На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Предоставление земельного участка под строительство

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Оглавление
 
Введение              2
Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования отношений по предоставлению земельного участка в аренду              3
§1. Общая характеристика объекта земельных правоотношений по предоставлению земельных участков в аренду              5
§2. Правовое положение субъектов правоотношений по предоставлению земельного участка в аренду
Глава 2. Предоставление земельного участка для строительства в населенных пунктах             
§1. Порядок предоставления земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта
§2. Порядок предоставления земельного участка для строительства, без предварительного согласования места размещения объекта
Заключение
Список использованных источников и нормативно-правовых актов:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность проблем предоставления земельных участков для строительства в настоящее время не вызывает сомнений. Динамичное развитие инвестиционно-строительной сферы привело к резкому увеличению потребности в незастроенных земельных участках, пригодных для возведения объектов жилищного, административного, промышленного и иного назначения.
Земельный участок – недвижимое имущество, правовой режим которого определяется различными отраслями права. Земельный участок из состава земель населенных пунктов – еще более частный случай, объект в отношении которого одновременно действуют нормы градостроительного, земельного, гражданского и других отраслей права.
Процедура предоставления земельного участка для строительства является сложной и продолжительной во времени, связанной с определением и защитой интересов и прав множества лиц.
Значимость строительства для экономики, мультипликационный эффект развития строительной отрасли, заинтересованность местных властей в воспроизводстве жилого фонда и модернизации жилищной инфраструктуры, высокая прибыльность данной сферы предпринимательской деятельности приводят к повышенной криминализации данных отношений, к многочисленным нарушениям прав и законных интересов широкого круга лиц. Это общепризнанный факт.
Цель законодателя, правоприменителя, исследователя данной категории общественных отношений состоит в том, как мне кажется, чтобы максимально справедливо уравновесить интересы общества, государства, частного лица и предпринимателя в сфере строительства, в том числе в вопросах предоставления земельного участка под застройку.
 
 

Глава 1. Теоретические и правовые основы регулирования отношений по предоставлению земельного участка в аренду

Предоставление земельного участка представляет собой самостоятельный юридический институт – совокупность норм права, регулирующих группу взаимосвязанных общественных отношений, которые обеспечивают цельное самостоятельное регулирование группы отношений или осуществление особой задачи, функции в этом регулировании, воплощают в своем содержании особую юридическую конструкцию, некоторые общие положения и принципы.
Предоставление земельного участка для строительства как правовое явление полностью подпадает под данное определение: во-первых, существует нормативная база, регулирующая предоставление земельных участок для строительства, основой является Земельный кодекс РФ, во-вторых, назначением данного института является регулирование самостоятельной области общественных отношений, в-третьих, предоставление земельных участков для строительства есть особая юридическая конструкция, целью создания которой является правовое воздействие на размещение вновь создаваемых объектов недвижимости.
Более того, можно утверждать, что это сложный (и по количеству и по временной              соподчиненности) юридический состав, состоящий из множества отдельных юридических фактов, являющихся результатами или, в свою очередь, основаниями новых правоотношений[1]. 
Данные правоотношения, сменяя друг друга, образуют ряд необходимых и законодательно установленных условий для достижения конечной цели – получение земельного участка для строительства.
Отсутствие одного из юридических фактов, или даже его ненаступление в определенный период, установленный законодательством, является основанием для того, чтобы позитивные юридические последствия не наступили, то есть земельный участок не будет предоставлен[2].
Иной подход к решению вопроса является ли предоставление земельного участка для строительства единым правоотношением или это множество правоотношений, направленных на формирование сложного юридического состава, является неверным. Данное утверждение основано на том представлении, что если считать предоставление земельного участка единым, но сложным правоотношением с переплетенными правами и обязанностями сторон и длящимся характером, то тогда необъяснимыми остаются факт отраслевой принадлежности данного правоотношения, различие в методах правового регулирования на разных этапах правоотношения, постоянно меняющийся субъектный состав правоотношений.
Для «единого и неделимого» правоотношения должны быть присущи единый метод правового регулирования, единый объект и не изменяющийся субъектный состав на протяжении всего правоотношения в его динамике.
Однако, рассматриваемая процедура – «предоставление земельного участка для строительства» не имеет единого предмета (им в разное время выступают то действия лиц, то акты органов власти, то непосредственно сам земельный участок, то сделки), не имеет бессменного субъектного состава (в разное время субъектами являются заявители, органы власти, органы кадастрового учета, застройщики, собственники земельных участков и т.д.)      
Кроме того, столь же очевидна различная отраслевая принадлежность складывающихся правоотношений, состоящая в методах и целях регулирования данных правоотношений, в определенных законодателем и правоприменителем приоритетов. В одних случаях, налицо возникновение административных правоотношений (например, в случае предоставления органам власти исключительного права на решение вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта), в других – гражданских (заключение договора аренды земельного участка, выработка условий данного договора).
Рассмотрение в ходе настоящего исследования вопроса отраслевой и социально-экономической однородности (или неоднородности) правоотношений, складывающихся в рамках процедуры представления земельного участка для строительства, позволит наиболее полно раскрыть их специфику и предложить способы регулирования разнонаправленных интересов сторон, исходя из степени участия той или иной отрасли права в регулировании данных правоотношений. 
В связи с разрешением данных вопросов, одновременно мы будем вынуждены сопоставлять свои выводы и аргументы с иными, ранее высказанными мыслями других исследователей, в том числе и по вопросу самостоятельности земельного права как отрасли права. 
Классическим методом исследования правоотношений является метод поэлементного анализа данных правоотношений.     

§1. Общая характеристика объекта земельных правоотношений по предоставлению земельных участков в аренду

Рассматривая вопрос об объекте правоотношений, прежде всего, хотелось бы разделить понятия «объект правоотношения» и «объект права».
Под «объектом права» понимается предмет правового регулирования – социальная сфера, подвергаемая правовому воздействию. Данный вопрос находится за пределами данной работы.
Назначение категории «объект правоотношения» состоит в том, чтобы, определяя, уточняя ту непосредственную (ближайшую) цель, ради которой субъекты вступают в отношения, максимально справедливо сбалансировать права и обязанности участников правоотношений, а также установить ограничения в целях соблюдения интересов публичного порядка, с учетом специфики объекта правоотношений.
Проблема объекта правоотношения принадлежит к числу наиболее дискуссионных в теории права именно благодаря множественности и специфичности целей – объектов, по поводу которых лица вступают в отношения.
Несмотря на многочисленность высказанных исследователями точек зрения, с определенной долей условности можно выделить две основные теории, раскрывающие филосовско-правовую сущность объекта правоотношения: монистическую и плюралистическую.
Согласно монистической теории (подразумевается, что существует единственный объект правоотношения), объектом правоотношения может  являться поведение обязанного лица (Олимпиад  Соломонович  Иоффе)[3] или то фактическое общественное отношение, на которое правоотношение воздействует (Юрий Кириллович Толстой)[4].
Согласно плюралистической теории (считается, что объектом правоотношений может одновременно выступать несколько целей) к объектам правоотношений относят следующие материальные и нематериальные блага: вещи; продукты духовного творчества (результаты авторской, изобретательской и др. деятельности); личные нематериальные блага (имя, честь, достоинство); действия (воздержание от действий); результаты действий субъектов правоотношений.
Ученые, признающие множественность объектов правоотношений, по-разному определяют понятие объекта правоотношений. Так, известный российский правовед, профессор Сергей Сергеевич Алексеев считает объектами правоотношений «те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности»[5].
Иначе, но все же в русле плюралистической теории, определяет объект правоотношения профессор Николай Григорьевич Александров, а именно, как «имущественный объект, по поводу которого существует данное отношение между субъектами»[6].
Отдельные исследователи предпринимали попытки объединить монистический и плюралистический подходы к объекту правоотношения.
Так, например, Лев Иванович Спиридонов выделяет, во-первых, юридический объект правоотношения в форме фактического правомерного поведения, а связанные с этим поведением различные материальные и духовные блага, во-вторых, –  материальным объектом правоотношения.[7] В другом случае, напротив, предметом правоотношения полагают материальное или нематериальное благо, а объектом – фактические общественные отношения[8] (Александр Григорьевич  Братко).
Изложенный выше краткий экскурс в дискуссию об объекте правоотношений наглядно демонстрирует не только терминологические и общефилософские трудности в понимании сути объекта правоотношения, но, что значительно более важно, - принципиальную значимость точного определения объекта исследуемых отношений.
Не исключением являются и отношения по предоставлению земельного участка для строительства. 
Неточное или неполное отражение специфики объекта правоотношений в значимой для современной экономики сфере, безусловно, негативно сказывается на качестве правового регулирования и на устойчивости имущественного оборота в целом.
Определение объекта является одним из ключевых моментов для настоящего исследования. Важно определить, исходя из действующего законодательства и сложившейся судебной практики, является ли монолитным (единым), согласно монистической теории, объект правоотношения по предоставлению земельного участка, либо это, все же, согласно представлениям плюралистической теории, комплексное, сложносоставное, разбитое на многочисленные этапы, квази-правоотношение, которое само состоит из огромного числа составляющих его правоотношений, их объектов и субъектов.
Земельный участок является постоянным (перманентным) объектом – целью правоотношений по предоставлению земельного участка под строительство.
Но если более детально рассматривать процедуру предоставления земельного участка для застройки, то можно увидеть, что на разных ее этапах не только земельный участок является объектом правоотношений, но также и иные объекты – например, действия (постановка на кадастровый учет земельного участка, согласование границ земельного участка со смежными землепользователями), правовой акт (согласование места размещения объекта), работы (межевание земельного участка) и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что объектом процедуры по предоставлению земельного участка для строительства является земельный участок. Но поскольку сама процедура не реализуется посредством возникновения единственного правоотношения, а реализуется путем возникновения, изменения и прекращения множества правоотношений, не может быть и речи о единственном объекте этих правоотношений.  
Те отношения, в которых земельный участок не является непосредственным объектом, для краткости хотелось бы именовать в дальнейшем «сопутствующими правоотношениями», а объекты этих правоотношений «сопутствующими объектами».
Выделение основного (перманентного) объекта исследуемого института предоставления земельного участка под застройку и сопутствующих объектов, преследует более практическую цель, чем сугубо теоретическую.
А именно, определение очередной – ближайшей цели правоотношения, а, соответственно, и сопутствующего объекта правоотношения, позволяет выделить специфические особенности данного объекта, а с помощью механизмов позитивного правового регулирования максимально сбалансировать интересы субъектов.
Сопутствующие объекты правоотношения по предоставлению земельного участка под застройку будут рассмотрены в дальнейшем более детально. Сейчас бы хотелось бы остановиться, прежде всего, на основном объекте отношений по предоставлению земельного участка для строительства, то есть - земельном участке.
Определяя объекты земельных отношений мы вынуждены анализировать исключительно только те объекты, которые определены легально. Иные объекты можно искать и анализировать, но объектами земельных и гражданских правоотношений они не будут являться. 
Земельный кодекс Российской Федерации[9] (далее по тексту - ЗК РФ) называет три объекта земельных отношений: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
- Земля - природный объект как объект земельных отношений.
Земля как природный объект может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом, отношений связанных с охраной земель, с контролем за соблюдением требований по охране и использованию земли. Под природными объектами понимается «естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства»[10].
Появление данного объекта (земля) обусловлено необходимостью обозначить тот невосстанавливаемый природный ресурс, который является территориальной (пространственной) основой осуществления хозяйственной и иной деятельности человека и установить правила использования и охраны данного ресурса.
Термин «земля» заявлен ЗК РФ не с целью включения данного объекта в хозяйственный оборот, а, скорее, с целью определения объекта природоохранного и земельного законодательств.
Поскольку для целей строительства может быть предоставлен исключительно земельный участок, являющийся объектом гражданского  оборота, а земля, являясь объектом публичных, управленческих и охранительных правоотношений, не может быть объектом гражданского оборота, соответственно земля не может выступать объектом отношений по предоставлению земельного участка для целей строительства.
- Часть земельного участка как объект земельных и гражданских правоотношений.
Статья 6 ЗК РФ не дает определения «часть земельного участка» и не называет цель введения данного объекта земельных правоотношений. Соответственно, определив цели введения данной категории земельного законодательства, возможно будет дать ее определение.
Ряд нормативно-правовых актов говорит о частях земельного участка как об объекте правоотношений:
- кадастровых правоотношений (административных по своей сути): в процессе государственного кадастрового учета целого земельного участка могут быть сформированы части участка, имеющие ограничения (обременения) или занятые иными объектами недвижимого имущества. Части земельного участка присваивается кадастровый номер. Сведения о частях земельного участка должны быть отражены в кадастровом плане в графической и текстовой форме.[11]
- налоговых правоотношений (административных по своей сути): Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) предусматривает уплату земельного налога собственником недвижимости, пропорционально занятой им части земельного участка.[12]
- отношений по регистрации прав и сделок в отношении недвижимого имущества (административных по своей сути):  Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[13] (далее ФЗ О регистрации) закрепляет порядок регистрации аренды и сервитутов на часть земельного участка.
При регистрации сервитута на часть земельного участка, объектом регистрации будет выступать, все-таки, весь земельный участок, а часть земельного участка, являющаяся объектом сделки или акта, и определяемая в соответствии с кадастровым планом, будет сферой действия сервитута.
- гражданских правоотношений. Надлежащим образом сформированная и отраженная в кадастровом плане всего земельного участка часть земельного участка с указанием площади, места расположения и кадастрового номера соответствует критерию индивидуально определенной вещи, которая может быть объектом аренды или ссуды.[14] Включенность части земельного участка в гражданский оборот, была обусловлена законодателем,  как мне кажется, необходимостью облегчения и ускорения заключения сделок, имеющих краткосрочный характер, например, на один летний хозяйственный сезон.
Таким образом, часть земельного участка является объектом земельных правоотношений, а также, при выполнении определенных законодательством условий, - объектом гражданских правоотношений.
В связи с исследуемой проблематикой, хотелось бы остановиться на вопросе о том, применима ли в отношении части земельного участка процедура предоставления земельного участка для строительства?
В рамках действующего законодательства, во-первых, часть земельного участка, как мы ранее выяснили, может быть предметом договоров аренды, ипотеки, ссуды (без выделения части земельного участка в самостоятельный объект недвижимости).
Во-вторых, конструкция «часть земельного участка» имеет исключительно утилитарный, краткосрочный и, при этом, я бы даже сказал, экспериментальный характер.
В качестве примера хотелось бы указать, что категория «часть недвижимого имущества» как объект правоотношений, закреплена не только положениями земельного законодательства, но также и нормами жилищного законодательства (статья 16 Жилищного кодексом Российской Федерации от «29» декабря 2004 года N188-ФЗ (далее по тексту - ЖК РФ) – часть индивидуального жилого дома, часть квартиры[15]).
В-третьих, особенностью такого объекта правоотношений, как часть недвижимого имущества, в частности, часть земельного участка, является его несамостоятельность, зависимость от юридической судьбы основного земельного участка, а также ограниченная сфера применения данного объекта. 
Ограниченность сферы применения категории «часть земельного участка»  состоит в том, что:
- часть земельного участка может быть только объектом обязательственных, но не вещных прав.
Действительно, часть земельного участка не может находиться в собственности иного лица, чем собственник всего участка. Пространственные границы объекта, принадлежащего на праве собственности одному лицу, не должны включать границ объекта, принадлежащего на праве собственности другому лицу. Вещное право лица может не нарушаться в случае обладания этой же вещью или ее частью другим лицом только в случае существования обязательственных правоотношений, вторичных (секундарных) по своей природе прав. Иные варианты сочетания прав на часть и целое одной вещи нарушало бы стабильность гражданского оборота и юридическую определенность судьбы вещи.
Ограниченность сферы применения категории «часть земельного участка» ярко подчеркивается при выкупе арендованного имущества, обращении взыскания на предмет залога, предметом которого является часть земельного участка, а также при отчуждении основного земельного участка. В указанных случаях, часть земельного участка должна быть сформирована как самостоятельный участок путем разделения (выделения) основного земельного участка.
Таким образом, часть земельного участка является «приемом» использования земельного участка без разделения земельного участка в случаях закрепления прав пользования земельным участком одновременно за несколькими лицами.
- применение категории «часть земельного участка» не возможно в отношениях по предоставлению земельного участка под застройку, поскольку временный, утилитарный характер обязательственных прав на часть земельного участка, зависимость от судьбы основного земельного участка представляет собой слишком нестабильное основание пользования земельным участком, которое не должно применяться при капитальных и долгосрочных вложениях.
В противном случае, применение категории «часть земельного участка» в целях застройки стало бы дополнительным основанием нестабильности отношений собственности, чего всегда должен избегать законодатель и правоприменитель.
- Земельный участок как объект правоотношений. 
В отношении понятия земельный участок, в противоположность понятию «часть земельного участка», сразу несколько кодифицированных нормативных актов дают собственные определения понятию «земельный участок» в качестве объекта правоотношений: НК РФ – объект налогообложения[16], объект налогового вычета[17], ГК РФ – объект права собственности[18], объект недвижимого имущества[19], КоАП – предмет правонарушения[20], ЖК РФ – объект изъятия для государственных и муниципальных нужд[21], объект общего имущества собственников многоквартирного жилого дома[22], Градостроительный кодекс Российской Федерации от «29» декабря 2004 года 190-ФЗ (далее ГрК РФ) – элемент планирования развития территории[23], и т.д.
Законодательное определение земельного участка предусмотрено статьей 6 ЗК РФ – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Определение, данное в ЗК РФ, закрепляет наиболее важное требование к земельному участку – его индивидуализированность, то есть выделение среди других подобных ему объектов путем удостоверения и описания границ. Но законодатель не говорит, что понимается под «описанием и удостоверением границ в установленном порядке».
Законодательный оборот «описание и удостоверение границ земельного участка в установленном порядке» и термин «формирование земельного участка» по своему содержанию равны.
Под формированием земельного участка следует понимать последовательное применение двух процедур юридико-технического характера, а именно: межевание – то есть установление границ земельного участка на местности с закреплением таких границ межевыми знаками и описанием их местоположения[24] и постановка земельного участка на кадастровый учет –  то есть действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе[25].
При окончании вышеуказанных процедур некая территория становится земельным участком, максимально индивидуализированным, сведения о котором учитываются во всевозможных федеральных информационных базах данных, в отношении которого возможно заключение всех незапрещенных законом сделок.
В связи с затронутым нами вопросом индивидуализации объектов гражданского права и, в частности, земельного участка, хотелось бы привести яркий пример из судебной практики.
Определением Свердловского областного суда от «25» сентября 2007 года по делу №33-6866/2007 (см. Приложение №1 к настоящей работе – Определение Свердловского областного суда от «25» сентября 2007 года по делу №33-6866/2007) судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда установила следующее: «то обстоятельство, что земельный участок фактически не сформирован как объект недвижимости, не проведено межевание данного земельного участка, имеются разночтения в документах по площади земельного участка, само по себе не может служить основанием для отказа в защите нарушенного права истца, поскольку представлены доказательства законного владения данным земельным участком, доказательств прекращения законного владения не имеется, право подлежит защите»[26]. В данном случае суд в своей практике исходит из факта законности владения и наличия предмета спора, что позволяет вне зависимости от того, сформирован ли с точки зрения действующего законодательства данный земельный участок технически, обращаться в суд за защитой нарушенного права.
Соответственно можно сделать вывод о том, что если земельный участок был в предоставлен первому владельцу в рамках действовавшего на момент предоставления законодательства, а, соответственно, и индивидуализирован согласно тому же законодательству, то право на земельный участок в период действия другого законодательства, устанавливающего другое качество и требования к индивидуализации объектов, все же подлежит защите.
Вышеприведенное утверждение можно без совершения логической ошибки обобщить до более абстрактного правила: актуальные требования к индивидуализации объектов не обладают ретроспективной силой, а  решение вопроса о существовании объекта – земельного участка должно определяться исходя из норм законодательства, действовавшего на момент формирования и предоставления земельного участка.        
Максимально дифференцирующий подход законодателя (через понятие категории земли, разрешенного использования, целевого назначения и т.д.) к земельным участкам обусловлен необходимостью эффективного, разумного их использования, соблюдения приоритета использования земли как природного объекта перед всеми иными ее характеристиками и способами использования.
Логическим продолжением классической римской частноправовой теории о вещах манципируемых и неманципируемых является применение к земельным участкам понятия оборотоспособности[27].  
Под оборотоспособностью земельного участка (с учетом положений статьи 129 Гражданского Кодекса РФ, установившей общее понятие оборотоспособности объектов), следует понимать возможность или запрет для собственника земельного участка свободно передавать права на этот земельный участок.
Таким образом, с точки зрения оборотоспособности, можно выделить следующие виды земельных участков:
1.          земельные участки полностью изъятые из оборота,
2.          земельные участки, ограниченные в обороте,
3.          земельные участки, находящиеся в свободном гражданском обороте.
Нормы главы V Земельного Кодекса определяет характеристики земельных участок при наличии которых земельные участки считаются изъятыми из оборота (заняты объектами, чье существование обеспечивает стабильное функционирование государства (ФСБ, Вооруженные Силы РФ, Военные суды, объекты атомной энергетики, заняты государственными заповедниками и парками, военными и гражданскими захоронениями, заняты объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования). Следует обратить внимание на тот факт, что отнесение земельных участков к изъятым из оборота осуществляется законодателем через описание объектов, которые расположены на земельных участках. 
Перечень земельных участков, изъятых из оборота, является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.
Ограниченными в обороте в соответствии с пунктом 5 статьи 27 Земельного Кодекса, являются земельные участки:
1.                         В пределах особо охраняемых природных территорий,
2.                         Предназначенные для стабильного функционирования государства, и, при этом, не изъятые из оборота,
3.                         В первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов,
4.                         Загрязненные опасными отходами и радиоактивными веществами.
Кроме того, другие специальные нормативные акты, такие как Лесной и Водный кодексы Российской Федерации, устанавливают, что лесные участки, а также водные объекты ограниченно включены в гражданский оборот[28].
В этой связи интересны положения судебной практики
Земельные участки, не относящиеся к категории изъятых или ограниченных в обороте, находятся в свободном гражданском обороте.
Формальными критериями отнесения земельного участка к оборотоспособному или изъятому или ограниченному в обороте, являются данные кадастрового паспорта  земельного участка.
Применительно к теме настоящего исследования, важно определить те условия, при которых земельный участок может быть объектом отношений по предоставлению под строительство.
В данной связи интересно отметить следующий факт, что с точки зрения действующего земельного законодательства, некая территория, описанная с нарушением технических требований к точности описания, не может являться земельным участком, а соответственно не может быть предоставлена и под застройку.  
Однако, ситуация не так проста, как кажется. Законодатель предусмотрел два варианта предоставления земельных участков для застройки.
Первый вариант – это предоставление с предварительным согласованием места размещения объекта и второй вариант – это предоставление земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта.   
В первом случае, законодатель ради целей формирования земельного участка, то есть ради формирования будущего объекта правоотношений, отходит от установленных технических требований к индивидуализации объектов. Для целей формирования земельного участка, первым объектом отношений в рамках процедуры предоставления земельного участка выступает некая территория, границы которой описываются в виде абриса (то есть, литературно, с применением неточных и неокончательных сведений). Эта территория (описанная, например, как участок, ограниченный лицами) становится объектом административного, но при этом правоустанавливающего акта, на основании которого и производится в последующем формирование земельного участка (См. Приложение №2 к настоящей работе – Постановление главы города Екатеринбурга от «10» апреля 2007 года №3721). И лишь после окончания формирования, уже не территория, а земельный участок с необходимыми техническими характеристиками, поставленный на кадастровый учет, становится вторым объектом процедуры по представлению земельного участка (см. Приложение №3 к настоящей работе – Постановление главы города Екатеринбурга от «22» февраля 2007 года №620).     
Во втором случае, то есть при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, объектом правоотношений изначально выступает полноценный объект гражданского права – земельный участок, индивидуализированный согласно техническим требованиям к точности индивидуализации.     
Анализ приведенного нормативного материала, а также правоприменительной, в том числе административной практики, показывает, что объектом отношений в рамках процедуры предоставления земельного участка для целей строительства может быть только земельный участок, но уровень требований к его индивидуализации может отличаться от общепринятых и технически корректных. Это исключение носит практический характер и направлено на формирование «полноценного» земельного участка.       

§2. Правовое положение субъектов правоотношений по предоставлению земельного участка в аренду

Наличие у лица такого общественно-юридического качества, как правосубъектность, дает ему возможность вступить в правоотношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей. Такие лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.
Понимание механизма действия права предполагает разделение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения».
«Субъект права – это лицо, обладающее правосубьектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником правоотношений. А субъект правоотношений – это реальный участник уже возникших правовых отношений».[29]
С.С. Алексеев называл следующие характеристики с необходимостью присущие субъекту права: во-первых: - внешняя обособленность; персонификация; способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю, во-вторых: - способность учувствовать в правоотношениях, приобретенная в силу юридических норм.[30]      
Для того, чтобы субъект права превратился в субъекта правоотношения, должны появиться определенные юридические факты, которые возлагают на данных субъектов юридические обязанности и предоставляет им юридические права, делая их тем самым участниками возникшего правоотношения.
Ранее, анализируя правовую природу отношений, возникающих при предоставлении земельного участка для строительства, мы выяснили, что существуют перманентный объект (земельный участок) правоотношений и «сопутствующие» объекты (акты, работы, услуги и.т.д.).
Следуя заданной логике субъектов процедуры по предоставлению земельного участка для строительства можно выделить: перманентные (постоянные) или основные субъекты правоотношений, участвующие в правоотношениях на всех его этапах, и на субъекты, которые вступают в правоотношения только на определенном этапе процедуры предоставления земельного участка – сопутствующие субъекты.
Данный подход позволит определить весь состав участников рассматриваемых правоотношений, их права и обязанности, поможет сбалансировать их интересы в рамках процедуры предоставления земельного участка для строительства. 
В данном параграфе, как и в параграфе «объект правоотношений» будет представлена характеристика только постоянные субъекты правоотношений, субъекты «сопутствующих правоотношений» будут рассмотрены при поэтапном исследовании порядка предоставления земельного участка для строительства.  
В рассматриваемых правоотношениях можно выделить два основных (постоянных) субъекта: во-первых, лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства и, во-вторых, уполномоченный на распоряжение земельными участками орган государственной или муниципальной власти.
?            Лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно ЗК РФ обратиться за предоставлением земельного участка для строительства может любое лицо. Земельный кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных требований к организационно-правовой форме заявителя, наличию лицензии, размеру уставного капитала. Единственное условие – это наличие заинтересованности в предоставлении земельного участка, которая выражается в обращении в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные коммерческие организации также вправе претендовать на предоставление земельных участков для строительства. Для них, как и для российских коммерческих организаций, единственно возможным титулом в рассматриваемом случае является аренда, поэтому ограничения по приобретению земельных участков в собственность, предусмотренные Земельным Кодексом Российской Федерации, не применимы.[31]  
?            Органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. Указанная статья в свою очередь отсылает к статьям 9-11 ЗК РФ, в которых содержится общие нормы о том, что публичные образования осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.
Если государственная собственность на землю разграничена, то земельные участки предоставляются для строительства органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение имуществом соответствующего уровня собственности.
Так, например, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) является федеральным органом государственной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений.[32]
Однако, большая часть земель находится пока в неразграниченной по уровням государственной собственности.
Общее правило, предусмотренное земельным законодательством, заключается в том, что если собственность на земельные участки не разграничена, то земельными участками, расположенными в границах муниципального образования, распоряжаются органы местного самоуправления. [33]
Однако, субъектам Российской Федерации предоставлено право самим определить орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, находящимися в неразграниченной государственной собственности. Свердловская область воспользовалась данным правом и закрепила полномочия по распоряжению такими земельными участками за Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее МУГИСО).[34] 
В течение очень длительного промежутка времени в 2001-2003 годах существовала существенная проблема компетенции органов государственной и муниципальной власти в части распоряжения земельными участками. Судебная практика также отразила конфликт компетенции[35] (см. Приложение №4 к настоящей работе – Судебная практика Свердловского областного суда).
В целях разрешения возникших противоречий между МУГИСО и МО «город Екатеринбург» было заключено соглашение, согласно которому право на распоряжение земельными участками в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», государственная собственность на которые не разграничена, было предоставлено муниципальному образованию.[36]
Выше мы обозначили основных субъектов правоотношений по предоставлению земельного участка для строительства. Указанные субъекты являются инициаторами правоотношения (подача заявления о согласовании места размещения объекта, объявление торгов) и участвуют в каждом этапе правоотношения.
 

Глава 2. Предоставление земельного участка для строительства в населенных пунктах

 
Действующее земельное законодательство предусматривает две модели предоставления земельного участка для строительства:
1.                 Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта;
2.                 Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта.[37]
Выбор модели предоставления земельного участка определяется фактом наличия или отсутствия в распоряжении публичного образования сформированного земельного участка.
Данные модели предполагают использование органом государственной или муниципальной власти разных методов регулирования.
При согласовании места размещения объекта орган власти выступает в роли административного органа, который на основании заявления заинтересованного лица, принимает решение о возможности размещения объекта, о проведении работ по формированию земельного участка и представлении земельного участка. Активно применяется метод административного регулирования.
При предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, орган, уполномоченный на предоставление земельного участка, выступает в роли организатора торгов (гражданско-правового способа совершения сделок), в роли оферента, выразившего волю на совершение сделки с имеющимся в его распоряжении объектом гражданского оборота (земельным участком). Таким образом, используется диспозитивный гражданско-правовой метод регулирования отношений.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является способом решения проблемы неопределенности объекта правоотношений.
Путем достижения предварительных соглашений заинтересованное лицо и орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, последовательно решают ряд задач, направленных по приданию земельному участку свойств (определенность, индивидуализированность, отсутствие споров и т.д.) необходимых для того, что бы земельный участок стал объектом гражданско-правовых отношений – арендных отношений.     

§1. Порядок предоставления земельного участка для строительства, с предварительным согласованием места размещения объекта

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предполагает активную роль лица, испрашивающего у  уполномоченного органа земельный участок для размещения объекта строительства. Заинтересованное лицо выступает инициатором правоотношений, обращаясь с заявлением, проводит землеустроительные работы и т.д. А орган, уполномоченный на распоряжение земельными участками, путем издания соответствующих актов, обеспечивает соблюдение правил землепользования и застройки[38],
гармоничного градостроительного развития. Данный порядок предоставления земельного участка для строительства применяется в случае отсутствия документов территориального планирования, а также сформированного и свободного от прав третьих лиц земельного участка для предоставления его под застройку.
В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 
1.                 Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2.                 Межевание земельного участка;
3.                 Постановка земельного участка на кадастровый учет;
4.                 Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства;
5.                 Подписание договора аренды земельного участка и его регистрация.
 
1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта
Так как выбор земельного участка является этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства, на котором возникают определенные правоотношения,  рассмотрим их состав. 
Субъектами данного правоотношения выступают: заинтересованное лицо, на данном этапе обладающее правовым статусом – заявитель, и орган, уполномоченный рассматривать заявления о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта.
Объектом правоотношения является ненормативный акт государственного органа - решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. То есть, непосредственным объектом правоотношения, складывающегося на данном этапе, является не сам испрашиваемый земельный участок, а ненормативный акт.
Содержанием правоотношения, складывающегося на данном этапе, является право заявителя обратиться в уполномоченный орган власти с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства и обязанность органа власти рассмотреть данное заявление и принять по нему мотивированное решение о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта, либо об отказе в согласовании места размещения объекта.
Обозначим наиболее важные моменты, определяющие возможность принятия решения уполномоченным органом:
?                 назначения объекта. Это принципиально важно для выбора земельного участка, поскольку от этого зависит решение вопроса, будет ли размещение такого объекта соответствовать градостроительным, санитарным и иным нормам.
?                 в заявлении должно содержаться указание на предполагаемое место размещения объекта, подходящего, по предварительной оценке заявителя, для планируемой постройки объекта, с указанием адресных ориентиров, возможно, схематической карты местности.
?                 наличие исчерпывающей информации о территории, в пределах которой испрашивается земельный участок. Данная задача решается путем анализа следующих документов: документов государственного земельного кадастра, документов землеустройства, информации из государственного градостроительного кадастра, информация о подключении объектов к сетям инженерно-технического обеспечения
Земельный кодекс Российской Федерации не определяет точный перечень органов и организаций, согласующих место будущего размещения объекта.
Зачастую, состав согласующих органов определяется региональным и местным законодательством и местоположением испрашиваемого земельного участка.
Суть процедуры согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
На данном этапе должна быть получена информация о территории, в пределах которой располагается испрашиваемый земельный участок. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации провели согласование места размещения объекта с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с пунктом 5 статьи 31 ЗК РФ, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.[39] К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Подготовка проекта границ проводится в рамках проведения территориального землеустройства (см. Приложение №5 к настоящей работе – проект границ земельного участка).[40]
 
Проект границ является техническим документом, изготовление которого на этапе принятия решения о выборе земельного и предварительном согласовании места размещения объектов, предписано ЗК РФ.[41]
В этой связи интерес представляет следующий пример арбитражной судебной практики  «Муниципальное учреждение «Центр подготовки разрешительной документации для строительства» является самостоятельным юридическим лицом, которое в соответствии с Уставом по поручениям Главархитектуры осуществляет, в частности, подготовку текстовых и графических материалов по вопросам архитектурной, строительной деятельности и землепользования, а также учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства обращения общества в данное учреждение, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований об обязании учреждения изготовить и выдать истцу план проектируемых границ земельного участка».[42]
Отсутствие четкого указания на обязанности и сроки выполнения данных обязанностей для сторон правоотношений по предоставлению земельных участков для строительства так же является почвой для возникновения спорных ситуаций.  
Решение, принятое уполномоченным органом, является необходимым условием для ведения дальнейшей работы по формированию земельного участка. Данное решение фактически резервирует испрашиваемый земельный участок за заявителем и является правоустанавливающим документом для проведения землеустроительных работ (межевания) и поставке земельного участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления информируют местное население о предоставлении или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Закон установил лишь обязанность органа власти по информированию, не установив корреспондирующих прав для населения. В связи с этим возникают многочисленные судебные разбирательства, связанные с восстановлением прав третьих лиц, права которых были нарушены несовременным информирование о предоставлении земельного участка застройщику или техническим расформированием существующих земельных участков в связи с формированием земельного участка застройщика (см. Приложение №6 - Решение Орджоникидзевского суда города Екатеринбурга от «15» апреля 2008 года по заявлению Третьяковой Р.А.).
На стадии выбора земельного участка должен решаться вопрос о юридической судьбе прав владельцев земельных участков, расположенных в пределах предоставляемого земельного участка. На сегодняшний день отсутствует четкая, законодательно установленная процедура, регулирующая порядок решения данного вопроса.
Буквальное толкование норм действующего законодательства показывает, что правоотношения, возникающие на данным этапе процедуры предоставления земельного участка направлены исключительно на разрешение технических вопросов оформления предоставляемого земельного участка, а потому вопрос об уже существующих правах на земельный участок еще не решается, а значит права третьих лиц (нынешних землепользователей, смежных землепользователей) не могут быть нарушены при принятии решения о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта.
Федеральный закон «О землеустройстве» от «18» июня 2001 года и Положение о проведении территориального землеустройства не содержится норм об обязательном согласовании проекта границ с правообладателями. Это будет необходимо делать при межевании земельного участка. Поэтому в пункте 11.8 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства говорится лишь о «предварительном» согласовании» [43].
ЗК РФ обходит вопрос изъятия земельных участков у фактических землевладельцев. Пункта 4 статьи 32 ЗК РФ говорит об изъятии земельных участков у землепользователей, землевладельцев, путем расторжения или прекращения договоров аренды.
Данная норма не содержит правил устранения конфликтов между интересами субъектов правоотношений.    
Во-первых, возникает вопрос о допустимости изъятия земельного участка или объекта недвижимого имущества, расположенного на нем, в случае предоставления земельного участка.
ГК РФ и ЗК РФ предусматривают, что изъятие земельного участка допустимо только для государственных и муниципальных нужд. ЗК РФ называет те случаи, при которых допустима такой способ прекращения права собственности как изъятие:
?                  выполнение международных обязательств Российской Федерации;
?                  размещение закрытого перечня объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (объекты обороны и безопасности; объекты, обеспечивающие космическую деятельность);
?                  иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях.[44]
В случае формирования земельного участка для нужд застройки с одновременным его предоставлением заявителю для застройки, остро стоит вопрос об определении понятия «государственная или муниципальная нужда». Судебная практика четко придерживается мнения о том, что в случае принятия органом власти решения об изъятии земельного участка в целях последующего его предоставления застройщику, отсутствует муниципальная или государственная нужда, тем более, что даже изъятие для государственных или муниципальных нужд возможно лишь в ограниченном количестве случаев, куда не включено изъятие для целей строительства[45].
Администрация города Екатеринбурга, как это указано в  Постановлении Президиума Свердловского областного суда от «17» октября 2007 года по делу №44-Г-137/2007, назвало предоставление земельного участка для застройки – административными нуждами. Но, поскольку данное понятие как основание изъятия земельного участка не упоминается Земельным кодексом, то соответствующее обоснование не имеет юридической силы, при этом, для темы нашего исследования важно, что ныне существующая законодательная база по данному вопросу порождает судебные конфликты. 
Таким образом, используемый в пункте 4 статьи 32 ЗК РФ термин «изъятие» неуместен, так как не применим к отношениям, связанным с коммерческой деятельностью застройщика и в которых отсутствует государственная или муниципальная нужда.
 
Следовательно, вопрос изъятия земельных участков и объектов недвижимости у правообладателей должен решаться путем длительной процедуры заключения индивидуальных договоров купли-продажи на общих основаниях.
Формальный подход также исключает также случаи выкупа земельного участка у лиц, хотя и не оформивших свое право собственности на земельный участок[46], но правомерно пользующихся земельными участками и даже имеющих приоритетное право на оформление собственности на земельный участок путем приватизации[47] или выкупа[48].
Изложенные проблемы правоприменительной практики свидетельствуют о необходимости внесения серьезных изменений в действующее законодательство в части формирования правил изъятия земельных участков для нужд строительства. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение к данным правоотношениям института изъятия земельного участка.
 
2.      Межевание земельного участка
Межевание земельного участка является вторым этапом процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Основанием для межевания земельного участка являются акт органа власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками «о выборе земельного участка и согласовании места размещения объекта» и проект границ земельного участка.
В процессе межевания земельного участка последовательно возникают два правоотношения: правоотношение по техническому описанию земельного участка и правоотношения по согласованию границ земельного участка.
Правоотношение по техническому описанию земельного участка представляет взаимодействие заинтересованного лица с коммерческой организацией имеющей лицензию на проведение землеустроительных работ, в частности межевания.
Объектом правоотношений по техническому описанию земельного участка являются позитивные действия обязанного лица: изготовление коммерческой организацией, имеющей лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности[49],  межевого плана земельного участка[50] (технического документа содержащего описание границы земельного участка, сведения о точной площади земельного участка) и установление границ земельного участка на местности.
Субъектами правоотношений по техническому описанию земельного участка являются коммерческая организация, обладающая правом оказывать услуги по выполнению землеустроительных работ и заинтересованное лицо, в данных правоотношениях выступающее как сторона гражданско-правового договора.
Содержанием данных правоотношений являются права и обязанности сторон по договору выполнения работ по установлению границ земельного участка в натуре, описанию их местоположения.
Основная задача данной стадии заключается в том, что бы технически сформировать объект земельных правоотношений, максимально его индивидуализировать, выделить земельный участок в физическом пространстве.
Завершающим этапом межевания земельного участка является согласование границ земельного участка со смежными землепользователями.
Правоотношение по согласованию границ земельного участка представляют собой взаимодействие заинтересованного лица со смежными землепользователями с целью достижения согласия (или выяснения разногласий) по расположению границ земельного участка.
Объектом правоотношения по согласованию границ земельного участка являются действия смежных землепользователе – изъявление согласия с границами земельного участка, подтверждение отсутствия спора по границам земельного участка, выраженное в проставлении подписи в акте согласования границ земельного участка.
Субъектами правоотношений по согласованию границ земельного участка являются смежные землепользователи (правообладатели земельных участков или объектов, расположенных на этих земельных участках, и имеющих общие границы с предоставляемым земельным участком)  и заинтересованное лицо.
Содержание данных правоотношений является достаточно специфично, поскольку у каждого из субъектов данного правоотношения имеется исключительно только правомочия и отсутствуют при этом, корреспондирующие обязанности. То есть, лицо, желающее получить согласие от смежного землепользователя имеет право требовать от него получения данного согласия и не обязан что-либо предоставить взамен (то есть, отсутствует общее для гражданских правоотношений правило о взаимности представлений), а смежный землепользователь имеет право подтвердить свое согласие с границами земельного участка или отказаться от изъявления воли (мнения) по поводу границ земельного участка. Анализ содержания правоотношений, складывающихся при согласовании границ земельного участка, показывает, что по своей природе – это односторонние сделки.
 
3. Постановка земельного участка на кадастровый учет
Суть правоотношений, возникающих при постановке земельного участка на кадастровый учет, состоит во взаимодействии заинтересованного лица с органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости.
Объектом правоотношения по постановке земельного участка на кадастровый учет являются действия уполномоченного органа государственной власти, оказание заинтересованному лицу государственных услуг[51], в виде: постановки земельного участка на кадастровый учет, внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о сформированном земельном участке, присвоения земельному участку кадастрового номера, изготовления кадастровой карты земельного участка.
Субъектами правоотношений по постановке земельного участка на кадастровый учет являются государственный орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, на сегодняшний момент таким органом является федеральное агентство кадастра объектов недвижимости[52] и заинтересованное лицо – заявитель.
Содержанием данных правоотношений являются право заинтересованного лица обратиться в федеральное агентство кадастра объектов недвижимости за постановкой предоставляемого земельного участка на кадастровый учет и полномочие федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ведению кадастрового учета земельных участков.
Глава 16 Федерального закона «О государственном кадастре  недвижимости» предусматривает, что заявитель обращается в орган кадастрового учета с заявлением и комплектом документов, который, при постановке на учет земельного участка, должен включать, кроме прочих правоустанавливающий документ на земельный участок (копия документа, подтверждающего право заявителя на земельный участок)[53].
В рассматриваемой ситуации заявитель не может предоставить правоустанавливающих документов на земельный участок, поскольку права на земельный участок у заявителя пока отсутствуют. Поэтому, вместо правоустанавливающих документов заявитель предоставляет решение о предварительном согласовании места размещения объекта. Правовой основой для этого является пункт 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
 
5.                        Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства
Данная стадия фактически завершает процесс предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Решение о предоставлении земельного участка является правоустанавливающим документом – основанием для заключения договора аренды земельного участка.
Правоотношение при принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства, представляет собой взаимодействие заинтересованного лица с органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, предоставлять земельные участки для строительства.
Объектом правоотношения при принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства является акт уполномоченного органа государственной или муниципальной власти. То есть, непосредственным объектом правоотношения, складывающегося на данном этапе, являются не сам испрашиваемый земельный участок, а ненормативный акт органа государственной или муниципальной власти, которым окончательно решается вопрос о закреплении сформированного земельного участка за заинтересованным лицом.
Субъектами данного правоотношения выступают: заинтересованное лицо, и орган уполномоченный рассматривать заявления о предоставлении земе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.