На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление:
Введение
1) 1.1 Сущность и значение  стандартов аудиторской деятельности
1.2 Исторические предпосылки  возникновения стандартов аудита
2) Механизм разработки  Международных стандартов аудита
3) 3.1 Назначение и классификация  Международных стандартов аудита
3.2 Структура Международных  стандартов аудита
4) Порядок применения  Федерального стандарта аудиторской  деятельности №2 «Документирование  аудита»
5) Сравнительная характеристика  Международного стандарта аудита  №230 «Документирование» с Федеральным  стандартом №2 «Документирование  аудита»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Международный стандарт аудита №230 «Документирование»
Приложение №2
Федеральный стандарт №2 «Документирование  аудита»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Одним из основных путей  совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской  деятельности. Основополагающее место  при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.
Еще в 1948 году члены Американского  института присяжных бухгалтеров  одобрили и приняли десять положений  под названием «Общепринятые  стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения  существенно не менялись и лежат  в основе стандартов, разработанных  Комитетом по международной аудиторской  практике.

1) 1.1 Сущность и значение стандартов  аудиторской деятельности

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различны группами пользователей.
Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность. В отличие процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.
Аудиторские стандарты формируют  единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются.
На основе аудиторских  стандартов формируются учебные  программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.
Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.
Значение стандартов состоит  в том, что они:
      обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
      способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
      помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
      повышают престиж профессии;
      облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
      обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса. 
Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него, (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе  они четко следовали общепринятым стандартам.
 
1.2 Исторические  предпосылки возникновения стандартов  аудита
Первые международные  стандарты были разработаны в  США в 1948 г.  – 10 стандартов. Необходимость разработки международных стандартов возникла в 20-е годы в условиях глобализации экономики. Это привело к тому, что правила ведения бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, а также порядок проверки этой отчетности потребовали унифицированных подходов.
     В России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.
Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:
• на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;
• на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. № 405, 7 октября 2004 г. № 532, 16 апреля 2005 г. № 228). Работа по пересмотру ранее
одобренных аудиторских  стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.
Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В на стоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной
конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

2) Механизм  разработки Международных стандартов  аудита

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.
МФБ ставит перед собой  задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.
Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.
Механизм выработки международных  нормативов аудита состоит в следующем:
1. КМАП выбирает тему  для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;
2. Подкомитет изучает  предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;
3. Подкомитет разрабатывает  проект норматива и передает  его на рассмотрение в КМАП;
4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава,  но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;
5. Проект норматива направляется  для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМАП;
6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;
7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;
8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования. КМАП является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.
В настоящее время функции Комитета по международной аудиторской практике выполняет Совет по международным аудиторским и гарантирующим стандартам (IAASB). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за соблюдением членами МФБ их обязанностей и сотрудничать с Транснациональным аудиторским комитетом.
Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.
Применять международные  стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами  Международной федерации бухгалтеров. Для этого они должны заявить  о своем решении, принять международные  стандарты аудита в качестве основы для утверждения стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей  стране. Члены  Международной федерации  бухгалтеров получают право на перевод  данных документов после получения  разрешения Международной федерации  бухгалтеров.
Российская Федерация  в МФБ представлена полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России и членом-наблюдателем – общественной организацией «Российская  коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).

3) 3.1 Назначение  и классификация

 Международных  стандартов аудита

Назначение международных  аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:
• они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
• стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;
• с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;
• их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.
В самом общем виде международные  стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.1
Таблица 1.1. Основы построения общепринятых аудиторских стандартов
Подгруппы общепринятых МСА
Концепция стандартов
Постулаты стандартов
Общие стандарты
    Этика поведения
    Независимость
    Профессионализм
    Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента
    Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор
    Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами
Рабочие стандарты
    Доказательность
    Планирование
    Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и проверки информации
    Внутренний контроль и его эффективность
    Ценность предыдущей информации
Стандарты отчетности
Точность представления
Связь учета и аудита в  процессе передачи информации

 
На основе действующих  в настоящее время международных  стандартов аудита разработаны их отечественные  аналоги. В  настоящее  время стандарты  также можно подразделить на:
    международные стандарты аудита, близкие к российским;
    международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 
    документы МСА, не имеющие аналогов среди федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности (далее – ФПСАД*);
    правила (стандарты)  аудиторской  деятельности (далее – ПСАД**), не имеющие аналогов в системе  МСА.
 
Международными стандартами  аудита, близкими к российским являются:
    «Международная  концептуальная  основа заданий, обеспечивающих  уверенность» - ПСАД 24 «Основные принципы  ФПСАД, имеющих отношение  к  услугам,  которые  могут  предоставляться  аудиторскими организациями и аудиторами;
    МСА №200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит  финансовой  отчетности» (ПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой   (бухгалтерской) отчетности»);
    МСА №210 «Условия заданий по  аудиту» (ПСАД №12 «Согласование условий проведение аудита»);
    МСА №220R «Контроль качества работы при аудите исторической  финансовой  информации» (ПСАД №7«Внутренний контроль качества аудита»);
    МСА №230 «Аудиторская  документация» (ПСАД №2 «Документирование аудита»);
    МСА 240 «Ответственность  аудитора по рассмотрению мошенничества в  ходе аудита финансовой  отчетности» (ПСАД №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению  ошибок и  недобросовестных  действий  в  ходе  аудита»); 
    МСА №250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (ПСАД №14 «Учет требований нормативных правовых актов  Российской Федерации в ходе аудита»);
    МСА №260 «Сообщение информации по  вопросами аудита лицам, отвечающим  за  управление» (ПСАД №22 «Сообщение информации,  полученной  по результатам аудита, руководству аудируемого лица и  представителям  его  собственника»);
    МСА №300 «Планирование аудита  финансовой  отчетности» (ПСАД №3 «Планирование аудита»);
    МСА 315 «Понимание  деятельности организации и его окружения  и оценка риска  существенных  искажений»  (ПСАД №15 «Понимание  деятельности аудируемого  лица»;
    МСА №320 «Существенность в аудите» (ПСАД №4 «Существенность в аудите»);
    МСА 330 «Аудиторские процедуры, соответствующие оцененным  рискам» (РСА «Оценка аудиторских  рисков и  внутренний  контроль, осуществляемый  аудируемым лицом»);  (№35*-проект «Аудиторские процедуры, выполняемые на  основе оценки рисков);
    МСА №402 «Аудит  субъектов, пользующихся  услугами  обслуживающих организаций» (ПСАД №25 «Учет особенностей  аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую)  отчетность которого  подготавливает  специализированная  организация);
    МСА №500 «Аудиторские  доказательства» (ПСАД №5 «Аудиторские  доказательства»);
    №501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей» (ПСАД №17 «Получение аудиторских  доказательств  в конкретных  случаях»);
    МСА №505 «Внешние  подтверждения» (ПСАД №18 «Получение  аудитором  подтверждающей информации из  внешних  источников»);
    МСА №510 «Первичные задания  - начальные сальдо» (ПСАД №19 «Особенности первой  проверки аудируемого лица»);
    МСА №710 «Сопоставления» (ПСАД №26 «Сопоставимые данные  в  финансовой (бухгалтерской)  отчетности)»;
    МСА №520 «Аналитические процедуры» (ПСАД №20 «Аналитические  процедуры»);
    МСА №530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного  тестирования» (ПСАД №16 «Аудиторская выборка»);
    МСА №540 «Аудит оценочных значений» (ПСАД №21 «Особенности аудита оценочных значений»);
    МСА 545 «Аудит измерения и  раскрытия  справедливой  стоимости» (ПСАД №39-проект  «Аудит  оценки по  справедливой  стоимости»);
    МСА №550 «Связанные стороны» (ПСАД №9 «Аффилированные лица»);
    МСА 220R «Контроль качества работы  при аудите  исторической  финансовой  информации» (ПСАД №7 «Внутренний контроль  качества аудита»);
    МСА  №402 «Аудит субъектов,  пользующихся  услугами  обслуживающих организаций» (ПСАД №25 «Учет особенностей  аудируемого лица,  финансовую  (бухгалтерскую) отчетность которого  подготавливает  специализированная  организация»);
    МСА №560 «Последующие события» (ПСАД №10 «События после отчетной даты»);
    МСА №570 «Непрерывность деятельности» (ПСАД №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);
    МСА №580 «Заявления руководства» (ПСАД №23 «Заявления  и  разъяснения руководства аудируемого лица»);
    МСА №600 «Использование работы  другого аудитора» (ПСАД №29 «Использование результатов  работы  другого  аудитора»);
    МСА №610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (ПСАД №30 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»);
    МСА №620 «Использование работы  эксперта» (ПСАД №36 -проект «Использование работы эксперта»);
    МСА  700R «Независимое  аудиторское заключение по  финансовой  отчетности   общего назначения» (ПСАД  №6 «Аудиторское  заключение  по  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»);
    МСА 701«Модификации  заключения  независимого  аудитора» (ПСАД  №6 «Аудиторское  заключение  по  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»-частично);  
    МСА 710 «Сопоставления» (ПСАД №26 «Сопоставимые  данные  в  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»);
    МСА №720 «Прочая информация  в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность» (ПСАД №27 «Прочая информация  в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность»);
    МСА 800 «Отчет независимого  аудитора  по аудиторским  заданиям специального назначения» (РСА «Заключение аудиторской  организации  по  специальным аудиторским  заданиям»);
    ПМАП №2400 «Задания  по  обзорным проверкам  финансовой  отчетности» (ПСАД № 37-проект «Задания по обзорной  проверке  финансовой  информации;
    ПМАП №3000 «Задания,  обеспечивающие  уверенность, отличные от аудита и  обзорных проверок исторической  финансовой  информации» (ПСАД 24 «Основные  принципы  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности, имеющих  отношение к  услугам, которые могут предоставляться  аудиторскими  организациями и аудиторами)»;
    ПМАП №3400 «Проверка  прогнозной  финансовой  информации» РСА «Проверка прогнозной  информации»;
    ПМАП №4400 «Задания  по выполнению  согласованных процедур в  отношении  финансовой  информации»  ПАСД №30 «Выполнение   согласованных процедур в  отношении  финансовой  информации»;
    ПМАП №4410 «Задания  по компиляции  финансовой  информации» (ПСАД №31 «Компиляция  финансовой  информации»).
 
Международными стандартами  аудита, отличающимися от российских аналогов являются:
    «Глоссарий» (ПСАД «Перечень терминов  и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»);
    МСА №240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой  отчетности» (ПСАД  №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»);
    ПМАП №1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых предприятий»).
 
К  документам МСА, не имеющим  аналогов среди российских правил (стандартов) являются:
    ПМАП №1000 «Процедуры  межбанковского  подтверждения»;
    ПМАП №1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому  надзору и  внешних аудиторов»;
    ПМАП №1006 «Аудит финансовой  отчетности банков»;
    ПМАП №1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности»;
    ПМАП №1012 «Аудит производных  финансовых инструментов»;
    ПМАП №1013 «Электронная  коммерция, ее  влияние на  аудит  финансовой  отчетности»;
    ПМАП №1014 «Заключение аудитора  о  соблюдении международных  стандартов финансовой  отчетности»;
    ПМАП №2410 «Обзорная  проверка  промежуточной  финансовой  информации, проводимая  независимым  аудитором организации»;
 
Российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе  МСА являются первоначальные  стандарты  аудиторской  деятельности,  которые  были приняты  до  вступления  в  силу Федерального  закона  об  аудиторской  деятельности:
      «Образование аудитора»;
      «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»;
      «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»;
      «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

3.2 Структура  Международных стандартов аудита

Структура международных  стандартов аудита едина и в самом  общем виде предусматривает:
• введение, где обосновывается цель, раскрываются задачи, назначение и терминология стандарта;
• разделы и параграфы, излагающие суть стандарта;
• приложения (для отдельных  стандартов).

4) Порядок  применения Федерального стандарта  аудиторской деятельности №2  «Документирование аудита»

Стандарт №2 «Документирование аудита» включает следующие разделы:
- Введение;
- Форма и содержание  рабочих документов;
-  Конфиденциальность, обеспечение  сохранности рабочих документов  и право собственности на них.
 Данный стандарт устанавливает  единые требования к ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности. Аудитор должен документально оформить сведения, которые им получены в процессе аудита для формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.
Под термином «документация» понимаются материалы (рабочие документы), составляемые аудитором в процессе проверки. Рабочие  документы представляются в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т. д. Основное назначение рабочих документов аудитора заключается в том, что они:
• помогают при планировании и проведении аудита;
• помогают при осуществлении  текущего контроля и проверки выполненной аудиторской работы;
• содержат аудиторские  доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.
Для обеспечения общего понимания аудита аудитор должен составлять рабочие документы полно и подробно. В связи с этим к форме и содержанию рабочих документов предъявляются следующие требования: полнота и подробность изложения сведений; отражение информации о планировании аудита, характере и временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах и выводах.
В рабочих документах аудитора должно содержаться обоснование  аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор  проводил рассмотрение сложных  принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы  следует включать факты, которые  были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию
 
На форму и содержание рабочих документов, оказывают влияние такие факторы как:
- характер аудиторского задания;
- требования, предъявляемые  к  аудиторскому заключению;
- характер и сложность деятельности аудируемого лица;
- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;
- необходимость при определенных обстоятельствах направлять работу ассистентов аудитора, осуществлять надзор и проверять ее;
- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.
Рабочие документы должны составляться и систематизироваться таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам и потребностям аудитора при каждой аудиторской проверке. Рекомендуется использовать стандартизированные рабочие документы (проверочные списки, образцы писем, графики, аналитические таблицы и др.), что повышает эффективность их подготовки, проверки и одновременно усиливает их роль как средства контроля и качества выполненной работы.
Содержание и состав рабочих  документов, как правило, должны отражать следующую информацию:
1) сведения, касающиеся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
2) выдержки или копии  необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
3) информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;
4) информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;
5) доказательства понимания  аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
6) доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;
7) доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;
8) анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;
9) анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;
10) сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
11) доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;
12) сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
13) описание процедур в отношении компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором;
14) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам, и полученных от них;
15) копии писем или протоколы встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ним, включая условия договоренности о проведении аудита и выявленные существенные недостатки внутреннего контроля;
16) письменные заявления,  полученные от аудируемого лица;
17) выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитом;
18) копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.
Содержание рабочих документов является конфиденциальным.
Аудитор должен обеспечить сохранность рабочих документов, а также их хранение в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет. Право собственности на рабочие документы принадлежит аудитору. По своему усмотрению аудитор может предоставить клиенту отдельные документы или выдержки из них, но они не могут быть заменой бухгалтерских документов субъекта.

5) Сравнительная  характеристика Международного  стандарта аудита №230 «Документирование»  с Федеральным стандартом №2  «Документирование аудита»

Аналогом  МСА № 230 «Документирование» в системе российских стандартов аудита является Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».
 
Следует отметить, что требования МСА 230 к объему и характеру документирования аудита в новой редакции ISA 230 сильно расширены. В частности, согласно ISA 230 теперь следует документировать:
- определяющие характеристики  проверяемых активов или проводимых  в ходе аудита процедур;
- существенные вопросы,  рассмотренные в ходе аудита;
- сделанные в ходе проверки  отступления от предписанных  теми или иными МСА основных  принципов или процедур;
- сведения о лицах,  составивших и проверивших аудиторскую  документацию.
Стандарт ISA 230 устанавливает требования к составу, формированию и хранению аудиторского файла, а также к действиям аудитора по внесению изменений или дополнений в аудиторскую документацию после даты подписания аудиторского заключения.
Часть положений, которые  ранее рассматривались в МСА 230 и соответственно в ПСАД N 2, теперь перешли в ISA 230, в новой редакции которого дается их расширенная интерпретация.
К обязанности аудитора документировать  сведения, подтверждающие аудиторские  выводы и выполнение требований стандартов аудиторской деятельности, в новой  редакции ISA 230 добавлено требование о регулярном характере такого документирования. Под регулярностью понимается подготовка аудиторской документации непосредственно в ходе проведения аудита, а не по его окончании. Введение такого требования призвано обеспечить точность аудиторского документирования выводов, на которых основывается аудиторское заключение.
 
Проанализируем новые  требования ISA 230 к форме, содержанию и степени документирования аудита, в том числе конкретных аудиторских процедур.
В пункте 12 ISA 230 формулируется положение, что при документировании характера, времени проведения и объема выполненных характеристики проверяемых активов или тестируемых вопросов.
В качестве примеров определяющих характеристик в стандарте приведены  следующие признаки, которые следует  включать в рабочие документы  аудитора:
- идентификационные признаки  рассматриваемых аудитором документов (например, для заказов на закупаемые  товары это могут быть дата  и номер заказа);
- описание аудитором процедуры,  используемой при проверке (аудитор, проводя выборочную проверку и описывая тестируемую совокупность, может внести в свои рабочие документы характеристики объема процедуры и идентифицировать совокупность (например, указать, что в нее включены все
журнальные записи из соответствующего регистра на сумму свыше определенного  уровня));
- даты проведения обсуждений, имена и должности опрошенного  персонала в протоколах или  записях проведенных обсуждений  с персоналом клиента;
- записи наблюдений, проведенных  аудитором (составление рабочих  окументов с описанием процесса, за которым наблюдает аудитор,  участвующего в данном процессе  персонала, его обязанностей, а  также когда и где наблюдение  проводилось ).
Очевидно, что эти требования направлены в первую очередь на обеспечение  возможности проверки выводов, сделанных  аудитором. Такую проверку могут  проводить и руководитель аудиторской  проверки в ходе аудита, и внешние  контролеры качества.
Далее стандарт рассматривает  обязанности аудитора в части  документирования так называемых существенных вопросов. Под ними понимаются (п. 14 ISA 230):
обстоятельства, которые  могут привести:
- к важным (или значимым) рискам - рискам существенного искажения 
финансовой отчетности, требующим  специального аудиторского рассмотрения,
- существенным сложностям  для аудитора при проведении  необходимых аудиторских процедур,
- модификации аудиторского  заключения;
- результаты аудиторских  процедур, указывающие, что финансовая  информация может быть существенно  искажена;
- необходимость пересмотра  ранее принятых аудиторских оценок  риска существенного искажения; 
- прочие обстоятельства, которые аудитор счел таковыми.
Аудитор обязан документировать  обсуждение с руководством клиента  и иными лицами существенных вопросов, возникших в ходе аудиторской  проверки (п. 16 ISA 230). Если аудитор выявил информацию, которая противоречит или не соответствует окончательным выводам по существенным вопросам, он должен документировать, каким образом он подходит к данному противоречию или несоответствию (п. 18 ISA 230).
Под иными лицами в стандарте  понимаются лица, наделенные руководящими полномочиями (этим термином в ISA обычно обозначаются представители собственников, например члены совета директоров), прочий персонал предприятия и представители внешних сторон, в частности внешние консультанты клиента.
В рамках аудиторской документации рекомендуется подготовить и  включить в состав аудиторского файла  краткий отчет - меморандум по завершению аудиторской проверки. В нем описываются  выявленные в ходе аудита существенные вопросы и то, как они рассматривались, или же даются перекрестные ссылки на другую аудиторскую документацию по этим вопросам.
Собственно аудиторская  документация по существенным вопросам в соответствии с п. 17 ISA 230 включает в себя сделанные аудитором записи обсуждений с указанием, когда они имели место и с кем проводились, а также согласованные протоколы обсуждений (в случае их наличия), подготовленные персоналом клиента.
Подробная регламентация  документирования выявленных аудитором  в ходе проверки существенных вопросов обусловлена содержащимися в  целом ряде международных стандартов требованиями о необходимости информирования аудитором руководства аудируемого  лица и лиц, наделенных руководящими полномочиями, о выявленных в ходе аудита проблемах и документирования сообщенной информации.
В ISA 230 особо подчеркивается, что документирование подхода к выявленному противоречию или несоответствию в информации (или трактовках информации) не предполагает, что аудитор должен сохранять документацию, которая является неверной или недостаточной.
Далее в ISA 230 рассмотрены вопросы, связанные с документированием любых отступлений от основных принципов или обязательных процедур, предусмотренных МСА.
В ISA 230 содержатся требования, которые должен соблюсти аудитор, чтобы обеспечить документальное подтверждение своих аргументов об обоснованности допущенного отступления от основных принципов или обязательных процедур.
Согласно п. 20 ISA 230 аудитору в ходе выполнения задания надлежит следовать каждому основному принципу или обязательной процедуре, содержащимся в МСА и имеющим отношение к обстоятельствам конкретного аудиторского задания.
Пункт 21 ISA 230 содержит обязательное требование к характеру документирования аудитором отступлений от основных принципов или обязательных процедур: " ... когда в силу исключительных обстоятельств, аудитор решает отступить от основного принципа или обязательной процедуры, имеющих отношение к обстоятельствам конкретного задания, аудитор обязан документировать то, каким образом выполненные альтернативные аудиторские процедуры способствовали достижению цели аудита, либо же причины отступления от обязательной процедуры". В стандарте предполагается, что аудитор должен документировать, почему использованные в качестве замены основных принципов или обязательных процедур альтернативные процедуры являются существенными и надлежащими.
В пункте 22 ISA 230 указывается, что, если основные принципы и процедуры не применялись из-за несоответствия условиям конкретного аудита или же из-за отсутствия каких-либо условий, при которых они выполняются, необходимость документирования неприменения не возникает.
Стандарт ISA 230 требует обеспечить определимость (идентифицируемость) лиц, выполняющих аудиторские процедуры, и лиц, контролирующих выполнение задания, в рабочих документах аудитора: "При документировании характера сроков и объема выполненных аудиторских процедур, аудитор должен документировать:
а) кто выполнял аудиторскую  работу и дату окончания этой работы;
в) кто проверил выполненную  работу, и дату и степень проверки."
Особо подчеркивается, что  каждый аудиторский документ не должен
содержать отметку о проверке, однако аудиторская документация должна содержать сведения о том, кто  и когда проверял отдельные элементы аудиторской работы.
Стандарт ISA 230 содержит требования к порядку внесения изменений в аудиторскую документацию в исключительных обстоятельствах после даты подписания заключения (п. 31, 32). Под такими обстоятельствами имеется в виду обнаружение фактов относительно аудируемой финансовой отчетности, которые существовали на дату подписания аудиторского заключения и могли повлиять на его характер, если бы аудитору было о них известно.
Когда после даты подписания аудиторского заключения возникают  исключительные обстоятельства, требующие  проведения новых аудиторских процедур или ведущие к новым выводам, аудитор обязан документировать:
- сами обстоятельства;
- какие выполнены новые  или дополнительные процедуры,  получены 
доказательства и к  каким выводам пришли аудиторы;
- кем и когда внесены  изменения в аудиторскую документацию  и кто, если применимо, их  проверил.
Ведение аудиторской документации
В пункте 7 ISA 230 указывается, что аудиторскую документацию можно вести не только на бумажном носителе, но и в электронном виде.
Необходимо обратить внимание, что в данном же пункте предусмотрена  обязанность формирования аудиторской  документации по конкретному заданию  в виде аудиторского файла. Если ранее  в МСА 230 и ПСАД N 2 аудиторский  файл просто упоминался как способ обобщения аудиторской документации по заданию, то ISA 230 весьма подробно рассматривает и регламентирует вопросы, связанные с его формированием и хранением:
- аудитор обязан своевременно  закончить составление окончательного  аудиторского файла после даты  подписания аудиторского заключения (п. 25);
- характер аудиторского  файла не должен меняться в  течение срока хранения: "После  того, как окончательный аудиторский  файл сформирован, аудитор не  имеет права уничтожить или  вынуть из него аудиторскую  документацию до завершения срока  его хранения" (п. 28);
- изменения в аудиторскую  документацию после даты завершения  формирования аудиторского файла  должны вноситься в определенном  порядке: "Когда аудитор обнаруживает  необходимость изменить существующую  аудиторскую документацию или  внести новую после даты завершения  формирования аудиторского файла,  аудитор должен независимо от  характера модификаций или дополнений, документировать что, когда и  кем было внесено и, если  применимо, проверено; причины,  по которым это было сделано;  влияние этих изменений на  аудиторские выводы" (п. 30).
Стандарт отдельно указывает, что устные объяснения аудитора сами по себе не являются адекватным свидетельством проделанной работы или подтверждением выводов, к которым он пришел, но могут использоваться для разъяснения  или пояснения к информации, содержащейся в аудиторском файле.
Прежде всего в стандарте  ISA 230 формулируется обязанность аудиторской фирмы по созданию политик и процедур по завершению формирования окончательного аудиторского файла на регулярной основе после того, как сформировано аудиторское заключение. Далее данным стандартом устанавливаются:
- требование (присутствующее  и в ПСАД N 2) об обеспечении внутреннего контроля в части конфиденциальности и сохранности аудиторского файла в течение пяти лет с даты подписания аудиторского заключения;
- требования к сроку  формирования аудиторского файла  после даты подписания аудиторского  заключения: если отсутствуют какие-либо  законодательные или регулирующие  требования в отношении временного  периода, в течение которого  должен быть окончательно сформирован  аудиторский файл, аудиторская фирма  сама может установить его  продолжительность, учитывая, что  в сложившейся международной  практике такой период обычно  составляет не более 60 дней  после даты подписания аудиторского  заключения (п. 73);
- обязательство по созданию  процедур внутреннего контроля  в части хранения аудиторской  документации: необходимо создать  политики и процедуры по хранению  документации по заданию в  течение периода, достаточного  для того, чтобы соответствовать целям фирмы или требованиям законодательства или регулятивным требованиям (п. 73).
Также стандарт признает право  собственности аудиторской фирмы  на аудиторскую документацию и подчеркивает, что раскрытие информации, содержащейся в рабочих документах аудитора, возможно, только если оно не противоречит требованиям  о независимости аудиторской  фирмы и ее персонала.

Заключение

Любой  западный  инвестор, прежде  чем  вложить  свои  средства в  экономику  наших  предприятий, предварительно  захочет  ознакомиться с   заключением  аудитора по  финансовой   (бухгалтерской) отчетности, они  заинтересованы в  том, чтобы она была достоверной. Поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для  западных инвесторов правилам, а ее достоверность должна быть подтверждена путем проведения  внешнего аудита с использованием тех  же процедур, что и на Западе. Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных  предприятий и в добросовестном ее аудите. Все это делает очевидной  необходимость единых подходов к  аудиту в России и за рубежом.
Различия между российскими  и международными стандартами обусловлены  в основном тремя причинами:
• наши правила основываются на действующем законодательстве, соответствующем  особенностям функционирования российской экономики;
• многие положения МСА  основаны на западной «общепринятой  системе бухгалтерских принципов», что иногда противоречит действующим  российским правилам учета, которые  начинают адаптироваться к международным  стандартам финансовой отчетности (МСФО);
• отдельные положения  МСА основываются на малоизвестных  у нас понятиях; например, в нашей  стране отсутствуют нормативные  документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего  контроля.
Следуя отечественным  стандартам, российские аудиторы имеют  возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к  международным требованиям.
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

    Жарылгасова Б.Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2008. – 400с.
    Бычкова С.М. Международные стандарты аудита: учебное пособие. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 432с.
    Суворова СП., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособие. — М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. - 320 с.
    Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008г.
    Василенко А.А, Овчаренко О.В.. Стандарты аудита. Изучайте и внедряйте. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 408с.
    Сборник  Международных  Стандартов  Аудита,  Выражения Уверенности и Этики. – Алматы, 2007,- 1260 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  №1

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ АУДИТА 230 (Пересмотренный)

АУДИТОРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

(Вступает в силу в  отношении аудита финансовой  отчетности за
периоды, начинающиеся 15 июня 2006 года или после этой даты)
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
  
Параграфы
Введение 
Определения 
Характер аудиторской  документации 
Форма, содержание и масштаб  аудиторской документации   
Формирование окончательного аудиторского файла 
Изменения, вносимые в аудиторскую  документацию при исключительных обстоятельствах   после даты аудиторского отчета (заключения) 
Дата вступления в силу 
Приложение: Специфические  требования к аудиторской документации и руководства других МСА 
 
 
Международный  Стандарт  Аудита (МСА) 230 (Пересмотренный) «Аудиторская  Документация» должен рассматриваться  в контексте «Предисловия к Международным  Стандартам Контроля Качества, Аудита,  Обзора,  Прочим  соглашениям  о  Выражении  Уверенности  и  Сопутствующим  Услугам»,  в которых  указаны требования к применению и полномочия МСА.                                               
* МСА 230 (Пересмотренный) вызвал необходимость внесения  дополнений в МСА 200
«Цели и Общие Принципы, Регулирующие Аудит Финансовой Отчетности», МСА 330
«Аудиторские  Процедуры  в  Отношении  Оцененных  Рисков»  и  МСКК 1 «Контроль 
Качества  в  Фирмах,  Выполняющих  Аудит  и  Обзор  Исторической  Финансовой
Информации,  и  Прочие  Соглашения  о  Выражении  Уверенности  и  Сопутствующих 
Услуг». Дополнения к МСА 200 и 330 и в МСКК 1 представлены в  приложениях к этим Стандартам.
 
Введение
1.   Целью  данного   Международного  Стандарта  Аудита (МСА) является установление стандартов  и предоставление руководства  в отношении  ведения  аудиторской   документации.  В  Приложении  перечислены другие МСА, содержащие  требования и руководства в отношении  документации,  специфической  для  определенного предмета  изучения.  Законы  и  регулирование могут  устанавливать дополнительные требования к документации.
2.   Аудитор  должен  своевременно  подготовить  аудиторскую  документацию, предоставляющую: 
(а)  достаточные  и   надлежащие  записи  для  обоснования  аудиторского отчета (заключения); и 
(б)  доказательства  того,  что  аудит  был  проведен  в соответствии  с  МСА,  и   применимыми  требованиями законодательства  и регулирования. 
3.   Своевременная подготовка  достаточной и надлежащей аудиторской  документации помогает улучшить  качество аудита и способствует  эффективному  проведению  обзора  и  оценки  полученных аудиторских   доказательств,  а  также   сделанных  заключений  до завершения  формулировки  аудиторского  отчета (заключения).
Документация,  подготовленная  входе  выполнения  работ,  будет  более точной, чем документация подготовленная после завершения работ по соглашению.
4.   Выполнения  требований  данного  МСА  и  специфических  требований к документации, указанных   в других уместных МСА, обычно  достаточно для достижения целей,  указанных в параграфе 2.
5.  В  дополнение  к  этим  целям  аудиторская   документация  важна  с точки  зрения некоторых других целей,  включающих в себя:
(а)   оказание  помощи  аудиторской  команде  в   планировании  и выполнении аудита;
(б)  оказание помощи  членам аудиторской команды, ответственным  за  надзор,  в  направлении   и  наблюдении  выполнением   за аудиторскими работами, а также  в выполнении возложенной на  них  ответственности  по  обзору  в  соответствии  с   МСА 220 «Контроль  Качества  Аудита  Исторической  Финансовой  Информации»; 
  (в)  обеспечение   ответственности  аудиторской   команды  за  свою работу;
(г)   сохранение  записей   по  вопросам,  сохраняющих   свою значительность, для будущего  аудита;
(д)  предоставление  возможности   опытному  аудитору  провести  обзор контроля качества и  инспектирования1 в соответствии  с МСКК 1 «Контроль Качества в  Фирмах, Выполняющих Аудит и   Обзор  Исторической  Финансовой  Информации,  и  Прочие Соглашения  о  Выражении  Уверенности   и  Сопутствующие Услуги»; и 
(е)  предоставление  возможности   опытному  аудитору  провести  внешнее  инспектирование   в  соответствии  с  установленными  законодательными, регулирующими и  прочими требованиями.
 
Определения
6.  В данном МСА: 
(а)  Аудиторская документация (Audit documentation) – отражение выполненных   аудиторских  процедур,  полученных  уместных аудиторских доказательств,  а  также  заключений, достигнутых  аудитором, (иногда  используется  термин «рабочие документы»); и 
(б)  Опытный аудитор  (Experienced auditor) – лицо (работающее в  фирме или привлеченное), обладающий  достаточным  знанием 
(а)  процесса  аудита,
(б)  МСА  и  применимых  требований законодательства и  регулирования, 
(в) бизнес среды, в  которой работает  субъект,  и 
(г)  вопросов  аудита  и  финансовой отчетности, связанными  с отраслью субъекта. 
 
Характер аудиторской  документации
7.  Аудиторская  документация  может  быть  представлена  в  форме данных  на  бумажных,  электронных  или  иных  носителях.  Она включает  в  себя,  например,  аудиторские  программы,  анализы,  меморандумы  решений  по  вопросам,  обзоры  значительных  вопросов,  письма  подтверждения   и  представления,  контрольные                                             
1 В соответствии с МСА  220
2 Выполненные аудиторские  процедуры включают планирование  аудита в соответствии с МСА  300 «Планирование Аудита Финансовой  Отчетности»  листы  и   корреспонденцию (включая  электронную   почту)  по значительным  вопросам.  Выдержки  или  копии  записей   субъекта, например,  значительных  и  специфических  контрактов  и соглашений  при  необходимости   могут  быть  включены  в  аудиторскую  документацию.  В   тоже  втремя  аудиторская документация  не может заменить бухгалтерских  записей субъекта.
Аудиторская  документация  по  специфическому  аудиторскому соглашению собирается в аудиторском  файле.
8.  Аудитор  обычно  исключает  из  аудиторской   документации замененные проекты  рабочих документов и финансовой  отчетности, примечаний, отражающих  неточные или предварительные  решения, предыдущие  копии   документов,  в  которых   произведены исправления  типографических   или  иных  ошибки,  а  также  дубликаты документов.
 
Форма, содержание и масштаб  аудиторской документации
9.  Аудитор  должен  подготовить  аудиторскую   документацию таким образом, чтобы  опытный аудитор смог понять, не будучи ранее связанным  с данным аудитом: 
(а)   характер,  сроки   и  масштаб  аудиторских   процедур, выполненных  для   соответствия  МСА  и  установленным  требованиями законодательства  и регулирования; 
(б)  результаты  аудиторских   процедур  и  полученные аудиторские  доказательства; и 
(в)   значительные  вопросы,  возникающие  в   ходе  аудита,  и заключения, сделанные  по ним. 
10.  Форма, содержание  и масштаб аудиторской документации  зависит от таких факторов  как: 
 •  характер  аудиторских   процедур,  которые  необходимо  выполнить; 
 •  выявленные риски  существенных искажений; 
 •  масштаб суждений, требуемых при выполнении работ  и оценке результатов; 
 •  значительность  полученных аудиторских доказательств; 
 •  характер и  масштаб выявленных исключений;
 •  необходимость  документирования заключения или  основы для заключения,  которое   еще  невозможно  сформулировать  на основе документации по  выполненной работе или полученным  аудиторским доказательствам; и  
 •  используемая  аудиторская методология и методы.
 Тем  не  менее,  не  представляется  н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.