Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Утомление

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  Проекта

 
    Основные понятия
    Объективные и субъективные факторы обучения и реакции на них организма студентов
    Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения
    Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии
    Заболеваемость в период учебы в вузе и её профилактика
      Патология органов зрения
      Сон и психическое здоровье
      Гипокинезия и гиподинамия, особенности их проявления
    Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов
    Вывод
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Основные  понятия

 
Психофизиологическая  характеристика труда - сопряженная  характеристика изменения состояния  психофизических и физиологических  систем и функций организма под  влиянием определенной трудовой деятельности.
Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности  в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Различают максимальную, оптимальную  и сниженную работоспособность.
Утомление - временное объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки на организм человека. Сопровождается потерей интереса к работе, преобладанием  мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями. Появление утомления зависит  от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное  и другие виды утомления.
Переутомление - накопление утомления по причинам нерационального режима труда и  отдыха при отсутствии своевременного восстановления. Влечет за собой снижение работоспособности и продуктивности труда, появление раздражительности, головной боли, расстройство сна и  т.п. Переутомление бывает начинающееся, легкое, выраженное, тяжелое.
Усталость - комплекс субъективных ощущений, сопровождающих развитие состояния утомления. Характеризуется  чувством слабости, вялости, физиологического дискомфорта, нарушением протекания психических  процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления и др.)
Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил организма после физической и умственной нагрузки при трудовой деятельности, при занятиях физическими  упражнениями, спортом и в других случаях.
Релаксация - состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после больших физических нагрузок, сильных переживаний и т.п. Может  быть непроизвольной, например, при  отходе ко сну и произвольной, вызванной  расслаблением мышц, до этого вовлеченных  в различные виды активности, принятием  спокойной позы, представлением состояния  покоя (аутотренинг) и т.д.
Самочувствие - субъективное ощущение внутреннего  состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объективные и субъективные факторы  обучения и реакция  на них организма  студентов

 
Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников  вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой  сложный процесс в условиях объективно существующих противоречий, к которым  относятся:
-  противоречия   между большим объемом учебной  и научной информации, и, дефицитом  времени на ее освоение;
-  между  объективно текущим постепенным,  многолетним процессом становления  социальной зрелости будущего  специалиста и желанием как  можно быстрее самоутвердиться  и проявить себя;
-  между  стремлением к самостоятельности  в отборе знаний с учетом   личных интересов и жесткими  рамками учебного плана и учебных  программ.
Эти противоречия создают высокое нервно-эмоциональное  напряжение, которое отрицательно отражается на здоровье и, особенно, на психофизическом  состоянии студентов.
Учет и  понимание студентами такого рода противоречий необходимы для нормального протекания их учебной деятельности.
Студенческий  возраст характеризуется интенсивной  работой над формированием своей  личности, выработкой стиля поведения. Это время поисков молодыми людьми ответов на разнообразные нравственно-этические, эстетические, научные, общекультурные, политические и другие вопросы.
Студенческий  возраст является также заключительным этапом поступательного возрастного  развития психофизиологических и двигательных возможностей организма. Молодые люди в этот период обладают большими возможностями для напряженного учебного труда, общественно-политической деятельности.
Трудности обучения в вузе связаны не только с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний, выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением. Эти трудности явные. Но существуют еще и скрытые трудности, которые  сказываются порой весьма существенно  на учебе и психоэмоциональном состоянии  студентов.
К ним относится  целый ряд обстоятельств студенческой жизни, кажущихся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный  эффект, который можно назвать  неприспособленностью студентов к  обучению в вузе. В числе причин такого явления наиболее значительными  становятся следующие:
-  резко  отличающиеся от школьных методы  и  организация  обучения, требующие  значительного повышения самостоятельности  в овладении учебным материалом;
-  отсутствие  хорошо налаженных межличностных  отношений,  а стало быть, и  группового контакта,   что  характерно для  всякого   формирующегося коллектива;
-  ломка  старого, сложившегося за годы  учебы в школе или на производстве  жизненного стереотипа и формирование  нового, "вузовского";
-  сопутствующие  поступлению в вуз новые заботы,  которые чаще возникают у студентов,  проживающих в общежитии (самообслуживание, самостоятельное ведение бюджета,    планирование и организация своего  учебного и свободного времени  и др.)
Особенно  в затруднительном положении  оказываются студенты младших курсов. С одной стороны, они должны сразу  включаться в напряженную работу, требующую применения всех сил и  способностей, с другой, - само по себе преодоление новизны условий  учебной работы требует значительной затраты сил организма. Включение студентов в новую систему жизнедеятельности может сопровождаться нервным напряжением, излишней раздражительностью, вялостью, снижением волевой активности, беспокойством и т.д. Происходящие явления связаны с трудностями процесса адаптации.
Для становления  личности специалиста особое значение имеют профессиональная, социально-психологическая  и дидактическая адаптация. Рассмотрим подробнее эти условно выделенные виды адаптации.
Профессиональная  адаптация означает идентификацию (отождествление) себя с избранной  профессией, с социальной ролью, которую  предстоит выполнять после окончания  вуза. Это идентификация личностных качеств с требованиями профессии  и активно положительным отношением к избранной специальности. Первостепенное значение в этой адаптации имеет  формирование профессиональной направленности личности. По окончании процесса профессиональной адаптации студент должен получить целостное представление о той  деятельности, к которой он готовится. У него должен сформироваться профессиональный идеал как ориентировочная основа его деятельности.
Социально-психологическая  адаптация означает интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения и т.п. Это накладывает на личность отпечаток, определяет изменение направленности потребностей.
На процесс  внутренней переориентации личности оказывают  влияние факторы межличностных  отношений, в процессе которых складываются установки, удовлетворяющие личностный статус студента, формирующие уровень  его притязаний. По мере укрепления межличностных отношений студент  активно включается в деятельность коллектива учебной группы.
Дидактическая адаптация предполагает повышение  уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской  специфике обучения. Низкий уровень  этой готовности при поступлении  в вуз приводит к психической  усталости, ослаблению памяти, мышления и т.д.
Высшая школа  требует нового типа учебного поведения, более сложных форм умственной деятельности. Эту мысль подтверждают данные опроса студентов первокурсников, характеризующие основные причины, вызывающие трудности при переходе на вузовские формы обучения. Среди причин отмечены: необходимость организовывать самостоятельную работу - 31% опрошенных студентов; изменение системы контроля за успеваемостью - 23,8%; изменение опросной системы - 16,4%; необходимость конспектировать лекции - 7,6%; сложность лабораторных и практических занятий - 6,9% (Виленский М.Я.,1993 г.).
На психофизическом  состоянии студентов отражаются также объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся возраст, пол, состояние  здоровья, величина учебной нагрузки, характер и продолжительность отдыха и др. Субъективные факторы включают в себя мотивацию учения, уровень  знаний, способность адаптироваться к новым условиям обучения в вузе, психофизические возможности, нервно-психическую  устойчивость, личностные качества (характер, темперамент, коммуникабельность и  др.), работоспособность, утомляемость и т.п.
Серьезным испытанием организма является информационная перегрузка студентов, возникающая  при изучении многочисленных учебных  дисциплин, научный уровень и  информационный объем которых все  время возрастает.
Критическим и сложным фактором перенапряжения студентов является экзаменационный  период - один из вариантов стрессовой ситуации, протекающей в большинстве  случаев в условиях дефицита времени  и характеризующейся повышенной ответственностью с элементами неопределенности.
Отрицательное воздействие на организм усиливается  при суммарном влиянии нескольких факторов риска, когда они воздействуют одновременно и принимают хронический  характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Изменение состояния организма  студента под влиянием различных режимов  и условий обучения

 
В одном  из докладов Комитета экспертов Всемирной  организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний  сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди  студентов является следствием все  увеличивающейся интенсификации умственного  труда и нервно-эмоциональных  перегрузок.
К факторам риска, способствующим появлению сердечнососудистых, нервных и психических заболеваний, относятся также социальные перемены, жизненные трудности, непонимание  близкими людьми, нетерпение, постоянное ощущение недостатка времени, торопливая еда, мотивационный конфликт и конфликт интимно-личного характера, смена  работы и профессии и т.п.
Особенно  остро интенсивная умственная работа отражается на состоянии ЦНС и  на протекании психических процессов. Большая нагрузка на ЦНС и на ее высший отдел - кору головного мозга  проявляется преимущественно в  таких психических процессах, как  внимание, восприятие, мышление, анализ, память, эмоции. В мозге с наибольшей интенсивностью протекают процессы обмена веществ, он составляет 2-2,5% от общей  массы тела, потребляет 15-20% кислорода, поступающего во внутреннюю среду организма, и для нормального проявления своих функций мозг должен иметь  высокий уровень стабильности кровообращения.
Однако, многие факторы, сопутствующие умственной деятельности студентов, снижают эффективность  кровообращения в головном мозге, ухудшают его кровоснабжение. К ним относятся: длительное пребывание в положении  сидя за столом, нервно-психическое  напряжение, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, высокая ответственность за результаты усвоения знаний и др.
Длительная  напряженная умственная работа снижает  также возможности организма  к ее качественному продолжению, наступает утомление, как нормальная реакция организма. Утомление может  вызвать состояние усталости, которое  появляется перед наступлением утомления  и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании  значения выполняемой работы, неудовлетворенности  ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает  чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном  ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном  виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности  в другом виде. Так, например, устав  производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам  умственного труда и является обратимым процессом. Утомление  снимается своевременным эффективным  отдыхом, особенно связанным с ДА.
Степень развития утомления можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 1). Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором, например, ни занятия математикой, ни чтение литературы, ни даже простой разговор оказываются не по силам - только безудержно хочется спать. В таких условиях повышение умственной работоспособности за счет функционального перенапряжения весьма опасно для организма и, как правило, вызывает длительное неблагоприятное последствие.
При систематическом  перенапряжении нервной системы  возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к  ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и  головная боль. 
 

Таблица № 1
Объект  наблюдения Утомление
Незначительное  Значительное  Резкое
Внимание Редкие отвлечения Рассеянное, частые отвлечения Ослабленное, реакции  на новые раздражители (словесные  указания) отсутствуют
Поза Непостоянная, потягивания  ног и  выпрямление   туловища Частая смена  поз, повороты головы в разные стороны, облокачивание, поддержание головы руками Стремление положить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Неуверенные, замедленные Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)
Интерес    к    новому материалу Живой        интерес, задавание вопросов задавание вопросов  Слабый интерес, отсутствие вопросов
Полное отсутствие интереса, апатия
 
Объективными  признаками переутомления являются: снижение веса тела, диспепсические расстройства, повышение сухожильных рефлексов, лабильность частоты сердцебиения и артериального давления, потливость,   выраженный дермографизм,       снижение сопротивляемости организма  инфекциям, заболеваниям и т.п. Оценка степеней переутомления представлена в таблице 2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица № 2
Симптом Степень переутомления
I -начинающееся II- легкое III-выраженное IV-тяжелое
Снижение  работоспособности Малое Заметное Выраженное Резкое
Появление ранее отсутствовавшей усталости      при умственной    нагрузке При   усиленной  нагрузке При  обычной нагрузке При   облегченной нагрузке Без   видимой   нагрузки
понижения работоспособности волевым путем Не требуется полностью Не полностью незначительно
Эмоциональные сдвиги Временное снижение  интереса к работе (Трудно      засыпать   и   просыпаться)
Временами неустойчивость настроения (Труднее    засыпать,       просыпаться)
Сонливость днем Бессонница
Снижение   умственной    работоспособности нет Трудно сосредоточиться Временами забывчивость Заметное    ослабление внимания
Вегетативные  сдвиги  
Временами тяжесть  в голове
Часто тяжесть в  голове Временами головные   боли, снижение аппетита Частые   головные боли,   потеря   аппетита
Профилактические    мероприятия Упорядочение отдыха, физическая    культура, культурные развлечения Отдых, физическая культура Организованный         отдых, предоставление отпуска Лечение
 
Таким образом, умственная деятельность, связанная  с психическими напряжениями, предъявляет  высокие требования к организму  и при определенных неблагоприятных  условиях может быть причиной серьезных  заболеваний. 

Работоспособность студентов в период экзаменационной  сессии

 
Два месяца в учебном году у студентов  связаны с экзаменами -зимняя и  весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим  моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда  за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности  и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности  самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность  учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов  было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную  напряженность, 63,4% - плохо спали  накануне.
В период экзаменов  под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде  экзаменационной сессии.
Сам процесс  экзамена характеризуется также  значительными психоэмоциональными  и энергетическими затратами. В  то же время более высокий уровень  физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

Работоспособность студентов в учебной неделе.
Пунктиром отмечено явление конечного порыва. 
 

 

Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов  в учебном году. 

Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного  учебного труда с наименьшими  психоэмоциональными и энергетическими  затратами. Формирование здоровья успешно  может проходить лишь в условиях организации здорового образа жизни. 

Заболеваемость  в период учебы  в вузе и ее профилактика

 
В настоящее  время единой классификации профессиональных заболеваний  от  профессионального  (учеба  как умственный труд) перенапряжения сенсомоторной системы не существует. Как правило, выделяются три группы заболеваний:
-  заболевания  периферической нервной системы;
-  опорно-двигательного  аппарата;
-  координаторные  неврозы.
Известно, что  заболевания периферической нервной  системы нередко сочетаются с  трофическими изменениями в мышцах и других тканях опорно-двигательного  аппарата. Кроме того, костно-суставные  и фиброзные нарушения могут  привести к компрессионным синдромам  спинномозговых корешков, нервно-сосудистых сплетений, нервов и сухожилий.

Патология органов зрения

 
Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся  положение. Поэтому профилактика зрительного  утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны. Наиболее радикальным средством оздоровления учебного труда является создание эргономических оптимальных устройств считывания и восприятия зрительной информации. Для обеспечения комфортных условий при выполнении зрительно напряженных работ необходимо применять наиболее рациональные системы производственного освещения с правильным подбором светотехнической аппаратуры и источников света.
Основные  требования, предъявляемые к естественному  и искусственному освещению: оптимальная  интенсивность света (его равномерность, спектральный состав и т.д.). Физиологическими исследованиями установлены Наиболее оптимальные величины освещенности на рабочем месте - 200...3000 лк, в зависимости от разряда зрительной работы. При этом, естественное освещение часто создает большие светящиеся и отражающие поверхности, дающие высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно сказывается на работоспособности.
На зрительную работоспособность в значительной мере оказывает влияние распределение  яркостей в поле зрения (отношение  яркости центрального и периферического  полей зрения) от 1 до 3 дптр, что соответствует  максимальному расстоянию рассматриваемого объекта от глаз 30...100 см. Наиболее благоприятные  условия для работы зрения создаются  при одинаковой яркости в поле зрения, что достигается при равномерном  освещении.
В профилактике зрительного утомления и перенапряжения весьма значительное место занимает регламентация режимов труда  и отдыха. Особенно важна специальная  гимнастика для глаз. В Приложении №4 предложен комплекс упражнений, который обладает избирательным  действием на двигательные реакции  глаз.

Сон и психическое  здоровье

 
В вопросе  изучения сна за последние годы достигнуты исключительные успехи. В феномен  сна (поведенческие и электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и  всего организма. В период сна  происходит чередование парадоксального  и ортодоксального снов; в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Именно нарушение этого чередования  вызывает расстройство сна.
Изучение  феномена сна в физиологии труда  приобретает исключительно важное значение в связи с тем, что, во-первых, сон имеет адаптивное значение для учебно-трудовой деятельности человека, расстройство сна может вызвать понижение работоспособности; во-вторых, если расстройство сна принимает хронический характер, то это может привести к развитию невротического синдрома.
Установлено, что тотальное или частичное  лишение (депривация) особенно парадоксального  сна приводит, прежде всего, к нарушению  высших психических функций: снижаются  память, внимание, а вследствие этого - работоспособность. Повышается утомляемость и сонливость.
Рекомендации  по предупреждению нарушения сна  в основном состоят в следующем:
1.     Активная деятельность днем,   особенно физическая.    Важно,  чтобы сон и бодрствование  (активная деятельность) совпали  с  биологическими   ритмами  организма. Продолжительность сна  у каждого индивида определяется  наследственными факторами и   личностными   особенностями.   Из   своего   опыта каждый  человек знает, сколько он должен  спать, чтобы на следующий день  быть работоспособным.
2.     Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную  деятельность необходимо чередовать  с  физическим трудом  или  занятием спортом. Можно, например, ходить пешком на учебу и  с учебы, затрачивая  дополнительно  1... 1,5 часа.
3.     Определенный комфорт спального  места.
Итак, восстановление нормального сна должно иметь  как информационное, так и восстановительно-адаптационное  значение. В последнем случае сон  выступает в роли иммобилизатора стресса перевозбуждения, он восстанавливает  и корректирует множество тонких процессов перенапряжений. Хороший  сон очень важен, особенно после  экстремальных ситуаций и длительной напряженной умственной деятельности.

Гипокинезия и гиподинамия, особенности  их проявления

 
Малоподвижный образ жизни современного человека приводит к тому, что нарушается функциональное состояние всех систем организма. На протяжении миллионов  лет эволюции для того, чтобы выжить, организм человека приспосабливался к  интенсивной мышечной нагрузке. Деятельность всех систем организма была направлена на хорошее обеспечение работоспособности  мышц и в свою очередь стимулировалась  и совершенствовалась под влиянием интенсивных мышечных усилий.
При отсутствии достаточной дозы ежедневных мышечных движений происходят нежелательные  и существенные изменения функционального  состояния мозга и сенсорных  систем. Наряду с изменениями в  деятельности высших отделов головного  мозга снижается уровень функционирования и подкорковых образований, отвечающих за работу, например, органов чувств (слух, равновесие, вкус и др.) или  ведающих жизненно важными функциями (дыханием, кровообращением, пищеварением и т.д.). Вследствие этого, наблюдается  снижение общих защитных сил организма, увеличение риска возникновения  различных заболеваний.
Для данного  состояния характерны повышенная утомляемость, крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, нарушение сна, утрата способности  к длительному умственному или  физическому напряжению. Все эти  симптомы могут проявляться в  различной степени. Наиболее действенной  альтернативой гипокинезии и  гиподинамии в современных условиях могут выступать средства физической культуры, увеличение объема и интенсивности  мышечной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.