На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Опрос как метод получения социологической информации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
 
(ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз»)
 
Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
             
по дисциплине
«Социология»
Тема: Опрос как метод получения социологической информации
 
 
 
Студент: Черняев Александр Валерьевич
               шифр 111-КЭК-610
               домашний адрес: г. Владивосток, ул. Пушкинская д.8-б, кв.6
 
Руководитель:   __
 
 
 
Владивосток
2012
Введение…………………………………………………………………………...3
§1. Опрос и его виды…………………………………………………………...…4
1.1. Анкетирование и его особенности. Структура анкеты. Требования к составлению анкеты………………………………………………………...…….6
1.2.           Интервью, его типы и особенности……………………………………….8
§2. Классификация вопросов………………………………………………..…..11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список используемой литературы……………………………………………...14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.
Методом в социологии называется, система принципов и способов построения социологического (эмпирического и теоретического) познания, обеспечивающая знания об обществе и о социальном поведении индивидов [2.2, с. 450].
На основе этого определения можно четко сформулировать, что же такое методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.
В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:
-   опрос (анкетирование и интервьюирование);
-   анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ));
-   наблюдение (невключенное и включенное);
-   эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).
В данной контрольной работе мы остановимся лишь на одном методе сбора первичных данных – опросе, обозначим его виды, более подробно углубимся в разновидности опроса – анкетирование и интервьюирование, рассмотрим их особенности и недостатки.
 
 
 
 
 
1.      Опрос и его виды
Опрос является наиболее часто используемым способом сбора и получения информации в современных со­циологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной комму­никации, следует учитывать тот факт, что возможности дан­ного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее, метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследованиях общественных явлений.
В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают отве­ты. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопро­сы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и ис­следователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.
Различают несколько типов опроса:
- по способу контакта с респондентом: лично, по телефону, по почте (в том числе по электронной) и через Internet;
- по типу респондентов: опрос физических лиц, опрос юридических лиц, опрос экспертов;
- по месту проведения опроса: дома, в офисе, в местах продаж;
- по типу выборки: опрос репрезентативной либо целевой выборки.
В зависимости от того, каким образом формулируются от­веты, опрос также может быть свободным - когда опрашива­емые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоя­тельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмот­рено стандартизированным ответом.
Недостаток опроса как метода получения информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не прине­сут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Либо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.
Различают два основных вида опросов – анкетирование и интервью. Остановимся на них более подробно.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1.           Анкетирование и его особенности. Структура анкеты.
Требования к составлению анкеты.
Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента  используется вопросник (анкета).  Анкета – это система вопросов, объединенная единым замыслом, и направленная на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. В нее входят упорядоченный список вопросов, на который опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами. Анкета имеет определенное строение, т.е. структуру.
Структура анкеты выглядит следующим образом:
- вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
- вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
- паспортичка (статус и положение участника).
         Все вопросы делятся на два основных типа – открытые и закрытые. В открытых после текста вопроса оставляется место, и просят респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса предлагается перечень альтернатив. Более подробно классификацию вопросов мы рассмотрим позже.
Следует также учитывать форму­лировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ. Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последователь­ности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внима­ние опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу. Для того чтобы были получены как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной.
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.
Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.
Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).
В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.
В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.
В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.           Интервью, его типы и особенности.
Разновидность опроса, которая представляет собой целенаправленную беседу между исследователем (интервьюером) и респондентом (интервьюируемым) с целью получения необходимой информации, называется интервью. Форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом, — это интервьюирование [2.5, с. 409]. Интервью — это, прежде всего взаимодействие двух людей, связанных особыми нормами поведения: интервьюер не должен высказывать никаких суждений по поводу ответов и обязан обеспечивать их конфиденциальность; респонденты, в свою очередь, должны отвечать на вопросы правдиво и вдумчиво.
Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
- при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
- этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулиров­ки, ставить дополнительные, вопросы.
- опытный социолог может видеть, искренне или неискренне  отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора соци­ологической информации.
Однако и у этого метода есть свои недостатки. Ин­тервью – сложный, трудоемкий процесс, тре­бующий наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интер­вьюера и респондента.
Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представля­ется, говорит о целях и задачах исследования, гаранти­рует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содер­жанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувство­вал, что полностью погрузился в беседу, оно может приоб­ретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.                                      
Разные виды интервьюирования предполагают наличие  у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений. Можно выделить несколько типов интервью.
По степени формализации выделяют:
- стандартизированное, или формализованное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
- нестандартизированное, или свободное интервью. Здесь  интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту.
- полустандартизированное, или фокусированное, интервью. При проведении данного вида интервью исследователь руководствуется перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов [2.5, с. 410].

По стадии исследования выделяют:

- предварительное интервью. Используется на стадии пилотажного исследования.

- основное интервью. Используется на стадии сбора основных сведений.

- контрольное интервью. Используется для проверки спорных результатов и для пополнения банка данных.

По количеству участников:

- индивидуальное интервью – интервью, в котором участвует только исследователь и респондент.

- групповое интервью – интервью, в котором участвует более двух человек.

- массовое интервью – интервью, в котором участвуют от сотни до тысяч респондентов [2.1, 172].
Ответы, полученные в результате интервью, могут быть стереотипными или свободными. В случае если речь идет о свободных ответах, различают экстенсивное и интенсивное интервью. В ходе экстенсивного интервью исследователь задает серию типичных вопросов, заготовленных предварительно.
Если на ос­нове полученных в ходе интервью ответов должен быть составлен некий статистический обзор, применяется интервью со стереотипными ответами. Если же необходимо глубже исследовать сущность проблемы, проводится интенсивное интервью. В этом случае стремятся к репрезентативности выборки, т.е. отбирают индивидов, характерных для социальной группы, чьи проблемы исследуются.
Интервью обычно применяют, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого [2.1, с. 171].
В любом случае, для того чтобы информация, полу­ченная в ходе интервью, была точной и представляла собой реальную основу для выводов, интервью должно быть тща­тельно подготовлено, и, прежде всего, необходимо четко сформулировать вопросы.
 
 
 
 
 
 
 
2.      Классификация вопросов.
Все вопросы, используемые при составлении анкет, можно классифицировать следующим образом:
По содержанию:
- о фактах сознания - вопросы, в основе которых лежит цель раскрытия мнений, пожеланий, ожиданий респондентов;
- фактах поведения- вопросы, задаваемые для обнаружения поступков, действий и результатов деятельности респондентов;
- личности респондента - вопросы, задаваемые с целью получения личных данных респондента (пол, возраст, место рождения и т. д.);
По форме:
- открытые - вопросы, не содержащие вариантов ответа. Это позволяет исследователю узнать более полную информацию по интересующему его вопросу. Отвечая на такие вопросы, респонденты выделяют то, что волнует их больше, и проявляют свой образ мысли. Но данные вопросы имеют и недостатки. При высказывании ответов изменяется граница суждений и акцент: доминирующая информация может оказаться на втором плане и наоборот. При анализе данных, полученных в результате использования открытых вопросов, исследователь сталкивается с трудностями расшифровки и обработки. Для обработки полученных данных исследователю требуется произвести дополнительную группировку, классификацию, контент-анализ и т. д.;
- закрытые - вопросы, включающие варианты ответов. Респонденту требуется выбрать один из вариантов предложенных ответов. Это позволя
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.