На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инвестиционные проекты региона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Оглавление
 
 
Введение
Теоретические и методологические основы учета основных средств
1. Основные средства, задачи учета основных средств.
2. Классификация и оценка основных средств
3. Документы для оформления движения основных средств
4. Аналитический учет основных средств
5. Документальное оформление, учет поступления и наличия основных средств
5.1. Источники формирования основных средств
5.2. Учет поступления основных средств
5.3. Учет наличия основных средств
5.4. Учет перемещения объектов основных средств
5.5. Синтетический учет формирования и наличия основных средств
6. Амортизация основных средств
7. Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств
8. Выбытие основных средств
9. Инвентаризация и переоценка основных средств
10. Бухгалтерская отчетность по основным средствам
11. Учет использования основных средств
Заключение
Список использованной литературы


Введение

Как известно, хозяйственная деятельность промышленного предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на промышленном предприятии - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.
Цель написания работы - рассмотрение вопросов учета основных средств, закрепление теоретических знаний и приобретение навыков ведения бухгалтерского учета. В ней дается детальная классификация и структура основных средств, представлена оценка основных средств, рассмотрены особенности организации аналитического и синтетического учета объектов основных средств. Отдельное внимание уделено бухгалтерской отчетности предприятия, связанной с учетом основных средств.
Приведены конкретные ставки, нормы и нормативы, размеры отчислений, действующие на момент написания работы. Вопросы приобретения, износа и выбытия основных средств рассмотрены в тесной увязке с действующим законодательством.
В работе приведен ряд цифровых примеров по наиболее сложным вопросам учета, а также бухгалтерские проводки, отражающие основной набор хозяйственных операций. В приложении представлены формы первичных документов, необходимых для ведения учета и отчетности основных средств.
 
 


Теоретические и методологические основы учета основных средств

1. Основные средства, задачи учета основных средств.

Согласно Налогового Кодекса РФ (принят Государственной Думой 16 июля 1998 года) под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (в ред. Федерального Закона от 29.05.2002 №57-ФЗ).
              Средства труда – станки, рабочие машины, передаточные устройства, инструмент и т.п., а материальными условиями процесса труда являются производственные здания, транспортные средства и др.
              Отличительной особенностью основных средств является их многократное использование в процессе производства, сохранение первоначального внешнего вида (формы) в течение длительного периода. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они постепенно изнашиваются и переносят свою первоначальную стоимость на затраты производства в течение нормативного срока их службы путем начисления износа (амортизации) по установленным нормам.
Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно–техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.
              На протяжении длительного периода использования основные средства поступают на предприятие и передаются в эксплуатацию; изнашиваются в результате эксплуатации; подвергаются ремонту, при помощи которого восстанавливаются их физические качества; перемещаются внутри предприятия; выбывают с предприятия вследствие ветхости или нецелесообразности дальнейшего применения. Одним из показателей эффективного применения основных фондов является увеличение: времени их работы (путем сокращения простоев); коэффициента сменности, производительности (на базе внедрения новой техники и технологии), фондоотдачи (т.е. увеличения выпуска продукции, объема выполняемых работ и услуг на каждый рубль основных фондов).
Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того, полностью ли они амортизированы или нет.
Основными целями бухгалтерского учета основных средств являются (см. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утв. Приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. №91н):
-   формирование фактических затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;
-   правильное оформление документов и своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;
-   достоверное определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
-   определение фактических затрат, связанных с содержанием основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.)
-   обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;
-   проведение анализа использования основных средств;
-   получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности.
Эти задачи решаются с помощью надлежащей документации и обеспечения правильной организации учета наличия и движения основных средств, расчетов по их амортизации и учета затрат по их ремонту.
Согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 №26н) при принятии к учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
В настоящее время предметы со сроком использования свыше 12 месяцев, независимо от их стоимости, относятся к основным средствам, а предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев учитываются как материалы (см. Письмо Минфина РФ от 19.10.2000 г. №16-00-13-07 «О лимите стоимости основных средств»).
Также следует отметить, что согласно Письма Минфина РФ от 18.10.2002 №16-00-14/403 объекты основных средств стоимостью до 10000 руб. за единицу разрешается списывать на затраты на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Основными нормативными документами, регламентирующими порядок учета основных средств являются:
1.ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» (подписан Президентом РФ 21.11.96 №129 ФЗ с учетом изменений и дополнений).
2.Постановление Правительства РФ от 03.07.98 №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества»
3.Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001 №26н)
4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 27.07.98 №34н).
5.План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 №94н с изменениями от 07.05.2003)
6.Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Министерства финансов РФ от 30.12.93 № 160).
7.Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 №1072).
8.Постановления Правительства РФ от 31.12.97 № 1672 «О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений»
9.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены Приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 №49).
10.«О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.06.96 №752 с изменениями от 12.07.1999 и 06.06.2002).
11.Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 №1).
12.ФЗ от 29.10.1998 №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изменениями от 29.01.2002, 24.12.2002, 23.12.2003).
13.Приказ Минфина РФ от 28.11.2001 №97н «Об утверждении указаний об отражении в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом»
14.О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Глава 21 НК РФ и Методические рекомендации по применению гл.21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утв. Приказом МНС РФ от 20.12.2000 №БГ-3/03-447 с учетом изменений.
15.Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций»
16.Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359 с изменениями и дополнениями)
 
 

2. Классификация и оценка основных средств

В организации учета основных средств важное значение имеют их классификация и оценка, оказывающее непосредственное влияние на размер амортизации (износа), включаемых в издержки производства.
Классификация основных средств осуществляется по следующим признакам:
1.         Имеющие вещественно–натуральную форму, так называемые материальные основные фонды и «неосязаемые» - нематериальные основные фонды (нематериальные активы).
Материальные основные фонды в балансе представлены в разделе «Внеоборотные активы» по статье «Основные средства» с расшифровкой: «земельные участки и объекты природопользования», «здания, машины и оборудование», т.е. четко выделяются не амортизируемые и амортизируемые.
2.         Степень участия человека в создании отдельных объектов:
а) непосредственное участие – так называемые «рукотворные основные средства» (здания, машины и т.п.);
б) Без участия человека – так называемые «нерукотворные основные средства» (земельные участки и объекты природопользования – вода, недра и другие природные ресурсы).
3.         Отрасли народного хозяйства (24 отрасли, в том числе промышленность, операции с недвижимым имуществом, информационно–вычислительное обслуживание, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка и т.п.).
4.         Группы.
Перечень групп установлен Общероссийским классификатором основным фондов ОК 013-94 (ОКОФ). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико–экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации и разработан взамен Общесоюзного классификатора основных фондов. ОКОФ введен в действие с 01.01.96 г.
В его составе выделены материальные и нематериальные основные фонды. Материальные основные фонды представлены следующими группами:
1) здания (кроме жилых)
2) сооружения
3) жилища
4) машины и оборудование
5) средства транспортные
6) инвентарь производственный и хозяйственный
7) скот рабочий, продуктивный и племенной
8) насаждения многолетние
9) материальные основные фонды, не включенные в другие группировки
Нематериальные основные фонды:
1) геолого-разведочные работы
2) компьютерное программное обеспечение
3) оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы и искусства
4) наукоемкие промышленные технологии
5) прочие нематериальные основные фонды
В то же время в ПБУ 6/01 дополнительно выделены следующие группы основных средств:
-   капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
-   капитальные вложения в арендованные объекты основных средств;
-   земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы)
5.         Функциональное назначение, т.е. характер участия в процессе производства:
а) промышленно – производственные;
б) производственного назначения других отраслей народного хозяйства;
в) непроизводственные (объекты социальной сферы).
6.         Степень использования в производственном процессе:
а)действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие;
б)бездействующие, т.е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т.п.);
в)находящиеся в запасе, т.е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов;
г)пребывающие в состоянии консервации.
7.         Принадлежность: собственные и арендованные основные средства
 
Важное значение при постановке на баланс инвентарного объекта и дальнейшей его эксплуатации имеет оценка. Принцип единства и реальности оценки данного вида имущества является определяющим фактором в организации учета основных средств.
Принцип единства оценки основных средств означает установление единой методологии их учета в различных организациях независимо от организационно– правовой формы собственности.
Принцип реальности раскрывает действительную стоимость того или иного объекта в составе основных средств на конкретную дату.
В текущем учете основных средств применяются четыре вида оценки: первоначальная, восстановительная, остаточная и ликвидационная.
Первоначальная стоимость представляет собой историческую оценку конкретного наименования объекта при принятии его к учету и включает в себя:
-          договорную (продажную) цену, уплачиваемую покупателем продавцу;
-          сумму информационных и консультационных услуг, способствующих приобретению;
-          таможенные и иные платежи;
-          регистрационные сборы, государственные пошлины и иные аналогичные платежи;
-          стоимость услуг посреднических организаций;
-          невозмещаемые налоги, уплачиваемые при покупке основных средств;
-          другие затраты, включая общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с приобретением, сооружением или изготовлением объекта основных средств.
При взносе основных средств в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации первоначальной стоимостью объекта признается договорная его стоимость, согласованная с ее учредителями (участниками), если другое не предусмотрено действующим законодательством.
При бартерных сделках первоначальной стоимостью считается стоимость обмениваемого имущества в оценке, принятой в учете передающей стороны.
В случаях безвозмездного получения объект становится на учет по рыночной цене, действующей в данном регионе на дату его оприходования.
Изменение первоначальной стоимости объекта в течение срока его полезного использования не допускается, кроме следующих случаев:
-   достройки;
-   дооборудования;
-   реконструкции;
-   частичной ликвидации.
Результат (увеличение +, уменьшение - ) от изменения первоначальной стоимости объекта относится на добавочный капитал организации.
Восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства эксплуатируемых основных средств исходя из современных цен и современных условий изготовления аналогичных объектов.
Перевод первоначальной стоимости основных средств в восстановительную производится в результате их переоценки, дату и порядок осуществления которой определяет Правительство РФ.
Остаточная стоимость рассматривается как реальная стоимость (без учета современных условий их воспроизводства) на определенную дату. Она исчисляется путем вычитания из первоначальной стоимости объекта суммы его износа за период эксплуатации.
Ликвидационная стоимость – стоимость полезных отходов (металлолом, запасные части, дрова и т.п.), полученных после ликвидации или реализации объекта и принятых к учету в условной оценке.
Различают также амортизируемую стоимость – стоимость, которая будет перенесена на вновь созданный продукт за период эксплуатации соответствующего объекта. Она исчисляется путем исключения из первоначальной стоимости ее ликвидационной части. Если такой части в период ликвидации нет, то амортизируемая стоимость будет совпадать с ликвидационной.
 

3. Документы для оформления движения основных средств

              При учете основных средств их движение оформляется при помощи стандартных документов, формы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.03  №7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
ОС-1
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-1а
Акт о приеме-передаче здания (сооружения)
ОС-1б
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)
ОС-2
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств
ОС-3
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств
ОС-4
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-4а
Акт о списании автотранспортных средств
ОС-4б
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)
ОС-6
Инвентарная карточка учета объекта основных средств
ОС-6а
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств
ОС-6б
Инвентарная книга учета объектов основных средств
ОС-14
Акт о приеме (поступлении) оборудования
ОС-15
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж
ОС-16
Акт о выявленных дефектах оборудования
 

4. Аналитический учет основных средств

Единицей учета основных средств является инвентарный объект – законченное устройство со всеми приспособлениями, или конструктивно–обособленный предмет, способный самостоятельно выполнять необходимые функции в соответствии с его предназначением. Если устройство состоит из нескольких частей с различными сроками полезного использования, то каждая их них рассматривается в учете как самостоятельный инвентарный объект.
В аналитическом учете основные средства показывается исходя из характера использования: в эксплуатации, в запасе (резерве), в ремонте, в стадии достройки, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, на консервации.
Во внимание принимаются также границы прав собственности, в пределах которых организация оказывает влияние на характер их использования: принадлежащие полностью предприятию, включая переданные в аренду, полученные в аренду или находящиеся в оперативном или хозяйственном управлении.
Аналитический учет основных средств на предприятии ведется в бухгалтерии по классификационным группам, а внутри групп по инвентарным объектам (форма ОС-6) и месту нахождения (эксплуатации) объектов у лиц, ответственных за их сохранность.
              Согласно “Типовой классификации” выделяют следующие виды инвентарных объектов:
- Инвентарный объект по группе зданий - каждое отдельно стоящее здание. Если здания имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами. Постройки, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание, составляют вместе с ним отдельный инвентарный объект. Наружные надстройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также капитальные надворные постройки  являются самостоятельными инвентарными объектами.
- Инвентарный объект сооружений и передаточных устройств - отдельное сооружение (передаточное устройство) со всеми устройствами, составляющими с ним одно целое.
- Инвентарный объект силовых и рабочих машин и оборудования - отдельная машина, аппарат, агрегат, установка, прибор и т.д., включая относящиеся к ним приспособления, принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, а также индивидуальное ограждение и фундамент.
- Инвентарный объект инструментов - это только те предметы, которые не входят в состав машины, станка, аппарата и т.п. и имеют самостоятельное значение.
- Инвентарный объект вычислительной техники - счетные машины и устройства (компьютеры, мониторы, принтеры и т.п.), которые не относятся к составным частям другой машины.
- Инвентарный объект прочих машин и оборудования - единица оборудования, включая относящиеся к ней принадлежности приборы и инструменты.
- Инвентарный объект транспортных средств (локомотивы, машины, прицепы и полуприцепы и т.п.) - объект с относящимися к нему приспособлениями и принадлежностями (набор инструментов, магнитола и др.).
              Также выделяют: инвентарный объект измерительных и регулирующих приборов и устройств лабораторного оборудования; объекты производственного инвентаря и принадлежностей, объекты хозяйственного инвентаря; инвентарный объект рабочего и продуктивного скота и других животных; инвентарный объект прочих основных средств.
              Для учета и контроля сохранности основных средств каждому поступившему объекту присваивают инвентарный номер, который должен быть обозначен на нем. Если объект сложный и состоит из обособленных элементов, то на каждом элементе ставится номер идентичный основному предмету.
 

5. Документальное оформление, учет поступления и наличия основных средств

5.1. Источники формирования основных средств

 
Первоначальное формирование основных средств в организации происходит в зависимости от формы ее собственности.
В акционерных обществах поступление основных средств происходит за счет взносов учредителей (акционеров). Другие коммерческие организации формируют основные средства за счет вкладов участников (учредителей). Отдельные участники могут вносить в качестве вклада здания, машины, оборудование, другие вносят деньги, за счет которых приобретаются основные средства. Вновь создаваемые акционерные общества приобретают основные средства главным образом за счет поступлений от продажи акций.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия получают основные средства от собственника и учитывают их как часть уставного фонда.
Приватизируемые предприятия приобретают основные средства после их выкупа у государства или акционирования.
В условиях расширенного воспроизводства и технического прогресса происходит постоянное пополнение и обновление основных средств. Оно осуществляется в порядке капитальных вложений (строительства, монтажа, приобретения основных средств), предоставления объектов в безвозмездное пользование сторонними организациями и лицами, а также в результате дополнительных взносов по решению учредителей (акционеров).
 

5.2. Учет поступления основных средств

 
Учет поступления основных средств ведется в разрезе перечисленных классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт о приеме-передаче основных средств (ф. №ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. Акт приема-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту, оформляющему приемку нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости и приняты одновременно. К акту прилагается необходимая техническая документация (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.п.).
 

5.3. Учет наличия основных средств

 
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер. Он сохраняется на все время эксплуатации объекта и обозначается на нем путем прикрепления металлического жетона, нанесения краской, насечки и т.п. Объекты основных средств обычно нумеруются по порядково-серийной системе, и номер указывается во всех первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Инвентарными номерами объектов железнодорожных транспортных средств (электровозов, тепловозов, локомотивов) обычно служат номера, полученные на заводах-изготовителях, а у объектов автомобильного транспорта, тракторов и прицепов - знаки, присвоенные им Госавтоинспекцией. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение пяти лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам в учете.
Акт о приеме-передаче основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (ф.№ОС-6), где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем (первоначальная или восстановительная стоимость, срок полезного использования, норма амортизационных отчислений, сумма износа на момент оприходования и др.).
На арендованные в порядке текущей аренды и финансового лизинга основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем (лизингодателем) к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудования объектов открывается новая карточка.
Для обеспечения сохранности инвентарные карточки каждого объекта регистрируются в специальных описях и хранятся в картотеке бухгалтерии сгруппированными по отраслевым классификационным группам, а внутри этих групп — по местам эксплуатации и видам объектов. При выбытии основных средств инвентарная карточка из картотеки изымается.
В организациях с небольшим количеством объектов основных средств, а также если они представляют собой сложные объекты, имеют много крупных составных приспособлений и устройств (электромоторов, трансмиссий и т.п.), пообъектный учет можно вести в инвентарных книгах. При использовании в учете компьютеров отпадает необходимость в картотеке инвентарных карточек и все необходимые сведения о наличии и движении основных средств получают на основе информационной базы банка данных в виде распечатки регистров (машинограмм), используемых для управления основными средствами.
 

5.4. Учет перемещения объектов основных средств

 
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела) данной организации в другие оформляют накладной на внутреннее перемещение (ф.№ОС-2) По данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют группировочную ведомость (машинограмму) учета движения основных средств внутри организации. Номера накладных записывают в инвентарных карточках, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.
На основе инвентарных карточек на поступившие и выбывшие объекты бухгалтерия заполняет карточку учета движения основных средств по их видам и группам. При автоматизации учета этот аналитический регистр заменяется ведомостью движения основных средств. Общий итог групповой карточки или ведомости необходимо сверить с оборотом по дебету и кредиту соответственно синтетических счетов «Основных средств» и «Арендованных основных средств».
 

5.5. Синтетический учет формирования и наличия основных средств

 
Учет наличия и движения основных средств, принятых на баланс организации, ведется на активном счете 01 «Основные средства». Здания, машины и оборудование арендованные учитывают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
В коммерческих организациях (товариществах и обществах) основные средства могут поступить в порядке оплаты акций и/или вклада учредителей (акционеров). В этом случае их регистрируют в учете бухгалтерской записью
 
Д 75.1 «Расчеты с учредителями»
К 80 «Уставный капитал»
Сформирован уставный капитал
 
Д 08.4 «Приобретение объектов основных средств»
К 75.1 «Расчеты с учредителями»
 
 
Внесены основные средства
 
Д 01 «Основные средства»
К 08 «Приобретение объектов основных средств»
Основные средства введены в эксплуатацию

 
Оценка таких объектов и целесообразность их оприходования для зачисления в качестве вклада должна быть согласована с другими учредителями и отражена в протоколе собрания акционеров (пайщиков). При передаче основных средств указывается их первоначальная стоимость, сумма износа и цена соглашения, по которой основные средства относят в счет уставного капитала. Одновременно должны быть передана вся техническая документация на объекты основных средств.
Предоставление организациям основных средств в безвозмездное пользование на счетах бухгалтерского учета отражают записью
 
Д 08 «Вложения во внеоборотные активы»
К 98.2 «Безвозмездные поступления»
Получены основные средства
Д 01 «Основные средства»
К 08 «Приобретение объектов основных средств»
Основные средства введены в эксплуатацию

 
Стоимость безвозмездно полученных основных средств для целей налогообложения учитывается как внереализационные доходы (п.8 ст.250 НК РФ).
Если организация приобретает основные средства, то они учитываются в балансе по первоначальной стоимости, формирующейся из фактических затрат на приобретение объекта основных средств.
В бухгалтерском учете приобретение основных средств учитывается по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»:
Д 08 К 60,76,… 
 
 
 
Д 19 К 60,76,…
 
 
Д 01 К 08
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19
Учтены затраты, непосредственно связанные
с приобретением объекта основных средств (без НДС)
 
Учтен НДС по затратам, связанным с приобретением объекта основных средств
 
Основные средства введены в эксплуатацию
НДС принят к вычету (на основании счета фактуры поставщика)

 
Пример
ООО «Скандинавия» приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. Согласно договору, стоимость компьютера – 16680 руб., в том числе НДС – 2780 руб.
Бухгалтер делает проводки в журнале хозяйственных операций:
Д 60 К 51  16680 руб.
– оплачен счет продавца
Д 08 К 60  13900 руб. (16680-2780)
– оприходован компьютер на балансе фирмы (без НДС)
Д 19 К 60  2780 руб.
– учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца.
Доставку компьютера (300 руб., в т.ч. НДС 50 руб.) фирма оплатила наличными из кассы через подотчетное лицо:
Д 71 К 50 300 руб.
– выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера
Д 08 К 71   250 руб. (300-50)
– плата за доставку учтена в стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица)
Д 19 К 71  50 руб.
– учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации)
Когда компьютер ввели в эксплуатацию, бухгалтер сделал проводки:
Д 01 К 08 14150 руб. (13900+250)
-  компьютер зачислен в состав основных средств фирмы
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19  2830 руб.
– НДС принят к вычету (на основании счетов-фактур)
 
Следует отметить, чтобы принять к вычету НДС, уплаченный при приобретении основных средств, должны быть выполнены условия, перечисленные в ст.172 НК РФ:
1.                  Купленные основные средства должны быть оплачены
2.                  Купленные основные средства должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС
3.                  У фирмы имеется документ, подтверждающий право на вычет (счет-фактура от поставщика)
4.                  Купленные основные средства должны быть «приняты на учет»
Если основные средства приобретены за счет бюджетных ассигнований и других целевых источников финансирования или для выпуска продукции, освобожденной от уплаты налога на добавленную стоимость, то уплаченный при приобретении НДС включается в первоначальную стоимость объектов. В первоначальную стоимость служебных легковых автомобилей и микроавтобусов кроме НДС включается налог на приобретение автотранспортных средств.
Организация, получившая объекты основных средств в хозяйственное ведение или оперативное управление от государственного или муниципального органа, отражает их стоимость при принятии на учет по дебету счета Основных средств и кредиту счета Расчетов с государственным и муниципальным органом. Одновременно на стоимость оприходованных объектов дебетуется счет Расчетов с государственным и муниципальным органом и кредитуется счет Добавочного капитала.
Организация может создавать основные фонды подрядным способом или хозяйственным способом.
При подрядном способе строительства весь цикл строительных работ выполняет подрядная организация. Окончание работ оформляется актом с указанием договорной (сметной) стоимости строительства. На основании акта делаются проводки
 
Д 08 К 60
 
Д 19 К 60
Отражена стоимость строительных работ
 
Отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации

 
Сумму НДС, которую фирма заплатила подрядчику, можно принять к вычету только после того, как на построенное здание начнет начисляться амортизация, причем не в бухгалтерском, а в налоговом учете (п.5 ст.172 НК РФ).
Амортизация здания, согласно НК РФ, начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию, и после того, как фирма подала документы на государственную регистрацию права собственности.
Пример
В марте 2002 года ООО «Скандинавия» начало строительство нового здания. Для выполнения работ фирма привлекла подрядчика, который оценил свою работу в 36 000 000 руб. (в том числе НДС – 6 000 000 руб.).
В мае фирма перечислила подрядчику предоплату в размере 100%. Здание было построено и введено в эксплуатацию в сентябре 2002 года.
В этом же месяце фирма подает документы для регистрации права собственности. Поэтому в налоговом учете амортизацию можно начислять с 1 октября. В этом же месяце можно принять к вычету НДС, уплаченный подрядчику.
Свидетельство о праве собственности на здание предприятие получило в ноябре. В этом месяце здание отражается в бухгалтерском учете в составе основных средств. С декабря на него нужно начислять амортизацию для целей бухгалтерского учета.
Бухгалтер фирмы делает следующие проводки:
   март 2002
Д 60 «Расчеты по авансам выданным» К 51  36 000 000 руб.
- перечислены деньги подрядчику
   сентябрь 2002
Д 08 К 60   30 000 000 руб. (36 000 000 – 6 000 000)
- отражены расходы по строительству здания
Д 19 К 60   6 000 000 руб.
- учтен НДС
Д 60 К 60 ««Расчеты по авансам выданным»  36 000 000 руб.
- зачтена ранее перечисленная сумма предоплаты
   октябрь 2002
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19  6 000 000 руб.
- принят к вычету НДС, уплаченный подрядчику
   ноябрь 2002
Д 01 К 08   30 000 000 руб.
-здание учтено в составе основных средств
 
При хозяйственном способе строительные работы фирма выполняет самостоятельно. В этом случае все затраты по строительству (стоимость материалов, заработная плата рабочих, налоги и пр.) также учитываются по  дебету счета 08:
Д 08 К 10,02,70,69
Отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами

 
Стоимость строительно-монтажных работ для собственного потребления организации облагается налогом на добавленную стоимость (п.1 ст.146 НК РФ).
НДС начисляют  после того, как строительство закончено и построенное здание принято на учет. После того как фирма начислила НДС на стоимость строительно-монтажных работ, к вычету можно принять:
-        сумму НДС, которую фирма заплатила при покупке стройматериалов (работ, услуг), необходимых для строительства;
-        сумму НДС, начисленную на стоимость строительно-монтажных работ (при условии, что амортизация, начисляемая на построенное здание, будет уменьшать налогооблагаемую прибыль организации).
Эти суммы принимают к вычету не одновременно, а в разное время.
Пример
В мае 2002 года ООО «Скандинавия» начало строительство здания производственного корпуса. Все работы оно выполнило собственными силами.
Стоимость материалов, использованных при строительстве, составила 12 000 000 руб. (в том числе НДС – 2 000 000 руб.)
Расходы на выплату заработной платы работникам, участвовавшим в строительстве (с учетом всех отчислений), составили 2 700 000 руб.
Здание было построено и введено в эксплуатацию в сентябре 2002 года. В этом же месяце фирма подала документы для регистрации права собственности. Поэтому в налоговом учете амортизацию можно начислять с 1 октября. В этом же месяце можно принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам строительных материалов.
В мае-сентябре бухгалтер делает проводки:
Д 10 К 60   10 000 000 руб.
- оприходованы строительные материалы (без НДС)
Д 19 К 60   2 000 000 руб.
- учтен НДС по материалам
Д 60 К 51   12 000 000 руб.
- оплачены строительные материалы
Д 08 К 10   10 000 000 руб.
- переданы материалы для строительства
Д 08 К 70, 68 «Расчеты по ЕСН», 69-1, 69-3   2 700 000 руб.
- начислены заработная плата работникам и социальные отчисления
    октябрь 2002
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19   2 000 000 руб.
- принят к вычету НДС, уплаченный поставщикам строительных материалов
Регистрация права собственности на построенное здание была закончена в сентябре 2002 года.
   сентябрь 2002
Д 01 К 08   12 700 000 руб. (10 000 000+2 700 000)
-здание учтено в составе основных средств
Д 19 К 68 «Расчеты по НДС»  2 540 000 руб. (12 700 000х20%)
- начислен НДС с суммы расходов по строительству.
  октябрь 2002
Д 68 К 51  2 540 000 руб.
- перечислен в бюджет НДС с расходов по строительству (согласно декларации; фирма платит НДС ежемесячно)
Д 68 «Расчеты по НДС» К 19   2 540 000 руб.
- НДС принят к вычету
 
Расходы организации на приобретение оборудования, требующего монтажа, учитываются на счете 07 «Оборудование к установке».  Важно отметить, что вести этот счет могут только организации-застройщики, а также организации, осуществляющие строительство хозяйственным способом. То есть оборудование к установке является категорией, относящейся исключительно к категории капитального строительства.
Оборудование приходуют на основании акта о приемке оборудования (форма №ОС-14). В учете делают следующие проводки:
Д 07 К 60
 
 
Д 19 К 60
 
Д 07 К 60,76
 
 
Д 19 К 60,76
 
Д 08 К 07
 
Д 08 К 60
 
Д 19 К 60
 
Д 01 К 08
 
Д 68 К 19
Поступило на предприятие оборудование, требующее монтажа (сумма без НДС)
 
Учтена сумма НДС
 
Учтены в стоимости станка расходы по транспортировке (без НДС)
 
Учтена сумма НДС
 
Станок передан в монтаж
 
Учтена стоимость работ по монтажу (без НДС)
 
Учтена сумма НДС
 
Станок зачислен в состав основных средств
 
НДС принят к вычету (согласно счет-фактуре)
 

6. Амортизация основных средств

Амортизация основных средств представляет собой способ возмещения затрат, связанных с приобретением или возведением основных средств, путем перенесения стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг), а по объектам непроизводственного назначения – на собственные источники.
Если материалы и сырье списываются на себестоимость по мере списания в производство в полной сумме, то основные средства – частями.
Во – первых, это связано с тем, что объекты основных средств не переносятся непосредственно на продукцию (работы, услуги).
Во – вторых, срок эксплуатации основных средств превышает один год.
В – третьих, стоимость основных средств, как правило, высока и включение ее сразу в себестоимость вызовет нежелательные финансовые последствия.
Понятие амортизации означает процесс постепенного перенесения стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг). Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02.
Начисление амортизации в учете отражается по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат (расходов):
Дебет 08,20,23,25,26,29,44,91-2,97   Кредит 02
Порядок амортизации основных средств определен разделом 3 ПБУ 6/01.
Объектами амортизации являются основные средства, принадлежащие предприятию на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления.
Износ не начисляется на:
-                  машины, оборудование и другие подобные средства труда, которые числятся на предприятии как товар или готовая продукция;
-                  основные средства, полученные безвозмездно и по договорам дарения, а также объекты, полностью приобретенные за счет бюджетных ассигнований;
-                  жилищный фонд;
-                  объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и др.;
-                  продуктивный скот, буйволов, оленей;
-                  многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
-                  приобретенные издания (книги, брошюры и др.);
-                  мобилизационные мощности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Амортизация приостанавливается в случаях перевода основных средств на консервацию на срок не менее трех месяцев. Порядок консервации основных средств, числящихся на балансе, устанавливается и утверждается руководителем организации, при этом могут быть переведены на консервацию, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства. Решение о консервации принимается руководителем предприятия, о чем издается соответствующий приказ. Никаких согласований с налоговыми органами и местными властями при этом не требуется. Амортизация приостанавливается также в период восстановления объектов основных средств, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
Существует четыре способа начисления амортизации основных средств:
-          линейный;
-          способ уменьшаемого остатка;
-          способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
-          способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Линейный способ говорит сам за себя – суммы отчислений одинаковы за весь период эксплуатации. Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам – один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов.
Способ амортизации в течение всего срока полезного использования не должен изменяться.
Объекты основных средств стоимостью не более 10000 руб. за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;
при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или (текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта.
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемого способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
По основным средствам, используемым в организациях с сезонным характером производства, годовая сумма амортизационных отчислений по основным средствам начисляется равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
-          ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
-          ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
-          нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.
Примерный срок службы основных средств приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. №1). В ней имущество поделено на 10 групп:
№ группы
Срок полезного использования
1
от 1 года до 2 лет включительно
2
от 2 до 3 лет включительно
3
от 3 до 5 лет включительно
4
от 5 до 7 лет включительно
5
от 7 до 10 лет включительно
6
от 10 до 15 лет включительно
7
от 15 до 20 лет включительно
8
от 20 до 25 лет включительно
9
от 25 до 30 лет включительно
10
более 30 лет

 
Указанная Классификация может использоваться  для целей как налогового, так и бухгалтерского учета.
Следует особо отметить, что в соответствии со ст.259 НК РФ для целей налогообложения существует два метода амортизации основных средств: линейный и нелинейный.
Выбранный способ начисления амортизации для целей налогообложения применяется в течении всего срока полезного использования объекта основных средств.
При использовании линейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта основных средств определяется так:

 
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется так:
 
Первоначальная                       Норма                          Сумма ежемесячных      
      стоимость            Х        амортизации    =      амортизационных отчислений 
 
При использовании нелинейного метода месячная норма амортизации для каждого объекта основных средств определяется по следующей формуле:

 
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется так:
Первоначальная стоимость ОС                Норма                Сумма ежемесячных
         минус Общая сумма             Х    амортизации   =        амортизационных
    начисленной амортизации                                                       отчислений
 
Амортизация на основное средство может начисляться в этом порядке до тех пор, пока его остаточная стоимость не достигнет 20% от первоначальной стоимости. После этого остаточная стоимость основного средства фиксируется, и амортизация по нему начисляется линейным методом.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется так:
Сумма ежемесячных         Остаточная стоимость              Количество месяцев,
   амортизационных     =      основного средства       :     оставшихся до окончания
        отчислений                                                                   срока эксплуатации ОС
 
По основным средствам, работающим в агрессивной среде или многосменном режиме, норма амортизации может быть увеличена в два раза. По основным средствам, которые переданы в лизинг, норма амортизации может быть увеличена в три раза.
Допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных по решению руководителя организации. Решение о снижении норм должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течении всего налогового периода.
Для налогового учета начисленной амортизации организация может вести специальный регистр по форме, рекомендованной МНС России. Записи в регистр нужно вносить ежемесячно нарастающим итогом по каждому объекту основных средств.
Выбранный метод начисления амортизации для целей бухгалтерского учета должен быть закреплен в учетной политике, метод начисления амортизации для целей налогового учета – в учетной политике для целей налогообложения.
Если организация приобретает объект основных средств, уже бывших в эксплуатации, то  его первоначальная стоимость определяется исходя из договорной цены покупки и затрат, связанных с приобретением. При этом сумма амортизации, начисленной по этому объекту прежним владельцем, в расчет не принимается. Норма амортизации по этому имуществу определяется с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
Стоимость безвозмездно полученного объекта основных средств, учтенную в составе доходов будущих периодов, списывается по мере начисления амортизации:
Дт 20,23,44 Кт 02,05 – начислена амортизация по безвозмездно полученному основному средству (нематериальному активу)
Дт 98-2 Кт 91-1 – соответствующая доля доходов будущих периодов учтена в составе прочих доходов.
Рассмотрим на примере различные варианты начисления амортизации:
Линейный метод
ООО «Скандинавия» приобрело станок для использования в основном производстве. Первоначальная стоимость станка составила 120 000 руб. Срок полезного использования – 5 лет.
Годовая норма амортизации составит 20% (100%:5). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 24 000 руб.(120 000 руб. х 20%).
Ежемесячно в течении 5 лет бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 2000 руб. (24 000:12)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
Способ уменьшаемого остатка
Рассчитаем сумму ежемесячных амортизационных отчислений способом уменьшаемого остатка.
Годовая норма амортизации, как и в предыдущем случае, составит 20%.
В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 24 000 руб. (120 000 руб. х 20%). Остаточная стоимость станка на конец первого года – 96 000 руб. (120 000 – 24 000).
Ежемесячно в течении первого года бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02  2000 руб. (24 000:12)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 19200 руб. (96 000 руб. х 20%). Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 76800 руб. (96 000 – 19 200).
Ежемесячно в течении второго года начисления амортизации бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02 1 600 руб. (19200 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
В нашем примере срок полезного использования станка – 5 лет. Следовательно, сумма чисел лет срока полезного использования составит:
1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15
В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:
5:15х120 000 руб. = 40 000 руб.
Ежемесячно в течении первого года начисления амортизации  бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02   3 333,30 руб. (40 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:
4:15х120х120 000 руб. = 32 000 руб.
Ежемесячно в течении второго года начисления амортизации бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02   2666,70 руб. (32 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.
Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)
Первоначальная стоимость станка – 120 000 руб. Экономический отдел фирмы рассчитал, что станок должен быть полностью самортизирован, когда с его помощью будет выпущено 1000 единиц продукции.
В первый год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 600 единиц. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так:
600:1000х120 000 руб. = 72 000 руб.
Ежемесячно бухгалтер будет делать проводку (предполагаем, что в течении года продукция производилась равномерно):
Д 20 К 02  6000 руб. (72 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц
Во второй год эксплуатации станка фактический выпуск продукции составил 400 единиц. Годовая сумма амортизации будет рассчитана так:
400:1000х120 000 руб. = 48 000 руб.
Ежемесячно бухгалтер будет делать проводку:
Д 20 К 02  4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.)
– начислена амортизация станка за отчетный месяц.
 

7. Ремонт, реконструкция и модернизация основных средств

Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
Согласно Положению о составе затрат, расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта. Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово–предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.
Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).
Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение – продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.
Под капитальным ремонтом понимается:
для оборудования и транспортных средств – полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;
для зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).
Основным первичным документом, согласно которому определяются объем работ по капитальному ремонту, его сметная стоимость и продолжительность, является дефектная ведомость. На ее основании служба главного механика выписывает наряд–заказ в трех экземплярах: один – цеху-исполнителю, второй остается в указанной службе и используется как основной источник информации для оперативного контроля за выполнением ремонта, а третий – бухгалтерии для осуществления организации его аналитического учета.
Первичными документами при осуществлении работ на отдельные виды ремонта являются:
-       требования-накладные (ф. № М-11), выписываемые в двух экземплярах. Один остается на складе как основание для списания с подотчета работника склада запасных частей, других товарно-материальных ценностей. Второй экземпляр используется в ремонтном цехе для их оприходования. В дальнейшем оба экземпляра требования-накладной, подписанные материально ответственными лицами склада и цеха потребителя, сдаются в бухгалтерию для текущего контроля за формированием издержек на отдельные виды ремонта основных средств;
-       наряды на заработную плату ремонтным рабочим.
Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы – основной и дополнительной – ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Согласно Методических указаний затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Затраты по ремонту объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующих счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов учета произведенных затрат.
В целях организации контроля за своевременным получением объектов основных средств из ремонта инвентарные карточки по этим объектам в картотеке рекомендуется переставлять в группу "Основные средства в ремонте". При поступлении объекта основных средств из ремонта производится соответствующее перемещение инвентарной карточки.
В целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных). Для принятия решения об образовании резерва расходов на ремонт основных средств используются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений; данные о первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объектов основных средств; сметы на проведение ремонтов; нормативы и данные о сроках проведения ремонтов; итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из годовой сметной стоимости ремонта.
Итак, расходы на обслуживание (технический осмотр, уход и т.п.) и все виды ремонтов (текущий, средний, капитальный) основных средств включаются в себестоимость продукции, что отражается проводкой:
 
Д 20,23,25,26,29,44
К 10,60,68,69,70,…
Отражены затраты на обслуживание и ремонт основных средств

 
Ремонт основных средств фирма может провести самостоятельно или поручить сторонней организации.
Расходы на ремонт учитываются при налогообложении прибыли в размере фактических затрат. Эти расходы включаются в себестоимость продукции в том отчетном периоде, в котором они возникли (ст.260 НК РФ).
Создание резерва на предстоящий ремонт основных средств отражается проводкой:

и т.д.................


Д 20,23,25,26,29,44 … К 96

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.