На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система образования в зарубежных странах

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Оглавление
 
Введение ……………………………………………………………………….
 
 
I. ХАРАКТЕРИСТИКА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ США
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ ……………………………………………………..
1.1. Образовательная  система США ………………………………………..
1.2. Образовательная  система Великобритании ...........................................
 
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ  ЕВРОПЫ ……………………………….. 
2.1. Образовательная система Германии …………………………………… 
2.2. Образовательная система Франции ...........................................................
 
III. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ США И СТРАН ЗАПАДНОЙ  ЕВРОПЫ
3.1. Сравнительный  анализ современных систем среднего
образования западных стран ............................................................................. 
3.2. Сравнительный анализ современных систем высшего
образования западных стран ............................................................................
Заключение ...............................................................................................
Список литературы ..........................................................................
Приложения ……………………………………………………………
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Одной из движущих сил прогресса в любой  области человеческой деятельности и знаний является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы  системы образования в нашей  стране все большую важность приобретает  изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом.
Как известно, в системах образования в ведущих  странах мира в настоящее время  происходят процессы демократизации. Существенным ее признаком – наряду с доступностью, вариативностью и  дифференциацией, децентрализацией управления – является открытость, преемственность  всех ее ступеней.
Теоретическую основу принципа преемственности в  системе образования составляет концепция непрерывного образования, основные положения которой были сформулированы еще в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО.
В наши дни  мировое сообщество определяет содержание нового образования, разрабатываются  и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется образовательный  процесс. Этому способствуют многие важные факторы: всевозрастающий объем  знаний, умений и навыков, необходимых  школьникам, результаты исследований природы детства, опыт работы учебных  заведений разных стран. Кроме того, мировому образованию необходимо соответствовать  новому уровню производства, науки, культуры. А значит, обновление системы образования  является актуальной, неизбежной задачей.
Образованность  – одна из решающих жизненных ценностей. Тяга к образованию обусловлена  не только стремлением обрести знания как гарант извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости  широкой культуры. При ранжировании жизненных ценностей большинство  населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.
Чтобы осмыслить  значение и цель образования в  разных странах, необходимо учитывать  национальные традиции. В Англии образование  расценивают, прежде всего, в соответствии с будущим социальным положением. В Германии и Франции заметна  особая приверженность интеллектуальному  образованию. В США к образованию  зачастую относятся прагматично.
В условиях нарастающей интернационализации  и интеграции современного мира меняются цели и задачи образования. Типичный пример это – идеи, изложенные в  докладе Национальной комиссии по образованию  Великобритании (1993). Главная задача эффективного образования, отмечается в докладе, состоит в том, чтобы  научить преуспевать («научиться достигать  успеха»).
Следовательно, можно сказать, что сравнительный  анализ различных систем образования  и выявление конкретных подходов к содержанию образования дают возможность  выделить предпосылки и тенденции  формирования единого образовательного пространства.
Исходя  из этого, целью исследования является сравнение и анализ современных западных систем образования (на примере США, Великобритании, Германии и Франции).
Объектом исследования являются образовательные системы современных западных стран, и в частности США, Великобритании, Германии и Франции, а его предметом выступает сравнительный анализ различных систем образования в развитых странах.
Задачи исследования:
– изучить  педагогическую литературу по проблеме исследования;
– проанализировать образовательные  системы современных западных стран (на примере систем США, Великобритании, Германии и Франции);
– выявить специфические особенности  развития образовательных систем данных стран и их вклад в развитие мирового образовательного пространства.
Цель и задачи исследования обусловили выбор его методов:
    Анализ педагогической литературы, учебных пособий и публикаций периодической печати.
    Сравнительно-сопоставительный анализ различных научных и документальных источников.
    Конспектирование, реферирование, аннотирование источников.
В структуру данной курсовой работы входит: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ США
И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1. Образовательная система США
 
Современная система образования  США, сложившаяся под влиянием исторических, экономических и социальных факторов, характеризуется рядом особенностей, которые во многом отличают ее от западноевропейских стандартов. В США отсутствует единая государственная система образования, каждый штат вправе определять ее структуру самостоятельно.
Вся страна поделена на школьные округа: 15,5 тыс. в 50 штатах. В своем большинстве они сравнительно невелики (до 50 тыс. учащихся), но некоторые попросту огромны. Например, в Нью-Йорке насчитывается до 1 млн. учащихся. B компетенции школьных округов – взимание налогов на нужды образования, разработка и принятие программ обучения, набор учителей и выбор учебников.
Большинство мест в окружных комитетах  по образованию занимают делегаты от родителей. Остальных членов делегируют учителя и администрации отдельных  школ. При управлении школьным делом  сложился специфический баланс прерогатив конгресса, федеральной администрации, штатов, округов и отдельных учебных заведений. Разделение полномочий приводит к высокой степени децентрализации управления.1 Такая традиция подчеркнута в правительственном документе «Америка – 2000: стратегия в образовании» (1991): «Роль федерального правительства была и остается ограниченной в области образования... Вашингтон может лишь помогать, определять стандарты, выявлять образцы достижений, осуществлять дополнительное финансирование»2
Современная система образования США строится на принципах самоуправления, самофинансирования и самоопределения при эффективном взаимодействии федеральных и местных властей. 3
Основная часть средств  федерального бюджета затрачивается на студенческие займы, образование ветеранов, помощь малоимущим, содействие в издании учебников и пособий, обеспечении учебных заведений новейшими технологиями и т. д. 2
Идея местного самоуправления школы рассматривается как существенно важная для нации. На практике это означает, что комитеты отдельных штатов разрабатывают региональную школьную политику, устанавливают обязательные стандарты учебных программ, распределяют ассигнования между округами, определяют квалификационные требования для преподавателей, занимаются материально-техническим оснащением школ. Как видно, основные вопросы – чему учить, кто и за какую плату учит, как оценивать и переводить школьника в очередной класс, при каких условиях вручать свидетельства об образовании, какими пользоваться учебниками – находятся в компетенции штатов.
Противники централизации систематически лоббируют планы передачи функций и возможностей министерства образования в ведение штатов. Эти планы, однако, наталкиваются на позицию сторонников сохранения роли центра при управлении школой. Такие сторонники есть и среди родителей, которые часто сетуют по поводу произвола администрации отдельных школ. 3
В результате министерство образования не только сохраняет общее руководство школьным делом, но и несколько увеличивает масштабы своего влияния. Это выразилось прежде всего в постепенном увеличении доли Вашингтона в финансировании школьного дела 4
Современная система образования  США включает в себя дошкольные учреждения, общеобразовательную «всеохватывающую»  школу (полное среднее образование  – 12 лет обучения) и так называемые послесредние учебные заведения (профессиональные и высшие) ( см. приложение 1).
Обучение строится по системе «дошкольный  класс плюс 12-летнее школьное образование». При этом существуют некоторые различия по штатам. B большинстве штатов возраст обязательного обучения – с 6–7 до
16 лет. B комплексе со многими школами действуют детские сады, в некоторых даже ясли.
Дошкольные учреждения почти до середины XX в. воспринимались большинством населения как организации социальной помощи малоимущим. Во 2-й пол. XX в. в условиях широких возможностей выбора занятий c неполным рабочим днем около половины американских матерей все же предпочитает воспитывать детей в возрасте 3–5 лет дома. Среди белых доля таких матерей выше. Программы дошкольного воспитания и обучения ставят своей целью подготовку детей к начальной школе. Они разнообразны, гибки по сути и демократичны по содержанию, нацелены на обучение самостоятельности, инициативности, навыкам взаимного общения. При этом дошкольные учреждения поддерживают тесный контакт c родителями. Для детей дошкольного возраста из бедных семей создана специальная программа «Хед старт», финансируемая частично за счет федеральных средств 4
С 6 до 12 лет дети учатся в начальной (элементарной) школе. В программе начального обучения представлены английский язык и литература, математика, естествознание, граждановедение, трудовое обучение, цикл эстетического образования (музыка, рисование, пение, ваяние), спорт и физическое воспитание. Оно дает элементарные навыки и знания, вырабатывает сознательное отношение к учебе 2
Средняя школа (колледж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая и старшая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (VII–IX классы) треть учебного времени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметов по выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (X–XII классы) обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множество учебных профилей академической и практической направленности.
Средняя школа многовариантна по реализуемым в ней схемам и типам общеобразовательной подготовки. Программа средней школы включает около 200 различных курсов. Они составлены c учетом различных вариантов изучения предметов. Обычно уже к началу 10-го класса ученики принимают решение о дальнейшем образовании.
Во многих средних школах действуют программы, предусматривающие соединение работы c учебой.
Для оценки качества среднего образования  в США используются различные показатели: число оканчивающих среднюю школу (в начале 90-х гг. – 75–77 чел. из 100); уровень полученных знаний (определяется c помощью тестов школьной одаренности)
B 1993 общее образование давали свыше 85 тыс. учебных заведений. На уровне начального и неполного среднего в них насчитывалось свыше 35 млн. учащихся; полное среднее образование (или соответствующую профессиональную подготовку) получали свыше 12 млн. учащихся. Преподавательской работой на уровне начальной и неполной средней школы было занято 1,4 млн. учителей, на уровне полной средней – около 1,1 млн. учителей.
Современная школьная система  развивается под знаком 5 стратегических целей в области образования, намеченных в докладе президента Дж. Буша Конгрессу (январь 1990):
1) Все дети Америки  будут поступать в школу уже умеющими читать.
2) Американские школьники  будут держать экзамены в 4-х, 8-х и 12-х классах и должны  проявить компетентность по престижным  предметам – английскому языку,  математике, естествознанию, истории  и географии.
3) Число успешно оканчивающих полную среднюю школу должно возрасти до 90%.
Каждая средняя школа  будет гарантировать выпускникам  подготовку, достаточную для продолжения  образования или для продуктивной работы в современной экономике. 5
4) Все взрослые получат знания, необходимые для понимания мировой экономики и для выполнения своих гражданских обязанностей и реализации своих прав.
5) Все школы будут свободны от наркотиков и насилия, в них утвердится атмосфера дисциплины и доброжелательности  2
Традиционные академические  предметы были дополнены обязательными новыми курсами: английский язык – общим введением в мировую литературу и др.; обществоведение (история, география, гражданское право) – историей западной цивилизации, историей Америки, американской демократии; математика – основами дифференциального и интегрального исчисления и др.; естествознание (физика, астрономия, геология, химия, биология) – основами квантовой механики, электродинамики, принципами технологии (технического проектирования и конструирования). Совершенствуются также курсы иностранных языков (ставится задача достижения практического билингвизма), физической культуры и здоровья, искусства. Начиная c 10-го класса эта широкая программа дополняется предметами по выбору учащихся.
Главный способ оценки и контроля знаний в американской школе – тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которых верен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.
При оценке и контроле прибегают  к использованию кредита – стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченного на их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей средней школы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляется по программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школах учебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки по пятибалльной или стобалльной системам: А (93-100) – отлично; В (85-92) – выше среднего; С (75-84) – удовлетворительно; Д (65-74) – плохо; Е (0-64) – не засчитывается 5
Профессиональное  обучение осуществляется в средних школах, региональных профессиональных центрах (организуются посредством кооперации нескольких средних учебных заведений) и в центрах профессиональных навыков. Учащиеся приобретают различные специальности на уровне квалифицированного рабочего. Масштабы профессионально-технического обучения весьма внушительны. Обычно ученикам предлагают не менее двух-трех курсов профессионального обучения. В ряде школ этот набор достигает шести курсов. Не менее двух третей учащихся средней школы обучаются, по крайней мере, по одной программе профессиональной подготовки.
Профессионально-техническое образование охватывает не только подготовку рабочих, но и лиц, занятых в сферах услуг, конторского труда и др. Овладение учащимися профессиональными знаниями и навыками рассматривается как одна из задач общеобразовательных учебных заведений, для чего в средних школах формируются профессиональные отделения или потоки. Многие школы располагают учебными мастерскими; изучение предметов профессиональной специализации организуется также в группах на уроках и т.п. Одним из важнейших направлений государственной политики стала ликвидация неравноценности образования, получаемом учащимися этих потоков, в сравнении c выпускниками, избравшими академическое направление. Окончание профессионально-технического отделения средней школы дает возможность поступления в младшие колледжи. Альтернативными путями получения профессионально-технической подготовки (на базе 9 лет школы) может быть обучение (с получением полного среднего образования) в средних профессионально-технических школах, где обеспечен более широкий выбор профессий и специализаций, и в межокружных профессионально-технических школах (для учащихся, не имеющих возможности пользоваться учебными мастерскими).
Активно участвуют в организации  трудового и профессионального обучения бизнесмены. При министерстве образования в 80-х годах создано специальное управление, призванное налаживать контакты школ с корпорациями. Тогда же был запущен ряд программ: «Партнерство в области образования», «Усыновление школы» и др., которые имели в виду обеспечить такие контакты. Согласно этим программам, бизнесмены посылают специалистов в учебные заведения в качестве преподавателей, оказывают финансовую и другую поддержку, необходимую для обучения (в этом участвовали компании «Тексас инструмент», «Кайзер кемикал», «Блиу корпорейшн» и др.) 6
Высшее  образование США характеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсов и дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющий важные экономические, социальные и идеологические функции.
В 90-х гг. система высшего образования – наиболее динамично развивающаяся отрасль образования США.
К категории высших в  США причисляют, как правило, послесредние учебные заведения с двумя ступенями подготовки: академическим колледжем и профессиональной (или исследовательской) школой. Требования к выпускнику по массовым профессиям определяются самим вузом. Государство контролирует качество подготовки отдельных категорий специалистов лицензированием их самостоятельной профессиональной деятельности.
Среди почти 5 тыс. послесредних учебных заведений к высшим относятся  около 1,5 тыс., в том числе около 600 вузов искусств и т.п. Большинство  колледжей присуждает только степень  бакалавра; относительно небольшая  часть университетов присуждает степени бакалавра и магистра. Лишь около 200 вузов присуждает высшую в США ученую степень доктора философии. Однако и внутри этой категории имеются значительные различия. Среди наиболее престижных вузов – известные в мире частные университеты Гарвардский, Йельский, Стэнфордский, Принстонский и близкие к ним по организации Калифорнийский и Массачусетский технологические институты, т. е. крупные научные центры (около 20), готовящие исследователей широкого профиля.
Следующую группу составляют многоотраслевые и технические университеты (Колорадский и Аризонский университеты, Техасский университет сельско-хозяйственных и технических наук; всего свыше 40), считающиеся национальными центрами подготовки специалистов, но с меньшим, чем у первой, объемом научно-исследовательских работ. Две первые группы готовят основную часть докторов наук – преподавателей вузов.
Третья группа университетских  систем – свыше 30 университетов и их объединений – отличается значительным числом студентов, приехавших из других штатов. Эти группы вузов определяют качественный уровень высшей школы США. Вузы первой сотни осваивают 1/10 суммарных ассигнований на НИОКР и 1/2 всех расходов в США на фундаментальные исследования. Вузы, выпускающие докторов наук, осваивают 98% средств на НИОКР. 7
 
Деятельность  других вузов в значительной степени связана с узкоспециальными или региональными проблемами 8
Американские вузы обычно представляют собой учебные городки, так называемые кампусы. В них имеются учебно-лабораторные здания, библиотеки, общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава, объекты общественного питания, спортивные и культурные сооружения.
Учебные кабинеты и классы оснащены современными техническими средствами обучения, включая электронно-вычислительную технику, магнитофоны, проекторы и замкнутые телевизионные системы. Широко представлены лингафонные кабинеты, поскольку при обучении иностранным языкам упор делается на разговорную практику. Научно-исследовательские лаборатории постоянно пополняются оборудованием, позволяющим вести исследования на современном уровне. 2
Во многих вузах имеются в достаточном количестве копировальная техника и компьютеры, доступные как преподавателям, так и студентам. Широко развито использование персональных компьютеров студентами,
в том числе и  в учебном процессе. Большое внимание уделяется формированию и использованию библиотек
Актуальной  проблемой высшего образования  остается привлечение способной  молодежи в технические вузы, необходимость реорганизации системы обучения для получения степеней магистра (2-й академической) и ученой – доктора. По прогнозам ученых, в предстоящем столетии будет ощущаться значительная нехватка специалистов инженерно-технического
профиля. В свете перестройки высшего образования Комитетом по образованию и людским ресурсам были определены приоритеты, включающие:
    совершенствование содержания образования, пересмотр учебных планов и программ;
    усиление естественно-математической и научно-технической подготовки студентов;
    обновление и переподготовка профессорско-преподавательского состава;
активизация мотивации студентов к обучению;
    переосмысление места и роли научно-исследовательской работы в вузах;
введение  инновационных моделей в учебный процесс, новых форм и методов обучения 9
Важный показатель уровня вуза – так называемая степень селективности. Почти 1400 вузов принимают всех, подавших заявлении о приеме; свыше 100 вузов отдельных штатов относятся к высокоселективным, хотя и на них распространяется правило преимущественного зачисления «местных» абитуриентов. Частные высокоселективные вузы принимают около 30% подавших заявления. Выявление лучших и создание им благоприятных условий продолжается в течение всего срока обучения. Другой важный показатель качества вуза – соотношение студентов и преподавателей. В лучших вузах США на одного преподавателя приходится 6 студентов; среди вузовских наставников доля докторов наук – около 97%.
Большинство государственных вузов финансируется соответствующими штатами. Частные вузы содержат себя за счет платы за обучение, доходов от продаж научной продукции и услуг и частных пожертвований; доля федеральных ассигнований – около 20%; эти средства перечисляются на реализацию общенациональных программ (например, федеральной помощи студентам) и на целевое финансирование исследовательских работ по заказам государственных ведомств
Качественная  реализация принципов совершенствования  высшего образования, адаптация  их к постоянно изменяющемуся обществу, позволит подняться на уровень осознания новых, необходимых современному человеку знаний и умений, по достоинству оценить новую информационно-технологическую эру. 10
 
1. 2. Образовательная система Великобритании.
 
В последние десятилетия образование  в Великобритании стало одним  из наиболее приоритетных направлений  в государственной политике вне  зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу  развития отрасли, осуществляется на самом  высоком уровне в иерархической  структуре управления парламентом, правительством. Первым актом общенационального  значения считают Закон об образовании 1944г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному образованию, в  значительной мере упорядочил систему  образования в целом и определил  органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию существовать и в современной Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием «Учимся преуспевать. Радикальный взгляд на образование сегодня и стратегия на будущее», в котором представлены рекомендации, как добиться положительных перемен в образовании. Они сформулированы в виде следующих целей:
 
    сокращение объема обязательного образования;
    совершенствование системы повышения квалификации преподавателей;
    сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа;
    увеличение инвестиций в образование;
    расширение участия общественности в деятельности школы 11
Центральным органом управления образования в Англии является Департамент образования и науки. Он принимает непосредственное участие в выработке общей стратегии развития всех видов и уровней образования, оказывает посредством финансовых операций влияние на большинство учебных заведений, включая и университеты. Следует отметить, что департаменты образования не контролируют деятельность отдельных учебных заведений. Такой контроль возложен на Королевскую инспекцию и местные органы образования.
Королевская инспекция осуществляет общий надзор, который распространяется на все виды образования, кроме университетского, хотя в последнее время правительственные  круги все чаще выступают с  предложением о работе инспекторов  и в университетах. Непосредственный контроль за деятельностью учебных  заведений систем школьного и  дальнейшего образования осуществляется местными органами образования. Характерной  особенностью системы образования  в Англии является преобладание государственного сектора. Процесс «огосударствления» системы образования начался  значительно позже, чем в других странах Западной Европы. В последние  десятилетия влияние государства  на развитие образования еще более  возросло, что связано с необходимостью его финансирования.
В настоящее время государство  оплачивает 80% текущих и 90% капитальных  расходов университетов. Частные вложения не превышают 4% общих расходов на образование.
Системой  образования руководит Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует
учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа  сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное  заведение рекомендациями центра, а  также от успешности работы заведения.
В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования  Великобритании подразделяется на три  подсистемы: 1) Англия и Уэльс, 2) Северная Ирландия и 3) Шотландия. Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности. Современная система образования Великобритании включает в себя: дошкольное воспитание, начальное образование, общее среднее образование, систему дальнейшего образования и высшее образование 12
По всей стране действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения и т.п. Существуют школы муниципальные и частные. В муниципальных школах обучение бесплатное, в частных – платное. В Великобритании около 50% трех-четырехлетних детей воспитываются в детских садах или малышовых центрах 2 ( см. приложение 2). Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями и родителями.
С 5 лет  начинается обязательное обучение, и  дети поступают в школу для  малышей.
Система обязательного  образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку. В соответствии с Актом о реформе образования (1988) период обязательного образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет.
Начальное образование охватывает первые две стадии (с 5 до 11 лет). Дети обычно группируются по возрастным классам. Все предметы преподает один учитель. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии 13
В системе среднего образования Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные школы. В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей. Средние объединенные школы могут быть организованы различным образом: объединенные полные средние школы для детей от 11 до 18 лет; промежуточные школы, где ученики переходят в старшую объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее в 16 или 18 лет; школы для возрастной группы от 11-12 до 16 лет, комбинированные с так называемым «шестым классом». Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников.
В грамматических школах дается общее  полное среднее образование и  осуществляется подготовка учащихся к  обучению в высших учебных заведениях. Учебная работа в грамматических школах строится по принципу дифференцированного  учебного плана. После окончания 5-го класса примерно 60% учащихся, сдавших  экзамены и получивших общее свидетельство  об образовании на обычном уровне, уходят из школы. Остальные 40% продолжают обучение по индивидуальным учебным  планам в двухгодичном 6-ом классе, который  является выпускным.
Среди многочисленной группы общеобразовательных  школ в Англии выделяется небольшая  группа школ прямого субсидирования департаментом образования и  науки и частных школ. Среди  последних особое значение имеют  так называемые «паблик скулз», выпускники, которых поступают в наиболее престижные университеты и, впоследствии занимают высокие посты в политической и экономической иерархии британского общества.
До недавнего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директоров и старших преподавателей школ. Однако в соответствии с Законом об образовании (1986 г.) преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Но на сегодняшний день, реформы в образовательной политике коснулись все-таки школьных программ. Это относится, прежде всего, к объединенным школам. Примерно половина учебного времени в этом учебном заведении отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины.
Другая половина учебного времени  занята обязательными предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.
При оценке знаний в английской школе также используют тесты. Контроль за результатами обучения включает три равнозначных элемента: проверку, учет, диагностику. Контроль ориентирован на стандартную номенклатуру знаний, навыков, умений. В соответствии со стандартами выделяются три уровня достижений школьника: запоминание, умение пользоваться знаниями в нештатной ситуации, умение применить знания в реальной жизни.
Помимо текущего контроля и оценки знаний действует стандартизированная процедура экзаменационных проверок. Такие экзамены в начальной школе проводят для 7- и 11-летних учеников, в средней школе – для 14- и 16-летних. Оценки выставляют учителя и независимые члены экзаменационных комиссий. 14
Срок обучения в общеобразовательной школе достигает тринадцати лет. Обязательными являются одиннадцать лет обучения. По достижении 14-летнего возраста подростки имеют право поступать в профессиональные школы. После 16 лет они вправе продолжать образование или идти работать. К этому времени они могут получить сертификат об образовании обычного уровня (О). 15
После тринадцати лет успешного обучения вручается сертификат повышенного уровня (А)
Система дальнейшего  образования (в нашем понимании «среднее профессиональное образование») представляет собой конгломерат большого количества разнообразных колледжей, учебных центров, институтов, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях от профессионально-технического до высшего. В общей сложности в системе дальнейшего образования насчитывается около 700 специализированных учебных заведений от местных колледжей, в которых обучается без отрыва от работы на производстве молодежь в возрасте 16-18 лет, до политехнических, комплексных учебных заведений, в которых осуществляется подготовка на различных уровнях, включая и высший.
Помимо указанных заведений, в  системе дальнейшего образования  работает более 7 тыс. вечерних институтов и центров по обучению взрослых. Эти учебные заведения ведут  подготовку по различным специальностям или обеспечивают повышение образовательного и культурного уровня взрослого  населения.
Все заведения системы дальнейшего  образования находятся под контролем  местных органов. Исключение составляют учебные заведения, имеющие королевские  хартии. По сравнению с предыдущими  годами, в общем студенческом контингенте растет численность учащихся дневного обучения. С 60-х годов в системе дальнейшего образования произошли значительные изменения. Ее учебным заведениям было дано право присуждать академические степени, т.е. появилась возможность получить высшее образование не только в университетах, но и в политехнических учебных заведениях, открытых на базе наиболее крупных технических и коммерческих колледжей. В настоящее время политехнические колледжи являются основными заведениями системы дальнейшего образования, в которых сосредоточена подготовка специалистов с высшим образованием. Но следует отметить, что они представляют собой комплексные учебные заведения, осуществляющие подготовку как по обычному, так и по продвинутому курсу (с целью получения высшего образования), и доля студентов, занимающихся по программам высшего образования, составляет в них немногим более 30% общего контингента. Отсутствие единых учебных планов и программ (обучение ведется по программам, одобренным местными органами образования и профессиональными обществами) приводит к значительным различиям в уровне подготовки выпускников учебных заведений системы дальнейшего образования.
Профессиональное образование  предусматривает четыре уровня профессиональной готовности. Это компетентность, позволяющая производить однообразную работу (первый уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (второй уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (третий уровень); исполнение специальных персональных заданий (четвертый уровень). В ближайшее время планируется вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на второй из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство. 15
Профессиональное обучение осуществляется в объединнных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и центрах занятoсти. На особом месте находятся профессиональные колледжи. Здесь существует наиболее широкий спектр подготовки – от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от одного до пяти лет.
К системе высшего образования в Великобритании относятся традиционно академические университеты и профессионально-ориентированные политехнические колледжи.
По структуре университеты подразделяются на коллегиальные и унитарные. Наиболее яркий пример коллегиальных университетов – Оксфордский и Кембриджский, в состав которых соответственно входят 39 и 29 колледжей. В состав унитарных университетов входят факультеты и учебные отделения. Деятельность университетов регулируется их королевскими хартиями или уставами. Формально университет возглавляет канцлер, назначаемый королевой и являющийся, как правило, церемониальной фигурой. Реально главой администрации университета является вице-канцлер или ректор (Шотландия).
Руководящие органы университетов – совет и сенат. Совет – это высший административный орган, который формирует преподавательский и вспомогательный состав, решает финансовые вопросы. Сенат – академический орган. Председателем совета и сената является вице-канцлер, который выбирается. Состав органов управления также избирается. В органы управления в последнее время стали входить на паритетных началах представители профессорско-преподавательского состава, студентов и внешних организаций, заинтересованных в подготовке специалистов. 16
Учебный год в вузах Великобритании начинается в октябре и делится, как правило, на триместры по 810 недель каждый. Продолжительность  летних каникул четыре месяца с 1 июня по 30 сентября. 2
Основными видами занятий в вузах  Великобритании являются лекции, семинары, лабораторные работы, а также тьюториалы (индивидуально-групповой метод  обучения, предполагающий занятия с 210 студентами, которые проводятся тьютором не реже одного раза в неделю). Большое  внимание уделяется самостоятельной  работе студентов. Практические занятия  вынесены за рамки учебного плана  и не учитываются при расчете  баланса учебного времени.
Традиционный академизм университетов  привел к тому, что производственная практика либо совсем не включается в  программу подготовки, либо занимает в ней незначительное место, хотя многие университеты требуют от студентов  самостоятельного приобретения практического  опыта. В некоторой степени решению  этой проблемы способствует обучение по системе сэндвич-курсов, в соответствии с которой работа на производстве является неотъемлемой частью учебного процесса и чередуется с теоретическим  обучением. Такая форма стала  применяться и в университетах, но наиболее широкое распространение  она получила в системе дальнейшего  образования и, в частности, в  политехнических колледжах.
Создание  Открытого университета явилось  началом развития в стране высшего  заочного образования. Университет  ведет подготовку по следующим направлениям: гуманитарному, естественному, социальным наукам, математике, педагогике и технологии производственных процессов. Обучение строится на основе самостоятельного изучения учебников, методических материалов, рекомендованной литературы (60% учебного времени), учебных теле- и радиопрограмм (10%), работы с тьютором или преподавателем (15%), выполнения практических работ, контрольных  письменных заданий (15%).
Система экзаменов в университетах  определяется хартиями, однако в большинстве  случаев проводится два основных экзамена в конце 1-го и 3-го годов  обучения; по результатам экзаменов  обычно устанавливается вид и  уровень присваиваемой степени. Выпускникам высших учебных заведений  присваиваются академические степени; университетские и Совета по национальным академическим квалификациям.
По своему образовательному уровню степени, присуждаемые в университетах, разделены на первые и высшие. В  большинстве университетов первая степень по гуманитарным и естественным наукам – бакалавр. Курс обучения для получения первой степени обычно составляет 3 или 4 года (в медицине 6 лет). Первые академические степени бывают двух видов: почетные и обычные. Учебный курс, рассчитанный на получение почетной степени, предполагает глубокое изучение ограниченного числа предметов (в большинстве случаев основного и одного-двух вспомогательных). Курс, ведущий к получению обычной степени, рассчитан на изучение более широкого круга дисциплин.
Высшими степенями, присуждаемыми  в вузах, являются степени магистров  наук, искусств и философии; докторов философии, литературы, права. Степени  магистра наук или искусств присваиваются  после получения степени бакалавра  и дальнейшего обучения (12 года) или  выполнения научно-исследовательской  работы. В последнее время введена  степень магистра философии, которая  в основном присуждается за научно-исследовательскую  работу, проведенную в течение 2-х  лет и более. Следует отметить, что степень магистра вообще мало распространена в стране, и ее часто  присуждают лицам, которые не смогли пройти полный курс докторской подготовки. Степень доктора философии можно  рассматривать как первую ученую степень в Англии. Она присваивается  после подготовки и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований. Обычно такая работа требует не менее 3 лет. За выдающийся вклад в науку или практику университеты присваивают высшие степени доктора наук или литературы. 17
Процедура приема в вузы Англии обусловлена  наличием двух секторов высшего образования. . В университеты принимаются лица, имеющие общее свидетельство об образовании (General Certificate of Education), включающее не менее двух предметов, соответствующих избранному виду специальности, которые сданы на повышенном уровне. Прием в университеты осуществляется в централизованном порядке. Более 90% абитуриентов поступают в эти вузы через Центральный совет по приему. В адрес совета направляется заявление, в котором абитуриент указывает избираемую специальность и название не более 5 университетов, где он хотел бы заниматься. Совет рассматривает заявление и направляет его в одно из учебных заведений, которое на основании конкурса документов принимает окончательное решение о зачислении. В ряде случаев при поступлении требуется школьная характеристика, иногда абитуриент вызывается для собеседования или тестирования. В некоторых университетских колледжах (Оксфорд, Кембридж) проводятся конкурсные вступительные экзамены. 18
Реформа высшего образования, проводимая в настоящее время в Великобритании в соответствии с Законом о  дальнейшем и высшем образовании, предполагает:
    создание единой структуры финансирования университетов, политехнических институтов и колледжей системы высшего образования;
    дальнейшее совершенствование качества подготовки специалистов, и с этой целью организацию внешнего контроля за качеством подготовки с помощью общенационального аудиторского органа, созданного вузами;
    установление более тесных связей вузов с промышленными предприятиями и коммерческими структурами для дальнейшего экономического развития страны;
    расширение доступа к высшему образованию взрослого населения страны.
В соответствии с прогнозами будет  расширено обучение по форме неполного  учебного дня в системе образования  взрослых. Возрастет доля частного финансирования высшей школы за счет промышленных и коммерческих структур, пожертвований от частных лиц  и выпускников вузов, оплаты за обучение, что предопределит, в свою очередь, более независимую деятельность высших учебных заведений. Однако определяющим по-прежнему останется государственное  финансирование высшей школы. Закон  о дальнейшем и высшем образовании, принятый в 1992 г., упраздняет бинарную систему (противопоставляющую университетам политехнические институты и колледжи), учреждает единую модель высшего образования, предоставляя политехническим колледжам и эквивалентным учебным заведениям статус университета.
В реформе  высшего образования особое место  отводится Открытому университету. Подчеркивается, что Открытый университет  является единственным в своем роде высшим учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных  специалистов по форме неполного  учебного дня через дистанционное (дистантное) обучение. Модернизация высшего  образования предполагает дальнейшую компьютеризацию высшей школы в новых условиях, целесообразность субсидирования научно-исследовательских работ по этой проблеме. В целях оказания помощи в проведении реформы правительство создает специальную консультационную службу для разъяснения новой структуры и механизма ее внедрения19
Таким образом, совершенствование системы образования  Великобритании в последние десятилетия  является одним из заметных процессов  общественной и культурной жизни  страны, надежным инструментом решения  социально-экономических проблем  государства
 
 
 
II. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  СИСТЕМ КРУПНЕЙШИХ СТРАН КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ  ЕВРОПЫ 
2.1. Образовательная система Германии
 
Система образования в Германии представляет собой классическую трехстепенную  структуру, состоящую из начальной, средней и высшей школы (см. приложение 3). На всех уровнях этой структуры представлены как государственные, так и частные образовательные учреждения, хотя количество последних незначительно. Германское государство гарантирует всем гражданам получение обязательного среднего образования, поэтому обучение в государственных начальных и средних школах бесплатное. В большинстве случаев бесплатным является и обучение в государственных университетах. Руководящими органами системы образования являются Постоянная конференция министров образования и культуры земель ФРГ и Конференция ректоров учебных заведений Германии. На уровне земель руководство образовательным процессом осуществляют земельные профильные министерства, которые, в частности, утверждают учебники для использования в школах данной земли. В каждой из земель действует свой закон об образовании, составленный на основе основного федерального закона20
Общегeрманское министерство образования осуществляет сугубо координаторские функции. Фактически вопросами образования в каждой из земель ведает свое министерство. Министры входят в общенациональную Постоянную конференцию, где решения принимаются консенсусом и имеют рекомендательный характер. Главным источником финансирования образования являются бюджеты земель и муниципалитетов.
Основные  черты современной системы образования  в Германии сформировались в период Веймарской республики (1920-е годы), когда  произошло разделение средней школы  на полную народную школу, реальную школу и гимназию. До начала 1950-х годов обучение в реальной школе и гимназии было платным 21
Сеть дошкольных детских  учреждений в Германии развита слабо. Небольшое число детских садов, находящихся в основном в частном ведении, охватывают детей возраста 3 – 5 лет. 22
Обучение в школе начинается в возрасте 6 лет и обязательно в течение 9, а в некоторых землях 10 лет.
Первой  ступенью в школьной системе  является начальная школа: I – IV классы, в некоторых землях I – VI классы. В начальных классах, особенно в первые 2 года, широко применяется комплексное обучение. Немецкий язык, арифметика, краеведение, музыка, физкультура, религия преподаются в комплексе. Лишь в III и IV классах выделяются отдельные предметы, хотя язык, краеведение и музыка продолжают преподаваться в комплексе.
Первые шесть лет все учащиеся занимаются вместе, в IV – VI классах решается вопрос, где ученик будет продолжать образование: в полной народной, реальной школе или гимназии. Это зависит не от материального достатка его родителей, а от его способностей и желания 3
Обучение в полной народной школе продолжается до IX или X класса. Этот вид учебного заведения нацелен, прежде всего, на получение профессии: уроки профессионального мастерства в целом посещаются учениками охотнее, чем занятия по другим предметам.
В полной народной школе религия, история, обществоведение, родной язык занимают 33% всего учебного времени. На естествознание (биологию, начальные сведения по физике и химии) и математику отводится  по 4 часа в неделю. Труд, физкультура и предметы эстетического цикла (рисование, пение, музыка) занимают 22% учебного времени.
Контингент полной народной школы  с годами снижается из-за возрастания числа учеников, желающих получить широкое образование, дающее лучшие перспективы для карьеры.
Образовательная система Германии не создает тупиковых ситуаций в смысле продолжения обучения, и окончившие полную народную школу при выполнении ряда условий (дополнительное посещение занятий, сдача экзаменов) могут получить свидетельство реальной школы. Последняя отличается от полной народной более высоким качеством обучения, широким спектром преподаваемых дисциплин, а также возможностью выбора уклона (математико-естественно-научного, языкового, общественно-экономического и др.).
Реальная  школа характеризуется западногерманскими педагогами как «теоретико-практическая». В отличие от полной народной школы, в реальной преподаются как обязательные предметы физика, химия, биология и английский язык. На более высоком уровне ведется преподавание математики. В старших классах вводится один-два предмета по выбору, что дает возможность учащимся специализироваться в какой-либо области. Хорошо успевающие учащиеся реальных школ могут переходить в гимназии.23
Документ об окончании полной народной и реальной школ дает право на поступление  в профессиональные училища; реальная школа вместе с тем открывает  возможность обучения в профессиональных школах более высокой ступени, а  при сдаче дополнительных экзаменов – в гимназии. Аттестат гимназии, обучение в которой длится до 13 класса включительно, позволяет поступить в вуз.
Гимназии – единственные учебные заведения, дающие доступ к высшему образованию. На младших ее ступенях учится не более 16% подростков соответствующего возраста.
В течение учебы происходит отсев  школьников, который особенно велик  после X класса, а также на переходе из средней на старшую ступень гимназии (XI – XIII классы). Оканчивают гимназию в XIII классе лишь половина из тех, кто поступил в нее.
Гимназии имеют специализированный характер и традиционно делятся  на классические, естественно-математические и гимназии современных языков. Есть также инженерные, экономические и педагогические гимназии. Обязательные предметы для всех типов гимназий – немецкий язык, история, география, математика, биология, физкультура, музыка и религия. В классических гимназиях обязательно изучение латинского, греческого и одного из современных языков. В естественно-математических усиленно изучаются математика, физика и химия. В гимназиях современных языков в качестве первого иностранного языка предлагается английский или французский.
Обучение в гимназии делится  на три ступени: низшую (V – VII классы), среднюю (VIII –X классы) и старшую (XI – XIII классы). Старшая ступень, в свою очередь, предусматривает пропедевтический (XI класс) и квалификационный (XII – XIII классы) курсы. Целью вводного этапа на старшей ступени является подготовка учащихся к курсовой системе обучения, общий срок обучения на ней составляет, как правило, 2,5 – 3 года, однако допускаются и индивидуальные темпы. Так, в отдельных случаях, когда учащийся показывает выдающиеся результаты в классе, он может пропустить вводный курс. В противном случае продолжительность пропедевтического курса может быть увеличена на один год. 24
На старшей ступени гимназии введена курсовая система обучения: школьники самостоятельно составляют индивидуальный учебный план, включая  в него, наряду с обязательными  предметами, дисциплины по выбору. Курсовое обучение сопровождается индивидуальной профориентационной работой. В целом образование в гимназии носит преимущественно гуманитарный характер
В школьной системе Германии сравнительно небольшое место занимают «общие школы», в которых нет четкого разделения на виды обучения. Их существование можно рассматривать пока в качестве эксперимента.
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых много религиозных. В них обучается примерно 8% учащихся. Поскольку частные школы более свободны в выборе программ и акцентов в обучении, чем государственные, то в них зачастую проходят апробацию различные педагогические альтернативы.
При оценке знаний в средних  учебных заведениях распространена шестиуровневая шкала оценок, каждой из которых соответствует определенная сумма баллов с учетом тенденции оценки: отлично (1) = 15 – 14 – 13 баллов; хорошо (2) = 12 – 11 – 10 баллов; удовлетворительно (3) = 9 – 8 – 7 баллов; ниже удовлетворительного (4) = 6 – 5 – 4 баллов; слабо (5) = 3 – 2 – 1 балл; неудовлетворительно (0) = 0 баллов.
В бывшей ГДР после воссоединения первым шагом при переходе системы среднего образования на новые условия функционирования стало создание трех видов школы: полной народной, реальной и гимназии. Однако пока они существуют как бы друг над другом: окончание X класса приравнивается к окончанию полной народной школы, причем IX класс разделяется на выпускной класс полной народной школы и IX класс (начальный) реальной школы. Выпускник X класса получает свидетельство об окончании реальной школы, а XI – XII классы имеют статус гимназической ступени обучения. 25 Первое полугодие X класса считается пробным, и в этот период происходит значительный отсев, так что число выпускников реальной школы, обучающихся в гимназии, составляет около 16 %.
Постепенно вводится более дифференцированная система обучения – с гибким подходом  к каждому ученику в зависимости от его способностей и с различными уклонами в обучении 26
Государственная система профессионального образования обязательна для выпускников полной народной школы. Из всех обучающихся в ней подавляющее большинство посещают занятия в профессиональной школе низшего типа без отрыва от производства, где они проходят курс ученичества. Занятия в школе продолжаются в течение 3-х лет по 6 – 8 часов в неделю. Программа обучения в этих школах узкопрофессиональна, учащиеся получают в основном знания, связанные с их специальностью.
В некоторых профессиональных школах есть общеобразовательные классы, окончание  которых дает право на поступление  в профессиональные школы повышенного  типа.
Система профессиональных школ повышенного типа весьма разнообразна. Она включает множество «школ специальностей» – домоводческие, медицинские, сельскохозяйственные и др. со сроком обучения 1 – 4 года. Эти школы готовят квалифицированных работников главным образом для сферы обслуживания. 2
Имеется также небольшая сеть технических  училищ и инженерных школ для окончивших реальные школы или X классов гимназии. Срок обучения в них 2 – 3 года, в течение которых готовятся специалисты средней квалификации (техники) и инженеры широкого профиля 3
Система профессионального образования  Германии высоко оценивается во всем мире.
Она предполагает параллельное обучение в образовательном учреждении и  на предприятии (фирме), причем приоритетным считается второе, занимающее, как правило, три четверти учебного времени. В школах занятия ведут педагоги, на предприятиях – инструкторы-мастера. В среднем профессиональном образовании наметился отход от узкой специализации к широкой квалификации, охватывающей несколько специальностей.
Обучение оплачивают предприятия за счет своих средств и государственных дотаций. Например, в трудовом обучении учеников реальных училищ участвуют до 450 тыс. компаний и предприятий – от гиганта «Мерседес-Бенц» до мелких велосипедных мастерских. Училище подводит под полученные на фирме знания теоретическую основу и расширяет общий кругозор. 80% учащихся заключают договор с фирмой, куда они поступают в качестве учеников.. По окончании курса обучения в профессиональном училище выдается свидетельство, которое действительно только в сочетании с документом о прохождении обучения на фирме и дает право на поступление в вуз.27
Несмотря на достоинства профессионального обучения в Германии, в настоящее время оно испытывает определенные трудности. По специальностям пищевой промышленности, химической, текстильной и электротехнической отраслей наблюдается ежегодное снижение числа учащихся, и количество учебных мест стабильно его превышает; в сфере управления, организации, подготовки офисных работников, получающих навыки обращения с оргтехникой, наблюдается обратная тенденция: число желающих обучаться этим профессиям от общего числа претендентов на профессиональное  образование превышает число учебных мест в данных областях и их общее количество в профессиональных училищах. 2
В восточных землях в системе  профессионального образования  в настоящее время происходят некоторые изменения. После объединения  страны число учащихся ПТУ сократилось  примерно на треть. Обусловлено это, с одной стороны, тем, что расширен доступ на гимназическую ступень обучения. Другой причиной стало то, что предприятия, при которых находились профессиональные училища, в значительной мере обанкротились и закрываются, а те, что сохраняются, стремятся освободиться от потенциальных убытков и лишних издержек, к источнику которых они относят и расходы на профессиональные училища. Правительство Германии стремится поддержать профессиональные училища, одновременно приводя их в рамки действующих в старых землях систем профессионального образования.
Вводится дуалистическая система  с двойной ответственностью образовательных  учреждений и фирм  за профессиональное образование (хотя и в ГДР профессиональные училища основывались на сочетании теоретического и практического обучения).
Принята программа помощи профессиональному  образованию в новых землях с  целью максимально сбалансировать спрос и предложения на учебные  места. Программа нацелена на переориентацию подготовки специалистов с крупных  предприятий на мелкие и средние, которые,  как и в старых землях, должны составлять основу промышленности. Предполагается, что именно на небольших  фирмах будут в перспективе проходить  практическое обучение ученики профессиональных училищ. Чтобы заинтересовать малые  и средние предприятия в содействии профессиональному образованию, предусмотрены  дотации на каждого ученика.
Опекунский совет, в ведении  которого находится вся собственность  бывшей ГДР и который занимается приватизацией государственных  предприятий,  предусматривает в  контрактах на продажу заводов и  фабрик в частные руки сохранение определенного количества мест. 28
В целом оптимальным средством  расширения числа учебных мест для  учащихся профессиональных училищ  является создание атмосферы материальной заинтересованности фирм
Система высшего образования Германии объединяет 326 учебных заведений, подавляющее большинство которых являются государственными (негосударственные вузы обязаны иметь государственную лицензию на преподавание). Основу системы составляют: классические университеты (факультеты медицины, гуманитарных и естественных наук, теологии, социологии, экономики, сельского и лесного хозяйства, инженерии), технические университеты (инженерия), общие университеты (специальное профессиональное образование и научные исследования), педагогические институты, медицинские колледжи, философско-теологические и церковные колледжи, колледжи спорта. К числу вузов неуниверситетского типа принадлежат профессиональные высшие школы (профессиональное образование в сферах бизнеса, экономики, сервиса, сельского хозяйства и прикладного искусства) и колледжи искусств.
Университетское образование  нацелено на подготовку всесторонне развитого, обладающего широким кругозором профессионала. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» – система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом. Система высшего образования в ФРГ также подразумевает совмещение учебного процесса с научными исследованиями. Эти особенности определяют график учебного процесса в университетах: каждый семестр состоит из лекционных периодов (14– 20 недель) и нелекционных, во время которых студент занимается самостоятельной научной работой. 28
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства. Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них максимально приближено к практике, все преп
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.