На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж
Им.П.И. Чайковского» 
 
 
 
 

Курсовая  работа
«Модульный  принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении» 
 
 

                    Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного  отделения ВПК  специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения
                               Мартюшева К.А. 
                   

                                            Научный руководитель: Белоногова Е.В 
 

    2012
    Оглавление
    Введение
   Глава I  Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
      О российских программах дошкольного образования.
    1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
    2.1 Обновление дошкольного образования
    2.2  Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
    Заключение
    Список  используемой литературы
    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  В настоящее время система дошкольного  воспитания испытывает противоречия переходного  периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.
  В «Типовой программе воспитания и  обучения в детском саду» (1984) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы. Это  был определенный процесс , но постепенно выявились и недостатки такой  системы работы: обучение приобрело  черты сходства со школьным .Этому  способствовало построение занятий  по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система  работы в дошкольном образовательном  учреждении  привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.
  Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые  поиски путей интеграции  всех видов  деятельности в единый педагогический процесс .
  Повсеместно стихийно появилась такая форма  работы ,как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой  организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
  Позднее был разработан так называемый модульный  принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать  современные требования к организации  работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской  психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной  единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е  логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана  директором НИИ дошкольного образования  академиком Н.И Поддьянковым  еще  в 1973 , но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане  и не реализована  практически.
  Отличительной особенностью модуля является наличие  сюжета ,который объединяет все занятия  в единое целое. Это может быть долговременная игра  или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей  к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную  эмоциональную окраску.
  В настоящее время воспитательный образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении характеризуется  возрастанием объема интенсивности  учебно-познавательной деятельности, в учебный план  вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного ,по оценке специалистов уровня двигательной активности ,отрицательно влияющего  на их эмоциональное и физическое благополучие.
  Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: «Образование должно быть не большим  по   объему , но емким».
  Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать  свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику  родного языка); в  интересной, игровой форме обогащать  словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
  «ДОМИНИРОВАНИЕ  ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАКЛАДЫВАЕТ  СВОЮ ПЕЧАТЬ НА ВСЕ СТОРОНЫ ДЕТСКОЙ  ПСИХИКИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНУЮ И ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРА30ВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ» -   Н.Н. ПОДДЬЯКОВА
  Важно отметить при этом,  что результаты научного поиска Н.Н.  Поддьякова не могут существовать в науке и практике сами по себе, отдельно.  При их внедрении в практику работы детских садов важно было сочетать их с открытиями других отечественных и зарубежных учёных С.Л. Рубинштейна, А.Я. Пономарёва, Л.А. Венгера, В.В. Столина, В.В. Давыдова, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и др.  

Проблема  исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации педагогического процесса в системе дошкольного образования.
Объект  исследования: эффективность модульного обучения в системе дошкольного образования
Предмет исследования: особенности применения модульного обучения  в системе дошкольного образования
Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации работы в дошкольном учреждении.
Статистическая  гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:
    позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок
    выполнять образовательную программу не виде «прямого обучения» , а  в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности
    строить общение на личностно - ориентированной основе и связанными с ней педагогики сотрудничества и развития
Цель  исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность
Задачи:
    Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
    Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
    Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
    Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании
Методы  исследования:  Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание содержания традиционных и форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.
База исследования. МДОУ г.Воткинск детский сад № 11, старшая группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике 

     1.1 О российских программах  дошкольного образования. 

  Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
  Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении), не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.
  Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.
  Анализ  современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.
  Вместе  с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
  Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». Однако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с учетом современных видов программ, которые определены в Законе РФ «Об образовании» (основные, дополнительные, примерные).
     1.2  Переход к вариантности  программного обеспечения  работы дошкольных  учреждений.
          Социальные, экономические и идеологические  изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
  За 30 лет после принятия ООН «Декларации  прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.
  Основная  идея Конвенции заключается в  обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
  Анализируя  современное состояние организации  педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
  Дошкольные  учреждения руководствовались в  своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.
  Многие  педагоги и ученые были обеспокоены  реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.
  В 1989 г. Государственным комитетом  по народному образованию СССР - центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой  конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
  Ключевые  позиции обновления дошкольного  учреждения состояли в следующем:
    охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и  психического);
    гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;
    раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до школьном учреждении;
    обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
    радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
  В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей  построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.
  Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков  и ученых, вобрала в себя взгляды  педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят.
  В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частности, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учитывает индивидуальные особенности детей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.
  «Основными  функциями дошкольного учреждения, - говорится в Положении, - являются:
    охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей;
    обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
    забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
    взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
  Следует подчеркнуть, что задачи и функции  дошкольного учреждения, сформулированные в Положении, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением предусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предприимчивости.
  Государственная политика в области образования  была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1991).
  Принципы (ст. 2), на которых основывается образование, состоят в следующем:
    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    свобода и плюрализм в образовании;
    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
  Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
  В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы.
  Следует подчеркнуть, что многие программы  были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
  С целью защиты ребенка от некомпетентного  педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
    охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
    эмоциональное благополучие каждого ребенка;
    интеллектуальное развитие ребенка;
    создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
    приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
    взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
  В рекомендациях говорится, что программы  должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
  В настоящее время опубликованы и  распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы пока в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.  

    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. 

     2.1 Обновление дошкольного  образования 

  Закон РФ «Об образовании» закрепил право  дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана прежде всего с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.
  Перестройка системы образования связана  с преодолением трудностей. Обновление педагогического сознания - процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значительность своей социальной миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.
  Осознание педагогами смысла происходящих процессов  в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.
  Появление «Концепции дошкольного воспитания»  положило начало интенсивному обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новыми методами и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практики, создавая единое образовательное пространство.
  В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой (1993), анализировалось состояние дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Было отмечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющейся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседневную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено.
  Авторы  методических рекомендаций анализируют  ряд причин, приводящих к использованию  большого числа обязательных занятий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятельность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе дошкольного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, заложенных в «Типовую программу», по которой продолжали работать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обязательных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испытывали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.