На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия на примере ОАО «Беларуськалий»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
Учреждение образования
"БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 
ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И УПРАВЛЕНИЯ
 
 
Кафедра менеджмента и маркетинга

 

 

курсовая работа

    
по дисциплине: управление организацией
 
на тему: Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия  на примере ОАО «Беларуськалий»
 
 
 
 
Студент(ка) 3 курса 62 им группы    _______________________          ___________
                                                                                         (подпись)                  (Ф.И.О.)             
 
Руководитель
________________                                _______________________      _____________
(ученая степень, звание)                                              (подпись)                    (Ф.И.О.)       
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МИНСК 2011
Содержание
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью на предприятиях…...4
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий…………………8
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности………..14
2. АНАЛИЗ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВЭД НА ОАО "БЕЛАРУСЬКАЛИЙ"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности……………………………………………………………………………16
2.2 Анализ сбытовой  деятельности ОАО "Беларуськалий" на внешних рынках…………………………………………………………………………….….… 18
2.3 Анализ системы управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий" ………………..…22
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЭД ………………………………………………………………..…24
Заключение……………………………………………………………..……………… 28
Список использованных источников……………………………………………..….. 30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Современный период экономического развития в Республике Беларусь сопровождается построением новой системы хозяйствования, в которой административные методы в управлении производственно-хозяйственными системами отдают место рыночным принципам управления.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что недостаточная эффективность деятельности многих белорусских предприятий во многом определяется не только внешними факторами, общим состоянием экономики республики, высокими налогами, но и внутренними факторами, в частности такими, как наличие на предприятии эффективной системы управления внешнеэкономической деятельностью.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие по производству минеральных удобрений Открытое Акционерное Общество "Беларуськалий" (ОАО "Беларуськалий"), данное предприятие является одним из крупнейших в мире поставщиков минеральных удобрений.
Предмет проводимого в работе исследования - система управления внешнеэкономической деятельности на предприятии.
Цель исследования - на основании теоретических исследований проблемы и анализа ее состояния на ОАО "Беларуськалий" найти возможные пути повышения эффективности системы управления ВЭД.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
?   рассмотреть понятие ВЭД, теоретические основы управления ВЭД, государственное регулирование ВЭД;
?   дать организационно-экономическую характеристику объекту исследования;
?   рассмотреть структуру экспорта объекта исследования;
?   провести анализ существующей на предприятии системы ВЭД, выявить ее сильные и слабые стороны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Теоретические основы управления внешнеэкономической деятельностью на предприятии
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия. Организационная структура управления ВЭД  на предприятияхё
 
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) - совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Понятие внешнеэкономической деятельности в настоящее время наиболее приемлемо к внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования. Связано это с результатом реформирования внешнеэкономической сферы, в результате которой: роль государства во внешнеэкономической деятельности коренным образом изменилась. Во ВЭД государство выступает в основном регулятором этой деятельности, в отличие от его роли при осуществлении межправительственных экономических связей, где оно является непосредственным субъектом этих связей; центром внешнеэкономической деятельности становятся субъекты хозяйствования, а сама ВЭД осуществляется в основном на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объемов и сроков поставок.
Внешнеэкономическая деятельность реализуется как на уровне государства, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов. В первом случае внешнеэкономическая деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей. Рациональная внешнеэкономическая политика государства может привести к повышению темпов роста национального дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных вложений.
Предприятием является хозяйствующий субъект, который на основе использования экономических ресурсов производит и реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - это сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной интеграцией и кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий Республики Беларусь. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач. Для белорусских предприятий это такие задачи, как:
?   свободный выбор производственных ресурсов с опорой на возможности мирового рынка;
?   свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции с максимальной прибыльностью;
?   свобода выбора производственного партнера по кооперации, в наибольшей степени отвечающего экономическим интересам предприятия;
?   свобода выбора путей и возможностей повышения технического уровня производства и конкурентоспособности производимой продукции, укрепления экспортного потенциала;
?   включаясь в международную кооперацию производства, предприятие становится участником международного воспроизводственного процесса как единого целого, отдельные элементы которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Это создает основу для экономической стабильности отдельных его звеньев.
Отличия внешнеэкономической деятельности предприятия от внутрихозяйственной заключаются в том, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе, регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность предприятия оказывает влияние уровень развития и стабильность национальной экономики, система мировых цен, а также правовая система собственной страны и правовые системы стран, в которых предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность [4, с.11].
Законодательством Республики Беларусь предопределено, что предприятиям разрешено самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность.
Предприятие самостоятельно определяет вид своей деятельности и принимает решения по выполнению поставленных задач. Критерием выбора той или иной правовой формы внешнеэкономической деятельности являются экономические возможности и потребности предприятия.
Предприятие может осуществлять любые виды внешнеэкономической деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе.
Все предприятия - участники внешнеэкономической деятельности являются самостоятельными юридическими лицами, обладающими обособленным имуществом, имеющими право от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, а также быть истцами в суде. Как участник внешнеэкономического оборота предприятие обладает гражданской право - и дееспособностью.
Гражданская правоспособность предприятия носит специальный характер (в соответствии с целями деятельности) и определяется в уставе. При совершении сделки, противоречащей целям, указанным в уставе, данная сделка может быть признана недействительной с последствиями в виде двусторонней реституции.
Гражданская дееспособность - это способность юридического лица к реализации своих прав и обязанностей. Дееспособность наступает с момента государственной регистрации юридического лица и реализуется через его исполнительные органы. Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в балансе предприятия. Имущество может находиться в собственности предприятия и в хозяйственном ведении. За неисполнение обязательств по договорам предприятие несет полную ответственность своим имуществом.
Все предприятия - производители конкурентоспособной продукции имеют право на самостоятельное осуществление экспортно-импортных операций. В связи с этим в хозяйственной деятельности любого производителя, выходящего на внешний рынок, существенную роль может играть внешнеторговая деятельность. Выход на внешний рынок предприятия могут осуществлять как самостоятельно, так и через внешнеторговые организации-посредники. Эти организации, как правило, реализуют продукцию мелких и средних фирм на мировом рынке, но к их услугам могут прибегать и крупные предприятия, не имеющие своего внешнеторгового аппарата.
Внешнеторговые организации оказывают и другие посреднические услуги, например: кредитование покупателей, заключение контрактов с транспортными и страховыми компаниями, посредничество в платежных операциях и другие. Иногда внешнеторговые фирмы осуществляют предпродажную доработку товаров, повышая их конкурентоспособность. В настоящее время более половины мирового товарооборота осуществляется через фирмы-посредники. Их привлечение преследует цели повышения эффективности внешнеторговых операций, использования конъюнктуры, предоставления необходимых торговых услуг.
Таким образом, любое предприятие, выходящее на мировой рынок, может самостоятельно осуществлять внешнеторговую деятельность, образуя при этом собственные внешнеторговые фирмы, которые могут создаваться на общем балансе предприятия или на самостоятельном балансе с правом юридического лица. Либо предприятие может прибегать к услугам посреднических организаций, в случае небольшого объема выпуска продукции.
Критерием выбора способа выхода на мировой рынок служит минимизация расходов на осуществление внешнеэкономической деятельности. Кроме того, предприятию необходимо располагать информацией о валютно-финансовых, правовых аспектах выхода на мировой рынок, конъюнктуре мирового рынка, системе цен и определять эффективность осуществления экспортно-импортных операций [5, с.17].
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Белорусское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
Управление деятельностью предприятия в условиях рыночной экономики требует четкой и целенаправленной его организации. Центральное место в организации управления на уровне промышленного предприятия занимает организационная структура управления, в том числе организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью [12, с.44].
Одну из таких сфер очень важных и, вместе с тем, специфических представляет сфера ВЭД. Внешнеэкономическая деятельность, будучи составной частью хозяйственной деятельности предприятия в целом, имеет свои специфические черты. Она связана с выходом предприятия на внешние рынки, осуществлением внешнеторговых операций, других форм экономического сотрудничества и выступает как очень важный внешний фактор его социально-экономического развития в условиях глобализации мировой экономики.
Соответственно организационная структура управления ВЭД на уровне промышленного предприятия должна рассматриваться как органическая составная часть, как подсистема, организационной структуры предприятия в целом, но имеющая свои специфические особенности.
Итак, организационная структура управления ВЭД представляет подсистему общей организационной системы управления предприятием. Ее создание и функционирование должно быть тесно связано с созданием и функционированием всех других звеньев системы. Вместе с тем, оргструктура управления ВЭД внутри своей подсистемы имеет свои звенья (элементы), свое разделение труда и специализацию, свои правила формирования и функционирования.
Однако при формировании (совершенствовании) организационной структуры ВЭД предприятия важно учитывать следующие общие и специфические подходы и принципы:
1.   организационная структура управления ВЭД, прежде всего, должна формироваться с учетом общей стратегии предприятия. Ее функционирование должно быть направлено на достижение главных целей предприятия, т.е. служить средством достижения этих целей. Вместе с тем оргструктура управления ВЭД должна создаваться с учетом целей и задач, стоящих перед предприятием в области его внешнеэкономической деятельности и направлена на более полное использование ВЭД как фактора экономического роста;
2.   при формировании данной оргструктуры важно учитывать сложившийся тип оргструктуры управления предприятием в целом. Это может быть линейный, функциональный, дивизиональный, матричный или другой какой либо тип оргструктуры. Однако, следует выбирать такой тип, который является наиболее подходящим для эффективного управления ВЭД на данном предприятии в данной среде. Могут создаваться смешанные типы оргструктуры [11, с. 20].
 
Важно учитывать также общий порядок формирования (создания) оргструктуры управления ВЭД, который сложился в мировой практике. Считается, что при создании оргструктуры на предприятии, которое только начинает выходить на внешние рынки, необходимо в начале, исходя из общей стратегии предприятия, определить его цели и задачи в области ВЭД, затем - сформулировать функции, которые были бы направлены на выполнение этих задач. Далее, в соответствии с проделанной работой, осуществить выбор формы оргструктуры управления ВЭД, определить ее звенья (элементы), построить схему (модель) будущего аппарата управлении, расписать и конкретизировать намеченные функции по конкретным структурам (отделам, подотделам, секторам, бюро и (или) ответственным лицам, обеспечить эффективное функционирование.
Таким образом, выбор форм и систем управления ВЭД во многом зависит от степени участия предприятия в международной экономической деятельности, от масштабов этой деятельности. На практике в организации управления ВЭД на предприятиях Республики Беларусь сегодня преимущественно используются такие формы как Отдел внешнеэкономических связей, Внешнеторговая фирма предприятия, Отдел экспорта и др. По мере развития ВЭД они совершенствуются и приобретают новые формы.
 
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
 
Основным направлением внешнеэкономической деятельности в большинстве стран является внешнеторговая деятельность - обмен произведенной продукции, работ, услуг между участниками внешнеэкономической деятельности путем проведения различного рода международных коммерческих (внешнеторговых) операций. Завершением данных операций являются коммерческие внешнеторговые сделки.
Классификация международных коммерческих (торговых) операций приведена в таблице 1.1.
 
Таблица 1.1 Классификация внешнеторговых операций
Признак классификации
Виды внешнеторговых операций
По направлениям
Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные
По объекту
Купля-продажа товаров, купля-продажа услуг, купля-продажа научно-технической продукции
По методу торговли
Прямые, косвенные (через посредников)
По форме расчетов
Денежная форма, встречная компенсационная торговля
Внешнеторговые операции, прежде всего, классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт.
Экспорт - это продажа и вывоз за границу продукции, товаров, иного имущества, работ, услуг иностранным покупателям (контрагентам);
Импорт - это покупка и ввоз иностранных товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении предприятием - импортером.
Реэкспорт - это вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся в реэкспортируемой стране никакой переработке.
Реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.
Исходя, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли - продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли - продажи научно-технической продукции.
Купля - продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю - продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.
Купля-продажа услуг включает в себя широкий круг услуг: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе, лизинг), оказание социальных услуг (в том числе, международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, по управлению и администрированию и т.д.), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д.[7, с.94].
Внешнеторговые операции купли - продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм.
В качестве посредников могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.
Суть деятельности комиссионеров сводится к тому, что они обязуются по поручению другой стороны (комитента) совершать сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионеры не отвечают за выполнение условий контракта продавцами и покупателями, если это не предусмотрено договором. В договоре комиссии оговариваются цены, территория реализации, условия платежей и расчетов, порядок выплаты вознаграждения.
Разновидностью комиссии является консигнация, когда экспортеры, именуемые консигнантами, поставляют товары на склад импортерам (консигнаторам) для реализации в течение определенного времени. Консигнатор рассчитывается с владельцем товаров по мере их реализации, но не проданные к указанному сроку товары должны быть возвращены консигнанту или же частично выкуплены консигнатором.
Дистрибьюторы по сравнению с другими посредниками занимаются продажей товаров от своего имени и за свой счет.
Посреднической деятельностью занимаются также и простые агенты, которые способствуют заключению договоров или оформляют их сами от имени экспортеров и импортеров. Деятельность агентов основывается на агентских соглашениях между торговыми агентами и заказчиками, именуемыми принципалами [7, с.102].
С брокерами заключается простое соглашение, по которому он не выступает стороной сделок. На ряд посреднических услуг брокеров требуется специальное разрешение, или лицензия (операции с ценными бумагами).
Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.
Наряду с обычными экспортно-импортными операциями по реализации товаров, работ, услуг, каждая из которых завершается получением или уплатой денежной суммы за экспортный или импортный товар, в практике внешнеэкономической деятельности широкое распространение получила встречная компенсационная торговля.
Встречная торговля - это внешнеторговые операции, при которых в контрактах фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товаров.
Встречные внешнеторговые операции подразделяются в свою очередь на:
1)  товарообменные операции на безвалютной основе - предполагают оплату поставок продукции в натуральной форме, когда продажа товара одновременно увязывается с приобретением другого товара и расчеты в денежной форме, не производятся;
2)  торговые компенсационные операции на денежной основе - предполагают участие экспортера в реализации товаров, предлагаемых импортером на денежной основе;
3)  промышленные компенсационные операции - при данной форме встречная торговля является частью промышленного сотрудничества и предполагает, в частности, что поставки оборудования для сооружения объектов будут оплачиваться встречными поставками товаров, производимых с его помощью.
В свою очередь товарообменные операции на безвалютной основе делятся на:
a)  бартерные операции (когда производится обмен двух товаров, оформленный одним контрактом, на основе мировых цен);
b)  прямую компенсацию (предполагающую обмен не двумя, а несколькими товарами в течение определенного периода времени).
Исходя из времени осуществления, товарообменные сделки могут быть краткосрочными и с длительными сроками исполнения.
Встречные компенсационные операции на денежной основе делятся на: краткосрочную компенсацию; встречные закупки; операции типа "офсет"; операции типа "свитч"; авансовые закупки.
При встречных закупках экспортер обязуется закупить товары у импортера, составляющие по стоимости определенный процент от его собственной поставки. При этом основное отличие данной операции от краткосрочной торговой компенсации на денежной основе в том, что при встречных закупках платежи по первоначальной и встречной поставкам производятся независимо друг от друга.
При операциях типа "офсет" предусматривается добровольное, джентльменское соглашение закупить товары у импортера на сумму, составляющую определенную долю от экспортной поставки, причем эта сумма часто превышает сумму поставки.
При сделках "свитч" происходит передача экспортером своих финансовых обязательств по встречной закупке товара третьей стороне.
При авансовых закупках экспортер, заинтересованный в продаже своих товаров определенному партнеру, сначала закупает у него какую-либо продукцию, т.е. экспортная и импортные операции здесь меняются как бы местами.
Внешнеэкономическая деятельность включает в себя также вывоз капитала в различных формах. Под вывозом капитала понимается перемещение за границу стоимости в денежной или товарной формах в целях по лучения прибылей или достижения иных целей. Вывоз капитала может осуществляться: в форме ссудного капитала; в предпринимательской (производительной) форме.
Вывоз ссудного капитала осуществляется в виде внешних займов, кредитования внешнеторговых поставок, вкладов в иностранные банки и т.д.
Предпринимательский капитал в свою очередь может выступать в виде:
?   портфельных инвестиций - капиталовложений, которые не связаны с прямым контролем над зарубежными предприятиями, а реализуются путем покупки ценных бумаг (обычно не более 25 % акционерного капитала) иностранными компаниями;
?   прямых инвестиций - образование собственных компаний, а также вложения в иностранные предприятия, составляющие не менее 25 % уставного капитала.
Предпринимательский капитал означает организацию за границей филиалов, совместных предприятий (СП) с участием местного капитала.
Совместные предприятия во ВЭД - это, прежде всего, предприятия с участием иностранного капитала.
Кроме предприятий с участием иностранного капитала вывоз капитала в инвестиционной сфере может осуществляться в форме иностранных предприятий на территории принимающей страны без участия национального капитала.
Вывоз национального капитала за пределы страны предусматривает такую его форму, как организацию за границей зарубежных предприятий.
В производственной и инвестиционной сфере, кроме традиционно сложившихся форм внешнеэкономической деятельности в виде организации совместных, иностранных предприятий и др., набирают в последнее время силу новые организационные формы внешнеэкономической деятельности в виде свободных экономических зон (СЭЗ), транснациональных (международных) финансово-промышленных групп (ТФПГ, МФПГ) и т.д.
В экономической теории и практике свободные экономические зоны как организационные структуры рассматриваются с двух позиций. В первом случае, под СЭЗ понимается конкретная, определенная территория, с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной и иной деятельности (территориальные СЭЗ). Согласно второй точки зрения, зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества для национальных и иностранных предпринимателей (функциональные, или точечные СЭЗ).
С точки зрения специализации, несмотря на разнообразие, можно условно выделить следующие типы СЭЗ:
?   Зоны свободной торговли (порты, транзитные зоны, беспошлинные и таможенные склады и т.д.). Зоны свободной торговли (ЗСТ) представляют собой ограниченную территорию, которая рассматривается вне таможенной территории государства, деятельность которой базируется на смягчении или отмене таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону.
?   Экспортные промышленные зоны (ЭПЗ). Деятельность данных зон ориентирована на производство экспортной продукции путем привлечения зарубежных инвестиций в экспортные отрасли. ЭПЗ представляют собой часть территории государства, имеющую определенные административные границы и подготовленную для промышленного освоения. Для данного типа зон характерен широкий спектр льгот.
?   Банковские и страховые зоны (с льготным режимом осуществления этих операций). В этих зонах создаются особые условия для банковского (отмена минимальных резервов, предписаний размера собственного капитала, ставки процента), страхового (отмена ограничений в сфере страхования) капитала, что облегчает доступ к международным финансовым рынкам и ресурсам. Во многих странах эти зоны являются как бы составной частью ЭПЗ. В этом случае на территории последних создаются филиалы иностранных банков и финансовых компаний.
?   Технологические зоны (технологические парки, технополюсы). Технопарки и технополюсы представляют собой региональную систему совместного предпринимательства, основанную на синтезе капвложений в фундаментальные и прикладные исследования с целью создания новых технологий и образцов промышленной продукции.
?   Комплексные зоны (свободные города, особые районы и т.д.). Включают в себя элементы всех вышеперечисленных зон и призваны решать целый блок социально-экономических, финансовых и других проблем.
?   Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой форму интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством системы участия в акционерном капитале или долгосрочных соглашений о поставках.
В отличие от других форм интеграции и организации производства (концернов, трестов, холдингов и т.д.), финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной (материнской) компании юридически и хозяйственно-самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики, - банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие финансово-кредитные учреждения, а также промышленные, торговые, строительные и транспортные компании.
Особенностью ФПГ является наличие в их структуре банковского и иного финансового капитала, а также коренное изменение их роли в деятельности группы. В ФПГ финансовый, в т. ч. и банковский капитал, функционально вовлечен в сферу деятельности группы промышленных, торговых и иных предприятий, причем кредитная политика банковского и иного финансового капитала подчинена задачам реализации стратегии развития всей группы.
Финансово-промышленные группы классифицируются по различным признакам: характеру собственности (государственные, частные, смешанные); принадлежности капитала (национальные, транснациональные); главе или материнской компании (финансово-промышленные, промышленно-финансовые); принципу построения (вертикально-интегрируемые, горизонтально-интегрируемые, конгломераты) и т.д.
Особое место в мировой экономике занимают транснациональные ФПГ (ТФПГ). Транснациональные финансово-промышленные группы позволяют обеспечить применение НТП, сохранить устойчивость кооперационных связей, значительно расширить за счет объединения капитала инвестиционные и экспортные возможности, повысить эффективность производства и мировой экономики в целом [6, с.97].
Выделение транснациональных компаний предполагает в мировой практике в качестве определяющих различные признаки: годовой оборот и наличие филиалов в различных странах (соответственно более 100 млн. долларов и филиалы не менее чем в 6 странах); величина процента продаж, реализуемая за пределами страны-резидента и т.д.
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность охватывает различные направления ее осуществления. Каждый вид и направление внешнеэкономической деятельности субъектов, участвующих в ней, включает широкий комплекс хозяйственных, производственных, правовых, валютно-финансовых и других отношений. Особое место среди них отводится валютно-финансовым отношениям.
1.3Государственное регулирование внешнеэкономической деятельностью
 
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является составной частью экономической политики государства в современных условиях. Республика Беларусь провозгласила курс на формирование открытой экономики, которая призвана способствовать росту эффективности производства. Но, учитывая мировой опыт, полностью открывать белорусский рынок для иностранных компаний можно только постепенно, так как большинство наших производителей не выдерживают с ними конкуренции.
Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РБ или указах Президента Республики Беларусь.
В законодательстве сформулированы принципы государственного регулирования:
?   единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РБ;
?   единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
?   единство таможенной территории РБ;
?   приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
?   равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;
?   защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
?   исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.
Конкретный механизм регулирования внешнеэкономической деятельности определяется указами президента и постановлениями правительства, которые конкретизируют законодательные положения. Они устанавливают порядок лицензирования и квотирования во внешней торговле, ставки таможенных платежей и порядок их взимания [1].
Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.
Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта - экспорта готовой продукции. Правительство Республики Беларусь принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа белорусских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей Республики Беларусь с иностранными государствами.
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами РБ [5, с. 20].
Государство всячески содействует белорусским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.
Но решающую роль в совершенствовании структуры производства и внешней торговли должно сыграть не государство, а сами предприятия. Только на пути развития современного конкурентоспособного производства, в том числе и наукоемкого, повышения эффективности от работы на мировых рынках, белорусский бизнес может стать равноправным партнером Запада.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Анализ  система управления ВЭД на ОАО "Беларуськалий"
2.1 Характеристика рассматриваемого предприятия, анализ результатов деятельности
Функционируя на базе Старобинского месторождения калийных солей ОАО "Беларуськалий" включает в себя пять рудоуправлений, вспомогательные цеха и обслуживающие подразделения, в которых занято около 20 тысяч человек.
В состав каждого рудоуправления входят рудник для добычи калийной руды и обогатительная фабрика для ее переработки и выпуска минеральных калийных удобрений в форме мелкозернистого, мелкокристаллического и гранулированного концентрата хлористого калия. Кроме того, объединение выпускает техническую, пищевую и кормовую поваренную соль.
Основным продуктом деятельности объединения является мелкозернистый и гранулированный хлористый калий с массовой долей калия в пересчете на К2О не ниже 60%.
В составе предприятия имеются централизованные вспомогательные цехи и службы, энергетические, транспортные, связи, ведомственная охрана.
В состав подразделений социального и культурно-бытового назначения входят: цех подсобного сельского хозяйства; столовые; 19 детских дошкольных учреждений; жилищно-коммунальное хозяйство, обслуживающее общежития, санаторий-профилакторий, базу отдыха, Дворец культуры, спорткомплекс. При ЖКХ созданы и функционируют хозрасчетная стоматологическая служба, хозрасчетный лечебно-оздоровительный центр.
Функционируют редакции многотиражной газеты и радиовещания.
Управление предприятием осуществляет полностью или частично централизованные функции: финансового, инженерного, производственно-технического, юридического, контрольно-ревизионного, геолого-маркшейдерского, механического, энергетического, транспортного, хозяйственного обслуживания, а также бухгалтерского учета, технико-экономического планирования, организации и оплаты труда, формирования и подготовки кадров, охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды, управления движением ценных бумаг, общественного питания и социального развития, капитального строительства, гражданской обороны и т.п.
В таблице 2.1 представлены основные показатели деятельности предприятия за 2006 - 2008 годы, данные представленные в таблице составлены на основании форм бухгалтерской и статистической отчетности, в частности Формы 1 "Бухгалтерского баланса" (приложения 1,2) и Формы 2 "Отчета о прибылях и убытках" (приложения 3,4).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2.1 - Показатели деятельности ОАО "Беларуськалий" за 2007 - 2009 годы
Показатели
2007 г.
2008г.
2009 г.
2008к 2007
    
2009к 2008
 
 
 
 
 
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение, %
Абсолютное отклонение
Относительное отклонение, %
Выручка от реализации, без налогов, млн. р.
2787381
3128337
5942017
340956
12,2%
2813680
89,9%
Себестоимость калийных удобрений, млн. р.
1 546 736
1 657 836
1 987 253
111 100
7,2
329 417
19,9
Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. р.
5 615 125
5 898 241
6 677 748
283 116
5,0
779 507
13,2
Среднесписочная численность промышленно-производств. персонала, чел.
16 791
16 812
16 586
21
0,1
-226
-1,3
Прибыль от реализации, млн. р.
821 829
1 021 321
3 156 058
199 492
24,3
2 134 737
209,0
Производительность труда, млн. р.
165,9
185,9
358,3
20,0
12,0
172,4
92,8
Фондоотдача, р.
0,50
0,53
0,89
0,0
6,8
0,36
68,0
Рентабельность продукции, %
53,13
61,61
158,82
8,5
15,9
97,21
157,8
Рентабельность основных средств, %
14,6
17,3
47,3
2,7
18,3
29,9
172,9
Затраты на 1 рубль продукции
0,56
0,53
0,33
0,0
-4,5
-0, 20
-37,0
Прибыль на 1 рубль продукции
0,30
0,33
0,53
3,2
10,8
20,4
62,5
Остатки готовой продукции, млн. р.
39 892
47 712
95 621
7820
19,6
47 909
100,4
Дебиторская задолженность, млн. р.
438 583
512 347
663 539
73 764
16,8
151 192
29,5
Среднемесячная заработная плата 1 ППП, р.
1 452 812
1 680 448
2 132 258
227 636
15,7
451 810
26,9
 
Согласно представленным в аналитической таблице 2.1 данным, можно отметить следующее:
?   за рассматриваемый период предприятие значительно увеличились показатели эффективности работы предприятия, так прирост выручки составил в 2008 году - 12,2 %, а в 2009 - 89,9%;
?   рентабельность продукции выросла в 2008 году на 8,5% в абсолютных показателях и на 15,9% в относительных, а в 2009 году был достигнут очень высокий прирост 97,21% в абсолютных показателях и 157,8% в относительных;
?   в относительных, данный прирост в 2009 году был достигнут за счет того, что цена на минеральные удобрения на внешних рынках в середине 2009 года выросла более чем в два раза;
?   средняя цена минеральных удобрений в начале 2009 года составляла около 380 долларов за тонну, то в июле 2009 года по некоторым контрактам она достигала 1000 долларов за тонну, что связано с ростом цен на удобрения на мировых рынках;
?   при этом рост выработки и выручки достигнут на фоне сокращения численности промышленно-производственного персонала на 1,3% в 2009 году;
?   показатели выработки промышленно-производственного персонала также демонстрируют положительную динамику, так в 2008году выработка увеличилась на 20млн. р. или на 12,0 %, а в 2009 году на 172,4 млн. р. или на 92,8%, основной прирост был достигнут за счет роста выручки от реализации;
?   эффективно использовались и основные фонды, несмотря на прирост среднегодовой стоимости основных фондов на 5% в 2008 году и на 13,2 % в 2009 году (высокий прирост связан со строительством пятого рудоуправления, а также обновлением имеющихся у предприятия мощностей);
?   рентабельность основных средств выросла на 2,7 % в абсолютных величинах или на 18,3% в относительных в 2008 году и на 29,9% в абсолютных или на 172,9% в относительных, причина роста рентабельности высокий рост прибыли от реализации.
?   среднесписочная численность промышленно-производственного персонала за рассматриваемый период снизилась на 1,2% в 2008 году рост на 0,1%, а в 2009 году снижение в отношении к 2008 году на 1,3 %, в целом сокращение численности составило 205 человек.
Однако несмотря на высокие темпы производства нельзя не отметить негативные моменты в работе предприятия, так за данный период произошел высокий рост остатков готовой продукции на складах, особенно в 2009 году остатки выросли более чем в два раза в сравнении с 2008 годом и в 2.4 раза в сравнении с 2007 годом, кроме того допущен высокий рост кредиторской задолженности в размере 73,7 млрд. р. в 2008 года и на 151192 - в 2009 году. Указанная динамика является следствием мирового финансового кризиса, в результате которого значительно снизилась отгрузка удобрений на экспорт, вместо этого предприятию директивным решением концерна предписано отпускать минеральные удобрения на внутренний рынок, в основном сельскому хозяйству, предприятия которого являются зачастую неплатежеспособными - отсюда рост дебиторской задолженности предприятия.
2.2    Анализ  сбытовой деятельности ОАО "Беларуськалий"
                                на внешних рынках
 
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. N 398 "О совершенствовании экспорта калийных удобрений": исключительное право внешней торговли (в части экспорта) минеральными или химическими, калийными удобрениями закрепляется за государством и реализуется республиканским унитарным предприятием Производственное объединение "Беларуськалий" и открытым акционерным обществом "Белорусская калийная компания". При этом "Беларуськалий" осуществляет вывоз калийных удобрений за пределы Республики Беларусь и их реализацию только открытому акционерному обществу "Белорусская калийная компания", которое осуществляет продажу приобретенных калийных удобрений за пределами республики.
Закрытое акционерное общество "Белорусская калийная компания" (БКК) было учреждено в апреле 2005 года Республиканским унитарным предприятием Производственное объединение "Беларуськалий" (Республика Беларусь) и открытым акционерным обществом "Уралкалий" (Российская Федерация). При этом акционерам принадлежало по 50% акций компании.
В мае 2008 года состав акционеров изменился, и в настоящее время акции БКК распределяются следующим образом: "Уралкалий" - 50%, " Беларуськалий" - 45% и объединение Белорусская железная дорога - 5%.
Несмотря на эти изменения, главный принцип участия основных акционеров в деятельности компании - паритетность - сохранился.
Основной целью совместной работы двух предприятий в рамках единой торговой компании является удовлетворение спроса потребителей на калийные удобрения, оптимизация структуры экспортных поставок и сохранение стабильности на мировом рынке хлорида калия.
БКК предлагает своим клиентам следующие продукты: стандартный хлорид калия (белый и розовый), гранулированный хлорид калия (бело-розовый), а также все технические (содержание K2O 62%) и сельскохозяйственные разновидности (содержание K2O 60%).
Эффективно удовлетворять потребности клиентов, наращивать присутствие на экспортных рынках, продвигать свою продукцию и контролировать товарные потоки от производителя к потребителю Белорусской калийной компании помогает разветвленная товаропроводящая сеть. Региональные представительства компании расположены в Дели, Пекине, Сингапуре, Сан-Паулу (Бразилия) и Чикаго (США).
На внутренний рынок поступает в среднем около 20% калийных удобрений.
Пищевая каменная соль поставляется на внутренний рынок, а также в Россию, Прибалтику и Молдову. Техническая соль, кроме перечисленных, еще и в ряд стран Восточной и Западной Европы.
Объединением ведутся работы по расширению внедрения более эффективных систем разработки месторождений, направленных на сокращение потерь руды и повышению содержания в ней полезных компонентов.
Удельный вес экспортируемой ПО "Беларуськалий" продукции составляет 5,7% от общего объема экспорта Республики Беларусь, а в объеме её экспорта в страны дальнего зарубежья - 15,9 %. В ближайшем будущем экспортное направление будет оставаться приоритетным. Калийные удобрения, поставляемые на экспорт, имеют высокую положительную рентабельность, тогда как поставки удобрений сельскому хозяйству Беларуси осуществляются по ценам ниже себестоимости.
Структура поставок продукции за рубеж представлена в таблице 2.2.
 
 
Таблица 2.2 Структура экспорта ОАО "Беларуськалий"за 2008-2009 годы
 

и т.д.................


Регион

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.