На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономная  некоммерческая организация высшего  профессионального образования  Центросоюза Российской Федерации  «Российский университет кооперации» 

Кафедра статистики и финансов 

Курсовая  работа
По дисциплине «Финансы» 
На тему №29: «Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования в РФ». 
 
 
 

Выполнила:
Студентка ФЭФ, группы ФК-44
Иванова О.В.
Проверил: 
 
 

Москва, 2010 

Содержание: 

Введение
    Необходимость функционирования фондов обязательного медицинского страхования РФ и источники их формирования…………………………………........................................................4
    Использование фондов обязательного медицинского страхования РФ……………………………………………………………………………………9
    Анализ бюджета федерального фонда медицинского страхования РФ за 2009 год……………………………………………………………………………..........17
    Пути развития медицинского страхования РФ………………………………….28
Заключение 
Библиография
Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
Зарождение элементов  страховой медицины в России началось еще в 18 – начале 19 вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт – Петербурге.
Развитие и  оформление системы медицинского страхования  в России проходило несколько  этапов.
И лишь с принятием  Закона РСФСР «О медицинском страховании  граждан в РСФСР» от 28 июня 1991г., который в дальнейшем претерпел множество изменений и дополнений, можно говорить о новом этапе в развитии и продвижении обязательного медицинского страхования в России.
Медицинское страхование  в РФ – форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Цель медицинского страхования состоит в том, чтобы  гарантировать гражданам РФ при  возникновении страхового случая получение  медицинской помощи за счет накопленных  средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование, или, точнее, страхование медицинских расходов, наряду с пенсионным, представляет важную составляющую социальной инфраструктуры любой развитой страны. Этот вид страхования лидирует, как по числу застрахованных, так и в денежном измерении.
В настоящее  время в России действует как  государственная система, так и  частное медицинское страхование.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности фондов обязательного медицинского страхования и раскрыть их сущность и значение .
На сегодняшний день в России на правах некоммерческой кредитно-финансовой организации действует Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и подведомственные ему 85 территориальных отделений. Основная задача этих учреждений – проведение в жизнь политики государства, касающейся обязательного медицинского страхования граждан.
1. Необходимость функционирования  фондов обязательного  медицинского страхования  РФ и источники  их формирования.
Система обязательного  медицинского страхования создана  с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Фонд обязательного  медицинского страхования Российской Федерации (ФОМС РФ) — один из государственных  внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России.
Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным  правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее - Закон) принятый в 1991 году.
Закон установил  правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 
В настоящее  время в Российской Федерации  созданы как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные  учреждения Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования и 85 территориальных  фондов обязательного медицинского страхования для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Фонды обязательного  медицинского страхования предназначены  для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Законом предусматривается, что финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.  

Из основных задач Федерального фонда обязательного медицинского страхования можно выделить:
1) финансовое  обеспечение установленных законодательством  Российской Федерации прав граждан  на медицинскую помощь за счет  средств обязательного медицинского  страхования в целях, предусмотренных  Законом Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»
2)обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
3)аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы ОМС.
В целях выполнения основных задач Федеральный фонд ОМС выполняет в обществе следующие функции:
1) осуществляет  выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
2)разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
3)осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
4)выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
5)осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
6)осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
7)участвует в разработке базовой программы ОМС граждан;
8)осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
9)ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
«Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» по направлению деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю расходов федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и за бюджетами государственных внебюджетных фондов»  представлено в приложении к курсовой работе. 
 
 
 

Финансовые средства, то есть источники формирования Федерального фонда ОМС образуются за счет:
    части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
    ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
    добровольных взносов юридических и физических лиц;
    доходов от использования временно свободных финансовых средств;
    нормированного страхового запаса Федерального фонда;
    поступлений из иных источников, не запрещенных законом РФ.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) не входит в систему законодательных и исполнительных государственных органов субъектов Федерации. В соответствии с «Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования», ТФОМС является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением. Они действуют самостоятельно в соответствии с Положением и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О медицинском страховании  граждан в РФ» территориальные  фонды создаются совместным решением органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
В целом, и Федеральный, и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ [4, с.66].
Федеральный и  Территориальный фонды обязательного  медицинского страхования является самостоятельным государственным  некоммерческим финансово-кредитным  учреждением, реализует государственную  политику в области обязательного  медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.  

2. Использование фондов  обязательного медицинского  страхования
Медицинское страхование  представляет собой систему механизмов общественного здравоохранения, экономическую  основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов.
В основе ОМС  лежат следующие основные организационно-экономические  и правовые принципы:
- Все граждане  РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся ОМС, распространяются на всех взрослых граждан с момента заключения с ними трудового соглашения, а также детей.
Гарантия бесплатной медицинской помощи обеспечивается государственными институтами. Средства ОМС находятся в собственности правительства РФ.
-Все граждане, участвующие в системе ОМС, имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи перечисляются всеми гражданами, участвующими в ОМС, но перечисление финансовых ресурсов осуществляется только в случае обращения за медицинской помощью.
Перечень и  объем предоставляемых услуг  не зависят от количественного порядка  взносов на обязательного медицинского страхования. Граждане с различным уровнем дохода и, соответственно, с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»).
- Между различными  участниками системы обязательного  медицинского страхования выстраиваются  договорные отношения при активном  участии и контроле государства  в лице уполномоченных им органов.
Участниками обязательного медицинского страхования являются:
- страхователи (для неработающего населения  - государство в лице местных  органов исполнительной власти; для работающих граждан - предприятия,  учреждения и организации независимо  от форм собственности и хозяйственно- правового статуса);
- застрахованные - все граждане РФ, а также граждане  иностранных государств, постоянно  проживающие на территории России;
- Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования (специализированные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования);
- страховые медицинские  организации, имеющие лицензию  на право деятельности по обязательному  медицинскому страхованию;
- медицинские  учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу обязательного медицинского страхования.
Средствами, включенными  в систему обязательного медицинского страхования, управляют Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.  

Каждый гражданин  Российской Федерации имеет право  на:
- обязательное  и добровольное медицинское страхование;
- выбор медицинской  страховой организации;
- выбор медицинского  учреждения и врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;
- получение медицинской  помощи на всей территории  Российской Федерации, в том  числе за пределами постоянного  места жительства;
- получение медицинских  услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера выплаченного страхового взноса;
- предъявление  иска страхователю, страховой медицинской  организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное  возмещение причиненного по их  вине ущерба независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования;
- возвратность  части страховых взносов при  добровольном медицинском страховании,  если это определено условиями  договора.
Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, устанавливаемые Законом о медицинском страховании распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора.
Защиту интересов  граждан осуществляют Правительства  РФ и республик в составе РФ, органы государственного управления автономных областей и округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация, профсоюзные, общественные или иные организации.
Обязательное  медицинское страхование имеет  своей целью обеспечение граждан  РФ бесплатной медицинской помощью в соответствии с действующими программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Однако следует отметить, что бюджетное финансирование не заменяется страховыми механизмами, а лишь дополняется. Например, целевые программы по-прежнему финансируются из федерального бюджета. Таким образом, система финансирования здравоохранения изначально предусматривала взаимное дополнение формируемых схем финансирования учреждений здравоохранения.
 Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.) 
 
Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления 
уставных целей. 

    Тарифы  страховых взносов  в фонды ОМС
На 2010 год тариф  страховых взносов в Федеральный  и территориальный фондыобязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) сохранен на уровне 2009 года.
Тарифы  страховых взносов  в фонды ОМС
%
Категории плательщиков Фонды ОМС  2010 год  2011 год 
Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам (за исключением ниже перечисленных) Федеральный фонд ОМС  1,1 2,1
Территориальный фонд ОМС  2,0 3,0
Сельхозпроизводители, организации народных художественных промыслов и родовых семейных общин коренных малочисленных народов  Севера Федеральный фонд ОМС 1,1 1,1
Территориальный фонд ОМС  1,2 1,2
Индивидуальные  предприниматели  Федеральный фонд ОМС  1,1 2,1
Территориальный фонд ОМС  2,0 3,0
Адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой  Федеральный фонд ОМС  1,1 2,1
Территориальный фонд ОМС  2,0 3,0
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств Федеральный фонд ОМС  1,1 2,1
Территориальный фонд ОМС  2,0 3,0
Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой  особой экономической зоны Федеральный фонд ОМС  0 1,1
Территориальный фонд ОМС  0 1,2
Организации, осуществляющие деятельность в области  информационных технологий Федеральный фонд ОМС  0 1,1
Территориальный фонд ОМС  0 1,2
Организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, предприятия и учреждения общественных организаций инвалидов Федеральный фонд ОМС  0 1,1
Территориальный фонд ОМС  0 1,2
 
Всем гражданам  России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
Основные функции  страховщиков (страховых медицинских  организаций) состоят в том, чтобы:
- осуществлять ОМС путем заключения договоров ОМС со страхователями и договоров на оказание медицинских услуг застрахованному контингенту с медицинскими учреждениями;
- принимать участие  в определении тарифов на медицинские  услуги;
- контролировать  объем, сроки и качество медицинской помощи в соответствии с условиями договора;
- защищать интересы  застрахованных.
Застрахованный  по ОМС - лицо, в пользу которого заключен договор обязательного медицинского страхования. Граждане, застрахованные по ОМС - это граждане Российской Федерации, беженцы и вынужденные переселенцы, имеющие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (на срок более шести месяцев), и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства; граждане, проживающие и осуществляющие трудовую деятельность на территории одних субъектов РФ, но состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, организациями, учреждениями и иными работодателями, зарегистрированными в установленном порядке на территории других субъектов РФ и являющимися плательщиками страховых взносов в данный ТФОМС (в отношении которых заключен Договор взаимодействия Страхователя и Страховщика).
Действия застрахованного  гражданина при непредоставлении и  при несоблюдении условий предоставления ему медицинской помощи, предусмотренной территориальной программой обязательного медицинского страхования, регламентируются действующим законодательством, договором обязательного медицинского страхования. При несоблюдении медицинским учреждением условий предоставления застрахованному гражданину медицинской помощи, гражданин должен обратиться в страховую медицинскую организацию, выдавшую ему страховой полис. Страховая медицинская организация обязана защищать интересы застрахованных ею граждан и контролировать объем, сроки и качество помощи по договору с медицинским учреждением.
Страхователь  обязан уплачивать налог в размерах, сроки и порядке, предусмотренном  Налоговым Кодексом Российской Федерации; заключить договор обязательного  медицинского страхования в пользу работающего гражданина сразу после подписания с ним трудового договора; представить страховщику данные, необходимые для осуществления обязательного медицинского страхования. С момента расторжения трудового договора обязанности работодателя по обязательному медицинскому страхованию перед работником прекращаются и переходят к другому страхователю, в зависимости от нового статуса застрахованного.
Следует особенно отметить, что ст. 9 закона «О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации» предусматривает право  выбора страхователем страховой медицинской организации. Страхователю следует, прежде всего, проверить, имеет ли страховая медицинская организация государственную лицензию на право осуществления страховой деятельности по обязательному медицинскому страхованию на данной территории, а также показатели ее финансового состояния и платежеспособность. Если страхователь удовлетворен степенью надежности выбранной им страховой медицинской организации, то он вправе принимать самостоятельное решение по заключению договоров обязательного медицинского страхования.
Все граждане, застрахованные по обязательному медицинскому страхованию, имеют право на выбор медицинского учреждения и врача в соответствии с договором страхования. Получение  медицинской помощи на всей территории Российской Федерации, в том числе за пределами постоянного места жительства, возмещение ущерба, причиненного им в результате оказания медицинской помощи.
 
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ  ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

В системе обязательного  медицинского страхования по состоянию на 1 января 2010 года осуществляли деятельность Федеральный фонд и 84 территориальных фондов обязательного медицинского страхования, 107 страховых медицинских организаций, имеющих статус юридического лица, и 246 филиалов страховых медицинских организаций,  8142 самостоятельные медицинские организации.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию,  составила 142,3 млн. человек, в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей,  и 83,4 млн. неработающих граждан.
      Структура системы обязательного медицинского страхования в 2009 году представлена на рисунке 1.
Рисунок 1

СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОМС
   В системе обязательного медицинского страхования на 1 января  2010 года застраховано 142,3 млн. человек, что на 382 300 (0,3  %) человек меньше, чем на 1 января 2009 года. Снижение численности застрахованных граждан произошло в результате актуализации базы данных.
     Из  общей численности застрахованных граждан  139,6 млн. человек (98,1%) обеспечены страховыми медицинскими полисами. 
     В структуре застрахованных граждан  на основании договоров обязательного  медицинского страхования работающие граждане составили  41,4 %, неработающие  граждане –58,6 %, из них дети до 18 лет - 26,7 млн. человек, или 18,8 %.
     Страхование граждан в основном осуществлялось страховыми медицинскими организациями: 139 млн. человек, или 97,7 % от общей численности  застрахованных граждан.  

3. Анализ бюджета  федерального фонда медицинского страхования РФ
  за 2008 г.
Анализ  доходов ФОМС за 2008 год 

В соответствии с Федеральным законом « О  бюджете Федерального фонда обязательного  медицинского страхования на 2008 год» утвержден бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) на 2008 год по доходам в сумме 154 736 501,1 тыс. рублей, по расходам в сумме 172 423 480,5 тыс. рублей.
     Установлены источники финансирования дефицита бюджета Фонда на 2008 год согласно Таблице 2. 
 

     Таблица 2. Источники финансирования дефицита
     Бюджета ФОМС на 2008 год
Наименование  источника финансирования дефицита бюджета Федерального фонда обязательного  медицинского страхования Размер средств (тыс. рублей)
Остатки средств бюджетов 0,0
Увеличение  остатков средств бюджетов -70000, 0
Увеличение  прочих остатков денежных средств бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования -70000, 0
Уменьшение  остатков средств бюджетов 0,0
Уменьшение  прочих остатков  денежных средств  бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования 0,0
 
     Установлено, что доходы бюджета Фонда на 2008 год формировались за счет следующих источников:
     1) налогов, подлежащих зачислению  в бюджет Фонда в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;
     2) сумм недоимки, пеней и иных  финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в бюджет Фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     3) средств федерального бюджета,  передаваемых в бюджет Фонда  в соответствии с законодательством  РФ, в размере, установленном Федеральным  законом "О федеральном бюджете на 2008 год", на:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.