Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль государства в регулировании труда и доходов работников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     С О Д Е Р Ж А Н И  Е
В В  Е Д Е Н И Е
О С  Н О В Н А Я  Ч А С  Т Ь                                                                                                           

ГЛАВА 1. Роль государства в регулировании  труда и доходов работников.

1.1. Государственное  регулирование оплаты труда                                             

1.2. Оценка  современного состояния организации  реформирования и оплаты труда  в РФ.
1.3 Формы и  системы оплаты труда.  

З  А К Л Ю Ч Е Н И Е                                                                                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
       Рабочая сила, как трактуется в курсе экономики, – это совокупность физических и  умственных способностей человека, его  способность к труду. В условиях рыночных отношений «способность к  труду» делает рабочую силу товаром. Но это не обычный товар. Его отличие  от других товаров состоит в том, что он, во-первых, создает стоимость  больше чем стоит сам, во-вторых, без его привлечения невозможно осуществить любое производство, в-третьих, от него во многом зависит  степень (эффективность) использования  основных и оборотных производственных фондов.
       В условиях перехода к системе рыночного  хозяйствования в соответствии с  изменениями в экономическом  и социальном развитии страны существенно  меняется и политика в области  оплаты труда, социальной поддержки  и защиты работников. Многие функции  государства по реализации этой политики передано непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают  формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная  плата» наполнилось новым содержанием  и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных  в денежной и натуральных формах  (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные  работникам в соответствии с законодательством  за непроработанное время (ежегодный  отпуск, праздничные дни и т. п.).
       Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни  новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных  к выплате по акциям и вкладам  членов трудового коллектива в имущество  предприятия (дивиденды, проценты).
       Таким образом, трудовые доходы каждого работника  определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными  размерами не ограничиваются. Минимальный  размер оплаты труда работников предприятий  всех организационно – правовых форм устанавливается законодательством.
       Уставной  юридической формой регулирования  трудовых отношений, в том числе  и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все  условия оплаты труда, входящие в  компетенцию предприятия.
       Актуальность  данной темы состоит в том, чтобы выявить сложившиеся к настоящему времени основные проблемы в области регулирования заработной платы и политики доходов и рассмотреть пути их возможного решения.
       Цели  и задачи состоят в том, чтобы  детально рассмотреть такие аспекты, как – регулирование заработной платы, оценки современного состояния  организации реформирования и оплаты труда в РФ, а также формы  и системы оплаты труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ
1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЛАТЫ ТРУДА
  И ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ
1.1. Регулирование заработной  платы
       Понятие и состав трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в РФ определены ст.5 гл.1 Трудовой Кодекс Российской Федерации вступившего в действие с 1 февраля 2002г.
       Трудовой  кодекс является приоритетным по отношению к другим законодательным актам в сфере трудовых отношений. Все прочие источники трудового права не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам. Порядок регулирования норм трудового права содержится в:
      – Трудовом кодексе;
      – иных федеральных законах;
      – Указах Президента РФ;
      – постановлениях Правительства РФ и  нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти;
      – конституциях (уставах), законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ;
      – актах органов местного самоуправления и локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права.
       Кроме того, на территории Российской Федерации  до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные нормативными правовыми актами о труде, то применяются правила международного договора.
       В 2003г. на территории РФ в силу вступили следующие нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:
       1) Федеральный закон от 07.07.2003г. №110-ФЗ «О внесении изменений в статьи 219 и 220 в части второй Налогового кодекса РФ»;
       2) Федеральный закон от 07.07.2003г. №118-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»»;
       3) Федеральный закон от 27.12.2002г. №183-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год»;
       4) Постановление Госкомстата России от 04.08.2003г. №72 «Об утверждении порядка заполнения сведений о численности работников и использования рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения»;
       5) Постановление Правительства от 11.04.2003г. №213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
       6) Постановление Правительства от 16.04.2003г. №225 «О трудовых книжках»;
       7) Постановление Правительства от 24.12.2002г. №923 «О перечне иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций – получателей грантов»;
       8) Постановление  Правительства  от  11.04.2003  г.  №213  «Положение  об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
       9) Приказ Минобразования России  от 13.05.2003г. №2057, зарегистрированный Минюстом России от 11.07.2003г. №4889 «Об утверждении форм справки-вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска и других льгот, связанных с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию»;
       10) Информационное письмо департамента  по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003г. №1199-16, департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003г. №670-9. Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003г. №25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в целенаправленном порядке»;
       11) Письмо МНС России от 20.03.2003г. №05-1-11/127-К269 «О едином социальном налоге»;
       12) Письмо ФСС России от 18.04.2003г. №02-18/05-2417 «О не начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемой работодателем в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002г. №190-ФЗ»;
       13) Письмо ФСС России от17.03.2003г. №12-18/05-1335 «Об Указе Президента РФ от 15 марта 2000 года №508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности»»;
       14) Письмо ФСС России от 13.02.2003г. №02-18/05-982 «О минимальном размере пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам»;
       15) Письмо ФСС РФ от 05.05.2003г. №02-18/05-2788 «О положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
       Кроме выше перечисленных, в настоящее время действуют и другие ранее изданные постановления, приказы, указы, законы, письма и инструкции, регулирующие трудовые отношения.
       Наряду  с Трудовым кодексом применяют также  Налоговый, Гражданский, Уголовный, Семейный, Кодекс об административных правонарушениях и дт.
       За  годы реформирования экономики России сложился определенный механизм организации и регулирования заработной платы, основанный на сочетании функций государственного и коллективно-договорного регулирования, и направленный на обеспечение необходимых условий для стабилизации жизненного уровня населения. Возникшие за первые годы реформирования экономики негативные тенденции в оплате труда и трудовых отношениях не устранены и в настоящее время.
       Во-первых, это обесценивание рабочей силы и падение уровня жизни населения.
       Во-вторых, на многих предприятиях и в отдельных  отраслях экономик сохраняется необоснованная дифференциация размеров оплаты труда  по профессионально-квалификационным группам и категориям работников.
       В-третьих, на многих предприятиях, зачастую, производятся значительные выплаты, не связанные  с результатами труда.
       Вследствие  этих негативных процессов заработная плата перестала выполнять воспроизводственную  и стимулирующую функции.
       Падение воспроизводственной функции заработной платы является многоаспектным процессом  и характеризуется:
       – снижением покупательной способности заработной платы из-за опережающего роста цен на потребительские товары и услуги над ростом среднемесячной заработной ;
       – уменьшением соотношения среднемесячной заработной платы с прожиточным минимумом, которое выражает покупательную способность заработной платы через динамику номинальной заработной платы и потребительских цен на товары, входящие в набор потребительской корзины прожиточного минимума. Приобретение товаров, входящих в прожиточный минимум за период с 1990г. по 2000г. сократилось более чем вдвое, и такая тенденция продолжает сохраняться;
       – сокращением соотношения минимальной заработной платы с прожиточным минимумом. Так, если в 1990г. количество минимальных заработных плат, необходимых для приобретения набора товаров прожиточного минимума составляло 0,85 то в 2000г. необходимо иметь 10,3 минимальных заработных плат для приобретения товаров одного прожиточного минимума. Низкий уровень государственных гарантий (минимальная заработная плата, тарифная ставка первого разряда и построенная на ее основе Единая тарифная сетка) обуславливает дальнейшее падение воспроизводственной функции заработной платы. В настоящее время согласно Единой тарифной сетке (ЕТС), в которой предусмотрено 27 тарифных разрядов для оплаты труда работников бюджетной сферы экономики, минимальные условия воспроизводства рабочей силы государственная тарифная система может обеспечить только работникам, находящимся выше 18 разряда, остальная часть работающих остается за чертой бедности. Это говорит о том, что в тех отраслях, где системы оплаты труда построены на основе ЕТС, заработная плата не способная выполнять воспроизводственную и, как следствие, стимулирующую функции;
       – сокращением доли заработной платы в доходах населения. Так, если в 1990г. доля на оплату труда в денежных доходах населения составляла 73,1%, то на протяжении последующих лет она имела устойчивую тенденцию к сокращению.
       Падение стимулирующей функции заработной платы обусловлено отсутствием  тесной взаимосвязи результатов  труда каждого работника с  уровнем его оплаты, падением объемов  производства, необоснованной дифференциацией  заработной платы, отклонением цены рабочей силы от ее реальной стоимости, падением роли нормирования в организации  и оплате труда.
       Важным  моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции является обеспечение оптимальной доли тарифной части оплаты труда в структуре  фонда заработной платы, которая  в ходе формирования рыночной экономики  постоянно снижалась, а доля поощрительных, стимулирующих и компенсационных  выплат, соответственно возрастала. При  этом поощрительные и стимулирующие  выплаты не были связаны с повышением эффективности производства и производились  чисто механически с целью  увеличения заработной платы. Доля заработной платы за выполненную работу (тарифная часть) в целом по отраслям экономики  составляла в 2000 г. – 58,1%, доля выплат компенсирующего  характера – 3,3%, и выплаты стимулирующего характера – 27,1%. Самая низкая доля тарифной части в фонде заработной платы отмечается в аппарате органов  кооперативных организаций – 24,6%, в страховании и кредитовании – 32,9%, в банках – 31,2%. Доля выплат стимулирующего характера в аппарате органов  кооперативных организаций составляет – 65,7%, в банках 58,2%, в страховании  и кредитовании выплаты стимулирующего характера отсутствуют, в тоже время  прочие выплаты составляют 67,1%.
       Как результат – такой механизм повышения  заработной платы не обеспечивает выполнение стимулирующей функции, а выполняет  лишь функцию компенсации удорожания уровня жизни.
       В России основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда представлены на рис. 1.1. 

        
 
 

Рис. 1.1. Основные элементы механизма государственного регулирования оплаты труда
       Минимальный потребительский бюджет представляет собой денежную оценку минимальных  благ и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы работающих  и нормальную жизнедеятельность  нетрудоспособных. Именно этот показатель является социальным нормативом, стандартом, включающим научно-обоснованные нормы  и нормативы по продуктам питания, важнейшим непроизводственным товарам  и услугам. В России при расчете минимального потребительского бюджета за основу принимается среднестатистическая семья, состоящая из 4-х человек: мужчина трудоспособного возраста, женщина трудоспособного возраста и 2-х детей школьного возраста.
       Минимальный потребительский бюджет рассчитывается на основе потребительской корзины. Потребительская корзина бывает двух видов: минимальной, которая включает в себя минимальный набор жизненных средств, удовлетворяющих первичным потребностям человека, и рациональная потребительская корзина устанавливается исходя из различных всесторонних потребностей человека.
       На  основании стоимости минимальной  потребительской корзины устанавливается  понятие черты бедности – это  тот порог, ниже которого минимальный  потребительский бюджет не должен опускаться.
       В России минимальная заработная плата является одним из элементов государственного регулирования в области оплаты труда. Согласно Трудовому кодексу РФ (статья 59) минимальная заработная плата – государственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течении месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда. Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета и устанавливается Правительством России. Экономический смысл минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы.
       Основными функциями, которые призвана выполнять  минимальная заработная плата, являются – воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.
       Согласно  Конвенции Международной организации  труда (МОТ) №131 «Об установлении минимальной  заработной платы с особым учетом развивающихся стран», основными  факторами, которые учитываются  при определении уровня минимальной  заработной платы, насколько это  возможно и приемлемо в соответствии с национальной практикой и условиями, являются:
       – потребности работников и их семей;
       – сложившийся уровень средней заработной платы в экономике и социальных трансфертов;
       – уровень занятости населения и производительности труда;
       – уровень экономического развития страны;
       – возможности государственного бюджета и нанимателей.
       Установление  минимальной заработной платы в  странах с рыночной экономикой имеет  важное социально-экономическое значение, поскольку оказывает влияние  на:
       – уровень бедности;
       – стимулирование повышения жизненного уровня населения;
       – увеличение его покупательной способности;
       – выравнивание условий конкуренции хозяйствующих субъектов;
       – создание оптимальной структуры и дифференциации заработной платы.
       В России, где из-за постоянного падения реального размера минимальной заработной платы и ее соотношения с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума, функции минимальной заработной платы в обеспечении воспроизводства рабочей силы и социальной защиты наемных работников полностью утеряны. Это привело к занижению стоимости (цены) рабочей силы, снижению материальной защищенности наемных работников, распространению нелегальных форм занятости и оплаты труда, распространению бедности.
       Минимальная заработная плата периодически пересматривается Правительством  России. Динамика уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума (БПМ), минимальным потребительским бюджетом (МПБ) и среднемесячной заработной платой представлена в (табл. 1.1.). Данные (табл. 1.1.) свидетельствуют о том, что с 1992г. по 1999г. периодичность пересмотра размера минимальной заработной платы весьма различна. Чаще пересматривался размер минимальной заработной платы в 1992г. – 4 раза, в 1993г. – 6 раз, реже – с 1995 г. по 1999г. – 2-3 раза в год. Размер тарифной ставки первого разряда ЕТС на протяжении 1992-1997гг. устанавливался выше уровня минимальной заработной платы от 5 до 18 процентов (за исключением периода с 01.03.1995г. по 31.12.1995г.). С 1 января 1998г. тарифная ставка первого разряда ЕТС превышает уровень минимальной заработной платы в 2 и более раза.
      Таблица 1.1.
Динамика  уровня минимальной заработной платы и ее соотношение с тарифной ставкой первого разряда ЕТС, бюджетом прожиточного минимума, минимальным потребительским бюджетом и среднемесячной заработной платой.
Период Минимальная заработная плата, руб. Соотношение минимальной заработной платы с
тарифная  ставка первого разряда, % бюджетом прожиточного минимума, % минимальным потребительским  бюджетом, % среднемесячной  заработной платой, %
1 2 3 4 5 6
1.01.1992 г. 350 88,0     26,9
1.03.1992 г. 550 92,0   54,4 26,1
1.05.1992 г. 1000 95,0   71,9 30,0
1.11.1992 г. 2000 91,0   73,3 23,6
1.01.1993 г. 3000 83,0   70,8 23,1
1.04.1993 г. 4500 90,0   55,2 19,1
1.06.1993 г. 6600 94,0   51,7 17,7
1.08.1993 г. 9000 82,0   37,8 15,9
1.10.1993 г. 15000 88,0   40,9 15,7
1.11.1993 г. 20000 91,0   39,0 16,4
1.01.1994 г. 30000 91,0   27,6 15,9
      Продолжение табл. 1.1.
1.04.1994 г. 60000 92,0   28,7 15,1
1.07.1994 г. 100000 91,0   21,2 12,2
1.11.1994 г. 20000 91,0 7,0 13,1 10,1
1.01.1995 г. 30000 91,0 7,0 11,1 8,8
1.03.1995 г. 60000 60,0 14,0 11,6 9,1
1.01.1996 г. 100000 91,0 15,0 10,8 10,5
1.01.1997 г. 130000 90,0 15,0 10,5 8,5
1.04.1997 г. 150000 88,0 15,0 9,6 8,0
1.09.1997 г. 200000 91,0 16,0 10,5 7,0
1.01.1998 г. 250000 50,0 17,0 10,9 8,3
1.10.1998 г. 350000 50,0 15,0 9,3 6,1
1.11.1998 г. 437500 50,0 19,0 10,0 7,0
1.01.1999 г. 500000 42,0 12,0 7,2 5,6
1.05.1999 г. 1000000 47,0 11,0 7,5 5,7
1.10.1999 г. 1450000 48,0 11,3 7,3 5,3
1.01.2000 г. 2200 49,0 12,2 7,9 6,0
1.05 2000 г. 2600 50,0 10,5 6,8 4,8
1.10.2000 г. 3600 50,0 11,1 7,2 4,7
1.03.2001 г. 5700 50,0 15,0 8,9 4,6
1.07.2001 г. 7500 51,7 14,4 8,9 5,4
 
       Соотношение минимальной заработной платы с  БПМ и МПБ, как свидетельствуют  данные табл. 1.1, имело устойчивую тенденцию  к снижению на протяжении 1992-2001гг. и составило в I кв. 2001г. соответственно 14,4 и 8,9%.
       Аналогичная тенденция прослеживается и по соотношению  минимальной и среднемесячной заработной платы. Так, если в 1992г. минимальная заработная плата составляла 26,9% от среднемесячной заработной платы, то в 2000г. и в начале 2001г. составляет 4- 5%.
       Вышеизложенное  свидетельствует о том, что минимальная  заработная плата в результате ее низкого реального содержания не выполняет роли социально-трудовой гарантии для работников наемного труда.
       Центральное место в механизме дифференциации заработной платы отводится тарифной системе, состоящей из: тарифной ставки 1-го разряда, определенной на основе минимальной  заработной платы; единой тарифной сетки (ЕТС); тарифно-квалификационных справочников. Основные исходные положения формирования тарифной системы оплаты труда состоят  в следующем:
       • во-первых, тарифные ставки и оклады являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда;
       • во-вторых, предприятия могут самостоятельно устанавливать любые размеры (не ниже минимума) как ставок и окладов, так и других составляющих заработка.
       Единая  тарифная сетка (ЕТС) представляет собой  совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Она является главным инструментом в руках государства при осуществлении  единой в стране политики в области  заработной платы.
       В целях обеспечения необходимого единства меры труда и его оплаты при помощи ЕТС производятся дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы различных  профессионально-квалификационных групп  работников в зависимости от значения отдельных отраслей экономики и  следующих факторов:
       – сложности труда (квалификации) – в пределах одной профессии, должности (внутри профессиональная, внутри должностная дифференциация);
       – содержания и специфики труда у рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);
      – общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовых условий, режимов труда и отдыха и других специфических факторов.
       В первоначальном варианте ЕТС одним  из основных был принцип равного  относительного возрастания тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Это положение было также закреплено в Концепции реформы оплаты труда, где отмечалось, что «в тарифной сетке должно быть установлено 10-11 – процентное нарастание ставок от разряда к разряду». Однако в последующих вариантах тарифной сетки данное положение не было закреплено. В нынешней тарифной сетке соотношение 1 и 2 разрядов составляет 1,30; 2 и 4 – 1,16; 4 и 8 – 1,10; 8 и 28 – 1,07. Таким образом, на ЕТС предполагается наложение функций регулятора доходов населения с целью сдерживания их дифференциации и инфляционных моментов.
       Определенный  интерес представляет сравнительная  характеристика факторов, формирующих  тарифную систему в Беларуси и  в странах с развитым рынком (табл. 1.2.).
       Уровень образования присутствует в каждом из типов тарифных систем. Производственный опыт является одним из определяющих факторов для белорусского, западноевропейского  и японского типов. Сложность  работы учитывают американская и  в некоторой степени российская тарифные системы. Сложность труда рабочих оценивается аналитическим методом в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС). При этом учитывается сложность технологического процесса; предмет и средства труда; самостоятельность и разнообразие работ и др. В зависимости от суммы баллов, определенных для каждого фактора, производится распределение работ по разрядам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.