.1. Сущность  нематериальных активов и их  амортизации.
2.2. Оценка  нематериальных активов.
Глава 3. Учет нематериальных активов и их амортизации.
3.1. Учет  поступления и создания нематериальных  активов.
3.2. Учет  амортизации нематериальных активов.
3.3. Учет  выбытия нематериальных активов.
Заключение.
Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      Данная  работа посвящена рассмотрению особенностей учета нематериальных активов и их амортизации. Актуальность этой темы обусловлена тем, что постиндустриальная экономика повсеместно становится основой современных развитых хозяйственных систем, возникая путем перерастания индустриальной экономики в постиндустриальную. Ведущее значение в последней приобретают знания, информация, духовные ценности, т. е. так называемый нематериальный капитал, объективные свойства которого существенно отличаются от материального капитала (основного и оборотного). Знания, информацию, прочие элементы нематериального капитала сложно воплотить в товарную форму, способную выступать предметом обращения на рынке товаров и услуг. Они принципиально не отчуждаемы, так как могут принадлежать одновременно всем и каждому в отдельности (не исключая их создателя) и соответственно применяться в своих целях.
           Цель настоящей курсовой работы - сформировать целостное, системное представление о механизме учёта нематериальных активов и их амортизации. В данной работе поставлены следующие задачи:
- рассмотрение  общих принципов и техники  организации бухгалтерского учета  на предприятии;
- изучение  особенностей учетной политики  организаций;
- изучение  сущности нематериальных активов  и их амортизации;
- рассмотрение  особенностей оценки нематериальных активов;
- изучение  механизма учета поступления,  создания, амортизации и выбытия  нематериальных активов.
      В качестве информационной базы при написании  курсовой работы были использованы законодательные и нормативные документы, периодические издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике учета нематериальных активов в Российской Федерации. 

Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
     1.1. Общие принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.
     Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.
     Учетный процесс включает следующие этапы:
         - текущее наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйственной деятельности;
   - систематизация и группировка учетной информации, обеспечение контроля за движением имущества организации и ее обязательств путем отражения операций  на счетах бухгалтерского учета;
   - обобщение информации об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской отчетности и предоставления этой отчетности внутренним и внешним пользователям информации с целью принятия решений.
     Принципы  бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применяемые для решения практических задач. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы учета. Применяемые в международной практике учета принципы можно разделить на две группы.
     Первая  группа - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:
     1. Имущественную обособленность хозяйствующего субъекта, рассматриваемого в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы (принцип хозяйственной единицы). Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной организации.
     2. Непрерывность деятельности. Данное допущение исходит из того, что хозяйствующий субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятельность, изменять ее характер. Данное предположение важно, с одной стороны, для выбора способов оценки имущества, а с другой - для кредиторов. Они могут быть уверены, что обязательства организации будут погашаться в установленном порядке.
     3. Приоритет содержания над формой. Это допущение базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования.
     4. Непротиворечивость. Это допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета.
     Вторая  группа принципов — это основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета. Такие основные принципы принято называть требованиями. К ним можно отнести требования:
     1. Полноты. В бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции без всякого изъятия.
     2. Осмотрительности. Этот принцип означает, что в бухгалтерском учете должны с большей готовностью быть отражены расходы (потери) и пассивы, чем доходы и активы, без создания скрытых резервов.
     3. Последовательности применения учетной политики. Данное требование означает, что выбранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта последовательно от одного отчетного периода к другому. Это позволит получать сравнимые отчетные показатели.
     4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это требование предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям.
     5. Рациональности. Под этим требованием понимается экономное и эффективное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации. [6, с.9-10]
     Рациональность  организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. В современных условиях сложились три основных типа структур: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).
     При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура используется на небольших предприятиях.
     При организации аппарата бухгалтерии  по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель бухгалтерии применима в средних и крупных организациях.
     При комбинированной функциональной организации специальные структурные подразделения бухгалтерии (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений в пределах установленной компетентности. Такая структура применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе внутрихозяйственной кооперации, аренды и т. д.
     Структура аппарата бухгалтерии и ее взаимоотношения с подразделениями могут строиться на принципах централизации, децентрализации или частичной централизации.
     При централизованной организации бухгалтерского учета учетный аппарат сосредоточен в единой — центральной бухгалтерии. В ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, которые поступают из подразделений и служб организации (цехов, отделов, бригад и др.).
     В производственных и непроизводственных подразделениях осуществляется только первичная регистрация хозяйственных операций: составление первичных и сводных бухгалтерских документов, внутренней отчетности, контроль за правильностью оформления документов.
     Централизация бухгалтерской работы позволяет  эффективно распределять обязанности счетного персонала, более полно осуществлять контроль за хозяйственными операциями, происходящими в подразделениях, способствует автоматизации бухгалтерского учета.
     При децентрализованной организации бухгалтерского учета учетный аппарат предприятия рассредоточен по отдельным производственным подразделениям. При этом подразделения становятся относительно самостоятельными частями организации, в которых осуществляется аналитический и синтетический учет, составляются внутренняя отчетность и даже балансы.
     В центральной бухгалтерии производится обобщение балансов и отчетов подразделений, составляется сводный баланс. Работники центральной бухгалтерии, кроме того, осуществляют контроль за организацией и ведением бухгалтерского учета в подразделениях.
     Децентрализация целесообразна только в очень крупных организациях, подразделения которых имеют значительную территориальную рассредоточенность. Эта организационная форма не способствует расширению автоматизации учета.
     При частичной централизации бухгалтерского учета в производственных подразделениях составляются первичные документы, ведутся аналитический учет по некоторым синтетическим счетам, учет затрат, исчисляется фактическая себестоимость продукции, составляется внутренняя отчетность. При этом в центральной бухгалтерии ведутся обработка первичных документов, аналитический и синтетический учет, составляются баланс и отчетность в целом по организации.
     В сельскохозяйственных организациях чаще всего применяется централизованная форма, реже - частично децентрализованная форма бухгалтерского учета.
     В организациях разрабатывается план организации бухгалтерского учета, который включает следующие элементы: план документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; организацию бухгалтерского архива.
     В плане документации перечисляют  документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций, и составляют расчет потребности в бланках, а также определяют перечень документов, формы которых разрабатываются самостоятельно. Далее разрабатывают график документооборота.
     В плане инвентаризации определяют порядок, сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации.
     В плане отчетности определяют калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления.
     В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применена в данной организации. Дают подробную характеристику данной форме учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной формы.
     В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление информации.
     В плане (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют корреспонденцию счетов по всем предполагаемым хозяйственным операциям.
     Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании. Современная система нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране состоит из документов четырех уровней.
     Первый уровень системы документов - законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Указы, «Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
     Второй  уровень - документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся российские стандарты по бухгалтерскому учету - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
     Система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
     Третий  уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета в хозяйствующих субъектах исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.
     Четвертый уровень - совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются хозяйствующими субъектами на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).
     Исходя  из организационно-технических особенностей каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику. 

     1.2. Учетная политика предприятия.
     Реальным, а зачастую и единственным инструментом нахождения оптимального варианта отражения тех или иных фактов хозяйственной жизни, хозяйственных операций в системе учета является учетная политика организации.
     Организации самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Основы формирования учетной политики организации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений) установлены в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В данном ПБУ по сравнению с одноименным ПБУ 1/98 изменилbсь: во-первых, сама структура документа; во-вторых, в тексте уточнены и сделаны более логичные формулировки; в-третьих, отдельные положения приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. [14, с.6]
     Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
     Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.
     При формировании учетной политики утверждаются:
     - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
     - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
     - способы оценки активов и обязательств;
     - правила документооборота и технология обработки учетной информации;
     - порядок контроля за хозяйственными операциями;
     - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
      На  формирование учетной политики влияет множество факторов, в том числе: форма собственности и организационно-правовая форма хозяйственной деятельности; сфера деятельности; величина организации (объем выпуска продукции, объем продаж, среднесписочная численность работников); особенности деятельности (технологические, коммерческие, финансовые, управленческие); кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, в том числе бухгалтерского); наличие оргтехники и программного обеспечения; хозяйственная ситуация (ситуация на рынке реализуемого товара, свобода ценообразования и выбора партнеров, развитость инфраструктуры рынка, наличие налоговых льгот).
      В процессе формирования учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
      Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
     Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
      Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
      Вопросы изменения учетной политики рассматриваются в международном стандарте МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки". В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации действует Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.08 №106н. [7, с.63]
      Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008, п. 10) изменение учетной политики организации может производиться в случае:
      - изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
      - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное    представление     фактов    хозяйственной    деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
      - существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.
     Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 ПБУ 1/2008. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.
     В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:
     - причину изменения учетной политики;
     - содержание изменения учетной политики;
     - порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
     - суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
     - сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.
     Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
     В последние годы наметилась стойкая тенденция ежегодного переиздания приказа по учетной политике, диктуемая в одних случаях требованиями налоговых органов, в других - инициативой разработчиков. Здесь имеется прямое нарушение как минимум двух основополагающих документов из системы нормативного регулирования учета: Налогового кодекса Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008). Учетная политика организации не может ежегодно переиздаваться, в нее должны вноситься изменения, если в них есть необходимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
     2.1. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
     Нематериальные  активы (далее НМА) являются составной частью внеоборотных активов. Под НМА понимают учетные объекты, используемые в организации свыше одного года, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие возможность получать доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации.
     Перед бухгалтерским учетом НМА ставятся следующие задачи:
     - правильная оценка объектов НМА,  документальное оформление и своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций по их движению;
     - контроль за движением НМА  и создание информационной базы  для анализа эффективности их  использования с целью принятия  управленческих решений;
     - правильное начисление амортизации НМА. [18, с.304]
     Учет  НМА осуществляется в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) от 27.12.07 №153н, которое вступило в силу начиная с бухгалтерской отчетности 2008г. В связи с чем утратило силу Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2000 №91н.
     Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий:
     а) объект способен приносить организации  экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для  использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);
     б) организация имеет право на получение  экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации - патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее - контроль над объектом);
     в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
     г) объект предназначен для использования  в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     е) фактическая (первоначальная) стоимость  объекта может быть достоверно определена;
     ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.
     При выполнении данных условий, к НМА относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания.
     В составе НМА учитывается также деловая репутация (гуд-вилл), возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части). Стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
       Положительную деловую репутацию  следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
     Отрицательную деловую репутацию следует рассматривать  как скидку с цены, предоставляемую  покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.
     Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более  срока деятельности организации). Амортизационные отчисления по положительной деловой репутации определяются линейным способом в соответствии с пунктом 29 ПБУ 14/2007. Отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов. [16, c.17]
     ПБУ 14/2007 не применяется в отношении:
     - не давших положительного результата  или не законченных и не  оформленных в установленном  законодательством порядке научно-исследовательских,  опытно-конструкторских и технологических работ. Расходы по указанным работам должны учитываться в соответствии с ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
     - финансовых вложений, порядок учета  которых установлен ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;
     - материальных носителей (вещей), в которых выражены результаты  интеллектуальной деятельности  и приравненные к ним средства  индивидуализации. В соответствии со ст. 1227 ГК РФ интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.
     НМА не являются: расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы); интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду.
     Единицей  бухгалтерского учета НМА является инвентарный объект. Инвентарным объектом НМА признается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации либо в ином установленном законом порядке, предназначенных для выполнения определенных самостоятельных функций. В качестве инвентарного объекта НМА также может признаваться сложный объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, единая технология).
     НМА используются длительное время и переносят свою стоимость на вновь созданную продукцию и оказанные услуги постепенно, то есть амортизируются (изнашиваются).
     Согласно  ПБУ 14/2007 амортизация начисляется  по НМА с определенным сроком полезного использования. По НМА с неопределенным сроком полезного использования и НМА некоммерческих организаций амортизация не начисляется.
     При принятии НМА к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования. Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать НМА с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации). Для отдельных видов НМА срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.
     НМА, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются НМА с неопределенным сроком полезного использования.
     Определение срока полезного использования  НМА производится исходя из:
     - срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
     - ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
     Срок  полезного использования НМА не может превышать срок деятельности организации.
     Срок  полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.
     В отношении НМА с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного НМА и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях.
     Определение ежемесячной суммы амортизационных  отчислений по НМА производится одним из следующих способов:
     - линейный способ;
     - способ уменьшаемого остатка;
     - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). [12, с.11]
     Выбор способа определения амортизации НМА производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива. В том случае, когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом. 
 

     2.2. Оценка нематериальных активов.
     Согласно  п.6 ПБУ 14/2007 НМА принимается к  бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату его принятия к учету. Первоначальная стоимость включает в себя как основные расходы, связанные с приобретением (созданием), так и дополнительные расходы, связанные с обеспечением условий для использования.
     В зависимости от способа поступления  объекта в организацию первоначальная стоимость определяется:
     1) для НМА, приобретенных за плату, — исходя из фактических произведенных расходов на приобретение. Фактическими расходами на приобретение НМА являются:
     - суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);
     - таможенные пошлины и таможенные сборы;
     - невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;
     - вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен НМА;
     - суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;
     - иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
     2) для НМА, созданных самой организацией фактическими расходами являются:
     -суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг сторонним организациям по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа либо договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ;
     - расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых при создании НМА или при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по трудовому договору;
     - отчисления на социальные нужды (в том числе единый социальный налог);
     - расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, амортизация основных средств и НМА, использованных непосредственно при создании НМА, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется;
     - иные расходы, непосредственно связанные с созданием НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
     Не  включаются в расходы на приобретение, создание НМА
     - возмещаемые суммы налогов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     - общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением и созданием активов;
     - расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам в предшествовавших отчетных периодах, которые были признаны прочими доходами и расходами.
     Расходы по полученным займам и кредитам не являются расходами на приобретение, создание НМА, за исключением случаев, когда актив, фактическая (первоначальная) стоимость которого формируется, относится к инвестиционным.
     3) фактической (первоначальной) стоимостью НМА, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал (в том числе в случае внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ), уставный фонд, паевой фонд организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     4) для НМА, полученных но договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, — исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.
     5) для НМА, полученных организацией по договору дарения, — исходя из их рыночной стоимости на дату принятия объектов к учету.
     Под текущей рыночной стоимостью НМА понимается сумма денежных средств, которая могла бы быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Текущая рыночная стоимость НМА может быть определена на основе экспертной оценки. [16, с.11]
     6) Фактическая (первоначальная) стоимость НМА, принятого к бухгалтерскому учету при приватизации государственного и муниципального имущества способом преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество, определяется в порядке, предусмотренном для реорганизации организаций в форме преобразования.
     Стоимость НМА, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ. Оценка НМА, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объектов к бухгалтерскому учету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Учет нематериальных активов и их амортизации.
     3.1. Учет поступления и создания  нематериальных активов.
     Для обобщения и накапливания информации о наличии и движении НМА предназначен синтетический инвентарный счет 04 «Нематериальные активы». Счет активный, поступление НМА отражают по дебету счета, а выбытие – по кредиту. Субсчета открывают по видам НМА.
     В зависимости от каналов поступления НМА в бухгалтерском учете будут осуществляться следующие записи:
     1. При поступлении НМА в качестве вклада в уставный капитал производятся следующие записи:
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» Кредит 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» - на стоимость, определяемую по договоренности сторон (согласованная стоимость).
     Пример. Организация получила от акционеров в качестве вклада в уставный капитал патент стоимостью 50 000 руб. В бухгалтерском учете следует сделать следующие записи:
     Таблица 1
Хозяйственная          операция Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Отражена задолженность  учредителя по вкладу в уставный капитал 75 «Расчеты с  учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» 80 «Уставный  капитал» 50 000
2. Отражено поступление  объекта НМА в качестве вклада в уставный капитал 08 «Вложения  во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» 75 «Расчеты с  учредителями», субсчет «Расчеты по вкладам в уставный капитал» 50 000
3. Объект НМА  принят на учет 04 «Нематериальные активы» 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 50 000
 
     Если  объекты НМА в качестве вклада в уставный капитал поступают от иностранного учредителя, то возникшая курсовая разница отражается по счету 83 «Добавочный капитал» в корреспонденции со счетом 75, субсчет 1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал». Вводимое в качестве вклада в уставный капитал имущество облагается НДС по ставке 0% и освобождается от уплаты пошлин.
     2. При получении НМА безвозмездно первоначальная стоимость определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия объекта к учету. При расчете рыночной стоимости необходимо учитывать следующее: во-первых, текущая рыночная стоимость НМА представляет собой сумму денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта на дату определения текущей рыночной стоимости. Во-вторых, текущая рыночная стоимость определяется на дату принятия объекта к учету не в качестве НМА (на счете 04), а в качестве вложений во внеоборотные активы, то есть в момент отражения данного имущества на счете 08. В-третьих, текущая рыночная стоимость может быть установлена на основании экспертной оценки.
     При безвозмездном поступлении объектов НМА производятся записи:
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» Кредит 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездное поступление» - на рыночную стоимость объекта на дату принятия к бухгалтерскому учету.
     Пример. Поступил в организацию безвозмездно объект НМА, рыночная стоимость которого на дату принятия на учет составила 65 000 руб., консультационные и информационные расходы по доведению объекта до состояния пригодного к использованию составили 5 000 руб. без НДС Организация установила срок полезного использования объекта 5 лет, способ начисления амортизации - линейный. Объект используется для общехозяйственных нужд. В бухгалтерском учете делаются следующие записи: 

     Таблица 2
Хозяйственная          операция Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Отражено безвозмездное поступление объекта НМА 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 98 «Доходы будущих периодов» 65 000
2. Отражено расходы  по доведению НМА до состояния, пригодного к использованию 8 «Вложения  во внеоборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 5 000
3. Объект НМА  принят на учет 04 «Нематериальные активы» 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 70 000
За  каждый месяц использования начисляется  амортизация:
4. Начислена амортизация 26 «Общехозяйственные расходы» 05 «Амортизация НМА» 1166,67 руб.(70 000/60 мес.)
Одновременно  осуществляется списание части рыночной стоимости на финансовый результат:
5. Списана часть  рыночной стоимости объекта 98 «Доходы будущих  периодов» 91 «Прочие доходы и расходы» 1083,33 руб.(65 000/60 мес.)
 
     3. При приобретении НМА в обмен на другое имущество по договорам, предусматривающим погашение обязательств неденежными средствами, первоначальная стоимость их определяется исходя из стоимости передаваемых ценностей.
     Пример. Организация на основании договора мены приобрела исключительное право на компьютерную программу стоимостью 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Владелец исключительного права получает от покупателя диски на сумму 100 000 руб., без НДС. В бухгалтерском учете получателя прав на компьютерную программу будут отражены следующие операции: 
 

     Таблица 3
Хозяйственная          операция Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Отражена продажа  дисков на стоимость получаемого  права на программу 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» 90 «Продажи»,  субсчет 1 «Выручка» 100 000
2. Отражено НДС  по проданному товару товару  90 «Продажи», субсчет «НДС» 68 «Расчеты по  налогам и сборам» 18 000
3. Отражено право  на компьютерную программу на стоимость проданных дисков 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 100 000
4. Отражен НДС  по полученному исключительному праву 19 «Налог на  добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 18 000
5. Зачет взаимных требований 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» 118 000
6. Принято к учету  исключительное право на компьютерную программу 04 «Нематериальные активы» 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 100 000
7.       Принят  к зачету НДС 68 «Расчеты по налогам и сборам» 19 «Налог на  добавленную стоимость по приобретенным  ценностям» 18 000
 
     4. При приобретении объектов НМА за плату производятся следующие бухгалтерские записи:
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – на сумму фактических затрат на приобретение (без НДС).
     Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – на сумму начисленного НДС, включенного в сумму фактических затрат.
     Затраты организации по доведению объекта  НМА до состояния, пригодного к эксплуатации:
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами») – приняты к оплате счета поставщиков (подрядчиков) в связи с доведением объекта НМА до состояния, пригодного к использованию по назначению. [1, с.165-166]
     Пример. Организация приобрела НМА стоимостью 100 300 руб., в том числе НДС 15 300 руб., консультационные расходы составили 3 500 руб., без учета НДС. В бухгалтерском учете организации будут отражены следующие операции:
     Таблица 4
Хозяйственная          операция Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Отражено право  на НМА 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 85 000
2. Отражен НДС  по приобретенному НМА 19 «Налог на  добавленную стоимость по приобретенным ценностям» 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 15 300
3. Информационные  расходы, связанные с приобретением  НМА 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 3 500
4. Оплачены информационные услуги 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетный счет» 3 500
5. Оплачен приобретенный НМА 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетный счет» 100 300
6. Принято к учету  исключительное право на НМА 04 «Нематериальные активы» 08 «Вложения во внеоборотные активы» 103 800
7. Отражен зачет  сумм налога на добавленную стоимость 68 «Расчеты по  налогам и сборам» 19 «НДС по приобретенным ценностям» 15 300
     5. Хозяйствующие субъекты могут  самостоятельно осуществлять работы по созданию объектов НМА. В результате производятся следующие бухгалтерские записи:
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет «Выполнение НИОКР» Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению и др. – отражены расходы на выполнение НИОКР.
     Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 5 «Приобретение НМА» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» - отражены расходы, связанные с получением патента или свидетельства.
     Пример. Организация собственными силами создала базу данных. Заработная плата работникам, принимавшим участие в создании базы данных, составила 15 000 рублей. Сумма начисленного единого социального налога (далее – ЕСН) составила 5340 рублей, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование – 2100 рублей. Тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлен в размере 1,2%.
     Таблица 5
Хозяйственная          операция Дебет Кредит Сумма, руб.
1. Начислена заработная плата работникам 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 15 000
2. Начислен ЕСН  на сумму заработной платы 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 5 340
3. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» 180
4. Принят к  учету созданный объект нематериальных активов 04 «Нематериальные активы» 08 «Вложения  во внеоборотные активы» 20 520
 
     Аналитический учет по счету 04 ведут по видам и  объектам НМА. Пос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.