Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Модульный принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Год: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки
УР БОУ СПО «Воткинский педагогический колледж
Им.П.И. Чайковского» 
 
 
 
 

Курсовая  работа
«Модульный  принцип педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении» 
 
 

                    Выполнил: студент 3 курса,33 группы дошкольного  отделения ВПК  специальности 050705 «специальное дошкольное образование» очной формы обучения
                               Мартюшева К.А. 
                   

                                            Научный руководитель: Белоногова Е.В 
 

    2012
    Оглавление
    Введение
   Глава I  Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике
      О российских программах дошкольного образования.
    1.2 Переход к вариантности программного обеспечения работы дошкольных учреждений.
    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
    2.1 Обновление дошкольного образования
    2.2  Модульный принцип организации педагогического процесса в детском саду.
    Заключение
    Список  используемой литературы
    Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
  В настоящее время система дошкольного  воспитания испытывает противоречия переходного  периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают и им на смену приходят новые концепции и идеи.
  В «Типовой программе воспитания и  обучения в детском саду» (1984) учебно-воспитательный процесс делился на виды деятельности, напоминающие школьные предметы. Это  был определенный процесс , но постепенно выявились и недостатки такой  системы работы: обучение приобрело  черты сходства со школьным .Этому  способствовало построение занятий  по типу уроков и копирование школьной модели поведения детей: желая ответить, они должны были поднимать руку, а при ответе вставать. Такая система  работы в дошкольном образовательном  учреждении  привела к закрепощению детей, к отказу от главного принципа дошкольной педагогики – обучение в процессе игры.
  Такое положение не соответствовало возрастным особенностям детей. Обучение и игра стали разобщаться. Начались настойчивые  поиски путей интеграции  всех видов  деятельности в единый педагогический процесс .
  Повсеместно стихийно появилась такая форма  работы ,как комплексное занятие. Однако оно не стало ведущей формой  организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
  Позднее был разработан так называемый модульный  принцип педагогического процесса. Он дает возможность реализовать  современные требования к организации  работы в дошкольном учреждении ,опираясь на фундаментальные положения детской  психологии и дошкольной педагогики .При таком подходе структурной  единицей педагогического процесса становиться модуль занятий , т.е  логическая нить ,объединяющая группу занятий по разным видам деятельности . Идея модульного принципа была высказана  директором НИИ дошкольного образования  академиком Н.И Поддьянковым  еще  в 1973 , но до настоящего времени не получила развития в теоретическом плане  и не реализована  практически.
  Отличительной особенностью модуля является наличие  сюжета ,который объединяет все занятия  в единое целое. Это может быть долговременная игра  или совместное интересное дело. Сюжет ведет детей  к конкретной цели ,придает их деятельности определенный смысл и положительную  эмоциональную окраску.
  В настоящее время воспитательный образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении характеризуется  возрастанием объема интенсивности  учебно-познавательной деятельности, в учебный план  вводятся дополнительные предметы, что неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного ,по оценке специалистов уровня двигательной активности ,отрицательно влияющего  на их эмоциональное и физическое благополучие.
  Интегрированные занятия соответствуют одному из основных требований дошкольной дидактики: «Образование должно быть не большим  по   объему , но емким».
  Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать  свои творческие возможности (он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику  родного языка); в  интересной, игровой форме обогащать  словарь устной и письменной речи; развивать коммуникативные умения, познавательный интерес и активность.
  «ДОМИНИРОВАНИЕ  ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НАКЛАДЫВАЕТ  СВОЮ ПЕЧАТЬ НА ВСЕ СТОРОНЫ ДЕТСКОЙ  ПСИХИКИ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ, ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ, МОТИВАЦИОННО - ПОТРЕБНОСТНУЮ И ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ СТРАТЕГИЮ И ТАКТИКУ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРА30ВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ» -   Н.Н. ПОДДЬЯКОВА
  Важно отметить при этом,  что результаты научного поиска Н.Н.  Поддьякова не могут существовать в науке и практике сами по себе, отдельно.  При их внедрении в практику работы детских садов важно было сочетать их с открытиями других отечественных и зарубежных учёных С.Л. Рубинштейна, А.Я. Пономарёва, Л.А. Венгера, В.В. Столина, В.В. Давыдова, П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой и др.  

Проблема  исследования: каковы возможности применения модульного принципа организации педагогического процесса в системе дошкольного образования.
Объект  исследования: эффективность модульного обучения в системе дошкольного образования
Предмет исследования: особенности применения модульного обучения  в системе дошкольного образования
Гипотеза: если в процесс воспитания и обучения дошкольников использовать модульный принцип, то это будет способствовать реализации современных требований к организации работы в дошкольном учреждении.
Статистическая  гипотеза: Именно модульный принцип построения педагогического процесса:
    позволяет давать достаточный объем знаний, не допуская учебных перегрузок
    выполнять образовательную программу не виде «прямого обучения» , а  в виде игры и с включением других адекватных для дошкольника видов деятельности
    строить общение на личностно - ориентированной основе и связанными с ней педагогики сотрудничества и развития
Цель  исследования: проанализировать модульное обучение в системе дошкольного образования, разработать модули, апробировать их на практике и проверить его эффективность
Задачи:
    Выделить проблемы программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
    Изучить современные формы и технологии обучения в дошкольном образовании.
    Выделить альтернативу построения педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений, их положительные и отрицательные стороны.
    Исследовать и проанализировать инновационные формы обучения в дошкольном образовании
Методы  исследования:  Поставленные задачи целесообразно решать с помощью следующих методов: анализ научной литературы, описание содержания традиционных и форм обучения  в дошкольном образовании, исследование.
База исследования. МДОУ г.Воткинск детский сад № 11, старшая группа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава I .Проблема программности воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике 

     1.1 О российских программах  дошкольного образования. 

  Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателя: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (нескольким) направлениям (специализированная, парциальная программа) развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
  Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования. В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. Наряду с этим специалисты детских садов, осваивая разные программы, могут вносить в них изменения (основание: п. 19 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении), не нарушающие общей концептуальной направленности этих программ, но учитывающие специфику их реализации, социально-экономические, экологические, климатические условия, культурные, национальные и другие особенности своих регионов (область, край, республика). Воспитатели могут также использовать (адаптировать) лучший мировой педагогический опыт. Таким образом, в условиях новой образовательной политики плюрализм (разнообразие, вариативность) программ рассматривается как важнейшее условие соблюдения вышеупомянутого закона. Только такой подход может обеспечить развитие индивидуальности ребенка, учесть образовательные запросы семьи, уровень и направленность работы ДОУ, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.
  Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации, в общеобразовательных учреждениях, которые посещают дети дошкольного возраста, в специальных (коррекционных) учреждениях и группах для дошкольников с особыми нуждами в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот дошкольного возраста (оставшихся без попечения родителей) на основании ст. 9 Закона РФ «Об образовании» реализуются общеобразовательные программы, которые подразделяются на основные и дополнительные.
  Анализ  современной ситуации показывает, что наряду с недостаточной информированностью о современном видовом разнообразии программ (знание терминов и определений) педагоги ДОУ испытывают значительные трудности в отборе самих программ, не всегда учитывают, как избранные ими программы соотносятся со спецификой образовательного процесса и кадровым потенциалом ДОУ, а также не всегда учитывают совместимость программ.
  Вместе  с тем качество дошкольного образования и его востребованность зависят от профессионализма педагогов, осознанного выбора и компетентной реализации образовательных программ. В этой связи становится очевидным, как важно обеспечить правильный выбор и баланс различных программ с ориентацией на создание условий для наиболее полного, разностороннего развития способностей и интересов ребенка дошкольного возраста.
  Общие требования к комплексным и парциальным программам дошкольного образования изложены в методическом письме Минобразования России от 24.04.95 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации». Однако содержащиеся в этом документе требования не конкретизированы с учетом современных видов программ, которые определены в Законе РФ «Об образовании» (основные, дополнительные, примерные).
     1.2  Переход к вариантности  программного обеспечения  работы дошкольных  учреждений.
          Социальные, экономические и идеологические  изменения, происходящие за пределами системы образования, не могут оставить без изменения систему образования и воспитания подрастающего поколения.
  За 30 лет после принятия ООН «Декларации  прав ребенка» многие представления изменились. Возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав. «Конвенция о правах ребенка» (1989) не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации. Государства, которые присоединяются к Конвенции, должны нести юридическую ответственность перед международным сообществом за свои действия в отношении детей.
  Основная  идея Конвенции заключается в  обязательном обеспечении интересов и прав детей, создании необходимых мер для выживания, развития, защиты и обеспечения активного участия подрастающего поколения в жизни общества. Важнейший правовой принцип, утвержденный в Конвенции, - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
  Анализируя  современное состояние организации  педагогического процесса и нормативно-программное обеспечение дошкольных учреждений, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю.
  Дошкольные  учреждения руководствовались в  своей работе «Программой воспитания и обучения в детском саду», которая с 1962 по 1982 г. была переиздана 9 раз и являлась единым государственным обязательным документом. В ней был определен объем представлений, знаний, умений и навыков, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Работа по жестко регламентированной программе неизбежно ограничивала возможности для педагогического творчества, недостаточно учитывала индивидуальные особенности детей, подавляла естественную любознательность ребенка, приводила к формализму.
  Многие  педагоги и ученые были обеспокоены  реальным положением дел в системе общественного дошкольного воспитания, хотя само наличие развитой системы являлось несомненным достоинством, на что неоднократно указывали наши зарубежные коллеги.
  В 1989 г. Государственным комитетом  по народному образованию СССР - центральным органом, направляющим и регламентирующим в тот период работу всех учреждений образования в стране, - была утверждена новая «Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.). Следует отметить, что впервые публично был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. В качестве главного недостатка указывалось на использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах. Отмечалось, что в основном дошкольное воспитание по существу сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой  конкретных знании, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка. Концепция наметила новые общие подходы к дошкольному воспитанию. Важные идеи концепции - гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства.
  Ключевые  позиции обновления дошкольного  учреждения состояли в следующем:
    охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и  психического);
    гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми;
    раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в до школьном учреждении;
    обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребенка;
    радикальные изменения характера подготовки педагогических кадров, условий финансирования дошкольного образования и перестройка системы управления.
  В Концепции раскрывалась сущность учебно-дисциплинарной и личностно-ориентированной моделей  построения педагогической работы с детьми, каждая из которых альтернативна. Вторая модель способствует становлению ребенка как личности, обеспечивает чувство психологической защищенности, развитие индивидуальности, предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития, т. е. способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми. Основное внимание уделялось приемам и методам общения взрослого с ребенком через понимание, признание и принятие личности ребенка, умение взрослого стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, уважать чувство достоинства ребенка.
  Концепция отразила мысли передовых педагогов-практиков  и ученых, вобрала в себя взгляды  педагогической общественности, т. е. показала то, как говорится, что «носилось в воздухе», - необходимость коренной перестройки дошкольного воспитания и образования. Именно поэтому Концепция была одобрена съездом работников народного образования. Концепция дошкольного воспитания излагала систему взглядов на педагогическое явление -основные идеи и главные направления перестройки системы образования и воспитания дошкольников. Но в то же время она не содержала конкретных программ реализации намеченных целей. Этому мешало существование единой государственной программы и сложившаяся система финансирования дошкольного воспитания. Необходимо было сделать следующий шаг. И он был предпринят.
  В 1991 г. постановлением Совмина РСФСР утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». В нем, в частности, отмечалось, что программа, как обязательный документ для всех дошкольных учреждений, неизбежно приводит к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса, не учитывает индивидуальные особенности детей. Положение давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать из имеющихся программу обучения и воспитания, вносить в нее собственные дополнения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы.
  «Основными  функциями дошкольного учреждения, - говорится в Положении, - являются:
    охрана и укрепление физического и психического здоровьядетей;
    обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
    забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
    взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
  Следует подчеркнуть, что задачи и функции  дошкольного учреждения, сформулированные в Положении, основаны на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Важное значение имеет поддержка и всемерное развитие таких качеств личности, которые специфичны для дошкольников, так как в дальнейшем наверстать упущенное не только трудно, но порой и невозможно. Кроме этого, Положением предусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности, что позволяло ему улучшить финансовое обеспечение за счет собственной предприимчивости.
  Государственная политика в области образования  была отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» (1991).
  Принципы (ст. 2), на которых основывается образование, состоят в следующем:
    гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
    светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    свобода и плюрализм в образовании;
    демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
  Позднее, в 1995 г., постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». В нем закрепилось право, что дошкольное образовательное учреждение самостоятельно в выборе программы из комплекса вариативных программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, внесении изменений в них, а также в разработке собственных (авторских) программ в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
  В связи с изменением нормативно-правовой базы возникла необходимость в подготовке разнообразных программ, которые наряду с Типовой могли быть предложены практике. Процесс подготовки и публикации вариативных программ набирал темпы.
  Следует подчеркнуть, что многие программы  были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.
  С целью защиты ребенка от некомпетентного  педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:
    охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
    эмоциональное благополучие каждого ребенка;
    интеллектуальное развитие ребенка;
    создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
    приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
    взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
  В рекомендациях говорится, что программы  должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).
  В настоящее время опубликованы и  распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы пока в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.  

    Глава II Модульный принцип организации как инновация в системе педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. 

     2.1 Обновление дошкольного  образования 

  Закон РФ «Об образовании» закрепил право  дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. Обращение к личностно-ориентированной педагогике, отход от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей характеризуют общие тенденции перестройки дошкольного образования. Гуманизация современного образования связана прежде всего с изменением отношения к воспитанию, в центре которого находится ребенок, становление его субъектности. Переход от единообразия типов дошкольных учреждений к созданию гибкой многофункциональной системы, включающей новые виды государственных и негосударственных учреждений, позволяет реагировать на разнообразные образовательные потребности населения и удовлетворять их, обеспечивая широкие образовательные услуги.
  Перестройка системы образования связана  с преодолением трудностей. Обновление педагогического сознания - процесс длительный, сложный и болезненный. Важно, чтобы воспитатели осознавали значительность своей социальной миссии и направляли свои усилия на полноценное воспитание и образование детей, их психологическую защиту.
  Осознание педагогами смысла происходящих процессов  в немалой степени связано с принятием ими вариативности образования, стремлением к обновлению его содержания и технологий, пониманием тех позиций, которые препятствуют существенному реформированию системы.
  Появление «Концепции дошкольного воспитания»  положило начало интенсивному обсуждению вопросов теоретического и прикладного характера, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий, овладением педагогами новыми методами и формами работы. Развитие инновационных процессов в отечественном дошкольном образовании отражалось в нормативно-правовых и программно-методических документах. Участвовали и участвуют в этой работе специалисты всех уровней управления образованием, методической службы, науки и практики, создавая единое образовательное пространство.
  В методических рекомендациях, подготовленных Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой (1993), анализировалось состояние дошкольного воспитания в период начавшихся изменений. Было отмечено, что система отношений воспитателя с детьми продолжает носить формальный характер, т.е. работа строится все по той же учебно-дисциплинарной модели воспитания, распространяющейся не только на учебные занятия с детьми, но и на всю повседневную жизнь ребенка. В воспитательной работе продолжается акцент на фронтальные занятия, которые делают невозможной педагогику сотрудничества, ставят воспитателя в позицию оценивающего. При этом налаживание доверительных отношений с ребенком затруднено.
  Авторы  методических рекомендаций анализируют  ряд причин, приводящих к использованию  большого числа обязательных занятий в детском саду и укоренившихся стереотипов педагогической работы. Несмотря на то, что нормативно-правовые документы того периода (Постановление Совмина РСФСР «Временное положение о дошкольном учреждении», 1991) предусматривали самостоятельность дошкольного учреждения в организации педагогического процесса, ориентировали на перестройку содержания и методов работы детского сада, принципиальные изменения в системе дошкольного образования еще не произошли. Одна из причин была связана с обширным объемом конкретных знаний и умений, заложенных в «Типовую программу», по которой продолжали работать многие воспитатели. Причинами сохранения системы обязательных занятий, по мнению авторов рекомендаций, было то, что воспитатели, привыкшие работать по готовым конспектам и хорошо владеющие формами фронтальной работы с детьми, испытывали затруднения при переходе на иные способы взаимодействия с ребенком. Кроме этого, администрации было проще и привычнее осуществлять проверку четко зафиксированных в расписании занятий, чем анализировать результативность руководства другими видами детской деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.