На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ежегодная Всероссийская Олимпиада развития Народного хозяйства России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«Ежегодная Всероссийская Олимпиада  развития Народного хозяйства России»
Содержание
Введение
Глава I. Налогообложение
    Сущность налогов и их функции
    Виды классификации налогов
Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
    Основные принципы построения налоговой системы
    Структура действующей налоговой системы РФ
Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая  эффективность налогов в общественном  секторе
3.2 Особенности современной налоговой политики
3.3 Перспектива развития налоговой системы РФ в ближайшие годы
Заключение
Список использованной литературы
 


Введение
Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятий. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно- директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, установленные  законодательством и осуществляемые плательщиком в определенном размере  и в определенный срок. Совокупность налогов, сборов, пошлин и др. платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему государства. Налоговые системы различаются  по набору, способом взимания, ставкам  налогов, финансовым полномочиям различных  уровней власти. Принципы построения налоговых систем различаются в  федеративных и унитарных государствах.
Осуществляемый в России переход  к рыночным отношениям потребовал выработки  новой фискальной политики, играющей ведущую роль в системе мер  государственного воздействия на экономические  процессы в стране. Ведущее место  при этом отводится налоговой  системе, отвечающей требованиям рыночной экономики, то есть стимулирующей, а  не подавляющей экономический рост. В условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику (в частности, гибкое управление объемом изымаемой в виде налогов  доли ВВП) в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоговая система  является мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Для современной России особо важное значение имеет отработка принципов  построения налоговой системы применительно  к особенностям развития государства  федеративного типа. Специфика перехода экономики к рынку и решение  проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют особенности  состава и структуры налогообложения. Но какие бы основания ни выдвигались  для расширения сферы налоговых  изъятий, они не могут опровергнуть требований экономических законов.
Объектом исследования является действующие налоги в РФ.
Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации.
Целью работы является изучение действующей налоговой системы РФ.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
1) раскрыть  сущность и содержание понятия  «налог»; 
2) охарактеризовать  структуру и принципы действующей  налоговой системы в российской  федерации;
3) проанализировать  перспективы развития налоговой  системы РФ.
 


1.1 Сущность налогов и  их функции
Налог - это принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций.1
В налоговом кодексе РФ дается следующее  понятие налога и сбора:
под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащим им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;
под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организацией и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.
Взносы осуществляют основные участники  производства валового внутреннего  продукта (ВВП):
- работники, своим трудом создающие  материальные и нематериальные  блага и получающие определенный  доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы  капитала.
Функция налога – это проявление сущности в действии, способ выражения его свойств.  Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
В экономической литературе разные авторы приводят две, три и четыре выполняемых налогом функций. На наш взгляд, в условиях рыночных отношения налогам присущи три  функции: фискальная, контрольная и  распределительная. В свою очередь  через распределительную функцию  путем налогового регулирования  осуществляются: стимулирующая, сдерживающая подфункции и подфункции производственного  назначения.
Таблица 1
Функции налогов
Фискальная функция
Распределительная функция
Контрольная функция
 
Формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе  и внебюджетных фондах
Государственное регулирование в  организации хозяйственной жизни  в стране
Оценивается эффективность каждого  налогового канала, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  политику.

Стимулирующая подфункция
Сдерживающая подфункция
Подфункция воспроизводственного назначения
 
Реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых  с льготообразующими признаками объекта налогообложения
Является обратной по отношению к  стимулирующей;
направлена на сдерживание  развития отдельных отраслей экономики
Плата за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды и  т.п.

 
В книге «Экономика»2 П.Самуэльсон отмечает, что фискальная политика – это политика налогообложения и государственных расходов, а также методов финансирования этих расходов. Без фискальной и кредитно – денежной политики экономическая система в отдельные годы может подвергаться опасности дефляционного разрыва. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику независимо от того, сознает оно или нет. Вопрос о том, является ли эта политика конструктивной или неосознанной и непоследовательной?
Под конструктивной фискальной политикой  при этом понимается установление такого государственного налогообложения и таких государственных расходов, которые, во-первых, помогали бы гасить колебания экономического цикла и, во-вторых, вели бы к поддержанию развивающейся экономики высокой занятости, свободной от чрезмерной инфляции или дефляции.
Таким образом, фискальная политика –  это совокупность финансовых мероприятий  государства по регулированию государственных  доходов и расходов для достижения определенных социально – экономических  целей. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных  стратегических задач.
Распределительная функция  налогов. Изначально эта функция носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем – и финансировать социальную сферу (образование, здравоохранение и т.д.)
По мере дальнейшего развития, увеличения масштабов народного хозяйства  расширились границы государственного регулирования в организации  хозяйственной жизни в стране. Появились регулирующие функции, осуществляемые через налоговый механизм. Кроме  того, в налоговом регулировании  появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также  подфункции воспроизводственного назначения.
Контрольная функция налогов. Эта функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их составления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги.
Контрольная функция налогов направлена на осуществление  контроля со стороны государства  за финансово-хозяйственной и предпринимательской  деятельностью хозяйствующих субъектов  и граждан, а также за источниками  доходов и направлениями их расходования.  В результате этого принимаются  меры по обеспечению поступления  налогов и сборов в бюджетную  систему страны в запланированных  объемах.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки.
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе: плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями; платежи за пользование природными ресурсами; отчисления в дорожные фонды; отчисления на воспроизводство минерально–сырьевой базы, лесные подати. Эти налоги отличает четкая отраслевая принадлежность.
1.2. Виды классификации налогов
Государство использует для косвенного воздействия  на экономику и формирования своих  доходов целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки  налогов по их видам. Основными критериями классификации могут выступать  различные признаки: способ взимания налогов, субъект – налогоплательщик, характер применяемых ставок, источник и объект налогообложения, орган, устанавливающий  налоги, порядок введения налога, уровень  бюджета, в который зачисляется  налог, целевая направленность налога и др.
В зависимости  от метода установления налогов и  способа их взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.3
Прямые  налоги взимаются в процессе накопления материальных благ, ими непосредственно  облагаются трудоспособность физических лиц или экономический потенциал (способность приносить доход) юридических  лиц. Прямыми являются те налоги, которыми облагаются имущество, выручка, процесс  извлечения прибыли (дохода). Косвенные  налоги связаны с экономическим  потенциалом налогоплательщика  лишь косвенно, они взимаются через  цену товара и вытекают из хозяйственных  актов и оборотов, финансовых операций. Они связаны с процессом использования  прибыли (дохода) или расходами налогоплательщика.
Внутри  этой классификации тоже имеются  подразделения. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность субъекта налога. К их числу относятся  налог на доходы физических лиц, налог  на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и др.
Прямыми реальными налогами облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или  иного объекта обложения. К их числу относятся земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных  видов деятельности и др.
Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на: акцизы, фискальную монополию, таможенные пошлины. В развитых странах преобладают  акцизы – косвенные налоги на товары и услуги, которые производятся частными предприятиями. Акцизы устанавливаются  на товары внутреннего производства, в отдельных странах акцизами также облагается и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу взимания делятся на индивидуальные – устанавливаемые  на отдельные виды и группы товаров, и универсальные – взимаемые  со стоимости всего валового оборота (НДС). Универсальные акцизы более  выгодны с фискальной точки зрения (с расширением ассортимента товаров  увеличивается поступление универсального акциза в бюджет), ими облагаются все товары, попадающие в реализацию. Первоначально универсальный акциз  взимался на одной стадии (потребления) в розничной торговле. После Второй Мировой войны был введен каскадный  налог с оборота (т.е. взимался на всех этапах производства). Сегодня  для него характерна однократность  обложения. Разновидность универсального акциза – НДС, который в отличие  от налога с оборота взимается  не со всей стоимости товара, а только с той части стоимости, которая  добавляется на конкретной стадии производства. Добавленная стоимость включает: заработную плату, амортизацию, проценты за кредитные ресурсы, накладные  расходы.
Второй  вид косвенных налогов – фискальная монополия – монопольное право  государства на производство и (или) реализацию определенных товаров, он преследует чисто фискальную цель. Ставки не устанавливаются, поскольку государство является монополистом при производстве определенных видов товаров (например, винно-водочных изделий) и продает товар по очень  высокой цене, которая включает в  себя и сам налог. Фискальная монополия  может быть частичной (или производство, или реализация), либо полной.
Третий  вид косвенных налогов – это  налоги на внешнюю торговлю: таможенные пошлины. Они подразделяются:
1. по  видам - на экспортные, импортные,  транзитные;
2. по  построению ставок – на специфические  (устанавливаются в твердой сумме), адвалорные (в процентах к стоимости)  и сложные (сочетание специфических  и адвалорных ставок)
3. по  экономической роли – на фискальные, протекционистские (для защиты  внутреннего рынка от импортных  товаров), антидемпинговые (повышенные  пошлины на товары, ввозимые по  демпинговым ценам), преференциальные (система предпочтений - льготные  пошлины на один импортный  товар, либо на весь импорт).
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и  косвенными налогами.
Налоговая система РФ согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.4
Федеральными  признаются налоги и сборы, которые  установлены ст. 13 Налогового кодекса  РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
Региональными признаются налоги, которые установлены  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной  власти субъектов РФ определяются в  порядке и пределах, которые предусмотрены  Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки  уплаты налогов, налоговые льготы, основания  и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются Кодексом.
Местными  признаются налоги, которые установлены  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. Они  вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  Кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.
Федеральные, региональные и местные налоги и  сборы отменяются только Кодексом.
Кроме того, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.
Налоговым Кодексом устанавливаются специальные  налоговые режимы, которые могут  предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в  действие и применения указанных  специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут  предусматривать освобождение от обязанности  по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст.ст. 13 - 15 Кодекса.
К федеральным  налогам и сборам относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование или дарение, водный налог, сборы за пользование  объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических  ресурсов и государственная пошлина. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
К специальным  налоговым режимам, согласно ст. 18 Налогового кодекса РФ, относятся:5
1.система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 261 НК РФ);
2. упрощенная система налогообложения (глава 262 НК РФ);
3. система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности (глава 263 НК РФ);
4. система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции  (глава 264 НК РФ).
Любое разбиение  налогов на определенные группы может  носить только условный характер, так  как все без исключения налоги в той или иной мере влияют на все стороны хозяйственной деятельности и по природе своей всегда оказывают  комплексное воздействие на всю  гамму экономических отношений. Поэтому при отнесении того или  иного налога к конкретной группе подразумевается его доминирующее влияние на какую-либо группу экономических  показателей.
В этой главе мы рассмотрели  понятие  налоговой системы, ее роль и функции. На основе рассмотренного, можно сделать  вывод:
Налоговая система – это «совокупность  институтов и инструментов, используемых государством для централизации  части национального дохода в  бюджетах всех уровней с последующим  перераспределением в интересах  государства», которая выполняет  распределительную, фискальную, контрольную, стимулирующую, регулирующую функции  и играет важную роль в развитии государства.
 
 
 


Глава II. Характеристика налоговой системы РФ
2.1. Основные принципы построения  налоговой системы
Для того чтобы вникнуть в суть налоговых  платежей, важно определить основные принципы налогообложения.6 Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:
    Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.
    Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.
    Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
    Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в  неизбежности, т.е. обязательность уплаты налогов.
    Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
    Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
    Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментам государственной экономической политики.
Этими принципами должно руководствоваться любое  государство при построении налоговой  системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы  РФ не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена  экономическая ситуации в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить  эти противоречия многочисленными  поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и еще большей противоречивости и запутанности. Несмотря на все  сказанное, в действующей налоговой  системе есть и положительные  моменты.
На данный момент налоговая система РФ построена  на следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих  субъектов. В условиях рыночной экономики  такое явление – анахронизм и  требует поэтапного переноса налогового бремени на граждан.
Достаточно  высокий удельный вес по сравнению  с зарубежными странами доли косвенных  налогов и относительно меньший  – прямых. Причем доля косвенных  налогов в последнее время  возрастает.
Создание  разветвленной системы федеральной  Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в нее нижестоящих  структур вышестоящим, главной задачей  которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая  региональные и местные.  Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.
Разработаны и утверждены жесткие санкции  за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.
Установлена обязательность постановки всех субъектов  предпринимательской и хозяйственной  деятельности на учет в налоговых  органах, с правом открытия расчетного счета в банках только после регистрации  в налоговых органах.  
Определена  первоочередность направления имеющихся  у предприятий на счетах средств  на уплату налогов, по сравнению с  остальными расходами предприятия.  Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2.2. Структура действующей налоговой  системы РФ
Законом «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система  налогообложения предприятий, организаций  и физических лиц.7
Первый уровень это федеральные  налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют  основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.
Второй уровень налоги республик  в составе Российской Федерации  и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов или  региональные налоги. Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. В понятие «район» с  позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов  Москвы и Санкт-Петербурга имеют  полномочия на установление как региональных, так и местных налогов.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются  в федеральном бюджете. К числу  федеральных относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, акцизы, таможенные пошлины. Эти налоги создают основу финансовой базы государства. 
Наибольшие доходы региональным бюджетам приносит налог на имущество юридических лиц. В основном это соответствует мировой практике, с той разницей, что в большинстве стран не делается различия между налогом на имущество юридических лиц и налогом на имущество физических лиц.
Среди местных налогов крупные  поступления обеспечивают: подоходный налог с физических лиц, налог  на имущество физических лиц, земельный  налог, и большая группа прочих местных  налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих  бюджетов. Главная часть при их формировании это отчисления от федеральных  налогов.
Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном  проценте на долговременной основе поступают  в нижестоящие бюджеты. Такие  налоги, как гербовый сбор, государственная  пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, имея федеральный статус, обычно полностью  зачисляются в местные бюджеты. 
Налог на прибыль предприятий и организаций делится между федеральным,  региональным и местным  бюджетами.
Акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц  распределяются между бюджетами, причем в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных  территорий, проценты отчислений могут  меняться. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета.
Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения,  вводя одни и отменяя  другие  налоги, государство создает условия  для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование  развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. 
Таким образом, можно  сделать вывод, что с экономических  позиций налоги представляют главный  инструмент перераспределения доходов  и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами. Исследуя преимущества и недостатки каждой формы налогообложения, финансовая наука приходит к выводу, что только посредством сочетания  прямого и косвенного обложения  можно выстроить налоговую систему, отвечающую фискальным интересам государства  и экономическим интересам налогоплательщиков.
Основная задача налогового регулирования - сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем  социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
Налоговая система Российской Федерации8                            Таблица 2
Федеральные налоги
Региональные налоги
налог на добавленную стоимость 
налог на имущество организаций
акцизы 
налог на игорный бизнес
налог на доходы физических лиц 
транспортный налог
единый социальный налог 
 
налог на прибыль организаций 
 
налог на добычу полезных ископаемых
 
водный налог
 
сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов
 
государственная пошлина
 
Местные налоги
земельный налог
налог на имущество физических лиц

 
Ставки  налогов устанавливаются законодательными актами РФ, законами республик и  решениями органов власти  краев, областей, автономных образований, органами местного самоуправления.
Ключевое  место в системе  налогового законодательства занимает Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1, в котором определены принципы построения, структура и общий механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, республиканских в составе РФ, краевых, областных, автономных образований и местных налогов, сборов и платежей, порядок их исчисления и взимания, обязанность и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.
К базовым  относится Закон РФ «О Государственной  налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 г. №943-1, в котором дается определение  государственной налоговой службы как единой системы контроля за соблюдением  требований налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью поступления  налогов в бюджетную систему  РФ и платежей в государственные  внебюджетные фонды.
В 1998 г. была принята  и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая или так называемая общая часть Налогового кодекса РФ, последняя редакция от 28.09.2010 года.
Вторая  часть Кодекса принята Государственной  Думой 19 июля 2002 г.; одобрена Советом  Федерации 26 июля 2002 г. и подписана  Президентом РФ 5 августа 2002 г., последняя редакция от 28.09.2010 года.
 


Глава III. Налоговая политика Российской Федерации
3.1. Экономическая эффективность  налогов в общественном секторе
Способность общественного сектора поставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми он располагает. Обладая законным правом принуждения, государство имеет  возможность извлекать доходы не только за счет реализации товаров  и услуг на рынке, но и за счет налогообложения. Именно налоги — основная форма доходов современного государства, обеспечивающая его функционирование.
Как говорит  А.А. Горшков «доходы общественного  сектора складываются из налоговых  поступлений, а также доходов  принадлежащих государству предприятий  и организаций. Налоги в данном случае понимаются широко. Они включают все  виды доходов, аккумулируемых государством на регулярной основе с помощью принадлежащего ему права принуждения. Изучение специфики налоговых поступлений, их видов и способов формирования, влияния налогов на хозяйство  и путей оптимизации налоговой  системы относится к числу  важнейших задач экономики общественного  сектора».
Коренной  признак налогов — их принудительный характер. С этой точки зрения к  ним относятся «не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в  государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему».
Широкое понимание налогов помогает уяснить  единую природу и взаимозаменяемость многих из них. Так, «общественное финансирование здравоохранения может осуществляться из бюджета за счет разнообразных  налоговых поступлений либо из специально созданного государственного фонда  за счет целевых платежей в этот фонд. Каждый из вариантов имеет  свои преимущества и недостатки».
В целом  ряде стран важнейшим источником средств для общественного сектора  выступает прямое налогообложение  личных доходов граждан и прибыли  предприятий.
В России наибольшее место в совокупных доходах  общественного сектора занимают налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, акцизы и платежи в  различные внебюджетные фонды. Для  федерального бюджета роль важнейшего источника поступлений играет налог  на добавленную стоимость.
Как утверждает А.А. Горшков, «в идеале первичным должно быть выявление готовности платить  за каждое из общественных благ. Суммарное  налоговое бремя выступало бы в этом случае лишь некоторой итоговой характеристикой процесса, подобно  тому как, например, определение суммарных потребительских расходов на продовольствие не предшествует конкретным покупкам хлеба, молока, мяса или овощей, а всего лишь помогает составить обобщенное представление о результатах множества конкретных актов потребительского выбора».
Размеры и структура налогообложения  должны соответствовать потребностям в общественных благах и справедливом перераспределении. Достижению соответствия могло бы благоприятствовать строгое  целевое назначение каждого налога. Целевой характер имеют, например, взносы в пенсионные фонды, фонды медицинского и социального страхования.
Увязка  налога с конкретным направлением расходования средств, например с конкретным видом  общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой  налога. Если налог имеет целевой  характер и соответствующие поступления, не могут расходоваться ни на какие  иные цели, кроме той, ради которой  он введен, он называется маркированным. Все прочие налоги являются немаркированными. Средства, аккумулируемые с помощью  немаркированных налогов, могут  использоваться для решения самых  разнообразных задач по усмотрению тех органов, которые утверждают бюджет. В обществе маркированные  налоги, в принципе, способны служить  наиболее адекватным выражением спроса на конкретные общественные блага. Однако на практике они чаще всего являются инструментами аккумулирования  средств для последующих индивидуальных выплат.
Так, в  государственных пенсионных фондах накапливаются средства для выплаты  пенсий, в фондах медицинского страхования  — для покрытия расходов на лечение  и т.д. Выплаты из подобного рода фондов представляют собой частные  блага. Общественными благами в  данном случае являются те организации  и институты, которые обеспечивают общенациональный охват страхованием и пенсионным обеспечением.
C точки зрения А.А. Горшкова «именно стремление обеспечить общенациональный охват и элементы перераспределения оправдывают принудительный (налоговый) характер платежей, а значит, и участие государства в формировании и расходовании соответствующих фондов. Однако, будучи по своему назначению близкими к взносам в частные страховые компании и пенсионные фонды, эти платежи, как правило, естественным образом приобретают маркированный характер и не растворяются в бюджете.
Типичный  налогоплательщик, проявляющий рациональное неведение, например, в вопросах распределения  средств между разными оборонными программами, в то же время склонен  держать под контролем связь  между пенсионными взносами и  пенсией, которую предстоит получать ему лично».
В ряде случаев  «маркированными бывают и иные налоги, которые в отличие от пенсионных и других подобных платежей целиком  предназначены для финансирования производства общественных, а не частных  благ. Так, в ряде стран средства, поступающие от акцизов на бензин и налога на автомобили, направляются на содержание и развитие дорожной сети. В результате те, кто больше используют дороги, несут большую  долю расходов по их финансированию. Однако большая часть общественных благ, поставляемых государством, финансируется  за счет немаркированных налогов».
Единственный  смысл и оправдание налогов в  обществе — служить выражением спроса налогоплательщиков на общественные блага  и признанных гражданами принципов  перераспределения доходов.
В то же время в силу изъянов государства  налоговые системы на практике не способны вполне безукоризненно выполнять  данную миссию.
Коль  скоро принудительное изъятие средств  налогоплательщиков для финансирования общественных нужд является неизбежным, законное право государства на принуждение  должно в равной степени применяться  ко всем гражданам.
Вывод: налоги рассматриваются не как способ мобилизовать средства на содержание неких надэкономических структур, а скорее в качестве формы, которую приобретают затраты  на производство разнообразных общественных благ, поставляемых государством своим  гражданам.
По сути, предполагается, что государство  и его органы, подобно другим производителям товаров и услуг, получают (или  должны получать) ресурсы лишь постольку, поскольку им удается продемонстрировать потребителям (налогоплательщикам) свою способность удовлетворять их запросы  лучше потенциальных конкурентов  из числа частных фирм.
При этом даже бесспорный успех в удовлетворении той или иной потребности не дает государству оснований для безграничной экспансии так же, как, например, способность корпорации эффективнее  других производить автомобили не гарантирует  ей завоевание рынка пищевых продуктов.
Кроме того, за потребителями, в роли которых  выступают избиратели, остается бесспорное право добиваться минимизации своих  затрат (налогов).
По мнению Рыманова А. Ю. «влияние системы налогообложения  на хозяйственную деятельность предприятий  в условиях развитой экономики можно  оценивать с точки зрения эффекта  дохода и эффекта замещения. Поскольку  любые налоги уменьшают доход  налогоплательщиков, они влияют на принятие экономических решений, планирование их деятельности. Например, в связи  с уменьшением доходов в результате прогрессивного налогообложения производители могут сократить объём выпуска продукции. Такое воздействие налогообложения можно характеризовать как эффект дохода».
Эффект  замещения связан с поиском таких  видов деятельности, за счёт осуществления  которых можно уменьшить воздействие  налогов. Например, если под налогообложение  попадают инвестиции, то теряется стимул для развития производства. Налоги, вызванные подобным эффектом замещения, являются искажающими: они побуждают  налогоплательщиков, инвесторов принимать  менее эффективные решения, чем  те, которые были бы приняты при  их отсутствии. Не оказывающие такого действия налоги являются неискажающими  или нейтральными, именно они характеризуют  экономическую нейтральность налогообложения.
По мнению Горшкова А. А. «проблема экономической  эффективности налогов может  рассматриваться в двух разных плоскостях. С одной стороны, встает вопрос об эффективности аллокации ресурсов внутри общественного сектора. Повышение  эффективности в данном случае предполагает увязку налогового бремени с потребностями  в общественных благах».
Однако, существует и другая сторона данной проблемы. Коль скоро налог введен, он влияет на аллокацию ресурсов за пределами общественного сектора. Если, например, инвестиции в промышленность облагаются большими налогами, у предпринимателей теряется заинтересованность в развитии промышленного производства. Если очень  высок уровень импортных и  экспортных пошлин, нет особого стимула  заботиться о производстве продукции, конкурентоспособной на мировом  рынке. Если прогрессивный подоходный налог построен таким образом, что  средняя норма налогообложения  возрастает очень быстро, он тормозит повышение эффективности.
Выбирая лучшие из всевозможных ответов, следует, конечно, использовать всю доступную  информацию о дифференциации потребительских  предпочтений в отношении общественных благ. Однако не менее важным и нередко  более осуществимым является анализ воздействия налогов на рыночное поведение производителей и потребителей, продавцов и покупателей, работодателей  и работников в различных отраслях экономики. Такой анализ позволяет  выявлять искажающее влияние налогов  и, правильно подбирая их характеристики, добиваться относительного уменьшения нежелательных искажений.
Формальным  признаком, по мнению Рыманова А. Ю., характеризующим  искажающее влияние налогов на рынках производственных ресурсов, является уменьшение их предложения, например на рынке труда квалифицированные  работники переходят в более  доходные сферы деятельности.
Основные  налоги, взимаемые в современной  экономике (налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль), носят искажающий характер.
По мнению Горшкова А. А. «искажающий характер налогообложения проявляется в  формировании так называемого избыточного  бремени налогообложения, т.е. утрате государством части потенциальных  налоговых доходов. «В Российской Федерации  каждый рубль, собранный в виде налогов, обходится обществу в 1,6 рубля».
 Причём  такие потери характеризуют не  затраты, связанные с непосредственным  сбором налогов, в неполучении  налоговых доходов государством  в результате изменения уровня  цен и спроса на продукцию.  В США, например, на каждый доллар  собранных налогов избыточное  бремя налогообложения составляет  также 1 доллар.
По мнению Рыманова А. Ю., «неискажающее налогообложение  воздействует другим образом, хотя оно, подобно искажающему, уменьшает  доходы налогоплательщиков, однако не побуждает их отказаться от наиболее эффективных вариантов размещения своих капитальных и материальных ресурсов (для бизнеса) и не оказывает  значительного влияния на предпринимательскую  деятельность. Неискажающий характер, например, носит налогообложение  природных ресурсов. Применение специфической  ставки стимулирует налогоплательщиков к максимизации прибыли, поскольку  позволяет быстрее выплатить  фиксированную сумму налога и  затем получать доходы, не облагаемые налогом».
Для осуществления  исчисления и сбора налогов требуются  определённые затраты. В их число  входят: расходы на содержание налоговой  службы; расходы налогоплательщиков на ведение бухгалтерского учёта, на расчёт и перечисление налогов, а  так же получение консультаций, разъяснений  по налогам и др. При этом расходы  на обслуживание налоговой системы  тем ниже, чем яснее и единообразнее  прописаны налоговые обязательства. Так, взимание, например, налога на добавленную  стоимость сопряжено со сложным  порядком исчисления и возмещения, большим объёмом документооборота, административными издержками. Издержки на сбор налога зависят от вида налога, наличия льготных категорий налогоплательщиков, шкалы налоговых ставок.
Такое свойство налога, как гибкость, характеризует  его способность реагировать  на динамику макроэкономических процессов, смену фаз делового цикла.
Так, в  условиях спада производства или  реализации товаров (работ, услуг) сокращается  размер прибыли, а в результате –  и налоговых платежей. При прогрессивном  налогообложении налоговая нагрузка уменьшается быстрее, чем сокращается  прибыль, вследствие чего гибкость налога позволяет ослабить влияние кризиса  на налогоплательщиков.
Гибкость  налогообложения наиболее трудно обеспечить в условиях, когда экономический кризис сопровождается инфляцией. Так, с начала 1990 – х годов с ростом номинальных доходов налогоплательщиков при прогрессивном налогообложении увеличиваются и налоговые изъятия. В итоге – реальная налоговая нагрузка не уменьшается.
Главным остается закономерность: только постоянно  развивающаяся экономика государства  способна обеспечить развитую социальную поддержку граждан и сбалансированное распределение общественного продукта в обществе. Нынешняя же налоговая  система пока нам более или  менее подходит потому, что в России, в отличие от Дании или США, бюджетный вес налогов зависит  не от населения, поскольку оно еще  мало вовлечено в экономические  отношения, а от бизнеса. Это ситуация характерна для развивающихся стран  со слабо развитым средним классом. Бизнесу в таких странах платить  налоги по фиксированной шкале не то что выгодно, а жизненно необходимо, чтобы пройти этап накопления капитала, сформироваться и окрепнуть.
Вывод: экономическая эффективность налогообложения подразумевает его соответствие условиям эффективного распределения ресурсов в экономике. Эффективность распределения ресурсов в современной экономике обеспечивается действием рыночных сил. В то же время налоговая система выступает по отношению к рынку как внешний, корректирующий механизм. Если она оказывает искажающее воздействие на поведение экономических агентов, эффективное размещение ресурсов может не достигаться. Например, при избыточном налогообложении производства капитал может уходить в другие сферы экономической деятельности, включая теневую, что в конечном итоге негативно отражается на темпах экономического роста.
Рассмотрим  несколько критериев, характеризующих  справедливость налогообложения в  общественном секторе:
1. Равенство.  По мнению Горшкова А. А.  «коль скоро принудительное изъятие  средств налогоплательщиков для  финансирования обще
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.