На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовые основы социальной защиты молодых инвалидов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
 
 
Стр.
 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..….3
 
 
1 ИНВАЛИДНОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ……………………………………………..5
1.1 Понятие и группы инвалидности…………………………………………..5
1.2 Основные виды детской инвалидности……………………………….……8
1.3 Социальная реабилитация молодых инвалидов………………………….12
 
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЫ 
МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ……………………………………………………20
2.1 Методы социальной работы с молодыми инвалидами………………….20
2.2 Социальная поддержка молодых инвалидов в РК………..…………….23
2.3 Реабилитационные центры для помощи детям - инвалидам…………....27
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………33
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
Детская инвалидность наряду с показателями заболеваемости, физического развития, группой медико-демографических  критериев является одним из важных индикаторов состояния здоровья детского населения, характеризуя социально-экономическое  развитие общества, эффективность проведения профилактических мероприятий, доступность  и качество
Исследования в области детской  инвалидности становятся все более  актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального  развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных  отношений и показывают необходимость  поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне. Значимость проблемы также обусловлена тем, что почти у 25% инвалидов в возрасте до 50 лет инвалидизация обусловлена  заболеванием, перенесенным в детстве[1].
Актуальность темы курсовой работы, посвященной социальной работе с детьми-инвалидами, обусловлена тем, что в настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часа жителей нашей планеты.
Быстрый рост числа детей-инвалидов обусловлен ухудшением общего состояния здоровья детей, увеличением хронических заболеваний, ведущих к инвалидности, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, расширением объема льгот таким лицам и повышением в последние годы отрицательного влияния социальных факторов.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что детская инвалидность является социально значимой проблемой и  достижение максимально возможного функционирования и адаптации лиц  с физической и психической патологией невозможно без комплексного изучения медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье. Выявление современных  тенденций детской инвалидности, решенных в категориальном поле социологии медицины, позволило предложить подходы  по оптимизации и эффективности  медик о — социальных профилактических и реабилитационных мероприятий  детскому населению данной категории, что имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или только социальных аспектов в проведении профилактической работы.
Среди социально-экономических проблем, имеющих важное общегосударственное  значение, видное место занимает проблема инвалидности и помощи лицам с  ограниченными жизненными физическими  и психическими возможностями. Состояние  этой проблемы наряду с демографическими показателями и заболеваемостью  населения является одной из основных характеристик общественного здоровья и социального благополучия страны. Особую актуальность проблема инвалидности приобретает при рассмотрении ее с позиции потерь трудового потенциала и качества жизни населения. Предупредить инвалидность - это, значит, сохранить потенциальное здоровье трудящихся и, следовательно, увеличить производительные силы страны. В этом аспекте особого внимания заслуживает детская инвалидность, где ведущими причинами являются болезни нервной системы, психические расстройства и врожденные аномалии развития.
Показатели состояния здоровья детского населения, в том числе  детская инвалидность, являются важнейшими маркерами качества работы здравоохранения  и должны служить основой при  планировании медицинской помощи. По мнению европейских экспертов ВОЗ, даже в экономически развитых странах  нет свидетельств того, что здоровье подрастающего поколения становится лучше. Несмотря на наблюдающееся падение  уровня перинатальной и младенческой смертности в последние десятилетия, распространенность умственных и физических недостатков, а также хронической  патологии в детской популяции  остается практически неизменной.
Данные официальной статистики и специальных исследований, проведенные  за последние годы на различных территории Республики Казахстан, свидетельствуют, что в настоящее время в динамике состояния здоровья детского населения наметились неблагоприятные тенденции, а именно, отмечается рост показателей заболеваемости по всем нозологиям. Профиль современной патологии детей характеризуется высокой долей общесистемных поражений, прогрессирующим ростом хронических форм патологии, врожденных и наследственных заболеваний, которые приводят к развитию тяжелых последствий болезней и социальной дезадаптации. Изучению частоты и структуры инвалидности среди детского населения посвящено много исследований.
Большое значение в привлечении  внимания к проблемам детской  инвалидности имела Конвенция ООН о правах ребенка[2], ратифицированная нашей страной в 1990 г. В ней признаются необходимость иметь четкие представления о численности и распространенности инвалидизирующих патологий, потребности в различных видах медицинской и социальной помощи и факторах, обуславливающих формирование инвалидности.
Цель. Выявить социальные проблемы детей-инвалидов и способы решения этих проблем.
Задачи.
- рассмотреть специфику социальных  проблем, связанных с детьми-инвалидами;
- выявить государственные меры  по поддержке детей-инвалидов;
- рассмотреть реабилитационную  деятельность для детей-инвалидов
 
 
1 ИНВАЛИДНОСТЬ И ЕЕ  ВИДЫ
 
1.1 Понятие и группы  инвалидности
 
Термин «инвалид» восходит к  латинскому корню (valid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». Начиная со времен Петра I такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности. Характерно, что  в Западной Европе данное слово имело  такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увечным  воинам. Со второй половины XIX в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов  войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных  конфликтов. Наконец, после Второй мировой  войны в русле общего движения по формулированию и защите прав человека в целом и отдельных категорий  населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности.
Фиксируя генеральные принципы демократического жизнеустройства  гражданского общества в международных  документах, Организация Объединенных Наций в 1975 г. приняла Декларацию о правах инвалидов, где сказано, что «инвалид» означает любое  лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или  социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей».
В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской  Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными  барьерами, которые не позволяют  человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и  принимать участие в жизни  семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены  общества». Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты  к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
В 1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН  была принята Декларация о правах умственно отсталых лиц, где утверждалась необходимость в максимальной степени  осуществлять обеспечение прав таких  инвалидов; декларировались права  на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет умственно  отсталому лицу развивать свои способности  и возможности. Следует отметить особо оговоренное право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение имеет норма, утверждающая, что в тех случаях, когда это  возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи  и участвовать в различных  формах жизни общества. Семьи таких  лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение  необходимо сделать так, чтобы новая  среда и условия жизни как  можно меньше отличались от условий  обычной жизни.
В 1989 г. Организацией Объединенных Наций  был принят текст Конвенции о  правах ребенка, которая обладает силой  закона. В ней закреплено также  право детей с отклонениями в  развитии вести полноценную и  достойную жизнь в условиях, которые  обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают  его активное участие в жизни  общества (ст. 23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться  по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или  других лиц, обеспечивающих заботу о  ребенке, с целью обеспечения  неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области  образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, что приводит к  наиболее полному по возможности  вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его  личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Положения о защите прав инвалидов  содержатся также в таких документах, как Декларация социального прогресса  и развития, Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психической  помощи и т. п.
В настоящее время в мире инвалиды составляют приблизительно 10% населения, причем колебания по различным странам  достаточно значительны[3].
В основе возникновения инвалидности лежит множество разнообразных  причин. В зависимости от причины  возникновения условно можно  выделить три группы: а) наследственно  обусловленные формы; б) связанные  с внутриутробным поражением плода, повреждением плода во время родов  и в самые ранние сроки жизни  ребенка; в) приобретенные в процессе развития индивида в результате заболеваний, травм, иных событий, повлекших за собой  стойкое расстройство здоровья.
Существуют формы инвалидности, в происхождении которых взаимодействуют  наследственные и другие (инфекционные, травматические) факторы. Кроме того, нередко инвалидом человека делает не столько объективное состояние  его здоровья, сколько неспособность (в силу разных причин) его самого и общества в целом организовать полноценное развитие и социальное функционирование в условиях именно такого состояния здоровья.
К сожалению, нельзя не отметить, что  значительная часть как детских, так и взрослых патологий вызвана  недостаточным или некачественным развитием медицинских услуг. Это, например, может являться прямым следствием неточной диагностики, ошибок при родовспоможении, неправильного, непоследовательного  или недостаточного лечения. Если современное  диагностическое оборудование сосредоточено  только в крупных центрах, его  услуги недоступны для большинства  населения.
Рассмотрим критерии для установления групп инвалидности.
Первая группа инвалидности - стойкое  значительно или резко выраженное нарушение функций организма, обусловленное  заболеваниями, последствиями травм  или дефектами, приводящее к резко  выраженному ограничению одной  из следующих категорий жизнедеятельности  либо их сочетанию:
-· способности к самообслуживанию третьей степени;
-· способности к передвижению третьей степени;
-· способности к ориентации третьей степени; о способности к общению третьей степени;
-· способности контроля за своим поведением третьей степени.
Вторая группа инвалидности - стойкое  выраженное нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями  травм или дефектами, приводящее к выраженному ограничению одной  из следующих категорий жизнедеятельности  либо их сочетанию:
- способности к самообслуживанию второй степени;
-· способности к передвижению второй степени; о способности к трудовой деятельности (трудоспособности) второй, третьей степеней;
-· способности к обучению второй, третьей степеней;
-· способности к ориентации второй степени; о способности к общению второй степени;
-· способности контроля за своим поведением второй степени.
Третья группа инвалидности - стойкое  умеренно выраженное нарушение функций  организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к умеренно выраженному  ограничению одной из следующих  категорий жизнедеятельности или  их сочетанию:
-· способности к самообслуживанию первой степени;
-· способности к передвижению первой степени;
-· способности к трудовой деятельности (трудоспособности)первой степени;
-· способности к обучению первой степени;
-· способности к ориентации первой степени; о способности к общению первой степени;
-· способности контроля за своим поведением первой степени[4].
Анализ данных по причинам первичной  инвалидности за 2004 год в Республике Казахстан показал, что все большую  актуальность приобретают так называемые экологические причины первичной  инвалидности вследствие чрезвычайных экологических ситуаций, -  так, 2% от всех причин или третье  место (после общего заболевания и инвалидности с детства), занимает причина инвалидности вследствие заболеваний, связанных с ядерными испытаниями на Семипалатинском ядерном полигоне, что подтверждает высокую значимость влияния экологических  факторов на состояние здоровья населения и как интегрального ее показателя – на уровень инвалидизации населения республики.
 
1.2 Основные виды детской  инвалидности
 
Жизнь и здоровье детей, родившихся в период экономического кризиса, оказались  незащищенными, что способствует росту  заболеваемости детского возраста и  порождает проблемы социального  характера. Особенностью патологии  детского возраста является учащение перехода острых форм заболевания в  рецидивирующие и хронические, а  также нарастание первично-хронической  патологии внутренних органов, что  снижает компенсаторные возможности  функциональных систем.
Среди инвалидов с детства больше всего - с врожденным поражением центральной  нервной системы, которое сопровождается вторичным поражением опорно-двигательного  аппарата. Данное заболевание известно как “детский церебральный паралич” или ДЦП. Во многих странах более  половины детей с физическими  недостатками страдают полимелитом  или ДЦП. Вследствие ухудшения материального  положения семей, имеющих больных  детей, резко увеличилось количество детей, имеющих инвалидность с умственной отсталостью, эндокринными заболеваниями.
Детский церебральный паралич 
Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который используется для описания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций.
ДЦП характеризуется  неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой  отдел мозга поражен, может произойти  резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая”  походка. Кроме того, могут возникать  также анормальные ощущения и  восприятия, нарушения зрения, слуха  и речи, припадки, задержка в умственном развитии.
Чаще всего  причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они  не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в  течение первых двух лет жизни. Они  связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или  мозговыми инфекциями.
Существуют  три основные вида ДЦП:
спастический (напряженные и затрудненные движения);
атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения)
атаксический (нарушение чувства баланса и  ощущения глубины).
В некоторых  людях все эти виды могут сочетаться.
Людям, имеющим  ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие  ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.
Рассеянный склероз 
неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит. Основными признаками болезни являются:
пошатывающаяся ("танцующая") походка, что вызывает передвижение с помощью костылей или трости;
слабое зрение и очень быстрая утомляемость;
Люди с  рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно - представителей органов  милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители  милиции часто задерживают людей  с рассеянным склерозом по обвинению  в пьянстве или наркомании.
Синдром Дауна 
Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным аномалиям: у человека с синдромом Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей может быть абсолютно обычным. Медициной до сих пор точно не установлены причины появления у некоторых эмбрионов лишней хромосомы. В большинстве стран сегодня наличие лишней хромосомы не рассматривается как болезнь.
Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную  внешность – лицо монголоидного  типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться  несколько медленнее, чем его  сверстники и позже проходить  общие этапы развития. Ему будет  трудно учиться, но он сможет делать большую  часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом  Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они  могут гораздо лучше развить  свои способности, если они живут  дома, в атмосфере любви, если в  детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское  обслуживание и позитивное отношение  общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы. Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна.
Психиатрические заболевания 
Психиатрические заболевания связаны с расстройством центральной нервной системы. Человеческий мозг контролирует восприятие (зрение, слух), память, мышление, речь, равновесие, возникновение и проявление чувств (эмоций), дыхание и т.д. Любая из этих функций и их синхронная работа могут быть нарушены в результате психического заболевания. С другой стороны, хронические психические заболевания схожи в определенном смысле с любой другой хронической болезнью, например, сердечно-сосудистой болезнью или диабетом. На сегодняшний день не выявлена главная причина возникновения душевного расстройства, но известно множество обстоятельств, провоцирующих начало болезни, улучшающих или ухудшающих течение психического заболевания.
Наиболее  распространенными психическими заболеваниями  являются маниакально-депрессивный психоз и шизофрения.
Маниакально-депрессивный психоз – периодические перепады настроения от сильного возбуждения  и эйфории до пассивности и  подавленности.
Шизофрения  – это общее название целой  группы психозов, при которых состояние  характеризуется аномальным мышлением, поведением и эмоциями.
Эпилепсия 
Эпилепсия - хроническое состояние нервно-психического характера. Признаками эпилепсии являются судорожные проявления (припадки) и, в некоторых случаях, психические – интеллектуальные или эмоциональные – отклонения. Причина эпилепсии недостаточно изучена, однако большая роль принадлежит наследственности. Эпилепсию относят к заболеваниям предрасположения.
Во время  приступа эпилепсии – внезапного и относительно кратковременного –  может наблюдаться полное отключение сознания, падение или судороги, которые проявляются в напряжении всей мускулатуры, часто с закидыванием головы и прикусом языка, затем в  течение 1-2 минут наблюдается подергивание всей мускулатуры. Человека в случае приступа необходимо уложить на горизонтальную поверхность, расстегнуть ворот рубашки, расслабить пояс и следить, чтобы человек не прикусил язык. Для этого необходимо между верхними и нижними зубами поместить что-нибудь твердое, например, ложку, ручку и т.д.
Человек, подверженный приступам эпилепсии, в большинстве  случаев использует медикаменты  и может контролировать наступление  приступа и предупредить окружающих. В остальном люди с эпилепсией обучаемы, работоспособны и общительны[5].
В структуре детской инвалидности присутствуют врожденные к приобретенные  дефекты; аномалии физической и психической  природы; основные или “первичные”  недостатки и “вторичные” и “третичные”  недостатки[6].
Под вторичными недостатками понимаются недостатки или осложнения, которые  возникают вследствие первоначального  дефекта.
Иногда возникновение новых  физических недостатков может быть связано с негативными последствиями  медикаментозного лечения, а также  применения ортопедических средств, которые  вначале помогают ребенку, а в  последствии могут тормозить  улучшение его физического состояния.
Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо тщательно изучить потребности  ребенка и периодически повторять  свои оценки.
В значительной части случаев тяжелые  инвалидизирующие заболевания у  детей своевременно не диагностируются (диагноз заболевания, явившегося причиной инвалидности, только у 9,3% был установлен сразу после рождения в возрасте 7 дней), лечение запаздывает, и реабилитация оказывается неэффективной. В большинстве  случаев диагноз устанавливают  в течение первых трех лет жизни (35,3 %) и в старшем возрасте (53,3 %).
Для семей, имеющих детей с ограниченными  возможностями жизнедеятельности, важным аспектом является постановка точного диагноза инвалидности. Некоторые  виды инвалидности диагностируются  при рождении, другие стали результатом  болезни внутренних органов, несчастного  случая или войны.
Часто получить точный диагноз бывает очень сложно. Кроме того, существуют определенные физические недостатки, которые трудно диагностировать. При  возникновении сомнений необходимо проконсультироваться у специалистов, имеющих лучшую подготовку и больший  опыт работы. На практике в редких случаях  врачи честно говорят родителям, что их ребенок-инвалид, и при этом оставляют им надежду, что он может учиться и развиваться.
Чтобы установить в какой помощи нуждается ребенок с физическими  недостатками сначала нужно выяснить, насколько гармонично функционируют  тело и интеллект ребенка как  единое целое: что ребенок может  делать, чего он делать не может и  почему. Необходимо внимательно отнестись  к ребенку в целом, а не только к его недостатку. Способности  ребенка гораздо важнее его физических недостатков. В этом необходимо тесное сотрудничество родителей, работников здравоохранения, работников службы реабилитации, социальных работников.
 
1.3 Социальная реабилитация  инвалидов
 
Классическими основными принципами реабилитации являются: как можно  более раннее начало осуществления  реабилитационных мероприятий, непрерывность  и поэтапность их проведения, системность  и комплексность, индивидуальный подход.
Институт реабилитации инвалидов  реализуется в комплексной деятельности, включающей в себя организационные, экономические, градостроительные, собственно реабилитационные действия. Она осуществляется всей совокупностью государственных  и муниципальных органов и  учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения, других сфер в сотрудничестве с негосударственными органами.
Деятельность как государственных, так и негосударственных структур, реализация различных моделей помощи инвалидам в социальной политике по отношению к лицам с ограниченными  возможности в своей основе имеет  программу реабилитационных мероприятий, позволяющих индивиду не только адаптироваться к своему состоянию, но в наиболее оптимальной ситуации выработать навыки самопомощи и создания сети социальных связей.
В основе таких мероприятий должна лежать базовая реабилитационная программа, объем и содержание которой зависит  в немалой степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей  деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие  социальные программы.
Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально  на принципах изоляции и компенсации. Принцип изоляции берет начало с самых древних этапов развития социальной истории и доходит до наших дней. В прошлом этот принцип приводил к отвержению инвалидов, формированию разного рода фобий и предрассудков по их адресу. Сегодня он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т. д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.
Принцип компенсации реализуется  в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются  у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата  пенсий или пособий, предоставление льгот (на пользование транспортом, на лекарства, на квартплату и пр.). Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов  в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования (на уровне прожиточного минимума или ниже его). Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен  в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность  интеграции в общество лишь опосредованно  связана с материальным фактором[7].
Изменение идеологии политики в  отношении инвалидов, переход к  восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов  и инвалидность распространяется ведущий  принцип социального устройства современного общества - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности. Социальные права индивида прирожденны и неотъемлемы, ими очерчивается определенный, зависящий от культурно-исторических традиций общества, возможностей государства, доступный каждому минимум социальных благ. Они включают в себя не только удовлетворение элементарных потребностей, обеспечение выживания, но также и всю полноту социальных потребностей индивида. Правда, актуализация этой возможной доступности и степень ее гарантированности в немалой степени зависят от ряда объективных и даже субъективных обстоятельств, ограничиваются объемом социально-экономических ресурсов данного общества и государства.
Все более влиятельно заявляет о  себе принцип активного участия самих инвалидов в организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы “Shape your life” — «Формируй свою жизнь». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации. Они охотно оплачивают деятельность тех служб или отделений, которые считают полезными для себя, работу тех сотрудников, со стороны которых получают заботливое и компетентное отношение. Зарубежные исследователи практики социальной работы признают, что сами инвалиды являются наилучшими экспертами в оценке политики и программ в отношении инвалидов.
Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип независимой жизни лиц с ограниченными возможностями, который заключается в их максимальном развитии и использовании способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней. 
Чрезвычайно важен принцип комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку отдельные несистематизированные меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.
Хотя в последнее время все  более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии в реабилитационном процессе, значение деятельности негосударственных  социальных организаций, благотворительных  обществ, ассоциаций самопомощи лицам  с ограниченными возможностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, тем, что страна, как социальное государство,  принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. Люди с ограниченными возможностями в ряде случаев не могут надеяться на выживание без систематизированной и всесторонней поддержки государства. Социальная реабилитация как дорогостоящий и ресурсоемкий процесс также должна проводиться на основе зафиксированных в законодательстве социальных гарантий.
Каждому из этих аспектов отвечает свое направление реабилитации.
Практически все источники признают, что начальным звеном системы  общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний. Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом — уже в ходе реализации медицинских услуг потерявшего здоровье индивида должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция, удобные для протезирования результаты ампутаций и т. д. Возможно, что этот процесс должны начинать уже специалисты по социальной работе лечебных учреждений после того, как больной выведен из острого состояния. Предполагается, что медицина приложит все возможные усилия для ликвидации патологии и сглаживания ее последствий. Однако состояние индивида, завершившего лечение, представляет собой достаточно динамичную картину, которая может изменяться как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения объективных показателей и субъективного самочувствия. Медицинская реабилитация — система комплексных мероприятий, включающих себя воздействие как на пораженный орган, так и на весь организм инвалида. Крупным разделом медицинской реабилитации является восстановительная и реконструктивная хирургия, которая восстанавливает пораженные органы, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы; восстановление утраченных органов может осуществляться при помощи протезирования[8].
Можно констатировать, что медицинская  реабилитация инвалида в большинстве  случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки  и оздоровления.
Весь цикл лечебно-восстановительных  мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации. Кроме того, психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, изживание социально-психологического комплекса «калеки», укрепление активной, деятельной личностной позиции.
Педагогическая  реабилитация включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении несовершеннолетних инвалидов, направленные на то, чтобы больной ребенок овладел по возможности знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительное специальное образование.
Важнейшая цель этой деятельности, ее психологическая составляющая - выработка  у ребенка уверенности в собственных  возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В  ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация несовершеннолетнего инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям.
Необходимость социально-средовой реабилитации лиц с утраченными функциями обусловлена тем, что инвалидность приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости. Инвалид же может оказаться зависимым от посторонней помощи в самых повседневных, простых, интимных потребностях. Поэтому должны проводиться два параллельных процесса: организация жилища, среды обитания инвалида соответствующими приспособлениями, которые обеспечат ему относительно самостоятельное выполнение бытовых функций, осуществление санитарно-гигиенических мероприятий, с одной стороны, и обучение инвалида пользованию этими приспособлениями - с другой стороны[9].
Это включает в себя обеспечение  достаточно широких дверных проемов, лишенных порогов или ступенек, через  которые может проходить кресло-коляска  инвалида, просторных коридоров, снабжение  квартиры настенными поручнями и  перилами, оборудование квартиры световыми  сигналами для глухих и слабослышащих. Мебель должна быть таких размеров и смонтирована на такой высоте, чтобы инвалид без посторонней  помощи мог воспользоваться шкафами, полками, приблизиться к столу на крёсле-коляске.
Инвалидам с интеллектуальными  и психическими ограничениями, проживающим  самостоятельно, должны создаваться  условия, исключающие, в первую очередь, причинение ими вреда собственной  личности или другим людям. Система  достаточно информативных пиктограмм может подсказать им порядок действий и способ их совершения (например, включение  бытовых приборов, приготовление  пищи, выключение и т. д.). Такая категория  нуждается, кроме того, в патронажной  помощи социального работника в  силу ограниченной способности осознавать и планировать свою жизнь.
За пределами собственной квартиры инвалид также может столкнуться  с множеством ограничений, вызванных, в первую очередь, инерционностью и  слабой восприимчивостью градостроительной  среды к специфическим нуждам инвалидов. Необходимо постепенное  переоборудование населенных пунктов  к условиям доступной для инвалидов  среды жизнедеятельности, а вновь  строящиеся здания и комплексы должны включать элементы, позволяющие обеспечивать безбарьерный характер городского пространства.
Подобными требованиями предусматривается  обустройство пешеходных дорожек, наземных и подземных переходов такими средствами, которые позволили бы индивиду с ограниченной подвижностью - «колясочнику» самостоятельно передвигаться. Входы в жилые дома и общественные здания должны быть снабжены пандусами, а лифты — иметь достаточное  пространство для использования  их инвалидом со специальными двигательными  приспособлениями. Особые требования предъявляются к оборудованию среды  для слабовидящих и слепых; в частности, перекрестки снабжаются рельефным  покрытием, звуковыми сигналами, дорожными  знаками, указывающими на частую возможность  появления лиц, лишенных зрения.
Одним из перспективных направлений  реабилитации является обучение и переобучение инвалидов, предоставление им в процессе переподготовки новой профессии или специальности, обучение навыкам работы по прежней специальности в условиях утраты ряда возможностей или функций.
Профориентация и профессиональное обучение инвалидов строится на основе углубленной профессиональной диагностики  их в процессе взросления (для детей-инвалидов) или после завершения медицинской реабилитации (для взрослых инвалидов). Разрабатываются показания к тем профессиями, которыми могут заниматься инвалиды. Чаще всего речь идет о массовых профессиях, требующих сравнительно скромной общеобразовательной и профессиональной подготовки. Такой подход оправдан, если речь идет о лицах с ограничениями по интеллекту или об умственно полноценных лицах, не имеющих возможности по условиям своей социализации получить качественное образование. Однако в ряде случаев инвалиды могут иметь высокий уровень образования, а современные виды занятости более предъявляют требования не к физической силе или ловкости инвалида, а к его интеллектуальной содержательности. Поэтому развитие информационно-компьютерных технологий раскрывает новые возможности обеспечения трудовой занятости инвалидов - с использованием возможностей высококвалифицированного надомного труда, удаленного доступа и т. д.
Образовательная реабилитация инвалидов — сложный комплекс, который включает в себя процессы получения инвалидами необходимого общего образования, при необходимости — различных уровней и видов специального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии. Образовательная реабилитация частично перекрывается педагогической, однако социальный смысл этого явления шире. В современных условиях доступ к современному и качественному образованию является одним из важнейших социальных ресурсов, обеспечивающих достойный социальный старт, развитие и полноценное существование индивидов.
Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
В качестве элемента социокультурной  реабилитации можно рассматривать  спортивную реабилитацию инвалидов, в  которой особенно сильны механизмы  соперничества, действующие также  зачастую в сфере творческой реабилитации. Помимо общего оздоравливающего воздействия, занятия спортом и участие  в специальных соревнованиях  для инвалидов повышают степень  координации движений, развивают  общение, воспитывают командные  навыки.
Социокоммуникативная  реабилитация или просто «коммуникативная реабилитация» нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение инвалида навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций. На основе складывания адекватной, но благоприятной самооценки инвалид должен сформировать новый образ «Я» и положительно окрашенную картину мира, что воспрепятствует негативным эмоциональным реакциям в общении с другими людьми.
Восстанавливается потребность в  личностных коммуникациях, которая  может быть нарушена в период посттравматического  стресса или болезни. Важной особенностью данного процесса является организация  специальных каналов или инструментов общения, если индивид в них нуждается, обучение его пользованию такими средствами. Нередко для этого  требуется помощь специалистов или  снабжение инвалида специальным  оборудованием для обеспечения  коммуникации. Кроме того, полезными  или даже необходимыми оказываются  тренинги коммуникативных умений, которые  проводятся с инвалидом с целью  формирования у него социальных навыков[10].
Службы социальной защиты населения  должны также прилагать определенные усилия для создания организационных  условий и инфраструктуры коммуникации: например, открывать отделения дневного пребывания в центрах социального  обслуживания, клубы инвалидов, места  встреч и общения в микрорайоне.
Подводя итог теоретико-методологическому  анализу содержания и структуры  процесса реабилитации лиц с ограниченными  возможностями, следует сделать  вывод о том, что процесс этот является целостным и комплексным; выпадение или пропуск того или  иного направления или формы  реабилитации не только ведут к ущемлению  возможностей социального функционирования для индивида с ограниченными  возможностями, но также и неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется  как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой  взаимосвязаны, так и целостностью социального бытия. Дифференциация процесса реабилитации по различным  формам, выделение различных направлений  является действием в известной  мере условным, объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций  и учреждений.
Реабилитация - процесс, который имеет  начало, но не имеет конца. Завершение выполнения индивидуальной реабилитационной программы вовсе не означает, что  структуры социальной помощи могут  ограничиться только материальной поддержкой инвалида, выплатой пенсий и пособий. Социальный патронаж лица с ограниченными  возможностями, известный уровень  социального надзора и контроля за ним необходимы и на последующих  этапах его существования с целью  своевременного оказания помощи при  необходимости и предотвращен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.