Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Опрос как метод получения социологической информации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.10.2012. Год: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
 
(ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)
 
Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
             
по дисциплине
«Социология»
Тема: Опрос как метод получения социологической информации
 
 
 
Студент: Черняев Александр Валерьевич
               шифр 111-КЭК-610
               домашний адрес: г. Владивосток, ул. Пушкинская д.8-б, кв.6
 
Руководитель:   __
 
 
 
Владивосток
2012
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…4
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...…….6
1.2.           Интервью, его типы и особенности……………………………………….8
§2. Классификация вопросов………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2.2, с. 450].
На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
-   опрос (анкетирование и интервьюирование);
-   анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
-   наблюдение (невключенное и включенное);
-   эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
В данной контрольной работе мы остановимся лишь на одном методе сбора первичных данных – опросе, обозначим его виды, более подробно углубимся в разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование, рассмотрим их особенности и недостатки.
 
 
 
 
 
1.      Опрос и его виды
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора и получения информации в современных со­циологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной комму­никации, следует учитывать тот факт, что возможности дан­ного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее, метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследованиях общественных явлений.
В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают отве­ты. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопро­сы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и ис­следователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.
Различают несколько типов опроса:
- по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
- по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
В зависимости от того, каким образом формулируются от­веты, опрос также может быть свободным - когда опрашива­емые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоя­тельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмот­рено стандартизированным ответом.
Недостаток опроса как метода получения информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не прине­сут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Либо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Остановимся на них более подробно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1.           Анкетирование и его особенности. Структура анкеты.
Требования к составлению анкеты.
Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента  используется вопросник (анкета).  Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. структуру.
Структура анкеты выглядит следующим образом:
- вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
- вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
- паспортичка (статус и положение участника).
         Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса оставляется место, и просят респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса предлагается перечень альтернатив. Более подробно классификацию вопросов мы рассмотрим позже.
Следует также учитывать форму­лировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последователь­ности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внима­ние опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной.
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.
Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.
Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).
В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.
В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.
В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.           Интервью, его типы и особенности.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, — это интервьюирование [2.5, с. 409]. Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
- при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
- этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулиров­ки, ставить дополнительные, вопросы.
- опытный социолог может видеть, искренне или неискренне  отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора соци­ологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Ин­тервью – сложный, трудоемкий процесс, тре­бующий наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интер­вьюера и респондента.
Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представля­ется, говорит о целях и задачах исследования, гаранти­рует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содер­жанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувство­вал, что полностью погрузился в беседу, оно может приоб­ретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.                                      
Разные виды интервьюирования предполагают наличие  у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Можно выделить несколько типов интервью.
По степени формализации выделяют:
- стандартизированное, или формализованное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
- нестандартизированное, или свободное интервью. Здесь  интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту.
- полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов [2.5, с. 410].

По стадии исследования выделяют:

- предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

- основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

- контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников:

- индивидуальное интервью – интервью, в котором участвует только исследователь и респондент.

- групповое интервью – интервью, в котором участвует более двух человек.

- массовое интервью – интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов [2.1, 172].
Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или свободными. В случае если речь идет о свободных ответах, различают экстенсивное и интенсивное интервью. В ходе экстенсивного интервью исследователь задает серию типичных вопросов, заготовленных предварительно.
Если на ос­нове полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.
Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого [2.1, с. 171].
В любом случае, для того чтобы информация, полу­ченная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тща­тельно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
2.      Классификация вопросов.
Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:
По содержанию:
- о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;
- фактах поведения- вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;
- личности респондента - вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);
По форме:
- открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;
- закрытые - вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.