На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Российская деловая культура: современное состояние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

     Введение          3
     Глава 1. От Российской Империи до современной России  6
     Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 12
     Заключение         19
     Библиография         22
 


     Введение
     Человеческое  общение – чрезвычайно многогранный процесс, реализующийся в разных сферах и на разных уровнях социальных отношений и изучаемый различными науками: психологией и теоретической  лингвистикой, общим языкознанием и  социальной психологией, социологией  и логикой, философией и педагогикой, а также дополняемый изысканиями  в таких областях, как риторика, теория и практика аргументации, административный менеджмент, медиаторинг, полемология, социология массовых коммуникаций, изучение и формирование общественных связей и отношений.
     Динамика  и совершенствование всех сфер человеческой деятельности и взаимоотношений  диктует “правила общения”. То, что  раньше регламентировалось обычаем  и традицией, сегодня регулируется здравым смыслом, прагматической логикой, общечеловеческими (общепринятыми) ценностями и ориентацией.
     В традиционных обществах содержание регламентации отношений определялось мифологией, религией, – в современном  обществе на первый план выходит личностный интерес, потребность, индивидуализм.
     Жизнь делового человека непосредственно  связана с общением. Культура делового общения, ее содержание и социальные функции формируются на основании  национального, конкретно-исторического  и социально-культурного компонента, практическом использовании психологических  техник управления людьми, системном  понимании сущности общения, его  многофункциональности и деятельностной природы.
     Каждая  организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания репутации в деловом мире. Все это - деловая культура, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компаний.
     Понятие «деловая культура» можно определить как отношение фирмы к законности, личности, качеству выпускаемой продукции, финансам и производственным обязательствам, открытости и достоверности деловой информации. Это должно воплощаться в комплексе правил, традиций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Успех работы предприятия в рыночных условиях в определяющей мере зависит от его репутации как делового партнера.
     Деловая культура России обусловлена ее географическим положением и занимает по ряду параметров (индивидуализм / коллективизм, иерархичность / эгалитаризм и др.) промежуточное  положение между Западной и Восточной  культурами1.
     Рост  занятости россиян на иностранных  и совместных предприятиях актуализирует  вопросы взаимодействия различных  культур на всех уровнях ведения  бизнеса - от рабочих мест до топ-менеджмента. Знание полярных особенностей культур позволяет ориентироваться в ситуациях кросс-культурных коммуникаций, оптимизировать отношения с ино-культурной общественностью.
     В России проблемы культуры делового общения  в разное время привлекали внимание историков, философов, психологов, социологов, писателей, общественный деятелей. Ряд  ценных идей, касающихся проявления внутреннего  мира людей и духовной стороны  их общения, содержится в трудах русских  мыслителей XIX – начала ХХ вв. П.Лаврова  и Н.Михайловского.
     Особенностью  современной культуры можно назвать  формирование нового типа культурного  взаимодействия, включающего постепенный  отказ от упрощенных рациональных схем общения и выработку новых  подходов к заимствованию различных  точек зрения, критическому анализу  собственных оснований действия и его границ, признание права  на культурную самобытность и истину каждой культуры, - умение включить их в свою позицию.
     Актуальность  темы обусловлена высокой значимостью  деловой культуры для общества, поскольку  вносит позитивный вклад в усовершенствование предпринимательской деятельности и российского бизнеса в целом.
     Цель  работы – определение степени  важности деловой культуры в российском обществе и выявление, каким образом  она влияет на деятельность организаций, фирм, предприятий России в целом  и каждого сотрудника в отдельности.
     Поставленная  цель определяет задачи исследования:
    рассмотреть историю и современное состояние российской деловой культуры;
    выявить основную проблему российской деловой культуры в современных условиях;
    показать пути решения проблем в российской деловой культуре.
     Важную  роль в рассмотрении культурных закономерностей  в целом, проблем психологии общения  и культуры межличностных отношений  проясняют работы Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, В.Н.Мясищева, А.Ф.Лосева, Н.Я.Данилевского и др., а также фундаментальные  работы классиков мировой культурологии: М.Вебера, Г.Риккерта, Э.Кассирера, К.Юнга, К.Леви-Стросса, А.Моля, О.Шпенглера  и др. 

     Глава 1. От Российской Империи до современной России
     Современная российская деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний  день пеструю смесь стереотипов  поведения: заимствования из западноевропейского  бизнес-этикета и формирующиеся  специфические российские нормы  делового поведения.  
Однако следует отметить, что существуют определенные правила этикета, свойственные только для нашей страны, это то, что отличает российскую деловую культуру от западноевропейской. Россия издревле была особым государством, находившимся на стыке Европы и Азии и это двойственное ее положение и по сей день определяет специфику культуры ее народа, моральные и этические ценности, традиции и своеобразность взаимодействия людей как на уровне межличностного общения, так и на уровне деловых отношений. Для того, чтобы рассматривать особенности современного бизнес-этикета России, мы в первую очередь должны рассмотреть его происхождение в нашей стране, установить природу его происхождения.

     Развитие  различных норм и правил поведения, этических ценностей в России было подвержено в основном западным влияниям и корни их зарождения и  формирования уходят во времена императорской  России. Еще со времен Петра I существовали определенные образцы поведения  в обществе:
     Бал открывался церемониальными танцами. Дирижер ударял жезлом и объявлял, что каждый может танцевать, как  и что ему вздумается.
     При дворе Анны Иоанновны на торжественных  обедах выказывалась вся роскошь  и пышность тогдашнего петербургского двора. Вечерами во дворец съезжалась столичная знать. Эти собрания уже  не отличались беспорядочностью и непринужденностью, которые господствовали на дворцовых  ассамблеях Петра I. Они не напоминали и те шумные охотничьи пирушки, которые  происходили при Петре II. В роскошно отделанных залах дворца Анны Иоанновны  гости вели себя тихо и чинно. Строгий, чопорный этикет версальского двора мало-помалу усваивался и петербургским, хотя еще не исчезли окончательно простые, незатейливые или вернее сказать, грубые обычаи и развлечения старинного быта.
     С вступлением на престол императрицы  Елизаветы Петровны господствовавшее при дворе немецкое влияние сменилось  французским. Вскоре мода на все французское, начиная с языка и костюма, всецело завладела русским обществом. Русский двор, подражавший Версалю  роскошью и блеском стал удивлять Европу.
     «Обладая внешним обликом модницы и некоторыми чертами, заимствованными у нравственного типа европейской женщины восемнадцатого века, Елизавета имела все же много общего с совершенно противоположным типом современной ей русской женщины, хотя Петр Великий предполагал, что окончательно уничтожил ее полувосточный облик. Элементы ее популярности коренятся именно в этом смешении двух культур и компромиссах, куда вслед за ней устремилась вся Россия, находя в них одновременно удовлетворение и своих прежних наклонностей, и новых потребностей…»2.
     Так, зародившись во времена Российской Империи придворный этикет в России подвергался различным культурным влияниям и развиваясь, таким образом, сформировался бизнес-этикет современной  России.
     Основными требованиями современного делового этикета являются требования к:
    Правилам приветствия
     2. Правилам обращения
     3. Обязанностям мужчин по этикету
     4. Правилам представления
     5. Денежным отношениям
     6. Организации деловых контактов  и деловой субординации
     7. Визитным карточкам (визитки)
     8. Деловым подаркам и сувенирам
     В 1912 г. российскими предпринимателями  было выработано семь принципов ведения дел в России3:
     1) Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.
     2) Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.
     3) Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство - основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.
     4) Люби и уважай человека. Любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.
     5) Будь верен своему слову. Деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши, кто тебе поверит?» Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
     6) Живи по средствам. Не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.
     7) Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности.
     Как и мораль, этикет - одна из форм регуляции  человеческого поведения. Но правила  поведения, в том числе и в  бизнес-среде, носят сугубо формальный характер и не ставят человека перед  проблемой свободного выбора между  добром и злом, справедливостью и  несправедливостью, честью и бесчестьем, как этого требуют этические  правила. Язык этикета преимущественно  выражает требования гуманизма и  общечеловеческой вежливости. Деловой  этикет регламентирует иерархию служебных, возрастных, половых различий людей. Этикетные правила предполагают конкретную деловую ситуацию и задают готовую модель конкретного действия в ней4.
     Этикет  формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные  временем. В современном деловом  этикете нет ничего лишнего. Нет  ничего такого, что затрудняло бы деловое  взаимодействие и мешало вести дела. Напротив, деловой этикет - это инструмент, повышающий эффективность общения, создающий партнерство, порождающий  положительные эмоции5.
     Проблема вступления России в мировую экономику носит многоаспектный характер. С одной стороны, это соблюдение формальных требований, признание России в качестве страны с рыночной экономикой, вступление в ВТО, позволяющее снять ряд ограничений по экспорту российских товаров в страны с развитой экономикой, в целом на мировой рынок. С другой, содержание бизнеса, его организация и набор критериев, применяемых в процессе принятия решений, и реальная корпоративная культура.
     Одним из ключевых элементов корпоративной  культуры российских организаций, активно  воздействующих на процессы полноправного  вхождения России в мировую систему  разделения труда, выступает этика  бизнеса.
     Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе  российского бизнес-образования. Но отечественных разработок и учебников  по данной дисциплине недостаточно, и  они слабо отвечают требованиям  практического характера. Преобладает  декларативность и назидательность, деловая этика преподносится  в форме поучений и моральных  норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что  составляет только часть ее предмета - нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые письма, правильно одеваться и т.п.)1 . В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика - не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях.
     В современной зарубежной литературе предмет деловой этики представлен  иначе. Правила этикета изучаются  отдельно, как самостоятельная дисциплина, а наряду с нормативной подробно рассматривается управленческая, прикладная этика. Речь идет о моральных аспектах таких функций бизнеса, как маркетинг  и реклама, использование интеллектуальной собственности, конфиденциальной информации, электронных коммуникаций, инвестирование, управление людскими ресурсами, слияния и поглощения, профессиональные услуги, охрана окружающей среды, деятельность транснациональных компаний и др.2
     Научить российских предпринимателей и менеджеров применять деловую этику в  конкретных ситуациях невозможно, если излагать ее только на нормативном  уровне. Что касается этикета, то по соблюдению его норм нельзя судить, придерживается ли данный менеджер или  организация норм деловой морали. Этикет - правила хорошего тона, которые достаточно просто выучить, а этика предполагает выбор, и подчас весьма сложный, морально оправданного и не противоречащего целям бизнеса решения.  

     
  Рис. 1. Схема формирования российской национальной деловой культуры в условиях глобализации 

 


     Глава 2. Российская деловая культура: современное состояние 

     Сегодня предпринимательство – неотъемлемая и важнейшая часть экономики  России. Далеко не просто происходит становление  предпринимательства. Наряду с объективными причинами, затрудняющими цивилизованный бизнес в России, есть немало субъективных факторов, осложняющих деловую жизнь, представляющих образ предприимчивого  человека в искаженном виде. Нынешние предприниматели представляют собой  весь спектр бывшего советского общества: красные директора, бывшие комсомольские  и партийные работники, начальники цехов и завлабы, музыканты, врачи, учителя, таксисты, спекулянты, уголовники6.
     Всех  их, к сожалению, объединяют не лучшие стереотипы и взгляды на жизнь. У  них нет идеологических и социальных предшественников, нет своей сложившейся  системы ценностей и единых социальных целей. Многие из аспектов современной  российской деловой культуры не могли  сформироваться в прежней системе, а складывались стихийно в процессе перестройки экономики. Несовпадение стандартов российской деловой культуры с общемировыми наносит ущерб  репутации российского бизнесмена.
     Состояние деловой культуры во многом определяется отношением предпринимателей к правовым нормам. Важным элементом всей российской хозяйственной деятельности и деловой  культуры является отсутствие привычки строго следовать букве закона. Это  вовсе не означает, что предпринимательство  сплошь проникнуто криминальным духом. Большинство хозяйственников предпочли  бы соблюдать законы, но фактически они вынуждены обходить их во множестве  случаев, когда нормативные установления существенно ущемляют их интересы (наиболее распространенный случай - уклонение от уплаты многочисленных налоговых сборов).
     Вследствие  того, что хозяйственная деятельность разворачивается в полуправовом контексте, существенно усиливается  роль неформальных экономических отношений. Слабость юридического подкрепления деловых  контрактов и редкое реальное применение санкций против нарушителей порождают  столь хорошо известное нам российское пренебрежение к формальностям. В итоге письменные договоры не имеют  безусловной силы и беспрепятственно нарушаются при возникновении «объективных обстоятельств», даже в тех случаях, когда предприниматель сам нарушает взятые обязательства.
     В сложившихся условиях чрезвычайно  возрастает роль личных связей, разного  рода обменов деловыми и личными  услугами. В результате значительная часть экономики и остается вне  поля зрения как государственного контроля, так и общественного мнения. Неформальная экономика является прямым наследием  советского периода, когда она следовала  тенью за каждым административным предписанием, тем самым придавая командной экономике недостающую ей, пусть относительную, гибкость и жизнеспособность.
     Если  говорить о деловой этике как  совокупности общепринятых универсальных  норм выполнения деловых обязательств, соблюдении «правил игры», то подобный «кодекс чести» современного российского предпринимательства, судя по всему, еще не сложился7. В то же время этические нормы формируются локально, в определенных сегментах рынка и в рамках неформальных деловых объединений. Иными словами, со «своими» все же принято вести себя порядочно, в отношении же «чужих» считается допустимым не проявлять особой щепетильности. Подобная избирательность применения этических норм характерна для раннего предпринимательств, особенно если оно формируется в стесненных условиях. А российское предпринимательство как раз и находится в подобном положении.
     Образование сетей неформальных хозяйственных  отношений определяет не только зону ответственности, но и способы принуждения  к выполнению деловых обязательств. Важную часть механизмов такой поддержки составляют силовые методы.
     Распространение силового воздействия в хозяйственных  отношениях между предприятиями  одного уровня – явление относительно новое, неизвестное в предшествующий советский период. Во многих случаях  насилие применяется как замещение  утерянных инструментов вертикального  давления на партнеров (в том числе  давления через партийные органы).
     Сегодня силовые методы осуществляются на коммерческой основе правоохранительными органами, специальными частными агентствами  или криминальными группировками, обеспечивающими так называемые «крыши».
     Отношения с представителями власти (федеральной  или местной, в зависимости от масштаба предприятия) - один из самых  больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики со стороны предпринимателей, но зависимость от их решений: разрешений или запретов, порядка распределения ресурсов и льгот - как правило, высока. Коррупция традиционно ставится предпринимателями и экспертами на первое место среди незаконных хозяйственных действий. Неоспоримым фактом является наличие чиновничьих вымогательств. Отношения с властями трудно назвать партнерскими. Скорее это отношения вынужденного сотрудничества.
     Несмотря  на обилие партий и специальных организаций, призванных защищать предпринимательские  интересы, большинство предпринимателей демонстрируют отстраненность от политики, подчеркивают свою независимость и приоритет бизнеса как чисто профессионального занятия. Специфической чертой отечественных предпринимателей является также то, что вместо организованного лоббирования групповых интересов посредством союзов и ассоциаций они гораздо чаще используют свои индивидуальные связи в органах управления, вплоть до прямого подкупа чиновников.
     В деловых отношениях высоко ценятся  взаимное доверие и личная преданность. Предприниматели редко имеют  дело с совершенно незнакомыми людьми, когда разворачивают дело. Большинство  предпочитает привлекать своих родственников, друзей, знакомых или использовать механизм личных рекомендаций и на этой основе формировать свою доверенную команду.
     Предприниматель стремится сосредоточить в своих  руках максимум функций и полномочий управленческих и собственнических. Не менее половины руководителей  негосударственных предприятий  объединяют в своем лице высшее хозяйственное  руководство, основного организатора и, по крайней мере, одного из собственников предприятия.
     При анализе стилей руководства хозяйственными предприятиями обращают на себя внимание сохранившиеся от советского периода  элементы технократизма, ставившего производственно-технологические  вопросы выше экономических, а последние  – выше социальных. Причем советский  технократизм имел милитаристский оттенок, чему способствовало обилие режимных учреждений. Речь, таким образом, идет об отношении к подчиненным как  к трудовой армии, мобилизуемой с  помощью полувоенной дисциплины. Впрочем, этот порядок дополняется  и смягчается политикой патернализма, сочетающей достаточно жесткие авторитарные методы управления с проявлением «отеческой заботы» о подчиненных в виде неформальной помощи, различных льгот и поблажек
     Поддержание централизованного контроля требует  немалых сил. Возник своеобразный культ  хронической занятости предпринимателей, призванных работать «на грани инфаркта». Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при шестидневной рабочей неделе. Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми основаниями отнести к трудоголикам. При этом, чем выше уровень руководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными. Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленческие функции слабо дифференцированы. Руководитель привык сам вникать во все крупные и мелкие детали, а подчиненные обычно бегают к первым лицам практически по любому вопросу.
     Риск  является тяжелым бременем для любого предпринимателя (кроме особого  типа - «игроков»). Однако ситуация, в которой развивается российский бизнес, приучает предпринимателей к неизбежности повышенного риска. Деловым людям присуща смелость, с которой они разворачивают новые, достаточно масштабные проекты, зачастую без детального их планирования и должной подготовки. Испытанным способом распределения и снижения риска служит диверсификация хозяйственной деятельности. Нередко является вынужденной стратегией борьбы за элементарное выживание.
     Привычка  бороться за выживание, жить в постоянном напряжении порождает изобретательность  и умение выходить из безвыходных  ситуаций. Адаптационные способности  российских предпринимателей проявились, в частности, в успешной деятельности за пределами России, в быстром освоении чужих деловых правил и норм поведения часто при плохом знании иностранных языков.
     Богатые традиции дореволюционной филантропической деятельности российских предпринимателей хорошо известны. Отношение сегодняшних  деловых людей к благотворительности  достаточно сдержанное. Впрочем, налоговое законодательство не стимулирует иного отношения. Среди благотворительных акций на первый план отчетливо выдвигаются помощь детям, поддержка малообеспеченных и нетрудоспособных, развитие медицинских услуг. Соответственно дети и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований.
     Отношение к партнерам, оказавшимся в качестве гостей на предприятии, не стеснено обычно рамками протокола. Для российского  предпринимателя характерны традиции хлебосольства, выходящие за пределы  чисто деловой необходимости. Традиционной чертой российской деловой культуры можно считать и подчеркнутое уважение к представителям дальнего зарубежья. Поиск зарубежных партнеров  рассматривается не только как источник серьезных материальных вложений, но и как символ делового престижа предприятия. Пиетет к иностранцам сохраняется, несмотря на зачастую негативный опыт общения с иностранными партнерами.
     Десятилетия усилий по атеистической пропаганде не прошли даром. Несмотря то, что сегодняшняя  демонстрация религиозных чувств –  нечто большее, чем просто мода, глубоко верующих среди предпринимателей, как и среди прочих групп населения, все равно немного. По данным опросов, верующими людьми считают себя лишь чуть больше трети предпринимателей. И почти каждый четвертый затрудняется с ответом. А регулярно соблюдают религиозные обряды лишь считанные единицы. В формировании норм экономического поведения ведущая роль остается за иными, социокультурными и этическими факторами.
     Основную  часть российских предпринимателей характеризует высокая образованность, хотя образование часто является непрофильным. Несмотря на заявления о том, что главное в работнике сегодня не диплом, а реальная квалификация, предприниматели уделяют особое внимание обучению собственных детей, для которых тщательно выбирают лучшие детские сады и школы, а для получения дальнейшего образования стремятся послать их за рубеж.
     Потребительство в узком смысле не является выраженной чертой предпринимательской культуры в России. Многие достаточно обеспеченные люди вызывают скромность и умеренность  в личном потреблении. Распространенные случаи показного расточительства  в первую очередь преследуют цель повысить собственный престиж. Более  всего российские предприниматели  расположены к сохранению привычного уклада жизни и работы, а не к  бездумной погоне за наслаждениями. Судя по их высказываниям, они также  в большей степени обеспокоены  упрочением своих социальных позиций, нежели материальным вознаграждением как таковым. Впрочем, материальные требования, судя по всему, имеют большее значение, нежели пытаются показать сами предприниматели8. Однако чаще всего это связано со стремлением оказать поддержку родным и близким, а также с необходимостью развивать собственное дело.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.