На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Понятие, сущность и принципы гражданства в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание. Понятие, сущность и принципы гражданства в Российской Федерации.
Введение……………………………………………………….……………стр.2-4
I глава.  Понятие гражданства (исторический аспект)………………..…стр. 5-8
Глава II. Сущность гражданства в Российской Федерации………....….стр.9-12
Глава III. Принципы гражданства в Российской Федерации……...….стр.13-20
Заключение…………………………………………………...…………..стр.21-22
Список использованной литературы……………………...………………..стр.23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и  гражданина. С гражданством связаны  самые существенные последствия  для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство  Российской Федерации приобретается  и прекращается в соответствии с  федеральным законом. Таким законом  в настоящее время является Федеральный  закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.1 Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ2 положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или между народного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами.
Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака  гражданина России с лицом, не принадлежащим  к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним  из супругов не влечет за собой изменение  гражданства другого супруга. Расторжение  брака не влечет изменения гражданства  родившихся в этом браке или усыновленных детей.
В Конституции РФ подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и  свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации по сравнению с другими  лицами, законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере  осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и  ее субъектов. Принадлежность лица к  гражданству того или иного государства  имеет существенное значение, поскольку  гражданин обладает в отношении  государства всеми правами и  свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился. Гражданство - это наделение гражданина не только соответствующими правами  и свободами, но и обязанностями. Поэтому не следует путать права  гражданина и права человека, ведь право гражданина-это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
          Когда была принята действующая  Конституция Российской Федерации,  в ней с самого начала первостепенное  значение стали уделять правам  и свободам, в науке по сегодняшний  день сохраняется понятие правового  статуса личности, или иначе, основ  правового положения личности. Исследование  вопросов гражданства является  весьма актуальной задачей, как  с теоретической, так и с  практической точек зрения, поскольку  эти вопросы тесно связанны  с обеспечением прав, свобод и  обязанностей граждан.
Выбранная тема не просто интересна, она очень актуальна. Наличие гражданства соответствующего государства является естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладает гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние без гражданства - скорее исключение, нежели правило.
Граждане, имеющие гражданство, обладают полным объемом прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ и текущем  законодательстве, а также исполнения всех обязанностей. Гражданство есть устойчивая связь лица и государства. Многие даже не ощущают своего гражданства в обыденной жизни, о нем вспоминают при каких-то внешних побудительных мотивах (поездка за границу, смешанный брак и т.д.). Однако, гражданство является очень важной и неотъемлемой частью существования человека.
Целью настоящего исследования является комплексное изучение вопросов гражданства  в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформированы следующие задачи:
- проследить развитие законодательства о гражданстве в Российской Федерации;
- определить понятие гражданства, его сущность
- определить принципы гражданства;
Все эти вопросы так  или иначе урегулированы нашим  законодательством и в первую очередь Законом «О гражданстве» 2002 года3.
 
 
I глава.  Понятие гражданства (исторический аспект).
Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Отношения  гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают  за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно  пребывающих на её территории иностранных  граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.
Гражданином государства  лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений  государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым  то или иное лицо признается его  гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок  решения этих вопросов.
Гражданство каждого индивидуального  человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие  акты гражданского состояния как  рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается  в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок  прекращения, не допускающий расторжения  их гражданином в одностороннем  порядке. Прекращение отношений  гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее  время они вообще не могут быть расторгнуты.4
   
Гражданство - важнейший  и первый по месту элемент комплексного института основ правового положения  личности в обществе и государстве. Вместе с тем, гражданство, его характер, содержание, принципы и пр. связаны  с другими институтами и, в  частности, с государственно- территориальным  устройством Российской Федерации.
В дореволюционной России сама форма  правления государства – монархия - предполагала наличие подданства, а не гражданства. Подданные Российской империи имели различный правовой статус: а) природные подданные, в  составе которых были: дворяне (потомственные  и личные); духовные лица (различались  по вероисповеданию), городские обыватели (почетные граждане; купцы; мещане; цеховые); сельские обыватели. Принадлежность лиц  к той или иной группе природных  подданных законодательно связывалась  с серьезными различиями правового  статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного  или неподатного состояния. Дворяне  и почетные граждане, как лица неподатного  состояния, могли проживать в  любом месте империи. Лица податного  состояния такими правами не обладали; б) инородцы (евреи, восточные народы); в) финляндские обыватели.
Одним из первых декретов советской  власти, утвержденным Всероссийским  Центральным исполнительным Комитетом 23 ноября 1917 года, «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» упразднились все существовавшие в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Одновременно уничтожались всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина), титулы (княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, светские и  иные советники) и устанавливалось одно общее для всего населения России  наименование – граждан Российской  республики.5 
Для приобретения гражданства  Советского государства от иностранцев  не требовалось наличия каких- либо условий. Более того, исходя из принципа классовой солидарности, законодательство того времени устанавливало упрощенный порядок приобретения советского гражданства  иностранцами из среды трудящихся.
Одним из главных оснований лишения  советского гражданства подданных  Российской империи, проживающих за границей, по законодательству того периода  были их контрреволюционная деятельность или враждебное отношение к устанавливающемуся в Советской России общественному  строю.
Начало законодательству СССР о советском гражданстве  положили Договор об образовании  Союза Советских Социалистических Республик и Конституция 1924 года. Они отнесли к компетенции  Союза право установления единых общих основ законодательства о  союзном гражданстве и правах иностранцев, проживающих на территории СССР. Статья 7 этой Конституции установила для граждан всех советских республик  единое союзное гражданство.
В преамбуле Федерального закона 2002 года «О гражданстве Российской Федерации» определена гражданско - правовая связь человека с государством, выражающаяся  в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Из этого следует, что гражданином лицо является не в силу проживания на территории государства, а в следствии  сложившихся  и закрепленных законодательно или  в ином  правовом порядке особых устойчивых связей, составляющих содержание гражданства. Закрепив понятие гражданства, законодатель ограничился лишь одной  частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности  перед своими гражданами.
Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации» закрепил важнейшие  правовые составляющие политики государства  в вопросах гражданства - обеспечил  осуществление норм и принципов  международного права и конституции  Российской Федерации, относящихся  к гражданству и правам человека, создал наиболее благоприятные правовых  условий для каждого гражданина РФ.
        Если исходить из конституционных  положений, то это несомненно  так. Однако, не всегда даже  законодательные формулировки соответствуют   провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность  некоторых положений нового  закона  свидетельствует о незавершенности  процесса оптимизации многих  его  содержательных характеристик. 
В ныне действовавшим Федеральном  Законе «О гражданстве Российской Федерации» первая глава посвящена определению  правового регулирования, установлению системы законодательства по вопросам гражданства, раскрытию основных понятий, используемых в законе, и закреплению  принципов гражданства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава II. Сущность гражданства в Российской Федерации.
Дальнейшее углубление представлений  о гражданстве на современном  этапе развития юридико-правовой мысли, возможно по линии расширения поиска качественных характеристик правовой связи человека с Российским государством, учитывая, что согласно действующему Федеральному закону о гражданстве  центром этого понятия является именно правовая связь лица с Российским государством. 
Представляется, что гражданство как двустороннее взаимодействие человека и государства есть такая сложная и тонко дифференцированная правовая связь этих субъектов, которой свойственны следующие особые свойства. Во-первых, эта правовая связь характеризуется исключительно высоким уровнем юридической определенности, так как обе стороны в этом отношении имеют четко обозначенные права и несут конкретные обязанности. Во-вторых, это не рядовая и одинарная, а основная правовая связь человека с государством, поскольку в этом отношении участвуют главные "фигуранты" общественно-политической жизни: с одной стороны, человек как высшая ценность общественного мироздания, а с другой - государство как доминирующий компонент политической системы, - и кроме того, эта правовая связь выполняет роль первичного основания всех возможных юридических отношений между государством и индивидом, в силу чего в самом концентрированном виде закрепляется в Основном Законе. В-третьих, это политическая правовая связь между человеком и государством, так как имеет место между государством в целом как политической организацией всего народа и отдельным индивидом, пользующимся в силу своего гражданства политическими правами и свободами. В-четвертых, гражданство есть личная связь человека с государством, что подчеркивается отсутствием коллективного гражданства; отношение гражданства имеет свое правовое значение только в том случае, когда документально определено персонифицированное отношение государства к отдельно взятому индивиду. Кроме того, по действующему законодательству отношения гражданства могут быть прекращены только по личному волеизъявлению самого гражданина. В-пятых, это взаимная и двусторонняя правовая связь, поскольку в отношениях гражданства всегда участвуют два субъекта - человек и государство. В-шестых, гражданство - это правовая связь человека с государством в форме общерегулятивного правоотношения, поскольку на его основе возникают многочисленные другие правовые отношения. В-седьмых, гражданство - экстерриториальная правовая связь человека с государством в силу того, что она не прерывается, если гражданин выезжает за пределы государства своей гражданской принадлежности. В-восьмых, гражданство есть легальная правовая связь этих субъектов: человека и государства. Она устанавливается законом, соответствует принципам и нормам морали и в результате признается легитимной и достоверной всеми участниками соответствующей правовой системы. В-девятых, гражданство - непрерывная правовая связь, так как законодательство о гражданстве не предусматривает возможность его приостановления. И наконец, в-десятых, гражданство представляет собой устойчивую правовую связь между своими носителями, что проявляется в том, что человек обладает правом на гражданство в течение всей своей жизни, а государство не вправе лишить его гражданства. 
Внимательный анализ нормативного определения понятия российского гражданства, закрепленного в ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"6, где сказано, что "гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей", наводит на мысль о необходимости его уточнения. Прежде всего в тексте Закона следовало бы указать, что гражданство есть правовая связь человека с государством, не только устойчивая, но и основная и политическая. Это позволило бы выделить отношения гражданства из всей остальной массы правовых связей человека с государством. Важно также указать в нормативном определении российского гражданства основной и самый существенный признак гражданства, отличающий эту правовую связь от всех других правовых связей, которые возникают между физическим лицом и государством, а именно то, что гражданство влечет за собой признание наличия у гражданина всех основных, т.е. закрепленных в Конституции прав, свобод и обязанностей. Это, на мой взгляд, значительно повысило бы практическую ценность законодательного определения и закрепления дефиниции российского гражданства. 
С учетом сказанного гражданство Российской Федерации можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида. 
По своей сущности, гражданство, есть явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества. 
Политическая сущность состояния лица в российском гражданстве проявляется прежде всего в том, что гражданство как особое правовое явление не может не считаться необходимым и неотъемлемым признаком государства по принципу "нет граждан - нет и государства" и существует как состояние включенности индивида в систему государственно-правовых отношений только в политическом сообществе, каким выступает Российская Федерация, будучи суверенным самостоятельным государством. Справедливость этого положения подтверждается и тем, что территориальные коллективы, не являющиеся политическими сообществами, например население административно-территориальных или муниципально-территориальных единиц, субъектов Федерации, не обладают таким свойством, как наличие института гражданства. 
Убедительно свидетельствует о политической сущности гражданства тот факт, что все государства мира, в том числе и Российская Федерация, закрепляют в своих конституциях политические права, свободы и обязанности как принадлежащие исключительно их гражданам. Так, Конституция РФ 1993 г. в ч. 2 ст. 32 только за гражданами Российской Федерации признает право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах; в ст. 31 - право собираться мирно, без оружия; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; в ст. 33 - право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления.7 
С учетом признания определяющего значения для понимания природы гражданства его политической сущности в новой плоскости воспринимается и само понятие гражданства. В этом ракурсе оно представляет собой правовой договор между человеком и государством об установлении общей и взаимной ответственности сторон за политическую судьбу государства. 

 
 
 
 
 
 
Глава III. Принципы гражданства в Российской Федерации.
В общих чертах принципы гражданства характеризуются в  юридической литературе как его  основополагающие и руководящие  начала. В правовой литературе до принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона о  гражданстве СССР 1938 г. специального внимания разработке построения системы принципов гражданства не уделялось. В появлявшихся научных работах того времени они рассматривались авторами в качестве основ правового положения человека в социалистическом государстве, т.е. анализ содержания принципов гражданства сводился главным образом к их социально – классовому аспекту.
Комплексное изучение принципов  гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. Первые попытки проведения таких исследований были предприняты Д.Л. Златопольским  и С.И. Русиновой, которые рассматривали  проблемы национально – государственного устройства в тесной связи с вопросами  института гражданства, соотношении  его принципов с государственным  суверенитетом.
 Из научных работ  этого периода особо следует  отметить книгу И.П. Ильинского  и Б.В. Щетинина «Государственное  право стран народной демократии».8 В ней была предпринята попытка не только выявить и охарактеризовать принципы гражданства, но и классифицировать их. Один из авторов этого исследования, Б.В. Щетинин, подразделил принципы гражданства на две группы – политические и юридические, хотя и без четкого определения состава каждой группы. Аналогичную классификацию, но с некоторыми дополнениями можно встретить и в книге И.Е. Фарбера.9
Конституция Российской Федерации  и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые  определяют существенные черты отношений гражданства. Среди них можно  выделить следующие:
Принципы гражданства  Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства  Российской Федерации, не могут содержать  положений, ограничивающих права граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.10
Ч. 1 ст. 4 устанавливает запрет включения в нормы о гражданстве  РФ положений, ограничивающих права  граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. Данный запрет вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед  законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции  РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции  РФ государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. 11Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права. 12
Гражданство Российской Федерации  является единым. В силу федеративного  устройства России этот принцип –  один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Единое гражданство  в федеративном государстве –  необходимое условие его суверенного  статуса, сохранения целостности.
Гражданство Российской Федерации  является равным независимо от оснований  приобретения. Законодательство не устанавливает  никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям:  по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.13
 В ч. 2 ст. 4  Федерального  закона «О гражданстве РФ»  закреплены принципы единого  и равного гражданства независимо  от оснований его приобретения. 14Упомянутый принцип является одним из основ национально – государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входит двадцать одна республика. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.
Равенство гражданства подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных  прав и обязанностей, вне зависимости  от способа приобретения гражданства  и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей  – россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в  российское гражданство за особые заслуги  перед РФ. Равные права и обязанности  имеют граждане, проживающие в  различных субъектах страны, причем объем таких прав и обязанностей не зависит от времени приобретения гражданства.15
Гражданство Российской Федерации  имеет открытый и свободный характер.
Во-первых, это выражается в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении  активную политику. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона лицо без гражданства  – это  лицо, не являющееся гражданином  РФ и не имеющее доказательства наличия  гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции  РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности  наравне с гражданами России, кроме  случаев, установленных российским законодательством или международным  договором РФ.
В п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве  закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации  лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лица без гражданства, является ее гражданином. Во-вторых, свободный характер гражданства  Российской Федерации выражается в  том, что Конституция и Закон  закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого право никто  не может быть лишен. Присущая гражданству  устойчивость связей лица и государства  не означает насильственного, принудительного  удержания человека в гражданстве. Это ущемило бы его свободу.16
Сохранение гражданства  при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких – либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства – неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.17
 Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом, регламентирован п. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ».18 Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.
Принцип обусловлен правом гражданина России, установленным ст. 27 Конституции РФ, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться обратно.
Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников  за рубежом» (ст. 7) гарантирует своим  гражданам, находящимся за границей, покровительство и защиту. На граждан  РФ, проживающих на территории иностранных  государств, распространяются те же права  и обязанности, что и на граждан  РФ, проживающих на территории России.19
Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства  или права изменить его.
Данный принцип призван  обеспечить беспрепятственное осуществление  гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в  частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т. п.). В случае осуществления российским гражданином, какой бы то ни было противоправной деятельности, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.20
В полном соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека ч. 4 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве  РФ» определяет, что «гражданин РФ не может быть лишен гражданства  РФ или права изменить его». Здесь, очевидно, законодатель имел в виду лишение или изменение гражданства  РФ по воле государства, или каких  – то  иных органов и/или лиц, поскольку ст. 19 комментируемого  Закона предоставляет гражданину право  выйти из гражданства РФ в любое  время на основании его добровольного  волеизъявления. Такое право может  быть ограничено лишь на основании  ст. 20 комментируемого Закона. До 1991 г. законодательство СССР содержало нормы, предоставляющие право государству в одностороннем порядке лишать лиц гражданства страны. Норма комментируемой статьи гарантирует право лица как на сохранение гражданства, так и на выход из гражданства независимо от мировоззрения лица, его публичных высказываний, места проживания.21
Невозможность высылки российского  гражданина за пределы России или  выдачи иностранному государству (экстрадиции).
Гражданин России не может  быть выслан из страны, равно как  и иметь препятствия для возвращения  на Родину (при этом данный принцип  не ограничивает полномочия органов  государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан  и лиц без гражданства по предусмотренным  законом основаниям). Россиянин также  не может быть выдан другому государству  в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о  выдаче с целью привлечения к  ответственности. Экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Однако, если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.22
Часть 5 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» содержит запрет высылки граждан РФ за ее пределы  и их выдачи иностранному государству. В системе принципов российского  гражданства это положение занимает особое место, так как ограничивает роль государства в отношениях гражданства  и защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.23
Принудительная высылка  граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, однако в отношении иностранных граждан  предусмотрена депортация в тех  случаях, когда ими нарушены сроки  пребывания или проживания в РФ.24
 Гражданину РФ предоставляется  возможность иметь гражданство  иностранного государства (двойное  гражданство) в соответствии с  федеральным законом или международным  договором РФ (ст.62).
Это – новая норма в  законодательстве о гражданстве. Двойное  гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания  появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни  бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц  своими гражданами, автоматическое распространение  гражданства мужа на жену и т.д. Подобного  рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим  в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его  изменения при заключении или  расторжении брака гражданином  России с лицом, не принадлежащим  к её гражданству, а также при  изменении гражданства другим супругом.
Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического  прекращения  гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит  из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству  другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет  последнему российского гражданства  без надлежащей процедуры.25
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение.
Итак, институт гражданства является одним  из наиболее важных в системе правовых признаков, характеризующих государство. Это исходное начало формирования как  в целом правового положения  человека, так и в особенности  конституционных основ его статуса. Институт гражданства устанавливает  первичную политико- правовую связь  государства, с одной стороны, и  конкретного индивида- с другой. Принадлежность к гражданству Российской Федерации обеспечивает обладание  и пользование целым радом  специфических прав и свобод. Например, правом граждан рассчитывать на охрану как внутри страны, так и на покровительство  за рубежом. Исключительно граждане Российской Федерации обладают правом на участие в управлении делами общества и государства. Это особенно важно  подчеркнуть, поскольку ещё в  недавнем прошлом отечественные  конституции не делали различия между  правами человека и правами гражданина. Все записанные в Конституции  права и свободы объявлялись  принадлежащими лишь советским гражданами.
 Насколько  важен институт гражданства в  структуре правового положения  в целом и его основ, частности,  убедительно  свидетельствуют  дискриминационное законодательство  о нем и ещё более негативная  практика его применения в  некоторых бывших советских республиках,  ставших ныне независимыми государствами.
Принципы института гражданства  можно рассматривать как часть  более общей проблемы принципов  права в целом. Принципы представляют собой основополагающие идеи, руководящие  начала, характеризующие единство и  основные тенденции развития правовых норм, регулирующие данную сферу общественных отношений. Они отражают объективно сложившиеся закономерности развития общества, вытекают из содержания политики государства и содержат обобщенную характеристику отрасли права. Принципы института гражданства представляют собой исходные начала, ведущие идеи и установки, на основе взаимосвязей элементов содержания гражданства, определяющие его стабильность.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы.
1) Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 03.06.2002, N 22
2) Конституция Российской Федерации   от 12 декабря 1993года // «Собрание  законодательства РФ», 26.01.2009, N 4
3) Закон «О праве граждан Российской  Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства  в пределах Российской  Федерации»  от 25 июня 1993 года// "Российская газета", N 152, 10.08.1993
4) ФЗ «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995г// "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1
5) Комментарий к  Ф
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.