На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговая система РФ и пути ее совершенствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
   Данная  тема сложна, интересна и в тоже время важна, потому что одним  из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
   Налоги  в нашей  жизни  определяют  многое,  от  того,  сколько  их  будет собрано,  зависит  благополучие  страны,  региона,  конкретного  города. Государство обязано оберегать свое общество от внешних врагов, оберегать каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы.   В истории развития общества еще ни одно государство  не  смогло  обойтись  без налогов,  поскольку  для  выполнения   своих   функций   по   удовлетворению коллективных  потребностей  ему  требуется   определенная   сумма   денежных средств, которые могут быть собраны только посредством  налогов.  Исходя  из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется  суммой  расходов государства на исполнение минимума его функций:  управление,  оборона,  суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше  оно должно собирать налогов.
   Налогам  отводится   важное   место   среди экономических  рычагов,  при  помощи  которых  государство  воздействует  на рыночную  экономику.  Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
   С 1992 года в нашей стране  действует  новая налоговая система. Основные принципы её построения определил закон  об "Основах налоговой системы  в РФ" от 28.12.91 (введён с 01.01.92). Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Налоговая система РФ представляет собой совокупность: системы налогов и сборов РФ; системы налоговых правоотношений; системы участников налоговых правоотношений; нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налогооблагаемых субъектов.
   Установление  и отмена налогов, сборов, пошлин и  других платежей, а также льгот  их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным  законом. В новом налоговом законодательстве много нововведений, соответствующих современной рыночной экономике.
   Законом установлено, что система налогообложения  действует без изменения вплоть до принятия специального решения налоговой реформы об изменении перечня налогового объекта налогообложения и методов их взимания.
   Проблема  налогов – одна из наиболее сложных  в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Пожалуй, нет сегодня другого  аспекта реформы, который подвергался  бы такой же серьезной критике  и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.
   Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
   Объект  исследования - совокупность налоговых  отношений.
   Предмет исследования – налоговая система  РФ и пути ее совершенствования.
   Целью работы является изучить действующую налоговую систему в Российской Федерации, ее структуру, принципы, механизмы, реформирование и пути совершенствования.
   Задачами  данной курсовой работы является, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация, а также структура, принципы, механизмы и правовое регулирование налогообложения в стране. Наиболее важной задачей данной работы является анализ реформирования и совершенствования налоговой системы РФ.
   В данной работе предпринята попытка  разобраться в действующей налоговой системе России, выделить её основные направления реформирования. 
 
 
 
 
 

   1.Понятие налоговой системы.
   1.1Сущность налогов и их роль в экономике государства.
   Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена, и было неплохо организовано. Одним из самых известных тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. Непосредственные сборщики налогов не пользовались популярностью в народе, хотя они лишь выполняли волю правительств. Поскольку сбор налогов - дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых странах, чтобы сэкономить государственные средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто давал самую высокую цену. Он становился “откупщиком”. Естественно, что такой сборщик налогов, чтобы покрыть затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих обязанностей.

   На  протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в  виде различных  натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с  покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму. Адам Смит в своем классическом сочинении “Исследование о природе и причинах богатства народов” считал денежными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. “Подданные государства” - отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, ”должны давать средства к достижению  цели общества или государства”, каждый по возможности, и соразмерено своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет государства, осуществляемые юридическими и физическими лицами1. Платежи в бюджет государства не только обязательны, но принудительны и безвозмездны. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

   Ни  одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.
   Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем  одобрение общества, без них  ни одно государство существовать не сможет. 
 

   1.2 Виды налогов и их классификация.
   Входящие  в систему налогов платежи  можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся  налоги с физических лиц, налоги с  предприятий, смежные и социальные налоги.
   Налоги  с физических лиц. Индивидуальный подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце года.
   Налог на наследование или дарение — местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения.
   Налоги  с организаций. Основными являются:
   Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечение эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов.
   Налог на добавленную стоимость — косвенный  многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля.
   Акцизы  — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно  массового потребления. В отличие  от НДС акцизы уплачиваются один раз  производителем подакцизного товара и  фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления.
   Налог на имущество организаций, за исключением  денежных средств, начисляется на собственное имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов и затрат предприятий. К таким элементам, присущим рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и нематериальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения.
   Налоги - источники формирования дорожных фондов. В настоящее время ним  относятся: налог на реализацию горюче-смазочных  материалов (ГСМ): налог на пользователей автодорог; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств.
   Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается один раз в год по месту регистрации и проведения технического осмотра в сроки, установленные органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя.
   Налог на приобретение транспортных средств  в качестве объекта обложения может предусматривать: стоимость покупки без НДС и акцизов; величину рыночной оценки (договор мены); таможенную стоимость (импорт); балансовую стоимость (договор лизинга); стоимость не ниже балансовой за минусом амортизации (средства, бывшие в употреблении).
   Источниками налоговых платежей с юридических  лиц являются: выручка от реализации продукции: налог на добавленную стоимость, акцизы, экспортная таможенная пошлина, налог на реализацию ГСМ.
   Земельный налог — поимущественный налог  рентного типа. Налоговую базу составляет площадь земельных участков, находящихся  в собственности плательщика. К факторам, определяющим дифференциацию ставок земельного налога, относятся: место расположения земельной площади; цель использования; степень освоения земельной площади; статус и число жителей поселения.
   Социальные  налогиэто целевые налоги в виде внебюджетных социальных фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости населения и Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные социальные фонды РФ характеризуются следующими особенностями: контролируются государством; отчисления в эти фонды производятся от всех сумм оплаты труда; по своей сути они являются страховыми. Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:
    прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
    федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
    налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
    пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
    по целевому назначению налога (общие, специальные).
   В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.
   Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог  и т.д.).
   Рис.1 Прогрессивный, пропорциональный и регрессивный налоги.
                                                                    Прогрессивный налог 
 

                                                                   Пропорциональный налог 
 

                                                                   Регрессивный налог
                                                                     Y
    T - процентная доля дохода, выплаченная в виде налогов
   Y - доход
   Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом. Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.
   Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.
   Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).
   Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и другие.
   Существующие  налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.
   Прямые  налоги - налоги, которые непосредственно  связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества, ростом рентной  составляющей. Прямые налоги прямо  пропорциональны платежеспособности.
   Преимущество  прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.
   Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
   Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.
   Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость - НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).
   Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
   Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
   В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
   1.3.Функции  налогов.
   Функции налогов – это такие их характеристики, которые разрешают употреблять налоги в качестве инструментов формирования доходов страны, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности страны, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, метод выражения его параметров. Функция указывает, каким образом реализуется публичное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.
   Функции налогов следующие: фискальная; регулирующая; контролирующая.
   Фискальная  либо бюджетная функция первична в историческом и содержательном качествах. После возникновения  страны потребовались средства для  выполнения им тех либо других функций. Содержательная же функция – это необходимость обеспечения способности экономического существования страны. Таковым образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании денежных ресурсов страны, нужных для воплощения им собственных функций. Суть ориентирована на изъятие части доходов компаний и людей для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на базе стабильного и центрального взимания налогов превращает само правительство в крупнейший экономический субъект. Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации больших народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значимая часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное либо частичное освобождение от налогов людей, нуждающихся в социальной защите.
   Регулирующая  функция имеет первостепенную значимость по своему действию на национальную экономику. Тяжело представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство страны в рыночную экономику в согласовании с концепцией развития. Регулирующую роль играется сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на публичное воспроизводство, т.е. Любые процессы в экономике страны, а также социально - экономические процессы в обществе.
   Регулирующая  функция налогов осуществляется методом внедрения отлаженной системы  налогообложения, выделения из бюджета  капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и воплощения народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. при помощи налогов можно поощрять либо сдерживать определенные виды деятельности (повышая либо понижая налоги), направлять развитие тех либо других отраслей индустрии, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество средств в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям индустрии либо отдельным компаниям провоцирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, правительство контролирует движение цен на продукты и сервисы.
   Предоставляя  льготы, правительство решает серьезные, порой стратегические задачки. К  примеру, не облагая налогами, часть  прибыли, идущую на внедрение новой  техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами, часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, правительство завлекает компании к решению социальных проблем. Таковым образом, тут ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений.
   Стимулирование  может проявляться в изменении  размера налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой  ставки либо в полном освобождении от налогов. Налогами можно и ограничивать бизнес активность, а, следовательно, развитие тех либо других отраслей деятельности. Налогами можно сделать предпосылки для понижения издержек производства, повысить конкурентоспособность компаний, проводить протекционистскую политику.
   Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция – поддержание общественного равновесия путём конфигурации соотношения меж доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства меж ними. Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые продукты в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения общественного неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Особенное место занимает воспроизводственное назначение, которое ориентировано на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, использование природными ресурсами, отчисления на создание материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.
   Контролирующая  функция дозволяет установить соотношение  меж налоговыми поступлениями и  потребностями страны в денежных ресурсах, найти направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося конфигурации в действующую налоговую систему. Выполнение контролирующей функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением собственных обязательств субъектами налогообложения. Денежные органы на всех уровнях управления анализируют поступление налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, предсказывают объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такового анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов меж собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.
   Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика размеров производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, конфигурации количественного и качественного состава компаний и др.
   Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых  поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для воплощения регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в итоге экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, дозволяет государству получить больше средств.
   Налоги  воздействуют на капитал на всех стадиях  его кругооборота. Если при выполнении фискальной функции они оказывают влияние только при переходе капитала из его товарной формы в денежную, и напротив, то система регулирования воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.
   Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политике государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С  другой стороны, меняя объемы изъятий  финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов. 
 
 
 
 

   2.Налоговая  система РФ.
   2.1. Структура налогообложения  РФ.
   С 1992 года в нашей стране действует новая налоговая система. Основные принципы ее построения определил Закон « Об основах налоговой системы в РФ » от 27.12.91 г. Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей; определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов.
   В соответствии с законом под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами  понимается обязательный взнос в  бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами. Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.
   Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.
   Главной задачей Государственной налоговой  службы РФ является контроль над соблюдением  законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.
   Под термином « налоговое законодательство » понимаются только законы Российской Федерации, решения органов власти субъектов Федерации, которые изданы на основе Конституции и федеральных законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам Конституцией Российской Федерации. Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Конституционный суд РФ в постановлении от 04.04.1996 г. указал, что “ установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться « законно установленными ». Данное положение имеет значение как для признания конституционного закона, в том числе закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего конкретный налог, так и при оценке конституционности полномочия органа государственной власти на установленные налоги. Конституция РФ исключает установление налогов органами исполнительной власти ” (п. 4 Постановления).
   Таким образом, понятие « законно установленный » включает в себя и вид правового акта, на основании которого взимается налог и сбор. Таким актом может быть только закон. Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения и т.п.
   Установить  налог не значит дать ему название. Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если не известны обязанное  лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Установить налог – значит установить и определить все существенные элементы его конструкции (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т.д.). Согласно ч. 1 ст. 11 Закона « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют налогоплательщика (субъекта налога), объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад.
   Законом « Об основах налоговой системы  в Российской Федерации » впервые  в России вводится трехуровневая  система налогообложения.
   Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
   Основные  Федеральные налоги: налог на добавленную стоимость, федеральные платежи за пользование природными ресурсами, акцизы на отдельные группы и виды товаров, подоходный налог, налог на доходы банков, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы от страховой деятельности, налоги – источники образования дорожных фондов, налог на операции с ценными бумагами, гербовый, сбор- таможенная пошлина, государственная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог с биржевой деятельности.
   Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
   Основные  Республиканские налоги: республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной налог, налог на имущество предприятий, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
   Из  местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
   Основные  Местные налоги: земельный налог; регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; налог на имущество физических лиц; сбор за право торговли; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; целевые сборы с населения и предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции; на благоустройство и другие цели; курортный сбор; налог на перепродажу автомобилей и ЭВМ; налог на рекламу; лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями; сбор с владельцев собак; сбор за выдачу ордера на квартиру; лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей; сбор за право использования местной символики; сбор за парковку транспорта; сбор за выигрыш на бегах; сбор за участие в бегах на ипподромах сбор с лиц; участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме; сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами; сбор за право проведения кино- и телесъемок; сбор за уборку территорий населенных пунктов; другие виды местных налогов.
   2.2. Принципы и механизмы налогообложения.
   Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущество юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведённых товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
   На  протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт и  подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.
   Современные принципы налогообложения:
   1) Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учётом возможностей  налогоплательщика, т.е. уровня  доходов. А так как возможности  разных физических и юридических  лиц различны, то для них должны быть установленные дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным.
   2) Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов  носило однократный характер. Примером  осуществления этого принципа  служит замена в развитых странах налога с оборота, когда обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации. В результате каждая надбавка к цене сырья, возникающая по мере прохождения по производственной цепочке вплоть до конечного продукта, облагается налогом только один раз (в отличие от налога с оборота). В этом одно из главных преимуществ НДС.
   3) Обязательность уплаты налогов.  Налоговая система не должна  оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или не своевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.
   4) Система и процедура уплаты  налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков  и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
   5) Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к изменяющимся общественно-политическим потребностям.
   6) Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом  ГЭП. Этот принцип относится  к регулирующей функции налогообложения.
   Сумма, с которой взимаются налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы её можно назвать налогооблагаемым доходом. Последний равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.
   Налоговая льгота - устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых льгот: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определённых элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налоговой базы (налоговый вычет); налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы налога на определённую величину). Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальных характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
   Часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или  иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения). Существуют минимальные, максимальные и средние налоговые ставки. Существуют и такие два взгляда на проблему распределения налогового бремени в экономике как принцип получения благ и. концепция платежеспособности.
   Принцип получения благ.
   Кто получает большую выгоду от предлагаемых государством товаров и услуг, должны платить налоги, необходимые для  финансирования этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом  на основе принципа налогообложения благ. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования строительства и ремонта автодорог. Те, кто получает выгоду от хороших дорог, оплачивает затраты на эти дороги. Тем не менее, если точно и широкомасштабно применить принцип получения благ, то возникнут следующие проблемы:
   1) Как определить количество получаемых  благ, которые отдельные предприниматели  или хозяйства получают от  системы образования, национальной  безопасности, милицейской, пожарной  и др. служб и т.д.
   2) По этому принципу получается, что те, кто получают блага от государства должны платить с них налоги. Но было бы просто нелепо брать налоги с пособий, которые даёт государство малоимущим и безработным.
   Концепция платежеспособности.
   Принцип платежеспособности базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Т.е. отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами будут выплачивать более высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, - чем те, кто имеет более скромные доходы.
   Защитники этой теории приводят доводы, что каждая дополнительная денежная единица, полученная физическим или юридическим лицом, будет влечь за собой всё меньшее  и меньшее приращение удовлетворения. Это происходит в силу рациональности потребителей: первые денежные единицы полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары первой необходимости, т.е. на те товары, которые принесут наибольшую пользу, а каждые последующие не на столь важные и необходимые товары или услуги. Отсюда следует, что денежная единица изъятая у лиц с большим доходом будет иметь меньший удельный вес в его доходе, чем у лица с меньшим доходом. Поэтому с социальной точки зрения налоги должны быть распределены в соответствии с получаемым доходом.
   Но  сразу видны некоторые трудности  этого принципа. В частности - во сколько именно раз большую возможность  платить налоги имеет первое лицо по сравнению со вторым? Должен ли более  богатый человек выплачивать в виде налогов ту же долю своего более большего дохода или большую? Проблема заключается в том, что не имеется научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. А на практике ответ строится только лишь на предположениях и догадках.
   2.3. Правовое регулирование.
   Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых  на территории государства в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, а также имуществом. Формируя налоговую систему нужно исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющий силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.
   Можно выделить следующий принцип - множественность объектов налогообложения. Использование этого принципа при создании налоговых систем в большинстве стран объясняется тем, что таким образом удается расширить налогооблагаемое поле и, тем, что много “мелких” налогов психологически выдержать легче, чем один, но высокий, плюс разная направленность использования средств получаемых от деления разных видов налогов.
   Одним же из важных принципов налоговых  систем является стабильность налоговой системы. Это касается как порядка начисления и взимания налогов, так и налоговых ставок. Виды налогов и порядок их начисления могут и должны изменяться с изменением экономических условий, но эти изменения должны быть по возможности крайне редким. Указанный принцип обеспечивает стабильность условий хозяйствования, дает возможность фирмам планировать свою деятельность, быть уверенными в своем экономическом и финансовом развитии. Стабильная система налогообложения делает привлекательными инвестиционные вложения, а также способствует экономическому росту, как на уровне фирмы, так и всей экономики страны.
   В налоговой системе должна быть определена ответственность за уклонение от уплаты налогов, за нарушение обязанностей установленных законодательством.
   Налогообложение, с точки зрения права, регулировался законом «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91г.  №2118-1, который определял общие положения построения налоговой системы в РФ: пошлины, налоги, сборы, и др. платежи, подлежащие уплате на территории РФ, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц, а так же обязанности кредитных организаций.
   С 01.01.99г. вступила в силу 1 часть «Налогового  кодекса РФ» 146-ФЗ от 31.07.98г. Согласно статье 2 закона от 31.07.98г. №147-ФЗ «О введение в действие части 1 налогового кодекса  РФ» закон «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу за исключением статьи 18 пункта 2 и статей 19, 20, 21.
   Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в РФ, а так же отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.