Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация бухгалтерского учета товаров

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
              Введение                                                                                 3
              I.Теоретическая часть
           Организация бухгалтерского учета товаров                       5
        Понятие  и способы учета товаров                                       8
        Учет товаров в розничной торговле                                   10
        Учет товаров в оптовой торговле                                        20
        Учет товаров в комиссионной торговле                              25
Заключение                                                                           36
II.Расчетная часть                                                              38
Список использованной литературы                                  73
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
   Особое место в бухгалтерском учете реализации продукции (работ, услуг) занимает учет в торговых организациях.
   Главное отличие состоит в том, что производственный процесс на данных предприятиях заключается в реализации продукции, изготовленной другими предприятиями. Поэтому счет 20 "Основное производство" в торговых организациях не  применяется.
   Основной счет, используемый для учета собственных затрат торговой фирмы, - это счет 44 "Расходы на продажу". Он аналогичен счету 20 предприятий производственной сферы. Учет затрат таков же:
Д 44 - К 10, 02, 04, 05, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76.
   Другой важной особенностью является постоянное использование счета 41 "Товары". Роль данного счета в торговых организациях очень похожа на роль счетов учета материальных ценностей, приобретаемых предприятиями производственной сферы и используемых для изготовления продукции. Но есть особенности, которые связаны с формами организации торговли.
   В настоящее время существуют две главные формы организации торговли: оптовая и розничная. Оптовая торговля предназначена для реализации товаров покупателям партиями и, в основном, по безналичному расчету. Розничная торговля предназначена для реализации единичных товаров населению за наличный расчет. Эти отличия и предопределяют разницу в бухгалтерском учете.
   В моей курсовой работе использованы учебники по соответствующим дисциплинам, а также периодические издания последних лет, официальные данные, а также материалы публикаций на интернет-порталах и форумах соответствующей тематики.
В качестве методов исследования можно выделить аналитический, диалектический, табличный, графический, а также  метод статистического анализа. Актуальность данной темы состоит в  том, что в учете товаров в  торговле происходят изменения связанные с автоматизацией процесса учета, что позволяет избежать ошибок.
Цель работы состоит в  том, чтобы раскрыть, понять и описать  на примерах учет товаров в розничной, оптовой и комиссионной  торговле.
   В практической части работы описывается решение сквозной задачи по учету факторов хозяйственной деятельности организации. Для  достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
- изучить особенности различных  видов торговли;
-исследовать стандарты документированного  оформления движения товаров  на торговом предприятии;
- изучить организацию и методику  учёта товарных операций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I. Теоретическая часть
1. ОРГАНИЗАЦИЯ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРОВ
   Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса. Учетный процесс слагается из следующих основных элементов:
1) первичный учет;
2) регистры бухгалтерского  учета;
3) документооборот;
4) инвентаризация;
5) отчетность.
   Учетный процесс организует главный бухгалтер, который подчиняется непосредственно руководителю организации. При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы и уровни подчиненности.
   Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и обязательств организации. Поэтому именно главный бухгалтер разрабатывает систему первичного учета. Он определяет, какими первичными документами должны оформляться все хозяйственные операции, которые осуществляются в данной организации. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. Главному бухгалтеру организации запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству или нарушают договорную и финансовую дисциплину. О таких документах главный бухгалтер письменно сообщает руководителю организации. Если руководитель издает распоряжение о принятии указанных документов к учету, то главный бухгалтер исполняет это распоряжение. При этом всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель.
   Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета. Причем эти счета берутся из рабочего плана счетов, который разрабатывается главным бухгалтером в учетной политике организации.
   Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах. Главный бухгалтер решает, по какой форме и на каких носителях (бумажных или машинных) будет вестись бухгалтерский учет в организации.
   Порядок документооборота в организации также определяется главным бухгалтером в учетной политике. Документооборот - это путь, который проходят документы от момента их выписки до сдачи в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок, место и время прохождения документа с момента составления до сдачи в архив.
   Инвентаризация имущества и обязательств организации - это проверка и документальное подтверждение их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер разрабатывает, а руководитель утверждает план проведения инвентаризаций в торговой организации. В плане определяют порядок, формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций.
   Формы бухгалтерской отчетности, как внешней, так и внутренней, также разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются в приказе по учетной политике. Кроме того, главный бухгалтер определяет:
- отчетный период, за который  составляется та или иная форма  отчета;
- объем и сроки представления  отчетности внутренним и внешним  пользователям;
- круг должностных лиц  (внутренних пользователей), которым  представляются определенные формы  отчета;
- наименования и адреса  учреждений (внешних пользователей), которым представляется бухгалтерская  отчетность;
- способ представления  отчетности (почтой, курьером, телекоммуникационными  каналами связи и пр.);
- фамилии работников бухгалтерии,  ответственных за составление  конкретных форм отчетности.
   В заключение следует отметить, что, согласно Закону «О бухгалтерском учете», ответственность за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Организация может не иметь в своем штате главного бухгалтера и специалистов бухгалтерской службы. Она может поручить ведение бухгалтерского учета и составление отчетности сторонним предприятиям или лицам, на которых при этом возлагаются та же ответственность и те же обязанности в области бухгалтерского учета, что и на штатного главного бухгалтера.
 
 
 
 
 
 
1.1. Понятие и способы учета товаров
   Товары – часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических и физических лиц и предназначенных для продажи.
   Порядок оценки товаров определен ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». В соответствии с этим стандартом товары принимаются к учету по фактической себестоимости.
   Фактической себестоимостью товаров, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение (с учетом суммовых разниц), за исключением НДС и иных возмещаемых налогов; товаров, полученных по договору дарения или безвозмездно, - их рыночная стоимость; полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, - стоимость активов, переданных или подлежащих передаче организацией.
   Для обобщения информации о наличии и движении товаров используют синтетический счет 41 «Товары». Оборот по дебету этого счета также показывает общую стоимость товаров, поступивших в торговое предприятие, оборот по кредиту - выбытие товаров, дебетовое сальдо отражает остаток товаров на конец отчетного периода. Учет поступивших товаров в розничной торговле ведется на счете 41 «Товары» без учета НДС, а налог фиксируется на счете 19.
   Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляют оправдательными первичными документами унифицированной (типовой) формы. Это требование закреплено в п.1 ст.9 Закона о бухгалтерском учете и п.12 Положения по ведению бухгалтерского учета. С 1 января 1999 г. Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» введены единые формы первичных документов по учету операций розничной и оптовой торговли.
   Организация аналитического учета товаров и тары зависит от способов хранения. Для хранения товаров на складах торговой организации применяют такие способы, как сортовой, партионный, партионно-сортовой.
   При сортовом способе товары различной сортности размещают отдельно друг от друга. Такой способ хранения позволяет рационально использовать складскую площадь и оперативно контролировать расход товаров. При этом способе необходимо разделять товары одного сорта, поступившие по разным ценам.
   Каждая партия товара, поступившая на склад по одному транспортному документу, хранится отдельно при партионном способе. Тогда в состав партии товаров могут входить товары различных сортов и наименований. В таком случае складская площадь используется нерационально, так как остатки товаров одного и того же сорта хранятся в разных местах. С другой стороны, при таком способе хранения можно выявлять излишки и недостачу по каждой партии товаров и контролировать их оплату. Это бывает полезно, например, при хранении и учете импортных товаров. Тогда партией считается товар, поступивший по одной ГТД.
   При партионно-сортовом способе каждая партия поступивших на склад товаров хранится отдельно. При этом внутри партии товары разбирают по наименованиям и сортам и также размещают отдельно.
   При использовании последнего метода - по наименованиям товары одного наименования хранят отдельно от товаров других наименований.
   В любом случае товары, хранящиеся на складе, должны быть снабжены товарным ярлыком. Удобнее всего, когда метод хранения совпадает с аналитическими позициями в бухгалтерском учете.
1.2.Учет товаров в розничной торговле
   Розничная торговля - вид предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией товаров потребительского назначения непосредственно потребителю для личного, семейного, домашнего использования.
   Следует отметить, что в последнее время все большее распространение получают многофункциональные торговые комплексы. Поэтому определяющим при отнесении отдельных групп операций к розничной торговле (и, следовательно, определяющим при установлении права на учет товаров по продажным ценам) является правильная квалификация договорных отношений между продавцом и покупателем. Другими словами, товары могут учитываться по продажным ценам, если они продаются в рамках договора розничной купли-продажи. Основные требования к заключению данного вида договора и исполнению его положений регулируются отдельным параграфом гл. 30 ГК РФ.
   По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Основные требования, предъявляемые к этому договору, сформулированы в ст. ст. 492 - 500 ГК РФ.
   К числу основных положений, которые следует учитывать при заключении этого вида договора и исполнения обязанностей по нему, относятся следующие:
    договор розничной купли-продажи является публичным договором (в отличие от договора оптовой купли-продажи, который, как правило, заключается с конкретным покупателем);
    продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации;
    договор розничной купли-продажи может быть заключен с условием о принятии покупателем товара в определенный договором срок, в течение которого этот товар не может быть продан другому покупателю. Если иное не предусмотрено договором, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в определенный договором срок могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от исполнения договора. При этом дополнительные расходы продавца на обеспечение передачи товара покупателю в определенный договором срок включаются в цену товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором;
    покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства;
    покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором периода рассрочки оплаты товара;
    покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В случае образования при обмене разницы в цене производится необходимый перерасчет.
   В организациях розничной торговли, которые ведут учет приобретенных товаров по продажным ценам, возникает необходимость обособленного учета торговой наценки.
   Учет торговой наценки ведется на счете 42 «Торговая наценка». Суммы, учтенные на этом счете, могут только сторнироваться, но не списываться с дебета счета.
   На счете 42 учитываются также скидки, предоставляемые поставщиками организациям, осуществляющим розничную торговлю, на возможные потери товаров, а также на возмещение дополнительных транспортных расходов.
   Кредитуется счет 42 при принятии к бухгалтерскому учету товаров на суммы торговой наценки (скидок, накидок):
Дебет счета 41 «Товары», субсчет  «Товары на складах» - Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - на сумму стоимости товаров по договорным ценам;
Дебет счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям» - Кредит счета 60 - на сумму НДС, уплаченного  при приобретении товаров.
Дебет счета 41 - Кредит счета 42 - на сумму торговой наценки.
   Суммы торговой наценки (скидок, накидок) по товарам проданным, отпущенным или списанным вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п. сторнируются по кредиту счета 42 в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи» и иных соответствующих счетов. Это связано с тем, что по дебету и кредиту счета учета реализации отражаются реализованные товары в одной и той же оценке (по продажным ценам). Корректировка оценки товаров по дебету счета 90 до реальной цены их приобретения позволяет определить выручку от реализации (валовой доход) товаров. После списания торговой наценки на счете 90 образуется (как и при учете по покупным ценам) кредитовое сальдо, показывающее валовой доход от реализации товаров.
   Относящиеся к непроданным товарам суммы скидок (накидок) уточняются на основании инвентаризационных описей путем определения полагающейся скидки (накидки) на товары в соответствии с установленными размерами. Следует подчеркнуть, что уточнение сумм торговой наценки по результатам инвентаризационных описей может осуществляться только тогда, когда проводится инвентаризация - то есть ежегодно перед составлением бухгалтерской отчетности, а также при выявлении фактов недостачи или порчи товаров.
При учете товаров по продажным  ценам торговая наценка является валовым доходом по реализованным  товарам. Аналитический учет товаров  в организациях розничной торговли ведется:
    по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям;
    по каждому хозяйствующему субъекту - по материально-ответственным лицам;
    по каждому материально-ответственному лицу - по ассортименту товаров;
    а также в удобном для предприятия разрезе.
   Учитывая, что товары в розничной торговле доходят до конечного потребителя, особое внимание уделяется проверке качества товара.    Реализуемые через розничную торговую сеть пищевые продукты, продовольственное сырье, должны сопровождаться соответствующим документом предприятия-изготовителя, подтверждающим качество и безопасность продукции для здоровья человека, со ссылкой на дату и номер разрешения (гигиенического сертификата), выданного учреждениями Госсанэпидемслужбы.
   Товары, поступающие в розничную торговлю, приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цены, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимости товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
   Поставщиком товара в розничное торговое предприятие может выступать и физическое лицо. Оформление поступления товаров рекомендуется проводить с заключением договора между торговым предприятием и лицом, предлагающим товар.
   Покупка товаров у предпринимателей без образования юридического лица осуществляется предприятиями торговли на основе договоров купли-продажи при наличии патента и документа, удостоверяющего личность предпринимателя. При этом рекомендуется к договору приложить копии вышеуказанных документов. Операции закупки товаров у данной категории продавцов отражаются в учете через счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Что касается закупки товаров у населения, то она производится с оформлением акта закупки (см. выше), утвержденного руководителем предприятия, в котором в обязательном порядке указываются паспортные данные физического лица-продавца.
   Такие операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что отражается проводкой:
Дебет счета 41 «Товары» - Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
   Предприятия розничной торговли реализуют товары за наличный расчет, по расчетным чекам, в кредит с рассрочкой платежа, по договору комиссии.
   Объем реализации за наличный расчет определяется суммой денежных средств, полученных от покупателей за проданные им товары. Денежные расчеты с населением производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Выручка от покупателей поступает в кассу торгового предприятия, ее размер определяют по показаниям счетчиков контрольно-кассовых машин, зарегистрированных в книге кассира-операциониста (как разница между показаниями счетчиков на конец дня и показаниями счетчиков на начало дня). При этом выручка уменьшается на сумму денег, выданных покупателям из кассы по возвращенным чекам, имеющим разрешительную надпись руководителя и оформленным актом. Выручка от реализации сдается кассиром-операционистом кассиру, что отражается в квитанции к приходному кассовому ордеру. Правильность отражения полученной выручки от реализации товаров проверяется сверкой сумм выручки, показанной в кассовом и товарном отчетах.
Сдача выручки в кассу  отражается в учете следующей  записью:
Дебет счета 50 «Касса» - Кредит счета 90 «Продажи».
   Торговая выручка может быть сдана в банк представителем предприятия по объявлению на взнос наличными или инкассаторам. Операция передачи инкассаторам оформляется препроводительной ведомостью. Выручка, переданная инкассатору или на почту (которая будет зачислена на расчетный счет по истечении определенного времени), учитывается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 57 «Переводы  в пути» - Кредит счета 90 «Продажи».
   При учете товаров по покупным ценам после отражения выручки по счету учета реализации списываются реализованные товары, что фиксируется записью:
Дебет счета 90 «Продажи» - Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Товары  в розничной торговле».
   Кредитовое сальдо по счету 90 «Продажи» при этом является валовым доходом розничного торгового предприятия. У организаций розничной торговли облагаемый НДС оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения в них налога на добавленную стоимость. При этом у предприятий при закупке ими сельхозпродукции, сырья и продовольствия у физических лиц при дальнейшей реализации этой продукции облагаемый оборот определяется в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без НДС. На сумму начисленного НДС составляется проводка:
   Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Налог на добавленную стоимость» - Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Налог на добавленную стоимость». При использовании покупных цен положительный финансовый результат отражается следующей записью:
   Дебет счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка от продаж» - Кредит счета 99 «Прибыли и убытки». Отражение отрицательного финансового результата фиксирует запись по дебету счета 99 в корреспонденции со счетом учета продаж. Если в учете используются продажные цены, то реализованные товары списываются в дебет счета 90 «Продажи» на основании товарных отчетов, в которых указывается общая сумма реализованных товаров по розничным ценам. Таким образом, по дебету и кредиту счета 90 «Продажи» отражается стоимость реализованных товаров в одинаковой оценке - по розничным ценам. Суммы по кредиту (на основании отчетов кассира) и по дебету (на основании товарных отчетов) счета 90 «Продажи» должны быть одинаковыми.
   Корреспонденция счетов по учету розничной реализации

Операция
Учет товаров ведется  по фактической себестоимости
1.
Поступила в кассу выручка
лента ККТ
50
90-1
2.
Списание себестоимости  реализованных товаров
расчет
90-2
41
3.
Начисление НДС по реализованным  товарам
расчет
90-3
68/НДС
4.
Операции в конце отчетного  периода:
     
-списание расходов на  продажу
расчет
90-2
44
-прибыль от реализации
расчет
90-9
99
-убыток от реализации
расчет
99
90-9
Учет товаров ведется  по продажным ценам
5.
Поступила в кассу выручка
лента ККТ
50
90-1
6.
Списание стоимости реализованных  товаров:
  -
 
-стоимость реализованных  товаров по продажным ценам
расчет
90-2
41
-торговая наценка, относящаяся  к  реализованным товарам (сторно)
расчет
90-2
42
7.
Начисление НДС по реализованным  товарам
расчет
90-3
68/НДС
8.
Операции в конце отчетного  периода:
     
-списание расходов на  продажу
расчет
90-2
44
-прибыль от реализации
расчет
90-9
99
-убыток от реализации
расчет
99
90-9

 
Пример 
   Торговым предприятием в 1 квартале 2008 г. получена выручка от продажи товаров через розничную сеть (других видов деятельности предприятие не ведет) в сумме 660 800 руб. включая НДС – 18%. Предприятие ведет учет товаров по покупным ценам. Себестоимость проданных за отчетный период товаров – 420 000 руб., расходы на продажу составили 60 000 руб.
Бухгалтерские проводки: Д 50 «Касса» К 90 «Выручка» - 660 800 руб. – отражена выручка от продажи товара Д 90 «НДС» К 68 «Расчеты по НДС» - 100 800 руб. – начислен НДС со стоимости проданного товара Д 90 «Себестоимость продаж» К 41 «Товары» - 420 000 руб. – списана себестоимость проданного товара Д 90 «Себестоимость продаж» К 44 «Расходы на продажу» - 60 000 руб. – списаны расходы на продажу.
   Товары, купленные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения, однако в организациях розничной торговли дело обстоит иначе, им разрешается оценивать приобретенные товары по продажной стоимости с учетом наценок (скидок). То есть, организация может отражать на счете 41 «Товары» ту цену товаров, которая обозначена на ценнике (в прайс-листе) и подлежит оплате покупателем. Для целей бухгалтерского учета торговую наценку, относящуюся к стоимости реализованных товаров, называют валовым доходом.  Размер торговой наценки по товарам ничем не ограничен и может быть любым. Исключение – товары с государственным регулированием цен. Чтобы выявить финансовый результат от реализации, в дебет счета 90 должна попасть не вся выручка, а лишь стоимость приобретения товаров. Ее определяют как разность между стоимостью товаров по розничным ценам и торговой наценкой, относящейся к проданным товарам.  При разных методах определения учетной цены товара отражаются  в учете операции  по продаже товаров.
Учет ведется  по покупным ценам 
   Учетная (покупная) цена – это цена, по которой ведется учет товаров. Поступление товаров в учетных ценах за отчетный период определяется по документам, на основании которых приходуется товар. Остаток товара в учетных ценах на начало и конец отчетного периода определяют по результатам инвентаризации (снятия остатков), которую придется проводить ежемесячно. При этом товарный остаток на конец текущего месяца соответствует товарному остатку на начало следующего месяца.
Учет по продажным (розничным) ценам
   В случае если организация принимает решение учитывать товары по продажным ценам, возникает понятие «торговая наценка», которая является разницей между продажной ценой и покупной стоимостью товара и отражается в бухгалтерском учете на счете 42 «Торговая наценка». Размер торговой наценки устанавливается приказом руководителя. Это может быть единая торговая наценка (одинаковая для всех товаров), или для каждой группы (номенклатуры) товаров применяется своя торговая надбавка. 
При принятии к бухгалтерскому учету товаров по продажным ценам на сумму торговой наценки кредитуют счет 42 «Торговая наценка» в корреспонденции со счетом 41 «Товары». Соответственно, списываемая с кредита счета 41 «Товары» в дебет счета 90 «Продажи» стоимость реализованных товаров равна сумме полученной за эти товары выручки. Для выявления финансового результата от реализации дебетовый оборот счета 90 «Продажи» должен быть скорректирован на сумму торговой надбавки (наценки), относящейся к реализованным товарам.
Учет товарных потерь
    Торговые организации в процессе своей деятельности, часто несут товарные потери, которые отличаются большим разнообразием. При формировании обобщенной информации о суммах недостач и потерь от порчи товаров предназначен счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». На этом счете отражается информация обо всех недостачах и потерях, за исключением:
- недостач и потерь, образовавшихся  при перевозке товаров по вине  поставщика и перевозчика, которые  принимаются к учету как дебиторская  задолженность (счет 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»)
- потерь, возникших в результате  чрезвычайных ситуаций, которые  признаются прочими расходами  (счет 99»Прибыли и убытки»)
   По дебету счета 94 собираются сведения о покупной стоимости недостающих и утраченных товаров с кредита счетов 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. По кредиту отражается списание недостачи потерь после принятия руководителем организации соответствующего решения об источниках покрытия. Сальдо счета 94 показывает сумму недостающих и утраченных товаров, по которым ещё не принято решение о списании. Аналитический учет к счету 94 организуется по видам товарных потерь.
 
 
1.3. Учет товаров в оптовой торговле
   Оптовая торговля – это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие) для производства иной продукции, то есть товар передается для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным (семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца и покупателя в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.
   Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. В учете товарных операций важно обеспечить контроль за своевременным и полным поступлением товаров, а также за правильным их оприходованием со стороны материально ответственных лиц.
   Основными целями бухгалтерского учета в оптовой торговле является: контроль за сохранностью товаров; своевременное предоставление правильной информации о товарообороте, валовом доходе, состоянии товарных запасов, ходе поступления и отгрузки товаров, выполнения договорных обязательств с поставщиками и покупателями.
   Для достижения этих целей решается комплекс бухгалтерских задач: правильное документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете; контроль за товарными запасами по местам хранения, за их состоянием, выявление недоходовых, залежалых и недоброкачественных товаров; предоставление точной и своевременной информации о финансовых результатах и расходах на продажу; своевременное и правильное осуществление расчетов с поставщиками и покупателями, с бюджетом и по внебюджетным платежам; выявление резервов снижения издержек обращение и повышение рентабельности.
   Принципами организации учета товарных операций в оптовой торговле являются:
    единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход;
    раздельный учет товаров и тары в разрезе материально ответственных лиц;
    учет товаров и тары в количественно-суммовом выражении.
   Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. Оценка тары, поступившей вместе с товарами, производится по ценам, указанным в документах поставщиков. Материально-производственные  запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, под которой понимается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. Фактические затраты на приобретение материально-производственных запасов определены ПБУ 5/01.
   Бухгалтерии организаций (или плановые отделы) должны вести оперативный учет договоров и контроль за их выполнением. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организации торговли рекомендуют учет первичных документов по приходу товаров вести в Журнале поступления Товаров
   С целью ведения оперативного учета и контроля договоров с поставщиками может использоваться ведомость (журнал) расчетов с поставщиками, где отражаются номер и дата договора, номер и дата документа, название поставщика, сумма поступившего товара, дата и сумма оплаты, сальдо. Записи в этой ведомости (журнале) производятся на основании счетов поставщиков, приходных документов и банковских документов об оплате. Наряду со сводной ведомостью открываются ведомости (карточки) по каждому поставщику, что позволяет наблюдать реальную картину взаимоотношений, соблюдать сроки платежей и тем самым избегать возможных санкций за нарушение договорных обязательств. Движение товаров от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом-фактурой), выписываемыми поставщиком товара.
   Порядок документального оформления поступления товаров в торговую организацию зависит от вида и перечня поставляемых товаров, способа их доставки и места приемки ее представителем. Товарные документы должны иметь соответствующие подписи ответственных лиц и круглые печати поставщиков.
   Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом. Накладная должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указываются следующие сведения:
    номер и дата ее выписки;
    наименование поставщика и покупателя;
    наименование и краткое описание товара;
    количество товара (в соответствующих единицах измерения);
    цена и общая сумма (с учетом НДС) отпуска товара.
   Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
   Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара. Вполне возможна и оплата товара без счета (на основании договора, письма, накладной, рекламного буклета, полученного от поставщика прайс-листа, каталога и т.п.).
   Поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования товаров.
    Поступление товаров в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", на субсчет 1 "Товары на складах». Расходы по заготовке и доставке товаров в зависимости от условий договора и учетной политики организации могут либо включаться в учетную стоимость товаров, либо собираться на счете 44 "Расходы на продажу".
Основные проводки при учете товаров в оптовой  торговле:

и т.д.................


Корреспонденция счетов
Содержание операции
Дебет
Кредит
15
60
Получена краска от поставщика
19
60
Отражена сумма НДС  по приобретенной краске
15
76
Отражена сумма транспортных расходов, связанных с доставкой краски
19
76
Учтен НДС по транспортным расходам
41
15
Приняты товары на учет по учетным  ценам (200 банок х170 рублей)
60,76
51
Погашена задолженность  перед поставщиком и перевозчиком
68
19
Принят к вычету НДС  по оплаченной и принятой на учет краске
62
90-1
Отгружена краска покупателям

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.